Советы старца всегда были основаны на учении святых отцов. В сохранившихся записях о. Андроника собраны наставления из «Отечника», «Луга Духовного», других святоотеческих творений, а также глубокие по своему содержанию собственные изречения старца, которые он сам переписывал и раздавал своим ученикам 1659 . 5 мая 1955 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия о. Андроник был возведен епископом Евстратием в схиигумена. Велик был духовный авторитет старца. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим исповедовался у него. С глубоким почтением и уважением относился к нему епископ Евстратий (Подольский), который писал о. Андронику: «Вот уже шестой год я знаю Вас в ответственной и многотрудной должности (благочинного. – А. И.), которую Вы исполняете с большой ревностью и такой же большой пользой для монастыря… Вы пользуетесь вполне заслуженной любовью как насельников обители, так и многочисленных богомольцев… и моим Архипастырским расположением» 1660 . В прошениях обители к архиерею самым убедительным для него аргументом были слова: «Сам схиигумен Андроник лично просит Вас» 1661 . В 1960 г. о. Андроник был награжден Святейшим Патриархом Алексием палицей. После закрытия обители в 1961 г. о. Андроник переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Тбилиси послушником о. Андроника был инок Глинской пустыни Вениамин (Селиванов). В Грузии о. Андроник продолжал свое старческое служение. Он совершал богослужения и исповедовал в храме св. Александра Невского, кафедральном храме владыки Зиновия. Сюда, как раньше в Глинскую пустынь, со всех концов страны устремились к нему ищущие спасения. Поистине старец был вождь духовный. Вся его жизнь была направлена к одной цели – спасению своей души и ближних. Своим благодатным словом он врачевал язвы страждущих, утешал любовью и участием, разделял скорбь и горе, давал отраду и духовную поддержку. По его молитвам врачевались не только духовные раны, но и болезни телесные. Его пастырство побуждало иерархов Грузинской Церкви ревностнее относиться к своему служению, поскольку у них в храмах было немного богомольцев, а церковь , где исповедовал о. Андроник, – всегда была переполнена, благодаря молитвенному подвигу старца. В 1963 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия митрополит Зиновий возвел о. Андроника в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

К отцу Серафиму часто приезжал его духовный друг - схиархимандрит Андроник (Лукаш) [ III ]. Оба старца были похожи и не похожи друг на друга. Отец Андроник вел полузатворническую жизнь в Тбилиси, в доме митрополита Зиновия (Мажуги) [ IV ]. В келье на аналое у него всегда лежала раскрытая Псалтирь. Старец старался исполнять устав Глинской пустыни, а затем в свободное время читал Псалтирь. Оба старца хотели сохранить единство братии Глинского монастыря, которая была рассеяна и разбросана по всей огромной стране. И действительно: монахи Глинской пустыни знали, что они всегда найдут помощь и приют у митрополита Зиновия и у обоих старцев. Они надеялись, что настанет время, когда вновь откроется их монастырь и в храм Рождества Пресвятой Богородицы вернется ее чудотворная икона. Я помню, как посетил в пустыне на Барганах духовных чад отца Серафима, двух монахов. Я был поражен их продолжительным молитвенным правилом, которое занимало большую часть суток. Они вычитывали в келье все монастырские службы, а затем в течение дня прочитывали всю Псалтирь. Впоследствии один из этих монахов покинул отца Серафима и перешел к другому духовнику. Старец глубоко скорбел о своем любимом ученике. Он знал, что перемена духовника не проходит для духовной жизни бесследно. Монах, покинувший старца, похож на дерево, вырванное из земли без корней и затем посаженное в другом месте. Если даже у ствола вырастут новые корни, то они будут слабыми и хилыми, они не смогут глубоко врасти в почву и поить своим соком ветви и листья дерева. Он знал о духовной потере этого монаха и поэтому скорбел о нем. Меня интересовало отношение глинских монахов к книге схимонаха Илариона " На горах Кавказа " , которая послужила причиной так называемого имяславского раскола и последующих споров. Но мне не удалось спросить об этом отца Серафима. Некоторые старцы осторожно говорили: " Истина где-то посередине " . Что значит " посередине " - они богословски вряд ли могли определить. Я не смею подменять их слова своей интерпретацией, но все-таки у меня сложилось мнение, что, с одной стороны, они понимали, что в книге схимонаха Илариона собран богатый материал из святоотеческих писаний, и отрицать всю книгу - значит сжечь с плевелами пшеницу, то есть отрицать учение тех отцов, которые представлены в ней. Но в то же время они понимали и чувствовали, что тезис " Имя Христа - это Бог " может привести к самообольщению и духовной гордыне, если будет положен в основу " богословия молитвы " и таким образом примет умозрительную форму. Поэтому эти старцы советовали обращаться с книгой схимонаха Илариона очень осторожно, как со стоящими на полке флаконами, в одних из которых лекарство, а в других яд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

– Какие-то глинские традиции старцы принесли в Грузию? – Дух они глинский принесли сюда. И это ощущали все — от малых до высокопоставленных. – Это почти невозможно, но попробуйте, пожалуйста, этот дух описать! – Ну как же его описать?! Его, как воздух, нельзя описать! Это атмосфера в храме, это отношение к ближнему, это образ жизни. Различий не имел отец Виталий в людях. Иногда он шел по улице, видел нищего и обнимал, целовал его, незнакомого человека. Патриарх Илия Второй и митрополит Зиновий (Мажуга) Митрополит Зиновий (Мажуга) с паствой А вот какой случай произошел с батюшкой Андроником. Через 10 лет после его смерти к нам пришёл человек. Искал «старичка-старичка». Он нам рассказал, как однажды зимой они с батюшкой Андроником ехали, машина шла на подъём. Батюшка сидел и четку тянул. Вдруг (а было очень скользко) на них летит самосвал. «Я чувствую, деваться нам некуда!» – проносится в голове у водителя. Батюшка, как сидел, так и продолжал сидеть. В 10 см от машины самосвал затормозил, водитель, бледный, выскочил. А Андроник четку тянул, не обращая внимания. И вот водитель спустя столько лет пришёл увидеть «старичка», с которым ехал: «Святой человек это был!» – Я читала, что и блокада в Ленинграде была снята по молитвам владыки Зиновия… – Владыке являлась святая Нина. И именно в день святой Нины, 27 января, была снята блокада Ленинграда. В его келье было много явлений. И Матерь Божия являлась владыке. Владыка Зиновий (Мажуга) за рабочим столом в своей келье Домик владыки Зиновия (Мажуги) во дворе Александро-Невского храма Поэтому когда этот дом, «крестилку», выстроили, владыка не захотел сюда перебираться. Его келья маленькая была, но такая дорогая! Когда к нему приезжали и Святейший Пимен, и Алексий Второй, и епископы, он так, стесняясь, говорил: «У меня келья маленькая!» А один из иерархов ответил: «Зато она расширяется, когда гостей много! И сердце объемлет всех». – Обычные люди тоже приходили к владыке с вопросами? – А как же! Благословлялись, советовались, что-то просили. Очень простой был владыка. Хотя отец Виталий всегда говорил, что у нас владыка «не простой». Потом через 10, 20, 30 лет слова владыки начинали исполняться. Нужно было просто впитывать, как промокашка, а когда уже слова исполнялись, ты вспоминал все. Только после смерти владыки узнали, что у него в домике была решетка, а в решетке дырочка. Через эту дырочку он людям подавал копеечку. Они потом приходили и говорили, как многим он помог. Часы приема? Круглосуточно!

http://pravmir.ru/sxiigumeniya-elisaveta...

Поэтому в одну корзину складывали помидоры, в другую - виноград, в третью - печенья. Никогда ничего не смешивалось. По окончании службы все корзины переносились в трапезную, и их содержимое распределяла специально учиненная женщина. Все поровну, честно, невзирая на то, кому это достанется: старосте, регенту, сторожу. Помню, на Пасху собрали 600 яиц, осталось 20 - их раздали уборщицам. Вот это была настоящая семья. Прихожане приходили ко мне с любой нуждой. Надеюсь, они чувствовали мою отцовскую любовь и заботу. И я проявлял их как мог. И, опять-таки, всему этому я научился у патриарха Ефрема, владыки Зиновия (Мажуги), отца Иоанна (Крестьянкина), отца Андроника (Лукаша). Как же можно забыть их благодатные уроки, как можно растерять эти богатые плоды? Я вот сейчас вспомнил историю, случившуюся с отцом Андроником. Когда он был в заключении, от него потребовали предать владыку Павлина, который воспитал его. Разумеется, он отказался. Над ним очень долго издевались. Во время одного из допросов в кабинет вошел какой-то верзила: «Что ты тут со стариком возишься?» И ударил его, да так, что отец Андроник потерял сознание. Привезли его в больницу, немного отходили и спрашивают, как это произошло. Он спокойно ответил: «Шел, споткнулся, ударился головой о камень, потерял сознание». Когда ты знал таких людей, как отцы Андроник и Иоанн, который обнял своего предателя, ты не можешь быть плохим. Я тянулся к ним. И Господь сподобил меня воочию увидеть чудеса, которые они творили. Одно время я служил в Манглиси. Там расположенвысокогорный курорт для детей, растет много сосен. В Манглиси есть храм IV века, куда меня и направили. Его построили при царе Мириане, который принял Православие от греков. А в середине XX столетия там держали скот, и через ветхую крышу на древние фрески падал снег. Нам, с помощью Божией, удалось восстановить церковь. Тогда мне помогали две женщины: келейница и псаломщица Анна. Когда меня назначили в Манглиси, я спросил: «Аня, ты поедешь со мной?» Она с радостью согласилась. А у нее была сестра больная, и она, придя домой, крепко задумалась: «Как же я Лену оставлю?» До Манглиси от их дома 60 километров, в восстанавливаемом храме надо было находиться почти круглосуточно, сестра тоже нуждается в постоянном уходе. Что делать? Она решила посоветоваться с отцом Андроником. Жил он в Александро-Невском храме. Чтобы попасть к нему, нужно было сначала взять благословение у владыки Зиновия. Когда Аня наконец пришла к батюшке, он, открыв дверь, сразу сказал: «Поезжай, поезжай и будь там до конца с отцом Антонием».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Мудрый духовный наставник, отец Андроник имел дар от Бога безошибочно видеть внутреннее состояние человека. Вся сила духовного руководства старца сводилась к тому, чтобы указать каждой душе путь спасения через веру во Христа Спасителя. Спасая других, он и сам восходил на вершину богообщения, и слушающих его возводил за собой. Советы старца всегда были основаны на учении святых отцов. В сохранившихся записях отца Андроника собраны наставления из " Отечника " , " Луга духовного " , других святоотеческих творений, а также глубокие по своему содержанию собственные изречения старца, которые он сам переписывал и раздавал своим ученикам. 5 мая 1955 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I отец Андроник был возведен епископом Евстратием в сан схиигумена. Велик был духовный авторитет старца. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим исповедовались у него. С глубоким почтением и уважением относился к нему епископ Евстратий (Подольский), который писал отцу Андронику: " Вот уже шестой год я знаю Вас в ответственной и многотрудной должности (благочинного. - Автор), которую Вы исполняете с большой ревностью и такой же большой пользой для монастыря. Вы пользуетесь заслуженной любовью как насельников обители, так и многочисленных богомольцев ее… и моим архипастырским расположением " . В прошениях обители к архиерею самыми убедительными для него были слова: " Сам схиигумен Андроник лично просит Вас " . В 1960 году Святейший Патриарх Алексий I наградил отца Андроника палицей. После закрытия обители в 1961 году отец Андроник переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего начальника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Грузии отец Андроник продолжил свое старческое служение. Он совершал богослужения и исповедовал в храме святого Александра Невского, кафедральном храме владыки Зиновия. Сюда, как раньше в Глинскую пустынь, со всех концов страны устремились к нему ищущие спасения. Поистине, старец был пастырь духовный. Вся его жизнь была направлена к одной цели - спасению своей души и душ ближних. Своим благодатным словом он врачевал язвы страждущих, утешал любовью и участием, разделял скорбь и горе, давал отраду и духовную поддержку. По его молитвам врачевались не только духовные раны, но и болезни телесные. Его пастырство побуждало иерархов Грузинской Православной Церкви ревностнее относиться к своему служению, поскольку у них в храмах было немного богомольцев, а церковь, где исповедовал отец Андроник, всегда была переполнена, благодаря молитвенному подвигу старца. В 1963 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I митрополит Зиновий возвел отца Андроника в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Отец Виталий в Сергиевом Посаде. 1979 г. 1 декабря – день кончины схиархимандрита Виталия (Сидоренко) , удивительного подвижника, прозорливого старца, молитвенника и утешителя страждущих. Наследник духовной традиции Глинских старцев , батюшка Виталий учил духовных чад покаянию и любви: «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами». Сам отец Виталий был бездонным кладезем любви и сострадания. С 1960-х годов старец подвизался в Грузии, здесь и окончил свои земные дни в 1992 году. За советом, утешением, помощью к старцу приходят, приезжают, как и прежде, – у его могилы всегда люди: молятся, плачут, ведут безмолвную беседу с подвижником… А те, кто сподобился лично знать батюшку, хранят в сердце его наставления и уроки и делятся ими с другими. П риехав первый раз в Тбилиси, я весь день бродила по улицам старого города, поклоняясь его святыням. Гора Мтацминда – храм и пещерка преподобного Давида Гареджийского, Сионский собор – крест святой равноапостольной Нины , храм Анчисхати VI века, храм Креста, храм Иоанна Богослова, Синий монастырь… Жарко. Но всё-таки надо дойти до русского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и поклониться могилкам известных и любимых мною глинских старцев – схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и митрополита Зиновия (Мажуги), недавно канонизированного Украинской Церковью. Последний совершал постриг в монашество нынешнего Грузинского Патриарха Илии II. С 1950 до 1982 года он был настоятелем этого храма, который называли «филиалом Глинской пустыни». Храм св. Александра Невского, Тбилиси      Храм святого Александра Невского находится недалеко от станции метро «Марджанишвили». Русский храм стоит на углу деловой улочки, и уже издалека голубые луковки с крестами радуют глаз. В церкви хранятся частицы мощей Марии Магдалины, святой Нины, святителя Николая, преподобного Шио Мгвимского, одного из сирийских отцов, другие святыни. Митрополит Зиновий (Мажуга) Честные останки митрополита Зиновия покоятся в левом, Никольском приделе. На высокой темно-серой гробнице сделаны две надписи:

http://pravoslavie.ru/66226.html

1376 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 1 января 1956  г. 1377 Там же. Список священнослужителей с указанием наград. Декабрь 1957 г. 1378 АСЕУ. Дело иеромонаха Симеона (Нестеренко). 1379 Там же. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия архиепископу Черниговскому и Нежинскому Андрею от 23 апреля 1958 г. 1380 Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Терицкаройский//ЖМП. 1985. 6. С. 58. По данным послужных списков Глинской пустыни за 1918 г. митрополит Зиновий родился в 1895 г. в семье мещанина (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 76). 1381 ГАСО, ф. 454. оп. 1, д. 3, л. 76; ГАКО, ф. 750, оп. 1. д.266, л. 3 об. 1382 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 75 об. — 76. 1383 ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 266, л. 4. (Дело о проведении обряда посвящения в монашеский сан послушников Глинской пустыни 16—17 марта 1921 г.). 1384 Там же, л. 6. В книге архиепископа Мануила «Каталог русских архиереев за последние 60 лет (1897—1957)». Чебоксары, 1959. Ч.Ш на с. 68 ошибочно указано, что митрополит Зиновий принял постриг в монашество в 1917 г. 1385 Личный архив автора. Письмо игумена Исаии (Коровая). 1386 Там же. Письма митрополита Зиновия архимандриту Иоанну (Маслову). 1387 До 1960 г. Владыка Зиновий был епископом Степанаванским, затем Тетрицкаройским. 1388 Православный церковный календарь, 1980. Издание Московской Патриархии, 1979. С. 150. 1389 Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша) архимандриту Иоанну (Маслову). 1390 Там же. Письма митрополита Зиновия (Мажуги) архимандриту Иоанну (Маслову). 1391 Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский//ЖМП, 1985, 6. С. 59. 1392 В архиве Сумского епархиального управления сохранилась справка о крещении Ивана Сергеевича Маслова. Его крестным отцом был Симеон Котляров, а крестной матерью — Евфросиния Никифорова. 1393 Отец Иоанн с детства был очень болезненным, а в армии болезненность сильно обострилась. Он девять месяцев лежал в больнице с диагнозом ревматизм. 1394 Махно Лев, прот. Светлой памяти моего друга игумена Марка (Лозинского). Машинописный текст. Книга игумена Марка (Лозинского) «Отечник проповедника» издана в Москве в 1996 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

В короткое время он снискал такое доверие, что стал братским духовником. Епископ Сумской и Ахтырский Евстратий писал: «Отец Андроник… пользуется заслуженным уважением всех насельников обители. Все свободное время проводит в молитве». Действительно, ни одного решения не принимал старец без усердной молитвы. За своих духовных детей молился он непрестанно, как сам писал: «Сколько есть моих сил, всегда днем и ночью я вас поминаю в своих прежних молитвах». Мудрый духовный наставник, отец Андроник имел дар от Бога безошибочно видеть внутреннее состояние человека. Вся сила духовного руководства старца сводилась к тому, чтобы указать каждой душе путь спасения через веру во Христа Спасителя. Спасая других, он и сам восходил на вершину богообщения, и слушающих его возводил за собой. 5 мая 1955 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I отец Андроник был возведен епископом Евстратием в сан схиигумена. Велик был духовный авторитет старца. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим исповедовались у него. Поистине, старец был вождь духовный. Вся его жизнь была направлена к одной цели – спасению своей души и душ ближних. Своим благостным словом он исцелял язвы страждущих, утешал любовью и участием, разделял скорбь и горе, давал отраду и духовную поддержку. По его молитвам врачевались не только духовные раны, но и болезни телесные 90 . После закрытия обители в 1961 г. отец Андроник переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Грузии отец Андроник продолжил свое старческое служение. Он совершал богослужения и исповедовал в храме святого Александра Невского – кафедральном храме владыки Зиновия. Сюда, как раньше в Глинскую пустынь, со всех концов страны устремились к нему ищущие спасения. И здесь старец продолжал совершать многие исцеления. Его пастырство побуждало иерархов Грузинской Православной Церкви ревностнее относиться к своему служению, поскольку у них в храмах было немного богомольцев, а церковь , где исповедовал отец Андроник, всегда была переполнена, благодаря молитвенному подвигу старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Судя по известным сегодня источникам, закрытие монастырей в конце 1950-х — 1960-е гг. так же, как в 1920-х гг., действительно привело к тому, что большая часть их бывших насельников так или иначе пополняла ряды нелегального монашества. Наиболее ярким и хорошо описанным примером является Глинская пустынь, часть монахов которой после закрытия монастыря в 1961 г. перебралась на Кавказ и поселилась как в городах, так и в кельях в горах. Здесь они пользовались покровительством митрополита Тетрицкаройского (Грузин­ской Православной Церкви) Зиновия (Мажуги) — постриженника Глинской пустыни. Это были маленькие незаметные группы (судя по всему, вместе жили не более двух монахов), которые — в отличие от насельников “домашних” монастырей более раннего периода — практически не оказывали влияния на религиозную жизнь сельской или городской округи. Это, правда, не касалось нескольких особенно почитаемых глинских старцев, к которым паломники ехали со всей страны 36 . Но влияние этих пастырей покоилось на их личном духовном авторитете, а не на той роли, какую играли в церковной жизни нелегальные монастыри. Вместе с тем в этот период и по меньшей мере до 1970-х гг. в Русской Православной Церкви сохранялась и практика рукоположения отдельными архиереями тайных священников для окормления подпольных общин, известная в 1920–1930-х гг. 40 . По пути тайного священства теперь шли люди, для которых семинария и регистрация в Совете по делам религий по тем или иным причинам были закрыты: учёные, бывшие советские служащие, члены подпольных религиозных кружков и т. п. Сейчас доподлинно известны имена двух тайных священников, рукоположенных в послевоенные годы. Это протоиерей Николай Иванов (1904–1990), рукоположенный в 1955 г. в Саратове архиепископом (позднее — митрополитом) Гурием (Егоровым), и священник Глеб Каледа (1921–1994), который был рукоположен в 1972 г. в Ярославле учеником митрополита Гурия и в прошлом тоже тайным священником митрополитом Иоанном (Вендлан­дом). Отец Николай Иванов с 1956 г.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

– А со своими белгородскими старцами – с духовным отцом, схиархимандритом Григорием (Давыдовым), и архимандритом Серафимом (Тяпочкиным), – продолжал общаться? – Да, поддерживал с ними связь. Ездил и к ныне прославленному митрополиту Тетрицкаройскому Зиновию (Мажуге; в схиме Серафиму) в Тбилиси. Как пчелка собирал духовный опыт. Как и его отец от Евангелия архимандрит Иннокентий, был учеником схиархимандрита Виталия (Сидоренко). У митрополита Зиновия (Мажуги) в Тбилиси – Вы участвовали в хиротонии владыки Алексия? – Да, но вспомнить сейчас что-то трудно. Хиротония как хиротония. Сделали его епископом… – Тогда при наречении он сказал: «При отсутствии опытных наставников желающим искренно подвизаться в монастыре трудно найти стезю к святой тайне преображения человека». А у него-то сколько было наставников! Недавно рассказали, как он отцу Виталию подражал: также дарил ботинки . Увидел однажды у монахини старую обувь – и спрашивает: «Какой у тебя размер?» – «42-й, владыка». – «О!» – Снимает с себя обновки. Та надела, тут же звонит телефон, и на том конце провода тот, кто только что их ему подарил, интересуется: «Ну как, подошли?» – «Отлично подошли! – владыка комментирует, глядя на примерившую. – Аккурат!» – Да, он всегда был нестяжатель. У него была одна слабость… – Книги? – Шоколадки! – Да, он шутил: «Есть три существа на букву “М”, которые любят сладкое: младенцы, мухи и монахи». – Ой, этого я не слышал. Интересно как! А книги он читал постоянно. Особенно любил жития святых. Он и студентам иногда на занятиях просто читал их вслух. Приобщал их к этому чтению. У нас были кельи в преподавательском корпусе, я жил в первых, а он в последних. Ночью выйдешь прогуляться, глядишь, два часа ночи, а у него в окне видно, что настольная лампа горит. Читает. Это при том, что он рано вставал, не пропускал службы. Как в студенчестве, так и после. А когда стал старшим диаконом, так вообще далеко заранее приходил. Ялтуновские старицы Анисия, Матрона и Агафия – А у вас были какие-то любимые из тех, что постоянно в обороте, святоотеческие выражения?

http://pravoslavie.ru/105822.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010