Наиболее четко обрисовывается стратегическое разномыслие евангельской миссии ап. Павла и ап. Петра, с его (разномыслия) последующим разрешением, следующим текстом опять же из послания к Галатам: «Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников], и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» ( Гал.2,7–9 ). Иными словами, существовали две формы и два типа проповеди в апостольском веке. Это проповедь для – обрезанных и проповедь для – не обрезанных. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Точно так же существовали различия между прп. Иосифом Волоцким (он ратовал за общежительный устав) и прп. Нилом Сорским , который ратовал за скитское монашество. Их последователи действительно довели этот конфликт до открытых столкновений между монашествующими того времени. В случае с Епифанием Кипрским , который, как достоверно известно, участвовал в осуждении на ссылку св. Иоанна Златоустог о и косвенно виновен в его смерти, то, скорее всего, св. Епифаний слишком увлекся антисектантской полемикой и ему везде мерещились еретики и отступники (Златоуста обвинили в симпатиях к арианам, которых на сомом деле он никогда не поддерживал). Так что между святыми и впрямь были разногласия и даже открытые столкновения. ВОПРОС: Что означает для нас схождение Духа Святаго, Пятидесятница? ОТВЕТ: Это событие произошло однажды в истории, но оно имеет вечное, непреходящее значение. И в этом смысле каждый из нас переживает свою собственную пятидесятницу в Таинстве Святаго Миропомазания. В этом Таинстве нам сообщаются дары Святаго Духа (Его печати). И в этой жизни мы призываемся к тому, чтобы раскрыть их, эти дары – печати. Исполненные Духа Святаго, в эти дни апостолы безбоязненно проповедовали Слово Божие. И мы призываемся к подобному дерзновению в Духе Святом. Святые апостолы заговорили на разных языках, и это означает, что все человечество призывается к новой жизни в Боге и с Богом. Мы, православные, не имеем автономию на Духа Святаго. Сказано: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.3,8 ). – Иными словами, Дух Святой Сам избирает для себя, где ему находиться. Говоря о необходимости крещения и его цели, ап. Петр учил: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2,38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Наоборот, Иов, по замечанию свт. Иоанна Златоустог о, «не видел причины своих страданий, — и эта неизвестность терзала его ужаснее, нежели черви» 10 . Друзья пытаются указать Иову на всеобщее поражение грехом человеческой природы, а, значит, греховность каждого человека. Например, Елифаз Феманитянин говорит ему: «человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более — в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли» ( Иов.4:17–19 ). Иов не отрицает мысли о всеобщей греховности: «как оправдается человек пред Богом?» — риторически восклицает он ( Иов. 9:3 ). Но он переходит в своих размышлениях далее — к пониманию того, что эта греховность по-разному проявляется у каждого человека в конкретных поступках. И у него, Иова, нет такой меры грехов, чтобы за них терпеть столь страшное наказание от Бога. «Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, — спрашивает Иов, обращаясь к Богу, но фактически подразумевая ход мыслей своих друзей, и далее прямо говорит, — хотя знаешь, что я не беззаконник» ( Иов. 10:6–7 ). Дальнейшее повествования книги Иова показывает, что он был прав, поскольку страдания были попущены не за его грехи, а чтобы явить его долготерпение ( Иак. 5:11 ). Таким образом, по учению книги Иова человек должен раскаиваться пред Богом не в потенциальной возможности грешить, а в своих конкретных делах, противных воле Божией 11 . д) учение о внутреннем покаянии в 50м псалме Одним из наиболее ярких текстов Священного Писания, выражающим учение о покаянии, является 50й псалом, написанный Давидом после известной истории его согрешения с Вирсавией ( 2Цар.11–12 ). Это произведение замечательно не только тем, что, войдя в литургическую практику православной Церкви оно является хорошо знакомым каждому верующему, но и тем, что в нем достаточно полно представлены практически все этапы покаянного процесса, изложенные в начале данного доклада как сумма библейского учения по данному вопросу.

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

Например, Псалом 22-й, в котором описывается смерть невинного Праведника. Псалом начинается со слов, которые произнес Иисус на кресте: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?.. Но Я – червь, а не человек, поношение у людей и презренный у народа. Все видящие меня ругаются надо мною, раскрывают уста, кивают головой»... Разительным образом этот псалом указывает на распятие Христа (см., например, стихи 15–19): «Как вода, я пролился, и расторглись все кости мои; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Иссохла как черепок кровь моя; язык мой прильнул к устам, и в прах могильный Ты полагаешь меня. Окружили меня псы; толпа злых ходит вокруг меня; пронзили руки мои и ноги мои, Я мог бы перечесть все кости мои. Они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий»... Словно на Голгофу перенесся духом Псалмопевец и стоял у подножия креста... Подобными пророчественными местами испещрены, например, псалмы: 31 (ст.: 6, 10–14), 35, 38, 55, 69. Они выражают всю скорбь праведника, страдающего невинно, оставленного не только людьми, но и Самим Богом. Все же Псалмы эти оканчиваются словами надежды на милость и правосудие Бога, Который не даст душе праведника видеть истление, не оставит Своего Помазанного во аде, но в третий день воздвигнет Его из мертвых и даст Ему царство во веки. Древние христиане никогда не забывали Псалтырь, а наоборот, ставили ее в основу своей молитвы и своем храмовой жизни. Идя на смерть за Имя Христово, мученики воспевали псалмы наряду с христианскими песнопениями. Спасаясь от «мира сего», подвижники наполняли кельи и пустыни священными песнями Псалмопевца. Очень рано церковные «уставы» узаконили постоянное употребление псалмов на суточных службах и в праздничные дни. Кроме того установлено еженедельное чтение всей Псалтири, распределенное по всем дням недели. До нас дошло множество толкований на Псалмы, например, св. Афанасия Великого , св. Иоанна Златоустог о, препод. Ефрема Сирина , блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Некоторые, смущаясь столь широким отпадением от Христа многих, в недоумении спрашивают, подобно пророку: «Что, яко путь нечестивых спеется?» ( Иер. 12, 1 ). Но мы знаем, что и должна быть до конца времен Церковь Христова в уничижении на земле, ибо все последователи Христовы должны нести Крест Его, и что только в конце времен, когда Сын Человеческий явится во славе Своей, когда солнце, мнимо единственный источник земной жизни, померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с неба, вопреки уверенности нынешних людей в вечном существовании мира, тогда только Крест Христов явится, как знамение на небе в обличение иудеев ( Мф. 24, 29–30 ; ср. свт. Иоанна Златоустог о толкование), и восплачутся все племена земные. Мы знаем, что до конца времен не потеряет значения вопрос: «Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?» ( Ис. 53, 1 ), то есть кто уверует в могущественную силу благодати, действующую в Церкви, гонимой от мира? Но знаем мы и то, что некогда «Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует», Величественный и выступающий в полноте силы Своей, хотя и в одежде, обагренной кровью, имя Которому «Слово Божие», явится Победителем всех врагов Церкви ( Откр. 19, 11–13 , Ис. 63, 1–3 ). Зная все это, братие, из Божественного Откровения, должны мы, по слову апостола, быть особенно внимательными, чтобы не отпасть. Если бы внимательнее присмотрелся каждый, отпадший от веры во Христа, к тому, как совершалось в душе его отпадение, то заметил бы, что совесть многократно укоряла его в отступлении от истины Христовой. Потщимся же внимать себе особенно в годы юности, когда душа еще почти одинаково легко может склониться ко злу и к добру, чтобы не ожесточалось, особенно в эти годы, сердце наше, слыша глаголющего в нем Духа Святого, и не сделались мы виновными в непокорности ( Евр. 3:7–8, 18 )! Бог же да сохранит нас от сего отпадения, являя нам знамения благодати и чудес, доныне совершающихся в Церкви Христовой, в которых мы продолжаем и ныне слышать голос «Глаголющего с небес» ( Евр. 12, 25 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

О, какая досада, что не записали мы тех разговоров, которые вели с ними в присутствии вашей милости у меня на обеде около года назад! Потому что тогда мы спокойно возражали им при помощи Священного Писания на их новые измышления, то есть: их мнение о происхождении Святого Духа; их различные переводы Библии ; летосчисление от сотворения мира; и в-четвертых, о верховенстве их папы – чем они теперь устрашают правоверных. И еще раз прошу вас, пусть наши не ходят часто на их проповеди без кого-либо опытного из наших и пусть не пускаются с ними в споры, нарушая заповедь самого Господа, который сказал ангелу Фиатирской церкви устами Иоанна Богослова следующее: «Вам же и прочим находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас много бремени; только то, что имеете, держите, пока приду». А если Богу будет угодно, то мы к вам поспешим вместе с тремя достойными свидетелями: с Дионисием Ареопагитом , с Иоанном Златоустом и с Иоанном Дамаскиным , а также с другими святыми прежними учителями, которые явно обличают их новоизмышленное богословие, содержащее выдумки о происхождении Святого Духа. Об этом более, чем о других их раскольнических вещах, трудно спорить с ними по причине их упрямства. Если вашей милости это посланьице покажется важным, то прочти его в доме пана Зарецкого, а также всем виленским жителям, хранящим правоверие. А меня, многогрешного, в любви своей и в молитвах перед Богом не забывай. Аминь. ЛИСТЪ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ДА КОЗМЫ МАМОНИЧА Господину и брату моему милому, пану Кузм, обычное и доброхотное поздравление, со женою и с чады, и со всемъ домом твоимъ. Слышах от немалых людей зацных, также, яко и от вашей милости, и от пана Петра, а одномъ езуите, иже много отрыгал ядовитыми слогнями на святую непорочную вру нашу, нарицающе нас схизматиками. А сами будуще совершенные схизматицы, напившеся от мутных источников, истекающих от новомудренных ихъ папъ, преступников явственных и соперников святых вселенских великих седми синодов, 1107 кои были удержаны не тылько восточных наших церквей епископами, но и заподными их самыми святыми папежи древними.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О милосердии к людям упоминает Сам Господь при изображении последнего Страшного Суда Своего. Вот Его слова: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:31–36 ). Из этих слов Господа вы видите и то, как для нас необходимо и как важно — бесконечно важно — христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать уготованное от сложения мира царство для благословенных Отца Небесного, ибо суд без милости будет не оказавшему милости ( Иак.2:13 ); бесконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, оказывается лично Самому Иисусу Христу, по свидетельству Его Самого: Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе ( Мф.25:40 ); ибо все люди, особенно — христиане, суть братия Его меньшие, а христиане — и члены Его. «Милостыня есть царица добродетелей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — весьма скоро возводящая на Небо» (Беседы о пророке Илии). «Велика и превосходна сила милостыни; великое дерзновение перед Богом имеет эта добродетель: как какая-нибудь царица нашей жизни, она с великой смелостью обыкновенно проходит небесные своды, и силы, которым вверены врата Небесные, видя входящую мил остыню, с великой честью отверзают те врата ради её и другим добродетелям; а если видят их идущими без милостыни, то запирают врата перед ними. Это видно из притчи о пяти девах, которые не были допущены в священный чертог за то, что не имели в светильниках постоянного елея, и заметь различие: милосердие без девства водворило имеющих его на Небо, а девство без милосердия не могло сделать этого» («Слово святителя Иоанна Златоустого о любви к бедным»).

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

– О приближении конца света речь идет еще с апостольских времен. И сравнительно недавно на воскресной проповеди (10.02.2019) Святейший Патриарх-Католикос Илия II упомянул, что, согласно свидетельствам отцов, сейчас не то что «последние времена», а даже последние дни. Как вы можете это прокомментировать? – После вочеловечения Господа человечество находится в периоде последних времен. Субъективно переживание конца света периодически усиливается – так было, например, в житии святителя Иоанна Златоустого. Вообще же истинная христианская жизнь эсхатологична, что хорошо видно в словах святого апостола Павла о том, что, несмотря на загруженность духовной и церковной жизнью тут, на земле, главный акцент делается всё же на будущей встрече со Христом: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 11–13). И это состояние, то есть ожидание встречи с Господом, у нас должно быть всегда. Ожидание встречи с Господом у нас должно быть всегда То есть мы всегда должны смотреть вперед и с радостью готовиться к будущей славной встрече со Христом: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). – Какой совет, какое напутствие вы могли бы дать православному человеку, живущему в наши дни? – Пусть всегда дышат наши легкие, сердце бьется, кровь движется, мысль формируется, чувства живут, язык говорит, воля закаляется, личность реализуется вместе с Иисусом Христом, аминь! Рейтинг: 9.9 Голосов: 959 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Иерофей (Влахос),  митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец. СТСЛ, 2011. С. 377. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 10 июля 2019, 18:35 Допустимо ли заменять часть богослужения (часы) введением Иисусовой молитвы? Владислав 10 июля 2019, 15:06 В эти непростые времена очень кстати статья о хороших верующих людях в Грузии, для контраста, чтоб не отчаиваться и не навешивать ярлыки на народы. Дай Бог, Грузия переживет эти времена, а те, кто заблуждаются, образумятся.

http://pravoslavie.ru/122301.html

Об этом древнем церковном обычае есть указания в древних литургиях и у святых отцов Церкви: Кирилла Иерусалимского , Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Августина, И. Дамаскина и др. 2 Вопросы и ответы православного 1) Из каких мест св. Писания видно, что умершие мертвы только телом, но живы душой, и что они живут за гробом сознательно–разумной жизнью? 1) Это видно из слов Самого Спасителя, сказавшего: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мф. 22:31–32), «ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ). И св. ап. Павел говорит: «живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем; и потому живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того и умер, воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» ( Рим. 14:8–9 ). Об этом же говорит притча о богаче и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ) и проповедь Христа находящимся в аду грешникам ( 1Петр. 3:18–19 ), а также те места св. Писания, в которых говорится о праведниках, что они окружают на небе престол Божий, видят Бога, поклоняются Ему и восхваляют Его в песнях и словословиях (От. 4:10–11; 7:9–10; 5:9; 14:3; 15:3). 2) Откуда из св. Писания видно, что умершие вместе с живыми принадлежат единой Церкви Христовой, возглавляемой Христом? 2) Это видно из следующих мест св. Писания: «Вы приступили, говорит христианам ап. Павел, к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22–23 ). Христос, как уже сказано выше, «владычествует и над мертвыми, и над живыми» ( Рим. 14:8–9 ), «ибо Бог положил в Нем Свое благоволение, дабы все небесное и земное соединить под главой Христом» ( Еф. 1:10 ). «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил. 2:9–10 ). 3) Возможно ли молиться о спасении умерших грешников? 3) Не только возможно, а и должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Обители эти носят различные наименования: геенны, печи огненной, тартар и др., смотря по роду и степени греховности. Каждому злому, чуждому правды состоянию душ на земле есть соответственное осужденное состояние за гробом. Такое греховное состояние души на земле, по учению Господа Иисуса Христа, есть состояние мертвенное, и нравственный суд уже над ним произнесен: «осужден» ( Ин.5:29 ). Мертвенное состояние души, как показывают опыты, всегда чуждо, лишено кротости и смирения, и ему не понятна небесная радость. Чем заняты постоянно ум и сердце людей, преданных пороку? Это известно всем. О чем постоянно пекутся славолюбец, сластолюбец, сребролюбец?.. Вкушают ли они когда тот сладкий, неземной покой? О разных степенях загробного гееннского состояния вот учение Самого Господа Иисуса Христа: «тот раб, который знал волю Господина своего, и не был готов и не делал по воле Его, бит будет много. А не знавший воли Господина и сделавший достойное наказания – бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется: и кому много вверено, с того больше взыщут» ( Лк.12:47,48 ). Неведение воли Божьей не освобождает совершенно грешника от казни за гробом, потому что он мог бы узнать ее, если бы только захотел. Для пояснения этих евангельских слов приведем толкования Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Ефрема Сирина и др. Св. Василий Великий : «Надобно знать, что выражения: «бит будет много» и «бит будет мало» означают не конец, а разность мучения. Ибо если Бог есть праведный судья не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого (или слабейшего или более пожигающего), другой – червя неумирающего, но опять или сноснее или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Сама тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И сказанное в Притчах: «во дне ада» (9:19), дает возможность понять, что некоторые хотя находятся во аде, но не на дне ада, и терпят легчайшее мучение. Это можно и ныне отличать в телесных страданиях. Ибо один болен лихорадкой с припадками и другими недугами; другой чувствует только лихорадку, и то не в равной степени с другим; иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком-либо члене, и то опять более или менее другого».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Обратите внимание – мы обычно молимся о том, чтобы у нас не было никаких неприятностей, чтобы нам избежать скорбей, не подвергнуться насилию со стороны других людей, например, разбойников или воров. А святой апостол Павел – избранный сосуд Духа Святого – терпел необыкновенные скорби: он тонул, на него нападали и, наверное, грабили разбойники, его жизнь подвергалась всяческим опасностям. Почему же Господь не хранил его от этого? Он хотел закалить его, как металл в горниле, чтобы его ревность стала видна всем. «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах». Кроме всех этих скорбей, к апостолу ежедневно приходили толпы людей со всей вселенной с разными вопросами. Тот, кто вынужден постоянно общаться, знает, как это необыкновенно утомительно. Бывает тяжело принять за день даже десять человек и побеседовать с ними по разным вопросам. А у апостола Павла было ежедневное «стечение людей», которые приходили спросить о вере или получить указания, как им поступать в тех или иных обстоятельствах в уже основанных им церквах. На апостоле лежала забота не об одной какой-нибудь церкви, допустим коринфской, а обо всех церквах, основанных им во многих городах вселенной. При всем том и время тогда было небеспечальное: отовсюду гонения и скорби. И люди приходили к апостолу и спрашивали, что им делать в каких-либо затруднительных ситуациях. Он один носил тяготы всех этих людей, заботясь о том, чтобы во всех церквах было благополучие, укреплялась духовная жизнь и сохранялся мир между братьями. «Бог, – по мысли Иоанна Златоустого, – призвал Павла за его искренность, за способность к служению». В Павле не было лукавства, он был всем открыт: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? – пишет он в своих посланиях, – кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор.11:29 ). И не будем забывать слова апостола Павла, который говорил нам: «радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны – и Бог любви и мира будет с вами» ( 2Кор.13:11 ).

http://azbyka.ru/propoved-na-prazdnik-sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010