И в этом своем духовном ослеплении настойчиво просим у Господа земного благополучия. Но у Господа нашего этого нет. Потому что не открыть мифический рог земного изобилия, начать золотой век пришел Он к нам, но пришел в смирении даровать спасение грешникам, то есть всем нам, каждому. Поэтому если чего мы и можем просить у Господа, пришедшего к нам таким образом, так только смирения. Смирения пред Богом и пред ближним, который сотворен по образу и по подобию Божиему. Но просим, скрыто требуем от ближнего служения себе, жертвоприношения себе, поклонения себе, любви к себе, желая во всем начальствовать, желая во всем исполнения своей воли. Но вот иной пример отношения к ближним – пример царя Давида, причем пример отношения не просто к ближним, но к воинам, которые всегда безгласны пред начальствующим. Во время сражения с филистимлянами царь захотел пить и сказал: «Кто напоит меня водою?..» «Тогда трое… храбрых пробились сквозь стан [вражеский] и почерпнули воды из колодезя… и принесли Давиду. Но он не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни?» (2 Цар. 23: 16–17). Осознаем ли мы, что делаем, когда угнетаем ближних своих, и чью кровь пьем, когда пытаемся начальствовать над ними? Будем смиряться и смиряться. Каждый раз, молясь перед Святым Причастием, мы обращаемся от своего лица к Господу словами святителя Иоанна Златоустого и просим Его: «смирися и ныне смирению моему, и якоже восприял еси в вертепе и в яслех безсловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души». И Господь, Божественный Младенец, доверится нам и возляжет Своим Божественным миром в нас, когда мы не будем увеличивать скорби наших близких, а значит – и скорби Христовы. И мы, пусть хоть мало, но приблизимся ко Христу и дадим Ему приют – Ему и чадам Его: больным, заключенным, бедным и всем несчастным в этой временной жизни, когда поможем им, как и Сам он говорил об этом (см.: Мф. 25: 35–40).

http://pravoslavie.ru/76431.html

И в этот момент – почему этот страх называется священным, что им можно клясться? – Исаак не боялся веревок, которые впивались в его тело, не боялся дров и огня, что костер полыхнет вокруг него, он не боялся каменного жертвенного ножа, который отец занес над ним. Исаак в этот момент боялся ослушаться своего отца хотя бы легким движением неповиновения. И поэтому страх его стал священным! Мы уже говорили об этом, но в контексте сегодняшнего повествования не можем вновь не коснуться этой темы. « И заколол Иаков жертву на горе, и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб [и пили] и ночевали на горе. И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошел, и возвратился Лаван в свое место » ( Быт. 31:54–55 ). Так оканчивается 31-я глава Книги Бытия. И наша беседа не была бы полной, если бы я не предложил вам цитату из Иоанна Златоустог о, об Лаване, о котором так много плохого мы узнали. Со своиственным ему оптимизмом святитель Иоанн Златоуст , объясняет: «Видишь, возлюбленный, как велика премудрость Божия? Как в одном и том же деле Господь показал и об Иакове Свое промышление, и Лавана удержал от несправедливости к праведнику; и тем самым, внушив ему не говорить Иакову худого, привел его постепенно на путь богопознания; и тот, который набежал, как зверь, намереваясь схватить и растерзать, возвратился домой, принес оправдание и поцеловал дочерей своих и детей их» 363 . Да, каким бы не был Лаван, но он дед 12 патриархов Израиля, и чрез патриарха Иуду – месопотамский предок Иисуса Христа! Спаси вас Христос! 358 В Книге Судей. 17 -я глава, 5-й стих: «И был у Михи дом Божий (то есть «домашняя церковь » – О.С.). И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником» ( Суд. 17:5 ). Терафимы, по объяснению некоторых экзегетов, это семейные идолы или статуэтки, которые оберегают определенный семейный клан. Например, в современной Африке, когда умирает старейшина, то высушивают его череп, он становится очень маленьким, и носят его как амулет – надевают по особым праздничным дням. Поэтому терафимы земли Ханаанской – это были, прежде всего, черепа. Какие были идолы у жителей Месопотамии – здесь я не знаю, какие существуют археологические данные. Возможно, это были просто каменные изображения человеческих фигурок, каждая из которых символически изображала какого-то предка или пращура.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И воздав поклонение Престолу и поцеловав его, а также св. Евангелие и Крест, облачаются в священнические одежды, делая знамение креста, целуя их, произносят над каждою: «Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами святых отцев наших, помилуй нас». Диакон, выйдя на амвон и поклонившись трижды, говорит: «Благослови, владыка». Священник: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». «Приидите поклонимся»..... И предначинательный 103 пс. Диакон произносит великую ектению. Все здесь упоминаемые ектении смотри в Литургии св. Иоанна Златоустог о. Молитва I -го Антифона Священник: «Господи Щедрый и Милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, услышь молитву нашу и внемли голосу моления нашего; сотвори с нами знамение ко благу, приведи нас на путь Твой, чтобы ходить в истине Твоей; возвесели сердца наши, чтобы бояться Святого Имени Твоего; Ибо Ты велик и творишь чудеса; Ты – Единый Бог и нет подобного Тебе между богами, Господи, сильный в милости и благий в крепости, чтобы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на Святое Имя Твое». Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Чтец читает первую статью из 18 кафизмы (пс. 114–123.). Малая ектения Молитва второго Антифона Священник: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас, но сотвори с нами по милости Твоей, Врач и Целитель душ наших, руководя нас к пристанищу воли Твоей; Просвети очи сердец наших к познанию Твоей истины, и даруй нам остальное время настоящего дня и все время жизни нашей мирное и безгрешное, по молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих». «Ибо Твоя Держава и Твое Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков». Народ: »Аминь». Чтец: читает вторую статью кафизмы (пс. 124–128.). Малая ектения Молитва третьего Антифона Священник: «Господи Боже наш, помяни нас грешных и недостойных рабов Твоих, когда мы призываем святое и поклоняемое Имя Твое, и не посрами нас в ожидании милости Твоей, но даруй нам, Боже, все просимое ко спасению, и сподоби нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего, и исполнять во всем волю Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

И далее люди начинают жить на земле, Бог дает им разные законы, в том числе и так называемые «законы Ноя». Законы Ноя считаются обязательными для всех людей, верующих и неверующих. Считается, что в день Суда эти законы будут спрошены с каждого, все они помещаются в 9-й главе. Далее мы читаем: « Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все » ( Быт. 9:2–3 ). То есть до потопа люди не вкушали мяса. И только после потопа Бог повелел людям вкушать мясную пищу! Я слышал такое предание – правда, оно нигде не зафиксировано, – что однажды батюшку Иоанна Кронштадтского спросили: «А почему после потопа Господь людям разрешил мясо вкушать?» На что святой праведный отец Иоанн ответил: «Люди до потопа были такие злые, что если бы им не разрешили вкушать мясо животных, они б друг друга начали есть! И даже после потопа!» Отчасти, подобное объяснение, подтверждается Иоанном Златоустом : «С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса, но не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию. Они должны были животных приносить в жертву и чрез это воздавать благодарность Господу. Поэтому, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу и чрез это освобождает их от всякого недоумения. Как зелень травную, говорит, даю вам все. Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: только мяса в крови души не ешьте. Что же означают эти слова? Что такое: мясо в крови души? Это значит – удавленина, потому что кровь есть душа животного. Так, ввиду того что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь предназначена Мне, а мясо вам. А делает Он это для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И для чего ты гордишься отечеством, говорит Он, когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь соделаться таким, что весь мир не будет достоин тебя? Откуда ты происходишь, – это так маловажно, что сами языческие философы не придают этому никакого значения, называют внешним и отводят последнее место. Что пользы было детям Самуила в благородстве отца их, когда сами они не наследовали его добродетели? Что пользы детям Моисея, не поревновавшим его строгой жизни? Они не наследовали его власти. Напротив, повредило ли Тимофею то, что он имел отцом язычника? Что опять было пользы сыну Ноеву от добродетели отца его, если он сделался из свободного рабом? Видишь ли, как мало защиты детям в благородстве отца их? Но что я говорю об отдельных людях? Иудеи были сынами Божиими, и однако ничего не приобрели от этого достоинства. Итак, если кто, будучи даже сыном Божиим, за то, что не окажет добродетели достойной такого благородства, еще более наказывается, то что уже выставлять благородство дедов и прадедов? Да и не только в Ветхом, но и в Новом завете можно найти то же самое. Елины, сказано, прияша Его, даде имя область чадом Божиим быти ( Ин. 1:12 ); между тем для многих из этих чад совсем бесполезно то, что они имеют такого Отца. Аще бо обрезаетеся, говорит Апостол, Христос вас ничтоже пользует ( Галат. 5:2 ). Если же и Христос совсем бесполезен для тех, которые не хотят внимать самим себе, то что пользы в человеческом предстательстве? Итак, не будем гордиться ни благородством, ни богатством, но будем презирать надмевающихся подобными преимуществами: не будем унывать по причине бедности, но будем искать того богатства, которое состоит в добрых делах, и убегать той бедности, которая вводит нас в грех . Что мы алчем денег, когда они не возводят нас на небо? Скажи мне, если бы какой-либо земной царь сказал, что богатый не может блистать в его царских чертогах, или достигнуть какой-либо почести, то не все ли с презрением бросили бы имения? Если же мы готовы презреть имение, когда оно лишает нас чести у царя земного, то при гласе Царя Небесного, Который ежедневно взывает и говорит, что не удобно с богатством взойти в священные те преддверия, не презрим ли все, и не отвергнем ли богатства, чтобы свободно взойти в Его царство? И достойны ли мы какого-либо прощения, когда с великим старанием обременяем себя тем, что заграждает нам туда вход, и скрываем свое богатство не только в сундуках, но и в земле, тогда как можно бы положить его в хранилище небесное? Ты поступаешь в этом случае подобно тому земледельцу, который, взяв пшеницу, вместо того, чтобы посеять ее на плодоносном поле, бросает в озеро, отчего и сам не получает никакой пользы, и пшеница, испортившись, пропадает.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И Евангелист Иоанн учит: «если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему не к смерти. Есть грех к смерти, не о том говорю, что бы он молился“ ( 1Иоан. 5: 16 ). Вот о ком из живых и умерших Церковь не молится: о явных хулителях Бога и Его Церкви, об отрекшихся от Христа, как Сына Божия, о непочитающих за святыню Кровь Завета, т. е. отвергающих догмат искупления Христом человечества, и о согрешающих грехом к смерти, т. е. согрешающих произвольно до самой смерти и не считающих грех грехом, что и есть хула на Духа Святого. Не может, конечно, молиться св. Церковь за тех умерших кто умирает, отвергая самую возможность молитв об усопших, а также и за сознательно, в здравом уме, лишивших себя жизни, как восставших против Творца своего, даровавшего им эту жизнь Начальника жизни. (Канон. ответы св. Тимофея: 14-й). О всех же остальных умерших Церковь всегда возносит молитвы к Богу, ибо верит непреложным словам Христа Спасителя, что всякий грех , кроме указанных, простится и в веке сем и в будущем. Но если бы мы молились о помилованных уже умерших или не заслуживающих поминовения, то не повредили бы этим ни им, ни себе, а лишь исполнили бы долг христианской любви к братьям нашим и заслужили бы благоволение в очах Божиих, согласно словам Спасителя: «входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него, если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится“ ( Мф. 10: 18 ); так и наши молитвы, если умершие не будут их достойны, возвратятся к нам, как и псалмопевец говорит о молитве за упорных грешников: «и молитва моя возвращалась в недро мое“. ( Пс. 34: 13 ). 12) Сектант: Если для умерших спасительны молитвы и милостыни, тогда все богачи могут спастись, оставив капитал для поминовения, а бедняки, ничего не имеющие, погибнут, ибо никто не будет даром за них молиться. Объяснения православного: Церковь одинаково молится и о богатых и о бедных, ибо она любящая мать тех и других: за всякой церковной службой она обращается к Богу с молитвой о всех «прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду православных“. На литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого возносятся молитвы «о иже в вере почивших, праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в верте скончавшемся, – за «всех усопших о надежди воскресения живота вечнаго“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.  Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.  И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.  Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его " (Матф. 26: 45-50). У других Евангелистов не находим этого названия " друг " , а просто " предающий " . Почему? Сейчас рассмотрим. Александр Жабенко 29 августа 2011г. 13:54 Видите, Иуда был другом Христовым, одним из Двенадцати Апостолов и близких учеников. Но трагедия его в том, что он, будучи другом, совершает предательство --  и даже в тот момент Господь, призывая его к покаянию, называет его другом. Видите -- Иуда -- не враг Христу, а предавший друг... И не раскаянный... А отчаявшийся... В Псалмах об этом написано: " Отдалил Ты от меня друга и ближнего, сотворил меня гнушаемым для них... " -- апостолы -- разбежались, а один стал предателем... Но Господь с любовью относился и к Иуде, предавшему другу. Петр также трижды отрекся, но раскаялся и остался другом Христовым. Иуда же не был врагом, был другом, но предал, а потом не раскаялся и не стал другом Христовым... В этом его личная трагедия. Господь же предвидел о том, что Иуда не раскается, но впадет в отчаяние, поскольку предав, перестал верить Христу, утратил веру в Его милосердие и любовь, а посему отчаялся и погиб... Христос доверил Себя другу, но тот предал Его. И Господь верен, но предавший погиб -- в этом его горе... Александр Жабенко 29 августа 2011г. 14:06 Для нас же это предостережение -- ведь каждый раз (на Литургии свт. Иоанна Златоустого), приступая к Чаше, верные читают молитву, где просят не стать подобными Иуде, но, как разбойник, исповедовать Христа. Видите, Иуда был бы порядочным и благочестивым человеком, апостолом и другом Христа, если бы не имел страсть и грех сребролюбия -- тайную и нераскаянную. Итак, лукавый нашел способ создать ситуацию, в которой Иуда оказался в его власти -- ситуацию выбора, где ничего Иуду от предательства не удерживало, кроме оказанного доверия со стороны Христа (ведь Христос отказался добывать славу, власть, богатство...) и заповедей -- и Иуда, имея страсть нераскаянную, оказался слаб. Будучи свободен быть другом или получить награду (сребренники) -- он выбрал второе -- будучи рабом греха сребролюбия... А согрешив, не верил, что может быть прощен и очищен через верность, подобно Петру -- вот в чем опасность страстей нераскаянных -- они закрывают от человека веру в Божью любовь...

http://bogoslov.ru/article/753318

И оправдалась в них предсмертная молитва Спасителя нашего: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня. Я в них, и Ты во Мне: да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:21, 23 ). И увидел, и познал мир, что эти безмолвные и безответные страдальцы – избранники, любимцы Божии, и, склонившись перед их проповедью, уверовали в голгофского страдальца. Литургия В христианской православной Церкви приняты и навсегда усвоены две божественные литургии: « Василия Великого и Иоанна Златоустог о». Из выше приведенных слов св. Прокла видно, что литургии не сочинены этими великими мужами, а в существе своем те же самые божественные вечери, которые, по примеру первой Тайной вечери, были совершаемы апостолами и их ближайшими преемниками. Высокая заслуга этих святых мужей состоит в том, что они навсегда установили внешний порядок совершения этого таинства, величайшего из христианских таинств, и представили божественную литургию в таком совершенном виде, что после них самые богомудрые, богопросвещенные мужи не нашли иоты, подлежащей какому-либо изменению. Явный признак, что их действиями руководил не обыкновенный человеческий разум, а тот высший ум, который, где положит свою печать, то уж там всем умам и разумам человеческим делать нечего. Поэтому название божественная литургия, кроме самого таинства, принадлежит ей вполне всей – от первого и до последнего слова. Она вся божественная – в существе и во внешнем составе. Св. Василий родился в Кесарии, столице каппадокийской области (в Малой Азии). Год его рождения не известен. Родители его – Василий и Емилия – были строго христианской жизни (римская Церковь чтит их святыми и празднует 30 мая). Отсюда и вся семья вышла великих угодников Божиих. Братья Василия: св. Григорий, епископ Нисский (супруга его блаженная Феозва, диаконисса, память обоих 10 января), преп. Навкратий и св. Петр, епископ Севастийский (9 января), и сестра – пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

И Сам Господь говорил пророку Моисею при купине: «Я увидел страдания народа Моего в Египте... Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян» ( Исх.3:7–8 ). Вот это и значат слова псалмопевца: во смирении нашем помяну ны Господь… и избавил ны есть от врагов наших. В следующих словах пророк дает понять, что Господь Бог имеет попечение и оказывает Свои милости не одним израильтянам, но и другим народам, и не только народам, но и всякой плоти дает нужную пищу; а потому все, без различия, должны приносить хвалу и благодарение Богу, как пользующиеся благополучием, так и находящиеся в бедах и несчастиях, как люди, так и все животные, всякая плоть. По словам св. Иоанна Златоустог о, «Господь дает пищу не праведникам и не подвизающимся только в правоте, но и грешникам, и нечестивым, и всему роду человеческому. Итак, плодородие не зависит от земли, и не от вод, не от воздухов, не от лучей и не от чего другого, но все от Него. И из сего заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии» с. 1067]. А по словам блж. Феодорита, «Он доставляет пищу не людям только, но и бессловесным, соответственную природе каждого, как сказано: «Воззрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» ( Мф.6:26 ). Посему Промысл Божий столь велик и достаточен, что простирается от чудес на небе до земли и до самых малейших животных на ней» с. 1067; 6, с. 664]. В заключение всего псалма, пророк убеждает воздать благодарность Богу, как Творцу и Владыке неба, – Богу Небесному, имеющему престол Свой на небесах. По словам того же блж. Феодорита, «Бог есть Бог всяческих, как Творец всех; но Он преимущественно называется Богом неба, как особенно чтимый служением живущих там ангелов. Ибо эта страна чистая от греха» с. 1068]. И так «за все, говорит св. Иоанн Златословесный, – станем воздавать Богу благодарение, за общие и за частные блага; сия-то жертва, сие приношение особенно может преклонить Его к нам на милость» с. 1068]. Читать далее Источник: Объяснение священной книги псалмов/Прот. Григорий Разумовский. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2002. - 990, с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

И теперь мы молимся во время Божественной Литургии: И сподоби нас (позволь нам), Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати: Отче наш , Иже еси на небесех… Размышляя над откровением Бога н жизни народа Ветхого Завета и в жизни Церкви Нового Завета, ясно видно, что Бог есть Любовь , и что во всех Его действиях в мире Бог Отец через Иисуса Христа и Святого Духа являет Своё Существо как Любовь.Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши… И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. ( 1Ин.4:7–10, 16 )…Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим.5:5 ) Будучи этой Любовью , наш Небесный Отец совершает всё возможное для жизни и спасения человека и мира, потому что Он «долготерпелив и многомилостив» и желает простить человеку его грехи, чтобы тот мог войти в Его Жизнь и Любовь. В псалме Давида, который обычно поётся в Церкви в начале Литургии, тоже говорится об этих благодатных Божьих свойствах:Благослови, душа моя. Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои… Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. ( Пс.102 ) …Творца небу и земли… В первой главе Книги Бытия дано библейское описание творения. Творить  – здесь означает создавать из ничего; давать существование тому, что раньше не существовало; или, как говорится в Литургии св. Иоанна Златоустог о: «приводить из небытия в бытие». Православное учение о творении говорит, что один Бог – нетварен и существует вечно, а всё остальное было Им сотворено. Однако Господь не творил всё в отдельности и зараз. Сначала Им была сотворена первичная основа бытия, и затем, в течение времени (возможно миллионов лет, см. 2Петр 3:8 ), эта основа бытия творческой силой Божьей, в неё вложенной, произвела всё то многообразие, которое наполняет теперь Божий мир.…Да произрастит земля зелень… Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую… Да произведёт земля душу живую по роду её… ( Быт.1:11, 20, 24 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010