Закрыть itemscope itemtype="" > Император Александр I вступил в покоренный русской армией Париж Сегодня мы также вспоминаем славянофила Ю.Ф.Самарина, изобретателя П.Н.Яблочкова, генерала П.К. фон Ренненкампфа и педагога А.С.Макаренко 01.04.2024 59 Время на чтение 7 минут Фото: runivers.ru Сегодня Святая Церковь чтит память мчч. Хрисанфа и Дарии и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодорапресвитера и Мариана диакона (283). Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Прп. Симеона Псково-Печерского (прославление 2003). Мч. Панхария (ок. 302). Прп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1511-1522). Прп. Симеона Дайбабского (1941) (Серб.). Исп. Иоанна (1932). Прмц. Матроны (1938). Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103). Сегодня мы вспоминаем философа и публициста Юрия Федоровича Самарина, скончавшегося в 1876 году. Он родился 21 апреля 1819 г. в Петербурге в аристократической дворянской семье. Образование получил на филологическом факультете Московского университета, где защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники» (1844). Являясь в молодые годы большим почитателем философии Гегеля, Самарин пытался примирить ее с Православием, но попытка эта потерпела крах. Зрелые философские взгляды Самарина основывались на представлениях славянофильского учения о Православии как истинном христианстве. С середины 1840-х гг. Юрий Самарин стал одним из главных деятелей славянофильского движения. В 1849 г. он был заключен в Петропавловскую крепость за «Письма из Риги», распространявшиеся в списках и направленные против немецкого засилья в Прибалтике. «Все здесь дышит ненавистью к нам; ненавистью слабого к сильному, облагодетельстваванного к благодетелю и вместе гордым презрением выжившего из ума учителя к переросшему его ученику – писал Ю.Самарин о Прибалтике. – Здесь все окружение таково, что ежеминутно осознаешь себя как русского и как русский оскорбляешься».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/01/im...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сохраняя славные традиции» Педагогам и школьникам Сахалина рассказали о наследии Ивана Ильина 31.05.2023 638 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено организаторами В Доме культуры поселка Ноглики Сахалинской области состоялись две лекции, посвященные обсуждению творческого наследия выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина, 140 лет со дня рождения которого отмечает российская общественность в 2023 году. Гостями одного из самых северных районов Сахалина стали известный общественный деятель, публицист, координатор православного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин, председатель Сахалинского отделения «Союза православных женщин» Майя Кириллова и руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, председатель совета Сахалинской региональной общественной организации «Братство Александра Невского» протоиерей Виктор Горбач, сообщает пресс-служба СРОО «Братство Александра Невского». Андрей Борисович Кормухин рассказал об основных вехах жизненного пути философа и отметил актуальность многих идей Ивана Ильина. Выступающий подчеркнул, что Ильин предугадал многие государственные проблемы современной России, которые можно решать, опираясь на труды мыслителя. «Книга Ивана Александровича Ильина «Наши задачи» – своеобразный манифест национального правосознания и, одновременно, завещание будущим поколениям русских людей: программа духовного возрождения и укрепления российского государства. Каждый, кто считает себя патриотом России должен прочитать эту книгу», - призвал собравшихся Андрей Кормухин. Майя Владимировна Кириллова пригласила школьников принять участие в ежегодном православном молодежном палаточном слете «Берег притяжения», который с 3 по 10 августа пройдет в памятном месте острова – селе Дуэ Александровск-Сахалинского района. Именно с этого места в XIX веке началось освоение Сахалина русскими людьми. А в 1861 году в Дуэ побывал известный православный миссионер и просветитель равноапостольный Иннокентий (Вениаминов), первый православный епископ Аляски, Камчатки, Сахалина, Курил и Приамурья. В этом году слет будет посвящен 30-летию Южно-Сахалинской и Курильской епархии и 140-летию Ивана Ильина.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/31/na...

М.Н. Боголюбов Архимандрит Августин (Никитин) С.-Петербургская Духовная Академия и Русская Духовная Миссия в Пекине: архимандрит Гурий (Карпов) (1814–1882) Основанная в начале XVIII в. Российская Духовная Миссия в Пекине первоначально пополнялась в основном выпускниками Московской Духовной Академии, Казанской и Тамбовской семинарий; в Китай направлялось также духовенство из Иркутской епархии. В 1809 г. в столице Российской империи была основана С.-Петербургская Духовная Академия, и вскоре ее выпускники получили преимущественное право на занятие должностей в центре Православия в Пекине. Это произошло при императоре Александре I; по словам выпускника С.-Петербургской Духовной Академии (далее – СПбДА), начальника 14-й духовной миссии в Пекине, архимандрита Гурия, «Александр Благословенный увеличил штат, указав студентов и духовных (лиц) избирать непременно в Петербурге и из высших учебных заведений, со свидетельством об отличной нравственности и способностях» 84 . С этого времени в состав Пекинской Миссии стали направляться выпускники СПбДА: в 1819 г. – иеромонах Вениамин (Морачевич) (впоследствии – архимандрит, с 1828 г. – начальник Миссии, ск. в 1854 г.); иеромонах Аввакум (Честной), иеромонах Феофилакт (Киселевский) и иеродиакон Поликарп (Тугаринов) (с 1839 г. – архимандрит и .начальник Миссии); иеромонах Гурий (Карпов) , иеромонах Иннокентий (Немиров) и иеродиакон Палладий (Кафаров) ; студенты И. Гошкевич и В. Горский. В 1848 г. начальником новой Миссии был назначен иеродиакон Палладий (Кафаров) , возведенный в сан архимандрита; на иеромонашеские и иеродиаконскую должности поступили из студентов СПб ДА священник Петр (по пострижении иеромонах Павел (Цветков), иеромонах Евлампий (Иванов) и иеродиакон Илларион (Оводов), а также студенты Н. Успенский и М. Храповицкий. В 1856 г. при отправлении в Пекин 14-й миссии в ее состав были включены воспитанники СПбДА – иеромонах Александр (Кульчицкий), иеромонах Исаия (Поликин), Н. Мраморнов, А. Попов ; начальником Миссии был назначен архимандрит Гурий (Карпов) 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД ДИНАНТСКИЙ ДИНАНТСКИЙ [лат. David de Dinant, de Dinanto, de Dinando, Dinantenensis, Mantenensis] (2-я пол. XII в., Динан, совр. пров. Намюр, Бельгия или Динан, Бретань - после 1215), средневек. философ. Сведения о жизни Д. Д. отсутствуют. Возможно, он был посвящен во пресвитера и при папе Иннокентии III служил капелланом при Римской курии. В нач. XIII в. он, вероятно, преподавал на фак-те искусств Парижского ун-та. В 1210 г. Парижский поместный Собор осудил учение Д. Д. (тогда же была осуждена ересь Амальрика Бенского и запрещено чтение естественнонаучных трудов Аристотеля) и приговорил к сожжению соч. «Quaternuli» (лат.- Тетради), в 1215 г. решение Собора было подтверждено папским легатом Робером де Курсоном. По некоторым сведениям, после осуждения Д. Д. покинул Францию. Помимо соч. «Quaternuli», известного во фрагментах, Д. Д. приписывается трактат «De tomis» (О делениях). Исследователи предполагают, что это др. название «Quaternuli», поскольку цитаты из «De tomis», приводимые Альбертом Великим , почти дословно совпадают с нек-рыми местами из «Quaternuli». Учение Д. Д. носит пантеистический характер, являясь результатом отчасти интерпретации естественнонаучных сочинений (libri naturales) Аристотеля, а отчасти влияния лат. платонизма Иоанна Скота Эриугены , представителей шартрской школы и др. На Д. Д. могли оказать влияние ноэтика Александра Афродисийского и его учение о материи и форме, однако представляется невозможным установить, знал ли философ эти доктрины по текстам самого Александра, или же он ознакомился с ними по неким компиляциям греч., араб. или лат. происхождения. Рассматривая в «Тетрадях» различные естественнонаучные вопросы, поставленные Аристотелем, Д. Д. указывает, что одна из важнейших проблем связана с тем, «отделимо ли нечто, относящееся к душе, от тела» (utrum aliquid de anima separabile sit a corpore). При этом, говоря о теле человека как таковом, Д.

http://pravenc.ru/text/168556.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ПО КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ» офиц. журнал, издававшийся в 1867-1918 гг. при КазДА. После авг. 1917 г. печатался с подзаголовком «Издание духовенства и православных мирян». В 1867-1903 и 1918 гг. выходил 2 раза в месяц, в 1904-1917 гг.- 4 раза в месяц (в 1917 вышло 39 номеров). Издание прервалось в сер. 1918 г., последний номер 11/12) вышел 22 июня. В 1867-1890 гг. «И. по К. е.» имели общую редакцию с академическим ж. «Православный собеседник» , обязательным к выписке всеми приходами Казанской епархии (в 1867-1872 выходили как отдельное прибавление к нему). Редакторами в этот период были ректоры КазДА: архим. Иннокентий (Новгородов) (1867-1868), архим. Никанор (Бровкович ; впосл. архиепископ Херсонский) (1868-1871), прот. Александр Владимирский (1871-1890). В 1891-1895 гг. редактором «И. по К. е.» был прот. Евфимий Малов , с нояб. 1892 г. он редактировал только неофиц. отдел, а официальный подписывали секретари консистории Н. М. Кутепов (1892-1893) и Н. П. Бернадский (1893-1895). В 1896-1903 гг. редакция вновь объединялась с редакцией «Православного собеседника», разделения на офиц. и неофиц. отделы до 1903 г. не было. В 1903 г. в оглавление неофиц. части каждого номера и в годовой указатель содержания журнала были внесены не только статьи, напечатанные в «И. по К. е.», но и статьи соответствующих выпусков «Православного собеседника». В эти и последующие годы редакторами были П. В. Знаменский (1896), С. А. Терновский (1897-1902, 1904-1905), В. И. Протопопов (1903-1904), И. М. Покровский (1905-1907), свящ. Николай Писарев (1908-1911), И. Ф. Григорьев (1912-1915) и свящ. Александр Лебедев (1916-1918). На протяжении всех лет издания в «И. по К. е.» печатались офиц. материалы: высочайшие манифесты, повеления и телеграммы; указы, определения и послания Святейшего Синода; распоряжения епархиального начальства и духовной консистории; «епархиальная хроника» (архиерейские служения и поездки, постройка и освящение храмов, назначения и перемещения представителей духовенства и др.); расписания проповедей, списки «праздных мест», списки крещеных иноверцев и присоединенных к Православию; «духовно-учебные известия» (разрядные списки, объявления, программы КазДА, КазДС и духовных уч-щ, епархиального жен. уч-ща); обращения Гурия Казанского святого братства , Палестинского православного общества и т. п.

http://pravenc.ru/text/293856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Переславское, Переяславское, Переславльское) 1. Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ), существовало в 1902-1930 гг.; 2. Ярославской и Ростовской епархии , действовало в 1998 г. Названо по г. Переславль-Залесский (ныне в Ярославской области ). 1. В ходе восстания ихэтуаней в Китае (1899-1900) была разгромлена Пекинская духовная миссия , после чего российские власти приняли решение ее упразднить. В июле 1901 г. начальник миссии архим. Иннокентий (Фигуровский ; впосл. митрополит) был вызван в С.-Петербург для назначения его начальником Урмийской духовной миссии . Однако в столице архим. Иннокентий сумел доказать необходимость сохранения Пекинской миссии, был оставлен во главе ее и 6 апр. 1902 г. назначен титулярным епископом Переславль-Залесским, викарием Владимирской епархии. Архиерею, к-рый должен был пребывать в Пекине, поручалось духовное окормление православных Китая, Монголии и Тибета. 3 июня 1902 г. в Свято-Духовом соборе Александро-Невской лавры состоялась епископская хиротония архим. Иннокентия. Титул для него был выбран в память о др. начальнике миссии в Китае - свт. Иннокентии (Кульчицком) , хиротонисанном 5 марта 1721 г. во епископа Переславского (Переяславского) в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря. В апр. 1918 г. патриарх свт. Тихон (Беллавин) и Синод постановили изменить титул еп. Иннокентия (Фигуровского) на «Пекинский», а епископом Переславль-Залесским, викарием Владимирской епархии, назначить ректора Смоленской ДС архим. сщмч. Дамиана (Воскресенского) (Акты свт. Тихона. С. 119). Архиерейская хиротония архим. сщмч. Дамиана состоялась 12 мая 1918 г. Викарий должен был пребывать в переславль-залесском Даниловом во имя Святой Троицы мужском монастыре и быть настоятелем этой обители; ему вверялось управление приходами и монастырями Переславского и Александровского уездов. Служивший в Переславле-Залесском прот. сщмч. Евгений Елховский вспоминал: «Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив. За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, умение служить и проповедовать слово - и станом своим он был представительный - его скоро здесь полюбили» (Страницы истории России в летописи одного рода. М., 2004. С. 361).

http://pravenc.ru/text/2580006.html

Матрешкины каникулы Беседа с руководителем Русского детского центра «Матрешка» Ольгой Владимировной Александрэ С 1 по 15 августа 2009 года по благословлению архиепископа Корсунского Иннокентия недалеко от швейцарского города Монтре Русский детский центр (РДЦ) «Матрешка» при финансовой поддержке фонда «Русский мир» впервые проводит православный детский летний лагерь для русскоговорящих детей. Здесь дети узнают об истории России и Русской Православной Церкви, о народной культуре, русских народных традициях и обрядах, церковно-славянском языке и церковном пении. Об этом уникальном для Швейцарии лагере мы беседуем с директором «Матрешки» и начальником лагеря Ольгой Владимировной Александрэ . – Ольга Владимировна, два года назад вы говорили о своем заветном желании – организовать лагерь отдыха для детей соотечественников. Ваша мечта сбылась. Как родилась идея проведения именно православного международного лагеря? – Швейцария – страна многоязычная, и русскоговорящие дети живут разрозненно, их мало что объединяет. Дети, живущие, например, в Цюрихе (немецкой Швейцарии), могут общаться с русскими детьми из Женевы (французской Швейцарии) на общем для них русском языке. К сожалению, не все из них хорошо знают родной язык, историю России, откуда в свое время уехали их родители или дедушки с бабушками. Но ведь забыть свою Родину, свой язык – величайшее горе, и я счастлива, что в этом году благодаря гранту фонда «Русский мир» мы впервые можем собрать в центре Европы, в Швейцарских горах, детей из разных стран, у которых хотя бы один из родителей – русский. Научить детей говорить и читать по-русски – это одно. А вот научить отдыхать по-русски – это совсем другое! На отдыхе дети расслабляются, и им проще начать говорить на том языке, который звучит вокруг, а в нашем лагере говорят на родном языке, знакомятся с русской жизнью, бытом, поют русские песни. Хотя наш лагерь международный, интернациональное воспитание здесь не главное. Особая ценность и уникальность нашего лагеря – в духовно-нравственном и религиозном воспитании детей, в приобщении их к русской национальной культуре, к православной вере. На территории русского лагеря есть домовая церковь, и любой ребенок сможет обратиться с вопросом к священнику отцу Григорию. Подобный православный детский лагерь, созданный еще эмигрантами первой волны, бежавшими от революции, воспитал несколько поколений русскоговорящих детей во Франции. Надеюсь, что наш лагерь послужит возрождению той воспитательной традиции, которая была в царской России.

http://pravoslavie.ru/31389.html

Новосибирск. Церковь Воскресения Христова (Старокладбищенская). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Была построена при городском кладбище Новониколаевска, которое располагалось на участке между улицами Александровской, Каменской, Крылова и Ядринцевской. Строительство осуществлялось на добровольные пожертвования прихожан. Была освящена 7 октября 1907 г. В конце 1920-х гг. в связи с бурным ростом Новосибирска возникла необходимость в переносе кладбища из центра города в более отдалённый район. Родным разрешили перезахоронить останки близких, а Кладбищенскую церковь в 1929 г. закрыли и передали Дому народного творчества. В июне 1931 г. на территории бывшего кладбища открылся сад имени Сталина. В 1952 г. в помещении бывшей Кладбищенской церкви разместился планетарий, который находился там до 1971 г., когда в здании произошёл пожар и оно было разобрано. В 1907 г. в Новониколаевске при городском кладбище тщанием членов церковно-технического попечительства, существовавшего при храме Александра Невского, на добровольные пожертвования горожан была построена церковь Воскресения Христова. Необходимость кладбищенского храма, одновременно осуществлявшего функции приходского, была велика. Во-первых, жители района, образовавшегося близ ипподрома, оказались удалены на значительное расстояние от других церквей города, а во-вторых, соседство церкви и кладбища - давняя православная традиция. Собранной суммы, часть которой составили деньги, вырученные от продажи мест на кладбище, оказалось достаточно лишь для строительства скромного деревянного храма. Новая церковь имела один престол - во имя Воскресения Христова. 7 октября 1907 г. благочинный Новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил её с благословения епископа Бийского Иннокентия. Первоначально все службы в Воскресенском храме отправляли священнослужители собора Александра Невского. Лишь спустя почти пять лет, 11 июня 1913 г., по указу Святейшего Синода при Воскресенской кладбищенской церкви был открыт самостоятельный приход с причтом, состоящим из двух священников и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=39559

Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского Предлагаемые вниманию читателей «Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского» – не воспоминания в точном смысле слова. Автор не знал лично А. В-ча. Он познакомился с печатными воспоминаниями о нем, бумагами и письмами – так называемым архивом Горского, – хранящимися в библиотеке Императорской Московской Духовной Академии, с черновыми тетрадями описания синодальных рукописей, хранящимися в Московской Синодальной библиотеке. Очерки не претендуют на полноту. В кратких статьях нельзя со всех сторон очертить эту светлую, великую, гениальную личность, подробно изложить жизнь, труды, ученую деятельность А. В-ча. Автор старался, опуская известное, останавливаться на тех сторонах жизни и деятельности Горского, которые до сих пор оставались в тени, меньше пользовался печатными известиями, а больше архивным, рукописным материалом. Свои очерки он предлагает вниманию читателей, хотя и не считает их совершенными; он желает хотя немного сделать для оценки светлой, обаятельной личности А. В-ча, помня слова друга его архиеп. Костромского Платона Фивейского : «Пожалуйста, не будьте слишком строги к себе. Преосв. Иннокентий мне говорил, что крайне неправильно мнение, чтобы только издавать совершенные творения. Пусть сначала будет несовершенное, потом явится и совершенное» 485 . I. Литература о А. В. Горском «Просим помнить нас, доколе мы живы, и поминать, когда умрем» 486 . Литература об А. В. Горском начинается краткими биографическими очерками и характеристиками, напечатанными вскоре после его смерти, словами и речами, произнесенными над его гробом. Так, в 265 и 266 «Московских Ведомостей» за 1875 год С. К. Смирнов поместил краткую, но обстоятельную биографию А. В-ча, с характеристикой и перечнем его трудов и описание погребения. В 267 архим. Михаил (Лузин) поместил свое прекрасное надгробное слово, а в 261 «H. Z.» (Ник. Ив. Субботин) – краткие, но ценные и характерные воспоминания о нем. Биография С. К. Смирнова и слово арх. Михаила вошли потом в состав первой брошюры, посвященной «Памяти ректора Моск. Дух. Академии, доктора богословия, протоиерея А. В. Горского», отпечатанной в декабрьской книжке «Православного Обозрения» за 1875 г., с особенным счетом страниц (1–61), и вышедшей потом отдельным изданием. В этой же брошюре отпечатаны слова и речи А. Д. Беляева , В. А. Соколова , Ив. Соколова, Лебедева, М. Дмитр., М. Муретова , Д. Ф. Голубинского . В них изображаются высокие нравственные и христианские свойства почившего и сообщаются важные сведения о его ученых заслугах, отношении к А. В-чу митр. Филарета и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово при погребении первенствующего члена Святейшего Синода, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, высокопреосвяшеннейшего Антония, сказанное в Александро-Невской Лавре 19 ноября 1848 г. «Поминайте наставники вашя, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере (их)» ( Евр. 13:7 ). Повинуясь заповеди Апостола Христова, обозреваю земное поприще почившего в Бозе архипастыря; иду за ним по всем стезям его жизни; восхожу вместе с ним на высоту и нисхожу долу, – и что вижу? везде вижу следы особенного Промысла Божия, ознаменовавшего себя в жизни почившего разительной противоположностью путей своих. С одной стороны, представляется в ней необыкновенная высота сана и звания, о которой почивший большую часть жизни своей не мог и помышлять; с другой – ряд тяжких недугов, которые, казалось, навсегда устранены были самой крепостью его телосложения. Если кто, то он, подобно Давиду, не обинуясь, мог сказать о себе: «мал бех в братии моей... И кто возвестит Господеви моему; Сам Господь, Сам услышит: Сам посла Ангела Своего, и взят мя» ( Пс. 151:1, 3–4 ). Если кто, то сей же пастырь мог взывать потом ко Господу словами Давидовыми: «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» ( Пс. 68:2 ); «одержаша мя болезни смертныя» ( Пс. 17:5 ); «пострадах и слякохся до конца» ( Пс. 37:7 ); «изсше яко скудель крепость моя, язык мой прилъпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси» ( Пс. 21:16 ); «свет очию моею, и той несть со мною» ( Пс. 37:11 ). При такой разительной противоположности земного жребия своего почившему надлежало иметь сугубую силу духа: одну – дабы не поникнуть под неожиданной высотой сана и звания своего, другую – дабы мужествено перенести тяжесть столь же неожиданного, как и продолжительного недуга. И, благодарение Господу, он имел эту сугубую силу! – Златой кидар первосвятителя ничем не помрачен на главе почившего; ложе многострадального Иова ни разу не огласилось воплем ропота и малодушия. В мрачные дни печали, как и в светлые дни радости, являлась одна и та же вера, николиже сумнящаяся, и одна и та же любовь, николиже отпадающая ( 1Кор. 13:8 ). И вот, братие, урок, который, можно сказать, сам собою выходит для всех нас из гроба сего – урок веры и терпения, смирения и преданности Богу!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010