О Книгах Свящ. Писания Ветхого Завета в особенности. (Из Ветхозаветной Исагогики) § 33. Древность свящ. ветхозавтпних книг. – Первым богодухновенным писателем был Моисей, и первые Три свящ. книги: Бытие, Исход и Левит написаны им за 1610 лет до Р. Хр., или за 3496 лет до нашего времени. Две последние книги Пятокнижия: Числа и Второзаконие написаны за 1570 л. до Р. Хр. Книга Иисуса Навина нанисана около 1550 г. до Р. Хр. Это первый период происхождения священной письменности Библии. Затем от Самуила до плена Вавилонского был второй период происхождения свящ. книг, обнимающий пространство времени приблизительно в 470 лет, от 1080 г. до 607 года до Р. Хр. В течение перв столетия этого периода явились книги: Судей, Руфь, первыя две Царств, Псалмы Давидовы и творения Соломона: Притчи, Екклезиаст и Песнь Песней; за тем составлены последовательно времени современными пророками исторические записи, или летописи, вошедшиев состав третьей и четвертой книги Царств, и в последние 150 лет, от пр. Исаии до Иеремии, явились книги пророков: Исаи, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии и Иеремии. Во время плена Вавилонского написаны книги пророков Иезекиля и Даниила и после плена-исторические книги: Есфирь, Ездры, Неемии и Паралипоменон и пророческие: Аггея, Захарии и Малахии. Этот последний период свящ. богодухновенной письменности обнимает около 180 лет, от 607 до 420 г. до Р. Хр. Так. обр. историческая хронология происхождения свящ. книг Библии во-первых указывает на глубокую древность этих книг, особенно первая периода, с которою не может равняться никакая нсмифологическая письменность древних языческих народов, а во-вторых являет величественный факт продолжительного, более тысячелетнего восиитательного действия Духа Божия в Церкви, глаголавшего чрез пророков для просвещения членов ее. Особенное, мировое значение глубокой древности свящ, книг для исторической науки вообще заключается в том, что, за исключением иероглифических надписей в Египте и клино-образных в Ниневии, все письменные памятники древних языческих народов сравнительно позднейшего происхождения, так напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Пятая книга Моисеева. Второзаконие Вступление Deuteronomium secunda lex et evangelicae legis proeparatio est (S-t. Hieron: ad Paulinum Epist.) В первый день одиннадцатого месяца сорокового года после исхода начал речь свою Моисей к народу. ( Втор. 1, 3 ). Скончался он, сопоставляя указания книги Иисуса Навина IV, 19 и Bmop. XXXIV, 8 , дней не более как через десять после начала своей речи, ибо по смерти Моисея протекло тридцать дней плача, а уже в десятый день первого месяца сорок первого года Израиль снимает свой стан и переносит его в Галгагу. Что Второзаконие произносилось несколько дней сряду видно из 1-го стиха, V главы, из которого ясно видно, что народ был распущен по окончании первой речи, обнимавшей собою первые четыре главы. Другие остановки в произнесении напоминания и объяснения закона менее ясны, но быть может, можно указать на 1-й стих главы IX, который начинается словами: слушай Израиль как на начало нового отдела речи, и очень также вероятно что начало XXVII гл. И заповедал Моисей и старейшины народу говоряи пр. есть также вступление в речь одного из последующих дней. Вся последняя речь Моисея обращенная к народу, который он так любил, (ср. Ucx. XXXII, 32 ), не смотря на его упорство и жестоковыйность, делится во первых на наставления, напоминания и угрозы народу, во вторых на песнь Моисееву и его благословение. Первую часть, собственно речь, от 6-го стиха 1-й главы до 20-го стиха главы XXX можно также подразделить на отделы по содержанию: Первый отдел, заключающий в себе первые четыре главы, напоминает Израилю главнейшие события его странствования на Синайском полуострове, в пустыне и в земле Моавитской, доколе он не пришел к Иордану и не раскинул стана своего в виду земли обетования. Второй отдел напоминает народу законы Господни, начинаясь с V главы повторением десяти заповедей, и указывая практическое применение Господних законов к жизни Израиля: этот отдел мы полагаем можно считать законченным последним (32) стихом главы XI, который говорит: Итак, старайтесь соблюдать все постановления и законы (Его), которые а предлагаю вам сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Л. И. Бриллиантов Книга Иисуса Навина Писателем этой книги был Иисус Навин, преемник Моисея в звании вождя израильского народа. На это указывает заглавие книги и содержание ее, с мельчайшими подробностями описывающей события, случившиеся при Иисусе Навине, места, лица его времени, которые ему, как свидетелю очевидцу, более были известны и поэтому рукою его могли быть так подробно описаны. Кроме того, в книге находится прямое свидетельство об Иисусе Навине, как священном писание её (XXIV гл., 26 ст.), оно подтверждается также преданием иудейской и древне-христианской церкви. Книга Иисуса Навина рассказывает историю завоевания евреями земли Обетованной и сообщает о разделе завоеванной земли Обетованной между коленами. Отсюда она естественно разделяется на две главные части. В первой части после краткого введения, где говорится о первом откровении Бога Иисусу Навину с целью возбудить его мужество, описываются события, ознаменовавшие собою занятие израильтянами земли Обетованной, сначала предшествовавшие этому занятию и подготовлявшие его: повеление Божие о переходе чрез Иордан, посольство соглядатаев в Иерихон и приняло их Раавью, чудесный переход через Иордан и совершение обрядов обрезания и Пасхи (I rл.-V гл.). После этого рассказывается о самом завоевании земли Обетованной: чудесное падение стен Иерихона, завоевание Гая, великая победа израильтян при Гаваоне над соединенными силами ханаанских царей при чудесном стоянии солнца и перечисление побежденных ханаанских царей и др. Во второй части повествуется о разделении земли Обетованной между коленами. Здесь указывается на измерение земли Обетованной особо выбранными для этой цели лицами, описывается самый способ разделения земли посредством жребия, который бросался в присутствии Иисуса Навина, первосвященника и старейшин от народа. Затем говорится об уделах или участках земли, доставшихся каждому из колен и о том, как Иисус Навин исполнил повеление Божие, данное еще при Моисее, об отделении городов для убежища невольных убийц и для левитов. В заключение книги излагаются две прощальных предсмертных речи Иисуса Навина, в которых он увещевает евреев не сообщаться с язычниками и оставаться верными завету с Богом, и в самом конце ее делается краткое замечание о смерти Иисуса Навина. Значение личности Иисуса Навина

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Глава 1. Книга Иисуса Навина Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1.1. Приготовление и вступление в землю обетованную Следующая книга, которую нам предстоит изучать, это книга Иисуса Навина. Эта книга по своему содержанию тесно примыкает к Пятикнижию. В ней очень ярко описывается, как исполняются все те благие обетования Божии, которые Господь через Моисея возвестил израильтянам, так что эта книга в каком-то смысле, с одной стороны, еще принадлежит к кругу Пятикнижия. Особенное внимание в ней уделено приготовлению и начальному этапу завоевания земли обетованной. При приготовлении к вторжению Иисус Навин, как некогда Моисей, отправляет двух соглядатаев в Иерихон. Иерихон занимает ключевое положение для этой местности и ключевое стратегическое значение с точки зрения обороны Палестины от вторжения с востока, и поэтому первое, с чем должны были израильтяне столкнуться, это с необходимостью захватить этот город, что открыло бы им путь уже дальше. Иисус Навин посылает туда соглядатаев, которых там обнаруживают, но их спасает блудница Раав, о которой мы уже имели возможность поговорить. Раав скрывает их и дает им возможность бежать. При этом она говорит им, что Бог предал этот город и этот народ вам, и просит за то, что она помогает бежать им, чтобы и они, когда захватят этот город, сохранили ее и дом ее. Они говорят, что так это и будет, и в качестве знака, который должен послужить тому, чтобы ее дом остался неприкосновенным, они указывают на необходимость вывесить красного цвета веревку. В святоотеческой традиции это понималось именно как знак того, что всем верующим и уповающим на Господа будет искупление кровью Христовой. Первое чудо на пути, действительно, в целом чудесного этого завоевания является переход через Иордан, подобный тому переходу через Чермное море, который был совершен при Моисее. Священники, несущие ковчег, приблизились к Иордану, и как только они в него вошли, вода остановилась и стала стеною и стояла до тех пор, пока не перешли все израильтяне. После чего они поставили два памятника, один из 12 камней на дне Иордана и второй на берегу в память об этом событии. Святитель Григорий Нисский говорит, что «Иисус Навин, положивши в потоке 12 камней, очевидно, сим предъизобразил 12 учеников, служителей крещения» [цит. по: 28, с. 155], и после этого чудесного перехода говорится, что стали сыны Израилевы бояться Иисуса Навина, как боялись во все дни жизни Моисея, его предшественника, поскольку чудо это, согласитесь, достаточно впечатляющее. Прославление Иисуса Навина после этого чуда на Иордане прообразует то, что Господь Иисус Христос прославился и стал известным тоже после крещения в Иордане.

http://sedmitza.ru/lib/text/431030/

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга Иисуса Навина I. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ В Нав. 24 сказано, что Иисус Навин собственноручно записал рассказ о заключении завета в Сихеме в «книгу закона Божия». С др. стороны, ясно, что заключит. стихи книги были дописаны уже после смерти Иисуса Навина, Елеазара и других людей этого поколения. Назв. стихи, как и приведенный в Нав. 15:13–19 (ср. Суд. 1:10–15 ) рассказ о завоевании Халевом Хеврона и Давира – событии, произошедшем позже, – были внесены в книгу для создания полной картины событий. Но все же вполне вероятно, что рассказ об этих событиях в его нынешнем виде был записан еще при жизни Иисуса Навина. Во всяком случае, можно предположить, что книга обрела свою окончат. форму до времени правления Соломона, когда хананеи еще жили в Газере (ср. Нав. 16 с 3Цар.9:16 ), или даже до времени правления Давида, когда иевусеи еще занимали крепость в Иерусалиме (ср. Нав. 15:63 с 2Цар. 5:6.7 ). II. МЕСТО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Первое слово К.И.Н. – «И» (так в MT) показывает, что она теснейшим образом связана с Пятикнижием Моисея, повествование которого прямо продолжает. Описанием завоевания Ханаана книга завершает рассказ об освобождении богоизбр. народа от егип. рабства. В евр. Библии К.И.Н. считается первой в ряду историч. книг (Нав – 4 Цар, искл. Руфь.), объединенных под общим названием «главные, или ранние, пророки». Если в центре Пятикнижия Моисея находится Закон, то «ранние пророки», как пророки вообще, проповедуют Божье владычество над Его народом и над язычниками (ср. Нав. 24 ). III. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ Книга состоит из 24 глав и делится на три основные части: I. Завоевание земли обетованной ( Нав. 1–2 ): 1 . Подготовка к завоеванию: а) Бог ободряет Иисуса Навина, народ уверяет его в своем совершенном послушании ( Нав. 1 ); б) лазутчики в Иерихоне ( Нав. 2 ); в) переход через Иордан, установление памятных камней ( Нав. 3:1; 4 ); г) обрезание и Пасха; манна перестает падать; ангел Господень называет Галгал святым местом ( Нав. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Л. И. Бриллиантов Книга Судей Книга Судей передает историю народа еврейского от смерти Иисуса Навина до времени Самуила, в продолжение 400 лет. Время это в жизни народа еврейского было переходным временем от быта патриархального и пастушески-кочевого к быту оседло- земледельческому и государственному. Вскоре после смерти Иисуса Навина евреи вместо того, чтобы твердо хранить веру в истинного Бога, помнить Его благодеяния, стали сближаться с языческими ханаанскими народами, научились от них языческому суеверию и уклонились в идолопоклонство, заменив поклонение своему истинному благодетелю Иегове, самым развратным похотливым служением языческим богам Ваалу и Астарте. В наказание за это идолопоклонство Господь предавал их в руки поработителей соседних языческих народов, которые грабили и угнетали их. Находясь под гнетом своих поработителей, евреи раскаивались в своих грехах, обращались к Богу с молитвою о помиловании. Милосердый Господь внимал их молитвам и посылал им избавителей в лице судей, которые спасали их от руки грабителей и управляли ими, предостерегая их от идолопоклонства. Но по прошествии малого времени, евреи забывали грозный урок наказания Божия и снова впадали в идолопоклонство. Пораженные новым бедствием, они опять обращались к Богу с молитвою, и Он посылал им другого избавителя. Таких порабощений евреев ханаанскими народами и избавлений от них нарочито воздвигаемыми от Бога личностями было несколько. Эти временно посылаемые Богом мужи называются судьями. Они совершали для спасения народа великие подвиги, охраняли народ от идолопоклонства и управляли им по повелению Божию на основании закона. Книга Судей, как повествующая о порабощении евреев хананеями и избавлении от них подвигами сих мужей или судей, от имени их и получила свое название. Писателем книги Судей признается пророк Самуил. Хотя прямого свидетельства об этом в самой книге нет, но сие мнение согласно с временем происхождения ее и подтверждается древним иудейским преданием и тем, что в Новом Завете Самуил называется первым пророком – писателем после Моисея и Иисуса Навина ( Дeяh. III, 24 ; Евр. 11:32 ). Можно полагать, что Самуил написал ее вскоре же после помазания Саула на царство, желая научить израильтян оставаться верными Богу и при новом образе правления. Прообразовательное значение некоторых лиц и событий в книге Судей

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Книга Иисуса Навина Глава 21 Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых, и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего. И дали сыны Израилевы левитам из уделов своих, по повелению Господню, сии города с предместьями их. Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов; а прочим сынам Каафа от племен колен Ефремова, и от колена Данова, и от половины колена Манассиина, по жребию, досталось десять городов; сынам Гирсоновым - от племен колена Иссахарова, и от колена Асирова, и от колена Неффалимова, и от половины колена Манассиина в Васане, по жребию, досталось тринадцать городов; сынам Мерариным, по их племенам, от колена Рувимова, от колена Гадова и от колена Завулонова - двенадцать городов. И отдали сыны Израилевы левитам сии города с предместьями их, как повелел Господь чрез Моисея, по жребию. От колена сынов Иудиных, и от колена сынов Симеоновых, [и от колена сынов Вениаминовых] дали города, которые здесь названы по имени: сынам Аарона, из племен Каафовых, из сынов Левия [так как жребий их был первый], дали Кириаф-Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместья его вокруг его; а поле сего города и сёла его отдали в собственность Халеву, сыну Иефонниину. Итак сынам Аарона священника дали город убежища для убийцы - Хеврон и предместья его, Ливну и предместья ее, Иаттир и предместья его, Ештемо и предместья его, Холон и предместья его, Давир и предместья его, Аин и предместья его, Ютту и предместья ее, Беф-Шемеш и предместья его: девять городов от двух колен сих; а от колена Вениаминова: Гаваон и предместья его, Геву и предместья ее, Анафоф и предместья его, Алмон и предместья его: четыре города. Всех городов сынам Аароновым, священникам, досталось тринадцать городов с предместьями их.

http://patriarchia.ru/bible/nav/21/

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иисус Навин Иисус Навин [евр. Йехошуа Бин-Нун]: а) сын Навина из колена Ефрема; вместо прежнего имени – Осия Моисей дал ему имя Иисус ( Числ. 13:9.17 ). Во время странствования по пустыне Моисей поручил И.Н., который был еще юношей ( Исх. 33:11 ), командование войском во время сражения с амаликитянами. Иисус разбил врагов, причем Моисей во время битвы, поддерживаемый Аароном и Ором, молил Бога о победе с жезлом Божьим в руке ( Исх. 17:8–16 ). В Исх. 17 рассказывается о том, что И.Н. должен будет сделать в будущем. В Исх. 24 сказано, что И.Н. с юных лет был служителем Моисея ( Числ. 11:28 ). Он находился на некотором удалении от Моисея, когда тот, проведя на горе 40 дней и ночей, спускался к народу ( Исх. 32:17 ). Позднее И.Н. стал служителем при скинии ( Исх. 33:11 ). В Числ. 11 он с чрезмерным рвением просил Моисея запретить Елдаду и Модаду пророчествовать в стане. И.Н. был в числе соглядатаев, посланных в Ханаан ( Числ. 13:9 ). Когда большинство из них, вернувшись, говорило о невозможности завоевать эту землю, Халев, а затем и И.Н. опровергли это мнение, за что народ, которому они хотели придать мужества, чуть не побил их камнями ( Числ. 14:1.6–10 ). Поэтому из всех израильтян, которым в то время было более 20 лет, Господь допустил в землю обетованную только Халева и И.Н.. Ко времени второго исчисления народа лишь из числа тех, кто входил в первое исчисление ( Числ. 26:65 ), живы были Моисей, Халев и И.Н. Теперь Господь называет И.Н. преемником Моисея, который удостоверяет это ⇒ возложением рук на И.Н. ( Числ. 27:16–23 ; ср. Втор. 3:28 ; Втор. 31:7.8.23 ). Уже в Числ. 34говорится о том, что Господь поставил И.Н. вместе с первосвященником Елеазаром во главе тех, кому было поручено делить землю Ханаанскую. После смерти Моисея израильтяне повиновались И.Н. как его преемнику ( Втор. 34:9 ); б) ⇒ Книга Иисуса Навина повествует о деяниях И.Н. в то время, когда он был предводителем Израиля. После смерти Моисея Господь повелевает И.Н. готовиться к переходу через Иордан и дает ему соотв. указания ( Нав. 1 ). Переход через реку стал возможен благодаря чуду. В тот момент, когда священники, несшие ковчег завета, ступили в воду, река (выше по течению) остановилась ( Нав. 3 ). По наставлению Господа И.Н. повелел взять из Иордана на память о свершившемся чуде двенадцать камней, из которых затем был сооружен памятник в Галгале. Другие двенадцать камней были поставлены посреди Иордана на том месте, где стояли священники, несшие ковчег завета ( Нав. 4 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Ι. Священное Писание Автор не стремился дать исчерпывающий перечень литературы, касающейся так или иначе толкования священных книг Ветхого Завета. Литература эта огромна. Далее дается список использованных в настоящей работе книг и статей. Библия (Тора, Пророки, Писания и Новый Завет в русском переводе с параллельным текстом на иврите), Иерусалим, 1991. Biblia Hebraica Stuttgartensia, vierte verbesserte Auflage, 1990, Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart (на иврите). Пятикнижие Моисеево на иврите с дословным русским переводом О.К. Штейнберга, изд. Московской Хоральной синагоги, М., 1979. Тора на иврите с русским переводом, редактор русского перевода П. Гиль, общая редакция проф. Г. Брановера, «Шамир», Иерусалим, 1993; Москва, «Арт-бизнес-центр». Septuaginta, Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart, 1979 (на греч. языке). Н KAINH BIBΛIKH ETAIPEIA, AΘHNAI, 1957 (греческий язык). BIBLIA SACRA VULGATA, dritte verbesserte Auflage, 1983, Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart (латинский язык). BIBLIA, die garze Heilige Schrift, deutsch durch Dr. Martin Luther, Leipzig, Verlag von Gustav Mayer, 1847 (на немецком языке). Die Bibel, Ubersetzung D. Martin Luter, revidierter Text, Evangelische Haupt-Bibelgesellschaft, Altenburg, 1967 (на немецком языке). Die Heilige Schrift, Elberfelder Taschenbibel, 1963, Evangelische HauptBibelgesellschaft zu Berlin (на немецком языке). Библия на церковнославянском языке, РБО, М., 1993. Библия Острожская, с издания 1581 г., переиздано в МосквеЛенинграде, 1988. Библия, Синодальный русский перевод. Приложения с комментарием к Ветхому и Новому Завету, 1983, изд. «Жизнь с Богом», Брюссель. Пятикнижие Моисея в пер. архим. Макария (Глухарева), РБО, СПб, 2000. Священное Писание, пер. архим. Макария (Глухарева), Brooklin, 1996, Книга Иисуса Навина. Псалтырь, избранные псалмы, переведенные с Септуагинты, ред. прот. Александр Милеант , изд. РПЦЗ, Миссионерский листок 7. Ветхий Завет, перевод с древнееврейского, книга Бытия, пер. и комментарии М.Г. Селезнева, РБО, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Обозрение законоположительных священных книг Ветхого Завета Число и наименование законоположительных ветхозаветных книг В ветхом завете законоположительными книгами называются пять книг Моисеевых – Бытии, Исход, Левит, Числ и Второзаконие, поскольку они содержат основные законы нравственной и гражданской жизни, равно как религиозные обряды ветхозаветных людей. Первоначальная их нераздельность и название Пятокнижия Свои творения Моисей писал по мере сообщаемых ему откровений Божиих, которые Господь повелевал записывать ему в книгу вместе с повествованиями о народе Божием 63 ; так что все писания Моисеевы первоначально составляли один кодекс откровений Божиих и одну нераздельную книгу, известную под именем Тора, что значит закон, или же под именем Книги Моисеевой 64 . Пять отделений этого единичного творения Моисеева у древних Иудеев озаглавливались просто начальными словами каждого отделения; но впоследствии каждая книга Моисеева получила наименование от своего содержания, а совокупность сих книг стали называть Пятокнижием. Все сии наименования, равно как и самое Пятокнижие (Πενττευχον, от πντε – пять и τεχος – орудие, книга), суть греческого происхождения, и вероятно даны книгам Моисеевым семьюдесятью толковниками, при переводе их с еврейского подлинника 65 . Сведения о писателе Пятокнижия Писатель Пятокнижия есть Моисей, законодатель и вождь народа еврейского. Это видно – а) Из многих мест самою Пятокнижия, где говорится, что Господь повелел Моисею записать в книгу то или другое, находящееся в Пятокнижии, например вероломство Амаликитян, их поражение и будущую судьбу 66 , также законы синайские и различные богоявления, бывшие Моисею 67 . Также Бог повелел записать станы еврейские в Аравии 68 . Говорится также о книге закона, которую Моисей напасал, потом дополнил и отдал на хранение священникам и т. д. 69 б) Затем во всех почти книгах ветхого и нового завета можно найти более или менее ясное указание на Моисея, как писателя Пятокнижия. Для примера можно указать из книги Иисуса Навина то место, где Господь завещал сему преемнику Моисея, чтобы он хранил и творил, «яже заповеда Моисей раб его, и чтобы не отступала книга закона Моисеева от уст его» 70 . Можно также указать на книгу Ездры, где говорится о книге Моисеевой и о писанном законе Моисея, человека Божия 71 . Из нового же завета всего примечательнее слова Спасителя Саддукеям: «несте ли чли в книгах Моисеевых, при купине, яко же рече ему Бог: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков, и Бог Иаковль» 72 ; также слова ап. Иакова о Моисее, что он „по всем градом проповедающие его имать, в сонмищах по вся субботы чтомый» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010