Так что же делать со всеми этими вопросами, если – в своем ли духовном поиске, в общении ли с «внешними» ищущими – мы продолжаем сталкиваться с ними? Если продолжить чтение послания Павла к Коринфянам с того места, где он говорит о никогда не перестающей любви, увидим: Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Именно эта возможность видеть иную реальность лишь «яко в зерцале» (славянский текст воспроизводит оригинал здесь более дословно, Павел использует метафору зеркала; ко времени создания русского Синодального перевода зеркала стали гораздо более совершенными, и переводчики, решив пожертвовать буквальностью ради передачи смысла, заменили «зерцало» на тусклое стекло) и дает основание для того, что я, напугав читателей, назвал «агностицизмом в вопросе бесконечности мук», когда писал о своем отказе участвовать в анафематствовании Осипова. И это не отход от Православия. Это есть доверие Богу. Вера в то, что у Господа, у которого хватило премудрости для создания бесконечной вселенной, хватит ее и на то, чтобы решить все эти сложные для нас вопросы не по нашему убогому разумению, а единственно так, как они и должны быть решены — Любовью абсолютной и всемогущей. Вернее, у Бога, сущего вне времени, они уже решены. Просто нам эти решения видны пока лишь гадательно, «яко в зерцале». И мы можем либо смириться с этой гадательностью и «внимать себе», как было сказано Антонию Великому, либо видеть в этом тусклом зерцале лишь искаженные взаимным осуждением лица друг друга. Но во втором варианте для нас может, как для героя фильма, не наступить следующий день.

http://pravmir.ru/vsex-pravoslavnyx-s-dn...

Второе и третие следующими: да скажут сыновом человеческим силу Твою, и славу великолепия царствия Твоего. Четвертое в следущем 13 стихе: царство Твое царство всех веков, и проч. Верен Господь во всех словесех своих и преподобен во всех делех своих. Здесь начинает Пророк исчислять добродетели, свойственныя царю, которыя находятся в Боге совершеннейшим образом и на которыя, яко на зерцало или яко на некий образец, все цари земные взирать должны: ибо примеру царей весь сообразуется мир, как сказано негде. Итак, первая добродетель царская есть непорочность жизни, а наипаче истина в словах. И о сем-то Пророк глаголет здесь: верен Господь во всех словесех Своих, – то есть, истинен, справедлив, нелжив, необманчив, постоянен в обещаниях, – и преподобен во всех делех Своих, то есть непорочен, чист, безгрешен и всегда Сам Себе подобен. Пс.144:14 . Утверждает Господь вся низпадающыя и возставляет вся низверженныя. Сия есть вторая царская добродетель, которая показывает, что Бог царствует для общаго блага всего человеческаго рода: под именем низпадающих и низверженных, в преносном смысле, разумеет всех тех, кои, будучи угнетаемы несчастными обстоятельствами, скоро под бременем оных пали бы, ежели бы Бог к поддержанию их не простирал руки Своея. Сущность слов состоит в том, что Бог на бедствия людей смотрит и страждущим помогает. Откуду следует, что Он того достоин, дабы все смертные не токмо со благоговением чтили Его царствующаго на небеси, но и с удовольствием покорялися владычеству Его. Между тем напоминает, что тот в надежде своей не обманется, кто в бедствиях своих будет просить утешения от Бога. Пс.144:15 . Очи всех на тя уповают, и ты даеши им пищу во благовремении: Третия добродетель царская есть щедрость; ибо царям несвойственно разорять подданных, или отнимать у них имение различными ухищрениями и чрез то доводить их до бедности, но напротив, щедро питать их, яко детей, однако так, чтоб ели в свое время, а не все дни препровождали в пиршествах. Таким образом и Бог, хотя всем живущим дает пищу, но во благовремении, то есть, когда алчем, когда требуем, когда нужду имеем: и потому те, которые излишнее скрывают, не от Бога пищу приемлют, но общее добро похищают, почему не дивно, ежели многие нищенствуют и алчут. Дает Бог пищу во благовремении еще и потому, что дает тогда, когда должно, ибо иногда за грехи наши по справедливости отъемлет, делая подобно врачу, предписывающему диету и запрещающему употреблять вино. По сей причине часто насылает Бог голод и недостаток в хлебе, дабы чрез то наказать грешников. Наконец, дает Бог пищу во благовремении и потому, что не во всякое время и не все вдруг дает плоды, но по разным времен переменам разные и плоды из земли производит.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Если даже Павел, обладавший таким знанием, имевший такое неизреченное дерзновение и исполненный таких даров благодати, устраняется от этого и отказывается от достижения познания, и не только не может найти, но даже и приступить к своему исследованию, потому что это невозможно, то не будешь ли ты несчастнее всех, не подвергнешься ли самому жестокому безумию, идя таким противоположным с ним путем? И не только он сказал это, но рассуждая с коринфянами о знании и показывая, насколько, если бы даже мы и научились многому, все-таки будем иметь лишь малую и даже малейшую часть этого знания, он говорит так: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» («аще ли кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети») ( 1Кор.8:2 ). Потом, объясняя, что нам многого недостает в знании, и что в будущее время откроется больше, теперь же дано нам мало, продолжает: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» («от части бо разумеваем и от части пророчествуем: егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится) ( 1Кор.13:9–10 ). Он не остановился и здесь, но желая показать, какое расстояние отделяет нас от этого знания и как многого недостает нам, поясняет это некоторым образом, говоря: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» («егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях; егда же бых муж, отвергох младенческая. Видим убо ныне яко зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу) ( 1Кор.13:11–12 ). Видишь ли, какое расстояние? Такое же, как между возрастом младенца и совершеннолетием мужа, какое между зеркалом в гадании и ясным видением вещей для ясного зрения, что и значит – «лицем к лицу»; почему же безумствуешь и яришься, тщетно и напрасно стараясь преодолеть препятствия? Почему не убеждаешься изречением Павла: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» («темже убо, о, человече, ты кто еси против отвещаяй Богови? Егда речет здание создавшему его: почто мя сотворил еси тако) ( Рим.9:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Флп.1:27 .  Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, Но указанные благоприятные результаты вера филиппийцев будет иметь только в том случае, когда они, читатели, будут держать себя достойно своего христианского звания и единодушно подвизаться против врагов Евангелия. «Живите« – πολιτεεσθε, т. е. живите как граждане нового царства, нового общества Христова. – «Достойно Евангелия» (по-русски: «благовествования»). Здесь Евангелие изображается как зерцало нового законодательства, содержащее в себе известные законы и обычаи… – «Приду ли»… Апостол не сомневается в своем освобождении, но опасается того, что обстоятельства задержат его где-нибудь после освобождения и ему не удастся навестить читателей. – «Стоите в одном духе», т. е. сохраняете единство настроения ( «дух " здесь означает дух человеческий, так как далее ему параллельно «душа» – μα ψυχ – по-русски: «единодушно»). – «Подвизаясь» – συναθλοντες, т. е. вместе со мною подвизаясь ( θλον ­ трудиться и бороться) за веру (как религиозный принцип), которая основывается на Евангелии. Флп.1:28 .  и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога, «Противников», т. е. противников веры христианской – неверующих язычников и иудеев. – «Это " , т. е. то обстоятельство, что вы не страшитесь своих противников. – «Погибель и спасение» – здесь имеются в виду как окончательные, вечные (ср. 2Сол.1:5–10 ). – «И сие от Бога». И страх врагов, какой в них производит твердость христиан, и спасение христиан – все от Бога. Естественнее, впрочем, это прибавление относить только к выражению «а для вас – спасения». Флп.1:29 .  потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него. Чтобы внедрить в читателей большее мужество, Апостол говорит, что они должны считать делом особой милости Божией то обстоятельство, что призываются не только содержать веру во Христа, но и страдать за Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О блаженстве праведников в будущем веке Сам Иисус Христос говорит: Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их ( Мф.12:43 ). Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их 146 . О совершенстве нашего знания в жизни будущего века в сравнении с настоящим земным знанием пишет ап. Павел: Видим убо ныне яко зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу: ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых ( 1Кор.13:12 ). Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан 147 . В блаженстве души человека будет участвовать и тело его: оно будет прославлено светом Божиим, подобно тому, как было прославлено тело Иисуса Христа во время преображения Его на Фаворе. Об этом говорит ап. Павел: Сеется не в честь, восстает в славе ( 1Кор.15:43 ). Сеется в уничижении, восстает в славе 148 . Якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ Небеснаго ( 1Кор.15:49 ). Как мы носили образ перстного (земного, то есть Адама), будем носить и образ Небесного (то есть Господа нашего Иисуса Христа) 149 . При таком состоянии своих тел праведники будут изъяты от всех нужд и скорбей настоящей жизни, они будут свободны от изнурительных трудов и болезней ( Апок.7:16; 21:4 ), обитая в прекрасном царстве природы ( Апок.21:1 ), где не будет никакого зла, а одно добро и правда. Тогда все творения в царстве Христовом, соединенные между собой узами взаимной любви, будут находиться в самом совершенном, ближайшем, непостижимом для настоящего времени, общении с Богом: Будет Бог всяческая во всех ( 1Кор.15:28 ). Будет Бог все во всем. Все праведники будут блаженствовать, но не все одинаково. Будут различные степени блаженства праведников соответственно нравственному совершенству каждого, по мере того, как кто здесь подвизался в вере, любви и добрых делах. Об этом свидетельствует ап. Павел: Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых ( 1Кор.15:4142 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Седьмая труба означает покой седьмицы, которая не только считается в днях и годах и также периодах, но еще заключает и семидесятый год, когда возвратился в Иерусалим израильский народ, бывший семьдесят лет в плену. В сотнях и в тысячах также не опускается священное число; ибо не напрасно Бог сказал: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» ( 3Цар.19:18 ). Потому тень будущего покоя в днях, месяцах и годах изображается временем самого мира и для того через Моисея приказывается сынам израильским, чтобы в седьмой месяц, в один день, каждому был покой в память труб, и тогда, никакой не отправляя работы, приносили бы Богу жертву, потому что в самом конце седьмицы, как бы в субботу мира, требуются дела духовные, а не плотские. Ибо плотское подлежит рабству, потому что плоть служит духу, непорочность творит свободным, а вина – рабом. Итак, духовным вещам надлежало быть через зерцало и в гадании, как говорит Апостол: «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» ( 1Кор.13:12 ); ныне по плоти воинствуем, тогда же духом узрим Божественные таинства. И потому начертание истинного закона да изобразится в наших нравах, какими ходим во образе Божием: ибо тень закона уже пришла, тень – иудеям плотяным, образ – нам, а истина – имеющим воскреснуть. Эти три вещи, то есть тень, образ и истину познали мы по закону: тень – в законе, образ – в Евангелии, истину – на суде. Но вся суть – Христова, и вся – во Христе, которого ныне поистине лицезреть не можем, но видим Его как в некоем изображении будущего, тень которого познали в законе, почему Христос не тень, но образ Божий, не пустой образ, но истина. И для того «закон дан чрез Моисея» ( 1Ин.1:17 ), ибо тень – через человека, образ – через закон, истина – через Иисуса. Потому что истина происходит от истины же. Кто желает видеть этот образ Божий, тот должен любить Бога, да и Сам Бог возлюбит его, и будет не раб, но друг, творящий волю Господню, и сможет войти во облако, где Сам Господь. Тот да сотворит себе две трубы серебряные, то есть украшенные неоцененным словом, от которых происходил бы не страшный звук, но беспрестанная благодарность высшему Богу. Ибо звуком таких труб возбуждаются мертвые, оживляясь не звучанием меди, но словом истины. И, может, эти две трубы есть те, через которые святой Павел Божественным духом возгласил, говоря: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14–15 ). Ибо одно без другого не может быть совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Она заставляет нас приобщиться к ним для того, чтобы и мы могли в трепете встретить наступающий великий праздник, который даётся нам не как воспоминание, а как соприсутствие и переживание – вхождение в вертеп и поклонение с пастырями и волхвами. Мы должны и сегодня не только вспомнить ветхозаветных отцов, но и взять от них то, что наиболее соответствует нашему времени. Ныне воспевали мы: «Велия веры исправления! Во источнице пламене, яко на воде упокоения, святой трие отроцы радовахуся, и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша» 38 . Святая Церковь вспоминает их ныне потому, что они по времени ближе к пришествию Христа Спасителя по сравнению с теми праотцами, которых мы прославляли неделю тому назад, а также и потому что они являют нам яркий прообраз пришествия Христа Спасителя. Но не только они, но и ветхозаветное человечество имело в своей среде великих праведников, хотя и находилось во тьме. Мы ныне видим не только зерцалом в гадании ( 1Кор. 13:12 ), но уже явился Тот, Кому надлежало прийти и пострадать во избавление многих, наша вера совсем иная. Если нам теперь говорят, что мы должны быть долготерпеливыми, то главным примером для нас является Господь. Так и апостол, призывая верующих к терпению, указывает им на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь душами вашими ( Евр. 12:2–3 ). Он нам оставил пример, а у ветхозаветного человека было только одно слово, одно обетование: семя Жены сотрет главу змия (ср.: Быт. 3:15 ). Ветхозаветный человек был из рая переселен на землю, чтобы здесь «воспитатися честно» 39 и снова вознестись в горний мир. Адам ждал более 900 лет, он первого сына своего назвал «приобретением» 40 , он не только имел эту веру и долготерпение, но и заповедовал её всем окружающим, когда умирал. Мы знаем, как Ной с великим долготерпением 41 исполнял заповеданное Господом под всеобщие насмешки 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Рассуждение Святые души с великим прилежанием читали Священное Писание, углубляясь в каждое слово и ставя себя пред зерцалом Слова Божия как перед Страшным Судом. Они имели в этом толикое усердие, что некоторые подвижники предпринимали [даже] далекие путешествия, чтобы прийти к какому-нибудь духовному мудрецу, который изъяснил бы им одно[-единственное] слово или изречение из Священного Писания. Там, где это было возможно, [вопросы и ответы] посылались в письмах. Посему и дошли до нас целые собрания писем святых праведников, каковыми были: святители Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , преподобные Исидор Пелусиот , Нил Синайский и многие другие. Как-то раз преподобный Косма задумался над словами Господа Иисуса, когда в Гефсимании спрашивал Он учеников, есть ли у них меч. И когда ученики ответили Ему: Вот, здесь два меча – Он сказал им: довольно ( Лк. 22:38 ). Будучи не в состоянии самостоятельно объяснить себе эти слова, святой Косма решил отправиться через всю пустыню в удаленную лавру, именуемую Пирга, к знаменитому авве Феофилу, – чтобы только спросить его об этом. С большими трудностями добрался он до назначенного места. И авва Феофил объяснил ему: «Два меча означают чин сугубой богоугодной жизни: делания и созерцания, то есть труд и углубление ума в богомыслие и молитву. У кого есть то и другое, тот совершен». Созерцание Да созерцаю неблагодарность евреев к Богу, избавившему их [от врагов], и Божию кару за это (Суд. гл. 13), а именно: 1) как сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа ; 2) как предал их Господь в руки филистимлян на 40 лет; 3) как неблагодарность некоего освобожденного народа к Богу Освободителю и поныне наказывается рабством под иноземцами. Проповедь о людской неблагодарности, невиданной и среди скотов Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Ис. 1:3 Благодарностью животных ужаснее всего изобличается неблагодарность людей. Если бессмысленный вол знает, кто его господин, и если осел ведает, чьи суть ясли, из которых он питается, как тогда наделенный разумом человек не знает Бога – своего Творца и Питателя? Израиль – значит «Боговидец».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Если же ты хочешь узнать об этом подробнее, прочти сочинение премудрого старца, который написал книгу, называемую «Зерцало». Там он пишет о конце так. Душа говорит плоти: «Нет, рабыня моя, не умолкай, но расскажи мне еще немного о последних временах нынешнего века и о кончине его – когда, как и какова она будет, и когда придет антихрист, ибо ожидание его страшит меня и смущает. Я желаю узнать, рабыня моя, правду об этом, чтобы лукавый не мог, обнаружив мое незнание, прельстить меня». Плоть: «Откуда и как придет – это я могу тебе сказать, а когда – это совершенно неизвестно. Много раз спрашивали об этом Христа апостолы Его и ученики, но Он не сказал им – когда, а сказал так «О дне же том... никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф. 24, 36 ). И как я буду говорить о том, что Он утаил? Ибо многие и о многом излагали лишь домыслы, госпожа. Так, некоторым казалось: поскольку сказано, что Бог, Создатель и Творец всего, сотворил весь мир за шесть дней, а в седьмой день почил – то, следовательно, когда закончится шестая тысяча, будет общий конец всему. Ведь сказано, что «у Господа... тысяча лет как один день» ( 2Пет. 3,8 ), а значит, с окончанием шестой тысячи, то есть шестого дня, должен окончиться и сам мир и век, существовавший шесть дней. Однако, владычица моя, слова их оказались ложными. Другие же говорят: поскольку нынешний век седмочислен, то ему подобает продолжаться до тех пор, пока не закончится целиком седьмая тысяча; седмочисленный век должен закончиться на седьмом числе, ведь Соломон сказал: «Давай часть семи и даже восьми», – восьмой же век изображает век будущий. Но и это высказывание, кажется мне, не имеет достаточных оснований. И иные еще говорят о «присносущем» и божественном свидетельстве из Откровения Иоанна Богослова, который будто бы явственно предсказал, госпожа моя, прообразуя Христа, что непорочному Агнцу будут поклоняться тысячу лет и что зверь, то есть дьявол, будет связан тысячу лет (Ср.: Откр. 20, 2 ) и после этого будет освобожден и прельстит многих людей из язычников и евреев. После Распятия Христа и Бога моего и после сошествия во ад зверь был связан, и тогда же началось почитание Агнца; с этих пор они и отсчитывают тысячу лет. О душа, любимая госпожа моя! И эти тоже говорили неправду: ведь под «тысячей» понимается неопределенное количество лет, как я узнала у многих. От Христа до сего дня прошла тысяча лет, и еще сто три после этого, до нынешнего года. Если же сосчитаешь от погребения Его и страдания, получится тысяча и семьдесят лет. Посмотри на мои вычисления, и поймешь, что я говорю. С тех пор как солнце видно на небе, все годы считаются так: пять тысяч и еще пятьсот лет прошли до Христа, госпожа моя, и тогда Он пришел, воплотившись от Девы; и после этого пять сотен и шесть сотен прошли, и еще три года, индиктион третий, круг луны десятый, а солнца – двадцать третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Вот побуждение к взаимному, искреннему, любовному обращению! Если любите любящих вас, говорит Господь в нынешнем Евангелии, какая вам за то благодарность? ибо и грешники, т.е. идолопоклонники, любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают; т.е. доколе пользуются благодеяниями, а это значит любить только себя; ибо в благодетелях любят только благодеяния или пользу себе. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно; какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же, – и в этом случае вы любите только себя, свои выгоды, а не пользу ближнего, – не удовлетворяете его нужд совершенно. Если же этих естественных добродетелей христиане не исполняют, то они хуже гораздо и язычников, которые «no естеству законное творят» ( Рим.2:14 ), не имея благодатных сил; христиане же, как известно, получили все Божественные, сверхъестественные силы от Бога «к жизни и благочестию» ( 2Пет.1:3 ), к исполнению всех Христовых заповедей. Посмотрись, христианин, в это зерцало Божественных заповедей и познай, каков ты, любишь ли ты хотя тех, кои тебя любят, или даже и их иногда не любишь? Делаешь ли добро благотворителям твоим; даешь ли в долг тем, которые возвращают долг? Не уклоняешься ли по корыстолюбию и недоверию? Многие хотят довольствоваться только любовью к любящим, и не хотят понудить себя любить ненавидящих, или враждебно к ним настроенных; с такою любовью языческой, христианин, останешься на страшном суде в стыде. «Но вы любите врагов ваших, – продолжает Господь, – благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» ( Лк.6:35 ). Трудное дело, по-видимому, предписывает нам Спаситель наш, заповедуя любить врагов наших и делать им добро; растленное сердце человеческое скажет: это невозможно, это противно природе и здравому смыслу! Трудное дело, правда, только для растленного сердца, не обновленного и не укрепленного благодатью, но для сердца, возрожденного благодатью, это дело легкое, ибо Господь помогает им во всем; и мы в жизни святых видим тому много примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010