Постараемся, возлюбленный, богатство, Им подаваемое, отыскать, перестанем земное искать и поищем небесного богатства. Все земное на земле остается и отходит от нас вскоре, но небесное вовеки пребывает с нами неотлучно. Смерть земного лишает, но к вечному сокровищу нас отсылает. При смерти грехолюбивый богач вечно нищим делается, а боголюбивый, хотя и нищ, вечно богатым благодатью Божией бывает (1 Кор 1:5). Ибо любящим Бога уготованы вечные блага. Итак, поминай смерть, которая нас всего земного лишает и делает человека или вечно нищим, или вечно богатым, — и не захочешь на земле обогащаться. Смерть за нами невидимо ходит, и чем более живем, тем более приближается к нам.    Спасайся.    Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы по­служить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28), — что это значит?    Ответ.    1) Сын Божий здесь называет Себя Сыном человеческим как из любви к роду человечес­кому, так и от смирения. Как уподобиться нам из любви, так и называться подобным нам благоволил. И как читаем в Евангелии Его, более называл Себя Сыном человеческим, нежели Сыном Божиим. Смотри, каково смирение и любовь Сына Божия к нам! Слава Возлюбившему нас и Смирившемуся ради нас.    2) Видим здесь, что Он как в человеческом и рабском образе пришел, так и служить лю­дям не отрекался, и говорил ученикам Своим: «Аз посреди вас, как служащий» (Лк 22:27). По­тому и ноги умыть у них не постыдился (Ин 13:5). Примечай, возлюбленный, как Господь наш ради нашего спасения смирился. Тот, у Которого ремень обуви развязать недостой­ным себя почитал великий Иоанн, Которому Ангелы со страхом и раболепно служат, — служить людям, рабам Своим, и им ноги умыть благоволил.    О, чудо! О, зерцало смирения! Смотрел на это Отец Небесный с небес и благоволил о том. Смотрели Ангелы Его и удивлялись тому. Видим и мы ныне верою и поклоняемся сми­рению Его.    3) Таким смирением Своим учит нас Гос­подь наш смирению и говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). И еще: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и пра­вильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:12—15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Таковы слова возлюбивших Иисуса и обретших надежду на Него. Их души стали невестами, украшенными всеми добродетелями. Иисус – их святое зерцало, в котором они рассматривают себя, нет ли какого изъяна в их образе, из-за чего они не понравятся Жениху. В них постоянно отражается, как в зерцале, слава Жениха, по слову апостола: Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор 3,18 ). И еще говорит: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу ( 1Кор 13,12 ). Он же сказал, что кто умеет переносить порицание и отпускать на свободу волю порицающего его ближнего, дабы не вмешался враг и не возник спор, тот явно делатель Христовых заповедей. Кто бодрствует умом и приникает к стопам Господа в ведении, тот старается всегда отсекать собственную волю, чтобы не быть отлученным от возлюбленного Господа. А кто говорит: «Ну и что толку, что я скажу ему», подобен слепому, которого выносят на свет, а он его не видит. Посмотрите на видимое солнце: набегают небольшие тучи и закрывают его сияние и тепло. А в духовной жизни это не все понимают, а только стяжавшие ведение. Нетерпение и упреки ближнему смущают разум и не дают ему видеть свет Божий. 3. Из аввы Марка Знай, что во время Крещения мы получаем совершенное очищение грехов в дар от Христа, и нам подается благодать Святого Духа для исполнения всех заповедей. Кто сокровенно получил ее, но не исполняет заповеди, чтобы исправляться от недостатков, тот подвергает себя действию греха. Ты спросишь, почему, если святое Крещение освободило нас, мы не видим воздуха свободы, как видят его подвижники? Я отвечу тебе. Наше восприятие помрачает произвол наслаждений и небрежность, с которой подвижники смогли справиться. Я уже говорил, что Христос освобождает человека даром, но человек и после Крещения будет пребывать там, где ему нравится находиться по своей воле, потому что его свободную волю нельзя принуждать. Когда мы веруем и исполняем Божьи заповеди, тогда собираем плоды благодати, дарованные нам Святым Духом по мере нашего усердия в исполнении заповедей. По апостолу Павлу, плоды же Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Он насыщает всякую душу алчущую и жаждущую, о каковой жажде и алчбе Он же свидетельствует в Евангелии: блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся ( Мф. 5, 6 ). Следует заметить, что упоение принимается в этом месте в добрую сторону, о которой в Песни Песней говорится: ядите ближнии, и пийте и упийтеся братие (Песн. Песн. 5, 1 ), каковым опьянением упился и Иосиф с братьями своими в полдень (Быт. гл. 43). Утомленные же и алкавшие, упившись и насытившись, воздают благодарение, отвечая: я пробудился и увидел Господа, возбуждающего и говорящего: возстани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еффс. 5, 14) И сон, говорит, мой приятен был мне, так что я подражал словам Господа моего говорящего: аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя ( Пс. 3, 6 ). Ст. 27–30. Вот приходят дни, говорит Господь, и Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем людей и семенем скотов. И как Я бодрствовал над ними, чтобы искоренять и сокрушать, и разрушать, и губить, и поражать, так буду бодрствовать над ними, чтобы созидать и насаждать, говорит Господь. В те дни не будут говорить более: « отцы ели кислый виноград, a y детей на зубах оскомина, то каждый будет умирать за свое беззаконие и всякий человек, кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Дом и дом, то есть, дом Израилев и дом Иудин у LXX нет, а только Израиля и Иуду, так что стоит: и засею Израиля и Иуду, Слова: семенем людей и скотов, мы должны относить к разумным и простецам. И как в начале Иеремии сказано ему: «вот Я поставил тебя сегодня над народами и над царствами, чтобы искоренять и разрушать и губить и расточать и созидать и насаждать», и Я бодрствовал над ними чтобы выполнить угрозы свои: так, говорит, теперь Я буду бодрствовать над ними, чтобы созидать и насаждать. Ибо вы – Божия нива, Божие строение ( 1Кор. 3. 9 ). Все такие обетования, по мнению Иудеев и наших иудействующих, имеют исполниться в тысячелетнее царство. Мы же, согласно с словом апостола: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти ( 1Кор. 3,6 ) и с словом пророка Исаии, что Спаситель есть строитель ограды и домов, утверждаема, что духовно это исполнилось в первое пришествие Христово, но исполнилось отчасти, а не вполне, ибо ныне видим зерцалом в гадании и не знаем так, как нам нужно знать (1 Кор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

" Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам " (Чрево же мое яко мехь мста вряща завязанъ) (ст. 19). Здесь показывается, что Елиус, прежде сильно желая говорить, сдерживал себя; терпел и готов был разорваться, так что нужно было большое терпение. Иметь силу удерживать речь составляет в особенности дело мудрости. ГЛАВА 35. " От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют. Но никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи " (Отъ множества okлebemaeмiu воззовутъ, boзoniюmъ отъ мышцы многихъ. И не рече: где есть Богъ сотворивый мя, устрояяй стражбы нощныя?) (ст. 9-10). Златоуста и Оригена. Не видишь ли, что все, как в войске, установлено, каждый предмет с наибольшею точностью остается в надлежащем порядке, ничто из всего находящегося в мире не переступает своего предела и не попадает на чуждые места? Так, когда люди спят, никто не строит козней; когда звери выходят, тогда они спят. Смотри же: хвалы Богу и гимны выражает Елиус, когда говорит: " Который дает песни в ночи " (устрояяй стражбы нощныя). Хочешь знать, как Бог " дает песни в ночи " ? Весь этот век есть ночь, есть тьма; свет соблюдается для тебя; ныне видишь " как бы сквозь тусклое стекло " (зерцаломъ) (1 Кор. 13:12), а свет увидишь некогда. Итак, ночь этот век, и нужны поставленные на эту ночь " стражбы " , чтобы назначенные на время ночей стражи охраняли находящихся в ночи от разбойников, зверей и врагов. Кто эти стражи? Ополчающиеся ангелы (Пс. 33:8). " Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и - жди его " (Судися же предъ нимъ, аще можеши похвалити его, якоже есть и ныне) Ю.: " Судись же пред Ним, если можешь похвалить Его, как и теперь " (ст. 14). Oлuмnioдopa и Златоуста. " Помысли, - говорит, - о величии Бога, если разум может вместить Его славу (фпн хмнпн). Что же ты хочешь судиться со столь великим, когда не можешь по достоинству прославить Его, и при том, когда Он наказывает тебя? Если бы Он сел, - говорит, - на судилище и положил законы, ты не восхвалил бы Его, не прославил бы Его по достоинству при том, что произошло ныне с тобою, когда ты думаешь, что терпишь обиду и наказание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1103...

Отсюда для таких сынов любви Божией вытекала прямая желанность смерти телесной, искание ее, что и видим мы особенно ярко и показательно у мучеников Христовых, ничем непобедимой радостью 635 радовавшихся в самых жестоких мучениях своих, и на смерть за Христа смотревших, как на венец. Для апостола Павла, в такой силе возлюбившего Христа, что он даже в теле своем носил язвы Его 636 , момент смерти представляется настолько желательным, что ему, как мы видели, приходилось как бы оправдываться или объясняться, почему он живет еще в теле на земле. «Для меня 637 , – писал он любимым чадам во Христе – Филиппийцам, – жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться (от уз тела) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами, для вашего успеха и радости в вере». Подобным образом и в послании своем к Коринфянам, апостол так отчетливо и сильно выражает всю крепкую веру свою в существование на небесах для нас, христиан, жилища от Бога, дома нерукотворенного, вечного. И вот, объясняет он дальше, потому мы «… и воздыхаем, желая в него, это жилище облечься. И как знаем, что водворяясь в теле, мы устранены от Господа, (ибо мы ходим верою, а не видением) то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, и потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными 638 . И не это ли состояние загробное имел в виду ветхозаветный мудрец, когда в своих притчах писал: «… праведность ведет к жизни, a стремящийся ко злу стремится к смерти своей», и что «… плод праведника – древо жизни» 639 . Таким образом, основою и сущностью этого блаженства, начинающегося для святых прямо же по смерти их, по этом исходе из телесной темницы просветившегося верою Христовою духа их, является – «пребывание их со Христом», непосредственное и теснейшее соединение с Ним. Уже тогда начнут они наслаждаться Им – не верою, a видением, уже тогда «… упразднится знание – то знание отчасти», которое и им принадлежало здесь, на земле, «… настанет же совершенное». Теперь мы видим «… яко зерцалом – как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» 640 . И в этом познавании, зрении в Лице Бога, чистые сердцем будут черпать токи духовного, все их богоподобное существо охватывающего, блаженства и наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Таким образом, если бы кто был и Иаков, то есть мог бы запинать, и прекрасно и мужественно избегать всего, что способно разрушать и склонять ко греху, то и он чрез Христа достигает святолепного разумения. Но он назван будет и Израилем, то есть «видящим Бога». Тогда-то и только тогда он будет силен бороться с людьми, когда осилит в борьбе с Богом. Ибо познание Бога и восприятие познания о Нем не может быть делом того, кто недугует бессилием, хотя бы он видел и «зерцалом и в гадании» ( 1Кор. 13, 12 ). Таковое познание может быть делом только того, который достиг уже такой степени силы, что никакого не придает значения плотскому и мирскому, но способен как бы просто и неукротимо стремиться духом к тому, что угодно Богу. Только он будет силен между людьми и осилит в борьбу с Богом. Итак, благословен был божественный Иаков, но он неотступно просил Боровшегося, говоря: «скажи... имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем?» ( Быт. 32, 29 .) Бог не объявляет имени Своего, показывая и чрез сие то, что Он есть по естеству Своему. Имя, быть может, не имеет никакого значения для Бога, как оно имеет значение для человека. Впрочем, на основании естественных свойств Своих, Он именуется различно, именно как «свет» ( 1Ин.1,5 ; Ин.1,7 ; Ин.12, 46 и др.), и «жизнь» ( Ин. 14,6 ), и «сила» ( 1Кор.1,24 ), и «истина» ( Ин. 14, 6 ), «единородный» ( Ин. 1, 14, 18 и др.), и «сияние славы и образ ипостаси» ( Евр. 1,3 ), милость и «премудрость,... и правда... и избавление» ( 1Кор. 1, 30, 24 ). Уразумев же опять, что Он есть Бог, Которому собственно не может принадлежать никакого имени, блаженный «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт. 32, 30 ). Итак, замечай, как он стал Израилем, то есть «видящим Бога». Между тем, как боролся с ним человек, он говорит однако же, что видел Бога лицем к лицу и что спаслась душа его. Ибо познание о Христе есть дело спасительное. Так Слово и с плотию есть Бог; потому что патриарх Иаков говорит, что видел Бога лицем к лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

так же мало страждет свобода наша, как и свобода ближнего нашего, если мы бываем свидетелями его поступков. Значит -    г) не наши поступки зависят от предведения Божия, а наоборот, потому-то Бог их и предвидит, или видит, что мы сами собой решились совершить их и совершаем.    Для разума истина всеведения Божия должна быть несомненна уже потому, что он представляет себе Бога существом совершеннейшим и беспредельным, а равно — и на основании тех причин (нами выше изложенных), какими объясняли всеведение Божие святые Отцы Церкви. Истину эту всегда признавали самые язычники. 2. Высочайшая премудрость   На основании общего понятия о премудрости, высочайшую премудрость Божию (σοφα, sapientia) можно определить так: она состоит в совершеннейшем знании наилучших целей и наилучших средств, и вместе — в совершеннейшем умении прилагать последние к первым; след. — есть не что иное, как тоже всеведение Божие, только рассматриваемое в отношении к Божественным действиям, или есть самый разум Божий, рассматриваемый с практической стороны.    Священное Писание приписывает Богу это свойство со всей ясностью, когда -    а) представляет Его вообще премудрым, у которого премудрость и сила; Его совет и разум (Иов. 12:13), единым премудрым Богом (Рим. 14:26; 1 Тим. 1:17; Иуд. 25) и источником мудрости для всех: если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему (Иак. 1:5); Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум (Притч. 2:6; Дан. 2:21). В частности -    б) священнописатели Ветхого Завета указывают преимущественно на мир, как на зерцало премудрости Божией. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро — взывает Давид, восхищенный совершенством творения (Пс. 103:24). Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом, - повторяет в притчах своих премудрый сын Давидов (Притч. 3:19). Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса, - читаем в книге пророчества Иеремиина (Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Погодиным, представляет собою не первоначальную редакцию этого сочинения, читанную и одобренную св. Димитрием и употреблявшуюся самим Посошковым до 1715–1719 г., а редакцию новую и притом сокращенную, составленную или самим Посошковым, или кем-либо другим; 5) письмо святителя Димитрия к Феологу с отзывом о Зерцале относится не к 1706, а к 1709 году, самое же Зерцало писано Посошковым, по всей вероятности, в 1708 году. И. Нильский 1 Преосв. Филарет не только в «Обзоре русск. дух. литер.» заметил, что св. Димитрий писал Феологу о Посошковском Зерцале, но повторил тоже самое и в письме к г. Погодину. «Ведь это-то самое Зерцало безыменного творца, которым так дорожил и восхищался дивный святитель Димитрий», писал преосв. Филарет г. Погодину, когда последний послал ему Зерцало Посошкова. Это письмо преосвященного известно и г. Брикнеру («Моск. Ведом.» 1864 г. 57). 2 Впрочем, о Самаринском списке доселе известно только то, что в конце его есть следующая подпись: «Иван Тихонович Посошков, творец книжицы сея, 1709 года». 5 Возвращая Феологу «книжицу безыменного творца, именуемую Зерцало», святитель Димитрий писал ему: «прошу честности твоей, возвести мне, кто тоя книжицы писец? жив ли он? Аще жив, стану к нему писати. Аще же умре, стану его поминати». 6 Если бы Посошков означил свое имя так: «аще хощеш унеда творца книги сей, и ты положи слово десятое и второе и первое и пятидесятое и восьмидесятое и семидесятое и двусотое» и т. д., тогда человеку, знакомому с нашими древними памятниками, не трудно было бы узнать это имя. 7 Имя как раз соответствует числу 63:– 10 – в –2 – а —1— н – 50, а прозвание 512 – II – 80 – о – 70 – с – 200 – о – 70– ш – к –20 – о – 70 – в – 20», замечено в статье «о перстосложении». 8 Таковы оба списка, но которым издало Зерцало г. Погодиным (см. стр. XXIII). После этого мы затрудняемся понять, почему г. Бриннеру кажется, что на списке г. Строев означено имя автора Зерцало. 9 Сколько нам помнится, такой же список был и у нас под руками в 1856–7 г.: в нем об антихристе говорилось в 16 главе: тоже видим и в списке казанской академии; между тем как, по печатному изданию, речь об антихристе идет в 18 главе. 13 Мы считаем этот список Зерцало списком краткой редакции на том основании, что в Строевском списке, как оказалось по справке, недостающие в начале заглавный лист и несколько страниц предисловия выписаны кем-то, как там и замечено, из списка г. Самарина, и содержание их буквально сходно с содержанием тех аге страниц списка г, Большакова. 14 Говорим: на одном списке, именно Самаринском, – потому, что находящаяся в конце печатного Зерцала подпись: «Иван Тихонович Посошков москвитян, творец книжицы сея, о лете 1708», взята в Строевский список, как замечено в нем, из списка г. Самарина; неизвестно только, почему здесь указан 1703 год, тогда как, по уверению г. Погодина (Соч. Посошкова, ч. II, стр. XXIII; «Моск. Вед. 1854 г. 57), на Самаринском списке выставлен 1709 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010