Во время восстановления храма восточнее алтаря построены монастырские здания в стиле каменных псковских палат XIV–XV вв. (автор проекта — помощник и ученик Щусева архитектор Владимир Максимов). Они составляют вытянутый с запада на восток и замкнутый в плане комплекс с внутренним двориком. Южную сторону комплекса образует большой корпус, в котором, помимо келий, был обустроен теплый храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (возрожден). Северная сторона комплекса представлена хозяйственными строениями, на западной — устроена небольшая колокольня (в советское время разобрана, восстановлена в 1990-х годах). В 1920-х годах обитель закрыли, храм свт. Василия стал приходом, но в 1930-х годах был закрыт и он. В 1940-х годах монастырь возродился, однако в 1959 г. его повторно закрыли, а храм обратили в приход. В 1990 г. обитель возрождена вторично. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Уроженец Овруча, он в начале XVII в. стал постриженником и настоятелем местной Успенской обители, известной с XVI в. (не сохранилась). После ее разорения он был назначен настоятелем монастыря в Каневе, где стал известен даром исцелений и прозорливости. Предсказав время и обстоятельства своей кончины, прмч. Макарий был убит напавшими на Канев крымчаками. В 1688 г. мощи подвижника обрели и перенесли в Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий), с 1942 г. они пребывают в Черкассах. В нач. XX в. частица мощей прмч. Макария была вложена в раку, изготовленную для установки в Овруче. На некоторое время ее поставили в старом Спасо-Преображенском соборе, но вскоре перенесли в храм свт. Василия, откуда в 2002 г. она перенесена в новый Спасо-Преображенский собор. В 2008 г. близ монастыря открыт памятник прмч. Макарию. Богослужения [ править править код ] Праздники: Празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — 24 октября (7 ноября) Память свт. Василия Великого — 1(14) января Память прмч. Макария Овручского — 13 (26) мая, 7 (20) сентября Местонахождение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Васильев...

Обращенная к Неве двухъярусная колокольня со шпилем " на мазанковых воротах " упомянута в монастыре ещё в 1725 г. На ней находились часы со звоном. Позже, в 1753-1754 г.г., " над воротами к Невской перспективе " была возведена новая колокольня - из дерева, на которую перенесли колокола и часы с разобранной старой. С 1783 г. архитектор И. Е. Старов разрабатывает план-реконструкцию северной левобережной стороны монастырской территории. Полуциркульные дуги невысоких каменных стен охватывают вновь организованную площадь, замыкающую Невский проспект. В западное крыло Старов встроил одноэтажное здание богадельни. В центре кольца над проездом архитектор воздвиг каменную надвратную церковь, освященную 15 июля 1783 г. во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Постройка надвратной церкви велась одновременно с возведением Троицкого собора Лавры. Тип надвратной церкви был разработан ещё в древнерусской архитектуре, однако Старов интерпретировал его в соотвествии с нормами классицизма. Согласно им, зодчий в основе композиции использовал принцип симметрии. Алтарный полукруглый выступ на восточном торцевом фасаде (апсида) повторяется и на западном фасаде (там расположена лестница, ведущая в церковный зал прямо над проездом). В объемной композиции Старов применил купол на невысоком барабане, несомненно обогативший силуэт церкви. В сущности же зодчий вновь (как, например, в Таврическом дворце) обращается к теме Пантеона: мы видим сочетания четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола, но вместо параллелепипеда портика (как в античном оригинале) Старов использует плоский фасад, украшенный 4 пилястрами римско-дорического ордера и расчлененный 4-мя окнами прямоугольной формы. Впрочем, фасад увенчан треугольным фронтоном, как и у античного прототипа. В надвратной церкви Старов сумел избежать как слепого подражания оригиналу, так и самокопирования. В 1806 г. стены церкви были расписаны, в 1860 г. она отремонтирована под смотрением М. А. Щурупова. По указу Синода в этой церкви 12 января 1904 г. был открыт латышский приход.

http://sobory.ru/article/?object=05274

Очевидно: сам монастырь весь комплекс восстановительных работ не потянет. Разрушать всегда легче, чем строить, а к разрушению многих элементов ансамбля Александро-Невской лавры усилия (вольно или невольно) прикладывали все находившиеся здесь в советское время предприятия и учреждения, причем в течение не одного десятка лет. А в порядок государственные структуры привели только фасады двух церквей: федеральные (в лице Министерства культуры РФ) — Феодоровской (без капитального ремонта кровли), а городские — Надвратной, во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В остальном же воссоздание облика лавры — боль и забота самого монастыря. В сложившихся условиях священноначалие решило направить основные усилия на те объекты, которые реально завершить к празднику; параллельно продолжается уже начатая длительная реставрация монастырских зданий, останавливать которую неразумно. Остальные элементы реставрационной программы, видимо, попадут в следующий этап, который начнется уже после основных праздничных мероприятий. «Большевистских принципов сдачи объектов к красной дате календаря мы не придерживаемся, — замечает помощник эконома монастыря по реставрации Денис Кутев. — Главное — качество и соответствие архитектурному замыслу. Впрочем, перед многочисленными гостями и паломниками, планирующими прибыть к нам на торжества, в грязь лицом не ударим: свое 300-летие наша обитель встретит в подобающем торжественном наряде». Что же увидят гости лавры? Прежде всего, это три пусковых объекта вне исторических границ каре. Надвратная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 1783–1786 годы, Иван Старов. Полностью восстановлены исторические фасады. Активная фаза научной реставрации внутреннего убранства, воссоздание иконостаса. Древлехранилище («Новая» Ризница) . 1904–1910 годы, Лев Шишко. После освобождения помещений Городской станцией переливания крови полностью отреставрированы фасады, воссозданы внутренние объемы и ­интерьеры монастырского древлехранилища, библиотеки и ­архива. Ведутся подготовительные работы к размещению здесь музея Александро-Невской лавры. В этом году насчитывающая 17 тыс. томов монастырская библиотека станет общедоступной, ее фонды оцифровываются.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandro...

Руководство " Леспромбанка " тоже прикинулось валенком и на запрос Департамента имущества г.Москвы о возвращении храма невозмутимо отвечает, что мол лишение банка храмового помещения приведет к " ухудшению его финансового состояния " . Расстаться с храмом банкиры готовы лишь за выкуп по рыночной стоимости, которая составляет, как мы уже знаем, неслыханную сумму в 45 000 000 рублей. " Таких денег у Церкви нет " - сокрушается о.Александр Дубинин. Пробовали обратиться к депутатам Госдумы, - добавляет Андрей Востриков, - от них пользы, как от козла - молока " . Остается лишь одно - 6 ноября, в праздник иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , по традиции верующие собираются на молебен у стен храма, в котором заняли глухую оборону коммерсанты. Накануне нынешнего молебна ходили слухи, что руководство " Леспромбанка " разрешит верующим отслужить службу в помещении алтаря. Однако людям вновь пришлось мерзнуть на улице. Никто из представителей банка не удосужился даже выйти к верующим. Ситуация действительно тупиковая, храм иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " является собственностью РПЦ. Его построили в 1883-1884 годах братья Ляпины - известные московские купцы и благотворители (о них можно прочитать, например, в книге " Москва и москвичи " Гиляровского), и передали в дар Церкви. Тогда же в храме был устроен и приют для призрения вдов и детей, позже известный как " Ляпинка " . Не вина русского православия, что в годы безбожного правления, а затем - перестроечного " беспредела " , " дом Божий " был незаконно отторгнут от Церкви. Очевидно, что работников " Леспронбанка " тоже нельзя просто выгнать на улицу. Возможно, решением проблемы могло бы стать разрешение верующим отправлять службы в алтарной части храма, хотя бы по большим церковным праздникам. А там, Бог даст, видя добрую волю " Леспромбанка " , Господь поможет решить эту проблему к удовлетворению верующих и с сохранением экономических интересов банкиров. В любом случае, " Леспромбанку " нужно предпринимать взаимные усилия, а не прятаться за желтыми стенами храма на Серпуховской, вырывая лишь глубже окопы вражды с Матерью- Церковью. Будем надеяться, что с Божьей помощью свой следующий престольный праздник прихожане церкви храма Богородицы проведут уже внутри храма. Пусть не в качестве собственников, но хотя бы в качестве гостей. Это нужно не только для восстановления исторической справедливости, но и для того, чтобы " Леспромбанк " вернул себе уважение православных людей, которых в России - три четверти населения. Доверие людей - это ли не самый главный банковский актив?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Сегодня мы празднуем день иконы «Всех скорбящих Радость». Почему нас здесь так много? Почему по всей Русской Церкви сегодня тысячи и тысячи людей прославляют имя Божией Матери? А потому, что Царица Небесная помогает нам, когда скорбь превышает наши возможности этой скорби противостоять. Это происходит тогда, когда внешние обстоятельства, порой губительные для нашей личности или для дела, которому мы служим, вдруг становятся настолько грозными и опасными, что мы сознаем: наших сил не хватит для того, чтобы их преодолеть. То же самое происходит и тогда, когда нас посещают тяжкие недуги, когда мы сознаем, что ни врачи, ни современные лекарства не смогут нам помочь. Тогда скорбь превышает наши возможности жить, разрушает наш внутренний мир. Но когда из глубины такого страдания мы воздыхаем к Царице Небесной, Она слышит нас. То же самое происходит и тогда, когда неожиданно возникают конфликты, опасные для наших семей, приходов, общин, трудовых коллективов, разрушающие ткань человеческих отношений. Тогда мы видим, что никакими собственными силами мы не можем примирить людей, — это особенно остро чувствуется во время семейных конфликтов, когда разрушается доверие между супругами, рушатся семьи. И наконец, каждому из нас рано или поздно придется предстать перед лицом смерти. Сколько бы людей ни окружало умирающего, как бы дорог он им ни был, как бы знаменит он ни был в обществе, в народе, как бы он ни был любим в семье, приближение к смерти — это всегда глубочайшее одиночество. Кто-то из писателей сравнил этот момент с тем, как человек едет в трамвае, окруженный другими людьми, и вдруг все неожиданно начинают выпрыгивать из вагона, и человек остается совершенно один. Нет ни вагоновожатого, ни кондуктора, ни пассажиров — он один, а трамвай набирает и набирает скорость…  Этот образ помогает понять, что происходит с человеком, когда он приближается к смерти. Человек становится одиноким, потому что никто не может быть с ним в этот минуту, даже если гроб, его смертное ложе окружают другие люди. Вместе с ним не может быть никого, кроме Царицы Небесной, Которая есть наша Мать. Царица Небесная пребывает с нами, когда мы испытываем величайшие скорби и муки; когда нам не хватает сил, чтобы справиться со стоящими перед нами задачами, преодолеть физические и духовные недуги, восстановить человеческие отношения; и, наконец, тогда, когда в полном одиночестве мы приближаемся к смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/1313718.ht...

Церковь " Всех Скорбящих радость " иконы Божией Матери при Обуховской мужской больнице. Название свое «Обуховская» больница получила или от соседнего Обухова моста, или от места, на котором она построена и которое, как говорят, когда-то принадлежало купцу Обухову… До 1828 г. при Обуховской больнице не было особой церкви и все требы были исправляемы священниками Павловского кадетского корпуса, как видно из заметки, сделанной в метрической книге больничной церкви за 1828 г. В 1828 г. императрица Мария Федоровна, приняв Обуховскую больницу с 1 марта под свое покровительство, первое свое посещение больницы изволила ознаменовать изъявлением предположения – устроить в ней церковь. Сперва в верхнем этаже главного больничного здания, в среднем зале, устроена была церковь временная на сумму 8369 руб. 25 коп. асс., отпущенную из приказа общественного призрения, и 22 июля 1828 г. была освящена преображенского полка протоиереем А. Г. Гавриловым… Престол в ней устроен один. Церковь устроена по плану, составленному архитектором Квадри, план хранится в ризнице. К дню освещения церкви государь император Николай Павлович изволил пожаловать в 3 экземплярах ризницу, которую умножила императрица Мария Федоровна, прислав на нее 664 руб. ассиг.; притом изволила пожаловать полную утварь, круг богослужебных книг и в день освящения церкви в капитал оной – 1000 руб. ассиг. Устроению и благолепию церкви многие усердствовали своими приношениями как денежными, так и вещественными. Значительную помощь церковь получила от бывшего градского главы коллежского советника Кусова, который по поручению других доставил в церковь 4 560 руб. ассиг., и от коммерции советника Пономарева, принявшего на себя уплату за живопись иконостаса в количестве 2 000 руб. ассиг., за что оба были удостоены высочайшего государыни императрицы благоволения при ее рескриптах на имя попечителя. Самое же деятельное и особое усердие при построении церкви как изысканием средств – сбором капитала в 864 руб. 63,5 коп., так и свой распорядительностью оказал сам попечитель больницы тайный советник, сенатор Алексей Данилович Стог. Устроенный в 1828 г. храм существовал в своем виде до 1833 г. Он занимал меньшую часть центральной залы о двух светах. В 1833 г., исполняя завет августейшей покровительницы заведения, попечитель ходатайствовал перед государем императором об устроении постоянной церкви в той же зале, во всю величину. Государь собственноручно изволил начертать на плане, составленном архитектором Плавовым, как устроить церковь, и 3 декабря 1833 г. она была освящена.

http://sobory.ru/article/?object=24831

В трудные годы гонений храм был закрыт, но уже в 1948 году он был одной из первых московских церквей, которые возобновили свою богослужебную деятельность. С тех пор вновь поток богомольцев, поток ищущих утешение не пресекается у чудотворной иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " . И сегодня этот храм любим москвичами, каждое воскресенье и в праздничные дни здесь собирается много людей. А в день празднования иконы, как Вы сами видите, Ваше Святейшество, в храм приходит несколько тысяч людей: вечером — на всенощное бдение, утром — на раннюю Литургию и на позднюю Литургию. Ибо Пресвятая Богородица через Свой чудотворный образ подает людям особую силу и особое чувство близости ко всему человеческому роду. Мы сердечно приветствуем Ваше Святейшество как нашего Первосвятителя. Ваше имя известно и звучит в сердцах людей далеко за пределами стольного града Москвы — во всей Русской Православной Церкви с ее обширной канонической территорией и дальше. Буквально на днях я вернулся из Южной Кореи, где проходит Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей, участию в работе которого Вы отдали много времени и сил. Вас все там помнят, все спрашивают: " А как наш Святейший Патриарх Кирилл? " Очень радостно чувствовать, что Ваше слово, которое Вы несете людям и сеете, как семя, на протяжении многих лет, начиная со времени Вашей молодости, сегодня дает плоды в самых разных уголках земли. Хочу пожелать Вам, Ваше Святейшество, чтобы Господь хранил Вас на многая и благая лета. Программа возрождения духовной жизни в нашей Русской Церкви, которую Вы инициировали, успешно воплощается в жизнь. Вот и наш святой храм сегодня вновь стал свидетелем архиерейской хиротонии. Реализуемая Вами программа направлена на то, чтобы жизнь в нашем Отечестве преобразилась не только духовно, но и материально, чтобы люди зажили по-новому, почувствовали себя хозяевами своей земли, а не гостями в собственной обширной стране. Чтобы выполнить все это, требуются долголетие, несокрушимая сила и благодать Божия, без которой служение Первосвятителя Церкви Русской невозможно.

http://patriarchia.ru/db/text/3349891.ht...

Церковь была освящена незадолго до открытия больницы, 2 июля 1805 года, во имя святого апостола Павла, небесного покровителя Императора Павла I, любимого супруга Марии Феодоровны. Храм постоянно благоукрашался самой основательницей больницы и членами Императорского Дома, а также представителями различных сословий. В иконостасе, помимо иконы Спасителя, очевидно по личному выбору Императрицы, представлены писанные на холсте иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», а также образы святых, тезоименитых Императору Павлу I, его супруге и детям. Праздничные иконы, писанные на досках, располагались частично по сторонам от запрестольного образа Воскресения Христова, частично - над клиросами. Над престолом с 1829 года нависал бархатный балдахин в виде сени, стоящий на четырех золоченых столбах, украшенный бахромой и 12-ю золотыми кистями. Материалом для него послужило надгробное покрывало тела Императрицы, подобная же сень была сооружена в Екатерининской церкви Вдовьего дома. После ремонтов в начале XX века сень убрали, а престол обложили мрамором. Из предметов церковной утвари заслуживает упоминания пожертвованный чиновником Евсюковым серебряный позолоченный крест с частицами мощей нескольких святых. Особо чтимой в храме была стоящая на аналое справа от Царских врат, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», пожертвованная Императрицей и, по преданию, лично ею златошвейно украшенная. После смерти Марии Феодоровны в средней части храма, с правой стороны, была вывешена мраморная доска, текст которой гласил: «Мариинская больница для бедных учреждена христианским сердоболием Императрицы Марии Феодоровны в 1803 году. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Мф. 5, 7». По воле Императрицы, «священник больничной церкви должен быть достойный и человеколюбивый, который сверх церковной службы частым посещением приносил бы больным большую пользу». Таким добрым пастырем с 1818 по 1833 годы был протоиерей Петр Иванович Турчанинов, он же замечательный русский композитор. Здесь, в Мариинской больнице, он довел до изумительного звучания (отчасти благодаря прекрасной акустике храмового помещения) состоявший при больничной церкви хор певчих Дубянского.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Мы также работаем с людьми, страдающими алкоголизмом и наркоманией. У нас есть группа, которая занимается с этой категорией верующих, а также отдельная группа, которая занимается с их родственниками. Наш храм осуществляет шефство над психоневрологическим интернатом где находятся люди, имеющие тяжелые психические заболевания. Они никогда не выходят за стены этого интерната, но мы стараемся сделать их жизнь интересной: к ним ездит наш хор, мы привозим им литературу, проводим беседы. Кроме того, отдельно собираем средства на тех молодых людей, которые имеют тяжелые психические заболевания. Мы регулярно совершаем в этом храме Литургию специально для детей с различными формами психических болезней, потому что не всегда таким детям бывает легко на обычной службе. Раз в месяц они имеют возможность у нас быть и причащаться Святых Христовых Таин. За последние годы мы с Божией помощью, с помощью наших благотворителей отреставрировали приходской дом, постройки, которые имеют хозяйственное значение. А в самое недавнее время к этому комплексу строений прибавился дом на территории, где некогда стояло здание, от нашего храма отторгнутое. Сегодня восстановлена историческая справедливость, и этот дом снова входит в комплекс нашего храма. Я хотел бы сердечно поблагодарить наших благотворителей Андрея Григорьевича и Андрея Андреевича Гурьевых, без помощи которых это восстановление исторической справедливости не было бы возможным. Хочу поблагодарить и других наших благотворителей — Вадима Сергеевича Якунина, а также многих других, кто своими пожертвованиями, большими или малыми, делает возможным не только наше существование, но и ту благотворительную и просветительскую работу, которую мы по Вашему благословению, Ваше Святейшество, стараемся здесь вести. В память о состоявшемся богослужении я хотел бы вручить Вам, Ваше Святейшество, этот образ Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " с молитвой и пожеланием, чтобы Матерь Божия всякую скорбь Вашу — а скорбей в Вашей жизни немало, потому что Вы болеете за всю нашу многомиллионную Церковь — прелагала в радость, и чтобы Ваше Первосвятительское служение было долгим, благословенным и протекало под Ее небесным покровом.

http://patriarchia.ru/db/text/5291728.ht...

Из журнала " Православные храмы. Путешествие по святым местам " . 177 Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " села Фёдоровское была выстроена в 1768 году в усадьбе князей Шаховских её тогдашним владельцем Петром Алексеевичем Шаховским. Скорбященский храм построен в эпоху, когда архитектура России переживала перелом - в 1760-х годах на смену барокко, которое достигло своего апогея, приходил новый архитектурный стиль, названный впоследствии классицизмом. Храм в Фёдоровском - в полной мере дитя своей эпохи. Она ещё очень близка культуре барокко. Более того, её безвестный мастер использовал приёмы, характерные не столько для великорусского, сколько для украинского барокко. Правда, в настоящее время украинские симпатии зодчего Скорбященского храма не столько очевидны. Церковь претерпела утраты и изменения. К 1970-м годам он мало напоминал не только первоначальную постройку, но и то здание, которое сложилось к 1917 году. До 1634 года село Фёдоровское находилось в государевой казне, а затем было продано окольничему Василию Ивановичу Стрешневу. Поселение тогда было небольшим, в четыре двора. 30 марта 1658 года он перепродаёт село с другими стрешневскими вотчинами, Андреевское и Белая Колпь с тянувшимися к ним деревнями князю Степану Никитичу Шаховскому. С тех пор на двести лет Фёдоровское становится владением князей рода Шаховских. При сыновьях Иване и Тимофее, в 1699 году, была выстроена деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Через девять лет уже следующий наследник князь Алексей Иванович Шаховской возводит рядом с Владимирским храмом церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Наиболее интересной постройкой усадьбы искусствоведами признаётся, конечно же, каменный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " , сооружённый в 1760-х годах силами крепостных по заказу П.А. Шаховского, сохранившегося до сего времени. Имя зодчего, создавшего проект, остаётся неизвестным. Предполагается, что изначальная церковь имела четырёхлепестковую структуру. У таких храмов план образован полукружиями, примыкающими с севера, юга, запада и востока к сторонам квадрата в центре. Примечательно, что один из приделов был освящён во имя Николая Угодника, повторяя посвящение предыдущего фёдоровского храма.

http://sobory.ru/article/?object=03218

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010