Это был святитель Иннокентий (Вениаминов), многогранный вклад которого в распространение на Аляске русской духовной культуры и формирование у ее автохтонов позитивного восприятия России давно изучается отечественными и зарубежными учеными. Митрополит Иннокентий (Вениаминов) В миссионерской работе среди автохтонов святитель основывался на бережном отношении к местным культурам, сохранении тех их элементов, которые не противоречили христианству, а также на изучении местных языков. Трудами самого святителя и его сподвижников, в числе которых были автохтоны Аляски, был разработан алфавит и создана письменность местных народов: алеутов, индейцев, эскимосов, изданы первые книги на этих языках. В деле просвещения местного населения святитель Иннокентий первым ввел билингвальную форму обучения еще во время служения священником на острове Уналашка в 1820-е гг., разработав для этого специальные учебники В них параллельно располагались тексты на церковнославянском и алеутском языках Впоследствии подобные книги были разработаны и для других языковых групп коренного населения Аляски. Билингвальное обучение, получившее распространение в США только в 1970-е гг. и воспринятое тогда новаторством было нормой миссионерской практики РПЦ на Аляске еще в XIX b. Появление письменности местных народов и распространение грамотности было существенным вкладом в фиксацию и развитие автохтонных культур. Портрет и русско-алеутский словарь святителя Иннокентия К концу русского присутствия на Аляске создавались произведения светской литературы на алеутском языке Тогда же кадьякский креол Константин Андреевич Ларионов написал этнолингвистическое исследование – Замечание к Кадьякско-Алеутскому букварю, которое находится в Отделе рукописей Библиотеки Конгресса США В условиях крайней нехватки духовенства для организации постоянной духовно-просветительской работы святитель Иннокентий опирался на благочестивых и грамотных мирян, многие из которых были представителями туземной элиты. С этой целью в Новоархангельске (теперь г. Ситка, Аляска) им были открыты первые учебные заведения богословского образования: духовное училище (1841–1844), семинария (1845–1858), архиерейская богословская школа. Большинство выпускников этих духовных школ становились церковными старостами, регентами, чтецами, которые руководили и поддерживали жизнь православных общин в отсутствие священника

http://pravmir.ru/russkie-episkopyi-na-a...

Закрыть «Один из самых выдающихся духовных деятелей XIX века» Писатель Анатолий Козлов о спектакле «Иннокентий», посвященном подвигу святого Иннокентия (Вениаминова) 24.09.2018 842 21 сентября – в первый день гастролей Иркутского ТЮЗа им. А. Вампилова на сцене Санкт-Петербургского ТЮЗа прошёл показ спектакля по пьесе современного драматурга В.Н.Хайрюзова «Иннокентий». Эта, без сомнения, замечательная пьеса повествует о подвиге святого Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири. Святителя Иннокентия уже несколько столетий чтят в православном мире. Он был священник – путешественник и исследователь, плотник, кузнец, механик, часовщик. Иннокентий отливал восковые свечи, прививал оспу, строил храмы, писал книги. Просвещал и крестил тысячи людей Сибири, Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, на несколько языков перевел Слово Божие и сыграл ключевую роль в присоединении Дальнего Востока к России. Один из самых выдающихся духовных деятелей XIX века. Выходец из простой сибирской деревни Анга. Он не только приобщал к традиционным христианским ценностям жителей России и Русской Америки, но и основал несколько новых епархий, поселений, среди которых город Благовещенск. Кроме того, этот необыкновенный человек составил азбуку для многих коренных народов. В 1977г. святитель Иннокентий был причислен к лику святых. Без всякого преувеличения можно отметить, что спектакль прошёл с большим успехом, что, прежде всего, подтверждается реакцией петербуржского зрителя, который долгими аплодисментами, криками «браво» и «молодцы» не отпускал со сцены полюбившихся актёров. Прекрасна работа режиссёра-постановщика, заслуженного работника культуры РФ В.Токарева, художника-постановщика, заслуженного деятеля искусств Украины , заслуженного художника и лауреата Государственных премий республики Крым Ю.Суракевича, композитора В.Соколова, хормейстера О.Чирковой. В спектакле нет проходных мест, затянутостей и прочих ненужностей, способных привести публику в уныние. Несмотря на серьезность темы и глубокое погружение в исторический пласт, действие на сцене происходит динамично, диалоги не лишены, порой, тонкого юмора. Хочется отметить и вдохновенную игру актёров, причём, не только исполнителей основных ролей. Практически все, даже те, кто лишены были классических фраз типа «Кушать подано», не просто присутствовали на подмостках, но органично дополняли мизансцены, проживая происходящее.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/24/od...

Графине Анне Алексеевне 67 при случае засвидетельствуйте от меня почтение и благодарность за ее вспоможения. Кажется, более писать совершенно нечего. Все, что нужно и о чем нужно было, я написал; теперь остается засвидетельствовать Вам мою искреннейшую благодарность за любовь Вашу ко мне и пожелать всякого блага и успеха, а более спасения души, и силы и желания действовать для спасения других. С истинным почтением и полною преданности честь имею быть Ваш, Милостивый Государь, покорнейший слуга Иннокентий, Е. Камчатский. Мая 3 дня 1842. Новоархангельск. Письмо 35 Милостивый Государь, Николай Викулович. Покорнейше благодарю Вас за почтеннейшее письмо Ваше, которое я получил в Петропавловске 6 октября. Поздравляю Вас с умножением семейства Вашего дочерью. И честь имею поздравить Вас с получением Монаршей милости. В Камчатку прибыл я 19 августа, 29 ноября располагаюсь выехать из Петропавловска, но когда буду к Вам! Этого не могу еще сказать. Хотелось бы приехать заблаговременно, но как будет угодно Господу. Призывая на Вас и на все семейство Ваше благословенье и милость Господа, честь имею быть с истинным моим почтением и таковою же преданностью Вас, Милостивого Государя, покорнейшим слугою Иннокентий, Е. Камчатский. Ноября 23 дня 1842. Р. S. Сделайте милость не беспокойтесь ни мало о встрече меня, довольно одного раза, даже не посылайте никого ко мне на встречу. Вы этим меня обяжете. Письмо 36 68 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец. После последнего письма моего к Вашему Высокопреосвященству случилось следующее: Колоши и Чукчи начали принимать христианство , и принимать совершенно без всяких видов корысти. Вскоре по отбытии моем из Ситхи, в один день окрещено 16 человек Колош, и до 70 осталось еще готовых. В Камчатке, в сем году, начали креститься Чукчи, зашедшие в сию область в 1838 и 1839 году. Чукчи страшны для Камчадал, и справедливо: один из Чукоч, Чинник, целую ночь буйствовал даже в Тигильской крепости. И этот самый Чукча первый явился к священнику Стефану Вениаминову (брату моему родному), с которым он был знаком, и которого он за что-то любил (Камчатский благочинный говорит, что за его добрую жизнь: слава Богу!), просил и принял от него св. крещение накануне св. Пасхи; новокрещенный Чинник на завтра привел еще одного, а потом трех Чукоч, которые все крещены. Священник Вениаминов надеется, что все Чукчи, кочующие в его приходе (до 40 душ), будут окрещены. На западном берегу Камчатки, священник Кокшарский окрестил два семейства Чукоч. Крещение Чукоч в Камчатской области есть дело совершенно новое, и потому оно подает надежду, что и прочие Чукчи, если только обратить надлежащее внимание на них, не будут глухи к слову Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Признаюсь, увлекаясь любопытством, и я невольно спросил у митрополита Иннокентия: отчего же не пошел он на зов таинственных мужей? Он отвечал мне: «легко нам теперь, здесь в Петербурге, сидя со всеми в сих покоях, рассуждать о таком явлении и судить мой поступок; но подумайте, каково было слышать зов сей в пустыне, да еще с такою оговоркой, если я сомневаюсь? Удовлетворение любопытства могло бы ввести меня в искушение; страшно было сомневаться и как бы искушать Бога, когда я видел чистое учение старца, почерпнутое из небесного источника. Может быть, я заплатил бы спокойствием совести и целой моей жизни за такой недоверчивый поступок. – Не сказал ли вам еще что либо старшина Алеутский?-спросил я. Митрополит Иннокентий, тогда еще священник Вениаминов, отвечал, что он предсказал ему, что увидит царя, «и, конечно, мне бы никогда не пришло на мысль, что я буду в Петербурге и увижу Государя, а я всегда воображал, что когда-нибудь, по возвращении моем в Иркутск, удостоюсь там его видеть, если когда-либо предпримет туда путешествие». – И вам не удалось более видеть старца и беседовать с его посетителями?-спросил я еще. -Нет, отвечал с христианским смирением отец Иоаян (Иннокентий), потому что ответ моего архиерея пришел ко мне только на третий год, а до тех пор старец скончался блаженною кончиною, предсказав день и час своей смерти. Он собрал вокруг себя все свое семейство, зажег свечу перед иконою, молился, простился со всеми и, на одре смертном, оборотись к стене, тихо испустил дух. «Не знаешь опять, чему дивиться, заключает А. Н. Муравьев свою запись: «чудным ли дарованиям старшины Алеутского или смирению миссионера, который терпеливо лишается единственная случая удовлетворить святому по-видимому любопытству, в деле столь необычайному для того только, чтобы не преступить заповеди послушания. Преждевременная кончина старца оправдала его поступок, ясно показав, что сии откровения нужны были только ему одному с семейством и единоплеменными его и то во время духовного запустения островов Алеутских, а когда проявились человеческое, благодарю Божьего споспешествуемые, труды к их спасению, небесные руководители сокрылись.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Ни число их, ни нравы в точности не известны. Их считали жестокими и храбрыми, но теперь дознали, что они боятся Тунгусов; и священник Верещагин, бывший между Чукчами, совсем не видел в них признаков жестокости, но видел доказательства общих диким добродетелей. Относительно же христианской веры, о них можно сказать только, что они начинают оказывать расположение к принятию оной. В последнее время, и именно в 1839 и 1842 годах священники: Гижигинский – Роман Верещагин, Лесновский – Стефан Вениаминов и Дранкинский – Алексей Кокшарский, как ближайшие к Чукотской земле имели случаи предлагать слово Божие некоторым из Чукоч; и, благодарение Господу Богу, хотящему всем спастися! беседы их были увенчаны, можно сказать, полным успехом; ибо из слышавших слово почти все приняли его любезно и тотчас крестились, и крестились не из каких-либо корыстных видов (Чукчи ясака не платят), но просто, без всяких подарков и без всяких условий, уговоров или отговорок. Кроме того, священник Верещагин уверял меня, что в 1842 году изъявляли желание креститься еще и другие из живущих на реке Анадырь Чукоч (где он крестил в первый раз в 1839 г.); но он по трудности сообщений и за неимением средств к путешествию, быть у них не мог. Священник Кокшарский окрестил всех Чукоч, которых он встретил в своем приходе (два семейства); а священник Стефан Вениаминов, окрестивший в 1842 году 6 человек Чукоч-хозяев, найдется, что и все их домочадцы (всего человек до 40) примут христианскую веру, и тогда и в его приходе не останется ни одного некрещенного Чукчи, (о крещении сих Чукоч Святейшему Синоду мной донесено). Из сих случаев, можно с вероятностью заключить, что Чукчи имеют расположение к принятию христианской веры, а чтобы вполне удостовериться в сем расположении их, а с тем вместе открыть и способ и возможность желающим принять христианскую веру, ныне же один из Гижигинских священников отправлен в Чукотскую землю, в находящееся там селение Русских –Маинское. На реке Анадырь, недалеко от прежнего Анадырска, где до 1760 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Для этих территорий Вениаминов дает детальное описание рельефа, гидрографии, геологии, метеорологии, животного мира и растительности. Один из общих географических вопросов, обсуждавшихся русскими учеными с самого начала освоения Алеутских островов – почему на этих землях в океане практически отсутствует древесная растительность? – находит вполне оригинальное решение в труде ученого-миссионера. Он полагает, что причина в том, что острова имеют вулканическое происхождение и относительно молоды, в связи с чем, на них не успела распространиться материковая растительность. В подтверждение своей версии Св. Иннокентий рассказывает о том, что вывезенные из Ситки на Уналашку ели не только хорошо прижились там, но даже дали плоды. Утверждая важность вулканической деятельности в формировании островов, Вениаминов, однако, подчеркивает, что наличие у них гранитного основания позволяет утверждать, что они являются остатками первобытного материка, надстроенными вулканами, и составляли ранее одно целое. Он полагает, что на пространстве Берингова моря некогда существовал материк, который разрушен и низвергнут в бездну моря страшною силой подземного огня и, что острова, лежащие в Беринговом море и каменные утесы, находящиеся на низких берегах, суть остатки этого материка 91 . Подобные —73— мысли в конце 18 века высказывал П.С. Паллас, а современная наука подтверждает правильность основного тезиса Вениаминова о материковой природе дна Берингова моря, с той лишь разницей, что образование акватории на месте этого материка связывается теперь в основном не с геологическими катаклизмами, а с постледниковым подъемом уровня мирового океана за счет вод, поступивших от таяния материковых льдов. Доказывая наличие в прошлом материкового перешейка между Азией и Америкой, Вениаминов помимо геологических данных опирается на устную традицию алеутов, предания которых говорят о том, что они пришли на острова с запада 92 . Естественно, что так же, как все его предшественники, ученый уделяет большое внимание основному природному богатству колоний – животному миру, причем, описывая отдельных животных, он приводит туземные их названия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(К столетию со дня его рождения 26 августа 1797–1897 г.) Бог… человеку благу пред лицем Его даде мудрость, и разум (знание), и веселие. Еккл.2:26 Когда в 1868 году митрополит Иннокентий ехал из восточной Сибири на свою новую кафедру – в Москву, то слава его, как апостола – просветителя Сибири и Америки гремела уже давно повсюду, достигла и Москвы; но далеко не всем Москвичам известен был их новый митрополит лично. А потому естественно многие живо интересовались знать, что за личность – новый Московский митрополит, преемник знаменитого Филарета, едва не полвека мудро, искусно и твёрдо державшего в своих руках кормило управления Московской епархией с её многочисленным и разнообразным населением, с её многоразличными и многосложными учреждениями, в том числе с высшим рассадником духовного просвещения – академией. В удовлетворение столь естественного любопытства, тогдашний епископ Енисейский Никодим Казанцев (†1874) от 4 мая означенного 1868 года из Красноярска писал одному Московскому протоиерею следующее: «Я не писал на два ваши письма, потому что ждал Московского владыку 1 . Этот муж прямой и правый. Апостольские подвиги его известны всей России. Увидеть их близко и Москва. Он не имеет блестящего академического образования: но пусть не обманываются гордые академисты. И без академии иногда много знают… Преосвященный Иннокентий – любимый ученик (по духу) митрополита Филарета. Он без сомнения будет подражать ему в чём и елико можно… Полагаю, что владыка будет доступен, потому что он прост; и будет внимателен к просящим, потому что любить правду паче и выше всего. Думаю, что владыка недоступен лести и льстецам: пусть остерегутся лицемеры и двоедушные. Ему 71 год; но он бодр и пользуется здравием телесным 2 ». – В этих немногих словах схвачены почти все существенные черты характера и отношений архипастыря Московского, столетие со дня рождения которого исполнилось 26 августа сего года. Рождённый и воспитанный в Сибири, большую и лучшую часть жизни своей также проведший в Сибири и Америке, при условиях, совершенно иных, нежели какие были действующими для лиц его положения в Европейской России, высокопреосвященный Иннокентий, неожиданно и для него самого и для многих других, Высочайшим повелением 5 января 1868 года, из архиепископа Камчатского, Алеутского и Курильского, переименовывается в митрополита Московского и Коломенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Когда знаменитый миссионер наш преосвященный Иннокентий, по особенным судьбам Божиим, возведённый в декабре 1840 года из протоиереев в сан епископа Алеутского, мимоездом из Петербурга был в Москве и посетил Троицкую Лавру, студент академии лейтенант Краснопевков явился к нему и просил его преосвященство принять его в число сотрудников своих на миссионерском поприще. Опытный миссионер и проницательный архипастырь, преосвященный Иннокентий, без сомнения, сообразил, что молодой светский юноша, едва лишь начавший знакомиться с богословскими науками, не может много принести пользы в деле евангельской проповеди и что легко и скоро может остыть, и потому отклонил усиленную просьбу Краснопевкова. Время оправдало мудрую осторожность Алеутского владыки». Но за то впоследствии преосвященному Леониду (Краснопевкову) судил Господь много лет послужить доброю службою преосвященному Иннокентию в качестве сотрудника-викария на Московской митрополии) в 1868–1876 годах). 23 Приб. к Твор. св. Отц. 1889, XLIII, 552. Срав. Приб. к Твор. св. Отц. за 1843 г., ч. I и С.К. Смирнова, «История Моск. дух. ак.», стр. 520. М. 1879. 25 Подробности об о. Мисаиле см. у С.К. Смирнова, в «Истории Моск. дух. ак.», стран. 519–520. М. 1879. 26 Не все, конечно, и письма печатал митрополит Филарет, опуская имевшие личный или конфиденциальный характер. 27 Ректором Московской духовной академии преосвященный Евсевий был с 25 ноября 1841 и по 17 января 1847 года, когда он перемещён был на должность ректора Спб. духовной академии с возведением в сан епископа. 28 Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1882, ч. III, стр. 274 «Материалов для истории русской церкви». 29 Из Новоархангельска, на острове Ситхе. Что это было уже не самое первое письмо преосвященного Иннокентия к митрополиту Филарету, видно из следующих слов письма преосвященного Иннокентия к А.Н. Муравьеву с пути от 30 июля 1841 года: «27 июля я получил письмо от нашего владыки (– так называет преосвящ. Иннокентий митроп. Филарета обыкновенно в письмах к А.Н. Муравьеву).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

А вот и ещё хотя один из многих случаев его любвеобильного отношения к академии. В 1875 году, как известно, назначена была от Св. Синода ревизия духовных академий, в том числе и Московской, и ревизию поручено было произвести одному из главных деятелей и по составлению устава 1869 года, вышеупомянутому преосвященному архиепископу Литовскому Макарию. Для Московской собственно академии эта ревизия предстояла в конце апреля и в начале мая означенного 1875 года. Между тем в это время ректор академии протоиерей А.В. Горский уже страдал той болезнью, которая осенью того же года и свела его в могилу. Но не задолго до ревизии, на Пасху означенного года, он, почувствовав некоторое облегчение от болезни, решил снова принять в свои руки кормило управления академией, по случаю его болезни вверенное было на время другому лицу из его сотрудников (В.Д. Кудрявцеву), и сам, по прежним обычаям, потщился составить от лица все академии приветствие своему архипастырю по случаю праздникам Пасхи. Получив это приветствие, святитель Иннокентий, несмотря на то, что уже почти совершенно слепым был в это время, с своей стороны потщился собственноручно 148 написать ответь в следующих, глубоко трогательных выражениях: «Христос воскресе! Возлюбленный мой о Господе отец Протоиерей. Искренно благодарю вас за письмо ваше. Радуюсь сугубо. Но смотрите, не рано ли вы взяли на себя нелёгкое бремя ректорства. Прошу вас поблагодарить Ваших сотрудников за поздравление меня и взаимно поздравляю из с праздником и наступающей ревизией, которая начнётся не ранее как с 24 числа и 23. Господь с вами. Ваш усердный слуга И. М. Московский . Апреля 15 дня 1875. Москва 149 ». Так мог писать только благопопечительный и любящий отец, а не строгий начальник. И преосвященный Иннокентий был действительно отцом для академии, вверенной его попечению, – отцем, о чадах веселящимся. А за благодеяния, им оказанные сей академии, там, на небе, Ему, без сомнения, Господь Бог , Отец щедрот, даде… веселие вечное. Иван Корсунский 1 Как видно из этого же письма, владыка Иннокентий, на пути из Благовещенска в Москву, прибыл в Красноярск 25 апреля и пробыл там два дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В тот же день состоялось торжественное гашение маркированных почтовых конвертов, выпущенных к юбилею святителя в сотрудничестве с «Почтой России». На конвертах в полупрофиль изображен святитель Иннокентий в зрелом возрасте. Его портрет выполнен художниками АО «Марка». Тираж почтового конверта составил 150 000 экземпляров. Свои подписи и оттиски праздничного штемпеля на конвертах поставили митрополит Максимилиан, епископ Иннокентий, сенатор Российской Федерации от Иркутской области Сергей Брилка, мэр Качугского района Евгений Липатов, заместитель директора УФПС по Иркутской области Янина Лузгина, директор Иркутского областного краеведческого музея им. Н.Н. Муравьева-АмурскогоСергей Ступин. После торжественной церемонии гашения свои конверты (заранее приобретенные в почтовых отделениях) штемпелем одного дня смогли погасить все желающие. Среди приглашенных были филателисты и посткроссеры региона. По окончании процедуры гашения прошла традиционная высадка кедров, в которой приняли участие митрополит Максимилиан, епископ Иннокентий и другие участники праздника. Далее праздничные мероприятия переместились в МЦДК имени С. Рычковой поселка Качуг, где для более 100 юных зрителей состоялись презентация пятиминутного фрагмента анимационного фильма «От Анги до Форт-Росса: по следам святителя Иннокентия» и творческая встреча с его создателями — руководителями анимационной студии «Форсайт»: режиссером проекта, директором Юрием Немеровым и продюсером Натальей Немеровой. Полный анимационный фильм длится 15 минут и рассказывает о фрагменте жизни святителя Иннокентия (Вениаминова) от его рождения в далеком сибирском селе, учебы в семинарии до миссионерского служения в далекой Русской Америке. Мультфильм был создан на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив. Проект реализует Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н. Муравьева-Амурского совместно со студией «Форсайт». После творческой встречи юным зрителям показали документальный фильм-паломничество «Святитель Иннокентий (Вениаминов). Возвращение домой», выпущенный в 2017 году к 40-летию его канонизации и 220-й годовщине со дня рождения (режиссер — Мария Кельчевская). Фильм сопровождает зрителя по местам службы святителя и знакомит с нашими современниками, взрослыми и детьми, которые делятся своими впечатлениями о знакомстве с фактами жизни и служения святителя. Это первый полнометражный фильм собственного производства Иркутского областного кинофонда. Съемки велись по всей Иркутской области: в Анге, Иркутске, Качуге, Ангарске, Бодайбо, а также в Москве, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Благовещенске, Петропавловске-Камчатском, Якутске, Хабаровске. Завершающий этап съемок состоялся летом 2017 года на Аляске (США).

http://patriarchia.ru/db/text/5958798.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010