Святитель Иннокентий (Вениаминов): «Первое и действительное приготовление… есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений». Святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки Святой Иннокентий, апостол Аляски , составил целый свод рекомендаций для миссионеров. Вот что он пишет: «Первое и действительное приготовление к сему есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводит благословение на всякое благоначинание и дело; а потому всегда, и особенно пред всякой беседой с неведующими, которых желаешь просветить словом истины, обращайся к Богу с теплой молитвой» . Это действительно необходимо. И отец Даниил Сысоев говорил, что дело миссии должно предваряться, сопровождаться и завершаться молитвой. Стоит обратить внимание на слова святого Иннокентия о том, что молитва открывает источник высших научений. Это очень важно для миссионера. Когда мне доводится читать лекции о миссии, нередко слушатели спрашивают: «Каковы методики разговора с мусульманином, сектантом или атеистом? Что сказать им, чтобы обратить их?» Люди верят, что есть некие волшебные слова, некий универсальный ключ ко всем атеистам или ко всем мусульманам. Нужно только узнать и выучить, а затем при встрече с неверным просто произнести – и тут же мусульманин записывается на крещение, а сектант на чин присоединения. Это большое заблуждение. Нет таких волшебных слов. Нет универсальных методик по обращению кого-либо. Каждый человек индивидуален, и то, что тронет сердце одного, оставит совершенно равнодушным другого. Как же узнать, что именно нужно сказать данному конкретному человеку? Только Бог может это открыть. А мы не узнаем, если не будем просить Его о вразумлении. Господь сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7: 7). Когда начнем усердно молиться, Господь нам может открыть именно те слова, которые сейчас нужно сказать этому человеку. Если в данный момент действительно нужны слова. В Туве был случай, когда миссионеры на протяжении месяцев разговаривали с одной семьей сектантов, они каждый раз пытались им что-нибудь сообщить, и всё было бесплодно. На очередной встрече миссионеры, не сговариваясь, решили в этот раз просто послушать тувинцев. Те долго рассказывали про свою непростую жизнь, а в конце вдруг сами сказали: «Мы готовы креститься в Православие. Скажите, что требуется для этого?» И вся семья – все пять человек крестились и стали хорошими прихожанами. Конкретно этим людям для обращения нужно было просто чтобы их сочувственно выслушали. Как такие вещи можно узнать? Только если Господь вразумит.

http://pravoslavie.ru/71941.html

В ознаменование этого, Нами преподносится в дар храму Хабаровской духовной семинарии частица мощей святителя Иннокентия. Одновременно с храмом был освящен и новопостроенный комплекс зданий Хабаровской семинарии. Столь динамичное развитие молодой Хабаровской семинарии стало возможно, благодаря особому попечению губернатора Хабаровского края Виктора Ивановича Ишаева и заботам ректора архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка. Уже сегодня, всего за два года своего существования, ваша духовная школа стала центром православного образования и церковной науки на Дальнем Востоке. Преподавательским коллективом Хабаровской семинарии впервые были разработаны и изданы учебные пособия для абитуриентов, а также учебно-методические комплексы по изучаемым дисциплинам. А созданный по Нашему благословению Хабаровской семинарией информационный Интернет-портал «Православие на Дальнем Востоке» стал в этом году победителем дальневосточной интернет-премии «Стерх». Хочется надеяться, что всё это только начало больших и успешных трудов на ниве Христовой, которые будут нести преподаватели и студенты Хабаровской семинарии под покровительством и духовным водительством святого равноапостольного Иннокентия (Вениаминова). Особое место в ряду юбилейных мероприятий в Хабаровске занимает открываемая сегодня Дальневосточная миссионерская конференция , посвященная святителю Иннокентию. В работе конференции принимают участие представители академической науки из Москвы и Санкт-Петербурга, а также дальневосточных вузов и епархий. Хочется пожелать, чтобы форум помог осмыслению нашими современниками многогранного опыта служения святого Иннокентия и способствовал возрождению миссионерских традиций на Дальневосточной земле. Торжества продолжатся юбилейным десятидневным путешествием по Амуру от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре и обратно. Название этого маршрута говорит само за себя: «Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениаминова)». Святой Иннокентий не раз совершал подобные миссионерские поездки по Амуру, Уссури и другим дальневосточным рекам. Плодом его деятельности стало крещение большого числа коренных народов и строительство множества православных храмов по всему востоку нашей страны.

http://patriarchia.ru/db/text/251455.htm...

е. 85 рублей 80 копеек. 4) Представление об увеличении числа священно-и-церковнослужителей на Амуре и о положении им окладов и проч. (Якутск, 2 декабря 1855 г.) Из сведений, какие по настоящее время имеются об Амуре; достоверно известно следующее: а) Число жителей там, не говоря о туземцах, собственно Русских и в настоящее время простирается за 5000 человек обоего пола; а на будущее лето оно без сомнения, еще увеличится. б) Самое большее число жителей (более 2500) находится в Николаевском посте, лежащем при устье реки Амура, как главном месте во всех отношениях. Около человек живут в Мариинском посте, отстоящем от Николаевского в 300 верстах вверх по Амуру; более 250 душ поселенцев в Новой Деревне, находящейся почти на средине между Николаевским и Мариинским; а остальные жители живут частью в Александровском посте (при заливе Кастри) в двух селениях, находящихся по реке Амуру и в Петровском зимовье, отстоящем от Николаевского к Аяну в 90 верстах. в) Настоящих церквей на Амуре еще нет ни одной нигде, кроме одной часовни в Петровском зимовье и двух подвижных церквей в Николаевском и Мариинском, последняя с Фрегата «Аврора». г) Священник в настоящее время находится там только один местный (Гавриил Вениаминов), имеющий местопребывание в Николаевском; и кроме него остался там на время с Фрегата «Аврора» иеромонах Иона, который, впрочем, по причине слабости своего здоровья, принял на себя только заведывание, живущими в Мариинском посте, отказавшись посещать даже живущих от него в 30 верстах поселенцев. И потому самая большая часть жителей, рассеянных на 300 верстах, должна оставаться пока в заведывании священника Вениаминова, (которому, впрочем, в случае необходимости предписано пригласить на время Удского священника). д) Причетник там находится только один в Николаевском; а кто исправляет должность причетника при иеромонахе Ионе, – мне неизвестно. И потому очевидно, что крайне необходимо и как можно скорее: 1) увеличить число священников и причетников на Амуре только для исправления обыкновенных обязанностей по приходам и 2) построить несколько церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

О. протоиерей Гавриил Вениаминов отправился от нас 18 сентября, и возвратиться он должен в марте. Здоровье мое, слава Богу, очень не худо. О. Петру Попову скажите поклон с прибавлением, что Голубов оказывается лентяй и прекапризная недотрога, и, кажется, мы с ним не уживемся; на хохлов нам неудача, это уже третий: 1 Василий, 2 Бунчуков и 3 Голубов. Вы уже, конечно, теперь знаете, что, кроме (3000 руб.) присланных Вам из Главного Правления, и кроме переданных мною 3000 руб., прислано еще было из Компании в Благов. училище 4000 руб.; следовательно, Вы ныне должны исключить из кредита Комп, ровно 10 т. руб.; так и сделайте, а нам все-таки пришлите денег; иначе, Благовещенское училище останется без всякого оклада на 1865 год. Из означенных 10 т. 7000 руб. вычтите из экономических сумм семинарии, и 3000 руб. из строительных, и затем к 1866 году должно, по-моему, остаться за Компанией экономических сумм 11,998 руб. 32 к. и строительных 20,561 руб. 28 к., разумеется, без причисления процентов за 1864 и 1865 годы. Да! Я забыл еще, что и Вам надлежит исключить из строительных сумм на поправку корпуса 1500 руб. Но нельзя ли их исключить из экономических, потому что, кажется, не сказано в отношения хозяйственная управления, из каких сумм взять эти деньги, – и если так, то исключить их из экономических, а там увидим, что будет. Считаю нужным пояснить сказанное выше о присылке к нам всех остатков от расходов за 1865 год, – здесь надобно разуметь остатки от 10,269 руб. 30 к., ассигнованных по смете, а не от всех наличных денег, каша у Вас будут. И еще, Вы теперь и забудьте думать оставлять из ассигнованных по сметам денег на расходы наступающего года, как делали Вы доныне, во-первых, потому, что в январе и феврале Вам закупать много нечего-деньги нужны будут только на жалованье; а один месяц можно и подождать или позаимствовать где-либо; делайте так, чтобы к январю у Вас не оставалось ни копейки из положенных по штату денег, и это для Вас будет очень легко, т. е. все, что останется, перечислить в Благовещенское училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Но монах Герман, почти с первого времени своего прибытия и до самой кончины жизни своей, жил особо на отдельном острове (Еловом), занимаясь молитвою и хозяйством. В последнее время у него воспитывались несколько девушек-алеуток – сирот, обучаясь грамоте и трудолюбию; и это его маленькое заведение было в весьма хорошем состоянии, особенно со времени посещения его г. бароном Врангелем. К числу действий Кадьякской миссии надобно отнести и то, что бывший в Кадьяке в 1805 и 1806 годах Иеромонах Гедеон, уполномоченный Св. Синодом, (который, оставшись здесь с корабля Невы, потом выбыл в С. Петербург чрез Охотск), перевел на Кадьякский язык молитву Господню, которую в его время и несколько после него пели и в церкви; но потом она была оставлена и совсем затеряна. Г. Шелехов, считая недостаточным для распространения слова Божия иметь таковую миссию, представил об открытии епархии в Кадьяке (где он считал до 50 тысяч жителей), под управлением архиерея и вследствие его представления и такого числа жителей, решено было открыть епархию в Америке, и Архимандрит Иоасаф вызван был в Иркутск для посвящения во архиерея, где и был посвящен Иркутским Преоевященным Вениамином в марте 1799 года; но при возвращении своем в Кадьяк, на Компанейском судне Феникс, в том же 1799 году, потонул со всею свитою 104 , очень большой и богатейшей ризницей; а вскоре после того скончался и сам г. Шелехов, и с тем вместе прекратилось и намерение об открытии Американской Епархии, и даже всякие предприятия касательно распространения и утверждения слова Божия. Г. Баранов, утвердясь в Ситхе, стал просить о священнике для Ситхи, и в 1816 году прибыл туда священник Алексей Соколов. Потом, когда, вновь Высочайше дарованными в 1821 году Российско-Американской Компании привилегиями, поставлено было ей в обязанность иметь достаточное число священнослужителей в колониях, Компания начала ходатайствовать об этом; и вследствие того прибыли священники в колонии: в 1823 году в Уналашку И. Вениаминов 105 , в 1824 в Кадьяк Фрументий Мордовский (вместо иеромонаха Афанасия), а в 1825 году в Атху Иаков Нецветов, здешний урожденец-креол 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

3-е. В бытность мою ныне в Нушегаке я заметил, что морское течение от Константиновского мыса до Агалегмутского жила отстает 2 часа. Поскольку мы, подошедши к Константиновскому мысу, остановились на якорь в ожидании прибылой воды – и оная пошла в исходе 1-го часа, мы с нею вошли в Устье рек и, остановились на якорь у Агалегмутского жила. И здесь течение пошло на убыль ровно в 9 часов – скоростью до 9 узлов. В бытность мою здесь в Нушегаке Богу угодно было одною и первою моею проповедью обратить сердца иноверных 13 человек диких, живущих около тех мест, как то Угашинцев, Агалегмутов, Кетмайцев, и Кускоквимцев; первые живут на Аляксе несколько далее средины – и их не более 200 человек; вторые живут по реке, выпадающей из озер близ Шельхова озера – и их не более 500 человек – у них то был Моллер. Третие прямо Кадъяки, а последние Вам известны из путешествия г-на Хромченки. И позвольте изложить мои мысли в рассуждении обращения сих диких. Я уверительно говорю, что там жатва многа и добра, не достает только делателей, ибо ежели из 14 человек, бывших в сие время в Нушегаке и слушавших мое поучение усердно и добровольно без всякого обещания наград и подарков, обратились 13 человек (в том числе 2 шамана), то наверное можно говорить, что стоит только начать, и все или, по крайней мере, многие обратятся. Итак остается желать и молить Господина жатвы, да скорее приближится то время, (ибо оно должно быть), в которое Он изведет делателей Своих на жатву Свою. Еще одно скажу о диких сих, что они характером очень походят на здешних, также добры, терпеливы и очень не глупы – и весьма далеки от Кадъякских, в коих всегда видно что то зверское. Я прошедшего года послал Вам наблюдения и обещался известить об анемометре моего изобретения; извещаю Вас, что за совершенным неимением средств со стороны кузнечной, не мог сделать. Авось, ныне. С истинным моим почтением и совершенною преданностью честь имею быть Вашего Высокоблагородия покорнейший слуга. Священник Иоанн Вениаминов. Августа 7 дня 1829 г. Уналашка.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Во-вторых. Вместо 7 наставников в семинарии нашей ныне находится только 5. (Не считая временно находящагося здесь Атхинскаоо священника и занимающего должность наставника), из коих только один (студент Гавриил Вениаминов) принадлежите собственно к семинарии, а все прчие (протоиерей, священник и 2 диакона) из членов соборнаго причта. Следовательно, здесь убавить некого, напротив того необходимо прибавить еще двух. В-третьих. Хотя число всех обучающихся ныне в семинарии заключается в 48; но в этом числе собственно духовнаго звания, т. е. по рождению своему принадлежащих к духовенству, только 25 человек, и в том числе двое – дети Ситхинского протоиерея; из всех же прочих: 10 человек – дети креолов и туземцев, воспитывающиеся на казенном коште, (из коих 6 человек на полном казенном и 4 на полуказенном); а остальные 13 человек – вольноприходящие, т. е. дети разных лиц, служащих Компании и живущих в самом Новоархангельске; следовательно, уменьшить из этого числа (48) можно не иначе, как – или отказать всем вольноприходящим, или исключить всех, по рождению своему не принадлежащих к духовному званию, или закрыть один или 2 класса, т. е. вместо семинарии учредить опять училище приходское или уездное; но ни то, ни другое невозможно… Итак, лучшее и единственное средство к уменьшению духовенства в Новоархангельске есть то же, о котором я имел честь представить Вашему Сиятельству, т. е. перенести архиерейскую кафедру и семинарию из Ситхи в Аян или куда будет признано за лучшее. На прошедшей неделе отправилось от нас кругосветное судно в Кронштадт; и на нем посланы мною донееения в Св. Синоде и несколько бумаг к Вашему Сиятельству. Это письмо посылается чрез Мексику по заграничной почте; оттого то оно и пишется на таком лоскутке. Не знаю, дошло ли до Вас письмо мое, оставленное мною на почте в Камчатке, писанное в августе сего 1849 года. В нем я имел честь уведомить Ваше Сиятельство, что я на вопрос г. Г. Губернатора, бывшего в одно время со мною в Камчатке, будет ли удобно перенести архиерейскую кафедру вместо Аяна в Петропавловский порт, отвечал, что можно, если учредится пароходное сообщение между Аяном и Петропавловским портом, и если правительство примет на себя издержки, потребные для устройства всего, что будет нужно, но с тем между прочим, чтобы Якутская область была причислена к Камчатской епархии и проч. До времени же, пока устроится в Петропавловске, город и порт, архиерею иметь местопребывание в Аяне и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

При сем честь имею приложить копию со штатов Камчатского Архиерейского дома, собора и консистории. 27 августа 1860 г. Николаевск. 79 Ваше Высокоблагородие, Милостивый Государь! 129 На отношение Вашего Высокоблагородия от 31 дня минувшего месяца за с уведомлением о положении окладов жалованья вновь назначаемым в Приамурский край 7-ми причтам, честь имею ответствовать, что как некоторые из сих новых окладов должны быть выданы здесь в Николаевске, другие в Хабаровске и далее по пути до Благовещенска, а теперь представляется удобный случай к пересылке денег по принадлежности и своевременно; и потому покорнейше прошу Ваше Высокоблагородие приказать кому следует вновь ассигновать на текущий год оклады на 7 причтов в количестве 5504 р. 8 коп., а за вычетом по 2% из жалованья, столовых и хлебных – 5414 руб. 26 коп. выдать из здешнего казначейства в прием и под расписку благочинного протоиерея Гавриила Вениаминова и о последующем почтить меня Вашим уведомлением. Что же касается до того, где и под чью расписку должны быть выдаваемы сии оклады на будущее время, я буду иметь честь уведомить Ваше Высокоблагородие по получении мною ответа по сему предмету от моего начальства. Имея в виду тот же случай удобный к пересылке денег, я покорнейше прошу Ваше Высокоблагородие приказать выдать и следующие за истекающую половину года оклады 6-ти причтам, положенные 12 марта/7 апреля 1859 года, в количестве 2101 руб. и 27 коп. в прием и под расписку того же протоиерея Вениаминова. 2 ноября 1860. Николаевск. 80 Ваше Высокоблагородие, Милостивый Государь! 130 Сим честь имею уведомить Ваше Высокоблагородие, что в ведомости о содержании, назначенном к производству 7-ми причтам, определенным в Приамурский край, приложенной к отношению Вашего Высокоблагородия ко мне, от 4 числа текущего месяца за не назначено разъездных денег 7 причтам по 120 руб. всего 840 руб. и это конечно от того, что в бумаге г. министра за (как видно из двух отношений Вашего Высокоблагородия за и 4243) после слова на разъезды пропущена цифра 120, чему может служить доказательство отчасти и общий итог 5504 руб. 8 к., с которым согласна и цифра, означенная в полученном мною ныне по сему предмету указе Св. Синода от 31 мая текущего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Мая 5 дня 1849 г. 299 6 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Новоархангельская Семинария в настоящее время находится в следующем состоянии: а) По части нравственной. 1) В отношении моем от 5 Мая прошедшего 1849 года я между прочим имел честь уведомлять Ваше Сиятельство, что и. д. эконома священник Никифоров (что ныне стал иеромонах Сергий), помещаясь в одной из комнат, где живут ученики, имел почти беспрерывный надзор за поведением их. С прошедшего мая, т.е. когда поступил на службу по Семинарии студент Гавриил Вениаминов, надзор за учениками был вверен ему, как помощнику Инспектора. С половины же мая сего 1850 года способ надзора опять должен измениться на первоначальный, т.е. чрез Инспектора и старших, ибо Гавриил Вениаминов отправляется в Россию, а иеромонах Сергий отправился в Курильский отдел, и тот и другой возвратятся в Ситху не ранее осени 1851 года. 2) Поведение учеников в течение прошедшего года было весьма удовлетворительно во всех отношениях и таких случаев, где требовались строгие меры взыскания было очень немного. б) По части учебной 3) Учение прошедшего года, т.е. с мая по май, продолжалось постоянно. Время для обыкновенного отдыха так же, как и в прошедшие годы, было дано в начале мая и в 2-й половине сентября, т.е. когда нужно было садить и снимать в огородах. 4) В прошлогоднем отчете моем было между прочим сказано, что надлежало бы сделать перевод учеников из низших классов в высшие, но по причине неоконченных предметов оставлен до осени. И осенью оказалось возможным сделать и сделан этот перевод 26 Сентября и с тем вместе открыт 4-й и последний класс. И с того времени по апрель сего года учение продолжалось постоянно во всех четырех классах. А что именно преподано в это время Ваше Сиятельство изволите усмотреть из прилагаемого при сем обозрения. 5) В начале нынешнего апреля, так же как и прошедшего года, я в течение почти двух недель лично сам экзаменовал учеников всех с первого до последнего класса по всем предметам и, судя по ответам лучших учеников, видно, что наставники преподали все, что показано в конспектах и большая часть учеников знают преподанное; Следовательно, успехи довольно удовлетворительны. Но нет сомнения, что успехов было бы более, если бы число наставников было полное и из них по крайней мере половина заняты одною только Семинариею. Но пока Семинария будет в Новоархангельске, последнего быть не может, или будет чрезвычайно затруднительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

  Параллели Знаю, многие не согласятся, но, на мой взгляд, обретение национальной азбуки славянскими народами и народами Якутии имеет сходство просто поразительное. Я верю, что оно в высшей степени промыслительно, а потому связало нас гораздо прочнее, чем общие границы – связало духовно. То, что было сделано для славян равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, повторилось в мировой истории через тысячу лет: в подвигах великого иерарха, миссионера, митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова), который не только сам перевёл Слово Божие на многие языки северных народов России и Америки, но стал инициатором перевода церковных книг и богослужения на языки народов Якутии; в подвигах его соратника Дмитрия Хитрова (впоследствии первого епископа Якутского и Вилюйского Дионисия), одного из тех, кто заложил основы современного якутского языка; а также в трудах их сподвижников, в том числе протоиерея Димитриана Попова, труды которого легли в основу знаменитого «Словаря якутского языка» Эдуарда Пекарского. То есть, во-первых, якуты так же, как и славяне, обрели письменность, благодаря священнослужителям, посредством книг Священного Писания, через Слово Божие и, во-вторых, в основу якутской азбуки легла богодухновенная кириллица. Конечно, попытки создания якутского письма предпринимались и раньше, но всё же основной прорыв в этом деле, очевидно, связан с деятельностью созданного в 1853 году святителем Иннокентием переводческого комитета под председательством священника Дмитрия Хитрова. Это кажется просто невероятным, но за четыре (примерно) года небольшая группа переводчиков переложила на якутский язык ветхозаветные книги Бытия и Псалтири, все книги Нового Завета (за исключением Апокалипсиса), Служебник, Требник, Канонник, Часослов, «Указания пути в Царствие небесное» Митрополита Иннокентия (Вениаминова) и другие тексты. Кроме того, протоиерей Дмитрий Хитров составил «Краткую грамматику» якутского языка. Не случайно усовершенствованный якутским лингвистом Семёном Новгородовым алфавит, который он в 1929 г. переделал на основе латинской графики, в 1939 г. вернулся к изначальной кириллице. Культурно оба якутских алфавита – на латинской и кириллической основе – равноценны. Но естественно и технически более удобно для языка, обогащённого русской и церковнославянской лексикой, оказалось использование алфавита, созданного специально для перевода Священного Писания и богослужебных книг.

http://pravmir.ru/v-nachale-bylo-slovo-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010