Скачать epub pdf Преподобный Анатолий старший (24 марта 1824 – 25 января/7 февраля 1894) Преподобный Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился в семье диакона. После окончания духовной семинарии он поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел и дал обет в случае выздоровления принять монашеский постриг. Господь даровал ему жизнь, и в 1853 г. он поступил в число братства Оптиной пустыни. Его старцем стал прп. Макарий, который перед своей кончиной поручил послушника старцу Амвросию. В 1862 г. брат Алексей был пострижен в монашество с именем Анатолий. Вскоре старец Амвросий стал посылать о. Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих, вводя его таким образом в старческий труд. В 1870 г. прп. Анатолий был посвящен в иеромонаха и стал ближайшим помощником преп. Амвросия, а также благочинным скита. В 1874 г. прп. Анатолий принял должность скитоначальника и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Двадцать один год был он для инокинь преданным, любящим отцом и наставником. Прп. Амвросий говорил: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Указание пути ко спасению Разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божия: «Вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя» 49 . Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики. Делай по силе; и не цени сам своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда... Кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении и вознесении на небо. Храни совесть, блюди мир, трудись по силам, молись всегда: ходя, лежа, вкушая... и Господь пребудет с тобою навсегда. Ты просишь наставления и назидательного урока, как бы тебе не сбиться с истинного пути? Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Без зимы не было бы весны, без весны не было бы лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется, так помалу, путь спасения...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как принимать укоры и критику? Кто внимает обличению, тот приобретает разум. ( Притч. 15:32 ). Как хорошо обличенному показать раскаяние! ( Сир. 20:2 ). Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему. ( Сир. 32:19 ). На ласковое слово не сдавайся, на противное не осержайся. Русская пословица. Укоряющего нас будем принимать, как Богом посланного обличителя сокровенных в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя, хотя мы и не знаем многого, кроющегося в нас злого. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Если поносить будут тебя, не противоречь ему, пока замолчит; потом, если, испытав себя, найдешь в себе то, что слышал от него, покайся, что ты согрешил, – и благодать Божия примет вас опять. Преподобный Исаия Отшельник († 370). На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием. Чистою водою надобно смыть грязь. Грязью грязи не смоешь. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894). Обличения должны производить в нас печаль ради Бога, производящую неизменное покаяние ко спасению ( 2Кор. 7:10 ), а не печаль самолюбия. Когда кто-нибудь будет порицать несовершенства и недостатки твоих дел, смиренно познай справедливость этих порицаний и скажи: да, правда, грешен и прегрешен я, не с должным рачением и усердием и охотою делаю дела мои. «Помолись, брат, о мне – скажи порицающему – да Господь вразумит меня и поможет мне благодатию Своею с должным рачением и охотою проходить свое звание и исполнять возложенное на меня дело общественного служения»… Когда будут порицать тебя свои и выставлять твои слабости в слух других, скажи им: «так, я точно таков, – но вам нет никакой пользы, что я именно таков и что вы будете поносить меня и смеяться пред другими: смеяться над немощью или слабостью безрассудно и бесчеловечно, лучше покрыть немощь, потому что моя немощь – ваша немощь, мой стыд – ваш стыд: ведь я член ваш, да и вы не без немощи; помолимся же, да исцелит Господь немощи наши».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Анатолий I Оптинский, преподобный Анатолий Оптинский (в миру — Алексей Зерцалов; 1824-1894). Преп. Анатолия называют Первым или Старшим, чтобы не путать с жругими оптинским старцем — Анатолием (Потаповым). Преп. Анатолий жил в Оптине в пору её расцвета: его учителями были преп. Макарий и Амвросий. В одно с ним время в Оптине находились преп. Моисей, Антоний, Иларион. После смерти Амвросия (Анатолий преставился спустя три  года) он исполнял старческое служение вместе с преп. Иосифом. Об Анатолии рассказывают как о милостивом и сострадательном страрце, большом молитвеннике (старец Амвросий говорил о нем: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается»). Преп. Анатолий по мимо паломников и монахов Оптины окормлял монахинь Шамордино и других женских обителей. Преп. Анатолий родился в семье диакона. Закончив семинарию будущий старец не мог определится с местом служения (или вообще хотел уйти в иноки). Всегда отличаясь слабым здоровьем, ближе тридцати годам заболевает туберкулёзом. Он дает обет в случае выздоровления принять монашеский постриг. В 29 лет он оказывается в Оптине. Сначала преп. Анатолий находился в ученичестве у старца Макария, который затем препоручает своего ученика старцу Амвросию (который очень постепенно и осторожно вводил его в старческое служение). О наставничестве страрцев есть примечательный случай. Анатолий практиковал Иисусову молитву. Свт. Игнатий (Брянчанинов), приехав в Оптину, захотел увидеть монахов опытных в «искусстве искусств». Ему указали на Анатолия. Святитель высоко оценил успехи Анатолия. Тот пересказал этот отзыв старцу Макарию. Старец Макарий отреагировал своеобразно: побил палкой своего ученика с такими словами: «Ах ты, негодяй, вообразил о себе, что он такой хороший! Ведь преосвященный… из любезности сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда!». Старец объяснил это так: «Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный, и вот – уважаемый такими людьми. Долго ли загордиться?». Позднее сам преп. Анатолий учил: «сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них–то сокровенна есть милость Божия.» Еще он говорил: «Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать».

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ana...

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы (1847-1921?) — духовный писатель, библеист, общественный деятель. Его жизнь — пример губительной казенщины в религиозном образовании. Гладков потерял веру еще в юности под впечатлением уроков Закона… далее» о. Георгий Чистяков (+2007) — священник, преподаватель МГУ и РГГУ, замечательный лектор, писатель и проповедник, ученик о. Александра Меня. Мог бы стать большим ученым, но занимался… далее» (1873 — 1959), митрополит Западноевропейского Экзархата русских православных приходов, экзарх Константинопольского престола. В миру Тихоницкий Вячеслав Михайлович, родился 22 марта 1873 в селе Быстрица Орловского уезда… далее» (1928-2009) — выдающаяся переводчица и деятель русской христианской культуры и общественности советских и постсоветских лет. Трауберг была знакома (работала, дружила, общалась) с такими великими христианами тех… далее» (в миру Борис Петрович Туркестанов). Родился он 29 ноября 1861 года в Москве. Отец его, князь Туркестанов (1830 — 1891), был прямым потомком древнего княжеского рода… далее» (1881 – 1962) – священник, философ, богослов, педагог, психолог, представитель русской религиозной философии, общественный деятель России и Зарубежья. В молодости, познакомившись с идеями Писарева потерял веру…. далее» Павел Парфентьев —  — российский католик, историк Церкви. Основным предметом научных интересов является история российских католиков византийского обряда и советских преследований Католической Церкви. Вице–постулатор процесса беатификации российских… далее» Мария (Скобцова); известна как Мать Мария (в девичестве Елизавета Юрьевна Пиленко, по первому мужу Кузьмина-Караваева). Мать Мария — современная святая. Человек необычайно творчески одаренный, из высшего… далее» (в миру Михаил Николаевич Иванов; 1788 — 1860 гг.) — выходец из дворян, оптинский старец, духовный сын старца Афанасия (ученика Паисия Величковского) и Леонида Оптинского. Благодаря… далее» Анатолий Оптинский (в миру — Алексей Зерцалов; 1824-1894). Преп. Анатолия называют Первым или Старшим, чтобы не путать с жругими оптинским старцем — Анатолием (Потаповым). Преп. Анатолий… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

На это отец Анатолий ответил так: «Всякий спасается своим путем. Я более сочувствую тем святым, которые любили природу, как то: преподобный Сергий Радонежский, Савва Звенигородский, преподобные Антоний и Феодосий; они выбирали самые красивые места для своих обителей потому, что природа возвышает человека к Богу». Видел бы Бог правду Преподобный Анатолий был очень доверчив и сам, относясь ко всем просто, никогда не подозревал в ком-нибудь лжи или обмана. Никогда не боялся, что про него скажут дурное, и говорил только: «Видел бы Бог правду». Терпеть не мог лицемерия и лести, любил прямоту и откровенность и сам был очень прямой. В обращении своем простотою он очень напоминал старца Льва, которому он, верно, и подражал. Преподобный Амвросий отзывался о нем словами Евангелия: «Это израильтянин, в нем же лести нет». Шамордино      Два ангела В 1892 году, во время своей поездки в Петербург и Кронштадт, преподобный Анатолий встретился там со святым праведным Иоанном Кронштадтским , которого весьма почитал. 10 октября они вместе отслужили Литургию в память преподобного Амвросия Оптинского. Как вспоминал старец Варсонофий, когда началась Литургия, отец Иоанн увидел, что с батюшкой Анатолием сослужат два Ангела; неизвестно, видел ли их сам батюшка Анатолий, но отец Иоанн ясно видел их. Руководство для духовной жизни Старец Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Он предузнавал о смерти близких его духовных детей, их болезнях и невзгодах, и осторожно предупреждал тех, к кому приближалось испытание. Советы преподобного Анатолия не потеряли своего значения и в наше время и могут служить нам руководством в духовной жизни. А спасет тебя только один врач Пройдя опытом уроки терпения и смирения, став старцем, он мог научить этому и других. Предупреждал духовных чад, что если Господь попустит испытания, чтобы смирить человека, то не только чужие люди, но и свои, даже, по слову Исаака Сирина, вся тварь восстанут на такого человека. Одна духовная дочь жаловалась на временную свою начальницу Пелагею, что та невзлюбила ее. Батюшка отвечал: «Думаю, не Пелагея, так Акулина или Арина, а мозолить тебя будут. И ни матушки, ни батюшки тебя не спасут. А спасет тебя только один врач, сто раз тебе рекомендованный, – терпение».

http://pravoslavie.ru/68212.html

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Если тебя палит огнь похоти плотской, противопоставь ему огнь геенский, – и огнь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет. Хочешь ли сказать что-нибудь гнусное, помысли о том скрежете зубов, и страх обуздает язык твой. Желаешь ли сделать какое похищение, послушай, что Судия повелевает и говорит: свяжите ему руце и нозе, и вверзите его во тму кромешную ( Мф. 22:13 ); и таким образом изгонишь и сию страсть. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских) немощей и считай себя достойной скорбей. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894). Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде чем они укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от них; потому что одно дело вырвать маленькую былинку, и другое – искоренить большое дерево. Не сказано только: уклонись от зла, но и: сотвори благо. Например, если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержанным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). …Страстное воззрение на женщину вменено Богом в любодеяние; гнев на ближнего причислен к убийству; за каждое праздное слово обетовано воздаяние. Кто же таковой человек и где его найти, который бы не ведал лжи, не был искушен вожделением ни одного лица, никогда не прогневлялся на ближнего напрасно, в котором бы ни нашлось празднословия, который не нуждался бы в покаянии? Знай: если кто не предаст себя всем напастям, которые попустит ему Бог, в мнении о себе смиренном и уничиженном, если не повергнет себя пред всеми на попрание, обидимый и оскорбляемый всеми, если не претерпит всего этого с радостью, силою молитвы ради Бога, если не устранит себя от человеческой славы, чести и похвалы, от сладостных брашен и напитков, то не возможет достигнуть совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления. Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища. Читайте также — Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО) Оптинские старцы Оптинское старчество основал Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841) Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860) Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет». Еще одним учеником старца Льва был Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862) Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865) Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил « Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». У старца Макария был преемник Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873) Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках. Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891) Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

17 Еще А. Кошелев в свое время с горечью писал А. Хомякову: «Мы сделали из веры покойные кресла… и в них посиживаем… Это зло, по-моему, вреднее, опаснее самого неверия, ибо оно ему корень». Действительно, вера, ставшая предметом интеллектуальных упражнений и спекуляций, в «покойных креслах», а не подвигом жизни, вреднее самого неверия, ибо, полностью охлаждая душу, вырождая ее, создает в то же время яркую иллюзию «религиозного возрождения». 38 Схиигумен Анатолий, – в миру Александр Алексеевич Зерцалов (1824–1894). Иеромонах Анатолий, – в миру Александр Потапов (1855–1923). Игумен Варсонофий, – в миру Павел Иванович Плиханков (1845–1913). Был полковником Оренбургского казачьего войска, в 1891 году по благословению преп. Амвросия Оптинского († 1891) поступил в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни. Во время русско-японской войны находился в действующей армии, был священником при лазарете. Иеросхимонах Нектарий, – в миру Николай Васильевич Тихонов (1856–1928). 39 Владыка Вениамин в своей книге передает следующий рассказ о посещениях Л.Н. Толстым Оптикой пустыни: «Отец Иоиль, старый монах, рассказал мне маленький эпизод из жизни Л. Толстого, бывшего в скиту. Долго он говорил с о. Амвросием. А когда вышел от него, лицо его было хмурое. За ним вышел и старец. Монахи, зная, что у отца Амвросия известный писатель, собрались вблизи дверей «хибарки». Когда Толстой направился к воротам скита, старец сказал твердо, указывая на него: «Никогда не обратится ко Христу! Горды-ыня!». Как известно, он перед смертью ушел из своего дома. И между прочим, посетил свою сестру Марию Николаевну, монахиню Шамординского женского монастыря, созданного о. Амвросием, верстах в двенадцати от Оптиной. И тут у него снова явилось желание обратиться к старцам. Но он опасался, что они откажутся принимать его теперь, так как он был уже отлучен Церковью за свою борьбу против христианского учения: о Святой Троице, о воплощении Сына Божия, о таинствах (о которых он выражался даже кощунственно). Сестра же уговаривала его не смущаться, а идти смело, уверяя, что его встретят с любовью… И он согласился… Слышал я, что он будто бы подошел к двери «хибарки» и взялся за ручку, но… раздумал и ушел обратно… Потом он поехал по железной дороге; и, заболев, вынужден был остановиться на ст. Астапово, Тульской губернии, где и скончался в тяжелых душевных муках. Церковь посылала к нему епископа Тульского Парфения и старца Оптинского Варсонофия, но окружавшие его лица (Чертков и др.) не допустили их до умирающего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 Казанская Горская Шамординская общежительная женская пустынь, в 12 верстах от Оптиной Пустыни, была основана преп. Амвросием в 1884 г. В 1901 г. обращена в монастырь. 6 Преподобный Оптинский старец иеросхимонах Анатолий (Зерцалов ; 1824–1894), в начале монашеской жизни ученик преп. Макария, затем – преп. Амвросия, скитоначальник (с 1874 г.), духовник Шамординской обители, духовный отец преп. Варсонофия. Делатель умной молитвы. Преп. Амвросий говорил о нем: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысяч дается». Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нем см.: «Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) ». Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 7 Свт. Варсонофий Казанский, епископ Тверской. Память его празднуется 4 октября (обретение мощей) и 11 апреля//Жития святых, 4 октября. 10 В печатном оригинале издании встречаются два написания – мир и мір. Основные их значения: мир – отсутсвие ссор, вражды, несогласия, войны; лад, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; спокойствие, тишина. Мір – совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная, род человеческий; состояние земного жития. На сайте эти слова пишутся одинаково. (Ред. «Азбуки веры»). 12 Пасхалов Виктор Никандрович (1841 –1885) – русский композитор и музыкальный педагог. Последние годы жил в большой нищете. Автор многих романсов. Творчество Пасхалова ценили В. В. Стасов и Μ. П. Мусоргский, видевшие в нем проблески сильного и оригинального таланта. 19 Преподобный Оптинский старец иеросхимонах Макарий (Иванов ; 1788–1860). В 1810 г. поступил в Площанскую Богородицкую пустынь, с 1834 г. – в Оптиной, с 1841 г. – скитоначальник. Под его руководством Оптиной было начато дело книгоиздательства, предприняты переводы святоотеческих творений на русский язык. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нем см.: Архимандрит Леонид (Кавелин) . «Житие Оптинского старца Макария». Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Некоторым будущим старцам было трудно покинуть мир. И тут промыслительная болезнь приводила к тому, что они давали обеты монашества: Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр (будущий преподобный Амвросий) был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия. Но пути Господни неисповедимы… Незадолго до окончания семинарии Александр опасно заболел. Трудно было уйти из мира умному, образованному юноше, но опасная болезнь привела к тому, что он дал обет в случае выздоровления стать монахом. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) Возможно, путь Алексия (преподобного Анатолия Зерцалова) в Оптину был бы более длинным, но Господь «ими же веси судьбами» этот путь сократил. Алексей заболел туберкулёзом, а в те времена болезнь эта считалась смертельной. И юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель, что он и исполнил. В 1881 году Павел (преподобный Варсонофий) заболел воспалением лёгких. Когда по просьбе больного полковника денщик начал читать Евангелие, последовало чудесное видение, во время которого наступило духовное прозрение больного. Он увидел небеса открытыми и содрогнулся от великого страха и света. Прожитая жизнь мгновенно пронеслась перед ним, и он услышал голос, повелевающий идти в Оптину пустынь. У будущего старца открылось духовное зрение. Так он, по словам старца Нектария, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, стал старцем». Таковы судьбы Оптинских старцев. Случается, что мы унываем и, чаще всего, причины нашего уныния кроются в маловерии. В такие минуты чрезвычайно полезным оказывается воспоминание о Промысле Божием, который так ясно и явно проявлялся в жизни святых. Святитель Филарет Московский писал: «Всеведущий Бог избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определённое Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца. Господь в своё время препоясывает и ведёт Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти».

http://pravoslavie.ru/56923.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010