Храм святого праведного Симеона Богоприимца (Тюмень) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святого праведного Симеона Богоприимца - православный храм в Тюмени. Здание храма было построено для сиротского приюта в 1871 г. В настоящее время при храме находится Тюменское благочиние Тобольско-Тюменской епархии. Здесь же работают Епархиальный паломнический отдел и библиотека Знаменского кафедрального собора и Тюменского благочиния. Содержание История [ править править код ] В 1871 году на личные средства купца первой гильдии, почетного гражданина города Тюмени Семена Михайловича Трусова было построено здание сиропитательного заведения, или сиротского приюта, названного Владимирским, в память о посещении Тюмени Его Императорским Высочеством Великим князем Владимиром Александровичем. В разные годы в приюте проживало от 20 до 50 детей. Со стороны Царской улицы (нынешняя ул. Республики) был устроен специальный желобок, куда клали младенцев-подкидышей, чтобы те сразу могли попасть внутрь здания. В заведение принимались дети, чьи родители погибли или не могли прокормиться. Для сирот была организована церковно-приходская школа с четырехгодичным сроком обучения, помимо которой воспитанники обучались различным ремеслам, с 1909 года действовало Приютское училище Министерства Народного Просвещения. Приют также решал задачу трудоустройства своих выпускников. В 1879 году попечитель Владимирского сиропитательного заведения С.М. Трусов обратился в Тюменскую городскую Управу, к Тобольскому губернатору и епископу Ефрему с прошением о строительстве домовой церкви. После кончины С.М. Трусова дела по возведению церкви приняла на себя его дочь Фотина Семеновна Серебрякова. 22 июня 1885 года церковь была освящена в честь святого праведного Симеона Богоприимца. Дубовый иконостас храма с резными колоннами был исполнен московскими художниками и мастерами. Стены и купол храма были выкрашены масляной сиреневой краской и расписаны изображениями, в миниатюре напоминающими храм Христа Спасителя. В куполе был изображен Господь Саваоф с младенцем на груди, а на четырех подкупольных склонах – четыре евангелиста. До 1887 года храм числился приписным к Успенской церкви города Тюмени.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_п...

Это был первый храм в Иркутске с ротондальной основой – круглое здание, окруженное колоннами и увенчанное куполом. Декоративное оформление церкви — скромное. Плоскости стен фланкированы широкими лопатками с выпусками скругленного угла между ними. Оконные проемы с лучковой перемычкой не имеют наличников, лишь в основании их выступают плоские подоконные подушки с прямоугольными нишами под ними. Храм несколько раз перестраивался, после пожара 1879 года он стал сиропитательным домом для пожилых и одиноких священников, и уже почти никак не напоминал изначальное творение Лосева.  Храм Григория Неокесарийского При Троицкой церкви 16 января 1866 года открылась приходская начальная школа, размещённая в доме иркутского мещанина С.И. Левина, который бесплатно предоставил своё помещение. Со следующего года школа перебралась в дом иркутского купца Ивана Николаевича Хахилева. Первоначально в школу было зачислено три мальчика и десять девочек. «Звездный дом» После революции Троицкая церковь была поставлена на учет Сектором науки как памятник архитектуры первой категории. Однако в 1931 году в здании устроили рабочее общежитие. Во время Великой Отечественной войны храм планировали вернуть епархии, но этого не произошло. В 1949 прошла полная перепланировка здания для обустройства  в стенах церкви иркутского планетария. Местные газеты зафиксировали дату: 4 марта 1950 года – открытие «звездного дома». Это был восьмой планетарий на территории Советского Союза и первый на Дальнем Востоке и в Сибири. Он был сооружен по типу московского и оснащен новейшим оборудованием. Довольно большой звездный зал (диаметр купола Троицкой церкви – 8 метров) вмещал 120 мест. Первую лекцию «Наука и религия о строении Вселенной» провел Василий Курышев, в будущем – известный советский астроном. В 1953 году во время сильного наводнения было затоплено несколько иркутских улиц. Пострадало и здание храма, и расположившийся там планетарий. Островок веры А в 1986 году «Звездный дом» был окончательно закрыт – с этого момента началось восстановление Свято-Троицкой церкви по проекту архитекторов Г.Г. Оранской и Б.А. Шутова. Из-за нехватки материалов реставрация затянулась почти на 20 лет.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кто мудро им торгует, – того в рай оно возносит. Мелания святая в этом обнищала, В молитве теплой всю себя Создателю предала, Иссякло злато – Господом она обогатилась; Душа ее спасалась, сердце в Боге веселилось. Ведь если с нами Сам Христос, чего нам не хватает? И вот уже Мелания все скорби исцеляет. Хвалила она Бога до последнего дыхания, Растратила богатства – получила воздаяние. 2. Свв. праведные Иосиф Обручник, Давид царь и Иаков, брат Господень . Празднество в их честь совершается в воскресенье по Рождестве Христовом. О царе Давиде, сыне Иессея, можно узнать из книг Царств. О святом Иакове см. 23 октября. Иосифа Обручника Евангелие называет мужем праведным ( Мф. 1:19 ). Посему и была ему вверена Богом Пресвятая Дева для Ее защиты и покровительства, и удостоился он великой чести в домостроительстве человеческого спасения. Хотя Иосиф происходил из царского рода Давида, однако был скромным плотником в Назарете. На 80-м году своей жизни взял он Пресвятую Деву из Иерусалимского храма в свой дом, а на 110-м [году] упокоился [в Господе]. 3. Преподобномученик Зотик Сиропитатель (питатель убогих) . Был знатным и по роду, и по званию. Переселившись в Царьград, отринул от себя все и принял священный сан. Основал дом для убогих, в который помещал заразных больных и служил им. Лично знал императора Константина Великого . За то, что взял он золото от императора и истратил его на больных и убогих, Констанций, сын Константина, привязал его к дикому мулу, которого гнали до тех пор, пока святой Зотик не скончался от ран. Пострадал он в IV веке. 4. Блаж. Феофилакт, архиепископ Охридский . Родился на острове Эврип и был воспитан в Царьграде самыми знаменитыми учителями той эпохи. Как клирик Великой Церкви, был избран в епископа и, вопреки своей воле, послан в Охрид, где провел около 25 лет (примерно с 1082 по 1108 год). Хоматиан Охридский называет его «мудрейшим архиепископом». Муж величайшей учености, как светской, так и богословской, утонченного византийского вкуса, меланхоличный и восприимчивый, Феофилакт чувствовал себя среди славян в Охриде, как изгнанник среди варваров. Написал он Толкование на Четвероевангелие и на другие книги Нового Завета. Это – лучшее произведение подобного рода после Бесед святителя Иоанна Златоуста , и поныне читаемое с большой пользой. В числе прочих его трудов известны к тому же Письма, а [также] Житие святителя Климента Охридского. В преклонные годы святой Феофилакт удалился из Охрида в Солунь, где, как думают, и скончал свою земную жизнь, преставившись в блаженную вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

49 3/4 коп., которые Именными указами 20 июня 1739 г., 31 января 1739 г. и 11 февраля 1753 г. велено хранить не расходуя; 2) в Канцелярии С. Э. Правления 165392 руб. 99 1/2 коп., в числе которых состоят и те 100000 руб., которые в 1757 г. поднесены Св. Синодом Императрице, а ею 1 сентября 1757 г. отданы на постройку собора в Александро-Невском монастыре, а после, 8 декабря 1757 г. по Именному указу их отдавать не велено, а если отданы – возвратить, т.к. 100000 руб. на постройку этого собора Императрица пожалует из особливой суммы 813 ; 3) в Московской Типографской Конторе за книги – 43607 руб. 12 коп., из которых покупаются материалы и выдается жалованье директору, служащим и рабочим. Итого в подчиненных Синоду местах – 255116 руб. 58 коп.; 4) на указ Святейшаго Синода архиепископ Новгородский Димитрий ответил, что в апреле 1754 г., еще до его определения на кафедру, по присланному из Кабинета в Новгородскую Губернскую Канцелярию указу с курьером вся наличная тогда казна 170411 руб. 84 1/4 коп. опечатана и тратить ее не велено без особого Высочайшего указа даже по синодальным указам. В том числе имеется оставшихся за расходами по штату Новгородского архиерейского дома 71787 руб. 6 коп., а прочие деньги числятся по штату в раздачу жалованья домовым служителям, на содержание церквей и домов архиерейских, семинарий, сиропитательного дома и госпиталя, которые (деньги) предшественником его, архиепископом Стефаном и удержаны, так что ныне следует жалованье возвратить, домовые и церковные ветхости исправить, а семинарию, сиропитательный дом и госпиталь почти совсем вновь учредить. Положенные же по штату (как и Высочайшим указом 1745 г.) сумма определена на известные расходы, ежегодные остатки от которых велено употреблять на завещанные митрополитом Иовом богоугодные дела, а в случае каких-либо неудобств по штату велено представлять Св. Синоду, что и делалось. Поэтому, за малым по штату положением, и на другие расходы потребно тратить из той же остаточной суммы, из которой с 1754 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Он собрал истуканы, которым гунны поклонялись и перелил их, потому что они были серебряные и янтарные 107 . Гунны рассердились и сговорившись с братом его, убили его, а на его место поставили царем брата его, Муагера 108 . Боясь, чтобы римляне не взыскали за него, вдруг напали на город Воспор и убили трибуна в нем Далмация с воинами его. Услышав о сем, император отправил туда консула 109 Иоанна, внука Иоанна Скифа, сына патриция 110 Руфина, с значительным вспомогательным войском из скифов 111 , к которому присоединились вожди: Годилла из Одиссополя и Вадурий 112 . Гунны, узнав о том, бежали и исчезли; таким образом в Воспоре воцарился мир, и римляне управляли им уже без всякой опасности. Между тем Юстиниан уничтожил все еретические церкви и отдал оные православным, исключая ариан Ексокионийских. Царь обнародовал Уложение об епископах, сиропитателях, экономах и странноприимцах, чтобы они не делали более духовных завещаний, довольствуясь тем, чем владели до вступления в сию должность, равно как принявши посвящение, не имели бы права располагать своею собственностью, которая вся принадлежала бы святому месту. Этот же император достроил общественную баню в Дагисфее, которую начал еще Анастасий; также устроил большое водохранилище посреди двора Базилики Илла. л. м. 6021, Р. Х. 521. В сем году император жестоко наказал Исайю, епископа Родосского, и Александра, епископа Диоспольского во Фракии, обвиненных в мужеложстве, именно: низложивши их, велел отсечь им детородные уды, водить по городу и кричать глашатаю: «Вы, епископы, не бесчестите своего сана!» Кроме того издал строгие законы против распутных, из коих многие были казнены. Всюду воцарились глубокий страх и безопасность. Император собрал все древние законы в одну книгу, озаглавив так: «Новые постановления», и повелел, чтобы правители в местах своего управления не покупали никаких имений, не строили домов и не получали наследств после чужих, но только от одних ближних родственников. В том же году, ноября 29, в третьем часу дня, индиктиона седьмого, спустя два года после первого бедствия, великая Антиохия снова испытала на себе гнев Божий, именно: ужасное землетрясение продолжалось целый час, и с небес слышан был страшный рев, отчего все, вновь выстроенные здания и стены рушились до основания, равно как и уцелевшие от первого землетрясения, теперь пали.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

В этом году, во время игр на ипподроме, когда партии враждебно соревновали между собою, царь Юстин послал свой приговор обеим партиям в таких выражениях: венетам приказал сказать: царь Юстиниан для вас умер; а прасинам: царь Юстиниан для вас жив. И услышав это, партии притихли и уже не ссорились между собою. В том же году царь начал строить дворец Софианский во имя жены своей Софьи под тем предлогом, что там, в храме архангела погребен сын его Юст, умерший еще до его воцарения, когда Юстин был куропалатом. И украсил царь сей дворец различными многоцветными мраморами. л. м. 6062, Р. Х. 563. Первый год епископства Венедикта Римского. В этом году царь Юстин начал строить другой дворец в подгородной даче, которую владел до своего воцарения, равно на острове Принцевом устроил другой загородный дворец и церковь святых бессребренников, в урочище Дария. Восстановил также царь общественную баню Тавра и назвал ее Софианскою по имени жены своей Софьи. В том же году Анастасий, великий епископ Антиохийский, в своем ответном письме на синодальное послание Иоанна епископа Константинопольского, который рукоположил Иоанна Александрийского, и самого рукоположенного,– отозвался оскорбительно и за это подвергся церковной опале и был лишен своей епископии и рукоположен на место его Григорий монах и апокрисиарий обители Византийской. л. м. 6063, Р. Х. 563. Первый год епископства Григория Антиохийского . В этом году Нарсес кубикуларий и протоспофарий, любимец царя Юстиниана, из-за которого и поругания терпел, построил дом Нарсеса и обитель Катаров. Царь Юстин, слышав, что его племянник, бывший в Александрии августалием, составляет заговор против него, послав обезглавил его. л. м. 6064, Р. Х. 564. В этом году Юстин начал строить церковь святых апостолов Петра и Павла в сиропитательнице и святых апостолов в Триконхе, сгоревшую при Зиноне царе. Пристроил точно также два аспида (сводообразные постройки) к церкви святой Богородицы Влахернской с северной и южной стороны этого великого храма, так что вся церковь получила форму креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

В том же году Тиверий начал строить общественную Влахернскую баню, и обновил многие церкви, и странноприимницы и сиропитательницы. И приказал писать себя в актах Тиверий Константин. л. м. 6074, Р. Х. 574. Год первый епископства Иоанна Константтнопольского. В этом году, апреля 6, индиктиона 15, скончался Евтихий патриарх и чрез шесть дней рукоположен Иоанн диакон великой церкви, постник. Царь Тиверий, купив рабов язычников, устроил из них полк под своим именем, одев и вооружив 5000, и дал им воеводою Маврикия комита федератов, а его помощником Нарсеса. И послал их против персов. В последовавшей затем большой войне римляне решительно одолели и отобрали у персов города и страны, которые те завоевали при Юстиниане и Юстине. Маврикий, по возвращении в Константинополь, был принят царем с великою честью, и праздновал Тиверий триумфы по поводу победы Маврикия и принял его в зятья, выдав за него дочь свою Константину. Точно также и за воеводу Германа царь выдал дочь свою Хариту и возвел обоих зятьев в достоинство кесарей. Августа 14, индиктиона 15, царь вкусив рыжих шелковичных ягод; красивых, но вредных, заболел чахоткою, и сбираясь умирать, пригласил патриарха Иоанна вместе с синклитом и войсками в трибунал, и будучи внесен на носилках, уже не мог говорить сам, но при посредстве чтеца объяснил полезное для дел народа римского и Маврикия, своего зятя, нарек царем. Все восхвалили царское определение и царя Маврикия, и Тиверий, возвратившись, помер на своей постели. Царствовал он 3 года 10 месяцев и 8 дней. л. м. 6075, Р. Х. 575. Первый год царствования Маврикия Римского. В этом году воцарился Маврикий, будучи 43 лет, и немного спустя устроил свадьбу отца своего Павла, пришедшего в Византию, а дружкою жениха был Марит великий евнух придворный. В апреле месяце был на форуме сильный пожар, бурный ветер помогал огню и сгорело много домов. 10 мая было сильнейшее землетрясение и все бежали к церквам и не праздновалось уже конскими ристалищами основание города ( τEQ o( γενθμον) 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

117. Андрей Иерусалимский † ок 712 г, названный так потому, что подвизался неподалеку от иерусалимской лавры св Саввы Освященного, затем был протонотарием иерус патриарха, диаконом и сиропитателем храма Софии в Константинополе и, наконец, архиеп Критским, автор великого канона, трипеснцев страстной седмицы и мн др песнопений 118. πρας предел 119. γιφθογγος – от γιος святой и φθγγω – звучать. Слово, составленное самим песнописцем (неологизм) 120. σις – речь, изречение, выражение 121. Пс. 98.5 122. χρντων – незапятнанных 123. Пс. 90:4. 124. πανοικτρμον – всесострадательный, всемилосердный 125. Пс. 4:7, в евр. и рус. Библии «яви нам свет лица Твоего». Лице Божие представляется омрачаемым нашими грехами и гневом на них; искупление, знамением которого является Крест, просветляет это лице. 126. Нередкое в Библии образное выражение для обозначения неодолимости, победы, залогом которой служить Крест. 127. πολυλεος – слово, употребляемое только у LXX и в церковном языке. 128. τς ντως – действительно (жизни). Крест заменил собой на земле райское древо жизни, действительно дав людям ту жизнь, которую райское древо не дало, хотя могло дать. 129. εργσατο – у классиков глагол означает преимущественно телесную и ручную работу (ποιω – вообще работу). 130. τν ανων – «(Царь) веков». 131. В греч. запятая не здесь, а перед «посреди земли» 132. πρατα – пределы, освящает мир до его крайних пределов. 133. т. е. храм Воскресения (в Иерусалиме), освящение которого было одновременно с воздвижением Креста по его обретении. Таким образом, освящению («обновлению») храма Воскресения придается такое же мировое значение, как и воздвижению Креста; последнее в первом получило восполнение и завершение (Крест и воскресение) 134. «радуются» – γλλονται, «веселятся» – εφρανονται, первое – более восторженная радость. 135. Пс. 98:5. 136. В греч. «свят» и это сказуемое к «подаяй» (миру), которое в слав. остается без сказуемого, так и в греч. Псалтири «яко свят», т. е. Господь, но в евр «свято» может относиться и к «подножию», куда оно отнесено и в русской Библии.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

Лаврентий»). На некоторых иконах заметно влияние сев. художников, к-рые также в этот период работали в Иркутске (напр., на подписной и датированной 1756 г. иконе «Сретение» устюжского иконописца Василия Колмогорова, ее стилевые аналоги прослеживаются и на др. иконах храма). В артельной работе иконописцев влияние различных стилей давало своеобразный художественный результат. Многие мастера виртуозно справлялись с непростыми художественными задачами и имели высокий профессиональный уровень в рамках российского иконописания Нового времени. Стиль барокко просуществовал в Иркутске более столетия. На рубеже XVIII и XIX вв. он проявился в произведениях народных мастеров и ремесленников, барочные завитки в наличниках окон деревянных иркутских домов встречаются вплоть до 2-й пол. XIX в. Фрагмент росписи кафедрального собора в честь Богоявления в Иркутске. Иконописец С. Н. Фролов. 2002 г. Фрагмент росписи кафедрального собора в честь Богоявления в Иркутске. Иконописец С. Н. Фролов. 2002 г. Третий период, начавшийся со времени канонизации свт. Иннокентия Иркутского (1804), был прерван революцией 1917 г. и установлением в 1920 г. в Вост. Сибири советской власти. Утверждение за светским искусством в нач. XIX в. ведущей роли оказало влияние на церковное искусство: традиц. иконопись, претерпевшая глубинные изменения в барочный период, стала трансформироваться в живопись на религ. темы. Иконы или, точнее, иконы-картины для иконостасов эпохи классицизма писались в экзальтированно-сентиментальном духе с элементами натурализма. В таком стиле в 30-40-х гг. XIX в. работал М. Мурзин, живший в Верхнеудинске, позже в Иркутске и создавший иконы для церквей Иркутска, Якутска, Кяхты и др. (напр., «Рождество Христово» и «Благовещение» в иркутской Крестовоздвиженской ц.). В XIX в. в Иркутске работало мн. художников, получивших образование в учебных заведениях С.-Петербурга и Москвы: Д. И. Яковлев (учился в АХ у К. Брюллова, в 50-60-х гг. XIX в. жил в Иркутске, участвовал в написании икон для иконостасов верхоленской Воскресенской и иркутской Борисоглебской церквей); Н. В. Голубев (в 1848 окончил АХ, в 1854-1863 преподавал рисование в Иркутской губ. гимназии и Иркутском сиропитательном заведении, переехал в Киренск, где написал 2 иконы для Спасского собора); М. И. Зязин (в 1874 окончил АХ, с 1881 преподавал рисование в Иркутской учительской семинарии и Иркутском техническом уч-ще, в 1888 написал икону «Свт. Иннокентий Иркутский, с житием»); Н. В. Гребнев (в 1847-1856 учился в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в 1863-1874 жил в Иркутске); Н. И. Верхотуров (в 1883-1889, на рубеже XIX и XX вв. жил в Иркутске, организовал рисовальную школу, написал иконы для церкви Медведниковской больницы). Известны мастера, получившие образование в Иркутске (напр., иконописец Н. И. Туголуков, к-рый брал уроки живописи у Яковлева, портретист М. А. Васильев и др.).

http://pravenc.ru/text/674055.html

Никона на монашество. Из древней Руси идут еще два завета современным инокам – завет печалования за осужденных и завет обличения мирской неправды. Но первый завет наше монашество будет исполнять только в том случае, если проникнется задачами милосердия; второй – обличение властей и богачей вместо пресмыкательства пред властью и богатством – оно исполнит только тогда, когда вспомнит свои забытые уставы и станет не тем, что оно есть, а тем, чем должно быть. Одним из главнейших аргументов против больничной, школьной и отчасти благотворительной деятельности инока служат для арх. Никона соображения об иноческом досуге. Время нужно монаху, прежде всего, для церковной молитвы и никоим образом невозможно дозволить ему какое-нибудь послабление во имя, например, ухода за больными или подобного... «поделья». Думаем, что это положение требует больших ограничений. В общежительных монастырях есть должность больничных старцев, обязанных ходить за больными иноками. Их мы встречаем и в древнерусских монастырях, например, в Печерском и Троице-Сергиевом. Без сомнения, их приходилось освобождать от постоянных церковных служб, когда в монастыре были тяжко больные или умирающие. Но раз от церковных служб освобождали больничных старцев ради больного инока, то почему же не освобождать их и для больных мирян? Преп. Сергий заповедал инокам ходить за больными бедняками и может быть сам посещал больных. В книге самого же арх. Никона, «Житие и подвиги преп. Сергия» изображен подвижник, посещающих больных, а в объяснении к рисункам сказано: «Св. игумен ходит —763— за больными» 1011 . Во Введенской богадельне за больными мирянами ухаживали сначала монахи Троицкой обители, а потом, вероятно, иноки Пятницкого Подольного монастыря. Неужели преп. Сергию и троицким инокам XV–XVI в. не было известно, что время монаху нужно, прежде всего, для церковной молитвы? Неужели такое простое соображение, что нельзя в одно время быть у постели больного и в церкви, не приходило им на разум? Что на это скажет арх. Никон? – По уставу Василия Великого должность заведующего сиропитательницей, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010