е. священника, просвещается благодатью Духа Святого, так и исповедующий в покаянии грехи свои приемлет оставление их чрез священника благодатью Иисуса Христа» гл. «Исповедь " ]. С. 13: «Монашество и отшельничество; Иисус сказал, чтобы мы были светом миру и несли Его Слово – Евангелие – во все народы и племена. Он не учил и ни разу никого не призывал прятаться от мира в кельях, жить вдали от людей и добровольно лишать себя общения с ними». Господь не имел жены и детей. Апостол Павел пишет: «...хорошо человеку не касаться женщины» (1Kop. 7:1), «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я», – т. е. без жены или мужа ( 1Кор.7:8 ), чтобы посвятить себя всецело Богу. Монашество и брак являются равноценными путями спасения, их выбор зависит от призвания. Поэтому, призывая к монашеству, апостол Павел пишет: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:7 ). Потребность в молитвенном уединении была у многих библейских праведников. Иоанн Креститель «был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк. 1:80 ), «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф. 3:4 ). Иоанн Креститель – не только последний пророк Ветхого Завета, но и первый монах Нового Завета. Уединение или активная деятельность в миру зависят от призвания. Такие известные миссионеры, как свт. Николай Японский , свт. Иннокентий Московский (Вениаминов), митрополит Иннокентий (Фигуровский), несли свет Христов – Евангелие – язычникам, будучи монахами. С. 13: «Крещение младенцев; Библия говорит:»... кто будет веровать и креститься, спасен будет», а младенец ещё не способен верить, т. к. пока не сознает происходящего с ним. Также сказано: покайтесь и креститесь ... во имя Иисуса Христа. Покаяние – это сознательный шаг, который не может быть совершен ребенком. Православие, как и другие традиционные конфессии, включая протестантов-лютеран, понимают Крещение не просто как обряд, а как таинство – сообщение крещаемому особого дара Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

3) Блудный сын, возымев надежду на отца своего, не оставался долее на прежнем месте, не откладывал возращения своего, но тотчас восстав, пошел к отцу своему, и, вступая в путь свой, он уже не возвращался к месту и предметам своего разврата, но немедленно и не останавливаясь, пошел к отцу своему. Так и всякий человек, желающий возвратиться к Богу, не должен медлить, не должен откладывать своего обращения от времени до времени, но тотчас должен приносить покаяние и уже не возвращаться к прежним грехам. 4) Блудный сын пошел к отцу своему не с одною только надеждою и уверенностью, но в то же время и с повинною головою: он шел именно с тем, что бы предать себя, как преступника, как виновника в полное правосудие отца своего; он просил отца своего принять его из милости и не как сына, этого он считал себя недостойным, но принять, как наемника, как чужого, как постороннего работника. Так и кающийся грешник должен не только иметь надежду на Бога, но в то же время предавать себя в полную волю Его: пусть, если угодно Богу, пусть накажет нас за грехи наши, но только бы принял к Себе. Как поступил с блудным сыном отец его? Отринул ли его прошение? Прогнал ли его? Нет. Добрый отец его никогда не мог забыть его, жалел о нем, как о погибшем сыне, и хотя не имел надежды увидеть его, но по влечению сердца своего, каждодневно смотрел в ту сторону, куда ушел он; и едва лишь только увидел его идущего вдали, отеческое сердце его сказало ему, что это он, это сын его, которого он считал погибшим; и добрый отец тотчас поспешил навстречу сыну своему, и при первом свидании, со всею горячностью прижал его к сердцу своему и со всею нежностью облобызал его. Возвратившийся сын говорил ему: «Отец мой! Я виновен пред Богом и пред тобою, и потому я уже не стою быть и даже называться сыном твоим!» Но добрый отец принимает его как сына, велит одеть его в самую лучшую свою одежду и, как знак милости своей, как знак восстановления в прежнее право сына, надевает перстень на руку его и вводит в дом свой и тотчас делает самый знаменитый пир: от радости, что жив и здоров воротился сын его к нему. Так Отец небесный любит и болит о всяком человеке; так поступает и Отец небесный с каждым кающимся грешником! Так Он, лишь только увидит кающегося грешника, ищущего Его милосердия, тотчас идет к нему навстречу со всею Своею милостью, так Он, Отец небесный, одевает раскаивающегося грешника одеждою Духа Святого и одеждою нетления, обручает его в жизнь вечную и делает наследником Своего царствия и наконец вводит его в царствие Свое и радуется о нем радостью вечною. Вот что есть истинное покаяние!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В сих скорбях твоих, как бы они ни были тяжки, не ищи утешения в людях, если особенно Господь не укажет и не пошлет тебе Своего избранного. Обыкновенные люди, т. е. неопытные в делах духовных, всегда худые утешители и в обыкновенных печалях, а кольми паче в печали и скорби о Господе, о которой они и понятия не имеют: в этом случае они скорее могут повредить тебе, нежели утешить и облегчить твои страдания. Господь, Господь твой и Помощник и Утешитель и Наставник; к Нему единому прибегай, и в Нем едином ищи утешения и помощи. Блажен, стократно блажен тот человек, которому Господь дарует нести внутренние кресты, потому что они суть истинное врачество душевное, верное и надежное средство сделаться сообразным Иисусу Христу, и, следовательно, они суть особенная и явная милость Господня и видимое Его попечение о спасении человека. Блажен тот человек и потому, что он находится в таком состоянии, до которого мы, без содействия благодати Божией, не только не можем достигнуть, но даже и не считаем этого нужным для своего спасения. Если ты страдания твои будешь переносить с покорностью и преданностью воле Господней, и не будешь искать утешения нигде и ни в ком, кроме Господа: то Он, по милости Своей, не оставит тебя, и не будет оставлять без утешения; будет прикасаться к сердцу твоему Своею благодатию и сообщать тебе дары Духа Святого. Среди страданий твоих, а, может быть, еще и при самом начале их, ты восчувствуешь в сердце твоем неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, каких ты никогда не чувствовал, и с тем вместе ты восчувствуешь в себе силы и возможность молиться Богу истинною молитвою, и веровать в Него истинною верою: и сердце твое загорит чистою любовью к Богу и ближнему. И все это есть дар Духа Святого. И если Господь удостоит тебя такого дара: то отнюдь не считай это наградою за свои труды и скорби, и не думай, что ты достиг совершенства или святости. Такие мысли суть не что иное, как внушение гордости, которая так глубоко проникла в душу нашу, и так крепко приросла к ней, что она может проявляться даже тогда, когда человек имеет силу чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

И все такие блага Иисус Христос дарует не одному какому-нибудь народу, но всем без исключения, кто только хочет, может получить их; путь к тому показан, устроен и, сколько возможно, углажен и уравнен, и сверх того, Иисус Христос готов помогать нам идти по сему пути и, так сказать, Сам хочет вести нас за руку, и нам остается только не противиться Ему и не упорствовать, но предаться совершенно Его воле; пусть Он Сам ведет, куда и как изволит. Вот видите ли, как любит нас Иисус Христос, и какия дарствует Он нам блага! И что, ежели бы Иисус Христос теперь вдруг видимо явился пред нами и спросил нас: «Чада Мои, имеете ли вы любовь ко Мне за то, что Я сделал для вас? Чувствуете ли в сердцах ваших благодарность ко Мне?» Кто бы из нас не сказал Ему: «Ей, Господи, любим и благодарим!» Но ежели вы любите Иисуса Христа, и считаете себя благодарными Ему, то сделаете ли то, что Он вам велит? Потому что кто кого любит, и кто чувствует себя благодарным, тот сделает все, что угодно его благодетелю. Но Иисус Христос хочет от вас только одного, и именно того, чтобы вы шли за Ним в Царствие небесное. Иисус Христос для нас сделал все; ужели мы не исполним для Него одного Его желания? Иисус Христос, чтобы спасти нас, сошел с небеси на землю; ужели мы для Него не захотим идти за Ним на небо? Иисус Христос за нас претерпел все муки и страдания; ужели мы для Иисуса Христа не захотим немного пострадать и потерпеть? Блажен и преблажен тот, кто во всю жизнь свою последует за Иисусом Христом; потому что он непременно будет там, где пребывает Сам Иисус Христос. Счастлив и тот, кто заботится и старается подражать Иисусу Христу; потому что он получит помощь от Иисуса Христа. Но несчастлив тот, кто не имеет желания идти за Иисусом Христом, отзываясь тем, что тяжко идти за Ним, или, что не достанет сил для того: потому что таковой сам себя лишаешь благодати Божией, и как бы отталкивает руку помощи Иисуса Христа. Но горе будет тому человеку, который противится Иисусу Христу, упорствует и как бы восстает на Него; потому что часть такового во езере горящем огнем и жупелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

И даже не при чтении книг, а в каждом решении, как поступить, тоже есть в одном варианте действия одна степень смирения, в другом — другая, а в третьем может вообще гордость. Что больше нравится, за то человек будет отвечать перед Богом. А у достаточно смиренного вполне естественно возникает мысль о Боге, мысль, что он делает что-то, но получается только когда помогает Бог, мысль “я никто, а все Бог” и т.п., и тогда он естественно начинает искать информацию о Боге, спрашивать у людей, или ему Бог Сам что-то сообщает и просвещает. Вот в житии свт. Иннокентия (Вениаминова) , просветителя Аляски, есть эпизод с “шаманом” по фамилии Смиренников. Можно предположить, что он не случайно даже назван от слова “смирение”, т.е. он был очень смиренный. И вот он, видимо, принимал так решения все время или часто в пользу смирения. И тогда, когда он утвердился в этом, для еще большего его обучения были посланы Ангелы, которые его обучали Евангелию. Но посланы только ему, а не другим алеутам. Поэтому нет проблемы для Бога послать обучающих, если это действиительно так нужно.   А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у кого объективно не было возможности узнать православие? Что касается критериев выбора религии, оо всё просто, ищите религию, которую основал Бог, а не человек. А как узнать какую кто создал? Там где-то написано? Это очень просто, везде написано, что Ислам оснавал человек Мухаммад, Буддизм — человек Будда, Индуизм — некие люди-мудрецы. Подробнее: http://azbyka.ru/shemy/pravoslavie.shtml Если эти люди ищут Бога, то Бог откроется им Сам или через  других людей. Почитайте житие св. великомученицы Варвары , Вам станет понятнее моя уверенность. Если же человек не знает и не ищет Бога, а вместо этого занимается житейской суетой или вообще грешит (с точки зрения естественной совести), то Бог накажет его за это. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.

http://azbyka.ru/vopros/kak-byt-ljudjam-...

И так, рассмотрев, по возможности, со всех сторон предлежащий нам путь креста, будем ли говорить что-нибудь во убеждение свое? Будем ли говорить, что мы должны идти сим путем потому, что он неизбежен, что другим путем мы никогда не достигнем совершенства и славы, и что, если мы здесь не понесем крестов, то там кресты адские сокрушат нас и проч.? Но, что все убеждения наши для нас, когда и убеждения Самого Небесного Учителя для нас весьма часто, как глас вопиющего в пустыни! Итак, вместо всяких убеждений, скажем только то, что если мы уже чувствуем себя далекими от предлежащего нам пути, то по крайней мере, положим себе за правило: не глумиться и не пререкать и, так сказать, не недоверять слову Евангельскому, проповедующему самоотвержение и кресты; но, сознаваясь в своей слабости и нерадении, будем обращаться с сердечною молитвою к Тому же, Кто первый указал нам сей путь, и прошел им, и будем просить Его, дабы Он дал нам и желание и силы идти за Ним. О, если бы кто-нибудь из нас, хотя бы один, положил на сердце нынешние слова Иисуса Христа и решился бы сделаться истинным последователем Его! О! Какою бы радостью возрадовались небесные жители о церкви нашей! Господи! Услыши, помози и спаси нас. Аминь. IX. Слово в неделю пятую св. Поста 1838 г. Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. ( Мк.10:37 ). Так просили Иисуса Христа ученики Его Иаков и Иоанн. Как странно слышать такое прошение от лучших учеников такого Учителя, который и словом и делом поучал глубочайшему смирению, и тогда, когда они, так сказать, уже совсем оканчивали свое учение! Иисус Христос, на пути в Иерусалим, предсказывал им свои страдания и смерть: «Вот, мы входим в Иерусалим, говорит Он, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадят Его, язычникам, и поругаются Ему, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его». Но сии ученики, вместо всякого ответа, просят Его о том, чтобы Он сделал их первыми по Нем в Его царствии, и преимущественно пред всеми прочими учениками Его. «Дай нам, говорят они Иисусу Христу, сесть у Тебя одному по правую руку, а другому по левую во славе Твоей».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Идите, не откладывайте день ото дня, и поспешайте в Царствие небесное, пока еще можно идти; но придет смерть, и тогда уже нельзя идти. Идите, и хотя сколько-нибудь, но идите в Царствие небесное; и тогда хотя и медленно, но все будете ближе к нему, точно так, как человек, идущий куда-нибудь, что сделает шаг, то становится ближе к своей цели. Кто хочет идти за Иисусом Христом, тот может воспользоваться еще следующими советами: 1) Не смотри на других порочных людей, как они живут, и не оправдывай себя их примером, и не говори так, как говорят многие: что делать? Я не один живу так, и не один не исполняю заповедей Христовых, но почти все так делают. Но хотя бы ты и подлинно знал, что все живущие с тобою, и даже самые те, которые должны быть примером добродетелей и благочестия, живут не по-христиански, то какая тебе от этого польза? Погибель их не спасет тебя. На страшном суде не защитить тебя то, что не один ты худо жил на свете. И потому, нет тебе дела до других: идут ли они по пути в Царствие, или не идут, – нет тебе дела до этого; ты знай самого себя, и заботься сам о себе и о тех, которых Бог дал тебе в научение. Да и притом, мы можем видеть человека согрешающего, но почти никогда не можем видеть кающегося и очищающегося от грехов своих: и оттого мы очень часто можем ошибаться в том, кто из наших ближних идет по пути Христову, и кто не идет. 2) Когда ты пойдешь по сему пути, то многие люди, а может быть, и самые ближние и домашние твои, будут насмехаться над тобою: ты не смотри на это, и не беспокойся. Вспомни, что и над Иисусом Христом смеялись! Но Он не враждовал на них, молчал и молился о них: точно так поступай и ты. 3) Есть много ученых людей, которые путь в Царствие небесное, показанный им Иисусом Христом Сыном Божиим, считают не тем, чем должно, и говорят, что и без этого пути можно достигнуть Царствия небесного, и что этот путь не для всех, а для немногих, и проч. Но ежели кто из таковых людей встретится с тобою, и будет останавливать тебя или отсоветовать тебе, то не слушай его; и даже если бы Ангел сошел с неба и стал говорить тебе, что не надобно идти по тому пути, по которому прошел Иисус Христос, то не слушай и его.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Или, по крайней мере, вместо того, чтобы искать утешения в Боге, Источнике всякого утешения, мы ищем в мире и его наслаждениях. А будучи в благополучии и благоденствии, вместо того, чтобы более и более любить Бога, как Благодетеля нашего, мы забываем Его, и вместо того, чтобы блага, которые Господь нам дарует, употреблять на пользу общую и для пособия нуждающихся братий наших, употребляем их на свои прихоти и на удовлетворение своих совершенно излишних желаний. Ежели законопреступно и страшно быть невнимательным и не слушать гласа царя земного: то кольми паче грешно и страшно не внимать и не слушать гласа Царя небесного! Таким небрежением и невниманием можно дойти до того, что Бог, после многочисленных и непрестанных гласов и призываний Своих, наконец отвергнет нас от Себя, как упорных детей, и попустит делать все, что мы вздумаем; а от этого может быть то, что ум наш мало-помалу может помрачиться до того, что и самые ужасные и мерзкие грехи нам покажутся не более как неизбежными слабостями человеческой натуры. И потому, сколько полезно и спасительно быть внимательным ко гласу Божию, столько же гибельно и ужасно не слушать его и отвращаться от него. 4) Духа Святого можно получить молитвою. Это средство есть самое простое и надежное, которое всякий и всегда может употреблять. Известно, что молитва бывает наружная и внутренняя: т. е., кто молится и кланяется телом, дома или в церкви, тот молится наружно; а кто душой и сердцем своим обращается к Богу, и старается всегда иметь Его в уме своем, тот молится внутренне. Которая из сих молитв лучше, действительнее и приятнее Богу – всякий из вас знает. Вы знаете также и то, что молиться Богу можно всегда и везде, на всяком месте, и даже тогда, когда грех одолевает нас; можно молиться и в работе и без работы, в праздники и будни, и стоя, и сидя, и лежа; вы это знаете. Но здесь надобно сказать только то, что хотя внутренняя молитва есть самое сильное средство к получению благодати Божией, но не надобно оставлять и наружной молитвы, и особенно молитвы общественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Именно поэтому мы можем утверждать, что дар говорения на иностранных языках в Церкви носил временный характер. По свидетельству церковных писателей уже в III веке апостольская глоссолалия в христианских общинах постепенно исчезает и возникает ее подделка в виде бессмысленного языкоговорения в еретических общинах гностиков, монтанистов, а затем и у мессалиан (евхитов или адельфиан). 27 Подтверждением временности глоссолалии служит и то, что рассматриваемый дар не имеет преемственности служения в Церкви. Это хорошо видно в сравнении с новозаветным священством. В Первом послании к Тимофею мы читаем: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4, 14 ), а о преемственности этого дара мы находим подтверждение в послании к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1, 5 ). Ничего подобного по поводу говорения на иных языках в Новом Завете мы не находим, и это лишний раз подтверждает временность подобного дара для Церкви. Тем не менее, как свидетельствуют жития некоторых святых, в необходимых случаях для пользы проповеди Евангелия и для духовного наставления дар языков иногда проявлялся и в позднейшей истории Церкви Христовой. Известен случай со святителем Иннокентием (Поповым-Вениаминовым) (†1879 г.), когда он, будучи проездом в Чебоксарах, в 1860 году, совершил Божественную Литургию на чувашском языке, совершенно его не зная, что вызвало необыкновенный религиозный подъем у местных жителей и привело многих к вере. 28 О другом удивительном и истинно Апостольском даре глоссолалии, наподобие того, который нам известен из жития преподобного Пимена Великого , говорит нам жизнеописание грузинского подвижника, преподобного иеросхимонаха Иллариона (†1864 г.). Проживая на святой горе Афон, в грузинском Иверском монастыре, зная только грузинский и турецкий языки, святой в случае духовной необходимости, иногда мог очень хорошо говорить и по-гречески, и по-русски, «но это не от знания языка, а по вдохновению свыше лишь в случае важных духовных нужд». В его житии рассказывается о случае с русским монахом отцом Феоной, который испытал на себе демоническое искушение за свое ревностное послушание и был успокоен продолжительной беседой с подвижником. На следующий день, когда Феона подошел к старцу и хотел заговорить с ним о случившимся, выяснилось, что преподобный Илларион решительно ничего не понимает. Через переводчика святой подвижник ответил: «Я не знаю, как говорил, но Господь, видя нужду, подал тебе разуметь мою беседу так, что я как бы заговорил по-русски, а на самом деле я не знаю, как». 29

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Именно поэтому мы можем утверждать, что дар говорения на иностранных языках в Церкви носил временный характер. По свидетельству церковных писателей, уже в III веке апостольская глоссолалия в христианских общинах постепенно исчезает и возникает её подделка в виде бессмысленного языкоговорения в еретических общинах гностиков, монтанистов, а затем и у мессалиан (евхитов или адельфиан) 27 . Подтверждением временности глоссолалии служит и то, что рассматриваемый дар не имеет преемственности служения в Церкви. Это хорошо видно в сравнении с новозаветным священством. В Первом послании к Тимофею мы читаем: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ), а подтверждение преемственности этого дара находим в Послании к Титу: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). Ничего подобного по поводу говорения на «иных языках» в Новом Завете мы не находим, и это лишний раз доказывает временность подобного дара для Церкви. Тем не менее, как свидетельствуют жития некоторых святых, в необходимых случаях для пользы проповеди Евангелия и для духовного наставления дар языков иногда проявлялся и в позднейшей истории Церкви Христовой. Известен случай со святителем Иннокентием (Поповым-Вениаминовым, † 1879), когда он, будучи проездом в Чебоксарах в 1860 году, совершил Божественную литургию на чувашском языке, совершенно его не зная, что вызвало необыкновенный религиозный подъём у местных жителей и многих привело к вере 28 . О другом удивительном и истинно апостольском даре глоссолалии, наподобие того, который нам известен из жития преподобного Пимена Великого , говорит жизнеописание грузинского подвижника, преподобного иеросхимонаха Иллариона († 1864). Проживая на Святой Горе Афон, в грузинском Иверском монастыре, зная только грузинский и турецкий языки, святой в минуты духовной необходимости иногда мог очень хорошо говорить и по-гречески, и по-русски, «но это не от знания языка, а по вдохновению свыше лишь в случае важных духовных нужд». В его житии рассказывается о встрече с русским монахом отцом Феоной, который испытал на себе демоническое искушение за своё ревностное послушание и был успокоен продолжительной беседой с подвижником. На следующий день, когда Феона подошёл к старцу и хотел заговорить с ним о случившемся, выяснилось, что преподобный Илларион решительно ничего не понимает. Через переводчика святой подвижник ответил: «Я не знаю, как говорил, но Господь, видя нужду, подал тебе разуметь мою беседу так, что я как бы заговорил по-русски, а на самом деле я не знаю как» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010