По молитвам почившей, после заключения Борис приобрел на Тамбовской земле великую наставницу – монахиню Марию (Матвееву) (1904–1969), о которой подробнее можно прочитать в книге «Православные подвижницы ХХ столетия», (сост. С. Девятова – М.: Артос-Медиа, 2008.) Обеих своих духовных матерей архимандрит Филарет ныне почитает «святыми людьми», вспоминает с глубокой благодарностью. По благословению матушки Марии, он поступил в Духовную семинарию в Ленинграде, затем окончил Духовную академию. Осуществилась его мечта – он попал после этого в Глинскую пустынь, многие годы был келейником великого старца отца Андроника (Лукаша) , после закрытия монастыря оказался с ним в Тбилиси. Именно о. Филарет (тогда иеромонах) находился по просьбе другого почитаемого старца, митрополита Зиновия (Мажуги) (в схиме Серафима (1896–1985)), рядом с ним в последние часы его земной жизни. Немало трудностей отец Филарет перенес и в годы после заключения. Многострадальная жизнь его продолжается и ныне в Грузии, которую он не покидает по завещанию старца Андроника, несмотря на тяжелые болезни и на сложнейшие отношения между нашими странами. У о. Филарета много духовных чад, он продолжает служить в русском храме, его очень уважает предстоятель Грузинской Церкви. Одной из главных тем писем матушки Олимпиады к будущему отцу Филарету стала необходимость труда, соединенного с молитвой, в любых условиях жизни христианина. Это и завещание нам всем. Наверное, не случайно эти письма только сейчас стали доступны, прибыли в Москву из далекого Тбилиси – видимо, они нужны нам всем сегодня… Письма схиигумении Олимпиады к Борису Кудинову (печатаются с небольшими сокращениями) «Востину родися Христос! Дорогой внучек Боря! Поздравляю тебя с Великим и спасительным праздником Рождества Христова и Новым Годом и Св. Богоявлением. Желаю тебе провести эти Св. дни праздников в радости духовной, в размышлениях божественных о милости и благости Божией к нам, грешным людям, ежеминутно оскорбляющим своего Спасителя  и Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 3.    АСЕУ. Список монахов, представленных к наградам в 1954 г.    Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша).    Там же. Наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша).    АСЕУ. Письмо епископа Сумского и Ахтырского Евстратия схиигумену Андронику (Лукашу) от 21 сентября 1957 г.    Там же. Рапорт архимандрита Тавриона (Батозского) Преосвященнейшему Евстратию. епископу Сумскому и Ахтырскому от 24 августа 1957 г.    Личный архив автора. Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша).    Там же. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись, 1966.    АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Серафима (Романцова).    Личный архив автора. Письма митрополита Зиновия (Мажуги).    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 116.    Там же.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 109.    Личный архив автора. Письма игумена Исаии (Коровая).    АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Серафима (Романцова).    Там же.    Там же. По воспоминаниям духовных чад о. Серафима, после закрытия Драндского монастыря он некоторое время жил в пустыни на Сухой речке, недалеко от Сухуми, под руководством иеромонаха Савватия (Личный архив автора. Письма игумена Исаии (Коровая).    АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Серафима (Романцова).    Там же.    Там же.    Личный архив автора. Письма схиархимандрита Серафима (Романцова).    Там же.    Там же.    Там же.    Там же.    Личный архив автора. Духовное завещание схиархимандрита Серафима (Романцова).    АСЕУ. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому.    Личный архив автора. Свидетельство духовника о. Серафима (Романцова) о возведении его в сан игумена. Сумы, 1960.    АСЕУ. Послужной список монаха Иакинфа (Резника).    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 111.    АСЕУ. Послужной список монаха Иакинфа (Резника).    Там же.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 61.    АСЕУ. Послужной список иеродиакона Георгия (Ефименко).    Там же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Господь еще при жизни прославил Своего угодника явными чудесами. Например, редкий был день, когда о. Серафим не обходил всех послушаний; он шел по монастырю, но не каждому было дано его видеть. Это открывалось только духовным старцам. Старцы низко кланялись, а молодые монахи спрашивали, кому они кланяются. Те с благоговением отвечали: «Отец настоятель пошел!». Сами великие Глинские старцы учились у него, а известный святостью жизни схиархимандрит Андроник (Лукаш) особо благоговел пред ним и был у о. Серафима келейником. Глубоко почитали о. Серафима и все правящие архиереи. Так, епископ Белгородский Панкратий (Гладков) в первый же год настоятельства о. Серафима наградил его палицей и крестом с украшениями 1571 . Архиепископ Сумской и Ахтырский Корнилий (Попов) в 1946 году отзывался о нем как о старце «высокой религиозной настроенности, любимом братией и верующими за обходительность и добродетельную жизнь… достойном преемнике прежних славных в подвижнической жизни настоятелей прославленной Глинской пустыни» 1572 . Иларион (Прохоров), епископ Сумской и Ахтырский, в 1948 году возвел его в сан архимандрита и называл о. Серафима «благоговейным и усердным молитвенником, уважаемым братией за добрую жизнь» 1573 . Но особенно почитал архимандрита Серафима Преосвященный Евстратий (Подольский), епископ Сумской и Ахтырский в 1951–1958 гг. Он писал Святейшему Патриарху Алексию: «Строгий к себе, благочестивый отец настоятель архимандрит Серафим зорко следит за поведением всех послушников и не допускает ни для кого никаких отступлений от правил монашеской жизни» 1574 . «Архимандрит Серафим – человек прекрасной души» 1575 . А для бывшего насельника Глинской пустыни епископа Степанаванского, впоследствии митрополита Тетрицкаройского, Зиновия (Мажуги) (в схиме Серафима) архимандрит Серафим был истинным духовным наставником. Преосвященный Зиновий неоднократно посещал Глинскую пустынь и пользовался душеспасительными советами отца настоятеля. Время настоятельства о. Серафима условно можно разделить на два периода: 1943–1952 и 1953–1958 годы. Первый период был очень трудным. В эти военные и первые послевоенные годы в обители не хватало самого необходимого, земли почти не было. В 1943 г. Глинской пустыни удалось получить от Сосновского сельского совета только пять гектаров неудобной болотистой земли 1576 , которую использовали под огород; зерновые не сеяли. Для обработки земли был лишь один плуг и одна борона 1577 . Скота также было мало: лошадь, три коровы, три теленка и подтелка 1578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Я сестре Вале в Мурманск звоню, она там тогда была: – Всё, Валь, нашла! – говорю. – Иннокентий. Пароль при встрече Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) в Новоспасском монастыре Отец Иннокентий тогда уже в Москве, в Новоспасском монастыре жил. Он тоже из близких к отцу Виталию. То ли он сам тогда Вале в Мурманск позвонил, и она к нему приехала, – я уже этой истории не помню. Но потом, когда уже отца Иннокентия, считай, убили, избив так, что он не смог отправиться, у Вали от него наказ был: «Приедешь в Москву, найдешь архимандрита Алексия (будущего архиепископа Алексия (Фролова) – прим. ), пароль будет Валя Мурманская”». Так мы и встретились с тем, кого вообще-то тоже еще со времен его диаконства знали, – с отцом Алексием. Так, помню, как-то потом и архиепископа Краснолиманского Алипия (Погребняка), он сейчас викарий Горловской епархии, в Новоспасском монастыре Москвы, – как-то встретили: – Ой, а вы не Вася были? – Вася, – соглашается архиерей. Вот так нас Господь и привел в Новоспасский монастырь. Будущий архиепископ Алексий (Фролов) – крайний справа у митрополита Зиновия (Мажуги). Фото из архива сестер-монахинь Пискуревых Будущий архиепископ Алексий (Фролов) идет за владыкой Зиновием (Мажугой). Фото из архива сестер-монахинь Пискуревых Езжайте в Дивеево, вам там всё объяснят А уже из Новоспасского нас отец Алексий благословляет: – Езжайте в Дивеево. Мы поехали, у меня ноги уже болели, спина болела. А там у нас знакомая монахиня Митрофания (Быкова) была, – духовная дочь отца Виталия, а потом отца Иннокентия. Ходили мы там всё по канавке, молились, чтобы Божия Матерь нас вразумила. На Исповеди мы искали отца Никона, так нам сестра Мария велела. Пришли на Исповедь, а там такой белый весь батюшка стоит. Исповедовал на «Тебе поем» . Я плачу, говорю: – Старец умер, мы остались одни. А он: – Знаете, есть в Новоспасском монастыре в Москве архимандрит Алексий, езжайте к нему. – … И Вале то же самое говорит! А мы же оттуда, от него… «Какие еще мерки?!» Потом, когда мы вернулись, долго-долго с отцом Алексием сидели, он нас не отпускал, дождь всё, помню, идет и идет.

http://pravoslavie.ru/141036.html

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша) 17 Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 г. в селе Луппа Лохвицкого уезда Полтавской губернии. В 1905 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем Андроник. Глубоко переживал закрытие монастыря. Своей строгой иноческой жизнью обратил на себя внимание епископа Павлина (Крошечкина), Курского викария, который взял его себе в келейники и в 1922 г. рукоположил во иеродиакона. В 1923 г. был сослан на Колыму на 5 лет. По амнистии вернулся из ссылки раньше срока. В 1926 г. рукоположен в сан иеромонаха. Через год, во время тяжелой болезни, пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. В 1939 г. во второй раз был осужден. В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь. Был назначен благочинным и ризничим монастыря. 5 мая 1955 г. возведен в сан схиигумена. Велик был духовный авторитет старца Андроника. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим (Амелин) исповедовались у него. После вторичного закрытия обители в 1961 г. переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Грузии продолжил свое старческое служение. Совершал богослужения и исповедовал в тбилисском храме святого Александра Невского. Тесна была духовная связь отца Андроника со всеми Глинскими иноками, которые часто писали ему и навещали его. В 1963 г. митрополит Зиновий возвел отца Андроника в сан архимандрита. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) преставился ко Господу в Тбилиси 21 марта 1974 г. Прах отца Андроника предал земле митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим. Благословение Господне почиет в сердцах ваших, мои никогда незабвенные духовные дети и отцы: М., И., Н. и Н. Прошу я вас помолитесь за меня болящего. Сколько есть моих сил, всегда днем и ночью я вас поминаю во своих грешных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В церкви два престола. У второго алтаря – большая икона святого благоверного князя Александра Невского. И удивляешься, узнав, что ее написал патриарх Илия II. Многие знают, что патриарх – художник и музыкант. Автор многих любимых, красивейших церковных песнопений.      А вот дар любящих чад: красивая гробница бывшего настоятеля храма, прославленного ныне в лике святых, – митрополита Зиновия (Мажуги). Над ней висит большая икона святого Серафима Саровского, а рядом икона святых архангелов. Напротив алтаря – очень красивая и редкая икона юной Нино, просветительницы Грузии . А во дворе церкви могилы. Вот могилка отца Виталия . Вот он, родной и любимый всеми. Встречает каждого приходящего и утешает его своей любовью. Люди идут к отцу Виталию бесконечным потоком, с утра до позднего вечера. И никто не удивляется, видя одних и тех же людей, бывающих здесь ежедневно. Потому что люди заходят сюда постоянно, часто даже перед работой, чтобы взять у батюшки благословение. У могилы отца Виталия      Приходят сюда все. Взрослые и дети, школьники и студенты – постоянно, церковные и нецерковные, местные и из иных городов и стран. Приезжают со всего света. И духовенство, и просто паломники. И много, много чудес происходит. Рассказывают приходящие сюда, что им сам отец Виталий является – кому-то во сне, кому-то наяву – и говорит, чтобы пришли, и он поможет. А эти люди раньше даже и не слышали о нем. И помогает… Многим помогает… Знают это все опытно. В церкви собираются свидетельства о чудесах. Матушка схиигумения Елисавета, живущая при храме, записывает эти свидетельства. Однажды, поздним уже вечером, пришла со своим горем женщина к отцу Виталию и долго горько плакала… А многие у могилки даже разговаривали долго со священником и потом с благоговением узнавали в нем самого отца Виталия. Рассказывала как-то Надежда – она ухаживает за могилкой: однажды, поздним уже вечером, пришла со своим горем женщина к отцу Виталию и долго горько плакала. А потом ради утешения сделала фотографию могилки на память и тут же в радости подбежала к Надежде и показала ее. А там, на снимке, рядом с крестом стоял сам отец Виталий со смиренно склоненной головой, как на известной своей фотографии. А раз, говорит Надежда, приехал священник на могилку. И вот ее знакомая подходит к ней и с трепетом делится: знаешь, мне этот батюшка без моих вопросов на всё ответил. Надежда тоже попытала счастья и подошла. Только хотела что-то спросить, как услышала строгий озвученный ответ. Весь день, говорит, меня трясло от благоговейного ужаса. И только вечером она прозрела. Поняла, что это был сам отец Виталий.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/7...

Старец Андроник (Лукаш); 1889-1973 Великому старцу Андронику пришлось пройти весь мученический путь Русской Церкви - его арестовывали, он был в тюрьме, в лагере на Колыме. В 1948 году старец Андроник вернулся в Глинскую пустынь и стал братским духовником. Душа старца Андроника, очищенная мно-. гими скорбями, была переполнена благодатных даров Святого Духа. Эта духоносность и привлекала людей к старцу. Великодушно претерпев все страдания, он делом исполнил заповедь " Любите врагов ваших " и стяжал в своем сердце величайший дар благодати Божией - христианскую любовь к ближнему. Мудрый духовный наставник, старец Андроник имел дар от Бога безошибочно видеть внутреннее состояние человека. Вся сила духовного руководства старца заключалась в том, что ему свыше было открыто, как и каким путем вести каждую душу ко спасению. Спасая других, он и сам восходил на вершину богообщения и слушающих его возводил за собой. После закрытия Глинской обители в 1961 году старец Андроник переселился в Тбилиси под попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. Духовные наставления старца Андроника Старец Андроник, когда его спрашивали, что делать, если меня раздражает тот-то, обижает этот, отвечал: " Не видь, не слышь " . Этим он призывал обратить внимание на себя, начать с себя, в себе увидеть причину духовной слабости. Старец говорил, что нет хуже гордости, она хуже блуда и сребролюбия, ибо через нее светлые Ангелы сделались бесами. Так же и люди в своей гордости уподобляются демонам. Спросили демона, чего он боится, он ответил: " Смирения " . Богу приятнее смирение грешника, чем гордость праведника. На вопрос о том, что есть страх Божий, старец сказал: " Ничего не делать по своей воле, на всяком месте ощущать присутствие Божие, потому и делать все как перед Богом, а не перед людьми " . Страсти: блуд, похотение греховное, сребролюбие, уныние, злоречие, гнев, ненависть, тщеславие и гордость - это главные ветви зла. Все страсти, если попущена им будет свобода, действуют, возрастают, усиливаются в душе, наконец, объемлют ее, овладеют ею и отлучат ее от Бога; это те тяжкие бремена, которые возлегли на Адама после того, как он вкусил от древа; эти страсти убил на Кресте Господь наш Иисус Христос. Это те ветхие мехи, в которые не вливается вино новое; это те пелены, которыми обвязан был Лазарь; это бесы, посланные Христом в стадо свиней; это ветхий человек, которого повелевает Апостол христианину совлечь с себя; это волчцы и терния, которые начала извергать Адаму земля после того, как он был извергнут из рая " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/147/...

     В 1961 году, после второго закрытия Глинской пустыни старец переехал на жительство в Грузию. Остановившись вначале у своего бывшего келейника иеромонаха Павлина, он затем переехал в Тбилиси, где и жил до последнего своего часа, на попечении у митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги).      В Грузии отец Андроник продолжил свое старческое служение. Он совершал богослужения и исповедовал в кафедральном храме в честь благоверного князя Александра Невского, а затем принимал всех, кто обращался к нему за советом и помощью.      Несмотря на переезд, сердцем своим он находился в обители, где положил начало монашеского жития. До последних дней старался сохранять общение и духовное единство со своими братиями по монастырю. Из его переписки известно, что он посещал схиархимандрита Серафима (Романцова), который, так же, как и отец Андроник, после закрытия Глинской пустыни переехал в Грузию, к бывшему Глинскому насельнику – владыке Зиновию (Мажуге). В редкие свободные минуты отец Андроник любил читать Священное Писание и творения святых отцов и в беседах с духовными чадами часто цитировал прочитанное. Он вел особую тетрадь, в которую выписывал святоотеческие поучения на разные случаи жизни и сам руководствовался ими. В 1963 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I митрополит Зиновий возвел схиигумена Андроника в сан архимандрита.      Святитель Феофан Затворник говорил: «Чтобы вести, надобно видеть все распутия, опытно знать их и знать, как они отклоняются; а для сего надобно стоять на некоторой высоте, с коей можно бы обозревать и все пути, и всех идущих, и того между ними, кто вверился». Переняв от старцев Глинской пустыни опыт духовничества, соединив его со своим жизненным и духовным опытом, полученным в претерпении многих скорбей, преподобный Андроник относился к каждому обращающемуся к нему с любовью и давал те советы и наставления, которые необходимы и полезны были данному человеку в его конкретных жизненных обстоятельствах и при его личном духовном устроении.

http://pravoslavie.ru/120056.html

Отец Кирилл поступил в братство Лавры, где в совокупности с подвигами иноческими, ему предстояло, как и многим, понести труды пастырского служения. Народ, шедший в обитель преподобного Сергия, испытал столько горя и так изголодался по духовной пище! …Нагрузка для духовенства была колоссальной. Известно, что отец Кирилл, уже будучи насельником Лавры, довольно часто впоследствии посещал Глинскую, поддерживал отношения с ее ныне прославленными подвижниками, бывал и у митрополита Зиновия (Мажуги), тоже прославленного Церковью, тепло общался так же и со святителем Афанасием (Сахаровым)… Батюшка искал совета опытных, искал духовного назидания, но, по большому счету, главным его духовным руководителем всегда оставалось Евангелие. Он покорно принимал и терпел те жизненные обстоятельства, в какие поставлял его Господь, – эта смиренная любовь ко Христу, кроткое доверие Его Промыслу, как мы теперь можем судить, не были посрамлены и принесли духовный плод. При своей постоянной погруженности в суету монастырских послушаний и крайнем переутомлении батюшка всегда сохранял внутренний мир. Уже в 1962 году, незадолго до своей кончины, святитель Афанасий Ковровский писал благочинному Лавры с просьбой поберечь отца Кирилла, снять с него часть его обязанностей и дать ему возможность прилежать на том поприще, где он принес бы гораздо более неоценимую пользу, чем трудясь в бухгалтерии или в качестве кассира… Но трудов не уменьшилось: батюшка исповедовал народ, исповедовал братию и студентов, писал бухгалтерские отчеты, выдавал деньги рабочим, был назначен казначеем, а став братским духовником – еще и печатал ночами на пишущей машинке бланки для ставленнических исповедей... Неоднократно посещали батюшку и тяжелые недуги… Так, по воспоминаниям очевидцев, во время обострения язвенной болезни отец Кирилл порой буквально изнемогал от истощения, не мог совершенно вкушать пищу и пил только воду, хотя на график его загруженности это не влияло. Удачная операция спасла его от голодной смерти в прямом смысле, но все равно – каждый Великий пост нагрузка у батюшки была настолько серьезной, что к Пасхе он заметно терял в весе, пасхальная митра становилась ему велика и то и дело спадала на глаза…

http://ruskline.ru/opp/2019/10/08/smirit...

Донской Старочеркасский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Старочеркасский монастырь в честь Донской иконы Божией Матери — православный монастырь в станице Старочеркасская Аксайского района Ростовской области России; учреждён в 1994 году на территории бывшего Ефремовского женского монастыря, существовавшего с 1837 года, закрытого в 1927 году. Содержание История [ править править код ] Торжественное открытие Ефремовского женского монастыря состоялось 12 сентября 1837 года — на пожертвования вдовы полковника Данилы Степановича Ефремова. Пожертвованное подворье атаманов Ефремовых, заложенное в 1750 году (домовая церковь во имя Донской иконы Божией Матери 1756—1761 годов), было известно на Дону своим богатством и европейскими приёмами. В начале XX века в монастыре находилось 16 штатных монахинь, 2 сверхштатных, 96 рясофорных, 135 послушниц, а всего 250 человек. Реликвии монастыря, как и Войскового Воскресенского собора станицы Старочеркасской, в годы гражданской войны были вывезены за границу; перед возобновлением монастырь находился в ведении Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Монастырь вновь открыт 5 октября 1994 года. Первоначально братия поселилась в Старочеркасске в арендованном частном доме; велись восстановительные работы Донской церкви. Благоустроили землю вокруг храма, привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игуменьи Иннокентии возле церкви. На колокольне Донского храма появились колокола. Первым наместником возрождённого монастыря был архимандрит Модест (Потапов) (1926 — 14 марта 2002), принявший постриг от своего духовника митрополита Зиновия (Мажуги), в схиме — Серафима, начавшего свой монашеский путь в Глинской пустыни, а ныне прославленного в лике святых. С 2005 года наместником монастыря является игумен Макарий (Зеленков). Святыни монастыря [ править править код ] В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Некоторое время она находилась в Воскресенском Войсковом Соборе, пока восстанавливался монастырский храм. Впоследствии эта икона была торжественно перенесена посвященный ей храм Донской иконы Божией Матери. Сейчас она находится в притворе этого храма. С ней по двунадесятым праздникам проходят крестные ходы вокруг монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_Староч...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010