Преподобный Иосиф Волоцкий был подвижником не созерцательного, а деятельного типа. Главное его значение – в социальном служении. «Все мировоззрение прп. Иосифа, – говорит прот. Г. Флоровский , – определяется идеей социального служения и призвания Церкви. Идеал Иосифа – это своего рода хождение в народ. И потребность в этом велика была в его время, – и нравственные устои в народе были не крепки, и тягота жизни была сверх сил. Своеобразие Иосифа в том, что и самую монашескую жизнь он рассматривает и переживает как некое социальное тягло, как особого рода религиозно-земскую службу. В его общежительном идеале много новых невизантийских черт. Само молитвенное делание у него изнутри подчиняется социальному служению, деланию справедливости и милосердия (курсив наш. – Е.Н.). Он был великий благотворитель, «немощным спострадатель», и монастырские «села» защищал он именно из этих филантропических и социальных побуждений. Ведь «села» он принимает от владеющих и богатых, чтобы раздавать и подавать нищим и бедным. И не только от страха, и не только из чувства долга, но именно из милосердия, Иосиф благотворит и обращает свою обитель то в сиропитательницу, то в странноприимный дом, и учреждает «божедомье» в погребенье странным» 683 . Замысел прп. Иосифа в отношении устройства монашеской жизни был искажен последующими поколениями «осифлян». Для последователей преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого , не обладавших их благодатными свойствами, главной целью стало соблюдение уставов и обрядов. «Нетерпимость, сухой аскетизм, суровость, идея неумолимой и строгой справедливости, заслоняющая идею милосердия, – таково их направление. Устав и обряд доминируют во всем, и соблюдению внешних правил придается господствующее значение, при забвении того, что дух животворит. На этой почве вырастает раскол, великое духовное обезкровление, позднее расчистившее дорогу секуляризации быта и всей государственной жизни страны, произведенной реформами Петра» 684 . Прот. Г. Флоровский видит причину этого явления не только в человеческой немощи, но и в самом замысле прп. Иосифа, таившем в себе внутреннюю опасность чрезмерного внимания к миру: «В самом замысле и задании прп. Иосифа есть внутренняя опасность, не только в его житейских искажениях и приспособлениях. Эта опасность в перенапряжении социального внимания. И отсюда известное опрощение, может быть, не для самого себя, но, именно для народа, известный минимализм» 685 . Продолжение этой мысли можно найти у И. М. Концевича : «Монашеству не должно уклоняться от служения миру Бога ради, но для него гибельно служение мирским началам. И когда подвижничество уходило от мира вглубь лесов в период колонизации, мир бежал за ним и покорялся ему. Но с момента, когда монашество взялось служить мирским началам... тогда мир начал порабощать его, пока окончательно не покорил себе» 686 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своем Слове при наречении во епископа Владыка так говорит о своей юности: “С первых дней, что начал сознавать себя, желал служить правде и истине. Родители мои возгревали во мне стремление непоколебимо стоять за истину, и душа моя пленилась примерами тех, кто отдавал за нее свою жизнь...” Отец его был предводителем дворянства, а дядя ректором Киевского университета. Подобная светская карьера, видно, готовилась и Михаилу. В 1914 году он окончил Полтавский Кадетский корпус и поступил в Харьковский Императорский университет на юридический факультет, который закончил в 1918 году. Но сердце его стояло далеко от мира сего. Говорят, что в его университетские годы он проводил больше времени за чтением житий святых, чем за посещением лекций, хотя учился превосходно. Он именно “изучил и выучил” православных святых на университетском уровне: усвоил их миропонимание и их житейскую ориентацию, вошел в их психологию, изучил разновидности их деятельности и подвига, и молитвенного делания, словом, всей душой полюбил их и проникся их духом. “Изучая светские науки, – говорит он в том же вышеупомянутом слове, – я все больше углублялся в изучение науки из наук, в изучение духовной жизни”. Приложив все усилия, он сподобился тому, что ему открылись духовные глаза и душа уязвилась жаждой приобрести истинную цель и путь жизни во Христе. Тогда он с пылкостью юности начал подвижничать, взяв на себя неимоверно тяжелый подвиг столпничества, который в протяжении всей его жизни у него сливался с другими образами подвига, так что, как явствует из его собственного жития, он был и суровым аскетом, и любящим пастырем-сиропитателем, целителем-бессребреником и апостолом – миссионером, глубоким богословом, тайновидцем-юродивым и святителем вселенского значения. 2. Инок Иоанн Харьковская местная церковная жизнь давала юному Михаилу воспитательные соки благочестия. В Успенском соборе хранились чудотворные иконы Божией Матери “Озырянской” и “Елецкой”, привлекавшие многолюдное почитание. В особой усыпальнице почивал праведник чудотворец архиепископ Мелетий (Леонтович), предузнавший свою кончину в 1841 году. Там ему читали псалтырь, служили панихиды и помазывали от елея из лампады на его гробнице, где в 1918 году совершилось одно нашумевшее чудо, записанное владыкой Иоанном. Святитель Мелетий при жизни нес молитвенный подвиг борьбы со сном, проводя ночи, стоя неподвижно с поднятыми вверх руками, никогда не ложась в кровать. Сильно полюбил Михаил этого Святителя и, видимо, начал ему подражать, что впоследствии подтвердилось сходством с ним, ибо владыка Иоанн сорок лет нес тот же подвиг ночного бодрствования, никогда не ложась на кровать, так же предузнал свою кончину и, подобно святителю Мелетию, почивал посмертно под собором в усыпальнице, где часто пелись панихиды, читается псалтырь над его гробом всеми теми, кто просит его помощи. Эта усыпальница являлась частицей Святой Руси, перенесенной в современную Америку.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

История возникновения «челобитной» следующая. Среди студентов Академии был некий иеродиакон Трифон (Мохор), прибывший из Италии. Он любил рассказывать о своей жизни в Ватикане, критиковал католичество, но потом начал весьма критически отзываться и о русском православии. Академические монахи часто с ним спорили. Самого Трифона при мне в Академии уже не было, о судьбе его я ничего не знаю, но мои друзья о нем неоднократно вспоминали. Вассиан надумал изобразить споры с Трифоном в «челобитной», которую он и его друзья как бы адресуют «Покровския обители владыке», то есть епископу Феодору. В ней монахи говорят, что Трифон вначале был ими принят и, пока ругал «папежников», его речи были им «любы». Теперь же, когда он взялся критиковать православные порядки, спорить им с Трифоном «не мочно»: Трифон им «книги и хартии показует», а им эти премудрости не прочесть, ибо писаны те эллинскими, латинскими и фряжскими письменами, коих они не разумеют. Трифон же торжествует, сказывая, что они «от невежества своего блазнятся». Когда же Трифона стали они подробно расспрашивать, то «он, Трифон, учал сказывать, что и Российская, де, Церковь не крепко стоит, отвержеся бо многих канонов и святых отец правил, и обдержама есть от власти мирския, внешния, и верх, де, взяли миряне, а бывало, де, что и владык ставили не владыки, а лукавые старцы, многою хитростию да лестию... А Николай дьякон, ревностию распаляяся, вопросил его, Трифона, на кого, де, он, Трифон, теми своими затейными словами указует. А Трифон сказывал: говорил, де, я про одново старца лукавого, от стран Сибирских, да про одново владыку в Иверской земле, да еще про одного владыку в Сибирской земле, что поставлены, де, me владыки не по правде, а через того лукавого старца...». Далее в «челобитной» рассказывается о допросе Трифона лаврскими властями и приводится его показание: «А что, де, он, Трифон, про Российскую Церковь какие речи сказывал, и me речи говорит не он един, а многие добрые и книжные люди, и в тех своих речах шлется он, Трифон, на Павла попа, что в сиропитательном доме служит, да на чернаго попа Серапиона, из Житомирския обители, что писал о сих делах не мало и писанное тиснению предал... И месяца декемврия в той же 20-й день, сыскивали Покровския обители архимарит и Академии дидаскал Ларивон, да старец книгохранитель черной поп Игнатей тех – попа Павла, да чернаго попа Серапиона, а скаски их записати было не мочно. Павел поп от многия его учености речь ведет темную и неудобь вразумительную: глаголет бо аще и языком русским, обаче словеса его Павловы иноземныя. A Серапиону попу черному за многия его писания и вздорные и неучтивыя речи указано от монастырскаго приказу жити в дальних украинных городах...» Далее указывается, что

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Изображение иконы Зотик Сиропитатель, сщмч. #6219 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Зотик Сиропитатель, сщмч. #6219 Эта страничка относится к разделу   Зотик Сиропитатель, сщмч. Скачать или распечатать изображение 6219.jpg 297x1200, 0.36 MPix, 75 Kb. 2.5x10.2cm @ 300DPI (3.8x15.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 4 (136) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Русь. XVI.] Минея годовая (св. Зотик). Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Зотик Сиропитатель, сщмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-6219

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @9935@ Подпись к иллюстрации: Владимирское сиропитательное заведение г. Тюмени на дореволюционной открытке Размер файла: 144.34 Кб Кто разместил: Татьяна Анатольевна Брагина Дата размещения 27.11.2013 13:01:30 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/9935.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @19339@ Подпись к иллюстрации: Сщмч. Зотик Сиропитатель. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Размер файла: 123.66 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 26.09.2020 20:01:05 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/19339.html

1977]. Эти обязательства они исполняют при помощи различных учреждений [Boojamra. 1975; Mentzou-Meimarè. 1982]. Помимо единичных акций, проводившихся в связи с теми или иными конкретными случаями, организуются постоянные раздачи вдовам или неимущим согласно спискам. Погребение бедных, да и вообще погребение, – другое дело человеколюбия, хорошо известное по Константинополю [Dagron. 1992]. Наконец, различные учреждения принимают паломников или путешественников (гостиницы, ξενοδοχεα), больных (больницы, νοσοκομεα), престарелых (старческие приюты, γηροκομεα), сирот (сиропитательные дома, ρφανοτροφεα), нищих (нищепитательные дома, πτωχοτροφεα). Данные заведения, основанные частными лицами, подчинялись хотя бы косвенно епископу, ими управлял клир. Часто они были весьма похожи друг на друга, разница между простым странноприимным домом (ξενοδοχεα) и больницей (νοσοκομεα) была незначительна. Только в крупных центрах встречаются специализированные учреждения: богадельня для слепых в Иерусалиме, родильный дом в Александрии [Philipsborn 1954; Philipsborn 1961]. Выходные данные книги: Le Monde Byzantin I. L " Empire romain d " orient (330–641)/Sous la direction de Cécile Morrisson. Paris: Press Universitaires de France, 2004. P. 111–141 (Chap. 4. Bernard Flusin. Les structures de l " Église impériale). Русский перевод был выполнен с учетом новогреческого перевода: O Βυζαντινς κσμος Ι. Ανατολικ Ρωμαικ Αυτοκρατορα (330–641). Αθναι, εκδσεις ΠΟΛΙΣ, 2007. Σ. 193–224 (Κεφ. 4). При переводе был сделан ряд кратких добавлений, необходимых по смыслу, которые взяты в круглые скобки. Ссылки на литературу, перечисленную в конце, приводятся в квадратных скобках. Продолжение следует. Иерархия епископов: митрополиты и патриархи Кузенков П.В., Дионисий (Шленов) , игумен, Флюзен Бернар – 24 марта 2009 Портал «Богослов.Ru» продолжает публикацию переводов статей французского византиниста Бернара Флюзена, осуществленную преподавателем МДА игуменом Дионисием (Шленовым) совместно с П.В. Кузенковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010