Московская область Владимирская губерния Обителей мужских 24, женских 16. Мужские обители Архиерейский дом, бывший Рождественский монастырь во Владимире. На живописном берегу реки Клязьмы красуется во Владимире древний кремль этого города. В юго-восточном углу его находится архиерейский дом, возникший на месте бывшей здесь еще от древних времен Рождественской обители. Основание ее относят к концу XII века. Много горя и испытаний перенес древний Рождественский монастырь. Неоднократные пожары истребляли обитель, но каждый раз она снова возрождалась из пепелища и груды развалин. Обитель эта известна, между прочим, тем, что из нее в 1724 году перенесены были в С.-Петербург мощи Св. блгв. кн. Александра Невского. История этой обители говорит также и о том, что с самого основания монастыря он, по повелению великого князя Всеволода III, считался первым между другими монастырями на Руси. Такое главенствующее среди других обителей положение занимал Рождественский монастырь до конца XVI века, когда царь Иоанн Грозный дал первенство просиявшей подвигами своего великого основателя, радонежского старца Св. Сергия, Троицкой лавре. Архиерейский же дом возник на месте Рождественской обители уже спустя 6 веков после ее основания, в 1744 году. Храмов в архиерейском доме три и все они каменные. Первый Рождество- Богородичный, построенный на месте бывшей здесь шатровой колокольни. Второй называется крестовым и посвящен празднику Рождества Христова. Эта церковь , как и Рождество-Богородичная, известна уже с XVII столетия. К Рождественскому храму пристроен придел в честь Иверской иконы Богоматери. Третий храм, во имя Всех Святых, составляет домовую церковь в архиерейском доме. Из святынь и достопримечательностей архиерейского дома известны четыре иконы, относящиеся ко временам Св. Александра Невского. Одна из них изображает икону Знаменской Божией Матери, a другие три имеют изображение благоверного князя Александра. Есть еще икона Рождества Богородицы, конца XVII века. Образ этот написан на камне с серебряным фоном. При архиерейском доме существует библиотека, содержащая значительное количество рукописных и старопечатных книг, ценных по своей древности. Большая часть их относится к XVII веку, о чем, кроме содержания, свидетельствует еще и давность письма, именно полууставная форма букв и начертаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мученики Гурий, Самон и Авив с избранными святыми в молении Иверской иконе Богоматери. 1886 г. Москва. Мастерская И. М. Малышева. Дерево, темпера; серебро, гравировка, золочение; бархат ЖМП 7 июль 2019 /  27 декабря 2019 г. 13:59 В благословение и молитвенное памятование РЕДКИЕ ИКОНЫ ЛИЧНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ В СОВМЕСТНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ СОБРАНИЯ РУССКИХ ИКОН ПРИ ФОНДЕ АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО И ЗВЕНИГОРОДСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ Подготовка к выставке заняла около полутора лет. За это время выполнен огромный объем реставрационной и научно-исследовательской работы. Уточнены датировки и техника создания произведений, в научный оборот введено немало имен авторов и заказчиков представленных памятников. Уже по одной только этой причине многочисленный премьерный ряд экспозиции чрезвычайно интересен сам по себе: его можно разглядывать часами, даже не задумываясь о программном наполнении того или иного зала. PDF-bepcuя «В память о спасении моей жизни» «На выставках икон в современных музеях акцент чаще всего делается на художественной составляющей иконописания, — рассказывает Елена Тихомирова. — Здесь же, в жилом пространстве Царицыных палат, мне хотелось сделать выставку прежде всего личностную, рассказать о традициях бытования икон именно в частном молитвенном обиходе православного христианина». Подавляющее большинство представленных здесь памятников созданы не ранее XIX века, то есть в эпоху, когда не только автографы мастеров, но и мемориальные надписи на иконах перестали восприниматься как исключение и, даже напротив, стали обычным моментом для живописца и заказчика. Как это видно на примере мерной 57,8-сантиметровой иконы святителя Николая. На обороте чернильная надпись в три строки: «Образъ Св. Николая Чудотворца/написанъ по мерке сына моего Николая Бестужева-Рюмина/родившагося 3 декабря 1872 г. въ воскресенье въ 6 ч 45 мин по полудни г. Тула». «Как мы выяснили, икона принадлежала Николаю Васильевичу Бестужеву-Рюмину — представителю известного дворянского рода, — говорит Елена Тихомирова. — О судьбе самого владельца подробных сведений нет, за исключением того, что он был вторым ребенком генерал-майора Василия Николаевича Бестужева-Рюмина (в тот момент издателя и редактора журнала " Оружейный сборник " , а впоследствии начальника императорского Тульского оружейного завода) и супруги его Марии Филипповны».

http://e-vestnik.ru/culture/lichnoe_blag...

Николаевский. Никольский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский женский монастырь, открытый в 1995 году на базе бывшего пионерского лагеря и Никольского храма в селе Николаевское и включающий: 1. Храм в честь Святителя Николая (Никольский храм) 1860 года 2. Домовой храм в честь Иверской иконы Божией Матери 1995 года. 3. Храм в честь сщмч. Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского в г.Чернушка, открытый в 1999 году в приспособленном здании бывшего кинотеатра «Луч» (построенного в 50-е годы ХХ века); 4. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в д. Зверево (храм с 1945 года, часовня с 1886 по 1928 годы); 5. Храм-часовня в честь Рождества Христова в с. Рябки (с 2002 года); 6. Часовня в честь Рождества Христова в д. Атняшка (с 2005 года, построена на месте сгоревшего в 1992 году деревянной церкви); 7. Часовня в честь Рождества Иоанна Предтечи в с. Есаул; 8. Часовня в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в с. Тюй. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Чернушинский район. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Краткая история Свято – Никольского женского монастыря. В конце XVIII века на месте будущего Николаевского храма существовала небольшая деревня Панова, насчитывавшая до 100 душ мужского пола. Удачное местоположение, близость речки Танып (в прошлом – судоходной) привлекли внимание помещика Елисея Леонтьевича Чадина, владельца крепостных крестьян, проживавших в этих местах. Здесь он и решил устроить себе резиденцию. С целью расширения своих владений, Чадин выкупает землю в 4-х верстах вниз по течению реки Танып, близ речки Ямашки. Крестьяне переселяются на вновь приобретённые земли, а на месте бывшей деревни Панова строится винокуренный завод, помещичий дом и заводская слобода. Таким образом появился в начале XIX века Николаевский завод. В течение века менялись владельцы Николаевских земель. В 1848 году умирает помещик Ф. Д. Суворов и Николаевское имение в 1851 году было куплено у вдовы бывшего владельца Павлом Дмитриевичем Дягилевым, известным заводчиком и меценатом тех времён, дедом известного импресарио Сергея Дягилева.

http://sobory.ru/article/?object=16153

Новощапово. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Некогда величавый, пятиглавый, с трехъярусной колокольней, храм Пресвятой Троицы, был построен в 1835 году. Имел три престола: главный - в честь Святой Троицы, и два малых - во имя Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая. Закрыли храм в 1930-х годах. В 1941 году колокольню взорвали, уже после ухода немцев. В сороковых годах на месте колокольни было построено кирпичное здание, в котором работал стеклодувный цех. В 1970-х годах к храму были пристроены современные постройки для расширения стеклодувного производства. Первая служба после долгого перерыва была на Рождество 1995 года в храме без крыши, креста, главок. Вместо верхнего ряда окон были дыры. Роспись частично сохранилась только в алтаре. Полы практически не сохранились. В востановлении храма помогали АО " Русь " , местные жители, Клинская администрация. Из книги " Клин Православный " , серия " Православие сегодня " , фонд " Христианская жизнь " . - Клин, 1998г.  Самое раннее упоминание о существовании храма близ нынешнего села Новощапово относится к XVI веку. Храм тогда находился в селе Опалево, названное так по фамилии владельца. Так, в одном из исторических документов Клинского уезда за 1550 год упомянут некто Никита Семенович Опалев. Село это находилось недалеко от пустоши Малое Щапово, преобразованное потом в село Новощапово. Наиболее вероятно, что расположенное на дороге Клин-Дмитров, как и большинство сёл по этой дороге, Опалёво было полностью разорено польско-литовскими шайками, а находившаяся в нём деревянная церковь, сожжена. В документах от 1624 года, разорённое село Опалево в годы Смуты, уже именуется пустошью. В документах 1646 года уже упоминается деревня Щапово, но про храм там нет ни слова. Осенью 1653 года патриарх Никон начинает строительство монастыря в честь Иверской иконы Богоматери на Валдайском озере. Он часто ездил на Валдай через Клин. Скорее всего проезжал он и через Щапово. Места эти ему очень понравились, и в ноябре 1653 года недалеко от Клина, он покупает сельцо Щапово с деревнями да 60 пустошей для монастырского подворья. В 1678 году из документов известно, что в Щапово " ... в сельце был двор монастырский " . А вот уже в документе за 1685 год есть такое сообщение о выстроенной там церкви: " В Клинском уезде... за Иверским монастырем вотчине село, что бывало поустошью Меньшое Щапово на Сомове Броду и на речке Лютенке, а в нем церковь вновь построена Живоначальныя Троицы, да в приделе Николая Чудотворца, а у той церкви поп Семион Игнатьев " . В документе от 1705 года при той же церкви упоминается уже поп Аггей Семенов. Вероятнее всего, что Аггей Семенов был сыном Семиона Игнатьева, упоминается в этом документе и сельский храм: " Церковь деревянная, со всей церковной утварью " . В 1723 году следует следующее упоминание: " ...села Щапова церкви Живоначальной Троицы поп Елисей Агеев... " .

http://sobory.ru/article/?object=03806

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святыни Афона Святыни в монастырях Афона Великая Лавра (X в.) Мощи Петра Афонского , пещера святого. Главный храм монастыря – образец «святогороского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранятся, например, одежда и венец византийского императора Никифора Фоки. Ватопед (X в.) Пояс Богородицы. Чудотворные Афон ские иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава Иоанна Златоуста. Иверский (X в.) Чудотворная икона Богоматери Иверская. Хиландар (XII в.) (сербский) Чудотворная икона Богоматери, Частицы тернового венца, трости и савана Иисуса Христа. Мощи святых. Обитель считается колыбелью сербского народа.   Дионисиат (XIV в.) Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи. Чудотворная икона Богоматери «Акафистная». Кутлумуш (XI в.) Резной иконостас главного храма – одно из лучших произведений искусства на Афоне.   Пантократор (XIV в.) Чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица») – одна из наиболее почитаемых на Афоне. Мощи святых.   Ксиропотам (X в.) Самая большая на Афоне частица Креста Господня.   Зограф (X в.) (болгарский) Нерукотворная икона святого Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами).   Дохиар (X в.) Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (X в.), прославившаяся в XVII в.   Каракалл (X в.) Часть мощей (глава) апостола Варфоломея.   Филофей (X в.) Чудотворная икона Богородицы «Сладкое лобзание» (прославилась во времена иконоборчества; по преданию, прибыла в монастырь из Константинополя, двигаясь по волам). Десница святителя Иоанна Златоуста.   Симона Петра (XIII в.) Часть мощей (левая рука) святой Марии Магдалины.   Святого Павла (X в.) Дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу. Иконостас главного храма – образец афонской школы резьбы по дереву.   Ставроникита (XVI в.) Чудотворная мозаичная икона святого Николая («Устричного») (XIII – XIV вв.)   Ксенофонт (X в.) Чудотворная икона Богородицы «Одигитрия», мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.)

http://isihazm.ru/1/?id=495&c_pid=1

Патриарх: Власть должна всегда сознавать силу Божиего присутствия в истории 27 октября, 2016. Новостная служба В день празднования Иверской иконе Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь 27 октября. ПРАВМИР. Накануне, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Петра (Дмитриева) во епископа Луховицкого, викария Московской епархии. После сугубой ектении Патриарх вознес молитву о мире на Украине. За Литургией он рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Михаила (Александрова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святейший Владыка также совершил славление Иверской иконе Божией Матери. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий! Ваши Преосвященства, многочтимые владыки! Матушка Маргарита! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником. Мы сегодня почитаем особым образом Иверскую икону Пресвятой Богородицы, с которой очень много связано в жизни Вселенского Православия, потому что образ был явлен на Святой Горе Афон как последствие страшного иконоборческого гонения. По преданию, этот образ сохранился в водах, когда иконы в храмах уничтожались силой государственной власти, и по прошествии двух столетий приплыл к берегу Афона. Это предание сохраняется на Святой Горе, оно окружено такими подробностями, такими деталями, что даже у самого критически настроенного ума возникает доверие к этому повествованию. Святой образ Иверский почитался и у нас на Руси, как и другие чудотворные образы Пресвятой Богородицы. В связи с почитанием Богородицы и возник этот Новодевичий монастырь.

http://pravmir.ru/patriarh-vlast-dolzhna...

Преблагословенная и Препрославленная Матерь и Покровительница наша Пресвятая Богородица непрестанно проявляет попечение и материнскую заботу о Своих возлюбленных чадах, святогорских монахах. Примеры этого благоволения Богоматери неисчислимы. Так, например, во времена пиратских набегов в монастыре Ватопед жил один святой игумен. Когда пираты готовились напасть на обитель, он услышал глас от иконы Пресвятой Богородицы не открывать врата, а поднять тревогу, чтобы все монахи взошли на стены и прогнали врагов. В том же монастыре жил тот благословенный иеродиакон-алтарник 239 , который спрятал икону Пресвятой Богородицы в колодце, где она и была найдена через много лет после возвращения его из варварского плена. Икона так и стояла на воде с горящей лампадой. В монастыре Ватопед преподобническое и богоугодное жительство проводил и преподобный Геннадий Келарь 240 , удостоившийся увидеть чудо Пресвятой Богородицы: как Ее ходатайством пустой сосуд для масла переполнился так, что масло вытекало даже за двери хранилища. Говорят, что в скиту Иверского монастыря был один монах по имени Анфим, слепой от рождения. Он услышал, что от иконы Пресвятой Богородицы «Портаитисса» 241 по всему миру совершаются чудеса, и просил у Нее исцеления. По великому благоговению к этой иконе он попросил одного знакомого иконописца сделать ему с нее копию. Иконописец приготовил для письма доску, но всякий раз, когда он брал карандаш, чтобы набросать эскиз, его рука каменела! Через несколько дней отец Анфим, полагая, что икона уже написана, пришел к иконописцу, чтобы ее забрать. Тот рассказал ему, что, когда он начинал делать эскиз, его руки становились мертвыми, и он не мог работать. Услышав это, отец Анфим упал на колени и, проливая слезы, просил Госпожу нашу Пресвятую Богородицу позволить иконописцу написать Ее святую икону, «Портаитиссу», госпожу и покровительницу Святой Горы. Пресвятая Богородица не презрела его желания, но сначала отверзла ему очи, а потом сотворила так, что икона на доске иконописца написалась без участия человеческих рук, чтобы отец Анфим мог видеть Ее Пречистый лик и лик Господа нашего Иисуса Христа и чтобы об этом чуде узнали во всем мире. После того как отец Анфим исцеленными глазами увидел Ее икону, насладился Ее образом, он снова стал слеп, вернувшись к своему прежнему состоянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пречистое. Церковь Троицы Живоначальной на Аристовом погосте. Успенская церковь на Аристовом погосте Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Согласно историческим данным, на этом месте по благословению митрополита Петра (XIV в.) был построен деревянный женский Пречистенский монастырь, отсюда название деревни Пречистое. В XVII веке, во время нашествия поляков, последней игуменье этого монастыря - Евдокии удалось скрыться, а обитель была сожжена. Именем этой игуменьи названо селение Авдотьино. Троицкий храм в Аристовом Погосте был построен на средства прихожан в 1822 году в стиле классицизма. Колокольня была достроена в 1830 году. Это время и считается датой окончания строительства храма. В этом же году прошло первое богослужение. Со дня основания до настоящего времени в храме богослужения не прекращались. В церкви есть еще два придела - Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы. Здесь хранится особо чтимая икона Казанской Божией Матери (XVI в.). 16 апреля 1999 г. в день прославления иконы Божией Матери " Живоносный источник " в Троицком храме замироточили иконы: преподобного Серафима Саровского, Иверская икона Божией Матери, Пророка Божия Илии и Воскресения Христова. По преданию, здесь с XIV в. по благословению свт.Петра Митрополита был основан Пречистенский женский монастырь, разоренный в Смутное время и давший название селу. Документально церковь впервые упоминается в писцовых книгах с начала XVII в. " Церковь Успения на Аристовом погосте в Кошелевом стану на реке Вздериноге " . Существующая каменная церковь Живоначальной Троицы с приделами Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1822-1830-х гг. на средства прихожан. Храм в стиле позднего классицизма состоит из ротонды с боковыми двухколонными портиками дорического ордера, большой полуциркульной алтарной апсиды, трапезной со скругленными углами и трехъярусной, с полуярусом, колокольни. В советское время церковь не закрывалась. Имеется чтимый образ Казанской Божией Матери, написанный в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=06012

Содержание Из духовного наследия Перед вратами вечности Литература о митрополите Трифоне (Туркестанове) От издателей Раздел первый. Проповеди, расположенные в порядке их произнесения …1891… При погребении оптинского старца иеросхимонаха Амвросия …1894… Поучение в день престольного праздника в тюремном храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Сергиевом Посаде В 9-й день по кончине настоятеля Оптиной пустыни схиархимандрита Исаакия …1898… Об иноческих скорбях Об иноческом пути …1900-е… В Ксениинском приюте …1901… При наречении во епископа Дмитровского Ответ на приветствие братии Афонской Пантелеймоновой часовни в Москве по случаю недавнего возведения преосвященного Трифона в епископский сан Прощание с Московской духовной семинарией …1902… Перед присягой дворян по случаю дворянских выборов Освящение храма во имя преподобного Симеона Столпника при больнице-приюте для монашествующих в Даниловом монастыре …1903… О святом храме Речь при освящении здания для школы и библиотеки-читальни при Николаевской, в Толмачах, церкви Средство приобрести смирение О христианском воспитании детей Беседа, сказанная на пасхальном вечере При возведении в сан игумена наместника Богоявленского монастыря отца Ионы В Александре-Мариинском институте имени кавалерственной дамы Чертовой в день акта На торжествах в Иверской Выксунской обители 7–9 июля 1903 года Любите храм Божий (в праздник Казанской иконы Божией Матери) О памяти смертной (наставление новопостриженным сестрам обители) В день годовщины Братства святителя Петра, митрополита Московского, произнесенная на общем собрании Братства После молебна о даровании победы русскому воинству Приветствие почетного члена Военного Сергиево-Пантелеимоновского братства преосвященного Трифона, епископа Дмитровского, командующему Маньчжурской армией генерал-адъютанту А. Н. Куропаткину На освящении храма во имя святого Феодосия Черниговского в Богоявленском монастыре Утешение веры обуреваемым своеволием неверия Перед присягой московского дворянства по случаю сессии Дворянского губернского собрания На открытие Государственной думы Памяти иеромонаха Варнавы († 17 февраля 1906 года) …1907… Священной памяти великого князя Сергия Александровича Слово в приюте для слепых ремесленников имени А.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Трахонеево. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (каменная). Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Траханеево получило свое название по фамилии его владельцев - дворянского рода греческого происхождения Траханионтовых. Траханионтовы владели также соседними селами Ивакино и Павельцево. Первая деревянная церковь в Траханееве была построена в 1764 г. Она была разобрана в 70-х гг. XX века. Каменная Успенская церковь в псевдорусском стиле выстроена в Траханееве в 1878-1892 гг., архитектор - В.Ф. Баранов. В советское время в здании церкви находилась литейная мастерская. Сейчас храм возвращен церкви и отреставрирован. Трахонеево находится к северу от г.Химок, на правом берегу Клязьмы. В середине XVI в. село владел боярин Василий Юрьевич Траханиотов, по фамилии которого было названо село. Тогда там стояла Успенская церковь. В 1764-1766 гг. в селе построили новую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм принадлежал к типу " восьмерик на четверике " , был срублен из соснового леса " в лапу " и обшит снаружи тесом. В 1878-1885 гг. к западной части церкви была пристроена обширный двухпрестольный храм (престолы Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца). Новая церковь - пятиглавая, выполненная в традициях художественной эклектики с элементами " русского " стиля. В 1891 г. пристроена многоярусная шатровая колокольня. Автором проекта был архитектор В.Ф. Баранов, храмоздателями - почетный потомственный гражданин Н.А. Крестовников и церковный староста С.В. Любочкин. В конце 1930-х гг. храм закрыли, до 1995 г. в нем находилось литейное производство. В 1970-х гг. была разобрана деревянная церковь. В 1996 г. храм был возвращен верующим и отреставрирован. Особо чтимыми святынями являются: образ Иверской иконы Божией Матери; иконы свт.Николая и прп.Серафима Саровского с частицей мощей, икона праведной Матроны Московской с частицей св.мощей. Источник: " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . - М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г.

http://sobory.ru/article/?object=06674

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010