В христианстве «любовь есть совокупность всех совершенств» ( Кол. 3:14 ). Я приведу вам слова апостола, изображающие такое величие любви его, которое во всяком случае никак нельзя считать вызванным мыслью и желанием будущего возмездия. Вот что с клятвой пишет апостол Павел о своих единоплеменниках-евреях: «Истину говорю во Христе, не лгу; свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа (и, значит, на век погибнуть) за братьев моих, родных моих по плоти, т.е. израильтян... ( Рим. 9:1–4 ). А вот вам слова великого Иоанна Златоустог о, свидетельствующие, как понимала этот вопрос древняя Церковь : «Видишь ли душу твердую, ум высокий, дух непоколебимый, который восхищается не венцами, но утешается подвигами; радуется не наградам, но восторгается и самыми трудами; веселится не от воздаяния, но хвалится борьбой; прежде награды самые подвиги приносят ему величайшую радость " 81 . Те же мысли встречаем у других св. отцов Церкви. Св. Макарий Великий говорит: «Истинно любящие Бога не царствия ради небесного избрали работать Ему, но яко Бога Того Единого и Творца своего возлюбивше и верующе, положенный от самого естества непременный закон сей исполняют». Слова св. Григория Богослова : «Истинно любомудрые и боголюбивые любят общение с добром ради самого добра, а не ради почестей, уготованных здесь и за гробом, потому что это будет уже вторая степень правильной жизни, а третья – избегать зла по страху наказания». Но возмездие, повторяем, не побуждение к нравственной деятельности, это сама действительность. Неужели мы с вами не совершаем убийства потому только, что за убийство осудят, накажут, сошлют? Тем не менее закон, осуждающий убийство, существует во всяком государстве и нисколько не унижает праведной деятельности нравственно-развитых людей. Для некоторых, однако, – для людей нравственно неразвитых, этот закон служит сдерживающим началом жизни, и в этом смысле полезен. Так и будущее возмездие в системе христианского нравоучения до некоторой степени нужно и как побуждение для несовершенных христиан, для которых непонятны и недоступны побуждения высшие, а в более совершенных оно заменяется любовью ко Христу и ближним, любовью ко всему доброму и прекрасному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

вв) (Ибо) знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога ( Eф. V, 6 ). гг) (И) ты будешь стенать после, когда плоть твоя и тело твои будет истощены ( Npum. V, 9 – 11 ). дд) Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм вы ( 1Kop. III, 16 – 17 ). ее) Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою. Это – смерть вторая (Апох. XXI, 8). б) Что разумеется под именем целомудрия? «Под именем целомудрия, говорит святитель Филарет московский , благодать учить более, нежели одной телесной чистоте, как и Тот, Которым благодать бысть, в учении Своем говорит: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем ( Mamф. V, 28 ). Жить целомудренно, в точном знаменования сего слова, значит жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрствования, не позволять себе никакого удовольствия 192 , которое не одобряется здравым рассуждением 193 , соблюдать ум не оскверненный нечистыми мыслями, сердце не зараженное нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами» (Слова и речи Филарета, моск. митр. Т. 1821 – 26 г. М.1874 г. стр. 114). в) Библейские примеры целомудрия (по изображению св. Иоанна Златоустог о). I. Прекрасный Иосиф. «Вот целомудреннейший Иосиф призывает нас подражать ему, говорит св. Иоанн Златоуст . Будем же ликовать вместе с этим прекрасным юношей духовным ликованием, прославляя его целомудрие не словами только, но и подражанием в делах. Он был поистине ревностным хранителем целомудрия, тогда как мог бы управлять самою царицею. Он помнил, что богатство, власть и слава проходят с настоящую жизнию, и что одна только добродетель не имеет конца, и потому удерживал греховные пожелания как бы какою-нибудь уздою – страхом Божиим, а все остальное презрел, считая страдания в темнице приятнее всяких великолепных жилищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Величание. «Прославляем тебя, Святитель отче Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу Богу нашему». Стихи из псалмов общие святителям. Прокимен, гл. 1: «Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего–знание». Стих: «Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие во вселенной». (Пс. 48; 4, 1). Кондак, гл. 4: «Открывающий небесные тайны, преподобный Василий, Ты явился поистине непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением». На литургии прокимен, гл. 6: «Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое». Стих: «К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя, не будь безмолвен для меня» (Пс. 27; 9, 1). 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Тропарь, гл. 4: «Единомысленники Апостолов к вселенские учители, молите Господа всех о даровании вселенной мира и душам нашим великой милости». Кондак, гл. 2: «Святых проповедников со словом Божиим на устах, красоту учителей, Ты взял к Себе, Господи, для покоя и наслаждения благами Твоими. Их труды и смерть Ты, Один прославляющий святых Твоих, принял выше жертвы всесожжения». Прокимен, гл. 4: «Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются»(Пс. 131; 9). Стих: «Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего–знание»(Пс. 48; 4). 23 Апреля. Память Великомученика Георгия — победоносца. Тропарь, гл. 4: «Избавитель пленных, покровитель бедных, врач болящих и защитник христиан, великомученик Георгий, моли Христа Бога о спасении наших душ». Прокимен, гл. 4: «Праведник цветет, как пальма; возвышается, подобно кедру на ливане». Стих: «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего»(Пс. 91; 13–14). 9 Мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая. Тропарь, гл. 4: «Настал день светлого празднества, радуется город Бары и с ним вся вселенная торжествует, воспевая духовные песни: ибо сегодня священное празднество перенесения честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, который, как солнце незаходимое, воссиял ярко светлыми лучами, разгоняя тьму искушений и бедствий от взывающих с верою; спасай нас, как ходатай наш, великий Николай».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Величание: Прославляем тебя, Святитель отче Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу Богу нашему. Стихи из псалмов общие святителям. Прокимен, гл. 1: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего — знание. Стих: Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие во вселенной (Пс. 48, 4.1). Кондак, гл. 4: Открывающий небесные тайны, преподобный Василий, ты явился поистине непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением. На литургии прокимен, гл. 6: Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя, не будь безмолвен для меня (Пс. 27, 9.1). 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Тропарь, гл. 4: Единомысленники апостолов к вселенские учители, молите Господа всех о даровании вселенной мира и душам нашим великой милости. Кондак, гл. 2: Святых проповедников со словом Божиим на устах, красоту учителей, Ты взял к Себе, Господи, для покоя и наслаждения благами Твоими. Их труды и смерть Ты, один прославляющий святых Твоих, принял выше жертвы всесожжения. Прокимен, гл. 4: Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются (Пс. 131, 9). Стих: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего — знание (Пс. 48, 4). 23 апреля. Память Великомученика Георгия  Победоносца Тропарь, гл. 4: Избавитель пленных, покровитель бедных, врач болящих и защитник христиан, великомученик Георгий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Прокимен, гл. 4: Праведник цветет, как пальма; возвышается, подобно кедру на ливане. Стих: Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего (Пс. 91, 13–14). 9 мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая Тропарь, гл. 4: Настал день светлого празднества, радуется город Бари и с ним вся вселенная торжествует, воспевая духовные песни: ибо сегодня священное празднество перенесения честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, который, как солнце незаходимое, воссиял ярко светлыми лучами, разгоняя тьму искушений и бедствий от взывающих с верою: «Спасай нас, как ходатай наш, великий Николай».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Воскресший Господь неоднократно являлся верующим. Эти явления Воскресшего были «окончательным торжеством веры над неверием» 27 . По ясному смыслу евангельских повествований, в святоотеческом истолковании, «тело Господа, хотя не было духом 28 , но было духовно 29 , т. е. чуждо всякой вещественной грубости и управлялось духом. Тело, какое мы ныне имеем, душевно, т. е. упра­вляется душой, и оживотворяется естественными и душевными свойствами и силами. А тело, каким оно будет по воскресении, Павел называет духовным ( 1Кор. 15:44 ), т. е. оно оживотворяется и управляется Духом Божьим, а не душой, быв неизреченным и духовным образом пере­создано для нетления, и сохраняясь в оном. Так нужно мыслить о теле Господнем по воскресении, именно как о духовном, тонком, чуждом всякой грубости, не нуждающемся ни в пище, ни в другом чем» 30 . Примеча­тельно в этом отношении, что Воскресший являлся, как явился одиннадцати, в доме, когда двери были заперты Иоан. 20:19 ), что Он не имел определенного вида и что те, кому Он являлся, не узнавали Его по виду, – они узнавали Его только из Его слов и действий. Так Мария, которой Он сперва явился, «не узнала, что это Иисус». Даже когда Он заговорил с ней, спрашивая, что она плачет, кого ищет, она приняла Его за садовника. Лишь только когда Он, вероятно, особенно выразительно назвал ее по имени, она узнала Его. Двое из учеников, которым Он явился на пути в Эммаус, также не узнали Его: «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» ( Лук. 24:16 ). Лишь тогда, когда, по пришествии в селение, Он возлег с ними, взял хлеб, благословил, преломил и подал им, открылись у них глаза и они узнали Его в преломлении хлеба. Когда Он явился одиннадцати, они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа, так что Он, для доказательства реальности Своего явления, показал им руки и ноги, дал им осязать Себя и даже вкушал перед ними пищу. Но ведь Воскресший являлся, т. е. был видим? Даже давал Себя осязать, вкушал пищу? «Не смущайся, скажем словами св. Иоанна Златоустог о: это было делом снисхождения... Он не постоянно обращается с учениками и не так, как прежде. Явился вечером, и скрылся; потом – еще однажды, спустя восемь дней, и опять скрылся; затем опять явился... Но что значит: явился? Из этого видно, что если бы Он не снизошел, то не был бы видим, так как тело Его было уже нетленно и бессмертно... Тело столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенные двери, очевидно, чуждо было всякой дебелости; но Христос показывает его таким для того, чтобы уверить в воскресение и научить, что именно Он был распят, и не другой воскрес вместо Его. Поэтому то Он воскрес, имея на Себе знаки креста; поэтому же Он вкушает и пищу... По­сему, как до распятия мы видим Его ходящим по волнам и однако же не говорим, что тело Его было другого естества, а не нашего; так и после воскресения, видя на Нем язвы, не станем называть Его тленным» 31 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Впрочем, если надобно сказать что-либо и об этом, то, во-первых, это было сделано людьми, которые не знали учения о воскресении: потому-то (Евангелист) и говорит: якоже обычай есть Иудеом погребати ( Ин. 19:40 ). Ведь не из числа двенадцати (учеников) были те, которые почтили Иисуса погребением: но то были (ученики), которые не весьма высоко ценили Его. Двенадцать (Апостолов) почтили Его не так, но – своею смертью , преданием себя на заклание и перенесением за Него разных напастей. Правда, и то была честь, но гораздо ниже этой, о которой сейчас сказано. С другой стороны, у нас теперь речь – о людях: а тогда все это сделано было для Господа. А чтобы ты знал, что Христос нисколько не желал этого, – (послушай), что Он сказал: «вы видели Меня алчущим и – напитали, жаждущим и – напоили, нагим и – одели» ( Матф. 25:35–39 ); но нигде не сказал: „умершим и – погребли»... Говорю это я с тем, чтобы пресечь роскошь и неуместное великолепие. Если же ты хочешь оказать соболезнование умершему, я укажу тебе иной способ погребения и научу тебя облекать его в такие одежды, которые восстанут с ним и представят его в блистательном виде. Эти одежды ни молью не истребляются, ни временем не разрушаются, ни ворами не похищаются. Какие же это одежды? Это – одеяние милостыни: эта одежда восстает вместе с умершим, потому что печать милостыни навсегда остается с ним. Этими-то одеждами будут блистать те, которые тогда услышат: „вы напитали Меня, когда Я алкал“. Эти одежды делают умерших славными, знаменитыми и безопасными, а одежды нынешние – ни что иное, как пища моли и трапеза червей. Если и живым не следует иметь ничего больше, как только покров тела, то тем более – умершим: потому что мертвое тело не столько нуждается в одеждах, сколько живое и дышущее. Пока мы живем, нам нужно одеяние и по причине холода, и для благоприличия; а коль скоро мы умерли, у нас нет этих нужд, – и только для того, чтобы тело не лежало нагим, нам нужны погребальные пелены. Самые же лучшие у нас погребальные пелены, это – земля, покрывало прекраснейшее и самое приличное нашему земному телу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Праздники Воскресение Христово и его значение для христианина Основное содержание христианства не укладывается в ограниченные рамки морально-нравственного учения. Ближайшие ученики Христа – апостолы – основывают свою заповеданную Господом деятельность (идите, научите все народы ( Мф. 28; 19 )) отнюдь не на Нагорной проповеди , открывающей людям высочайшие нравственные идеалы. В основе христианства лежит один факт, по отношению к которому все остальное вторично. Этот факт – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15; 13, 14 ). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. На этом краеугольном основании строится православное учение о Спасении. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему две тысячи лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? Ответ находим в пасхальном слове святителя Иоанна Златоустог о: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает!». Таким образом, все христиане становятся причастными к далекому прошлому человечества, к главному событию его истории, происшедшему в Иерусалиме, «при Понтии Пилате». Именно тогда для того, чтобы освободить человека от вечной смерти Бог пришел на землю и принял смерть. Апостол Павел говорит о результатах этого Божественного «самоистощания» следующие слова: Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его [в крещении], то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним ( Рим. 6; 4–6 ). Воплощение Христово, Его Распятие и смерть, сошествие во ад и Светлое Воскресение восстановили разорванную грехопадением связь человека и Бога. И этот факт положен в основание христианской веры и христианского упования. Именно поэтому Пасха Христова называется «праздников праздником и торжеством из торжеств», резко выделяясь из всех остальных праздников Православной Церкви. Но еще до прихода на землю Спасителя ветхозаветные иудеи праздновали Пасху, имеющую, впрочем, другое содержание. Ветхозаветная Пасха

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Да, слова «ошибка», «заблуждение», как и тысячи других слов, выражающих отрицательные явления духовной жизни, естественно имеют право в Церкви на существование. Но все они, без исключения, заключены в слово «грех». Прежде всего, мы должны твердо усвоить следующее. Грех — существенное явление нашей жизни, и эту правду невозможно устранить. Даже если это слово стало для многих чуждым, никаким другим его нельзя заменить. Вот слова, произносимые священником от имени Христова над хлебом и вином за литургией. Он говорит их над хлебом: «Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». И над чашей: «Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов». Перед причастием мы молимся: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз». Эта молитва святого Иоанна Златоустого, в которой он повторяет два исповедания: первое — апостола Петра, когда «не плоть и кровь» открыли ему тайну Сына Божия, и второе — апостола Павла. Одно исповедание не существует без другого. Христос принял смерть ради оставления наших грехов. В Евангелии от Матфея сказано, что Господь принял имя Иисус, чтобы обозначить смысл служения, определяющего всю Его жизнь: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). Ради этого Он пришел к нам и ради этого умер, чтобы избавить нас от грехов. В конце Символа веры мы также торжественно исповедуем, что веруем во оставление грехов — значит мы веруем, что они существуют. И во всех наших молитвах мы без конца повторяем слово «грех». Кто не сознает себя грешником, тот находится в несравненно более тяжком состоянии, чем самый отчаянный грешник, сознающий себя таковым. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1; 8, 10). Так отрицание греха приводит к хуле и безумию: мы, живущие во грехе, — праведны, а Бога, спасающего нас от греха, обвиняем во лжи — в том, что принадлежит диаволу, отцу лжи.

http://moral.ru/dom_09_2016/

Давая греховному человеку возможность жить, скорби вместе с тем придают злу объективную осязательность: страдание есть объективная сторона зла, – та сторона, с которой зло человеческого сердца обращено к другим людям, – скорби составляют форму, в которой зло одного человека действует на других людей, доступно или существует для них. Поэтому страдание есть неизбежное посредство, чрез которое мы можем вообще отвечать на зло нашего ближнего и, в частности, вести борьбу со злом. Доброе дело, чтобы служить не только личному совершенствованию человека, но и религиозно – объективным целям земной жизни, именно прославлению этой жизни, должно достигнуть глубины страданий, облечься в одеяние скорби. Несправедливое страдание, или страдание человека «не за другое что, как за то, что он праведен», по выражению Иоанна Златоустог о, имеет объективное значение в том, что оно служит прославлению греховной жизни, побеждает зло. Источник несправедливых страданий – злые люди. Каждое зло, совершаемое человеком тайно или явно, порождает страдание для ближнего. Зло то непосредственно причиняет ближнему страдания, напр, оскорбление чести, лишение имущества, то посредственно, в силу общественных связей одного лица с другими, справедливо уподобляемых органическим, как-то наследственность, влияние идей на расстоянии времени и пространства. Нет такого зла в нашем сердце, которое не приносило бы страдания ближнему. Эти страдания или вызывают проклятие или переносятся с любовью и терпением. В последнем случае благодушное терпение и смирение страдальца суть явление божественной жизни в сфере зла, победа над ним добра, победа жизни над смертью. Незаслуженное страдание, перенесенное с терпением и любовью, во имя Божие, заглаждает зло, которым оно произведено: в этом смысл несправедливых страданий. Такое значение страданий праведника с исключительною ясностью изображено у пр. Исаии (гл. LIII). III. Допуская злу существовать в форме злостраданий и желая, что бы они были побеждены настроением благодушного терпения, Бог тем самым желает несправедливых страданий. По словам ап. Павла, «то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( I Nemp. II, 19 – 21 ; также IV, 12 – 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Дальше Господь говорит: «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». То есть вся наша жизнь должна быть построена так, чтобы для Царствия Небесного стараться, чтобы все время к нему устремляться, чтобы все время о нем думать: что мне еще такого сделать для Царствия Небесного? Мы думаем о хлебе, о том, что нужно из прачечной белье забрать, надо за телефон заплатить, а то отключат, о многих вещах мы думаем, заботимся. А ведь самая главная забота должна быть о том, что вот, если я сегодня умру, Господь меня возьмет в Царствие Небесное или скажет: отойди, Я тебя не знаю? Если Господь действительно был в нашей душе, вошел в нашу душу как свет, то значит – да. А если нет? Потому что многим из нас кажется только, что мы хорошие. А на самом деле как проверяется, хороший человек или плохой, христианин или нет? Проверяется очень просто: надо подойти и дать ему по правой щеке. Если подставит левую, значит, все нормально. Если не подставит, возмутится, обидится, значит, никакой не ученик Христов. И вот так мысленно представим себе, сможем ли мы потерпеть? Нет, не сможем. Мы живем как неразумные дети, которые ябедничают друг на друга, дерутся, обзываются. Поэтому в Послании к Евреям, которое тоже на этот праздник читается, апостол говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Мы должны вспоминать наших наставников Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, смотреть, как они жили, как они отошли ко Господу, подражать вере их. Надо стараться именно подражать хорошему. Вокруг нас много людей, которые Бога не знают. Ну на словах-то все верующие, а на деле-то никто. Святая Церковь недаром святых прославляет. С какой целью? Чтобы остальные брали пример. Потому что многим трудно пример брать с Господа Иисуса Христа, как святые отцы говорили, вести христоподражательную жизнь. Поэтому Церковь и прославляет святых, чтобы вся вселенная их узнала. Посмотри на жизнь святых, как они жили, какие они подвиги совершали во имя Христа, и в ту меру, в которую тебе возможно, по твоей силе, по твоему уму, по твоему возрасту, по твоему здоровью, по твоему полу, по твоему образованию, по твоей национальности смотри, чем ты можешь Богу угодить. Ведь не все могут совершать те дела, которые совершали святые, но каждый что-то свое обязательно должен. И это делание и есть жизнь подлинно христианская.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010