образа жизни. Во-первых, все классы народа, не исключая и правительственных депутатов, единодушно и единогласно высказали в своих наказах живую потребность учения, просвещения, потребность училищ, академий, университетов, потребность больниц, сиропитательных домов, аптек, лекарей и повивальных бабок. Весьма важно то, что разрозненные сословия сходились в самом главном условии их будущего сближения – в единогласной потребности просвещения. Депутаты от правительственных мест представляли: «об обучении детей катехизису, об учреждении по городам училищ для юношества и о не принимании в дома учителей и учительниц не освидетельствованных». Дворянство представляло: 1) «об имении при церквах ученых священников на жалованье и чтобы причетники обучали крестьянских детей грамоте; 2) об учреждении по городам для дворянского юношества школ». Городские жители требовали еще больше. Они подали записку «об учреждении в городах академий, университетов и школ, и об обучении в оных разным языкам купеческих и разночинских детей и сирот». В частности, купечество представляло: «магистратам накрепко подтвердить о добром содержании школ, паче и о воспитании детей прилагать всевозможное старание, дабы они обучаемы были, сверх искусного понятия закона и письма, арифметике и бухгалтерии; кто же будет от оного детей своих укрывать и в школы не отдавать, таковых отцов штрафовать, первой гильдии по 50, второй по 25 рублей». Наконец и однодворцы, и хлебопашцы требовали: «определить для наук и наставления богоугодных дел духовных и для утверждения благосостояния и знания законов, и добрых поведений светских учителей». Согласно с общим желанием народа, выраженным в наказах депутатских, в числе 19 частных комиссий депутатских, учреждена была особая комиссия об училищах. Она составила «Учреждение школ нижних в городах и местечках». Школы назначались при церквах по всем приходам, именно как первая насущная потребность всех прихожан. Вверены они были надзору епархиального начальства и градоначальников, которые должны были каждую треть года давать о них отчет синоду и особому главному опекуну земских школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Расходы, которые приходилось обеспечивать Церквам, без учета налогов были трех видов: во-первых, плата епископу и прочему клиру, состоявшая из некоей фиксированной суммы и дополнительной за счет приношений. Данные фиксированные суммы не всегда могли выплачиваться в первую очередь из-за уменьшения доходов или из-за увеличения числа клириков; во-вторых, расходы на содержание зданий и на освещение, которое было очень дорогим; в-третьих, расходы на дела милосердия, а именно на распределение милостыни или на функционирование благотворительных учреждений. Благотворительные учреждения Местные Церкви должны заботиться о судьбе наименее удачливых или самых незащищенных групп населения: заключенных, больных, вдовах, стариках, неимущих [Patlagean. 1977]. Эти обязательства они исполняют при помощи различных учреждений [Boojamra. 1975; Mentzou-Meimarè. 1982]. Помимо единичных акций, проводившихся в связи с теми или иными конкретными случаями, организуются постоянные раздачи вдовам или неимущим согласно спискам. Погребение бедных, да и вообще погребение, — другое дело человеколюбия, хорошо известное по Константинополю [Dagron. 1992]. Наконец, различные учреждения принимают паломников или путешественников (гостиницы, ξενοδοχεα), больных (больницы, νοσοκομεα), престарелых (старческие приюты, γηροκομεα), сирот (сиропитательные дома, ρφανοτροφεα), нищих (нищепитательные дома, πτωχοτροφεα). Данные заведения, основанные частными лицами, подчинялись хотя бы косвенно епископу, ими управлял клир. Часто они были весьма похожи друг на друга, разница между простым странноприимным домом (ξενοδοχεα) и больницей (νοσοκομεα) была незначительна. Только в крупных центрах встречаются специализированные учреждения: богадельня для слепых в Иерусалиме, родильный дом в Александрии [Philipsborn 1954; Philipsborn 1961]. Выходные данные книги: Le Monde Byzantin I. L " Empire romain d " orient (330-641)/Sous la direction de Cécile Morrisson. Paris: Press Universitaires de France, 2004. P. 111-141 (Chap. 4. Bernard Flusin. Les structures de l " Église impériale). Русский перевод был выполнен с учетом новогреческого перевода: O Βυζαντινς κσμος Ι. Ανατολικ Ρωμαικ Αυτοκρατορα (330-641). Αθναι, εκδσεις ΠΟΛΙΣ, 2007. Σ. 193-224 (Κεφ. 4).

http://pravoslavie.ru/37340.html

Христу, возлежащему в яслях, волхвы принесли свои дары. «Пойдите, – указывает проповедник, – в те ясли 118 , где принимаются младенцы, приносимые матерями для хранения и ухода за ними, чтобы самим им приобретать дневным трудом себе пропитание. Пойдите и в другое место, где обретете также Христа младенчествующего. Это тот сиропитательный Дом трудолюбия, где воспитываются дети разных возрастов; их много там; они сироты... Они малы и не пойдут к вам просить, как приходят взрослые и умаливаньем заставляют вас сжалиться над ними. Но вы сами сходите к ним, к этим сиротам, и принесите для них нужное. Что сделано будет для этих младенцев, для этих сирот, то будет сделано для Христа. Это не наши слова, а Христовы: Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня ( Мк.9:37 ). Значит, приютишь, накормишь, согреешь одного такого сироту – Самому Христу это сделаешь» 119 . Указывая на благотворительность как на святое, богоугодное дело и приглашая к ней своих пасомых, владыка не раз произносил свое архипастырское правдивое суждение и осуждение касательно благотворительности, принятой в современном светском обществе. У нас, говорит он, делаются дружные и обильные приношения в пользу актеров, актрис и т. п., но у приносящих в эту сторону «сжимаются сердца и руки для помощи бедным и несчастным». А когда вспомнят о бедных, то благотворят им через театральные зрелища, маскарады и другие увеселения. Танцуют в пользу хромых и расслабленных, пируют в пользу голодных, устраивают маскарады и балы, чтобы прикрыть наготу сирых. Такая благотворительность не только странна, уродлива, но она и греховна 120 . Истинной благотворительностью по побуждениям искренней любви к Богу и ближнему, благотворительностью одушевленной и одухотворенной может быть только христианская. В ней, во имя нашей братской связанности, должны участвовать не только люди состоятельные, но, по примеру евангельской вдовы, принесшей лепту, и люди бедные. «Малую лепту бедного, пожертвованную на помощь нуждающимся, можно уподобить капле воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Что может сделать одна капля воды? Конечно ничего. Но посмотрите, что сделает эта же капля, когда она соединится со множеством других подобных. Из капель образуется сосуд воды, из которого может утолить жажду палимый внутренним жаром; из капель образуется целый поток водный, стремительностью своей приводящий в движение мельничный жернов; из собрания капель образуется пар, приводящий в движение машины... Вот какова сила капли воды, соединенной с другими подобными! Не такова ли же и сила лепты вдовицы, опущенной в сокровищницу церкви ( Мк.12:42 ; Лк.21:2 )? Не на таковые ли лепты созидались на Руси великолепные храмы? Сбором таковых лепт содержатся православные миссии... содержатся приюты, сиропитательные Дома трудолюбия» и т. д. Отсюда, заключает проповедник, общественная благотворительность полезнее, производительнее частной. Одиночная благотворительность возможна только для людей богатых; в общей благотворительности может участвовать и нищий. При одиночной благотворительности рубль богатого не имеет того значения, какое имеет копейка неимущего, когда соединяется с копейками подобных бедняков. В общей благотворительности каждый дает столько, сколько может и хочет. И сколько бы ни дал, польза от этого будет несомненная, а при одиночном благотворении нужно иногда сделать жертву не вполне посильную, ибо иначе не будет достигнута цель благотворения. А при такой напряженности, сопряженной со скорбью и тугой сердечной, легко может запасть в душу благотворителя ропот и уныние, тогда как дело милостыни, которое Апостол назвал благословением ( 2Кор.9:5 ), должно быть совершаемо с непомраченным лицом и радостным сердцем 121 . Владыка всех зовет к благотворительности часто и задушевно, зовет к жертвам главным образом через посредство учрежденных им церковных попечительств. Внушая всем долг христианского, братского благотворения, владыка призывает к его исполнению и монастырские обители, с сердечным умилением вспоминая те времена цветущего монашества, когда пустыни Сирии, Египта, Палестины полнились иноками и когда можно было подумать, что любовь благотворящая из городов перешла в эти пустыни, или когда наши русские монастыри во времена общественных бедствий кормили тысячи бедняков.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Кто им поможет, кто утешит, ободрит, кто наставит их на путь истинный, если не православный пастырь? А мы часто равнодушно проходим мимо этой проблемы, отталкивая тем самым людей от Церкви, оставляя их на произвол темных сил: " Господи, когда мы видели Тебя... в темнице, и не послужили Тебе " (Мф. 25. 40). Памятуя об этом, Епархиальный совет по Нашему указанию принял решение о назначении на данное служение священнослужителей со всех благочиний города Москвы поочередно. Остро стоит проблема с бездомными, беженцами, бесприютными детьми. Часто это люди, обиженные обществом, безработные, выброшенные или ушедшие из семьи, люди одинокие, которые чувствуют себя никому не нужными, изгоями. И неужели этим несчастным людям ждать милосердных самарян, а наши левиты и священники пройдут мимо них? Не будем забывать, что Сам Господь наш Иисус Христос не имел на земле пристанища, " где приклонить голову " (Мф. 8. 20). Не будем забывать и слов Апостолов: " Ревнуйте о странноприимстве " (Рим. 12. 13), " страннолюбия не забывайте " (Евр. 13. 2), " будьте страннолюбивы друг ко другу " (1 Пет. 4. 9). Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть - наша первейшая христианская обязанность. Там, где есть хотя бы малейшая материальная возможность, надо строить - пусть небольшие - странноприимные дома, приюты. На Руси это исстари считалось богоугодным, святым делом, на которое не жалели ни сил, ни денег. А мы, нынешнее поколение христиан, спросим себя: " Много ли среди нас Анастасий Узорешительниц, Зотиков Сиропитателей, Сампсонов Странноприимцев, Филаретов и Иоаннов Милостивых? Несколько лучше обстоят дела с медицинской патронажной помощью, с духовным окормлением домов престарелых, посещением больных, с частной приходской помощью малоимущим. Во многих храмах этому уделяют внимание, назначены ответственные лица по уходу за больными, престарелыми прихожанами. Среди прихожан, родителей учащихся церковно-приходских воскресных школ есть врачи, люди со средним медицинским образованием - фельдшеры, медсестры, - которые бескорыстно и своевременно оказывают профессиональную медицинскую помощь заболевшим прихожанам. Но и этого огромного поля человеческих страданий и переживаний нашей заботой и попечением охвачена лишь очень небольшая часть: " жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою " (Мф. 9. 37-38).

http://zavet.ru/obs/ts/002.htm

Радуйся, святителю отче Иоанне, в бедах скорый помощниче. Молитва 1я О святителю отче наш Иоанне, пастырю добрый и тайновидче душ человеческих! Ныне у Престола Божия за нас молишися, якоже и сам посмертне изрекл еси: «Аще и умрох, но жив есмь». Умоли всещедраго Бога прощение нам во гресех даровати, да бодренно воспрянем, и Богу возопием о даровании нам духа смирения, страха Божия и благочестия во всяческих путех жизни нашея, яко милостивый сиропитатель и искусный наставник на земли быв, ныне буди нам путеводитель и в смутах церковных Христово вразумление. Услыши стенание смятенных юношей нашего лихолетия, обуреваемых беснованием вселукавым, и призри на уныние изнемогающих пастырей от утеснения тлетворнаго духа мира сего и томящихся в нерадении праздном и ускори на молитву, слезно вопием ти, о теплый молитвенниче; посети нас сирых, по всему лицу вселенныя разсеянных и во отечествии сущих, во тьме страстей блуждающих, но слабою любовию ко свету Христову влекущихся и ждущих твоего отеческаго наставления, да благочестию навыкнем и наследницы Царствия Небеснаго явимся, идеже ты пребываеши со всеми святыми, славяще Господа нашего Иисуса Христа, Емуже честь и держава, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва 2я О святителю чудне Иоанне, толико распространил еси сердце свое, яко нетесно вмещается в нем множество почитающих тя человек от различных племен и народов! Призри на убожество словес наших, обаче от любве тебе приносимое, и помози нам, угодниче Божий, поне отныне очищати себе от всякия скверны плоти и духа, работающе Господеви со страхом и радующеся Ему с трепетом. И что воздамы тебе за радость оную, юже ощутихом, зряще в храме святем мощи твоя святыя и прославляюще память твою; воистину, не имамы, чим воздати, точию аще начнем себе исправляти, бывающе нови вместо ветхих. Сея благодати обновления буди нам ходатай, святе Иоанне, помози нам в немощех, исцели болезни, уврачуй страсти молитвами твоими; преставленный же от сего временнаго во иное житие вечное, в неже настави тя Пречистая Владычица, Одигитрия разсеяния русскаго, чудотворною Своею иконою КоренноюКурскою, Еяже спутник ты явился еси в день преставления своего, радуешися ныне в лице святых, славящих Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.   Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Христос царь небесный: «Ох ты гой еси, аллилуева жена милосерда, Ты скажи мой волю всем моим людям, Всем православным христианам, Чтобы ради меня они в огонь кидались И кидали бы туда младенцев безгрешных, Пострадали бы все за имя Христа света, Не давались бы в прелесть хищнаго волка, Хищнаго волка антихриста злаго» 211 . Тиверий (578–582) Об обстоятельствах воцарения Тивериева Амартол сообщает следующее: «обремененный тяжким недугом, Юстин призвал архиерея и весь сияклит и представив им Тиверия, назначил его царем, сказав ему следующее: Бог, украсивший тебя доблестями, Он, а не я, дарует тебе царское достоинство. Почти Его, да будешь почтен от Него; не радуйся кровопролитию: не принимай участия в убийствах: не воздавай злом за зло, не гневайся ни на кого подобно мне, ибо и я гневаясь погрешил и согрешив получил достойное по беззакониям моим, но буду судиться пред Богом с теми, которые подвигли меня на гнев. Не возносись честью царства своего; относись ко всем также, как и к себе самому. Знай, кто ты был, и кто ты теперь. Не превозносись над своими соотчичами и не погрешишь. Ты знаешь, кто был я и кто я теперь, имея смерть пред глазами. Все предстоящие – твои рабы и твои дети. Заботься о войске: людей немужественных и неразумных, не приближай к себе: пусть не сбивают тебя с току примерами прежних царей. Я сообщаю и внушаю тебе то, что дознал собственным горьким опытом» 212 . В подобном же роде были предсмертные завещания Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и в особенности Ивана Грозного. Из короткого царствования Тиверия приведем только следующее известие: «он построил общественную баню во Влахерне и обновил многие храмы и странноприемницы» 213 . Заметим при этом, что устройство общественных бань вменяется многим визант. государям (напр. Юстиниану, Маврикию и т. д.) в число дел достохвальных и достопамятных. Естественно, что при теплом климате и скученном населении Византии и других восточных городов устройство обществ. бань могло считаться таким же общеполезным делом и таким же благодеянием, как и устройство странноприимниц, сиропитательных домов и т.д. Руководясь визант. примерами, и русский инок, впоследствии митрополит, (1091–1096) Ефрем, живший долго в Византии, заблагорассудил служить обществу таким же полезным делом, как и визант. императоры «и много зданья вздвиже и строенье баньное камено, сегоже не бысть преже в Руси» 214 . Но в стране богатой деревом и бедной населением, где каждый семьянин мог и привык с большим удобством иметь для своей семьи особую баню, не привилось византийское нововведение митр. Ефрема относительно общественных каменных бань: и даже смысл вышеприведенного, в сущности, весьма ясного, места летописи затемнился в сознании читателей летописи и подвергся разным перетолкованиям 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Четвёртый пункт и вовсе из мира сказок и приключений: оказывается, в ЕС и других ключевых странах мира необходимо разработать специальную систему информационной политики. Причём «это безотлагательно нужно сделать». Очевидно, эта «специальная система» нужна для информационной войны с Россией. Чтобы «ключевые страны мира» выступали единым фронтом. Если бы «Батькивщина» баллотировалась в ЕС или тех самых «ключевых странах мира», то всё выглядело бы логично, но потуги Юлии Владимировны контролировать из своего инвалидного кресла весь мир, выглядят, по меньшей мере, странно. Однако это только на первый и самый поверхностный взгляд. Если же вспомнить отважного и сиропитательного Ляшко, всё встаёт на свои места: сегодня на Украине говорить можно всё, что угодно. Главное - понравиться избирателю. Конечно, это цель любой предвыборной агитации. Но на Украине появилась своя специфика: врать нужно не убедительно, а фантастично, оторванно от жизни и с упором на противостояние с «быдлостраной». Последний пункт - самый интересный, потому что нормальный человек, не изживший собственную память, тихо недоумевает, услышав, что «должна быть немедленно создана ставка главнокомандующего. Это означает, что Президент страны должен взять всю систему управления страной в свои руки, подчинить обороне все системы жизнеобеспечения, включая полную перестройку на новый лад, систему оборонной промышленности, замкнуть на себе все управление, а не тот хаос, который есть сегодня». Как же так? Несколько лет назад Юлия Владимировна сама выступала за парламентскую республику. А разве не возвращения к Конституции 2004 г. требовал от В. Януковича Майдан? Разве не на условиях Конституционной реформы было подписано «Соглашение об урегулировании кризиса в Украине»? Разве не Конституционную реформу, уравновешивающую полномочия Президента, правительства и парламента, предполагалось начать в феврале и завершить в сентябре 2014 г.? Конечно, новые требования можно списать на войну - война тем и удобна политикам, что на неё всё можно списать. Но о Конституционной реформе на Украине забыли сразу после вооружённого переворота. И с тех самых пор, как незаконно был свергнут Президент Янукович, никто внятно не вспомнил об этой реформе. Что лишний раз убеждает в несерьёзности и несознательности майданщиков, в том, что протесты - это не оформившееся народное недовольство, когда люди чётко знают, чего они хотят и добиваются от власти исполнения своих требований, но какая-то безумная и бездумная игра, эйфория, опьянение.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/25/...

Припоминаю, впрочем, и еще одну из застольных речей Алексея Петровича, носившую автобиографический характер. В ней он трогательно рассказывал о тяжелых условиях своей школьной жизни и в заключение тепло поблагодарил присутствовавшего здесь же своего лучшего школьного товарища и друга – московского протоиерея П.Н. Сахарова. За то, что в свое время о. Сахаров его, бедного семинариста, не имевшего за душой собственного гроша, поил чаем, а иногда снабжал и деньгами, Алексей Пет-рович, выражаясь языком древней церковной истории, назвал его своим истинным «сиропитателем» (opcpavoxpocpoc,) и предложил за него особый, всеми единодушно принятый тост. К чести о. протоиерея Сахарова должно отнести, что свое неизменно благожелательное, перешедшее почти в родственное, отношение с Алексеем Петровичем он сохранил до самой смерти последнего. В семье этого о. протоиерея А.П. Лебедев любил отдыхать, и всего за какую-нибудь неделю до своей роковой болезни он только что возвратился от него, где гостил у него на даче. О. протоиерею пришлось и похоронить своего друга, за что к прежнему титулу «сиропитателя» Алексей Петрович мог бы теперь придать ему еще и другой, заимствованный из той же церковно-исторической древности, «погребателя странных», так как покойный Алексей Петрович, не имея близких и обеспеченных родственников, до известной степени подходил к категории последних. Последние мои студенческие воспоминания об Алексее Петровиче относятся к тому же юбилейному его году и связаны с фактом его перехода от нас в Московский университет. Еще в конце 1894 г. умер профессор церковной истории в Московском университете, известный ученый и публицист – протоиерей А.М. Иванцов-Платонов, давний литературный противник А.П. Лебедева , имевший с ним старые счеты еще по поводу своего докторского диспута. И вот, вдруг мы слышим, что Алексей Петрович уходит от нас и заступает его место. Признаться, ввиду существовавших между ними (т. е. Иванцовым-Платоновым и Лебедевым) отношений, для нас такой переход был не совсем понятен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Полезна биржа, позволительна торговая сделка, но ни той, ни другой не должно злоупотреблять. Дом торговых собраний не должен делаться домом лжи и обмана; место торговых сделок не следует превращать в место сходбищ для преступных стачек. Христианин везде должен помнить свое высокое звание – и продающий и покупающий, и банкир и золотопромышленник должны всегда и везде высоко и честно держать знамя христианина; христианский собиратель сокровищ пусть помнит евангельских собирателей податей – мытарей Матфея и Закхея – и подражает самоотвержению первого, смирению и плодотворному покаянию второго. Пусть всякий, приходящий в дом биржи, помнит апостольский совет: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ( 1Кор.6:12 ). Итак, молитвенно пожелаем, да будет даровано открываемому торговому учреждению исполнить свое назначение по закону правды Христовой, на пользу и добрую славу нашего города и дорогого отечества. Христианская любовь. Речь пред молебным пением по случаю принятия Детского приюта трудолюбия и Дома трудолюбия, что при Иоанно-Предтеченском женском монастыре, в ведение Попечительства о домах трудолюбия, состоящего под августейшим покровительством ее величества государыни императрицы Александры Феодоровны С настоящего дня начинается для этого сиропитательного Дома новый период жизни. При учреждении своем в 1892 году названный Домом трудолюбия и заключающий теперь в себе до пятидесяти семи сирот, этот Дом отныне получает иное название: Детский приют трудолюбия и Дом трудолюбия. Названия эти показывают, что этому благотворительному учреждению указываются два назначения: одно – давать приют детям и приучать их к труду, другое – давать работу для взрослых лиц женского пола. До настоящего времени это учреждение руководилось не писаным уставом, а правилами благоразумия, советами опытности, примером других подобных учреждений и собственным опытом. Отныне оно будет руководиться уставом, высшею властью утвержденным. В отношении к приобретению средств содержания это учреждение знало три небольших источника: личный труд немногих лиц, посвятивших себя на служение святому делу во имя Христово, а также труд воспитывающихся здесь сирот, потом – помощь от обители и, наконец, та разнообразная милостыня, какую Бог посылал воспитывающимся здесь чрез добрых людей. В этом отношении сиропитательный дом можно было бы сравнить с ручьем, имеющим начало и конец недалеко около себя в окружающей его почве земли. Теперь же этот ручей сливается с великой рекой, обильной водой и сильной в своем течении, получающей начало свое от царского престола. Говоря прямо, этот детский приют и Дом трудолюбия поступают теперь в ведение Попечительства о домах трудолюбия, состоящего под августейшим покровительством ее величества государыни императрицы Александры Феодоровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010