Марк Мангано (протестант) Книга Иисуса Навина. Дейл Мейнор Эта книга названа в честь главного героя повествования – Иисуса Навина. В Пятикнижии он назван Осией (ивр.), хошеа, что означает «спасение» или «избавление»), но по каким-то необъясненным причинам Моисей изменил его имя и назвал Иисусом Навиным (ивр.), иехошуа, что значит «Яхве есть спасение [избавление]», Числ.13:16 ). Это имя указывает наЯхве, как на источник спасения и избавления. С тех пор преемник Моисея известен всем под этим именем. Текст и автор Автором книги традиционно считается Иисус, сын Навин, который стал вождем Израиля после смерти Моисея ( Втор.31:18 ; И. Нав.1:19 ). Его взрастил Господь, выпестовал Моисей, а постановление о его назначении было вписано в Пятикнижие ( Втор.31:78:23 ). Законность пребывания Иисуса на этом месте многократно подтверждается различными параллелями с жизнью Моисея. Бог открывает Иисусу, что будет с ним, как был с Моисеем, если (подобно Моисею) Иисус будет тверд и мужествен (И. Нав.1:5 ). Готовность народа следовать за Иисусом, также как они следовали за Моисеем, показывает преемственность власти (И. Нав.1:1617 ). Подобно переходу через Тростниковое море, переход через реку Иордан по суше, несмотря на сезон половодья, еще больше укрепил позиции Иисуса в глазах народа (И. Нав.3 и Исх.14 ). Иисус был свидетелем большинства событий, описанных в книге, поэтому вполне логично, что именно он мог стать человеком, создавшим, по крайней мере, основные ее части. И действительно, слова, относящиеся к Раав, намекают на то, что она была все еще жива, когда писались некоторые рассказы этой книги (И. Нав.6:25 ). Понятно, что Иисус не мог сделать записи о собственной кончине и погребении (И. Нав.24:2930 ). Это добавление к книге во многом подобно рассказу о смерти Моисея в конце Второзакония (гл. 34). Несмотря на все, сказанное ранее, сама книга ничего не говорит об авторстве Иисуса Навина, как, впрочем, и о том, что она была записана почти сразу, еще при жизни Иисуса Навина. Она вполне могла быть составлена позднее, но определить точную дату составления книги невозможно из-за недостатка информации.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

протоиерей Николай Попов О книгах Священного Писания Ветхого Завета Первые книги Священного Писания Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие – написаны пророком Моисеем. Книга Бытия названа так потому, что описывает начало бытия видимого мира. Она содержит в себе историю сотворения мира и человека, историю первых людей и ветхозаветных патриархов до смерти Иосифа. Полагают, что Моисей написал ее до исхода евреев из Египта, в земле Мадиамской. Исход содержит историю выхода евреев из Египта с обстоятельствами, предшествовавшими сему событию и последовавшими за ним до построения скинии. Левит содержит в себе законы об обрядах, которые поручено было совершать левитам, и историю израильтян в первый месяц второго года по исходе из Египта. Книга Чисел названа от двух народосчислений, описанных в ней. Содержит историю странствования евреев в пустыне Аравийской. Книга Второзакония названа от повторения Моисеем закона. Описывает события последних двух месяцев сорокового года странствования евреев в пустыне. После Моисея продолжал историю народа Божия преемник его, Иисус Навин. Книга Иисуса Навина содержит в себе историю завоевания и разделения земли обетованной. За книгой Иисуса Навина в Библии следуют: Книга Судей. Книгу эту приписывают пророку Самуилу. В ней описана история народа Божия от смерти Иисуса Навина до смерти Самсона. Руфь. Приписывается Самуилу. Содержит историю Руфи, бедной моавитянки, прабабки Давида. Первая и вторая книга Царств. Написаны Самуилом (24 главы), Нафаном и Гадом. Первая содержит историю народа Божия от рождения Самуила до смерти Саула, вторая – продолжает историю евреев в царствование Давида. Третья книга Царств. Содержит историю евреев от помазания Соломона на царство до смерти царя Иудейского Иосафата. Написана Ездрою. Четвертая книга Царств. Продолжает историю евреев до плена вавилонского и оканчивается выведением Иехонии из темницы. Написана Ездрою. Первая книга Паралипоменон (о том, что пропущено в книгах Царств). Содержит родословие еврейского народа от Адама, сказание о смерти Саула и об учреждениях Давида, относящихся к Богослужению; оканчивается смертью Давида. Написана Ездрою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Скачать epub pdf Второй отдел. Исторические книги Следующие за Пятикнижием Священные ветхозаветные книги, помещаемые в греко-славянской Библии непосредственно за Пятикнижием и соединенно между собой, называются в православном катихизисе и русской богословской литературе, историческими, потому что они излагают преимущественно историю ветхозаветной церкви Божией и народа Божия. Обнимаемый каноническими историческими книгами период времени начинается с эпохи Иисуса Навина и оканчивается эпохою Ездры, Неемии и Есфири. К историческим каноническим книгам относятся книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 Царств 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии и Есфирь. В еврейском каноне эти книги помещаются в иной группировке: И. Навина, Судей и Царств помещаются непосредственно за Пятикнижием, как «старшие пророки», а остальные книги помещаются после наших учительных книг в третьем отделе – «писаниях», причем Руфь и Есфирь, по синагогальному употреблению, еще в особом отделе иногда помещаются, в «пяти свитках». В христианских западных переводах размещение Священных книг сходно с нашим. При исагогическом обозрении исторических Священных книг остановимся на тех же вопросах, как и при обозрении Пятикнижия, только с большей краткостью. Критические возражения относительно их направляются преимущественно на достоверность их, а для унижения последней на вопрос о единстве и систематичности их, времени происхождения и писателях их. Посему и апологетам доводится останавливаться на этих же вопросах и давать ответы на возражения и излагать положительные доказательства исторического авторитета сих книг. И мы отведем значительное место положительным признакам их историчности. В этих положительных признаках, ясных в каждой из сих книг, рассеиваются сами собою все критические гипотезы о священной ветхозаветной истории и ее эволюционных «перестройках». Ясною, как Божий день, окажется вся тенденциозность и бездоказательность подобных перестроек и незыблемость православно-христианского непоколебимого авторитета исторических писаний. Подробно излагать историю критического отношения к сим книгам, а равно и разные «возражения», как в большинстве повторения аналогичных вопросов о Пятикнижии, не будем. Остановимся лишь на положительно-апологетическом решении исагогических вопросов, так как оно, думаем, больше имеет значения для православного богословия, чем знакомство с часто изменяющимися и явно тенденциозными критическими возражениями, спор с коими может быть бесконечен. В сравнении с этим «спором» положительные доказательства идейности, систематичности и историчности, думаем, имеют более устойчивый и ценный характер и достоинство. Книга Иисуса Навина

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Скачать epub pdf Часть I. Исторические Книги Ветхого Завета Понятие об исторических книгах Ветхого Завета Историческими книгами Ветхого Завета называйся библейские книги, содержащие в себе историю еврейского народа с момента вступления его в Палестину под предводительством Иисуса Навина (ок. 1220 г. до Р.Х. до Симона Маккавея (142 г. до Р.Х.). Таким образом, исторические книги Ветхого Завета охватывают период примерно в 1100 лет. Всего исторических книг 19, из которых 12 являются каноническими и 7 – неканоническими. Канонической называется такая книга, которая на основании своего божественного происхождения признана и принята как правило для познания божественной истины. Эти книги отражают волю Божию, которая есть наивысший порядок или правило (по-греч. – κνον). Все остальные книги именуются неканоническими. К каноническим относятся: 1 . Иисуса Навина; 2 . Судей; 3 . Руфь; 4 . Первая книга Царств; 5 . Вторая книга Царств; 6 . Третья книга Царств; 7 . Четвертая книга Царств; 8 . Первая книга Паралипоменон; 9 . Вторая книга Паралипоменон; 10 . Первая книга Ездры; 11 . Книга Неемии; 12 . Книга Есфири. В еврейской Библии эти книги называются «Небиим ришоним», то есть «Ранние пророки»; некоторые из них объединены, вследствие чего их число равно семи. К неканоническим историческим книгам относятся: 1 . Вторая книга Ездры; 2 . Третья книга Ездры; 3 . Книга Товита; 4 . Книга Иудифи; 5 . Первая книга Маккавейская; 6 . Вторая книга Маккавейская; 7 . Третья книга Маккавейская. Хотя исторические книги и описывают определенный этап истории еврейского народа, однако главной темой этих книг является отношение Израиля с Яхве, его верность или неверность Богу, то есть в повествовании прослеживается явно назидательный характер. Историческая ценность книг основывается на обширном материале первостепенной важности. Это не только устные рассказы и древний эпос, но и биографии великих людей Израиля, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые священные писатели часто ссылаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Марк Мангано (протестант) Книга судей. Дейл Мейнор Исторический и культурный фон На фоне оптимистичной и героической книги об успешных военных операциях Иисуса Навина, книга Судей смотрится мрачновато. Столь сильное различие породило немало дискуссий и споров о происхождении и взаимосвязи этих книг. 351 Начнем с того, что книга Судей – седьмая по счету книга в иудейской Библии и вторая в списке так называемых «древних пророков» или «исторических книг», как их называют христиане. Еврейское название книги (ивр.) (шофетим) переводится Септуагинтой как кргтол (критай). И с еврейского и с греческого перевод один и тот же – «Судьи». «Судили» народ те, кто брал на себя ответственность и руководящую роль в самые кризисные моменты истории. Соответственно и период, о котором идет речь в этой книге, – был переходом от стабильного руководства основателей нации Моисея и Иисуса Навина к возникновению монархии. Период хаоса, характерный для книги Судей, можно сравнить с подобными переходными периодами в истории Египта и Месопотамии. 352 Напомним, что судья, в современном понимании слова, отличается от понятия, которое использует книга. Ясно, что судьи тех времен не занимались решением спорных вопросов и вынесением приговоров. Пожалуй, единственным судьей, который в какой-то степени занимался собственно судебной практикой, была Девора (4:45). Довольно интересно, что ни один судья в книге не назван существительным «судья» (ивр.) шофет), кроме Яхве, которого Иеффай называет Судьей (ивр.), хашшофет; 11:27). В то же время, ко всем судьям книги применяется глагольная форма этого слова, то есть все они «судили народ Израильский». Некоторые называли судий популярными, харизматическими лидерами, однако такое определение не соответствует действительности. Далеко не все судьи были привлекательными личностями, способными притягивать людей. Самсон, например, был в высшей степени нелюдим и, возможно, настолько невоспитан и груб, что на свой свадебный пир ему пришлось буквально нанимать гостей за определенную плату (14:1011).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Комментарии Женевской Библии на Второзаконие Введение Автор Второзаконие, как и другие книги Пятикнижия, считается трудом Моисея; подтверждением чему является сам Ветхий Завет ( 4Цар. 14,6 ), древние иудейские источники (напр., труды Иосифа Флавия), а также Новый Завет. Такая точка зрения была практически общепринятой до возникновения уже в наши дни одного из направлений богословского учения рационалистического критицизма. Сторонники этого направления утверждают, что некоторые части книги Второзаконие не могли быть написаны Моисеем, в подтверждение чего ссылаются на гл. 34, повествующую о смерти Моисея, и на 1,1.5, где речь идет о том, что стан израильтян в земле моавитской располагался «за Иорданом», а значит, и автор повествования находился в Ханаане. Практически все исследователи Библии соглашаются с тем, что последняя, 34-я Глава книги, рассказывающая о смерти Моисея, является добавлением, написанным Иисусом Навином. В этой связи необходимо отметить следующее: книга Иисуса Навина также заканчивается повествованием о его смерти, что, по всей видимости, было сделано автором Книги судей. Стихи в Книге судей, рассказывающие о смерти Иисуса Навина ( Суд. 2,9 и 7), очевидно, были воспроизведены и добавлены к последней главе Второй книги Паралипоменон. Вторая книга Паралипоменон фактически обрывается на середине предложения. Подобный способ связывать последующую книгу с предыдущей широко использовался в древности для того, чтобы показать надлежащую последовательность рукописей или глиняных табличек. Вполне возможно, что Иисус Навин стремился связать свою книгу с великим произведением Моисея и поэтому добавил к книге Второзаконие повествование о смерти Моисея и назначении его преемника. Утверждение о том, что автор книги Второзаконие находился в Ханаане, появилось в результате неправильного понимания выражения, которое иногда переводили как «за Иорданом» или «по ту сторону Иордана» ( Нав. 9,10 ). Это выражение использовалось и тогда, когда речь шла о Трансиордании, и в том случае, когда повествование касалось Ханаана. В русском синодальном переводе Ветхого Завета в каждом случае это выражение переведено корректно, в соответствии с контекстом (1,1–5; 3,8.20.25; 4,41.47.49; 11,30; см. также Чис. 32,19 ; Нав. 9,1.10 ). Таким образом, данное утверждение не может приниматься во внимание при обсуждении авторства книги Второзаконие или даже ее вступительного раздела (1,1–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вопрос о происхождении книги Ездры частью уже предрешен нами при обзоре книги Паралипоменон, где отмечено, признаваемое всеми исследователями, не исключая и новых критиков 1 , тесное взаимоотношение в содержании, характере и идее, повествований книг Паралипоменон и Ездры. По вопросу о единстве и идейности книги Ездры, новая критическая литература, подобно древней, высказала очень немного. Идейно-систематическую обработку и выбор из древних письменных памятников у писателя книги признают и новые критики 2 , а потому и не будем разбирать их своеобразных выводов по этому вопросу. Продолжим лишь сказанное в книгах Паралипоменон об идее первой книги Ездры. Книга Ездры повествует о послепленных иудеях, непосредственно продолжая повествование второй книги Паралипоменон, причем указ Кира о возвращении Евреев из плена частью помещается в конце второй книги Паралипоменон (36:22–23), частью в начале книги Ездры (1:1–4). В дальнейшем своем повествовании свящ. Историк обращает внимание на те же факты, что и в книге Паралипоменон, т. е. на благочестие еврейского народа, проявлявшееся в построении храма, учреждении богослужения, исполнении обрядового закона и т. п. Так, в первой части он говорит о сосудах храмовых, возвращенных Киром, о построении в Палестине жертвенника, праздновании праздника кущей и начале построения храма (1– 3 гл.). Затем повествует о препятствиях построению храма, устранении их, об окончании и освящении храма (4–6 гл.). Во второй части повествуется о такого же рода событиях: возвращении Ездры, принесенных им жертвенных дарах храму, о жертвоприношениях Евреев в храме и расторжении браков с иноплеменницами во исполнении Моисеева закона (7–10 гл.). О всех других событиях за обозреваемую эпоху он умалчивает, хотя сведения о них у него и были. В этом нельзя не видеть идейности и систематичности писания и умелого обращения свящ. писателя с обширным историческим материалом. При этом у него заметны и некоторые особенные намеренные «пропуски» необычные для обыкновенных историков. Так, свящ. историк, излагая во второй части повествование от собственного лица-священника Ездры (7:27, 9:15) и давая законное основание признавать этого священника Ездру писателем всей книги, ничего почти не говорит о себе и своей частной и общественной жизни. Касается его повествование свящ. Ездры лишь как участвовавшего в возвращении из плена и расторжении браков (7–10 гл.). Так, ветхозаветные историки забывают себя и свою личную жизнь и знают лишь жизнь народа и историю его спасения… Тоже мы видели в книге Иисуса Навина, не упоминающей о частной жизни Иисуса Навина, и в 3 и 4 Царств, совершенно умалчивающих и пророке Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Обзор источников для изучения самарянства История и религия самарян Содержание Содержание Введение. Обзор источников для изучения самарянства. I. История самарян 1. Различные названия самарянской народности и ее образование. 2. Образование религиозной общины самарян. 3. Судьбы самарянской общины после построения храма на Гаризиме. 4. Самарийская область. 5. Самарянская диаспора. II. Религия самарян 1. Догматика самарян и особенности в их понимании Моисеева обрядового закона. 2. Некоторые черты устройства самарянской общины и самарянского культа. 3. Общая характеристика самарянства и отношение его к иудейству. 4. Самарянские секты. 5. Самаряне и христианство. Приложения. I. Образцы Самарянской письменности. Самарянские молитвы и гимны. Письмо самарян к Гонтингтону для передачи братьям их в Англии. Самарянская кетуба. Разводное письмо. II. Талмудический трактат о самарянах ( )     Содержание Предисловие. Значение предмета исследования. Исторический очерк литературы о самарянах. Задача и характер сочинения. Указатель литературы о самарянах Введение. Обзор источников для изучения самарянства Библейские свидетельства о самарянах. Разбор библейских мест, относимых в последнее время к самарянам. Внебиблейские свидетельства о самарянах: I. Флавий, Талмуд, св. отцы, арабские писатели и европейские путешественники. Вещественные памятники древнего самарянства. Обзор самарянской письменности. Самарянское Пятикнижие. Разбор мнения о самарянском происхождении Книги Премудрости Соломона, 2 книги Маккавеев и книги Юбилеев. Новооткрытая самарянская Книга Иисуса Навина. Фрагменты самарянской эллинистической письменности: Псевдо- Евполема, Феодота Клеодема-Малха и Фалла. О самарянской письменности послебиблейского периода. Переводы Самарянского Пятикнижия. Самарянские надписи. Самарянские хроники: El-Tholidoth или хроника Нейбауера, Книга Иисуса, Хроника Абульфата, Хроника Адлера и Зелигзона. Самарянские комментарии на Пятикнижие и труды по изложению вероучения: комментарии Марки, комментарий 1053 г. на Быт. 1:28, 10 , сочинения Абуль-Хазана Тирского, Юсуфа Ибн-Саламы, Мунагги Ибн-Падаки. Письменность XIV-XVI в., общая характеристика ее. Литургическая письменность самарян. Календари и кетубы. Труды характера научного. Письма самарян в Европу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКАЯ одна из церковных дисциплин (Библейская история), предметом к-рой является описание исторических циклов в библейском повествовании в соотнесении с мировой историей. История в Библии (общие принципы и понятия) Историческая тематика составляет значительную часть библейского повествования как Ветхого, так и Нового Завета. Исторические циклы входят во все изначальные разделы дохристианского Свящ. Писания: Закон (Тора), Пророки (Невиим) и Писания (Кетувим). В Пятикнижии повествуется о патриархах, об исходе евреев из Египта и о странствованиях по пустыне, об установлении завета на Синае. В разд. Пророки рассказывается о завоевании Св. земли (Книга Иисуса Навина), о доцарской (период судей) и царской эпохах в истории ветхозаветного Израиля (Книга Судей; 1-4-я Книги Царств; исторические части в книгах великих пророков - Ис 36-39; Иер 39-43; 52); в разд. Писания - об истории реставрации послепленной иудейской общины (Книги Ездры и Неемии) и о царском периоде Иудейского государства (1-2 Пар). История ветхозаветного Израиля в межзаветный период восполняется Маккавейскими книгами. В НЗ ветхозаветное историческое повествование получает продолжение в евангельской истории, в описании христ. миссии и становления первых христ. общин в апостольский период (Деяния св. апостолов). Т. о., историческая доминанта в Свящ. Писании становится основой библейской картины мира, что позволяет рассматривать И. б. как неизменную, существенную составляющую Божественного Откровения . Именно поэтому в богословской традиции И. б. усваивается статус «священной» истории. Этот атрибут дает право рассматривать И. б. как историю божественную, т. е. историю, активным действующим Субъектом к-рой является Бог. В этом отношении И. б.- это и само Откровение, поскольку история предстает пространством действия Бога в мире и т. о. являет собой свидетельство о Нем и Откровение о путях Божиих. Свящ. история ведет свой отсчет с творения Богом мира и человека, провозглашая первую откровенную истину Библии о Боге как о Творце. Событие ее начала - грехопадение прародителей - создает перспективу всему последующему пути, к-рым Бог ведет человечество. В этой исторической перспективе Он открывается как Спаситель Своего творения. Как священная И. б.- это история, записанная с конкретной концептуальной позиции, предполагающей ее целесообразность или промыслительность; в этом отношении И. б.- это прежде всего история спасения.

http://pravenc.ru/text/1237675.html

В последние годы глубоко-учёной и сухо-мелочной критики, в земле, представляющей высшее просвещение нашей эпохи, в Германии, происходил любопытный спор о древности Пятикнижия и особенно книги Бытия. В этом споре, как и во всех современных трудах, много трудящихся немцев, замечательно необычайно строгое изучение всех внешних примет и совершенная бесчувственность ко всему внутреннему, чудная смесь врождённого остроумия и систематической тупости, тонкости и глубокомыслия в филологических исследованиях и ограниченности, которая не может понять влияния веков и потребностей народных на рукописи древнего закона и священной истории. Так например критики не поняли, что введение весьма нового оборота и нового слова (халдаизмов в отношении к древне-еврейскому) тем сбыточнее, чем рукопись древнее и труднее к понятию; не поняли, что, по корню дома Израилева, халдаизм мог точно так же быть остатком самых древних форм, вытесненных позднейшим эбраизмом и снова воскресших в позднейших писателях от нового соприкосновения с Халдеей; наконец, не умели отделить явных боковых заметок (Randglossen) от самого текста. Этих боковых заметок можно бы привести десятки. Такова, может быть, часть 6 стиха XII главы и 7 стиха XIII главы книги Бытия, хотя она может объясниться в том смысле, что земля, в которой поселился Авраам, была не пустыней, но уже населена потомками Ханаана. Таково, бесспорно, замечание о древности царей эдомских в сравнении с царями Израиля; таков 36 стих XVI гл. Исхода; таков 13 стих X главы Иисуса Навина и множество других. Но на этом ли должно останавливаться внимание критики? Сперва утвердили эпоху сочинения Пятикнижия во время царя Иосии; потом, одумавшись, отступили к царствованию Соломона; потом, с великой вероятностью разделив книгу Бытия на два текста, приписывали древнейший пророку Самуилу, а последующий, пополнительный, – пророку Нафану. С другой стороны, защитники древности Пятикнижия всеми силами стараются доказать, что книга Бытия писана одним человеком и бьются за это, как будто от этого зависят жизнь их и спасение, между тем как им следовало, низко поклонившись, благодарить своих противников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010