Распятие с предстоящими. 1676-1677 гг. (ГММК) Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова . Первое упоминание о З. зафиксировано в указе царя Алексея Михайловича от 16 мая 1667 г. о том, что иконописец «взят в Оружейную палату для иконного воображения» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 11538). Еще один документ, от 31 мая того же года, регламентирует условия перехода З. в Оружейную палату, сообщая, что он являлся крестьянским сыном в вотчине Гавриила Петровича Островского, по воле к-рого обучался иконописи у Симона Ушакова. Своим наставником З. характеризовался так: «...святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством», за что и был взят у своего хозяина за 100 р. вместе с женой, с детьми и со сродниками и определен иконописцем в Оружейную палату (Там же. 11232). Сохранились 2 подписные работы З. из Вознесенской ц. в Москве, датированные 1667 г.: «Господь Вседержитель» и Смоленская икона Божией Матери (обе в ГМИР). В 1668 г. З. с жалованными иконописцами во главе с Симоном Ушаковым писал иконы для иконостаса ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. Тогда же ему было дано место для постройки своего двора близ «государева большого аглицкого двора» (РГАДА. 396. Оп. 1. Ч. 9. 51389), а в 1675 г. его двор был перенесен в район Белого города за Ильинскими воротами. В 1670 и 1671 гг. имя З. встречается в документах Оружейной палаты в связи с распределением иконописных работ. В 1673 г. З. вместе с Симоном Ушаковым, Никитой Павловцем , Федором Козловым , Андреем Ильиным и Иваном Филатьевым (см. ст. Филатьевы ) писали иконы праздничного ряда для иконостаса Покровской ц. в вотчине дворян Хитрово с. Братцева (ныне в черте Москвы) (сохр. подписная икона «Распятие», ГТГ). В 1676 г. З. упоминается в связи с починкой стенного письма в ц. Нерукотворного образа Спасителя Большого Кремлевского дворца. 1676-1677 гг. датированы 2 подписные иконы мастера в иконостасе этого храма: «Распятие с предстоящими» и «Иверская икона Божией Матери, с апостолами на полях» (вместе с Сергеем Рожковым) (обе в ГММК). 1677 г. датирована южная диаконская дверь с изображением архидиак. Лаврентия с надписью о работе З.: «с товарыщи» (ГММК).

http://pravenc.ru/text/199835.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 15 чудотворных икон Москвы 11 мин., 30.09.2023 Содержание Болезнь, трудности на работе и в отношениях, проблемы с жильем, потеря близких или, напротив, радостные перемены в жизни — бывают ситуации, когда мы особенно нуждаемся в помощи Господа. Есть давняя традиция в таких ситуациях молиться у особенно почитаемых, чудотворных икон. Сегодня мы расскажем вам о некоторых чудотворных иконах Москвы. Еще VII Вселенский Собор сформулировал догмат иконопочитания, согласно которому сама по себе икона, как соединение дерева и красок, не является объектом поклонения. Ее назначение в другом. Образ, который человек видит перед собой, помогает сосредоточиться на молитве, настраивает на разговор с Творцом, возводит его ум «от образа к первообразу», то есть от изображения к изображенному. Соответственно, и помощь молящемуся оказывает не икона, а Господь по молитвам Богородицы или святого, которого мы видим на иконе. Что же такое чудотворная икона? Таковой можно считать любую икону, перед которой человек молился и получил помощь от Господа, — даже самую простую, маленькую, бумажную. Святитель Феофан (Говоров) пояснял: «Некоторые иконы бывают чудотворными потому, что Богу так угодно. Сила тут не в иконе и не в людях прибегающих, а в Божией милости». Молиться Богу можно в любое время и в любом месте, и качество иконы на «эффективность» молитвы не влияет. Но так сложилось в истории, что по молитвам у некоторых икон, например Богородицы Казанской, Владимирской, Иверской и других, совершались множественные или очень яркие чудеса, и с тех пор эти иконы особенно почитают и любят верующие. Списки (копии) этих икон есть во многих храмах, и часто они тоже отмечены чудотворениями. Об этом свидетельствуют, например, украшения — серьги, кольца, нательные крестики, которые люди жертвуют в оклады таких икон в знак благодарности. Если вы увидите в каком-то храме образ, украшенный подобным образом, значит, многие люди почитают его чудотворным.

http://foma.ru/15-chudotvornyh-ikon-mosk...

Русской Православной Церкви передан древнейший на Руси список Иверской иконы Божией Матери. Запись трансляции 6 мая 2012 г. 19:18 6 мая 2012 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в Московском Новодевичьем женском монастыре  состоялась церемония передачи Русской Православной Церкви почитаемой Иверской иконы Божией Матери. Древнейший на Руси список Иверского образа, принесенный с Афона в 1648 году (празднование 13/26 октября), с 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьей обители. После закрытия монастыря икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. Торжественную встречу святыни у врат обители возглавили председатель Правительства Российской Федерации, избранный Президент России  В.В. Путин , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом от Преображенской надвратной церкви в Смоленский собор и установлена на солее. Обращаясь к многочисленным верующим, В.В. Путин отметил, что с чувством радости передает Русской Православной Церкви икону, которая «сопровождала наших предков на протяжении столетий и в мирных трудах, и в ратных походах, в том числе при освобождении Смоленска в середине XVII века от иностранных захватчиков». В свою очередь Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу правительства за то, что верующие отныне получат возможность молиться перед чудотворной Иверской иконой. «Хотел бы объявить, что первое народное моление перед этим образом состоится 24 мая, в час дня, на Васильевском спуске, где особым народным молебном мы откроем церковно-государственный праздник — День славянской письменности и культуры», — сказал Святейший Владыка, призвав верующих прийти в этот день на Васильевский спуск и принять участие в соборной молитве. Далее перед Иверской иконой был совершен молебен. За богослужением пел хор Ново-Голутвина Свято-Троицкого женского монастыря под управлением игумении Ксении (Зайцевой).

http://patriarchia.ru/db/text/2206568.ht...

Феодосия. Церковь Иоанна Предтечи (Иверской иконы Божией Матери). Карта и ближайшие объекты Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами. Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре — Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой. В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились. Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря». Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них — храм Иоанна Предтечи — встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь. Службы здесь совершались до середины 1920-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 1990-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г. В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого.

http://sobory.ru/article/?object=06270

Царица неба и земли: почему существует так много икон Богородицы? Число почитаемых икон достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. 15 февраля, 2011 Число почитаемых икон достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья! Иконы Богородицы Почему так много икон Богородицы? Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе. Особое покровительство В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии. Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Богородицы , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

Алатырь. Киево-Николаевский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Церковь Вознесения Господня Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно преданию, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 по 1763 гг. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. С 1764 г. положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий. К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская. Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 гг. В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников, расстреляна. В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни. За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов: храм Пресвятой Троицы, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Казанской иконы Божией Матери, храм преподобного Сергия игумена Радонежского, храм преподобного Серафима Саровского, храм апостола Варнавы, храм преподобного Вассиана в заново построенной колокольне. Монастырь имеет сельскохозяйственное подворье - Рождественский скит, расположенное в 15 км от г.Алатыря в Ахматовской сельской администрации Алатырского района. На подворье Рождественский скит построен храм Рождества Христова, ведется строительство храма в честь Иверской иконы Божией Матери. http://alat-monastir-1.cerkov.ru Основан в г. Алатырь в 1639 г. монахинями во главе с Елизаветой Летинской, игуменьей Ладинского Подгорского Покровского монастыря, бежавшими от гонений на православную веру из-под г. Прилуцк. До 1668–69 гг. располагался на берегу р. Сура. По указанию царя Алексея Михайловича после пожара перенесён на возвышенность, южнее крепости. В 1690 г. монастырь полностью выгорел, но вскоре был восстановлен. В 1737 г. на месте ветхого деревянного храма построена каменная, одноглавая, двухэтажная Никольская церковь, в 1753 г. – каменная Вознесенская, в 1764 г. – пятиглавая Покровская, в 1836–37 гг. перестроена в два этажа с пятиглавием, с добавлением престола Димитрия Ростовского. В 1762–67 гг. монастырский комплекс ограждён каменной стеной с четырьмя угловыми башнями. 

http://sobory.ru/article/?object=06996

Арзамас. Высокогорский Вознесенский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1716. Адрес: Нижегородская область, г. Арзамас, посёлок Высокая Гора Координаты: 55.416955, 43.766464 Проезд:2 км к северо-западу от вокзала Арзамас-1 по шоссе. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Высогорская Вознесенская пустынь, заштатная, общежительная, в 4 верстах от города Арзамаса, на обширной и кругообразной горе. Основана в 1716 году; в 1735 году, по случаю беспрестанных нападений разбойников, была оставлена иноками, а в 1743 году снова возобновлена. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находятся: Чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость и Иверская — точный список с Иверской Афонской иконы. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасская Высокогорская мужская общежительная пустынь находилась в четырех верстах к северо-западу от Арзамаса, среди высокой обширной горы, господствующей над окрестностью и покрытой вековым лесом. Начало основания монастыря было положено в 1716 году, по решению архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Афиногена, коменданта города Михаила Языкова, арзамасских купцов и мещан, написавших челобитную царю Петру Алексеевичу, в которой просили разрешения и давали обет построить на Высокой горе, в лесу, часовню, а при ней две кельи для монахов. С челобитной к царю был послан иеромонах Спасского монастыря Лука. Его и избрали строителем и блюстителем часовни. Разрешение было получено и в апреле этого же года митрополит Стефан Яворский дал благословение на строительство новой обители. Строительство шло очень успешно. Часовня и две земляные кельи для монахов были быстро поставлены. В день Вознесения Господня, который пришелся в этот год на 10 мая, от Воскресенского собора к часовне был совершен первый крестный ход. Многие жители были восхищены его красотой и торжественностью. А один из участников, Иван Грузинцев, человек князя Ивана Алексеевича Голицына, сожалея о том, что не совершается здесь бескровная жертва Господу, дал обет построить недалеко от часовни деревянную церковь. В декабре 1718 года он подал челобитную местоблюстителю Патриаршего Престола. Почти одновременно с ним об этом же просили митрополита Стефана и набожные арзамасцы. Разрешение было получено. Сразу же началось строительство теплой деревянной церкви в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=13896

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде 1 сентября 2017 г. 17:33 1 сентября 2017 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Черняховский и Славский Николай ; протоиерей Марьян Позунь, секретарь Калининградской епархии ; протоиерей Михаил Селезнев, ключарь собора Христа Спасителя г. Калининграда; духовенство Калининградской митрополии . На богослужении присутствовали: временно исполняющий обязанности губернатора Калининградской области А.А. Алиханов; мэр Калининграда А.Г. Ярошук; председатель совета директоров компании ООО «Автотор» В.И. Щербаков. Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда (регент Е.В. Шевлекова). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес священник Давид Рожин, клирик кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании Литургии архиепископ Балтийский Серафим приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список Иверской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . Поблагодарив архиепископа Серафима за труды по окормлению Калининградской епархии, Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: «Радуюсь тому, что восстановление собора приближается к завершению. Сегодня, когда я взирал на эти прекрасные росписи, я вспоминал, с чего мы начинали в далеком 1996 году. И тогда, когда у большинства людей не было уверенности, что на этом месте вообще что-то будет построено, я верил, что Господь в ответ на молитву даст Свою помощь.

http://patriarchia.ru/db/text/5000956.ht...

Архитектор Тадеуш Северинович Хилинский Тадеуш Северинович Хилинский (1855–1905) был выдающимся российским архитектором и инженером польского происхождения, чья деятельность оставила заметный след в архитектурном наследии Самары и Самарской губернии. Родился он в Каменец-Подольском, а высшее образование получил в институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге в 1882 году. После окончания института Хилинский был назначен городским архитектором в Нахичевань на Дону, где также занимался частной практикой. С 1883 по 1888 год он работал младшим инженером в Самарском губернском правлении, а затем, до 1902 года, прослужил главным губернским архитектором. В этот период Хилинский также занимал должность епархиального архитектора. Его работы отличались разнообразием стилей, хотя многие из его построек выполнены в русско-византийском стиле. Хилинский занимался проектированием и строительством религиозных зданий, в том числе храмов и церквей в разных районах Самарской губернии, таких как Собор Александра Невского в Мелекессе, Храм Казанской иконы Божьей Матери в Верхнее Санчелеево, Церковь Богоявления Господня в Курумоче и многих других. Он также работал над гражданскими объектами, включая дома, больницы и образовательные учреждения. К его значимым проектам относятся дом М.Ф. Победоносцевой, дом мещанина С.П. Суховского и здание Духовной Консистории в Самаре. Кроме того, Хилинский принимал участие в наблюдении за строительством пивоваренного завода и губернской тюрьмы в Самаре, демонстрируя свою мастерскую способность работать над крупными и технически сложными проектами. Хилинский оставил после себя богатое наследие, включающее более 25 церквей различных конфессий, а также множество гражданских зданий, многие из которых сохранились до наших дней и являются важной частью культурного и исторического ландшафта Самары и ее окрестностей. Список храмов, которые построил Тадеуш Северинович Хилинский (или с его участием) Оренбургская область Самарская область Иверский женский монастырь. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери

http://sobory.ru/architect/tshilinskiy

Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683-1696 гг.) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, коегда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители - старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, старанием которых он и был освящён 19 октября 1697 г. Иоанно-Предтечевский монастырь, заштатный, в Астрахани. Основан в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием; в 1723 году упразднен; в 1727 году восстановлен. В монастыре находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья. В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

http://sobory.ru/article/?object=01043

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010