611 Это Метрофан из Эвкарпии Фригийской, Менандр Лаодикийский, Евагор и Акила (III в.), Тиранн, Юлиан, Сирикий из Неаполиса Самарийского (Наблуса), Павел Египтянин, упоминаемый «Судой», Епифаний Петрейский (IV в.). См.: Hunger. Op. cit., Bd. 1, S. 80. 615 Например, возникший в конце V в. или в начале VI в. комментарий египетского ритора Фебаммона на трактат Гермогена «О статусах». 616 Например, читанные в александрийской высшей школе лекции ритора Георгия Моноса с толкованиями на гермогеновский корпус (Codex Parisinus 2919). Из общего числа 54 лекций до сих пор опубликована только одна, да и то в сокращении: Schilling 1903, р. 671–676. 617 Ср.: Kustas. Op. cit., p. 19–20; Hunger. Op. cit., Bd. 1, S. 81–82 (в обоих изданиях – подробная библиография вопроса). 624 Эти натяжки в основном связаны с совершенно безнадежными попытками Кустаса отыскать и у Гермогена, и у Фотия позитивное отношение к отсутствию ясности (о чем шла речь выше, при обсуждении вопроса о соответствии между торжеством гермогеновской доктрины и неоплатонизмом). 633 Неоплатонический философ V в. Прокл воспринимается через семь веков Николаем Мефонским как живой противник; специальное сочинение Николая посвящено обстоятельному опровержению Прокловых «Основ богословия» (ср.: Podskalsky 1976). Своему еретическому оппоненту Сотириху Пантевгену Николай инкриминирует неоплатонические тенденции и с одобрением цитирует в полемике с ним аристотелевскую критику учения об идеях. Характерно, что богословская позиция Николая (прежде всего в его «Вопросах и ответах») выдает влияние Фотия. См.: ФЭ, т. 4, с. 71–72. 634 Характерна резкость, с которой Фотий высказывается о «крайнем нечестии», о «невозможных, недостоверных, дурно измышленных и вздорных бреднях» одного из последних неоплатоников, языческого мистика Дамаския (125Ь- 126а, cod. 181; 96а, 130). И то сказать, византийское тысячелетие, открывшееся борьбой между христианством и неоплатонизмом, завершается явлением Гемиста Плифона, выступившего против христианства во имя того же Платона; а в промежутке наиболее неблагонадежные для православия мыслители, как Иоанн Итал, Михаил Пселл , тот же Сотирих Пантевген – платоники. Православию пришлось анафематствовать ряд концепций платонизма, както: учение об идеях, о метемпсихозе и т. п. (см.: Успенский 1893, с. 14–18; Лосев 1930, с. 846–849), но не приходилось специально анафематствовать аристотелизм. « Церковь усвоила себе аристотелевское направление и с конца XI до конца XIV века поражала анафемой тех, кто осмеливался стоять за Платона» (Успенский 1892, с. 346).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Аналогичный этому канону находится в Софийском сборнике 339, «певаемый в день брани за воя и за князи». 703 Глас 6-й. Ирмос: «Яко по суху ходив». Канон значительно короче и проще по строению. Признаются, как помощники, не только свв. великомученики и Богородица, но и Архангел Михаил, Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец; мучеников указывается немного: это ­– св. Прокопий, Феодор, Меркурий, Евстафий. Как и в предшествующем каноне, здесь приводятся примеры божественной помощи в Ветхом Завете, примеры почти одинаковые – Моисею при потоплении Фараона, Иисусу Навину и др. Враги здесь определенные – «Агаряне, язык беззаконенъ». Только некоторые выражения напоминают первый канон, но нет ни одного сходного или близкого по выражению тропаря. В IX песни акростиховано – ωσ. Канон, вероятно, приспособлен к условиям руской жизни, есть молитвы за «нашихъ князей» (VI, 2; VIII, 3 – тропари). По тягости положения, в каком находились Русские, по-видимому, это приноровление относится к Татарскому нашествию, и Татары, как неверные, легко могли считаться Агарянами. Кто авторы этих канонов? Акростихи обоих указывают на Иосифа. Последний, по-видимому, писал такие каноны. С. Ламброс в каталоге рукописей Афонских монастырских библиотек в мон Пантелеимона под 5999 – 492 указывает κανν παρακλητικ ε τν Θεοτκον κα ε το μεγαλομρτυρα κατ βαρβρων. ποημα το γου ωσ το μνογρου. По сравнению этого последнего с каноном Κ. Οκονμοа оказывается их полное тождество. Правда, Κ. Οκονμο взял свой канон тоже из библиотеки одного Афонского монастыря и указывает автора – Мануила-ритора (XV в.). Основанием для последнего заключения является главным образом то, что канон κατ βαρβρων помещен вместе с произведением Мануила, непосредственно (μσω) после других его канонов и без какого-либо разделения. Подтверждает это будто бы и лексический характер канона и его содержание, будто бы указывающее на время Турецкого падения. Но нахождение в одной рукописи – признак слишком внешний и мало надежный. Насколько верно свидетельство содержания о временах будто бы Турецких, мы уже видели. Таким образом, данные Κ. Οκονμοа не обязывают нас признать приводимый им канон κατ βαρβρων произведением позднейшим и непременно Мануила-ритора. Канон же Славянского сборника несомненно раннейшего происхождения. Не утверждая положительно, мы, однако, позволяем думать, что какой-либо из этих канонов, а может быть и оба, есть творение св. Иосифа Песнописца, хотя, может быть, и значительно измененные и дополненные, особенно первый. Мы не знаем еще ни одного канона преподобного Песнописца, в котором было бы по стольку тропарей, как в первом каноне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для получения кафедры риторики в своей alma mater Никита-Давид должен был защитить «диссертацию». При этом он воспользовался первым подходящим случаем – перенесением в столицу мощей каппадокийского государственного деятеля св. Евдокима († 844 г.), подобно тому как несколько лет позже Константин солунянин защищал свою «диссертацию» на степень философа византийской литературы своим Словом об обретении мощей св. Климента. Житие св. Евдокима, прочитанное Никитою-Давидом, быть может и дало ему искомый титул ритора за более или менее удовлетворительное умение риторического, достаточно туманного, рассуждения и за наличность у автора хороших задатков критического отношения к литературным произведениям; но оно обиловало многими недостатками: слишком уж большою туманностью изложения, недостаточной правильностью речи и ошибками, проистекавшими от незнания напр. топографии Иерусалима и святынь его родины Пафлагонии. Никита-Давид увидел свою слабость в области риторики, и вот он специализировался на литературе похвальных слов святым. Вслед за риторскою диссертацией Никита-Давид вскоре защитил философскую, по толкованию творений св. Григория Богослова . Но и при ученой степени «философа» он на первых порах выражался иногда все еще неправильно. К этому времени относятся его: похвала ап. Петру, Кирику и Иулитте (обе с надписанием: ритора и философа) и житие св. Георгия. Если руководствоваться лишь одним надписанием, мы сказали бы, что Никите-Давиду несомненно принадлежат еще: слово на Рождество Богородицы, Похвала архистрат. Михаилу и Гаврилу, Евстратию и дружине и Феодору Стратилату. Но по характеру слога и по общей тенденции писателя Никите-Давиду же должны принадлежать сочинения и с надписью «Никиты Пафлагонянина»: похвалы апостолам и многим другим святым, а равно одно слово на Воздвижение Честного Креста. Язык его теперь выровнялся, слог приобрел красоту, эластичность и даже гармонию, за каковые достоинства автор получил прозвание «Златословесного» (χρυσοεπς). Таким образом в первом периоде своей жизни и деятельности Никита-Давид жил, мыслил и писал благочестиво, за что был почтен «блаженным и святым» (μακριος κα γιος). 714

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

В богородичне четвертой песни канона на поклонение веригам апостола Петра (16 января) преподобный Иосиф в молитвенном обращении к Пречистой соединяет прием антитезы с приемом синонимии: «Отягощеннаго, Пречистая, бременем многих грехов, облегчи мя ныне носити иго Христово легчайшее» 69 . Здесь противопоставлены глагол и отглагольное слово: отягощеннаго – облегчи, а синонимичность – бремя и иго – подчеркивает, что смысл ига Христова противоположен бремени грехов. Так вдумчиво работал Преподобный, обогащая смысл фразы, придавая ей смысловую емкость, углубляя содержание. Все это делалось легко, без затруднения, как о том свидетельствовали его ученики. Иными словами, преподобный Иосиф писал свои каноны с вдохновением, но только после того, как долго молился и изучал материал, над которым работал. О его долгой молитве и посте перед тем, как он начал писать прославление святому апостолу Варфоломею, своему покровителю, также рассказывается почти во всех биографиях Преподобного. И действительно, целый ряд тропарей его канонов – дуновение вдохновения Духа Божия. «Странно во своя пришел еси, люте устраншагося от рая на небо призывая» 70 , – воспевает Преподобный Христа-Младенца в каноне предпраздненства Рождества Христова. Какой сильный и вместе трогательный образ, спасающий от лютого уныния человека, устраншагося от рая! «Уединившися по ипостаси во чреве Твоем и бывша человека, Пречистая, Слова паче слова родила еси», – восклицает преподобный Иосиф в богородичне четвертой песни канона святому мученику Лонгину сотнику (16 октября) 71 . Только большая любовь к Богу и молитва могли внушить автору это выражение вочеловечения Христова: уединение во чреве Девы. Канон на день Похвалы Пресвятой Богородицы Всеми исследователями трудов преподобного Иосифа Песнописца особо выделяются достоинства его канона Пресвятой Богородице, что при акафисте (в день Похвалы Пресвятыя Богородицы). Преосвященный Филарет Черниговский находит, что канон является, несомненно, произведением более поздним, чем акафист этого дня, и в древних рукописях оба эти произведения помещались отдельно. Преосвященный подтверждает отзывы ритора Иоанна о высоких качествах этого произведения преподобного Иосифа. «Кто столько нечувствителен, – ссылается преосвященный Филарет на слова ритора Иоанна, – чтобы, читая сладкие восхитительные песни его (преподобного Иосифа) Деве Богородице, не поразился до глубины души?» 72 . Профессор Евграф Ловягин также говорит об этом каноне как о «превосходном произведении церковного красноречия» 73 . И действительно, каждому верующему известна та глубокая духовная радость, которая охватывает его в вечер акафиста с первыми же словами канона Богоматери: «Христову книгу одушевленную, запечатленную Тя Духом, великий Архангел, Чистая, зря, возглашаше Ти: радуйся, радости приятелище, Еюже праматерняя клятва разрешится» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Здесь противопоставлены глагол и отглагольное слово: отягощеннаго – облегчи, а синонимичность – бремя и иго – подчеркивает, что смысл ига Христова противоположен бремени грехов. Так вдумчиво работал Преподобный, обогащая смысл фразы, придавая ей смысловую емкость, углубляя содержание. Все это делалось легко, без затруднения, как о том свидетельствовали его ученики. Иными словами, преподобный Иосиф писал свои каноны с вдохновением, но только после того, как долго молился и изучал материал, над которым работал. О его долгой молитве и посте перед тем, как он начал писать прославление святому апостолу Варфоломею, своему покровителю, также рассказывается почти во всех биографиях Преподобного. И действительно, целый ряд тропарей его канонов – дуновение вдохновения Духа Божия. Странно во своя пришел еси, люте устраншагося от рая на небо призывая 705 , – воспевает Преподобный Христа Младенца в каноне предпразднства Рождества Христова. Какой сильный и вместе трогательный образ, спасающий от лютого уныния человека, устраншагося от рая! Уединившася по ипостаси во чреве Твоем и бывша человека, Пречистая, Слова паче слова родила еси, – восклицает преподобный Иосиф в Богородичне 4-й песни канона святому мученику Лонгину сотнику (16 октября) 706 . Только большая любовь к Богу и молитва могли внушить автору это выражение вочеловечения Христова: уединение во чреве Девы. Всеми исследователями трудов преподобного Иосифа Пес-нописца особо выделяются достоинства его канона Пресвятой Богородице, что при акафисте (в день Похвалы Пресвятыя Богородицы) 707 . Преосвященный Филарет Черниговский находит, что канон является, несомненно, произведением более поздним, чем акафист этого дня; в древних рукописях оба эти произведения помещались отдельно. Преосвященный подтверждает отзывы ритора Иоанна о высоких качествах этого произведения преподобного Иосифа. «Кто столько нечувствителен, – ссылается преосвященный Филарет на слова ритора Иоанна, – чтобы, читая сладкие восхитительные песни его [преподобного Иосифа] Деве Богородице, не поразился до глубины души?» 708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Рискуя быть причисленными к мятежникам, они заявили, что не пустят сановников в преторию до тех пор, пока те не помилуют осужденных, и что в здание посланцы императора смогут войти только через их трупы. Пастырям удалось склонить судей к милосердию. Один из присланных чиновников, Кесарий, тут же отправился с докладом к императору, обещая ходатайствовать перед ним за Антиохию. Столичный архиепископ Вскоре слава знаменитого проповедника вышла за пределы Антиохии. О нем заговорили в столице. В то время, за слабовольного императора Аркадия, решения принимал его ближайший советник Евтропий. Именно он посоветовал Аркадию по смерти архиепископа Константинополя Нектария, украсить столичную кафедру фигурой красноречивого антиохийского пастыря. При императорском дворе ценили красивое слово, жаждали его и умели слушать. Столица ждала ритора, который своим возвышенным слогом мог бы утолить эту жажду, а, кроме того, во время дворцовых церемоний изящно прославлял бы императора и его ближайшее окружение. Никому из придворных не могло тогда прийти в голову, что вместо ритора к ним приедет пастырь, и вместо угодливого Демосфена в столицу с императорским курьером спешит несгибаемый Златоуст. Из Антиохии он был похищен тайно. Антиохийцы ни за что не расстались бы с любимым проповедником добровольно, а любое насилие могло привести к мятежу. Поэтому генерал-губернатор восточных провинций Астерий получил от императора секретное распоряжение взять Иоанна хитростью. Иоанн был вызван в резиденцию Астерия, с предписанием сопровождать генерал-губернатора в поездке к мощам святых мучеников. Здесь его ждала курьерская колесница и почетный эскорт. О действительной цели их путешествия Иоанн узнал уже выехав из Антиохии. Бросив прощальный взгляд на исчезающий вдали родной город, он предал себя воле Божией и стал ждать дальнейшего развития событий. В феврале 398 года в присутствии императора и множества епископов, при огромном стечении народа, Иоанн был рукоположен Александрийским патриархом Феофилом в сан архиепископа Константинополя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Во-первых, ап. Павел отличает естественное состояние человека от закона Божиего и свидетельствует, что, действуя по закону Божиему, он получает удовлетворение. При этом слово «закон Божий» может относиться как к Ветхому, так и Новому Заветам. Затем ап. Павел говорит о другом законе, находящемся в членах человека и противоборствующем «закону ума». Он называет его «законом греховным». Он восклицает: Бедный я человек( Кто избавит меня от сего тела смерти? Разумеется, ап. Павел говорит здесь не о природе тела, созданного Богом, а о грехе, проявляющемся через тело. По мнению калужского теолога, истинный христианин только тот, кто освобождается от власти «ветхого человека», т.е. превосходит ап. Павла, который сказал: Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха ( Рим. 7,25 ). Значит (если автор не оговорился), все христиане находятся в Ветхом Завете, так как «ветхий человек», говоря современным диалектом, активно проявляет себя во всем человечестве, не исключая г-на Зайцева. Разумеется, каждый человек способен ошибаться, но некоторые мыслители ошибаются так «удачно», что на ошибках строят целую концепцию. Святые Отцы использовали в своих поучениях и проповедях все изобразительные средства речи: метафоры, гиперболы, сравнения, иносказания и т.д. Один из авторов капитального труда «История Византии» академик Сказкин, несмотря на жесткую цензуру, существующую при власти коммунистов, писал, что у величайшего оратора древности Демосфена был только один преемник, равный ему, – это святой Иоанн Златоуст . В творениях Святого Иоанна Златоуста , озаренных благодатью Божией, проявился еще дар блестящего ритора – мастера речи, который своими словами как ювелир ковал золотые украшения. Благодаря силе слова, он умел пленять сердца народа, внимавшего ему. О св. Василии Великом говорили в византийских школах: «Зачем нам учиться красноречию по Цицерону, когда у нас есть Василий». Но когда дело шло о догматических истинах, то язык Святых Отцов становился одномерным и лаконичным, где каждое слово было как бы взвешено на весах, где каждый тезис напоминал по своей точности математическую формулу.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

И Дидим подчеркивает участие ангелов в судьбах видимого мира. В этом основание для призывания их в молитвах, для посвящения им храмов. — Вслед за Оригеном Дидим противопоставляет гностиков и простецов, не разумеющих духовного смысла Писания и бессильных в отражение еретиков дать отчет в своей вере. Гностики обладают Божественной философией. Впрочем это разделение у Дидима очень смягчено по сравнению с прежними Александрийцами. III. Cb. Амфилохий Иконийский. Св. Амфилохий тесно связан с великими Каппадокийцами, — по-видимому, был даже в родстве с Григорием Богословом. Родился около 339–345 г. в Кесарии Каппадокийской, был сыном ритора. Учился у Ливания в Антиохии. Затем был ритором и адвокатом в Константинополе. В начале семидесятых годов он возвращается на родину и несколько лет живет в родительском доме. Его влечет монашеский идеал. В конце 373 г. вопреки воле Амфилохий был избран епископом Иконийским, — вероятно, под влиянием Василия Великого. Амфилохию пришлось управлять обширною областью. В своей пастырской деятельности он всегда прибегал к совету и помощи св. Василия. В споре с духоборствующими он обращался к нему и в ответ получил знаменитую книгу: О Святом Духе, которую он и предложил во вразумление несогласным. Подобным образом, он получил от Василия Канонические Правила. Со своей стороны Василий высоко ставил и ценил Амфилохия. Уже в епископском сане Амфилохий начал систематически изучать богословие. Он начал с Библии. Вряд ли он занимался много проблемами спекулятивного богословия. У него не было ни философских интересов, ни философской подготовки. Это сказывается в его богословских писаниях. Он богословствует просто, не без наивности, и всегда на библейской основе. — В 381 году Амфилохий был в Константинополе на Вселенском соборе. Здесь он был признан «свидетелем веры» для Азии… В последующие годы Амфилохий не раз бывал в Константинополе. Это было время наряженной борьбы с еретиками: кроме ариан и аполлинаристов Амфилохию пришлось бороться с мессалианами (или евхитами), — против них он собрал собор в Сиде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Фемистий (ок. 317ок. 388) уроженец Пафлагонии (между Вифинией и Понтом) или Колхиды (совр. Западной Грузии), ритор и софист, пытавшийся вслед за Дионом Хризостомом осуществить синтез философского содержания с риторической формой. Он считал, что философия связана с «серьезностью», а «истинная» риторика приносит «наслаждение». Современники связывали с его именем попытки превратить Константинополь в центр философского образования. Сам Фемистий преподавал философию и риторику в различных городах Малой Азии. Император Констанций II (337361) назначил его официальным придворным оратором. При Феодосии I (379395) он стал воспитателем его сына Аркадия и префектом Константинополя. Сохранились комментарии Фемистия к «Физике» Аристотеля, парафразы к различным сочинениям древнегреческого философа, дополненные характеристиками его последователей, и 34 политических речи, из которых 19 были посвящены христианским императорам Констанцию II, Иовиану (363364), Валентиниану (364375), Валенте (364378), Феодосию I. Главными темами его речей были проблемы, связанные с управлением государством и с исполнением общественного долга. Придерживаясь философии «золотой середины», Фемистий тем не менее отстаивал веротерпимость, свободу мнений. В своих публичных выступлениях («Рассуждение о речи», «Против тех, кто считает возможным говорить без подготовки», «О власти» и др.), отличавшихся отточенностью стиля, эрудицией, он говорил о важном политическом значении слова – « самого полезного вида оружия» и ритора общественного советника и воспитателя. Фемистий внес вклад в развитие византийской придворной риторики. Григорий Назианзин называл его «царем словес», а дельфийский оракул – «новым Сократом». Феодор Анагност ( «анагност» греч. «чтец», вторая половина Vnepbaя четверть VI в.) – ортодоксальный церковный писатель, как предполагают, чтец константинопольской церкви. С 511 г. при императоре Анастасии, поддерживавшем ариан и монофиситов, он находился в изгнании в Ганграх (Пафлагонии, малоазиатской приморской области на южном берегу Черного моря). Со вступлением на престол императора Юстина I (518527 гг.) и восстановлением православия Феодор Анагност возвратился в Константиополь. Его «Трехчастная история», написанная, по-видимому, в годы изгнания, сохранилась в извлечениях церковного историка XIV в. Никифора Каллиста Ксанфопула. Отрывки из этого сочинения содержались в трудах Иоанна Дамаскина , в лексиконе Суды и в других источниках. В первых двух частях «Трехчастной истории» освещаются события с 20-го года правления императора Константина I (326 г.) вплоть до царствования Юлиана (361363).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

эта кумирница называлась от посвящения ее языческому богу Дию или что то же — Зевсу. ( < < back) древнее название острова Пороса в Сароническом заливе. ( < < back) или Аэций — антиохийский диакон ум. 370 г., после Ария стоял во главе ариан, отрицавших единосущие Сына Божия с Богом Отцом и открыто утверждавших потому неравенство Второго Лица Пресвятой Троицы с Первым. ( < < back) занимал патриарший престол с 386 г. до 412 г. ( < < back) отец Церкви св. Иоанн Златоуст родился в 347 г. в Антиохии. Получив лучшее, по тому времени, научное образование под руководством своей матери, выдающейся по уму и добродетельной жизни женщины, св. Иоанн закончил его в школе известного ритора Ливания; пробыв потом недолгое время адвокатом, Иоанн занялся изучением христианского богословия под руководством антиохийского епископа, св. Мелетия. Последний и крестил Иоанна; в 380 г. он возвел его в должность чтеца. Свое богословское образование Иоанн Златоуст завершил у Картерия, лучшего христианского ученого [того] времени и у Диодора, впоследствии епископа Тарсийского. После этого Иоанн удалился в пустыню и здесь провел сначала четыре года в сообществе монахов, а потом два года в совершенном уединении. В пустыне Иоанном Златоустом, написано «слово о священстве», вызванное укорами его товарища — епископа Василия за бегство Златоуста от епископства. Это слово, лучшее произведение среди святоотеческих писаний, изображает каков должен быть христианский пастырь и каковы его обязанности. Расстроенное подвигами здоровье заставило Иоанна покинуть пустыню и возвратиться в Антиохию. В 381 г. он был посвящен в диакона и через пять лет во пресвитера. Побуждаемый милосердием Иоанн Златоуст часто посещал богатых, испрашивая подаяние для бедных, которым он, обходя дома, раздавал милостыню. При этом он сам наблюдал картины нищеты и голода в богатом городе, что, поражая любящую душу Златоуста, находило отклик в его проповедях, дышущих любовью, особенно к обиженным и угнетенным. Свои проповеди, собиравшие огромное число слушателей, св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010