( < < back) < >< back) > В подлиннике трактата «О трех образах внимания и молитвы» для характеристики дыхания используется многозначное слово αγξον (буквально — души, сжимай), в славянском переводе — «въстягни». При переводе на русский язык контекст требует использовать выражение «удержи дыхание», но отнюдь не «задержи дыхание», что встречается в некоторых изданиях и существенно искажает смысл. Путь к священному безмолвию. Изд-во Братства свт. Филарета Московского, М., 1999 — с. 23. ( < < back) Это изречение известно также в переводе свт. Игнатия: «Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом — потому что такая молитва без души». Отечник свт. Игнатия. «Правило веры», М., 1996 — с. 230. ( < < back) < >< back) > Преподобный Анатолий Onmuhckuй I, Старший (Зерцалов; 1824–1894) — великий Оптинский старец. Руководился прп. Макарием Оптинским, затем стал учеником и сподвижником прп. Амвросия, который сам свидетельствовал о великой молитвенной силе о. Анатолия: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысяч дается». Старец имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если узнавал о чьем-то горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль, а потом начинало болеть и сердце. С особой любовью относился к молитве Иисусовой и был опытным ее делателем. С 1874 г. — скитоначальник. Двадцать один год окормлял Шамординскую обитель. Находился в духовном общении с прав. Иоанном, ездил к нему в Кронштадт. Прп. Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости, духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Старец так глубоко и тяжело переживал кончину своего любимого наставника — прп. Амвросия, что им овладел смертельный недуг; постепенно угасая в болезни, он тихо почил (25.01./7.02.1894), не намного пережив своего учителя. Житие прп. Анатолия.//Прославление в лике святых… Оптина пуст., 1996. ( < < back) Преподобный Зосима Пустынник (Верховский; 1767–1833) — схимонах, выдающийся подвижник и старец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). В приложении к настоящему докладу дается полный поименный список подвижников, предлагаемых к общецерковной канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских и список новомучеников и исповедников, прославленных как местночтимых, имена которых предлагается включить в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Предлагая вниманию участников Архиерейского Собора результаты многолетней работы Комиссии, выражу общее мнение ее членов о том, что прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества. Открывая в 1992 году Освященный Архиерейский Собор Вы, Ваше Святейшество, подчеркнули: «Мы ныне лишь прикасаемся к тому сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви»

http://patriarchia.ru/db/text/422558.htm...

Рубрики Коллекции Преподобный Анатолий Оптинский: Бог живет в мирном сердце 4 мин., 07.02.2024 Поделиться Преподобный Анатолий (1824–1894, память 7 февраля) — один из великих оптинских старцев. Писатель Константин Леонтьев называл его «огромным дитём». А его учитель, святой старец Амвросий Оптинский свидетельствовал: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». Отец Анатолий (в миру его звали Алексей Зерцалов) пришел в Оптину пустынь в возрасте 29 лет и остался там до конца своей жизни. Его первым духовным руководителем стал преподобный старец Макарий. Впоследствии отец Макарий передал его в духовное окормление другому великому оптинскому старцу, преподобному Амвросию. К последнему отец Анатолий относился с особым почтением и уважением. Даже возглавив в 1873 году скит Оптиной пустыни, то есть став формально начальником преподобного Амвросия, он не изменил своего отношения к старцу и продолжал до самой смерти преподобного, которого он пережил всего на три года, во время разговора с ним вставать на колени. Это немало удивляло посетителей, которые становились свидетелями их бесед друг с другом. Под духовным окормлением преподобного Амвросия отец Анатолий и сам стал опытным духовником. Он воспитал двух оптинских старцев: схиархимандрита Варсонофия и иеросхимонаха Нектария. Хорошо знал и ценил отца Анатолия писатель Константин Леонтьев, часто бывавший в Оптиной пустыни. Вот что он писал о нем в письме своему другу, священнику И. Н. Фуделю: «Здесь были и есть духовники, которые проще его сердцем: например, отец Анатолий, скитоначальник. Это, как зовет его один из его почитателей, огромное дитя (сердцем, характером). Увлекающийся, жалостливый, бесконечно добрый, доверчивый до наивности, без всякой природной хитрости и ловкости, при этом не только не глупый и даже не простой умом, но очень мыслящий, любящий пофилософствовать и побогословствовать серьезно». Отец Анатолий уделял много внимания воспитанию в монахах таких добродетелей, как терпение и смирение. Он говорил: «Терпи все находящее — и спасешься! Потерпишь — и будет мир. А станешь воздавать злом за зло — то и мир отступит, и Бог оставит. Где мир — там Бог». Он также предостерегал своих духовных чад от уныния, говоря, что настоящий монах всегда должен излучать радость. «Здоровы ли вы? Веселы ли вы? — писал отец Анатолий своим чадам. — Великий старец Аполлос говорил: монах всегда должен быть весел. А если не так — значит, он живет не по-монашески»

http://foma.ru/prepodobnyj-anatolij-opti...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Как помочь Родине и человечеству?» Не скорби безутешно о злополучии отечества… Скорби о том, что ты плохо подвигаешься к отечеству нетленному, вечному, на небесах уготованному, что сердце твое далеко от Бога. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Царственный пророк святой Давид говорит: сперва уклоняйся от зла, а потом уже делай добро ( Пс. 33:15 ). У нынешних же людей дело выходит навыворот. Все хотят, на словах, трудиться на благо ближним и нисколько или весьма мало заботятся о том, что наперед нужно самим уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних... Каждый христианин обязан по силам своим и сообразно своему положению трудиться на пользу других, но с тем, чтобы все это было вовремя и в порядке, как выше сказано, и чтобы успех наших трудов представлять Богу и Его святой воле. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Тот благодетель человечества, кто подал повод к полезному учреждению, содействовал улучшению нравов, к уменьшению бедности, к занятию праздноживущих, к успокоению немощных, к облегчению суровой участи; тем оказана помощь, удовлетворена нужда, осушены слезы. Если ты отвергнул худую привычку, служащую для многих соблазном; если ввел обычай проводить праздничный день в тишине родного кружка; если ты в долгие вечера рассказываешь своим домочадцам нравоучительную историю, – это все добрые дела, которые принесут пользу многим и многим. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Все зло необходимо покрывать добром и любовью, смиренно принимая искушения, посылаемые нам Промыслом Божиим. Отвечая злом на зло, мы приходим только к его умножению во вселенной. Преподобный Серафим Вырицкий (1865–1949). Все, что отдаляет от Царства Божия, подлежит разрушительному действию огня... Нужно обновление мира. Нужно обновиться всем нам духовно, дабы вскоре не погибнуть... В VI столетии в Антиохии после землетрясения на воротах каждого дома были надписи: «Бодрствуйте, христиане: Христос с нами». Эти же утешительные строки напишем и мы в своих сердцах. Протоиерей Николай Депутатов (1896–1982). Считай себя хуже всех, не ищи не любви, ни чести ни от кого, а сама ко всем оныя имей – вот и улучшишь мир! Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Преподобный Амвросий называл отца Анатолия великим старцем и делателем молитвы Иисусовой: «Ему такая дана молитва (умно-сердечная) и благодать, – говорил он, – какая единому из тысячи дается». После смерти старца Амвросия преподобный Анатолий стал быстро слабеть. Задумчивый и грустный, он тяжело чувствовал свое духовное сиротство и сам быстро приближался к закату своей жизни. В конце 1892 года он ездил в С.-Петербург и Кронштадт повидаться со святым праведным Иоанном, которого давно чтил, и посоветоваться с врачами. Вместе с отцом Иоанном Кронштадтским преподобный Анатолий служил в день памяти старца Амвросия 10 октября и утешился беседой с ним. Врачи же нашли у него слабость сердца и отек легких. Согласно их советам, он начал было лечиться, но это лечение, требовавшее прогулок, скоро прекратилось: ноги старца стали пухнуть, перестали входить в обувь, и он не смог больше ходить. Старец Анатолий кротко переносил недуг. 15 декабря 1893 года он тайно принял схиму, о чем знал только его духовник отец Геронтий да несколько близких лиц. Через три с половиной месяца после этого, 25 января 1894 года, во время чтения отходной, преподобный Анатолий тихо почил на семьдесят первом году своей жизни. Духовные наставления ◊ Надо так молиться Богу, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого. Только Бог и душа. Чтобы молящийся не чувствовал ни неба, ни земли и ничего, кроме Бога, а то молитва будет несовершенная. Когда молишься под впечатлением хорошего пения или чтения, эта молитва еще не есть истинная молитва. Вот истинная молитва: пророк Илия положил голову на колени, молясь, и в несколько минут умолил Господа изменить гнев Свой на милость. ◊ Еще старец говорил: «Когда в церкви беспокоят дурные помыслы, то ущипни себя побольнее, чтобы помнить, где стоишь». ◊ Однажды монахиня сказала преподобному: «Очень боюсь, что со мною будут искушения». Батюшка ответил: «Живи, не осуждай, гляди на всех в хорошую сторону, не зазирай за людьми, и Бог покроет тебя. А еще скажу: кто читает молитву Иисусову, у того не бывает искушений».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894). Если очень зацепят тебя, скажи себе: «не ситцевая, не полиняешь». Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано, напротив: ударят тебя по правой щеке, подставь и левую, т. е. вспомни свои неправые дела, и увидишь, что достоин наказания. Сам Господь глаголет во Евангелии: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф. 10:16 ). Змия, когда бьют ее, старается всячески сохранить голову. И христианин, когда поражают его, должен хранить главное – веру и незлобие. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Лучше быть хулимым, нежели хулить, быть битым, нежели бить, стерпеть обиду, нежели обидеть. Не бери врага в учители себе; не ревнуй о том, что ненавидишь. Не будь для гневливого как бы зеркалом, показывая в себе его образ. А если отмщаешь и на укоризны отвечаешь укоризнами: что скажешь в свое оправдание? То, что раздражил тебя начавший ссору? Но достойно ли это какого извинения? Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его к греху, не меньшему за это подвергается осуждению. Святитель Василий Великий (330–379). Всячески старайся смолчать, пока непрестанной молитвой не укротится сердце твое. И потом проси оскорбившего о прощении. Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560). Когда кто станет поносить тебя, помысли о том наказании, которому он подлежит, – и не только не будешь гневаться, но и прольешь слезы... Но присутствующие, скажешь, будут обвинять в малодушии, если стану молчать. Не в малодушии будут обвинять, а подивятся любомудрию. Скажем самим себе: это происходит не от вражды, а от немощи; когда нет мысли о вражде или злонамеренности, тогда оскорбляемый хотя бы претерпел тысячи оскорблений, может удержаться. Видишь ли, что злополучие состоит в делании зла, а благополучие в перенесении зла? Святитель Иоанн Златоуст († 407). Настоящее терпение заключается в том, чтобы чувствовать свою вину за то состояние, в котором находится ближний, и ему сострадать.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда одна инокиня сказала, что у нее плохое зрение, читать трудно, он ответил: «Читай молитву Иисусову и спасешься». Занятым на трудных послушаниях он особенно советовал вместо правил читать Иисусову молитву. Другая инокиня свидетельствовала: «Я по поступлении в монастырь заболела. Мне было пятнадцать лет, доктора нашли у меня порок сердца и горловую чахотку и сказали, что я скоро умру, но мне не хотелось умирать. Батюшка сказал мне: “Читай, как можешь, и сидя, и лежа молитву Иисусову, и всё пройдет”. Так я и сделала и за святыми его молитвами выздоровела. И с тех пор прошло 23 года, и я живу и послушание несу по силам и по келье делаю всё для себя, хотя и не имею большого здоровья, но прежде не могла и по келье ходить». Только Бог и душа О молитве отец Анатолий говорил еще и так: «Надо молиться Богу, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого. Только Бог и душа. Чтобы молящийся не чувствовал ни неба, ни земли и ничего, кроме Бога, а то молитва будет несовершенная. Когда молишься под впечатлением хорошего пения или чтения, эта молитва еще не есть истинная молитва. Вот истинная молитва: пророк Илия положил голову на колени, молясь, и в несколько минут умолил Господа изменить гнев Свой на милость». Церковь есть земное Небо Строго требовал отец Анатолий от своих духовных детей благоговейного внимания в церкви. «В церкви стой как Ангел, – говорил он, – не разговаривай и не оглядывайся, потому что церковь есть земное Небо. Идя из церкви, читай “Богородице, Дево, радуйся…” – и ни с кем не заговаривай, а то будешь подобна сосуду, который был полон, да дорогой расплескался. Когда говеешь, тогда особенно прилежно читай молитву Иисусову. Когда идешь приобщаться, то в эту обедню особенно смотри за собой, ни с кем не говори и никуда не обращай своих помыслов. Иди к Чаше со спокойной душой, призывая молитвы своего духовного отца. Бойся в храме смутить чью-нибудь душу; ты идешь просить милости у Бога и в Его же храме оскорбляешь своего ближнего». Покоряйся воле Божией – вот тебе и подвиг

http://pravoslavie.ru/68212.html

3  Преподобный Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий (Гренков : 1812–1891). Духовный сын старцев Льва и Макария, был духовником братии и богомольцев, приезжавших к нему со всех концов России. Основатель Шамординского монастыря, продолжатель книгоиздательского дела Оптиной Пустыни. Причислен к лику святых в 1988 г. О нём см.: Схиархимандрит Агапит (Беловидов). Житие преподобного Амвросия старца Оптинского. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1999 г. 4  Казанская Горская Шамординская общежительная женская пустынь, в 12 вёрстах от Оптиной Пустыни, была основана преп. Амвросием в 1884 . В 1901 г. обращена в монастырь. 6  Преподобный Оптинский старец иеросхимонах Анатолий (Зерцалов ; 1824–1894), в начале монашеской жизни ученик преп. Макария, затем – преп. Амвросия, скитоначальник (с 1871 г.), духовник Шамординской обители, духовный отец преп. Варсонофия. Делатель умной молитвы. Преп. Амвросий говорил о нём: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысяч даётся». Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1991. 7  Свт. Варсонофий Казанский, епископ Тверской. Память его празднуется 4 октября (обретение мощей) и 11 апреля//Жития святых, 4 октября. 10  В нашем издании встречаются два написания – мир и мip. Основные их значения: мир – отсутствие ссор, вражды, несогласия, войны; лад, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство: спокойствие, тишина. Mip – совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная, род человеческий состояние земного жития. – Изд. 12  Пасхалов Виктор Никандрович (1841–1885) – русский композитор и музыкальный педагог. Последние годы жил в большой нищете. Автор многих романсов. Творчество Пасхалова ценили В.В. Стасов и М.П. Мусоргский, видевшие в нём проблески сильного и оригинального таланта. 19  Преподобный оптинский старец иеросхимонах Макарий (Иванов : 1788–1860). В. 1810 г. поступил в Площанскую Богородицкую пустынь, с 1834 г. – в Оптиной, с 1841 г. – скитоначальник. Под его руководством Оптиной было начато дело книгоиздательства, предприняты переводы святоотеческих творений на русский язык. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Архимандрит Леонид (Кавелин) . Житие Оптинского старца Макария. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Веру мне Имате , святые отцы и братия, что все мои действия и делания сводились к одному — охранить святые заветы и установления древних отцов-подвижников и великих наших старцев во всей божественной и чудной их красоте от разных тлетворных веяний века сего, начало которых — гордыня сатанинская, а конец — огонь неугасимый и мука бесконечная! Может быть, плохо исполнил я это — каюсь в том и повергаю себя перед Благостию Божией, умоляя о помиловании. А вас всех, возлюбивших меня о Господе, прошу и молю: соблюдайте мои смиренные глаголы. Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей. Лучше соглашайтесь подъять тысячу смертей, чем уклониться от Божественных заповедей Евангельских и дивных установлений иноческих. Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением, и веруйте: " Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине " . Аминь.   notes Примечания 1 Святитель Варсонофий (1495–1576; пам. 4 окт.) — епископ Тверской, казанский чудотворец, уроженец г. Серпухова Московской области. В 1512 г. попал в татарский плен, был выкуплен, по обету постригся в монашество в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1544 г. стал игуменом Николо-Песношского монастыря, затем отправлен в Казань и устроил там Спасо-Преображенский монастырь. В1567 г. рукоположен во епископа Тверского. По кончине был погребен в Казани, где в 1595 г. были обретены его нетленные мощи. 2 Иеросхимонах Амвросий (в миру А.М. Гренков; 1812–1891) — оптинский старец, обладавший дарами прозорливости и чудотворения. Канонизован в 1988 г. 3 Иеросхимонах Анатолий «Старший» (А.М. Зерцалов; 1824–1894) — старец, скитоначальник, ученик преп. Макария и Амвросия Оптинских. Канонизован в 1996 г. 4 Иеросхимонах Иосиф (И.Е. Литовкин; 1837–1911) — делатель умной молитвы, ученик преп. Амвросия, преемник по старчеству преп. Анатолия. Канонизован в 1996 г. 5 Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) — великий молитвенник и чудотворец. Канонизован в 1990 г. 6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН († ок. 1698), схим. алатырского во имя Св. Троицы мон-ря . 26 авг. 1748 г. при расчистке места для строительства Троицкого собора в Алатырской обители был найден гроб с нетленными останками некоего схимонаха. В течение недели мощи находились на открытом воздухе, затем их перенесли в теплую деревянную ц. преподобных Зосимы и Савватия и оставили в ней на зиму 1748/49 г. Престарелые насельники мон-ря и горожане, помнившие и чтившие подвизавшегося в кон. XVII в. в мон-ре В., подтвердили, что останки принадлежат именно ему. В мае 1749 г. мощи были освидетельствованы. В списке строителей Алатырского мон-ря в кон. XVII в. значилось имя Вассиана, отождествить его со схимонахом, мощи к-рого были обретены, не представлялось возможным. Указом Святейшего Синода Нижегородскому и Алатырскому еп. Вениамину (Пуцек-Григоровичу) было предписано предать нетленные останки земле. Несмотря на это, почитание схимника не прекратилось. Он являлся страждущим и призывал отслужить панихиду на могиле; болящие исцелялись. Вслед. многочисленных чудес, происходивших на могиле В., 25 окт. 1904 г. Симбирский еп. Гурий (Буртасовский) поручил благочинному 1-го округа Алатырского у. прот. Николаю Диомидову проверить достоверность совершившихся при могиле В. чудотворений, записанных в особую книгу - «Памятник», к-рая хранилась в мон-ре. 8 окт. 1905 г. прот. Николай представил отчет, в к-ром подтвердил свидетельские показания исцелившихся. Настоятель Алатырского мон-ря архим. Гавриил расширил усыпальницу схимонаха и устроил при ней ц. во имя свт. Димитрия Ростовского, к-рую 5 дек. 1905 г. освятил еп. Гурий. На гробнице В. были положены железные вериги с крестом, к-рые нашли неподалеку в колодце. По преданию, подвижник носил вериги, но перед кончиной, избегая славы человеческой, попытался их скрыть. В 10-х гг. XX в. продолжался сбор сведений о чудесах и исцелениях по молитвам к В., однако революции 1917 г. приостановили прославление подвижника. В 20-х гг. XX в. иноки спрятали мощи В. на территории мон-ря, к 2004 г. местонахождение святыни неизвестно. Лит.: Токмаков И. Ист.-стат. и археол. описание Троицкого муж. мон-ря в г. Алатыре Симбирской губ. М., 1897; Алатырский Троицкий муж. мон-рь и его подвижник схим. Вассиан. М., 1906; ЖПодв. Авг. 1994. С. 502-507. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/149873.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010