«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Троицкий цветник Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников – преподобного Варнаву Гефсиманского, иеросхимонаха Александра Гефсиманского и других. Во все времена благочестивые миряне и монашествующие искали духовных советов и наставлений иноков Троицкой обители, с неизменным тщанием и прилежностью слушали поучения, проповеди и рассказы святых подвижников. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Троицкий цветник Предисловие Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В его стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

При начале возобновления Валаамский монастырь не имел своей самостоятельности и был приписан к Кирилло-Белозерскому монастырю, по участию архимандрита сего монастыря Иринарха в обновлении Валаама. С 1720 Валаам получил самостоятельное существование, управляясь сперва строителями, из коих первым встречается Савва, а потом – игуменами, в каковое звание первым произведен строитель Ефрем, в 1757 году. С тех пор Валаамский монастырь ненарушимо хранит сей образ иноческого правления, хотя сами Венценосцы предлагали возвести Валаамскую обитель на степень архимандрии. Так Государь Император Александр в бытность свою на Валааме, изъявлял готовность учредить в Валаамском монастыре архимандрию: старцы, по любви к простоте, просили его утвердить здесь навсегда игуменство. Тогда, как бы в замен непринятой по глубине смирения архимандрии, Государь пожаловал в монастырь, в 1820 году, украшенный брильянтами наперсный крест для всегдашнего ношения его настоятелями обители при священнослужениях 85 . Самый монастырь, по Высочайшему повелению 2 апреля 1822 г., возведен был в первый класс, по уважению древнего его существования и благоустройства, с тем, чтобы обитель Валаамская сохраняла принятые ею общежительныя правила и настоятелями ея были бы всегда игумены. Сверх того, постановлено было, чтобы игумены избираемы были из Валаамских братий. Это было так. Живо помня труды блаженного о. Назария и высоко ценя достоинство общежительного устройства Валаамской обители, игумен Иннокентий желал утвердить навсегда это прекрасное устройство на Валааме, и с этою целию просил высокопреосвященного митрополита Михаила исходатайствовать от Святейшего Синода дозволение, чтобы в настоятели Валаамского монастыря были избираемы непременно лица из подвижнейшей братии здешней обители. Хотя указ о таком избрании последовал в монастырь еще в 1799 году от преосвященного митрополита Гавриила, но старец, опасаясь, может быть, чтобы благодетельное предписание святителя как-нибудь по времени не пришло в забвение, просил подтверждения его от Святейшего Синода. Вследствие его прошения, по представлению владыки, Святейший Синод утвердил, чтобы настоятели в Валаамский монастырь, в случай вакансии, были определяемы навсегда из тамошних монашествующих достойные и способные к содержанию в непоколебимости общежительного устава; о чём дано было знать монастырю указом С.-Петербургской Духовной Консистории от 23 июля 1818 года за Настоятели Валаамской обители в это время были следующия лица: архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх (1718), возобновитесь Валаамской обители после разорения Шведами в 1611 году; строители: иеромонах Савва (1720 г.), иеромонах Иосиф Шаров (1723 г.), иеромонах Тихон (1724 г.), игумены: Ефрем (17541782 г.), Назарий (17821801 г.), Иннокентий (1801 г.), Ионафан, Варлаам и Вениамин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Василий Жмакин Приложение В заключение приведем некоторые выдержки из писем Сергея Александровича Ширинского-Шихматова (в иночестве иеромонаха Аникиты) к своему брату, князю Алексею Александровичу, относящиеся к судьбе свт. Иннокентия. Читаем в письме от 30 мая 1818 года: «В наши времена разными новоизданными книгами хулится православие нашей Апостольской Церкви. Размножаются тайные общества разных степеней масонства, которые в большей или меньшей степени стремятся истребить христианство и заменить оное сперва естественной верой, а потом никакой. Несчастный пример сего злоумышления случился на днях в нашем корпусе: пример ужасный, открывающий непостижимо хитрую деятельность масонов, мартинистов и проч. Сплетаемые ими сети настолько искусно расставляются повсюду, что надобно особенное действие благодати Господней, дабы избавить от них уловляемого ими верующего. Домашний наш пример следующий. Иеромонах о. Иов, заслуживающий своими Познаниями и благими нравами всякое почтение, по несчастью, познакомился с людьми сего рода и, долгое время внимая их поучениям, приведен был в такое достойное жалости состояние, что почел себя в духовных вещах совершенно слепотствующим и заблуждающимся. Дабы избавиться от отчаяния, он обратился к мартинистам и стал просить у них совета и наставления на путь истины. Просьба сия, как плод их долговременных внушений, не осталась без исполнения: он был введен в ложу и принят в число братии. Сие давно ожидаемое им благополучие настолько его восхитило, что, придя через несколько дней в сумасшествие или в исступление, он не мог скрыть в себе духа мартинистов и обнаружил его поруганием святыни в церкви. Местночтимый образ Божией Матери, писанный на холсте, прорезал он ножом крест накрест и на прочих иконах положил знамение своего хуления. Когда его обыскивали, опасаясь, что он имеет при себе смертоносное оружие, нашли у него в карманах масонские знаки всех степеней. Позже в бумагах его обнаружили подробное описание принятия его в ложу и переписку с начальником оной. Самого его отправили в Невский монастырь, где он несколько дней оставался в своем исступлении, но потом выздоровел; знаки и бумаги препровождены к его начальству, и какой оборот примет его дело, неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1760  голосов:  5.0 из  5) 75 В мае-июне 17-го года жизнь в Погожем вконец расстроилась, сорвалась с матёры и как будто куда-то полетела, покатилась, не имея сил и порой желания уцепиться за кустик или кочку прежнего размеренного, работящего уклада. После Николы-вешнего, отсеявшись и почти докончив огородину, на сходе делили, как от века и велось, покосные угодья — самую невыясненную и колкую ветвь крестьянских дел в Сибири, потому что хороших лугов было не так много, как где-то. И мужики впервые столь обозлённо и дружно пошли на Охотникова. Как всегда с хлёстким язвительным словом набрасывался на Михаила Григорьевича его извечный супротивник и соперник Пётр Иннокентьевич Алёхин — новый староста. — Хва тебе, Михайла, помыкать нами, — пощипывал свою благообразную бороду Пётр Иннокентьевич, почему-то повернувшись к Охотникову спиной. — Лазаревские луга прибрал со своим батюшкой… царствие ему небесное. По Берёзовке десятины три умыкивашь от обчества. Уж скока талдычу: и мы тож хотим владать добрыми покос а ми. Вот вам, мужики, моё слово: поделить промеж нас знатные Лазаревские луговины, а Охотниковы пущай нонче на Терещенские, за двадцать-то версточек, покатаются на своих откормленных лошадках! — Верно, Петро! — загудела толпа. Михаил Григорьевич, красный, скорее багровый, тягостно молчал, думал, будто перекатывал валуны: «Съедят ить оне меня заживо. Неужто не видят — тружусь я как проклятый, а потому и достаток имею? Чай, зрят то, что хочется видеть. Как жить? Опора из-под ног ускользат, впереди не вижу ясного пути. Ужели погибель всеобщая грядёт?» Грузно встал, тяжело выпрямил плечи, расправил картуз, но тут же зачем-то смял его в кулаке. Все замолчали, хитроватыми, насмешливыми прищурами постреливали в него. — Вот вам, земляки, мой сказ: не отдам я вам Лазаревских, потому как наши оне, охотниковские. Кровные! И бумага у меня на них имеется. Гербовая, с печатями. Моим и бати моего потом политы луга. Неужто не знаете? Что вам, глаза застило?

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1760  голосов:  5.0 из  5) 81 Подъезжая часа в два пополудни к Иннокентьевской, западного крыла Погожего со стороны Вересовки Василий, удивляясь, не увидел, как ни всматривался в белоснежные ангарские дали, нагущенные морозным воздухом. «Завалило снегами Погожее по самое темечко, — ласково подумал Василий. — Дрыхнут теперь люди по своим избам, как медведи в берлогах», — отчего-то хотелось ему улыбаться. И он улыбался — ведь добрался-таки до родины, смерть, лихо, всеобщее людское зверство одолел! Но улыбался через силу, потому что в груди беспрестанно горело, кашель изводил, а голова болела мучительно, просто истязала. В Иннокентьевской подводы не нашёл и, не раздумывая, направился пешком. Хотелось всей грудью вдохнуть родного ангарского воздуха, но мороз заворачивал люто, и в лёгких стонуще хрипело, как в трубе, которую не прочистили, а печь затопили. «Ничего, — успокаивал он себя, — ещё надышусь. Какие мои годы!» И он, как бы стараясь доказать самому себе и окружающим сосновым лесам, что силён и молод, шёл с ускорением, порой, как мальчишка, подпрыгивая. Разбегался перед спусками и, размахивая руками, лихачески скатывался на стёртых подошвах сапог. С пустынного, плохо наезженного Московского тракта свернул сразу за Чёртовой горой: решил пройти знакомой с детства тропой, потому что она короче вела к селу; и к тому же, как выходишь из лесу, — так вот он и дом, родная охотниковская усадьба. Сердце билось всё учащённее, кровь, чудилось ему, прямо закипала в жилах, и немочь телесная вроде как отступала, мало-мало стихала. Но шлось тяжело, потому что тропа почему-то оказалась совершенно нехоженой, заваленной снегом так, что иной раз было необъяснимо — целина это или тропа? Но возвращаться на тракт не стал — очень хотелось сразу выйти к родному дому. Выбрел из чащи на знакомую с малолетства елань — на ней все вечёрки и игрища проходили, поднял глаза, а — Погожего нет. Подумал, сбился с пути, не туда попал. Смахнул с бровей и чуба куржак, протёр рукавицей залепленные инеем глаза и разглядел в сизом отдалении церковь, а чуть левее возле тракта — ещё одно строение. Не сразу признал его — свинарник это был. Отдалённой болью вздрогнулось сердце.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

Ситка. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Собор Святого Михаила Архангела — православный храм в городе Ситка (Аляска). Уникальный памятник российского присутствия на Аляске. Является кафедральным храмом епархии Ситки, Анкориджа и Аляски Православной церкви в Америке. Здание храма в 1962 году внесено в Национальный реестр исторических мест США. При обустройстве Новоархангельска А.А. Баранов предполагал создать здесь альтернативу Кадьякской православной миссии. Он просил, чтобы для выстроенной часовни была доставлена самая лучшая церковная утварь. Тогда же он просил для новой миссии священника. В 1813 году практически вся утварь, предназначенная для Новоархангельской часовни, была утрачена при крушении российского судна «Нева» у берега острова Баранова. Некоторые предметы были спасены; среди них была икона Архангела Михаила в серебряном окладе. Три года спустя, в 1816 году, в Новоархангельск прибыл первый священник — Александр Соколов. В 1834 году Русско-американская компания построила взамен старой обветшавшей часовни новую, освящённую также во имя святого Михаила Архангела. Постройка нового храма совпала с прибытием в Новоархангельск нового священника, отца Иоанна Вениаминова. В 1840 году, с возведением отца Иоанна, принявшего монашеский постриг с именем Иннокентий, во епископа Камчатского, Курильского и Алеутских островов, Новоархангельск стал одним из епархиальных центров. В первый же год епископства Иннокентия он начал проектировать в Новоархангельске собор для новой епархии. Три года спустя, в 1844 году состоялась закладка храма. 20 ноября 1848 года собор Святого Михаила Архангела был освящён. Он был построен на средства, предоставленные Русско-американской компанией. Колокола были отлиты на местных литейных заводах, а епископ Иннокентий вручную собрал часы, которые были помещены в колокольню. С самого начала своего существования собор Святого Михаила стал культурным центром, распространившим своё влияние до реки Юкон и острова Атка на Алеутских островах. В 1841 году при соборе была учреждена Духовная семинария, прежде всего для будущих священнослужителей из местных жителей. Многие из выпускников впоследствии также поступили на работу в Русско-американскую компанию. Тогда же была основана начальная и средняя школа с приютом. Школа была закрыта только в 1906 году, а семинария, с переводом архиепископа Иннокентия в Благовещенск, в 1858 году была также перенесена туда. Школы были размещены в здании, которое теперь известно как Дом Епископа, или Российский Приют.

http://sobory.ru/article/?object=36190

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Среди сонма славных иерархов минувшего века навсегда останется имя Херсонского архиепископа Иннокентия, который просиял звездой 1-ой величины на небосклоне нашей церковной истории XIX века. Он был всесторонним учёным богословом, во многих отношениях опередившим своё время, блестящим проповедником – русским Златоустом, пленявшим сердца людей, и самоотверженным пастырем, готовым полагать душу за паству свою. К сожалению, о раннем детстве его ничего неизвестно, и в этом отношении Иннокентий похож на многих великих людей, которые обыкновенно из неизвестности сразу выступают пред изумлёнными современниками во всю меру своего исполинского возраста, вызывая невольное удивление: кто это и откуда? Известно только, что он был сын священника Орловской епархии. Он родился накануне века – в то время, когда весь христианский мир был потрясён чрезвычайными событиями. После бурь французской революции и побед небывалого воителя все с трепетом ожидали – не явился ли в лице Наполеона страшный антихрист-разрушитель? Эти слухи, множась и искажаясь, расходились по отдалённым провинциям, и конечно не прошли и мимо орловского городка Ельца, где родился будущий святитель. Но это были не последние времена, а начало обновления, величия и славы России, и когда молодой Иван Борисов получал среднее образование, то уже сознательно мог следить за тем, как Россия, освободившая всю Европу от ига забывшегося баловня судьбы, возведена была на невероятную высоту политического могущества. Вместе со всем русским народом он ощутил то почти осязательное действие длани Божией, которое обнаружилось во всех этих глубоко-поразительных событиях. Прошедший по всему нашему обществу ток мистицизма, который обнаружил всю глубину русской души, не мог не повлиять на такую впечатлительную личность, как Иван Борисов. Но если в отношении менее сильных натур воздействие мистицизма оказалось чуть ли не подавляющим, то у будущего святителя оно только углубило и ещё более согрело его светлый ум, который впоследствии проявлялся в блистательных проповедях и речах Иннокентия в дивном сочетании глубокого чувства со светлой мыслью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/russki...

Херсон. Домовая церковь " Касперовская " иконы Божией Матери. Домовая церковь при архиерейском доме /// Епархия неизвестна Домовая церковь. Действует.   Год постройки:Между 1871 и 1874. Адрес: Украина, Херсонская обл., г. Херсон, ул. Богородицкая, д.1 Координаты: 46.629465, 32.619423 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты На ул. Богородицкой, у самого проспекта Ушакова (напротив гостиницы «Фрегат») стоит величественный строгий особняк, ранее называвшийся домом Катасанова, затем Архиерейским (Викариатским) домом. Здание Архиерейского дома на Богородицкой улице было возведено в стиле классицизма в 1820 году. Постройка использовалась как дом для начальника Херсонского адмиралтейства Катасанова. В 1827 году Черноморское адмиралтейство было упразднено и здание опустело. Долгие годы это великолепное сооружение служило хранилищем архивов Губернского ведомства, однако без должного надзора главный корпус быстро обветшал и в 1840-х годах начал разрушаться. Был намечен ремонт на весну 1851 года, составлен проект и выделены средства, однако заинтересованности у города в этом доме не было. Осенью 1849 года из Одессы в Херсон приехал архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), и губернатор Херсона решил показать ему Катасановский дом, рассчитывая, что Духовное ведомство могло бы в нем разместить Херсонское духовное училище, которое ютилось, не имея своего помещения, в доме Успенского собора. Средств у Духовного училища на ремонт этого здания не было, не было их и у консистории. Но когда архиепископ Иннокентий узнал, что Катасановский дом взят на заметку католиками для своего епископа, он решил обратиться в Святейший Синод, чтобы в Херсоне поскорее основать викариатство с целью укрепления Православия в этом регионе. Решением Святейшего Синода 14 марта 1853 года было утверждено викариатство в Херсоне. Только в 1864 году Духовному ведомству удалось собрать деньги на приобретение и капитальный ремонт здания Архиерейского дома. В 1871 году началась постройка домового храма. К сентябрю 1974 года храм был построен и снабжен ризницей и утварью в достаточном количестве. Преосвященным Нафанаилом (Соборовым), викарием Херсонским, 1 октября 1874 года он был освящен во имя Касперовской иконы Божией Матери, вмч. Димитрия Солунского и мц. Александры.

http://sobory.ru/article/?object=42031

Москва. Домовая церковь Александра Невского при бывшей Покровской богадельне. Карта и ближайшие объекты В эпоху Александра II широко создавались дома призрения, богадельни, учебные заведения, и их домовые храмы, освященные в честь тезоименитства императора, передавали эти богоугодные заведения под защиту святого Александра Невского. Таковой была домовая церковь при богадельне Московского мещанского общества на Покровской (Бакунинской) улице, где ее основала еще Елизавета Петровна, и посему она находилась под особым августейшим покровительством. Для нее выстроили собственное здание, и домовый храм был освящен в декабре 1858 г., а позднее устроили придел во имя св. Ксении, по именинам великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III. Покровская богадельня, предназначенная для " престарелых и неспособных к труду мещан " , была основана в 1840 г. и представляла собой одно из самых крупных учреждений такого рода в Москве (в начале XX в. число призреваемых превышало 1000 чел.). Ныне сохранился почти весь комплекс бывшей богадельни, закрытой в 1920-х годах. В советское время в здании находились квартиры, техникум, фабрика, техно-торговый центр. Комплекс богадельни с храмом частично возвращен Русской православной церкви в 1998 г. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II учреждено Подворье Патриарха Московского и всея Руси с храмом святого благоверного князя Александра Невского. Покровская богадельня, предназначенная для «престарелых и неспособных к труду мещан», была основана в 1840 г. и представляла собой одно из самых крупных учреждений такого рода в Москве (в начале XX в. число призреваемых превышало 1000 человек). Ее каменные здания по Покровской улице начали строиться в конце 1850-х - начале 1860-х гг. Домовая церковь, апсиды которой видны у входа на двор, освящена 7 декабря 1858 г. во имя св. Александра Невского. В декабря 1858 года в здании богадельни святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский освятил домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Впоследствии с севера был пристроен придел преподобной Ксении, освященный 7 ноября 1883 года митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием в честь тезоименитства великой княжны Ксении Александровны.

http://sobory.ru/article/?object=02180

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010