Закрыть itemscope itemtype="" > «О Троице идите говорить к Леше» Памяти архиепископа Алексия (Фролова) 30.03.2021 664 Время на чтение 14 минут У архиепископа Алексия (Фролова) сегодня, на память преподобного Алексия, человека Божия, тезоименитство. Часто наставляя о том, что мы ничего в церковной жизни не должны менять, ни единой черточки, пока на то не будет явлено свидетельство свыше, владыка напоминал: иначе как мы посмотрим в глаза преподобному Сергию Радонежскому, нашим новомученикам и исповедникам Церкви Русской – всем тем, кто сохранил для нас веру? Здесь свидетельства тех и о тех, кто помнит владыку и, возможно, уже встретился с ним – глаза в глаза. Человек особой отзывчивости Митрополит Феофан (Ашурков ; † 20.11.2020): Митрополит Феофан (Ашурков) – Владыка Алексий – это совершенно удивительная личность. Я помню его еще мальчишкой. Он помоложе меня, учился у меня в семинарии. После этого он долгое время был диаконом, потом протодиаконом, то есть главным диаконом в Московской духовной академии. Разносторонне одаренный, имел прекрасный голос. Знаток искусства. Замечательный экскурсовод, научный работник нашего академического музея – ЦАКа (Церковно-археологического кабинета). Но это не самое главное. Это человек особой отзывчивости. С ним, когда общаешься, помню, ощущаешь в нем какой-то внутренний свет, он светился. Он всегда был весел, сколько помню его, улыбался. Анатолий Фролов у преподобного митрополита Зиновия (Мажуги) У меня такое ощущение, что все мы, люди, имеем к одним привязанность, к другим не очень доброе отношение, а мне видится, владыка Алексий ко всем относился очень мягко. С большой любовью. Это та черта, которую он перенял, я бы даже сказал немножко дерзко, находясь в его Большой келье – у самого преподобного Сергия. Оттуда он вынес этот внутренний мир и теплоту. Эту любовь к людям и внутреннюю теплоту он перенял у преподобного Сергия Затем, когда по воле священноначалия он был как бы изъят из обители преподобного Сергия, он пошел по пути, который проложил преподобный Сергий. Когда было видение множества птиц, и иноки пошли по всей Руси времен преподобного Сергия, чтобы нести свет веры в самые различные ее уголки окрест. Точно так же Господь поставил отца Алексия в возрождающуюся обитель Новоспасского монастыря. В столице. Это было очень важно. Здесь нужен был именно отец Алексий (Фролов), который обладал, как я выше уже сказал, удивительным тактом, имел богатые таланты. Это ведь столица. Здесь народ непростой. Тут во многом формируется, хотя кому-то будет это обидно слышать, мировоззрение всей страны. Именно столицы генерируют и распространяют мировоззрение на всю страну.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/30/o_troi...

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша) 17 Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 г. в селе Луппа Лохвицкого уезда Полтавской губернии. В 1905 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем Андроник. Глубоко переживал закрытие монастыря. Своей строгой иноческой жизнью обратил на себя внимание епископа Павлина (Крошечкина), Курского викария, который взял его себе в келейники и в 1922 г. рукоположил во иеродиакона. В 1923 г. был сослан на Колыму на 5 лет. По амнистии вернулся из ссылки раньше срока. В 1926 г. рукоположен в сан иеромонаха. Через год, во время тяжелой болезни, пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. В 1939 г. во второй раз был осужден. В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь. Был назначен благочинным и ризничим монастыря. 5 мая 1955 г. возведен в сан схиигумена. Велик был духовный авторитет старца Андроника. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим (Амелин) исповедовались у него. После вторичного закрытия обители в 1961 г. переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Грузии продолжил свое старческое служение. Совершал богослужения и исповедовал в тбилисском храме святого Александра Невского. Тесна была духовная связь отца Андроника со всеми Глинскими иноками, которые часто писали ему и навещали его. В 1963 г. митрополит Зиновий возвел отца Андроника в сан архимандрита. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) преставился ко Господу в Тбилиси 21 марта 1974 г. Прах отца Андроника предал земле митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим. Благословение Господне почиет в сердцах ваших, мои никогда незабвенные духовные дети и отцы: М., И., Н. и Н. Прошу я вас помолитесь за меня болящего. Сколько есть моих сил, всегда днем и ночью я вас поминаю во своих грешных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Мы постоянно нуждались в его молитвах» Памяти митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги) Зиновий Чесноков 25 марта 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение о прославлении митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги) , в схиме Серафима, в лике святых в составе Собора преподобных отцев Глинских (память 9/22 сентября). Владыка Серафим – один из духоносных старцев XX века. Публикуем отрывки из книги Зиновия Чеснокова «Старец и митрополит. О жизни преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима». Преподобный Серафим (Мажуга), схимитрополит Тетрицкаройский Гонения начала XX века по своей чудовищности и силе сопоставимы, наверное, только с гонениями на христиан в первые века. Подобно многим мученикам за веру, преподобный Зиновий был без вины арестован и почти пять лет находился в заключении, в лагерях, где перенес многие притеснения и издевательства. Своим смирением и терпением он завоевывал уважение как у заключенных, так и у надзирателей тюрем, следователей и судей. Он не закрепил своего мученичества кровью, но претерпел достаточно скорбей и страданий. Отец Георгий Пильгуев пишет, что никогда не видел владыку Зиновия, отца Андроника или отца Серафима раздраженными, недовольными. Всегда у них находилось теплое слово для верующих, «в радости – радоваться вместе, в скорбях – понимать свои скорби, но не падать духом. Они все тяжести житейские перенесли достойно и достойно отошли в жизнь вечную» . Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) говорил: «“Владыка Зиновий научил меня катиться круглым камушком ко всем людям”, – и проявлял великую любовь и терпение, чтобы привлечь человека к Богу, пробудить в нем желание спастись в вечной жизни» . «Митрополит Зиновий был человеком высокой культуры. Он много читал, особенно любил книги, посвященные церковной истории, архитектуре и иконописи» . Владыка был кротким и смиренным. Примером своей жизни он учил других тому, как надо жить, как надо любить Бога. Люди, видя его простоту и смирение, стремились к этим добродетелям. Пастыри Церкви Христовой учились его духовности, старались достичь ее и в своей деятельности. Протоиерей Михаил Диденко пишет: «Его простота, кротость и смирение стали и у меня нормой поведения. Та духовность, которую я почувствовал за первой его Литургией, во время моего знакомства, стала вырабатываться и в моем сознании, во всей моей пастырской деятельности. В нем чувствовалось воспитание того монастыря, в котором он прошел все послушания до принятия священного сана, и это послушание проходит красной нитью во всей его жизни до конца дней» . На нем поистине исполнились слова Христа Спасителя: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5).

http://pravoslavie.ru/91841.html

12 ноября, когда Церковь совершает память священномученника Зиновия Егейского, духовные чада преподобного Зиновия, митрополита Тетрицкаройского , вспоминают своего почившего Авву. Ниже мы приводим отрывки из книги Зиновия Чеснокова «Старец и митрополит. О жизни преподобного Зиновия (Мажуги), в схиме Серафима». Митрополит Зиновий с паломниками. Внизу будущий архиепископ Алексий (Фролов)      Преподобный Зиновий (1896–1985) отличался необыкновенной сердечностью, радушием и гостеприимством. Мягкий, открытый и доброжелательный старец умел расположить к себе человека, ободрить его. Для каждого у него находилось слово утешения. Он был всегда доступен, прост и добр. Валерий Лялин, приехавший в Тбилиси, чтобы увидеть митрополита Зиновия, так описывает свою первую встречу со старцем: “Вижу: монашек сухой, старенький, на голове поношенная скуфья, ряса потертая, на ногах лапти” «Вижу, у церковной ограды стоит старый монашек, стоит и разговаривает со старушками в белых платочках. Пойду — расспрошу. Подхожу ближе: монашек сухой, старенький. Одет неважно: на голове поношенная скуфья, ряса старенькая потертая, на ногах лапти. Стоит, опирается обеими руками на посох. Эх, думаю, какой-то пустынник с гор из бедного скита. Слушаю, перебивать неудобно. Разговор шел за жизнь. Старушка жаловалась, что зять пьет горькую и её обижает. Старичок-монах наставлял ее, как приняться за дело, чтобы отвадить зятя от пристрастия к хмельному. Я дождался окончания разговора и обратился к монашку: — Простите, Христа ради, где мне найти митрополита Зиновия ? Старичок посмотрел на меня ласково своими ясными добрыми глазами и тихо сказал: — Митрополит Зиновий — это я. Ну, я так чуть и не повалился от удивления! — Владыко, это Вы? Я видел наших ленинградских митрополитов в черных шелковых рясах, в белых клобуках, с алмазными крестами, с драгоценными посохами в руках, как их с почтением принимали из черной лакированной машины, вели под руки в храм со славой колокольного звона, через строй подобострастно склонившихся священников, а они милостиво, обеими руками, раздавали народу благословение. А тут бедный старенький монашек с посохом и в лаптях. Это был старец Зиновий — митрополит... Вот перед таким святителем стоял я, онемев, уставившись на лапти.

http://pravoslavie.ru/87638.html

«Возлюбите ближнего своего – и тогда вы возлюбите Христа!» К 90-летию со дня рождения схиархимандрита Виталия (Сидоренко) Зиновий Чесноков В 1928-м году родился схиархимандрит Виталий (Сидоренко) , подвизавшийся в Грузии прозорливый старец, молитвенник и утешитель страждущих. Наследник духовной традиции Глинских старцев , батюшка Виталий учил духовных чад покаянию и любви: «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами». Владыка Зиновий с отцом Виталием. Начало 1980-х годов В тбилисский Александро-Невский храм не иссякает поток верующих. В его Никольском пределе под спудом покоятся честные мощи великого и благодатного Глинского старца – преподобного митрополита Зиновия (в схиме Серафима (Мажуги); 1896–1985), который с начала 1950-х годов стал настоятелем этого русского храма в столице Иверии и собрал вокруг себя многих Глинских подвижников. «Филиалом» Глинской пустыни называли этот островок России в Закавказье. Одним из тех Глинских подвижников, которые перебрались под омофор святого Зиновия, был схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Его честные останки погребены во дворе русской церкви Александра Невского. Верующие грузины, русские и люди других национальностей приходят в этот русский храм, чтобы поклониться мощам святого Зиновия и честным останкам схиархимандрита Виталия, зажечь свечи и возложить цветы на месте их упокоения. Кто приходит в скорби в надежде на благодатную помощь этих угодников Божиих в тяжелых жизненных ситуациях, кто благодарит за получение просимого. От верующих можно услышать многочисленные истории о том, как помогают святой Зиновий и отец Виталий в решении их проблем и утешают в скорбях и по отшествии своем в «селения праведных» (Пс. 117, 15). Храм Александра Невского в Тбилиси Вся жизнь этого старца была воплощением любви, смирения и сострадания В этом году мы отмечаем знаменательную дату – 90-летие со дня рождения схиархимандрита Виталия. Вся жизнь этого старца была воплощением любви, смирения, добродетели и сострадания. Незадолго до своей кончины в письме духовным чадам он составил нам замечательное поучение, которое можно назвать его духовным завещанием:

http://pravoslavie.ru/117631.html

Отец Виталий в Сергиевом Посаде. 1979 г. 1 декабря – день кончины схиархимандрита Виталия (Сидоренко) , удивительного подвижника, прозорливого старца, молитвенника и утешителя страждущих. Наследник духовной традиции Глинских старцев , батюшка Виталий учил духовных чад покаянию и любви: «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами». Сам отец Виталий был бездонным кладезем любви и сострадания. С 1960-х годов старец подвизался в Грузии, здесь и окончил свои земные дни в 1992 году. За советом, утешением, помощью к старцу приходят, приезжают, как и прежде, – у его могилы всегда люди: молятся, плачут, ведут безмолвную беседу с подвижником… А те, кто сподобился лично знать батюшку, хранят в сердце его наставления и уроки и делятся ими с другими. П риехав первый раз в Тбилиси, я весь день бродила по улицам старого города, поклоняясь его святыням. Гора Мтацминда – храм и пещерка преподобного Давида Гареджийского, Сионский собор – крест святой равноапостольной Нины , храм Анчисхати VI века, храм Креста, храм Иоанна Богослова, Синий монастырь… Жарко. Но всё-таки надо дойти до русского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и поклониться могилкам известных и любимых мною глинских старцев – схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и митрополита Зиновия (Мажуги), недавно канонизированного Украинской Церковью. Последний совершал постриг в монашество нынешнего Грузинского Патриарха Илии II. С 1950 до 1982 года он был настоятелем этого храма, который называли «филиалом Глинской пустыни». Храм св. Александра Невского, Тбилиси      Храм святого Александра Невского находится недалеко от станции метро «Марджанишвили». Русский храм стоит на углу деловой улочки, и уже издалека голубые луковки с крестами радуют глаз. В церкви хранятся частицы мощей Марии Магдалины, святой Нины, святителя Николая, преподобного Шио Мгвимского, одного из сирийских отцов, другие святыни. Митрополит Зиновий (Мажуга) Честные останки митрополита Зиновия покоятся в левом, Никольском приделе. На высокой темно-серой гробнице сделаны две надписи:

http://pravoslavie.ru/66226.html

Донской Старочеркасский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Старочеркасский монастырь в честь Донской иконы Божией Матери — православный монастырь в станице Старочеркасская Аксайского района Ростовской области России; учреждён в 1994 году на территории бывшего Ефремовского женского монастыря, существовавшего с 1837 года, закрытого в 1927 году. Содержание История [ править править код ] Торжественное открытие Ефремовского женского монастыря состоялось 12 сентября 1837 года — на пожертвования вдовы полковника Данилы Степановича Ефремова. Пожертвованное подворье атаманов Ефремовых, заложенное в 1750 году (домовая церковь во имя Донской иконы Божией Матери 1756—1761 годов), было известно на Дону своим богатством и европейскими приёмами. В начале XX века в монастыре находилось 16 штатных монахинь, 2 сверхштатных, 96 рясофорных, 135 послушниц, а всего 250 человек. Реликвии монастыря, как и Войскового Воскресенского собора станицы Старочеркасской, в годы гражданской войны были вывезены за границу; перед возобновлением монастырь находился в ведении Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Монастырь вновь открыт 5 октября 1994 года. Первоначально братия поселилась в Старочеркасске в арендованном частном доме; велись восстановительные работы Донской церкви. Благоустроили землю вокруг храма, привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле церкви. На колокольне Донского храма появились колокола. Первым наместником возрождённого монастыря был архимандрит Модест (Потапов) (1926 — 14 марта 2002), принявший постриг от своего духовника митрополита Зиновия (Мажуги), в схиме — Серафима, начавшего свой монашеский путь в Глинской пустыни, а ныне прославленного в лике святых. С 2005 года наместником монастыря является игумен Макарий (Зеленков). Святыни монастыря [ править править код ] В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Некоторое время она находилась в Воскресенском Войсковом Соборе, пока восстанавливался монастырский храм. Впоследствии эта икона была торжественно перенесена посвященный ей храм Донской иконы Божией Матери. Сейчас она находится в притворе этого храма. С ней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_Староч...

Протоиерей Павел Косач Мне часто вспоминается мое первое Соборование, так потрясшее меня и так изменившее мою жизнь. Я в то время сильно болела, казалось, что это будет продолжаться бесконечно. Болезнь привела меня в храм, я стала причащаться раз в две недели, но изменения к лучшему в моем самочувствии происходили очень медленно, во всяком случае, мне так казалось. И вот как-то весной, во время Великого поста, я попала в храм Иоанна Богослова у нас в Тбилиси. Это старинный храм в центре города, построенный ещё во время правления Императора Николая Второго, в самом начале XX века. Тогда там служил протоиерей Павел Косач, многоопытный в духовной жизни батюшка, который прослужил секретарем у Глинского старца митрополита Зиновия (Мажуги) более 40 лет. Путь отца Павла был похож на путь многих священников того времени. Отец его был кадровым военным, и его переводили с места на место, пока семья не оказалась в Грузии. Господь в юном возрасте привел отца Павла в Церковь, после чего он поступил в Ставропольскую семинарию, после закрытия которой продолжал обучение в Одесской семинарии, откуда с 4-ого курса, во время хрущевских гонений, его забрали в военный стройотряд, валить лес на Крайнем Севере. В 1973-м году Патриарх Давид посвятил отца Павла во священники. До 1985 года он прослужил в нашей Тбилисской церкви Святого Александра Невского, а затем в церкви Святого Иоанна Богослова. Супруга отца Павла, Серафима, теперь уже монахиня Вера, и доныне регент нашей церкви. Выслушав меня, отец Павел велел обязательно прийти на Соборование, которое состоится вскоре. С такой уверенностью он говорил, что Соборование мне непременно поможет, что я поверила, хотя тогда ничего не знала об этом таинстве. На Соборование пришли все мои родные, даже свекровь со свекром, который незадолго до этого крестился. Народу было немало, Соборование длилось долго. Мы очень устали, особенно я, которая его еле выстояла. Но после Соборования совершилось чудо, которое произвело не только на меня, но и на всех моих родных неизгладимое впечатление – я выздоровела! Поправилась враз, вдруг! Это было чудом, чудом Божиим, которое совершилось по вере батюшки и моих родных! Это неизреченная милость Божия, которая была явлена мне и моим близким, так измучившимся и изнервничавшимся за меня, милость Божия, утвердившая всех нас в вере.

http://pravoslavie.ru/148380.html

Святитель Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим      Как верующие люди любят святых, и как часто обращаются к ним за помощью! Ищет сердце общения с небесными жителями, которые перешли порог смерти и вошли в Царство Небесное. Жаждут они, чтобы и мы попали в Рай и готовы во всем помогать нам. Они ждут общения с нами через нашу молитву. О многих мы знаем, а многие сокрыты от нас промыслом Божиим. Но иногда, по милости Божией, наступает такой момент в жизни, о котором сказано: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16). Сам Господь тогда прославляет своих святых и открывает их имена для того, чтобы мы чтили их и прибегали к их помощи. В 2010 году были прославлены известные глинские старцы – схимитрополит Серафим (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Тело новопрославленного святого митрополита Зиновия (Мажуги) почивает в Грузии, в Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. В нем владыка был настоятелем и служил все последние годы жизни. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом Митрополит Зиновий (в миру Захария) родился в городе Глухове Черниговской губернии в 1896 году. Он рано остался сиротой, но всю жизнь вспоминал наставления своей глубоко верующей матушки Феодосии, которая передала ему свою веру и любовь ко Господу. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом. С самого детства он благоговел к Пресвятой Богородице, и Она Сама стала его покровительницей и путеводительницей по морю житейскому. В 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни. С самого детства он был очень милостивым и сострадательным. По воспоминаниям рабы Божией Анны, которая была его ближайшей соседкой и долгие годы ежедневно общалась с ним, владыка Зиновий был человеком очень чутким, с чрезвычайно отзывчивым сердцем. Мог выслушивать и утешать всех, кто приходил к нему. Часто до полного изнеможения. Он не мог отказать в помощи. Владыка Зиновий был очень прост в жизни и доступен для общения. Часто дарил соседским деткам мелочь. Скорбел обо всех сердцем. Был совершенно незлопамятным и кротким человеком. Даже когда староста храма, в котором владыка был настоятелем, писал на него жалобы, в ответ на возмущение прихожан недостойным поведением этого человека и желание снять его с этого места, владыка отвечал, что никого он снимать не будет. Еще в юности, когда Захария был послушником в монастыре, его старцем был отец Герасим, известный своим строгим отношением к послушникам. Но будущий владыка все переносил с терпением и полным послушанием.

http://pravoslavie.ru/73463.html

Схиигумения Елисавета (Орлова): Искали Бога — нашли старцев Мы искали Бога – нашли старцев. А сейчас люди ищут не Бога, а старцев, человеков ищут! Когда приезжали к отцу Виталию, то говорили иногда: ‘Отец Виталий, слава Богу, мы Вас нашли’. А он отвечал: ‘Не вы меня нашли, а я Богу молился, и Господь избрал вас’. 26 сентября, 2012 Мы искали Бога – нашли старцев. А сейчас люди ищут не Бога, а старцев, человеков ищут! Когда приезжали к отцу Виталию, то говорили иногда: ‘Отец Виталий, слава Богу, мы Вас нашли’. А он отвечал: ‘Не вы меня нашли, а я Богу молился, и Господь избрал вас’. Тбилиси – город совершенно неповторимого колорита, обаяния, теплоты. Поэтому войдя в ограду церкви святого благоверного князя Александра Невского , на мгновение замираешь от изумления: ты неожиданно попадаешь в Россию прежних лет – строгую, скромную, простую. Впервые сюда меня привел около десяти лет тому назад один грузинский священнослужитель. Он в тяжелую для него минуту молился на могиле схиархимандрита Виталия. Мое сердце тронуло это полное доверия обращение за помощью к русскому старцу, словно к живому. Сегодня я вновь у отца Виталия. Идет панихида. Она служится здесь почти ежедневно. Звучат ласковые южно-русские напевы. После панихиды люди не расходятся, опускаются на колени, просят о сокровенном. А я поднимаюсь в «крестилку», где меня ждет матушка Елисавета. Она переехала в Тбилиси из России по благословению отца Серафима (Романцова) в 1975 году. Тогда при Александро-Невской церкви собрались старцы из закрытой Глинской пустыни – митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в схиме Серафим (Мажуга, †1985), схиархимандриты Серафим (Романцов, †1976), Андроник (Лукаш, †1974) и Виталий (Сидоренко, †1992) . С читателями «Правмира» матушка делится необыкновенным опытом жизни в послушании святым старцам. Схиигумения Елисавета (Орлова) в келье митрополита Зиновия (Мажуги) Матушка Елисавета – игумения. Время от времени к ней заглядывают то свечница за свечами, то водитель, который привез продукты; возле храма накрыты столы, кормят нуждающихся. «Так всегда было в Глинской, – поясняет матушка с улыбкой и продолжает, — вот…старцы ушли, а я так и осталась у них на послушании». Филиал Глинской в Тбилиси

http://pravmir.ru/sxiigumeniya-elisaveta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010