Однако встречаются в книге такие места, которые наводят на мысль о позднейшей редакции писаний Иисуса Навина. Например, стих 19, 47 – рассказ о завоевании города Лаиса потомками Дана ( Суд.18:1–22, 71:25 ) – об исполнении проклятия над дерзнувшими восстановить город Иерихон (см. 3Цар.16:34 ). Поэтому вполне допустимо мнение, что Книга Иисуса Навина восполнена в XI веке (то есть в конце периода Судей) неизвестным редактором, использовавшим подлинные писания самого Иисуса Навина. Это мнение согласно с высказываниями блаженного Феодорита и святого Афанасия, говоривших, что «писатель книги жил довольно поздно». Мнение западных критиков, в соответствии с которым книга Иисуса Навина составлялась по частям между IX и VI веками до Р.Х., православными богословами не принимается ( П. Юнгеров , Ф. Елеонский ). Цель написания книги В книге Иисуса Навина чётко прослеживается желание автора не только продолжить историю народа Божия и, в частности, показать, как чудесно исполнились на современниках Иисуса Навина древние обетования Божии о наследии земли Ханаанской, данные праотцам, но и оставить назидание потомкам. Религиозный смысл книги сводится к следующему: дар Божий нелегко получить, оставаясь пассивным. Чтобы овладеть Землёй Обетованной, Израиль должен был собрать все свои силы и одолеть стоящие на пути препятствия. Это призыв к активности, без которой дар Бога остаётся недосягаемым. Знамения, явившиеся во время вступления в Ханаан, символизируют небесную помощь тем, кто борется. Овладение землёй есть прообраз вхождения в Царство Божие, которое требует усилий ( Мф.11:12 ). Иисус Навин и его прообразовательное значение Святой Иисус Навин, слуга Моисея ( Исх.24:13 ), от рождения носил имя Осия и был сыном Навина (Чисел.13:9). В первый раз он становится известен как военачальник и победитель амаликитян, которые напали на стан евреев при Рефидиме ( Исх.17:8 ), расположенный между пустыней Син и горой Синай. Счастливая, Богом данная победа над амаликитянами и особенно благоволение Божие к Иисусу, выраженное в откровении Моисею ( Исх.17:14 ), приблизили храброго воина к Моисею, и тот, пророчески провидя в сыне Навина спасителя Израиля от врагов, переименовал его из Осии в Иисуса (евр. Иешуа ? Иегова спасает) ( Числ.13:17 ). Иисус Навин становится ближайшим доверенным лицом Боговидца Моисея. Он вместе с Моисеем восходит на святую гору Синай, где Моисей в продолжение 40 дней предстоял перед Богом и получил скрижали с Десятисловием ( Исх.24:13; 32:17–18 ). Он удостаивается также неотлучного пребывания в скинии и шатре, где Господь благоволил открываться Моисею в столпе облачном ( Исх.33:11 ). В числе избранных двенадцати старейшин Иисус Навин ходил соглядатаем в землю Ханаанскую ( Числ. 13, 9 ), причем только он и Халев сохранили бодрость духа и несокрушимую веру в помощь Божию против сильных народов Ханаана, за что только они вдвоем и удостоились войти в Землю Обетования из всех вышедших из Египта от 20 лет и старше ( Числ.14:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Сразу следует оговориться, что Танах не имеет в себе тех книг, которые в православных изданиях Ветхого Завета именуются «неканоническими». Соотношение же наименований, порядка и рубрикации остальных текстов можно увидеть в следующей таблице. Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Торá (Закон) Берешит (В начале) Шмот (Имена) Ва-йикра (И воззвал) Бе-мидбар (В пустыне) Дварим (Слова) Второзаконие Невиим (Пророки) Ранние пророки Иехошуа бин Нун (Иисус сын Навина) Книга Иисуса Навина Шофти " м (Судьи) I u II Книги судей Сефер Шмуэль (Книга Самуила) I u II Книги Царств Сефер млахим (Книга Царей) III u IV Книги Царств Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Поздние пророки Иешаяху (Исайя) Книга пророка Исайи Ирмеяху (Иеремия) Книга пророка Иеремии Иехезкель (Иезекииль) Книга пророка Иезекииля Хошеа (Осия) Книга пророка Осии Иоэль (Иоиль) Книга пророка Иоиля Амос (Амос) Книга пророка Амоса Овадий (Авдий) Книга пророка Авдия Иона (Иона) Книга пророка Ионы Михá (Михей) Книга пророка Михея Нахум (Наум) Книга пророка Наума Хаваккук (Аввакум) Книга пророка Аввакума Цфания (Софония) Книга пророка Софонии Хаггай (Аггей) Книга пророка Аггея Зхария (Захария) Книга пророка Захарии Мал’ахи (Малахия) Книга пророка Малахии Ктувим (Писания) Тхиллим (Славословия) Псалтирь Сефер мишлей (Книга притчей) Притчи Соломона Иов (Иов) Книга Иова Шир ха-ширим (Песнь песней) Песнь песней Соломона Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Тхиллим (Славословия) Псалтирь Сефер мишлей (Книга притчей) Притчи Соломона Иов (Иов) Книга Иова Шир ха-ширим (Песнь песней) Песнь песней Соломона Рут (Руфь) Книга Руфи Эйха («Как!») Плач Иеремии Кохелет («Собирающий») Книга Екклезиаста или Проповедника Эстер (Эсфирь) Книга Есфири Даниэль (Даниил) Книга пророка Даниила Эзра (Ездра) Первая книга Ездры Нехемья (Неемия) Книга Неемии Диврей ха-ямим (Книга хроник) I u II I u II книги Паралипоменон Последний период – Вторая Геулла – представляет собой краткую формулу эсхатологических чаяний еврейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Книги эти, однако, приняты христианскою Церковью , как книги назидательные и полезные в стяжании благочестия. В Ветхом Завете канонических книг по заглавиям существует 39, но при каноническом счислении, из уважения к традиции, идущей от ветхозаветной Церкви, некоторые книги соединяются с другими и каноническими книгами считаются 22. Книги эти следующие: 1. Бытие. 2 . Исход. 3. Левит 4 . Числа. 5 . Второзаконие. 6. Книга Иисуса Навина. 7. Книга Судей и книга Руфь. 8 . Первая и Вторая книга Царств. 9. Третья и Четвертая книга Царств. 10. Первая и Вторая книга Паралипоменон. 11. Первая книга Ездры и книга Неемии. 12. Книга Есфирь. 13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Книга Притчей Соломоновых. 16. Книга Екклезиаста. 17. Книга Песнь Песней. 18. Книга пророка Исаии. 19. Книга пророка Иеремии с книгою Плач Иеремии. 20. Книга Пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книга двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Неканонических книг Ветхого Завета, принятых христианской Церковью и помещаемых в полной православной Библии, одиннадцать: 1. Вторая книга Ездры. 2. Книга Товита. 3. Книга Иудифь. 4 . Книга Премудрости Соломона. 5. Книга премудрости Иисуса сына Сирахова. 6. Послание Иеремии. 7. Книга пророка Варуха. 8. Первая книга Маккавейская. 9. Вторая книга Маккавейская. 10. Третья книга Маккавейская. 11. Третья книга Ездры. Новозаветных канонических книг – 27: Четыре Евангелия, Деяния Святых Апостолов, 7 Соборных Посланий, 14 Посланий апостола Павла и Апокалипсис. Неканонических книг в Новом Завете нет. 8. Первоначальный текст Священного Писания Ветхого и Нового Заветов Канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны для избранного Богом народа еврейского и на еврейском языке, за исключением немногих глав, написанных на арамейском (халдейском) языке ( Дан. 2, 4–7, 28 ; 1Ездр. 4, 8–6, 18; 7, 12–26 ; Иер. 10, 11 ). Древнейшие рукописи неканонических книг сохранились лишь на греческом языке, но предполагают, что и их оригиналы были написаны на еврейском языке, за исключением книги Премудрости Соломона и Второй книги Маккавейской, которые и сначала были написаны на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

" Впрочем эти три вида содержания священных книг не строго отделены один от другого. Ибо и в исторических сказаниях можно находить пророчество, и от пророков можно услышать много исторических рассказов, равно и нравоучительный и увещевательный вид можно встретить и в пророчествах и в истории. Все это имеет в виду обращение человека, и от повествования о прежде бывшем, и от нравоучения и увещания мы равно направляемся к должному " (Златоуст. Синопсис книг Ветхого Завета). 6. Еще частнее указанные отделы Ветхого и нового завета подразделяются на группы книг и отдельные книги, носящие особенные имена. Именно: 1) Исторические книги Ветхого завета разделяются на три осьмикнижия: первое историческое осьмикнижие (по Синопсису Иоанна Златоуста) или первая группа исторических книг есть сия: пять книг Моисеевых (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь. Второе историческое осьмикнижие или вторая историческая группа ветхозаветных книг: четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии. Третье историческое осьмикнижие или третья группа исторических книг: вторая книга Ездры, книга Товита, Иудифь Есфирь, три книги Маккавейские и третья книга Ездры. 2) Учительные книги Ветхого Завета суть сии: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесиаста, книга Песнь Песней, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 3) пророческие книги Ветхого Завета: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, Плач Иеремиев, книга пророка Варуха, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, книги Двенадцати пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Всего 49 книг Ветхого завета. Книги Нового Завета: 1) Исторические: четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, и книга Деяний Апостольских. 2) Учительные: семь соборных посланий - одно Иудино и четырнадцать посланий апостола Павла: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, одно к Титу, одно к Филимону, и одно к Евреям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Продолжительность голода в книге Царств при Илии, при Ахаве, который говорил: «три года продолжался голод», Если учесть эти моменты, то окажется, что он продолжался около 12-ти месяцев. Если на протяжении трех лет в тех условиях не выпадает ни капли осадков, то природа тогда, практически, погибнет, будет пустыня, однако этого не случилось. На самом деле, срок был гораздо меньше, год с небольшим продолжалась засуха, но и это было страшно. Ведь там собирают урожай 2-3 раза в году. Другую трудность можно увидеть в тех чудесах, которые совершили Илия и Елисей. Мы должны обращать внимание на то, что летописец вводит в свой рассказ определенные рассуждения философского и нравственного порядка. Его задача, прежде всего, обратить внимание на служение пророка, на его действия. Явления Ветхого Завета, которые поражают, иногда бывают нам непонятны, объяснимы с точки зрения духовной жизни. Но мы стараемся объяснить все рационально. Есть разные повествовательные жанры, и наша цель обязательно распознать намерение автора, но не с точки зрения критика данного текста, а с точки зрения того, что он хотел донести до нашего сознания. Перед нами стоит история сынов Израильских в разные периоды их жизни. Мы в этих книгах видим, что несмотря на разные неблагоприятные внешние условия, многие сыны израильского народа достигали большой духовной высоты и на все времена оставили пример для подражания. И хотя евреи порой грешили не меньше, чем окружающие их народы, они умели искренне каяться. Это одно из свойств, за которые они удостоились Божьего избрания. Кому много дано, с того много и спросится. Исторические книги Библии ценны нам тем, что они наглядно показывают, что не слепой случай, а Бог направляет и решает судьбу каждого человека и каждой нации. Книга Иисуса Навина Книга Иисуса Навина является продолжением Второзакония. Вместе с пятью книгами Моисея она составляет нечто целое, что даже первые шесть книг назывались Гексатеей, т.е. книгой из шести частей. Книга содержит историю Израиля за период, приблизительно 25-30 лет, со дня смерти Моисея до смерти Иисуса Навина (Нав.

http://sedmitza.ru/lib/text/432114/

Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги: 1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. 2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь. 3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней. 4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг " малых " пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. 5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых " неканоническими " : Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих " неканонических " книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия. (Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии. Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими. Это молитва царя Манасии в конце " 2-ой Кн. Паралипоменон " , части " Кн. Есфирь " , не обозначенные счетом стихов, последний псалом " Псалтири " , песнь трех отроков в " Кн. пророка Даниила " , история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.) Краткие сведения о важнейших переводах Писания

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: «возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего» (Втор. 31:26). Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, — как бы в одной книге. Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги: 1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. 2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь. 3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней. 4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. 5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.

http://pravmir.ru/bibliya/

А новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного спасителя, Единородного Сына Своего, Иисуса Христа. Священных книг ветхого Завета, называемых каноническими, т.е. подлинно богодухновенными, написанными Духом Святым, двадцать две. Так считали их евреи по числу букв своего алфавита. Новозаветные святые отцы, как Кирилл Иерусалимский , Афанасий Великий и Иоанн Дамаскин , признали это же самое число книг ветхого Завета. Они применялись уже к еврейскому счислению, зная, что именно евреям вверена быша словеса Божия ( Рим. 3:2 ). Порядок священных книг такой: Книга Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книга Иисуса Навина, книга Судей и вместе с ней, как бы её прибавление, книга Руфь, первая и вторая книга Царств, как две части одной книги, третья и четвертая книги Царств, первая и вторая книги Паралипоменон (добавление), книга Ездры, первая и вторая его же, или, по-греческому написанию, книга Неемии, Есфирь, книга Иова, Псалтырь, Притчи Соломоновы, Екклесиаст его же, Песнь песней его же, книга пророка Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Двенадцати пророков. Прочие книги ветхого Завета, как: Премудрость Соломона, книга Иисуса, сына Сирахова, Товит, Плач Иеремии, Маккавейские, называются неканоническими. Их нет и на еврейском языке. Как весьма назидательные и полезные, они назначались для чтения вступающим в Церковь . По содержанию своему ветхозаветные священные книги разделяются на четыре разряда: а) законоположительные, представляющие из себя основу всего ветхого Завета, закон; б) исторические, которые содержат в себе историю еврейского народа; в) учительные, содержащие в себе правила и наставления для благочестия и г) пророческие, в которых находятся, на ряду с учением веры и правил жизни, пророчества касательно будущих событий и особенно об Иисусе Христе. Первые пять книг св. пророка Моисея: Бытие, Исход, Левит Числа и Второзаконие, суть законоположительные книги. Сам Спаситель называл их законом Моисеевым ( Лк. 24:44 ). Книга Бытия повествует о сотворении мира и человека, а потом изображает установления благочестия в первые времена рода человеческого до Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

О Священном Писании 25. Священные книги написаны в разные времена. Одни - до Рождества Христова, другие - после. 26. Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги, которые написаны до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета. 27. Ветхий и Новый Заветы - это, иначе сказать, древний и новый союз Бога с человеком. 28. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию. 29.Бог готовил людей к принятию Спасителя через откровения, через пророчества и прообразования. 30. Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа. 31. Святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Афанасий Великий и преподобный Иоанн Дамаскин принимают число Священных книг Ветхого Завета - двадцать две, применительно к тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке (свт. Афанасий. Послание 39, праздничное; прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 17). 32. Счисление (счет) евреев достойно внимания потому, что, как говорит Апостол Павел, вверена быша им словеса Божия, и новозаветная христианская Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от ветхозаветной Церкви еврейской (Рим.3,2). 33. Ветхозаветные книги святитель Кирилл и святитель Афанасий исчисляют следующим образом. 1. Книга Бытие. 2. Исход. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Книга Иисуса Навина. 7. Книга Судей и как бы прибавление к ней книга Руфь. 8. Первая и вторая книги Царств как две части одной книги. 9. Третья и четвертая книги Царств. 10. Первая и вторая книги Паралипоменон. 11. Книга Ездры первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии. 12. Есфирь. 13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Притчи Соломона. 16. Екклезиаст, его же. 17. Песнь песней, его же. 18. Книга пророка Исаии. 19. Книга пророка Иеремии. 20. Книга пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книги двенадцати пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Откуда происходит наша православная вера?   Из Божьего Откровения. Из каких источников мы можем черпать осознание веры или Божьего Откровения?   Из двух источников: Священного Писания и Священного Предания. 1.1. Священное Писание Что такое Священное Писание?   Сборник священных книг Ветхого и Нового Завета называется Священным Писанием, или Библией. Почему Писание называется Священным?   Потому что Пресвятой Господь Бог наш вдохновил святых людей на создание этих книг и руководил их трудами с целью научить нас святой жизни. Что значит слово Библия?   Это слово греческое и означает книги. Однако слово это употреблено здесь не в смысле " сборник " , но в смысле " качество " , то есть значение слова относится не к множеству книг, но к Книге книг, к вершине пирамиды изо всех книг на свете. 1.1.1. Книги Ветхого Завета Как делятся книги Ветхого Завета?   На четыре группы: книги законов, исторические, нравоучительные и пророческие. Какие книги Ветхого Завета относятся к книгам законов?   Это пять книг Моисея, а именно:   Бытие - книга о сотворении;   Исход - книга о переселении;   Левит - книга о духовенстве и приношении жертв;   Числа - книга о числах;   Второзаконие - книга о повторении законов. Чему учит нас книга Бытия?   В первую очередь она убеждает нас во Всемогуществе Бога и Премудрости Его при сотворении мира созидательным Словом Божиим. Во-вторых, говорит нам, с какой великой Любовью Господь создавал человека по Своему образу и подобию. В-третьих, напоминает нам о совершенной правде Бога, изгнавшего из Рая наших прародителей Адама и Еву, которые, обманутые сатаной, отвернулись неблагодарно от Творца своего и поверили губителю своему, что привело к трагедии человеческого рода. Чему нас учат книги законов Ветхого Завета?   Они показывают, как Бог учил людей с помощью неизбежного закона Правды, чтобы подготовить их к усвоению закона Любви через Спасителя Иисуса Христа. Какие книги Ветхого Завета являются историческими?   Книга Иисуса Навина, Книга Судей израилевых, Четыре книги Царств, Книги Паралипоменон, Первая книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфири.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010