Фольклор в Ветхом Завете Герои Священного Писания много поют. Поют на похоронах: вспомним плач Давида после смерти Саула и Ионафана (2 Цар 1:17–25). Поют на свадьбах: Песнь Песней — по сути, пьеса для голосов жениха, невесты и хора — представляет собой позднейшую переработку древнего фольклорного материала. Поют в момент особенно важных событий, например, как Ламех после рождения сыновей (Быт 4:23–24) или как израильтяне у колодца в пустыне (Чис 21:17–18). Победная песнь Моисея «Поем Господеви» после перехода через Красное море (Исх 15:1) — образец древней военной песни. А божественная реплика, обращенная к пророку Иеремии (Иер. 1:4–5), — пример debar YHWH («Слово Господа»), пророчества, облеченного в поэтическую форму. Прозаические жанры в Библии — предмет неустанных научных дискуссий. История сотворения мира (Быт 1–3), жертвоприношения Исаака (Быт 22), история Иосифа (Быт 37:39–50), завоевания Ханаана в книге Иисуса Навина, рассказ о возникновении династии Давида (1 Цар:16, 2–18, 13) или разрушении Храма (4 Цар 25:8–21) могут интерпретироваться как миф, эпос, легенда или сага. Весьма близки к жанру сказки Книга Ионы и Книга Товита, о которых речь пойдет ниже. Третий тип фольклора — разговорный, который предполагает участие двух собеседников. К нему относится, прежде всего, mšl — емкое, часто метафорическое, высказывание, квинтэссенция практической мудрости, что-то вроде наших пословиц и поговорок. Mšl сконцентрированы в Книге Притчей и в Екклезиасте, но спорадически встречаются по всему ветхозаветному тексту (Суд 8:2; 1 Цар 24:14; 3 Цар 20:11). В Ветхом Завете используются эпиграммы (краткие иронично-обличительные стихотворения) (Чис 23:7–10, 18–24; 24, 3–9, 15–24), притчи (Иез 17:2–10) и загадки — например, знаменитая загадка Самсона: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд 14:14) Духовная лаборатория Что такое сказка? Это литературная обработка глубинного опыта человечества. В ней отражена древнейшая картина мира, прежде всего — религиозные представления, ритуалы, связанные с жизнью общины. Например, обряд инициации, то есть перехода человека из одной возрастной категории или социальной группы в другую. Слушая сказку, маленький человек проходит тот же путь, что прошло когда-то всё человечество. Опыт многих становится внутренним психологическим опытом каждого. Как это происходит?

http://bible.predanie.ru/na-chto-namekae...

Не страшись! Бог не снимает страх, не приходит на выручку, Он действует так, как Он действует, присутствует так, как Он присутствует. И от Его присутствия становится светло — но Его Присутствие само по себе страшно. 28 июня, 2012 Бог не снимает страх, не приходит на выручку, Он действует так, как Он действует, присутствует так, как Он присутствует. И от Его присутствия становится светло — но Его Присутствие само по себе страшно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. Книга Иисуса Навина 1:9 Ольга Шульчева-Джарман Я думаю, здесь речь не о страхе-эмоции, не о том страхе, который мы испытываем, боясь потерять нечто очень дорогое и ценное, в конечном счете — не о человеческом страхе умаления, уничтожения, смерти . Я намеренно говорю — человеческом, не животном, потому что человек боится потерять нечто более высокое, чем животные. он скорбит над умершими. И этот страх Бог не снимает, не убирает. Можно сказать — используя парадокс апофатики, перефразируя каппадокийцев — Бог не помогает. Как справедливы слова отца Александра Шмемана в его Дневниках, что Православие «не снимает проблем». Да, Бог не снимает ситуацию, не приходит на выручку, Он действует так, как Он действует, присутствует так, как Он присутствует. И от Его присутствия становится светло — но Его Присутствие само по себе страшно. Призвать Его во всей искренности — именно так, чтобы Он пришел и сделал то, что Он хочет — это невыносимо. Самый искренний вопль о помощи — избавь, выручи, помоги! — на своей вершине, в своей глубине ставит нас перед этой страшной тьмой Синая, Божия явления, тьмы Гефсиманской ночи, тьмы от шестого до девятого часа. И это невыносимый страх. Потому что это — смерть . Фото: TkV, orthphoto.net Человек отказывается от себя, для того, чтобы Бог — стоял и являл Свое присутствие, так как Он явит, явился таким, каким Он будет присутствовать. И это — тайна имени JHWH, Имени Христа Воскресшего. И такие взаимоотношения с Богом — вне человеческой силы и доблести. Они вне этого мира, где есть мужественные люди, где есть люди с крепкими, стальными нервами, доставшимися им по природе, по закону генов.

http://pravmir.ru/ne-strashis/

Падение Иерихона      Когда народ Божий совершил исход из Египта, перед ним открылась Обетованная Земля . Не чужая земля. Это была земля предков. Здесь когда-то жили Авраам, Исаак и Иаков. Голод погнал их потомков из Палестины в Египет. И вот по прошествии многих лет люди возвращались на свое место. Вернулась уже не группа семей, связанных кровными узами, не разросшийся клан, а целый народ. Обетованная Земля оказалась очень даже обитаемой. Жившие здесь палестинские племена не были настроены потесниться и радушно принять новоявленный народ. Война стала неизбежностью. Ее нельзя считать типичным захватом соседних территорий с целью пограбить чужое добро и поработить аборигенов. К тому же мы признаем, что приход народа в Палестину совершился по воле Божией, а не по воле каких-либо дальновидных вождей или бушующей толпы. Бог судил освободить народ из рабства, Он же воздвиг пророка Моисея . Святой пророк, можно сказать, полжизни потратил, добрался с народом до самой Палестины, оглядел ее с высокой горы, и тогда Господь… призвал его к Себе. Земной путь Моисея завершился. Вместо закончившего свой земной путь Моисея по воле Божией людей повел Иисус Навин – ближайший сподвижник пророка Моисея. Их судьбы тесно связаны. Переход народа через Иордан описывается очень похоже с переходом народа через Чермное море. Когда-то море расступилось перед Моисеем, потом Иордан расступился перед Иисусом Навином: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113: 3). Конечно, небольшая река не может сравниться с морским простором. Впрочем, суть не в величине водной преграды, а в том, что рука Господня была с Иисусом Навином, как до этого – со святым Моисеем. Именем пророка Иисуса Навина называется одна из книг Ветхого Завета. О чем книга? О весьма непростой задаче – расселить народ по Святой земле и наставить его в вере Божией. В книге даже имеется подробное описание, где какое колено-племя Израилево должно жить. Дается точная географическая разметка территорий с указанием жильцов, кто где расположился (см.: Нав. 15).

http://pravoslavie.ru/73541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИИСУСА НАВИНА КНИГА Иисус Навин. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Иисус Навин. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. 6-я книга Свящ. Писания, следующая за Пятикнижием Моисеевым и повествующая о завоевании и разделе Св. земли (Ханаана) израильтянами под предводительством Иисуса Навина. Христианская традиция включает книгу в разряд исторических книг; в иудейской она открывает раздел, получивший название «Ранние пророки» (    , невиим ришоним). Имя автора книги нигде не упоминается, поэтому она была названа по имени главного персонажа повествования. В МТ книга надписана  ,   в Вульгате, следуя евр. тексту,- Josue, в Септуагинте (LXX) - Ιησους, в т. ч. в Александрийском кодексе - Ιησους υιος ναυη (Иисус, сын Навина). Самое длинное надписание встречается в Пешитте:           (Книга Иисуса, сына Навина, ученика Моисея). Включение И. Н. к. в состав канона ВЗ не подвергалось сомнению. Расположение книги непосредственно после Пятикнижия во всех древних переводах продиктовано хронологической последовательностью описываемых событий и единством содержания И. Н. к. с Пятикнижием. Исключение составляет только сирийский перевод (Пешитта), где между Пятикнижием и И. Н. к. находится Книга Иова (очевидно, составители этого перевода следовали традиции, приписывающей Книгу Иова прор. Моисею - Арсений (Соколов). 2005. C. 11). Текстология И. Н. к. Греч. перевод (LXX) И. Н. к. содержит материал, существенно отличающийся от MT. Одни варианты текста LXX короче, чем в MT, другие длиннее, а третьи обнаруживают иную последовательность или структуру текста. Большинство исследователей разделяет мнение, что эти изменения не могли быть только результатом деятельности переводчика, но скорее указывают на существование разных вариантов текста И. Н. к. По всей видимости, LXX и МТ отражают 2 параллельные текстуальные рецензии И. Н. к., представляющие различные этапы ее составления ( Auld A. G. Textual and Literary Studies in the Book of Joshua//ZAW. 1978. Bd. 90. S. 412-417; Mazor L. The Septuagint Translation of the Book of Joshua. Jerushalayim, 1994 (иврит)). При этом текстуальная традиция, отраженная в LXX, вероятно, более древняя ( Tov E. Joshua, Book of//EncDSS. Vol. 1. P. 431).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ традиц. название одного из разделов христ. библейского канона ВЗ. Понятие В каноне ВЗ, как он представлен в древнейших унциальных рукописях Септуагинты, а также у нек-рых раннехрист. авторов, выделяется раздел, в к-ром собраны книги, в целом хронологически последовательно излагающие историю древнего Израиля от завоевания Ханаана до возвращения из плена при Ездре и Неемии: Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-4-я книги Царств, 1-2-я книги Паралипоменон, 1-я книга Ездры и Книга Есфири. Уже в ранней Церкви ( Cyr. Hieros. Catech. 4. 35; Greg. Nazianz. Carm. dogm. 1. 12; Aug. De doctr. christ. II 13; и др.) этот раздел иногда назывался «исторические книги», однако авторы, как правило, включали в это понятие и Пятикнижие. По сути такое расширенное понимание термина «исторические книги» приемлемо, поскольку, напр., начиная с кн. Бытие и до 4-й книги Царств последовательно изложена история от Сотворения мира до разрушения Иерусалима, и с этой т. зр. тексты Пятикнижия являются вполне «историческими». Однако в исагогике сложилась традиция понимать под И. к. только повествовательные книги ВЗ, за исключением Пятикнижия. По содержанию и истории возникновения И. к. можно сгруппировать в 2 цикла ( Мень. 2002. С. 586), к-рые отчасти дублируют друг друга. Первый цикл включает Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, 1-4-ю книги Царств и повествует о событиях от сотворения мира до сер. VI в. до Р. Х. Кн. Левит, включающая только законодательный материал, не является исторической, поскольку в ней нет повествований. Однако содержательно она неотделима от Пятикнижия, поскольку центральным ее моментом является дарование закона. Книга Руфь, к-рая в греч. Библии располагается между Книгой Судей Израилевых и 1-й книгой Царств, примыкает к этому циклу хронологически, рассказывая об одном из эпизодов, происшедшем в период судей, и генеалогически, поскольку Руфь является прабабкой царя Давида . В каноне евр. Библии И. к. 1-го цикла (не включая Книгу Руфь) составляют раздел, получивший наименование     - «Первые пророки», противопоставленный следующему разделу канона, именуемому     - «Последующие пророки».

http://pravenc.ru/text/675041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВТОРОЗАКОНИЕ последняя книга Пятикнижия Моисея, содержащая новую (по сравнению с кн. Исход ) редакцию текста Синайского завета и дополненное изложение заповедей Господа для нового поколения Израиля перед началом завоевания Ханаана. Наименование и место в каноне Наименование «Второзаконие» восходит к Септуагинте , где эта книга названа Δευτερονμιον, что в свою очередь является переводом евр.     (Мишне Тора) - изъяснение, повторение закона (ср.: Втор 1. 5: «за Иорданом, в земле моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей»). Этим греч. названием книги пользовался уже Филон Александрийский (Legum Allegoriae III 174; Quod Deus sit Immutabilis 50); оно постоянно встречается с IV в. по Р. Х. в христ. рукописях Септуагинты. Евр. название книги - Элле хад-Деварим (Вот слова) или просто Деварим (Слова) - дано по ее начальным словам (ср. в Вульгате: Liber Helleaddabarim id est Deuteronomium). В.- единственная книга Пятикнижия, к-рая названа законом Моисея (ср.: «вот закон» - Втор 4. 44; «закон» - Втор 1. 5; 4. 8; 27. 3, 8, 26; 28. 58, 61; 29. 27; 31. 9, 11, 12, 24; 32. 46; «сия книга закона» - Втор 29. 20; 30. 10; 31. 26). Этот богодухновенный закон для жизни в новой земле дан самим Моисеем, к-рый не смог перевести Израиль через Иордан, и закон, т. о., фактически является заместителем Моисея, провозглашающего слова Божии (ср.: Втор 5. 4-5, 23-31). В рамках евр. канона В. не просто является дополнением к повествованию Пятикнижия о ранней истории Израиля, рассказывающим о становлении религии под водительством Моисея, но как закон Моисея служит герменевтическим ключом ко всему Пятикнижию, ибо содержит откровение о воле Бога всем последующим поколениям Израиля. В. важно для понимания канонического единства исторических и пророческих книг евр. Библии, указания на закон Моисея обрамляют книги пророков (Нав 1. 7-8; Мал 4. 4). Составители книг пророков, несомненно, считали последователями Моисея всех судей, царей, пророков, к-рые со времен Иисуса Навина до восстановления храма свидетельствовали о власти Бога над Израилем, согласно закону Моисея (ср.: Втор 18. 15-18 и Нав 23. 6; Суд 2. 16-22; 1 Цар 12. 13-15; 3 Цар 2. 2-4; 4 Цар 17. 13; 23. 24-25; Ис 2. 3; 51. 7; Иер 6. 19; 31. 33; Зах 7. 12; Сир 46. 1 - 49. 10). Время составления книги

http://pravenc.ru/text/160983.html

Арсений, игумен (Соколов Андрей Павлович) Дата рождения: 1968 г. Дата хиротонии: 1997 г. Дата пострига: 1992 г. Страна: Россия Биография: Родился в 1968 г. в г. Шарья Костромской обл. С 1976 г. жил и учился в г. Лесосибирске Красноярского края. В 1985-86 гг. учился в Рижском летно-техническом училище гражданской авиации. В 1986-88 гг. служил в Военно-воздушных силах на территории Монголии. В 1989-92 гг. учился на историческом факультете Томского государственного университета. В 1992 г. епископом Красноярским и Енисейским Антонием пострижен в монашество и поставлен в иеродиаконы с назначением в клир Успенского кафедрального собора г. Енисейска. В 1997 г. епископом Красноярским и Енисейским Антонием поставлен в иеромонахи и назначен председателем епархиального отдела по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями. В 1996-98 гг. преподавал патрологию на Красноярских епархиальных пастырско-богословских курсах. В 1993 г. поступил на заочный сектор Московской духовной семинарии, которую окончил в 1995 г. В 1998 г. заочно окончил Московскую духовную академию . В 1999-2000 гг. стажировался в Папском Библейском институте в Риме. В 2003 г. защитил в Московской духовной академии кандидатскую диссертацию на тему «Книга Иисуса Навина: опыт историко-экзегетического анализа» (научный руководитель — протоиерей Леонид Грилихес). Ученым советом МДА работа рекомендована в качестве учебного пособия для студентов духовных учебных заведений. В 2001 г. Священным Синодом назначен настоятелем новообразованного Христорождественского прихода в Мадриде, Испания. В 2001-2003 гг. по поручению председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и епископа Корсунского Иннокентия осуществлял также организацию церковно-приходской жизни на новообразованных приходах в других крупных городах Пиренейского полуострова: Барселоне (Испания), Малаге (Испания), Лиссабоне (Португалия), Порто (Португалия). В 2003-13 гг. — настоятель Всехсвятского прихода в Лиссабоне. К Пасхе 2009 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан игумена.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198999...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Изначально по замыслу автора книга Иисуса Навина — это шестая книга Торы. Она завершает собой композицию того, что сейчас мы называем Пятикнижием. Бытие — пролог, история до Моисея. Исход, Числа, Левит, Второзаконие — книги о Моисея. Книга Иисуса Навина — эпилог, там Моисея уже нет. Она повествует про то, как обещания, данные еще Аврааму, исполняются. С другой стороны — книга Иисуса Навина — первая среди раннепророческих книг (в иудейском каноне). Итак: заключительная книга Торы и первая из раннепророческих книг», — так описывает Книгу Иисуса Навина Владимир Сорокин, которой он посвятил данные семинары. Семинары по Иисусу Навину — часть семинаров по книгам ранних и поздних пророков, проходящих в Общедоступном православном университете, основанном протоиереем Александром Менем. Семинары начались в 2006/2007 учебном году. Читаемость: Язык: Объём текста: Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/seminaryi-...

Архимандрит Сергий (Акимов) и игумен Арсений (Соколов) представили свои книги в Санкт-Петербурге 1 июня 2018 г. 17:53 Встреча с архимандритом Сергием (Акимовым) и игуменом Арсением (Соколовым) «От шумерской цивилизации до христианской Европы: в поиске ключей к пониманию библейского текста» прошла 31 мая 2018 года в Санкт-Петербурге в книжном магазине « " Буквоед " на Владимирском». На ней были представлены книги ректора Минской духовной академии архимандрита Сергия (Акимова) «Библейская книга Екклезиаста и литературные памятники Древнего Египта» и «Библейская книга Екклезиаста и литература мудрости Древней Месопотамии» и представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумена Арсения (Соколова) «Книга пророка Амоса» и «Книга Иисуса Навина». Собравшихся приветствовал заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Димитрий Юревич. Он назвал издание этих книг замечательным событием в жизни Русской Православной Церкви. Архимандрит Сергий (Акимов) отметил, что обе его книги родились в процессе работы над докторской диссертацией в Общецерковной аспирантуре и докторантуре . Книгу «Екклезиаст» он назвал «провокационной с самого начала»: «Книга противоречива, она говорит одно, потом противоположное, сложна для толкования, автор пишет на грани смыслов, одно и то же место можно по-разному прочитать. Мой анализ показывает своеобразие этого текста в рамках культуры, в которой он появился». Анонимный автор, по мысли отца Сергия, предлагает довериться Богу во всем, в том числе и в достижении праведности. «Сегодня пророки не менее актуальны, чем 2,5 тысяч лет назад, — отметил игумен Арсений (Соколов). — Они актуальнее, чем новости. Новости говорят нам о том, что случилось, — и что это нам дает? А пророки дают толкование. Если мы вчитываемся в их тексты сквозь призму традиций, мы начинаем понимать суть происходящих событий. Кроме того, они готовят нас к завтрашнему дню, концу человеческой истории. Книга Иисуса Навина была темой моей кандидатской диссертации. Книга пророка Амоса — монография, которая легла в основу докторской. Когда мы писали, хотели, чтобы книги были интересны не только для ученых и коллег, но и для широкой аудитории». Игумен Арсений отметил, что ему особенно приятно представлять свои книги в Санкт-Петербурге, городе, который можно назвать умом России, в то время как Москва — это сердце. «Как говорят в семинарии, в Москве больше молятся, чем учатся, а в Петербурге больше учатся, чем молятся», — добавил он. Отец Арсений рассказал о современной жизни христианской Европы, об особенностях своего пастырского служения в Португалии и Испании — в странах с очень древней церковной историей. Книги вышли в издательском доме «Познание» Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Библейское богословие и экзегетика АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории БИБЛЕИСТИКА историко-филологическая наука, изучающая Библию как лит. произведение посредством текстологического и лит. анализа БРАТЬЯ ГОСПОДНИ неоднократно упоминаемые в НЗ родственники Иисуса Христа, игравшие впосл. большую роль в жизни первохрист. Церкви ВОЗДЕРЖАНИЕ добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕСФИРИ КНИГА название канонической книги ВЗ, входящей в раздел исторических книг (в евр. традиции - в разд. «Писания») ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ИАКОВА ПОСЛАНИЕ в составе НЗ одно из Соборных Посланий, автором к-рого традиционно считается Иаков, брат Господень ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ИИСУСА НАВИНА КНИГА 6-я книга Свящ. Писания, следующая за Пятикнижием Моисеевым и повествующая о завоевании и разделе Св. земли (Ханаана) израильтянами под предводительством Иисуса Навина

http://pravenc.ru/rubrics/121200.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010