Содержание Привоз в Москву иконы Иверской Богоматери Привоз в Москву главы св. Григория Богослова Копия рекомендательной и свидетельствованной грамоты о св. мощах, принесенных с острова Крита сюда, в Константинополь. Привоз в Москву иконы Богоматери Влахернской Паисий милостию божиею архиепископ Константинополя Нового Рима и вселенский патриарх. Ватопедские святыни – Животворящий Крест и глава св. Иоанна Златоуста – в Москве     XVII век в истории греческо-русских связей – время наибольшего сближения России и Христианского Востока. Именно в этом столетии происходят процессы, которые приводят, с одной стороны, к осознанию Россией, особенно после основания в 1589 г. Московского патриархата, своей роли в восточно-христианском мире, к формированию устойчивых, глубоких балканских интересов внешней политики Русского государства, а с другой – к созданию в среде порабощенных греков системы представлений о решающей роли России в деле их освобождения от турецкого ига. Связывая все свои надежды с Севером и опираясь на его политическое и экономическое могущество, православный Восток стремится – в силу своих возможностей – всячески содействовать укреплению России как великой христианской державы. «Материальным» выражением этого является тот непрекращающийся поток мощей святых Восточно-христианской церкви, чудотворных и иных икон, св. мира, других почитаемых в среде верующих предметов, который течет в Московию на протяжении всего XVII столетия. Святыня Христианского Востока переносится, таким образом, на русскую почву – ради ее спасения от рук неверных «агарян», ради укрепления святости Русского государства. Начало этого движения священных реликвий, икон и пр. с православного Востока в Россию относится ко второй половине XVI в., но его апогей приходится на время правления царя-грекофила Алексея Михайловича (1645–1676) и патриарха-грекофила Никона (1652–1658). Несомненно, важнейшими событиями при этом стало принесение в Москву чудотворных икон Иверской и Влахернской Богоматери, главы св. Григория Богослова и главы св. Иоанна Златоуста , Животворящего Креста Господня. Некоторые представители греческой церкви, в частности, бывший константинопольский патриарх Афанасий Пателар или антиохийский патриарх Макарий, восприняли появление в русской столице наиболее почитаемых на Христианском Востоке священных реликвий как знак свыше о наступлении того времени, когда русский царь должен вернуть Константинополь христианам и объединить под своей рукой весь православный мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Об этом чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России 30 апреля. ПРАВМИР. Во вторник Светлой недели православные верующие отмечают праздник в честь Иверской иконы Божией Матери.       В IX веке, во времена ереси иконоборчества, близ города Никеи (современная Турция) жили благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы, зашли в дом вдовы, она в надежде сохранить святыню упросила воинов оставить икону до утра, обещая им за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но при этом один из них, уходя, ударил копьём в лик Богородицы, и тотчас из пронзённой иконы потекла кровь. Поражённые воины ушли. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова отнесла её к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а стоя прямо, двинулась по морю. С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошёл по воде, как посуху, принял икону и поставил её в храме. Но на другой день икону не нашли на том месте, где поставили, а обнаружили её над монастырскими воротами. Образ отнесли на прежнее место, но наутро он опять оказался над воротами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей. Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона пребывает и доныне. По имени обители икона эта названа Иверской, а по месту её пребывания над монастырскими воротами – «Вратарницей» или «Портаитиссою». История Иверского монастыря сохранила множество случаев чудесной помощи Божией Матери через Её чудотворную икону: избавления обители от варваров, чудесного восполнения запасов продуктов, исцеления болящих. О чудотворном образе Богоматери было хорошо известно в России. В царствование Алексея Михайловича (1645–1676) архимандрит Новоспасского монастыря Никон (впоследствии Патриарх всея Руси) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список (копию) чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

сост. прот. Владимир Чугунов Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Иверской Монреальской» Кондак 1 Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, даровавшей нам чудное знамение от иконы Своея честныя и миро бла­говонное от нея источившей, благохвальное пение приносим во умилении сердечнем. Ты же, яко имущая владычество над тварию всякою, обновление сердца и жития подаждь нам, зовущим: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Икос 1 Ангелом говейная икона Твоя, о Владычице, возсия нам в последния времена сия, яко источник благодати Божественный неис­тощимый, да вси вернии, с любовию припадающии Тебе и пред образом сим благоговейно кланяющиися, возопиют Тебе песнь похваль­ную сице: Радуйся, Дево, от века Господом предызбранная; радуйся, от взора человеча до времени премудро утаенная. Радуйся, Дщи Адама перстнаго; радуйся, праматери Евы исправление. Радуйся, в естестве отпадшем рожденная; радуйся, превыше ангельскаго естества добродетелию вознесенная. Радуйся, в гаданиих пророки предобразованная; радуйся, рождеством Твоим сеновное служение упразднившая. Радуйся, от неплодове пре­чудно возсиявшая; радуйся, плодоносие духовное верным даровавшая. Радуйся, чаяний древних преславное сбытие; радуйся, и в пос­ледняя времена живущих надеждо последняя. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Кондак 2 Видяще миро, от иконы Твоея исто­ченное, все множество молящихся пред образом святым ужасом и радостию исполняется и теплыя слезы от сердца сокрушеннаго приношает Тебе, яко жертву благодарения, да не уничижится предстательством Твоим к Сыну Твоему умиленный их глас: Аллилуиа. Икос 2 Разум наш немощный недоумевает преславнаго чудесе изречения, како миро бла­гоуханное, множицею от иконы Твоея источен­ное, аще единожды вкупе собрано будет, седмерицею тяготою своею сам образ превзыдет, мы же, таинству дивящеся, благодарно славос­ловим Тя сице: Радуйся, благодати источниче неисчерпаемый; радуйся, чистотою безмерною Безмерному послужившая. Радуйся, Невместимаго всем миром вместившая; радуйся, Неописанного описана показавшая. Радуйся, в Вышних Живущаго к нам приведшая; радуйся, к восхождению на Небеса человеком послужившая; Радуйся, Рабо Господня смирен­ная; радуйся, Владычице чиноначалий ангель­ских. Радуйся, во святая святых воспитанная; радуйся, ни единаго же помысла возносливаго приемшая. Радуйся, ангелом обрадованная; радуйся, во юдоли плачевной на земли пребы­вавшая. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иконы и другие священные изображения в русской Церкви (Краткий археологический очерк). Чествование икон издревле. – Краткий обзор иконоборческих мнений в России. – Предметы иконописания. – Характер византийского иконописания в отличие от западной церковной живописи. – Греческие иконы в России – Спасителя, Богоматери и святых. – Иконописный подлинник. – Греческие иконописцы в России. – Иконы Корсунские. – Состояние греческого иконописания в России. – Киевское иконное письмо. – Новгородское. – Московское. – Строгановское. – Суздальское. – Академическая церковная живопись. – Символические и олицетворительные изображения. – Об иконах Софии. – Символические атрибуты на иконах. – Значение пятиярусного иконостаса. – Изображения светских лиц в некоторых храмах. Чествование икон издревле. Иконы, т. е. собственно изображения на досках, равно мозаические, ценинные (на финифти) и стенописные 69 изображения Господа, Богоматери и святых, всегда были предметом благоговейного употребления и чествования в православной русской церкви. В знак благоговейного усердия к иконам, издревле пред ними возжигают свечи и масло, кадят фимиамом, совершают поклонения, благоговейно лобызают их, совершают празднества в благодарственное воспоминание благодеяний Божиих чрез ту или другую икону, обносят их в крестных ходах, украшают богатыми окладами 70 . Особенное благоговение издревле привлекали иконы чудотворные, напр. иконы Владимирской Богоматери, Казанской, Иверской и проч., иконы Николая Чудотворца и других святых 71 . Многие из чудотворных икон составляют в России не только церковную, но и государственную святыню, ибо с ними связаны судьбы земли Русской, её областей и городов. Так Владимирская икона Богоматери неоднократно была свидетельницей обетов русских святителей и государей, и была орудием неоднократного чудесного спасения Москвы от нашествий татарских (при Василии Дмитриевиче от нашествия Тамерлана, при Иоанне от нашествия Ахмета и от нашествия крымского хана Махмед-Гирея в 1521 году). Икона Тихвинской Богоматери дана была порукою при заключении Столбовского мира со Швецией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Архив Икона Божией Матери Иверская Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы Иверская икона Божией Матери …Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом. Патриарх Алексий II По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню. В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

http://pravoslavie.ru/put/051026083607.h...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Иверская» Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Иверская Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-301-0017) Кондак 1 Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Икос 1   Ангел  предстатель  с  небесе  послан  бысть  рещи  Богородице:  радуйся,  и  со  безплотным  гласом  воплощаема  Тя  зря,  Господи,  ужасашеся  и  стояше,  зовый  к  Ней  таковая: Радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго Воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся,  Невесто  Неневестная.  Кондак 2   Видящи  Святая  Себе  в  чистоте,  глаголет  Гавриилу  дерзостно:  преславное  твоего  гласа  неудобоприятельно  души  Моей  является:  безсеменнаго  бо  зачатия  рождество  како  глаголеши,  зовый:  Аллилуиа. Икос 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Акафист Пресвятой Богородице Ради иконы Ея Иверской Мироточивой монреальской Тропарь, глас 1 От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, миро благодатное источила еси обильно, верныя Твоя во изгнании сущия утешила еси и неверныя светом Сына Твоего просветила еси. Темже и припадаем к Тебе, Госпоже, со слезами: милостива нам буди в час судный, да некако толикую милость Твою восприявше, яко презорливи наказани будем, но подаждь нам Твоими молитвами плод духовный принести и спаси души наша. Тропарь, глас 8 Аще и отечества земнаго лишение попущением Божиим прииде верным Твоим, но явилася еси милостивая Утешительница им в чудотворней иконе Твоей, от неяже и слезы источила еси о нечестии сердец наших скорбящи, темже и умиленно вопием к Тебе со слезами: Небеснаго Отечества врата отверзи нам толкущим, яко Благая Вратарница еси, двери райския верным отверзающая. Кондак 1 Избранной от всех родов Заступнице рода христианскаго, даровавшей нам чудное знамение от иконы Своея честныя и миро благовонное от нея источившей, благохвальное пение приносим во умилении сердечнем. Ты же, яко имущая владычество над тварию всякою, обновление сердца и жития подаждь нам, зовущим: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Икос 1 Ангелом говейная икона Твоя, о Владычице, возсия нам в последняя времена сия, яко источник благодати Божественныя неистощимый, да вси вернии, с любовию припадающии Тебе и пред образом сим благоговейно кланяющиися, возопиют Тебе песнь похвальную сице: Радуйся, Дево, от века Господом предызбранная; радуйся, от взора человеча до времени премудро утаенная. Радуйся, дщи Адама перстнаго; радуйся, праматери Евы исправление. Радуйся, в естестве отпадшем рожденная; радуйся, превыше ангельскаго естества добродетелию вознесенная. Радуйся, в гаданиих пророки предобразованная; радуйся, рождеством Твоим сеновное служение упразднившая. Радуйся, от неплодове пречудно возсиявшая; радуйся, плодоносие духовное верным даровавшая. Радуйся, чаяний древних преславное сбытие; радуйся, и в последняя времена живущих надеждо последняя. Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Енисейск. Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Иверской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1871 и 1872. В 1923-1924 гг. перестроена. Архитектор:Г.Я. Судовский (предположительно) Адрес: Россия, Красноярский край, Енисейский район, г.Енисейск, ул.Ленина, 100 Координаты: 58.453685, 92.188335 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 19 веке прихожане Енисейска и монастырь стали спорить, кому принадлежит Христорождественская церковь. Спор дошел до царя и Синода, церковь передали приходу, а монастырь остался без церкви. Но места для строительства новой на территории монастыря не было. В итоге выкупили частный дом, примыкающий к монастырю, и перестроили его в церковь - уникальный случай! В советское время в Иверской церкви был театр, сейчас идет реставрация. В настоящее время в Енисейске на территории Иверского женского монастыря сохраняется ряд построек, представляющих собой часть его прежнего архитектурного комплекса, на протяжении длительного времени игравшего исключительно важную роль в формировании городской застройки и её силуэта. К числу этих построек принадлежит здание церкви в честь Иконы Иверской Божией Матери, расположенное в юго-восточном углу монастырской территории, на пересечении улиц Ленина (бывшей Большой) и Лыткина (бывшей Никольской). Любопытна история появления этой церкви в структуре комплекса монастырских строений. Она была связана с давним спором между женской обителью и енисейскими прихожанами за обладание правами на располагавшийся в монастыре каменный Христорождественский храм, сооруженный в 50-х годах XVIII века. Свое право на владение церковью монастырь основывал на том, что этот храм был выстроен на монастырской земле. Прихожане же добивались у духовных властей закрепления за ними здания церкви, ссылаясь на то, что она была выстроена «их иждивением». Еще в конце XVIII века жители Христорождественского прихода безуспешно испрашивали у тобольского епархиального начальства наименования «оной церкви приходской, а не монастырской». В 1837 году распря о праве на Христорождественскую церковь рассматривалась в Томской консистории и даже в Святейшем Синоде. С новой силой споры о принадлежности Христорождественской церкви разгорелись после учреждения в 1861 году Енисейской епархии. Несмотря на ходатайства первого енисейского епископа Никодима (Казанцева), дело, длившееся, почти пять лет, в 1868 году было завершено поручением Священного Синода «озаботится устройством в Христорождественском женском монастыре особой домовой церкви…».

http://sobory.ru/article/?object=15134

Луцк. Часовня Иверской иконы Божией Матери. Иверская часовня /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Иверской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1894. Год утраты:1961 (снесена) Архитектор:Г. Артынов Адрес: Украина, Волынская обл., г. Луцк, ул. Сенаторки Левчанивской, рядом со зданием нынешнего военного госпиталя Изменить описание объекта В 1870-х годах группа православных лиц предприняла попытку восстановить древнее просветительское Луцкое братство, чтобы совместными усилиями упорядочить древние православные места в городе и делать новые проекты. Эта попытка оказалась успешной. Членами восстановленного братства становились влиятельные люди - чиновники, военные, историки. Среди них - чины различных полков армии Российской империи, базировавшихся в Луцке. Одной из них была 11-я пехотная дивизия. Ее начальником и, по совместительству, председателем братства был генерал-лейтенант Всеволод Панютин. Именно он инициировал изготовления для Луцка копии чудотворной Иверской иконы Богородицы. В 1893 году он послал записку с предложением к Московскому коменданту генерал-лейтенанту Сергею Унковскому. Панютин и сам посетил Москву и осмотрел её святыни. Члены обществ хоругвеносцев различных храмов выразили поддержку и заявили о материальном содействии. Поддержал идею и иконописец Иосиф Чириков. К тому времени он уже был известен исполнением икон в Петербурге. Для снятия копии чудотворной Иверской иконы Богоматери для Луцка иконописец взял кипарисную доску. Это стандарт для икон на дереве, поскольку кипарис лучше всего для этого подходит. Краски для написания иконы были освящены митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) в Иверской часовне в Москве. После этих действ Чириков взялся за дело: сначала вынул икону из рамы, далее с помощью специальных инструментов снял копию на бумагу, а уже потом перенес ее на кипарисную доску размером 100х140 сантиметров. Икона была готова только через 2 месяца. Пока происходили приготовления в Москве, в Луцке сооружали специальную часовню для иконы. Место выбрали - край первого в городе публичного сада на улице Шоссейной у Окружного суда. Это была территория с театром и балаганом, основное место гуляний жителей города. Здесь также действовал буфет и частенько играли полковые оркестры.

http://sobory.ru/article/?object=45011

Храм во имя иконы Божией Матери «Иверская».  Это самый большой из шести храмов обители. Расположен он в главном корпусе. В нем проходят все основные службы и монашеские постриги. Здесь находится мощевик с частицами мощей многих святых и еще две главные святыни монастыря. Первая – список Иверской иконы Божией Матери, сделанный иконописцами Иверской обители и максимально приближенный к оригиналу – чудотворному образу, который пребывает на Святой горе Афон. Другая святыня – копия афонской «Скоропослушницы». Кто автор оригинала этой чудотворной иконы Божией Матери и когда она была написана – точно пока не известно. В Иверский монастырь копия этой иконы попала следующим образом. Отцу Сергию Баранову позвонил человек, который по всему миру собирает иконы афонского письма, выкупает их из антикварных магазинов, у частных владельцев и дарит их в монастыри и храмы. Пять лет назад он смотрел документальный фильм, в котором были кадры из антикварного магазина, где на стене висела икона «Скоропослушницы». Собиратель сразу определил, что она афонского письма. И вот недавно он вдруг вспоминает о ней, находит именно этот антикварный магазин и именно эту икону, которая так же и висит на том же месте, как и 5 лет назад. Человек покупает ее и звонит о.Сергию, чтобы передать икону в дар монастырю. Разве не чудо? Как говорит сам даритель, он заметил, что всегда иконы будто сами выбирают место своего пребывания. И эта икона «Скоропослушницы» словно ждала, когда сможет поехать именно в г.Орск, в Иверский монастырь. И что удивительно, человек позвонил, когда батюшка был в Оренбурге в связи с обострением тяжелой болезни сына. Таким образом, Богородица, направляя свой образ «Скоропослушницы», оказала воистину «скорую помощь». Отец Сергий в этот же день отправился в Москву, чтобы забрать святыню и привезти в монастырь. На обратной стороне иконы есть точная надпись, когда и кем она была написана, но едва читаемая. Год написания едва различим – цифры, похожие на 1913. Первая Божественная литургия в Иверском храме состоялась 26 октября 2014 г.

http://sobory.ru/article/?object=44623

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010