игумен Арсений (Соколов) В 1998 г. заочно окончил Московскую духовную академию. С 1998 г. обучался в Аспирантуре Московской духовной академии. В 2003 г. защитил диссертацию по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на тему: " Книга Иисуса Навина. Опыт историко-экзегетического исследования " . В 1999-2000 обучался в Pontificio Istituto Biblico в Риме. В 2001-2003 г. — настоятель Христорождественского прихода Московского Патриархата в Мадриде, Испания. С 2003 г. по настоящее время — настоятель Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне, Португалия. В 2012 г. защитил докторскую диссертацию по кафедре библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноапп. Кирилла и Мефодия на тему: " Книга пророка Амоса: историко-филологическая, традиционная еврейская и святоотеческая экзегеза " , доктор богословия. 2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов). PDF-bepcuя. игумен Арсений (Соколов) 1 августа 2019 г. 18:28 14 августа (27 августа по новому стилю) Православная Церковь празднует память пророка Божия Михея. Его именем надписана одна из книг малых пророков Ветхого Завета. Эта библейская книга невелика по размеру, в ней всего лишь семь глав. Но, как и всякая книга, входящая в Священное Писание, она велика по своему содержанию. Среди книг пророков встречается несколько еще меньших по размеру, чем книга Михея. О самой малой из них — Книге пророка Авдия — блаженный Иероним Стридонский писал: «Это малый пророк по числу стихов, а не по мыслям» 1 . Эти слова отца церковной экзегетики можно применить к каждой из книг, входящих в состав единой книги Двенадцати малых пророков 2 , к которым относится и Михей. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/persons/igumen_arsen...

Иова книга Иова книга , состоящая из XLII глав, принадлежит к разряду учительных, так как учит нас терпению в бедствиях, и занимает место в ряду В. З. книг между книгами Есфирь и Псалтирью, но в еврейских Библиях она стоит между книгами Притчей и Песнь песней; в сирийских же между книгами Второзакония и Иисуса Навина. Вот краткое содержание книги: Часть I. Историческое введение (гл. I, II). Часть II. Беседа Иова с друзьями (III- XLIII, 6). A. Первая часть беседы (гл. III-XIV). а) Иов проклинает день своего рождения (гл. III). б) Речь Елифаза (гл. IV, V). в) Ответ Иова (гл. VI, VII). г) Речь Вилдада (гл. VIII). д) Ответ Иова (гл. IX, X). е) Речь Софара (гл. XI). ж) Ответ Иова (гл. XII-XIV). Б. Вторая часть беседы (гл. XV-XXI). з) Речь Елифаза (гл. XV). и) Ответ Иова (гл. XVI-XVII). к) Речь Вилдада (гл. XVIII). л) Ответ Иова (гл. XIX). м) Речь Софара (гл. XX). н) Ответ Иова (гл. XXI). B. Третья часть беседы (гл. XXII-XXXI). о) Речь Елифаза (гл. XXII). п) Ответ Иова (гл. XXIII, XXIV). р) Речь Вилдада (гл. XXV). с) Ответ Иова (гл. XXVI-XXXI). Г. Речь Елиуя (гл. XXXII, 6-XXXVII). Д. Конец беседы (гл. XXXVIII-XLII, 6). т) Глагол Всемогущего (XXXVIII-XLI). у) Кающийся глас Иова (XLII, 1–6). Е. Историческое заключение (гл. XLII, 7–17). Мнения касательно автора означенной книги различны. Одни творцом оной признают Иова, другие – пророка Моисея, третьи, наконец, относят написание оной ко временам Соломона или даже ко временам Ездры и Неемии и пророка Малахии. Главный предмет содержания кн. Иова составляют его страдания и болезни, вследствие сего являются различные вопросы о путях Промысла Божия относительно мира и человека: отчего здесь добродетельные часто бывают несчастны, а порочные благоденствуют? и как согласить неравное распределение земных благ между добрыми и злыми с действиями Промысла Божия в мире? Нравственные начала, страх Божий, вера и упование на Бога, чистота и непорочность жизни, любовь и справедливость к ближним, благодушное перенесение несчастий, благотворительность и милосердие к бедным и др. – все это главнейшим образом составляет содержание бесед Иова с друзьями и представляет назидательные уроки всех означенных добродетелей в лице самого страждущего Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вышел в свет XXI алфавитный том " Православной энциклопедии " Москва, 31 августа 2009 г. 21-й том открывают статьи, посвященные чудотворной Иверской иконе Пресвятой Богородицы и ее чтимым спискам, а также Иверскому монастырю на Святой Горе Афон. Центральное место среди публикаций нового, 21-го, тома занимают такие обширные материалы богословского и церковно-исторического содержания, как «Иисус Христос» и «Иерусалим», сообщает Седмица.Ru .   В новом томе присутствует целый ряд крупных материалов по библеистике. Это, прежде всего статьи, посвященные ветхозаветным пророкам Иезекиилю Иеремии и их книгам, входящим в состав канона Ветхого Завета. 21-1 том также содержит материалы, подробно рассматривающие такие библейскуие книги, как «Иисуса Навина книга» и «Иисуса, сына Сирахова, книга». Значительная часть нового тома энциклопедии уделена статье «Иерусалимская Православная церковь», в которой всесторонне рассматривается история и современное состояние этой Поместной Православной Церкви. Отдельный материал посвящен Иерусалимскому собору апостолов. Богослужебную тематику отражают статьи, в которых рассматривается богослужебный Иерусалимский устав и Иерусалимское богослужение в целом. Литургической тематике также посвящена статья «Изобразительны». Созданное в период Крестовых походов латинское Иерусалимское королевство и его история также нашли свое отражение в одной из статей нового тома. Церковно-каноническая проблематика рассматривается в таких материлах нового тома, как статьи «Иерархия», «Игумен», «Извержение из сана». Новейшие данные из области церковной археологии нашли свое отражение в статьях «Израиль древний» и «Иерихон». Значительный интерес представляют публикации, рассказывающие об Игоревской иконе Божией Матери и святом благоверном князе-страстотерпце Игоре Киевском.   Большой материал в новом томе отражает деятельность Издательского отдела Московского Патриарха. Отдельная обширная статья 21-го тома посвящена издательствам и изданиям духовно-музыкальным. В новом томе присутствует целый ряд статей о святых и подвижниках, церковных иерархах и богословах, носивших имя «Игнатий». Среди них центральное место занимают материалы, рассказывающие о выдающемся представителе «мужей апостольских» - св. Игнатии Богоносце, архиепископе Антиохийском (II в.), св. Игнатии, Патриархе Константинопольском (IX в.), крупнейшем русском духовном писателе и аскете XIX в. св. Игнатии (Брянчанинове). Также обращают на себя внимание статьи о св. Игнатии, епископе Ростовском (XIII в.), св. Игнатии, епископе Смоленском (XII-XIII вв.), преподобных Игнатии Печерском (XV в.), Игнатии Ломском (XVI в.) и Игнатии Прилуцком (XV-XVI в.)

http://pravoslavie.ru/31745.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОШКСКАЯ БИБЛИЯ [Груз. ; также - Афонская Библия], наиболее ранний и один из 2 известных полных сводов ВЗ на груз. языке (2-й полный свод - редакция св. Сулхана-Сабы (Орбелиани) ). О. Б. сохранилась в коллекции афонского Иверского монастыря (Ath. Iver. georg. 1; пергамен, письмо нусхури в 2 колонки, заголовки - письмо мтаврули; каллиграфы Микаел, Георгий и Степан; переплетена в 2 книги, сохр. 960 листов). Переписана в 978 г. в мон-ре Ошки в Тао-Кларджети по заказу прп. Иоанна-Торникия (Чордванели) , ее создание связано с образованием в Великой Лавре на Афоне груз. общины монахов, независимой от греческой. После завершения строительства груз. Иверского мон-ря (980-983) О. Б. была помещена в его книгохранилище. Отдельные редакции книг О. Б. встречаются в рукописях до XVIII в. включительно. В 1849 г. груз. историк П. Иоселиани привозил О. Б. в Грузию, где были изготовлены 2 копии: для мегрельского кн. Давида Дадиани (НЦРГ. S 422) и для кафедрального собора Тбилисский Сиони (НЦРГ. A 471). В 2009 г. О. Б. вместе с греческими рукописями Афона выставлялась в Малом дворце в Париже. В О. Б. содержатся как канонические, так и неканонические книги ВЗ в следующей последовательности: из Пятикнижия Моисеева представлены книги Бытие, Исход, Левит (утрачены Числа и Второзаконие); исторические книги Судей Израилевых, Руфь (утрачена Иисуса Навина); учительная Книга Иова; пророческие книги Исаии, Иеремии, Варуха (неканоническая), Плач Иеремии, Послание Иеремии, Иезекииля, Даниила; исторические книги Ездры Первая и Ездры Вторая (неканоническая), Неемии, Ездры Третья (Ездры Суфийского; неканоническая), Есфирь, Иудифи (неканоническая), Товита (неканоническая; сохр. не полностью), 4 книги Царств; учительные книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Премудрости Соломона (неканоническая), Иисуса, сына Сирахова (неканоническая); 12 остальных пророческих книг. Считается, что Псалтирь, книги Паралипоменон и Маккавейские (неканонические) в О. Б. включены не были.

http://pravenc.ru/text/2581785.html

Содержание Сокращенные обозначения книг Писания Ветхий Завет   Быт – Бытие    Исх – Исход    Лев – Левит    Чис – Числа    Вт – Второзаконие    Нав – Книга Иисуса Навина    Суд – Книга Судей израилевых    Руф – Книга Руфи    1Цар – Первая книга Царств    2Цар – Вторая книга Царств    3Цар – Третья книга Царств    4Цар – Четвертая книга Царств    1Пар – Первая книга Паралипоменон    2Пар – Вторая книга Паралипоменон    1Езд – Первая книга Ездры    Неем – Книга Неемии    2Езд – Вторая книга Ездры    Тов – Книга Товита    Иудиф – Книга Иудифи    Есф – Книга Есфири    Иов – Книга Иова    Пс – Псалтирь    Пр, Притч – Притчи Соломона    Ек, Еккл – Книга Екклезиаста, или Проповедника    Песн – Песнь песней Соломона    Прем – Книга премудрости Соломона    Сир – Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова    Ис – Книга пророка Исаии    Иер – Книга пророка Иеремии    Плач – Плач Иеремии    Посл Иер – Послание Иеремии    Вар – Книга пророка Варуха    Иез – Книга пророка Иезекииля    Дан – Книга пророка Даниила    Ос – Книга пророка Осии    Иол, Иоил – Книга пророка Иоиля    Ам – Книга пророка Амоса    Авд – Книга пророка Авдия    Ион – Книга пророка Ионы    Мих – Книга пророка Михея    Наум – Книга пророка Наума    Авв – Книга пророка Аввакума    Соф – Книга пророка Софонии    Агг – Книга пророка Аггея    Зах – Книга пророка Захарии    Мал – Книга пророка Малахии    1Мак – Первая книга Маккавейская    2Мак – Вторая книга Маккавейская    3Мак – Третья книга Маккавейская    3Езд – Третья книга Ездры Новый Завет   Господа Иисуса Христа Святое Евангелие    Мф – От Матфея святое благовествование    Мк – От Марка святое благовествование    Лк – От Луки святое благовествование    Ин – От Иоанна святое благовествование    Деян – Деяния святых апостолов    Соборные послания апостолов    Иак – Послание апостола Иакова    1Пет – Первое послание апостола Петра    2Пет – Второе послание апостола Петра    1Ин – Первое послание апостола Иоанна    2Ин – Второе послание апостола Иоанна    3Ин – Третье послание апостола Иоанна

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3707...

Общецерковной аспирантурой изданы комментарии профессора ОЦАД игумена Арсения (Соколова) к ветхозаветным книгам Иисуса Навина и пророка Амоса 22 декабря 2017 г. 10:24 В издательском доме «Познание» при участии издательства Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия переизданы две монографии профессора ОЦАД доктора богословия игумена Арсения (Соколова) . Монография «Книга Иисуса Навина» (СПб.: Издательский дом «Познание», 2017. 272 стр.), представляющая собой историко-экзегетический анализ библейской книги Иисуса Навина, легла в основу защищенной отцом Арсением в 2003 году в Московской духовной академии кандидатской диссертации. Первое издание вышло в московском Издательстве Крутицкого подворья в 2005 году. Переизданная «Книга пророка Амоса: введение и комментарий» (СПб.: Издательский дом «Познание», 2017. 448 стр.) легла в основу докторской диссертации, защищенной в 2012 году в Общецерковном докторском диссертационном совете. (Первое издание: М.: Издательство Новоспасского монастыря , 2012; второе издание: Лиссабон: Издательство Porturusso, 2012). Предисловие к третьему изданию написал митрополит Волоколамский Иларион , председатель Синодальной библейско-богословской комиссии , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Предисловие митрополита Волоколамского Илариона к книге игумена Арсения «Книга пророка Амоса: введение и комментарий» Выпускаемая издательством Общецерковной аспирантуры и докторантуры монография профессора кафедры библеистики ОЦАД игумена Арсения (Соколова) «Книга пророка Амоса: введение и комментарий» легла в основу успешно защищенной в 2012 году в Общецерковном диссертационном совете диссертации — первой в истории Русской Православной Церкви докторской диссертации по Священному Писанию Ветхого Завета. В VIII веке до Рождества Христова устное пророчество становится письменным — в Северном (Израильском) царстве появляются первые пророческие тексты — книги Амоса и Осии. К этому сложному периоду начала формирования пророческой письменности обращается в своем исследовании отец Арсений. В подробном комментарии, представляющем собой пример экзегетического синтеза, масоретский текст книги пророка Амоса, а также ее древние переводы — греческий и арамейский — прочитываются сквозь призму различных интерпретационных традиций, с привлечением последних достижений мировой библейской науки.

http://patriarchia.ru/db/text/5086666.ht...

Подпишитесь на наш Телеграм «Салмон родил Вооза от Рахавы» (Мф 1:5). Очередная неловкая история из Ветхого Завета перекочевавшая в Новый. Салмон был одним из тех израильтян, кто после исхода из Египта перешел реку Иордан и, очевидно, участвовал в осаде и захвате Иерихона. А Рахава, она же – Раав – женщина, без которой Иерихон, стратегически важнейший город, не был бы взят израильтянами. Иудеи, правда, считают, что Раав была женой Иисуса Навина, тогдашнего предводителя Израильтян. Но мы будем следовать христианскому преданию. Неловкость тут в том, что Рахав была блудницей, проще говоря – проституткой. Книга Иисуса Навина сообщает об этом без малейшего смущения: «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там» (Ис. Нав. 2:1), и используемое там словосочетание («Иша Зона») не позволяет толковать его иначе, как род занятий. Мало того. Раав совершила очень неприятный с точки зрения нравственности поступок. Воинов Иерихонского царя, искавших шпионов, она направила другой дорогой, а юношей спрятала у себя. Как она догадалась, что «гости» захватят ее город, – непонятно. Иудейкой она не была. Особым благочестием, которое, как считается, порой просвещает людей, явно не отличалась. Факт остается фактом: проститутка предала свой город в обмен на то, что она и ее близкие останутся живы. Знаком тому должна была послужить красная нить, свисающая из ее окна. Возможно, с этой нитью связано современное повальное увлечение талисманами из Израиля – красными ниточками. Итог: Иерихон был сожжен дотла, жители его перебиты, а Раав и ее семья остались живы. Неизвестный художник. Раав и лазутчики Иисуса Навина. 17 век Имя Раав, Рахава происходит от корня («рхв») – широкий. Среди работ современных библеистов мне попадалось мнение, что до определенного момента древние библейские герои названы в тексте не настоящими именами, а значимыми – само имя могло забыться, а суть сохраниться. Настоящее ли, символическое ли, имя блудницы Раав очень соответствует ее сущности. Грешить – так на полную катушку. Бояться – так уж бояться («Вы навели ужас на нас» (Ис. Нав. 2:9). И верить – тоже.

http://blog.predanie.ru/article/raav-shi...

Вышел в свет XXI алфавитный том «Православной энциклопедии» 31 августа 2009 г. 16:58 21-й том открывают статьи, посвященные чудотворной Иверской иконе Пресвятой Богородицы и ее чтимым спискам, а также Иверскому монастырю на Святой Горе Афон. Центральное место среди публикаций нового 21-го тома занимают такие обширные материалы богословского и церковно-исторического содержания, как «Иисус Христос» и «Иерусалим». В новом томе присутствует целый ряд крупных материалов по библеистике. Это, прежде всего статьи, посвященные ветхозаветным пророкам Иезекиилю Иеремии и их книгам, входящим в состав канона Ветхого Завета. 21-й том также содержит материалы, подробно рассматривающие такие библейские книги, как «Иисуса Навина книга» и «Иисуса, сына Сирахова, книга». Значительная часть нового тома энциклопедии уделена статье «Иерусалимская Православная Церковь», в которой всесторонне рассматривается история и современное состояние этой Поместной Православной Церкви. Отдельный материал посвящен Иерусалимскому Собору апостолов. Богослужебную тематику отражают статьи, в которых рассматривается богослужебный Иерусалимский Устав и Иерусалимское богослужение в целом. Литургической тематике также посвящена статья «Изобразительны». Созданное в период Крестовых походов латинское Иерусалимское королевство и его история также нашли свое отражение в одной из статей нового тома. Церковно-каноническая проблематика рассматривается в таких материалах нового тома, как статьи «Иерархия», «Игумен», «Извержение из сана». Новейшие данные из области церковной археологии нашли свое отражение в статьях «Израиль древний» и «Иерихон». Значительный интерес представляют публикации, рассказывающие об Игоревской иконе Божией Матери и святом благоверном князе-страстотерпце Игоре Киевском. Большой материал в новом томе отражает деятельность Издательского отдела Московского Патриарха. Отдельная обширная статья 21-го тома посвящена издательствам и духовно-музыкальным изданиям. В новом томе присутствует целый ряд статей о святых и подвижниках, церковных иерархах и богословах, носивших имя «Игнатий». Среди них центральное место занимают материалы, рассказывающие о выдающемся представителе «мужей апостольских» — св. Игнатии Богоносце, архиепископе Антиохийском (II в.), св. Игнатии, Патриархе Константинопольском (IX в.), крупнейшем русском духовном писателе и аскете XIX в. св. Игнатии (Брянчанинове). Также обращают на себя внимание статьи о св. Игнатии, епископе Ростовском (XIII в.), св. Игнатии, епископе Смоленском (XII-XIII вв.), преподобных Игнатии Печерском (XV в.), Игнатии Ломском (XVI в.) и Игнатии Прилуцком (XV-XVI в.).

http://patriarchia.ru/db/text/730804.htm...

Разработана программа поддержки богословских исследований молодых ученых России Москва, 5 октября 2005 г . В нынешнем году отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви совместно с Обществом любителей церковной истории разработал " Программу поддержки богословских и церковно-исторических исследований молодых ученых России " . В рамках этого проекта в издательстве Крутицкого подворья при отделе Московского Патриархата по делам молодежи предполагается издавать научные сочинения наших современников – молодых церковных историков и богословов, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Начало практического осуществления программы поддержки богословских и церковно-исторических исследований молодых ученых России положила публикация исследования сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонаха Арсения (Соколова) " Книга Иисуса Навина " . Иеромонах Арсений (в миру Андрей Соколов) в 1998 году закончил Московскую Духовную академию. В 1999-2000 годах по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла изучал библейские языки в Италии. С 2001 по 2003 год являлся настоятелем прихода во имя Рождества Христова в Мадриде. В настоящее время о. Арсений несет послушание настоятеля прихода Русской Православной Церкви в честь Всех святых в Лиссабоне (Португалия). Как отмечают рецензенты (преподаватели Московской Духовной академии протоиерей Леонид Грилихес и Г.Е.Колыванов) книга отца Арсения обладает целым рядом несомненных достоинств, выделяющих ее из исследований подобного рода. Благодаря яркому и четкому языку автора книга читается с большим интересом. Отец Арсений умело и профессионально пользуется языком оригинала (древнееврейским), не перегружая при этом своего труда филологическими изысканиями. Кроме того, при написании работы автор не ограничился русскоязычными изданиями. Список использованных работ на иностранных языках составляет более 200 названий. Среди этих книг – последние разработки ведущих зарубежных библеистов, толкования западных авторов, о которых российскому читателю, к сожалению, ничего или почти ничего не известно.

http://pravoslavie.ru/14771.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Arslan Письма о книгах 10 мин., 26.07.2014 «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Книга Иисуса Навина 1:8 «Невыносимый» Достоевский Помню, когда я училась в десятом классе, нам дали на лето задание по литературе — прочитать роман «Братья Карамазовы». И для меня это тогда означало только одно: этим летом о нормальном отдыхе можно забыть. Нет, читать я любила, но Достоевский… Один только вид романа вызывал у меня ощущение тяжести и безысходности. Казалось, что книга пухнет на полке, заполняет собой всю комнату, стремясь раздавить меня. Пересилить себя пришлось. Многого я тогда не поняла, но роман удивительно понравился. Тогда, я помню, меня сильно поразила речь старца Зосимы. Я читала эту книгу на даче, летом. И когда дошла до этого момента, как раз сидела на природе: день шел на убыль и в воздухе пахло вечерним спокойствием, тишиной. Изредка вскрикивали одинокие птицы. Солнце клонилось к западу, после дневной жары вечерняя свежесть окутала все вокруг. И я ощутила, будто вся природа говорила словами книги: «Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку, каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь весь мир всецелою, всемирною любовью». От этих слов захотелось петь. Во мне пробудилось чувство всеобъемлющей любви ко всем и всему, и это было прекрасное чувство…которое не хотелось отпускать. Александра, Санкт-Петербург   Читаю сейчас Исаака Сирина, и очень он мне пришелся по сердцу. Я давно хотел почитать его, но считал, что это чтение для самых совершенных. Оказалось, что у него много мудрых советов и для начинающих, каковыми мы останемся, вероятно, до самой смерти.

http://foma.ru/pisma-o-knigax.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010