И. вернулся в Грузию и был назначен клириком кафедрального собора во имя свт. Николая в Батуми, в дек. 1960 г. стал настоятелем храма (до 1967). 19 дек. того же года был возведен в сан игумена, 16 сент. 1961 г.- в сан архимандрита. И. считает Аджарию местом, где он «впервые осознал значение слова «паства»». Часть населения Аджарии исповедовала ислам, деятельность молодого пастыря способствовала укреплению Православия в регионе и росту числа православных. Архиерейское служение 25 авг. 1963 г. Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митр. Урбнисского Давида (Девдариани; впосл. Католикос-Патриарх Давид V (VI) ), митр. Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), еп. Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и еп. Степанаванского Зиновия (Мажуги) хиротонисал И. во епископа Шемокмедского и назначил своим викарием, а 17 мая 1969 г. возвел его в сан митрополита. Осенью 1964 г., невзирая на сопротивление со стороны властей, Католикос-Патриарх Ефрем II и И. добились открытия в древнегруз. столице Мцхете единственного в то время в Грузии духовного учебного заведения - Пастырских богословских курсов им. еп. Гавриила (Кикодзе), к-рые возглавил И. В 1965 г. курсы были реорганизованы в Мцхетскую ДС, И. оставался ректором ДС до 26 мая 1972 г. Студенты и преподователи Мцхетской ДС. 3-й слева в 1-м ряду - Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе), 2-й слева - еп. Илия. Фотография. 2-я пол. 60-х гг. XX в. Студенты и преподователи Мцхетской ДС. 3-й слева в 1-м ряду - Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе), 2-й слева - еп. Илия. Фотография. 2-я пол. 60-х гг. XX в. 1 сент. 1967 г. И. был переведен в Сухумско-Абхазскую епархию . В знак уважения к прихожанам, представителям различных наций, И. во время богослужения совершал возгласы на груз., церковнослав., абх. и греч. языках. С 1964 по 1977 г. И. возглавлял ОВЦС ГПЦ. И. уделял особое внимание вопросу признания в православном мире восстановленной в 1917 г. автокефалии ГПЦ. Несмотря на то что в 1943 г. автокефалию признала РПЦ, остальные Поместные Церкви по-прежнему рассматривали ГПЦ на правах автономной. В 1964 г. И. принял участие в 3-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (1-15 нояб.), где, приведя доказательства в пользу исторической обоснованности автокефалии ГПЦ, поставил перед К-польским Патриархатом вопрос о признании этого факта на международном уровне и об определении места в диптихе, соответствующего положению Церкви. Не достигнув взаимопонимания с участниками совещания, И. в знак протеста оставил заседание.

http://pravenc.ru/text/389389.html

83 Село Борец находится в Сараевском районе Рязанской области, в 30–40 км. от районного центра. Храм Воскресения Христова трёхпрестольный, с высокой колокольней. В период служения там отца Иоанна действовал только один придел. 85 Глинская Рождества Богородицы мужская пустынь была основана в XVI в. на месте явления чудотворного образа Рождества Пресвятой Богородицы. До революции относилась к Путивльскому уезду Курской губернии, ныне это село Сосновка Глуховского района Сумской области Украины. Наибольшего расцвета Глинская пустынь достигла в начале XIX в. В 1922 г. обитель была закрыта, монахов выслали, а церковные здания, хозяйственные постройки и большую часть стены разобрали на кирпич. В 1942 г. монастырь был возобновлён, в него возвратилась братия во главе с настоятелем архимандритом Нектарием. Обитель стала известна своими старцами, к которым приезжали паломники со всей России. В 1961 г. монастырь был снова закрыт. В нём разместился Сосновский психоневрологический интернат. В 1994 г. Глинская пустынь была возвращена в Церкви, в настоящее время монастырь восстанавливается. 86 Схиархимандрит Серафим (Амелин Симеон Дмитриевич) родился 21 июля 1874 г. в деревне Соломино Курской губернии. В 1893 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1904 г. пострижен в мантию. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, в 1917 г. – во иеромонаха. После закрытия монастыря тайно принял схиму, жил в селе Ковенки Курской (впоследствии Сумской) области. С 1941 г. о. Серафим стал служить в Ильинском храме села Ковенки, который открыли после прихода немцев. В 1942 г. была открыта Глинская пустынь, и он вернулся в родную обитель. В мае 1943 г. был утверждён в должности настоятеля и возведён в сан игумена. В 1948 г. – в сан архимандрита. Скончался 18 октября 1958 г. и погребён возле алтаря храма. После вторичного закрытия обители был перезахоронен на общее братское кладбище. 87 Схиархимандрит Андроник (Лукаш Алексей Андреевич) родился 12 февраля 1889 г. в селе Луппа Полтавской губернии. В 1905 г. поступил в Глинскую пустынь, в 1921 г. пострижен в монашество. После закрытия монастыря, в 1922 г., был рукоположен во иеродиакона и служил с епископом Павлином (Крошечкиным). В 1923 г. арестован и сослан на пять лет на Колыму. По амнистии вернулся из ссылки раньше срока и в 1926 г. рукоположен в сан иеромонаха. Через год во время тяжёлой болезни келейно пострижен в схиму. В 1939 г. вторично арестован и осуждён. В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь, был назначен благочинными ризничим монастыря. После вторичного закрытия обители по приглашению митрополита Зиновия (Мажуги) переселился в Тбилиси. Служил в храме св. Александра Невского в Тбилиси. В 1963 г. был возведён в сан архимандрита. Скончался 21 марта 1974 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Маму Патриарха звали Наталия, она была добросердечная и благочестивая женщина. В ее жизни произошел такой случай: как-то она возвращалась на грузовике в Орджоникидзе. Когда они проезжали мимо храма Святого Георгия, она попросила водителя остановить машину, чтобы зажечь свечу. Он остановил. Наталия зажгла свечу, и они поехали дальше, на Крестовый перевал. Дорога была сложная. Приключилась беда: машина соскользнула в ущелье. При этом все пассажиры остались живы. Все подходили к матери Патриарха и целовали ее. Они поняли, что спаслись благодаря ее молитве. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия ΙΙ Через год после Патриарха родился его двоюродный брат Рафаил. Георгий, его отец, что-то строил тогда во дворе, и на листе бумаги он написал: «или Ираклий (так звали Патриарха), или Рафаил станет Патриархом Грузии». Этот лист он поместил в бутылку и заложил в фундамент. Потом сделал копию (которая находится сейчас в нашем церковном архиве в Тбилиси). Удивительно, правда?! Святейший Патриарх очень почитает своих родителей, он написал их портреты, часто служит панихиду по ним, раздает в память о них сладости. — Наверное, благочестие родителей повлияло на выбор пути Патриарха? — Думаю, это заслуга его отца. Патриарх окончил духовную семинарию и академию в Загорске. Ему предлагали остаться там преподавателем, но он вернулся в Грузию и принял монашество в храме святого Александра Невского в Тбилиси от митрополита Зиновия (Мажуги). Недавно Патриарх вспоминал, как после пострига его привели к тогдашнему патриарху Мелхиседеку III (Пхаладзе). Тот долго смотрел на него и произнес: «Если бы у меня было хоть несколько таких молодых, я бы возродил всю православную Грузию». Патриарха рукоположили во диакона, затем во священника и направили служить в Никольский храм в Батуми. А в 1963 году его рукоположили во епископа Батумского и Шемокмедского и направили в Гурию. А оттуда перевели в Абхазию в 1967 году. Сложная была ситуация! По всей Грузии действовало лишь несколько женских монастырей.

http://pravmir.ru/mitropolit-batumskij-i...

«О Троице идите говорить к Леше» Памяти архиепископа Алексия (Фролова) У архиепископа Алексия (Фролова) сегодня, на память преподобного Алексия, человека Божия, тезоименитство. Часто наставляя о том, что мы ничего в церковной жизни не должны менять, ни единой черточки, пока на то не будет явлено свидетельство свыше, владыка напоминал: иначе как мы посмотрим в глаза преподобному Сергию Радонежскому, нашим новомученикам и исповедникам Церкви Русской – всем тем, кто сохранил для нас веру? Здесь свидетельства тех и о тех, кто помнит владыку и, возможно, уже встретился с ним – глаза в глаза. Человек особой отзывчивости Митрополит Феофан (Ашурков ; † 20.11.2020): Митрополит Феофан (Ашурков) – Владыка Алексий – это совершенно удивительная личность. Я помню его еще мальчишкой. Он на месяц старше меня, но я учился чуть ранее его в семинарии. После этого он долгое время был диаконом, потом протодиаконом, то есть главным диаконом в Московской духовной академии. Разносторонне одаренный, имел прекрасный голос. Знаток искусства. Замечательный экскурсовод, научный работник нашего академического музея – ЦАКа (Церковно-археологического кабинета). Но это не самое главное. Это человек особой отзывчивости. С ним, когда общаешься, помню, ощущаешь в нем какой-то внутренний свет, он светился. Он всегда был весел, сколько помню его, улыбался. Анатолий Фролов у преподобного митрополита Зиновия (Мажуги) У меня такое ощущение, что все мы, люди, имеем к одним привязанность, к другим не очень доброе отношение, а мне видится, владыка Алексий ко всем относился очень мягко. С большой любовью. Это та черта, которую он перенял, я бы даже сказал немножко дерзко, находясь в его Большой келье – у самого преподобного Сергия. Оттуда он вынес этот внутренний мир и теплоту. Эту любовь к людям и внутреннюю теплоту он перенял у преподобного Сергия Затем, когда по воле священноначалия он был как бы изъят из обители преподобного Сергия, он пошел по пути, который проложил преподобный Сергий. Когда было видение множества птиц, и иноки пошли по всей Руси времен преподобного Сергия, чтобы нести свет веры в самые различные ее уголки окрест. Точно так же Господь поставил отца Алексия в возрождающуюся обитель Новоспасского монастыря. В столице. Это было очень важно. Здесь нужен был именно отец Алексий (Фролов), который обладал, как я выше уже сказал, удивительным тактом, имел богатые таланты. Это ведь столица. Здесь народ непростой. Тут во многом формируется, хотя кому-то будет это обидно слышать, мировоззрение всей страны. Именно столицы генерируют и распространяют мировоззрение на всю страну.

http://pravoslavie.ru/138309.html

Когда закрыли обитель во второй раз, он перебрался в знакомые места – на Кавказ, где уже жил в молодые годы, после разгрома монастыря в 1922 году. Оттуда он был сослан. После Петрова дня 1961 года, когда снова опустела обитель, отец Серафим обосновался в Сухуми, где помогал местным священникам исповедовать, читать записки. Приглашал некоторых приехать в отпуск, организовывал паломничества по святым местам древней Иверии, старался поддерживать связь со всеми монахами Глинской пустыни и советовал держаться вместе; если не позволяют внешние условия, то хотя бы духовно, поддерживая друг друга и молясь друг о друге. Умер он там же в глубокой старости . В 2009 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мощи преподобного Серафима (Романцова) были перенесены в Глинскую пустынь . Глинских старцев очень любили и почитали. По их святым молитвам происходило много чудес. Теперь мощи преподобных Серафима (Амелина), Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова) перенесены в Глинскую пустынь, а мощи преподобного схимитрополита Серафима (Зиновия Мажуги) покоятся в Александро-Невском храме в Тбилиси. Мы имеем твердое убеждение, что эти великие старцы предстоят Престолу Божию и молятся о нас грешных. Преподобные отцы наши Глинстии, молите Бога о нас! Рейтинг: 9.6 Голосов: 198 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к братии Валаамского монастыря 9 июля 2011 г. Цит.: Журнал Московской Патриархии. Октябрь (10) 2013 г. С. 46.  Там же.  Чесноков Александр, протоиерей; Чесноков Зиновий. Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. XX век. – М.: Сретенский монастырь, 2013. С. 6–7. ] Маслов Н.В. Педагогика старчества. Русский инок. Январь, 2014. – М.: ООО «Самшит-издат». С. 86.  Там же.  Там же.  Там же.  Цит. по: Ираклий, иеромонах. Старец и его служение//Воронежский епархиальный вестник. (27), июль. 1992. С.7.  Там же.  Архив комиссии по канонизации Украинской Православной Церкви. Заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви от 8 мая 2008 года. Журнал 37.

http://pravoslavie.ru/101009.html

Аналогичным образом, хотя и по другим причинам, обстояло дело с другим видом нелегальной церковной жизни – с подпольным монашеством. Судя по известным сегодня источникам, закрытие монастырей в конце 1950-х – 1960-е гг. так же, как в 1920-х гг., действительно привело к тому, что большая часть их бывших насельников так или иначе пополняла ряды нелегального монашества. Наиболее ярким и хорошо описанным примером является Глинская пустынь, часть монахов которой после закрытия монастыря в 1961 г. перебралась на Кавказ и поселилась как в городах, так и в кельях в горах. Здесь они пользовались покровительством митрополита Тетрицкаройского (Грузинской Православной Церкви) Зиновия (Мажуги) – постриженника Глинской пустыни. Это были маленькие незаметные группы (судя по всему, вместе жили не более двух монахов), которые – в отличие от насельников «домашних» монастырей более раннего периода – практически не оказывали влияния на религиозную жизнь сельской или городской округи. Это, правда, не касалось нескольких особенно почитаемых глинских старцев, к которым паломники ехали со всей страны 802 . Но влияние этих пастырей покоилось на их личном духовном авторитете, а не на той роли, какую играли в церковной жизни нелегальные монастыри. Нужно также учитывать, что теперь было принципиально иным число закрытых монастырей и их насельников. В 1920-е гг. количество закрытых обителей достигало нескольких сотен, а изгнанных насельников – десятков тысяч 803 . В 1950-е гг. общее число российского легального монашества немногим превышало четыре с половиной тысячи человек. К 1965 г. был закрыт 41 монастырь, который должны были покинуть 3161 иноков и инокинь. Некоторых из них власти трудоустроили, других отправили в больницы и дома престарелых, часть бывших насельников переселилась к родственникам и близким знакомым 804 . Тем самым подпольные монашеские общины могли пополнить около трех тысяч человек. Конечно, они уже не могли создать сеть «домашних» монастырей, подобную той, что покрывала страну в довоенные годы. Тем более что монашествующие старались селиться в труднодоступных местах, выбирая для этого, например, горы Грузии и Абхазии 805 . Подобно незарегистрированным приходам, нелегальные монастыри 1950–1960-х гг., хотя и продолжали существовать как явление церковной жизни, уже были не столь многочисленны, как в довоенные годы, и не могли оказывать сколько-нибудь заметного влияния на церковную жизнь этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Глубоко почитали о. Серафима и все правящие архиереи. Так, епископ Белгородский Панкратий (Гладков) в первый же год настоятельства о. Серафима наградил его палицей и крестом с украшениями . Архиепископ Сумской и Ахтырский Корнилий (Попов) в 1946 г. отзывался о нем как о старце «высокой религиозной настроенности, любимом братией и верующими за обходительность и добродетельную жизнь,… достойном преемнике прежних славных в подвижнической жизни настоятелей прославленной Глинской пустыни» . Иларион (Прохоров), епископ Сумской и Ахтырский, в 1948 г. возвел о. Серафима в сан архимандрита и назвал «благоговейным и усердным молитвенником, уважаемым братией за добрую жизнь» .    Но особенно почитал архимандрита Серафима преосвященный Евстратий (Подольский), управлявший Сумской епархией в 1951—1958 гг. Он писал Святейшему Патриарху Алексию (Aлekcuю I — Примеч. издат.): «Строгий к себе, благочестивый отец настоятель архимандрит Серафим зорко следит за поведением всех послушников и не допускает ни для кого никаких отступлений от правил монашеской жизни» , «архимандрит Серафим — человек прекрасной души» . А для бывшего насельника Глинской пустыни епископа Степанаванского, впоследствии митрополита Тетрицкаройского, Зиновия (Мажуги, в схиме Серафима) архимандрит Серафим был истинным духовным наставником. Преосвященный Зиновий неоднократно посещал Глинскую пустынь и пользовался душеспасительными советами отца настоятеля.    Время настоятельства о. Серафима условно можно разделить на два периода: 1943—1952 и 1953—1958 гг. Первый период был очень трудным. В эти военные и первые послевоенные годы в обители не хватало самого необходимого, земли почти не было. Скота тоже было мало.    После освобождения Сумской области от немцев органы Советской власти обязали пустынь платить большие налоги . Иноки Глинской пустыни жили в крайней бедности (в 1946—1947 гг. голодали), но всем, что было в обители, делились с богомольцами, помогали им, как только было возможно, особенно заботясь о сиротах и вдовах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

– Нет, другая Женщина, в голубых одеждах... Она стояла рядом! Когда настало время, чтобы ты нарек мне имя, и я подумала о том, какое же имя даст мне мать игумения, эта Женщина мне сказала: «Ты Мне отдала своего сына, а Я тебе отдам Свое имя». Сама Божия Матерь пришла на ее постриг, чтобы поблагодарить ее Я оставил новопостриженную в храме, а когда разговаривал с игуменией, открылось, что она собиралась назвать ее Анной, но в момент наречения забыла это имя и произнесла вдруг: – Мария. Так посвятившая в монахи сына получила имя Пресвятой Богородицы. И Сама Божия Матерь пришла на ее постриг, чтобы уже здесь, в этой жизни, поблагодарить ее. Эта старица стала очень усердной монахиней, и Господь засвидетельствовал, что принял ее жертву и подвиги, праведной светлой кончиной. А вскоре, чтобы вместе вкушать плоды подвигов в Царстве Небесном, преставился и ее сын-монах. Почаще бывайте в храме, или Об одной встрече в Елоховском Митрополит Новосибирскии и Бердскии Тихон Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский : – Божия Матерь является отнюдь не только монахам. Я даже вот такую историю расскажу. Знаком я с двумя сестрами. Одна из них, Мария, пела у схимитрополита Зиновия (Мажуги) на клиросе в храме святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси. Другая, Шура, жила в Москве, потом, знаю, уехала куда-то в глубинку и стала старчествовать, окормлять народ. Признавалась, что все только из Священного Писания говорит, – ничего от себя, – и попадает в точку. Это, конечно, такие две матушки, что просто на лица их посмотришь, сразу понятно: подвижницы! Однажды, рассказывала Мария, поехала она в Обручевский монастырь, он еще не был закрыт. Игумения ее пригласила: – Мария, оставайся! Она не осталась. Назад в Тбилиси надо было возвращаться через Москву, заехала к своей сестре Шуре. А та еще работала маляром на каком-то производстве. Пообщались, и Шура засобиралась провожать сестру на вокзал. А по дороге условились, что в Елоховский собор заедут на службу. Служил тогда Патриарх Алексий I.

http://pravoslavie.ru/115351.html

Группы истинно православных христиан (ИПХ) начали возникать на территории Л. о. в кон. 20-х гг. XX в. в Трубетчинском, Лебедянском, Липецком районах, а также на территории совр. Усманского р-на. После ареста в 1935 г. Липецкого еп. сщмч. Уара часть его паствы присоединилась к буевцам («уаровцы»). В кон. 1943 г. была арестована большая группа ИПХ во главе с проповедником Ф. И. Чесноковым, действовавшая на территории совр. Липецкой и Тамбовской областей, в 1945 г. арестованы еще 25 чел. Семьи осужденных подвергались высылке. Липецкий проповедник В. Д. Титов, получивший «слова наставления» от пастырей-буевцев, в 1944-1947 гг. был руководителем многих подпольных религиозных групп на территории Л. о. В 1944 г. в Ельце действовали 3 нелегальных молитвенных дома (в Елецком р-не тогда открытой оставалась 1 церковь). В 1949 г. в Ельце и районе была арестована группа из 14 ИПХ, в 1950 г. в Задонском р-не - 25 чел., из которых 21 чел. приговорены к 25 годам, а четверо - к 4 годам ИТЛ (ГАОО. Ф. Р-1591. Оп. 3. Д. 90. Л. 116). Во 2-й пол. 40-х гг. XX в. в крае действовали тайные общины последователей «епископа» Михаила Ершова. В 1950 г. по групповому делу михайловцев было осуждено более 20 чел. В настоящее время группы ИПХ, состоящие из потомков членов старых нелегальных общин Липецкого, Добровского и Лебедянского районов, малочисленны и не зарегистрированы. С 50-60-х гг. XX в. в Л. о. получило распространение направление катакомбного движения, представители которого не порывали связи с РПЦ. Монахини разоренных монастырей, возвратившись из мест заключения и ссылок, начинали подвизаться в миру, образуя незарегистрированные общины. Центрами женского тайного монашества в 60-80-х гг. XX в. стали елецкий Вознесенский собор, Вознесенская ц. в с. Бурдине Тербунского р-на и Благовещенская ц. в с. Ожога Воловского р-на. Духовным руководителем общины при елецком Вознесенском соборе был его настоятель архим. Исаакий (Виноградов) . Монахини образовали соборное сестричество, однако проживали в миру (в городе). Устройством тайной бурдинской общины по благословению архиеп. Тетрицкаройского Зиновия ( Мажуги ; с 1972 митрополит) руководил схиархим. Виталий (Сидоренко; † 1992). В с. Ожога монашеская община была образована и долгое время существовала под рук. настоятеля прихода архим. Валерия (Мирчука; в схиме Серафим, † 2005). Синодальным постановлением от 16 июля 2005 г. Благовещенский приход был преобразован в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Глинская пустынь закрывалась дважды: первый раз в 1922 году и во второй - в 1961 году, после возобновления работы в 1942 году, связанной с приходом немцев. В этот период, с 1943 по 1958 год, настоятелем был Великий старец схиархимандрит Серафим (Амелин) (изображение 5), истинный последователь богомудрых настоятелей Глинской пустыни. «Именно ему во многом обязана обитель своим духовным расцветом и внешним благоустройством. При нем в 20 веке прославилась Глинская пустынь святыми старцами - духовными руководителями иноков и мирян к вечному спасению... Он принял настоятельство в возрасте 69 лет и был уже преисполнен благодатных дарований. Старец во всей полноте имел дар прозрения в тайники человеческих душ» . Должность благочинного и ризничного в Глинской пустыни, после освобождения из лагерей в 1948 году принял схииеромонах Андроник (Лукаш) (изображение 6), который еще в 1920 году был рукоположен в рясофорные монахи в Глинской пустыни. «Велик был духовный авторитет старца, наделенного дарами прозорливости, утешения, молитвенности. После закрытия Глинской пустыни в 1961 году схиигумен Андроник подвизался в Тбилиси под духовным руководством бывшего глинского насельника митрополита Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. С 1963-го схиархимандрит Андроник служил в храме Александра Невского г. Тбилиси» . В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь ее бывший послушник с 1910 по 1914 год, участник первой мировой войны о. Серафим (Романцов) (изображение 8). В Глинской пустыни он жил на втором этаже двухэтажной башни, за что его называли " столпником " , в 1960г. он был назначен игуменом. После закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми, став в 1961 г. духовником в местном кафедральный соборе. В 80-х гг. XX в. постриженик Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов) (изображение 7), исследовав фонды пустыни в РГИА, РГАДА, ОР РГБ, ГА Курской и Сумской обл. и частично восстановил архив пустыни (ок. 4 тыс. ед. хр.), собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010