10. На послание царя прежде всех отвечал епископ старейшего Рима Лев. Он писал в защиту халкидонского Собора, а рукоположения Тимофея, как незаконное, не одобрял. Это послание Льва автократор Лев, через исполнителя царских поручений, силенциария 147 Диомида, отправил к александрийскому предстоятелю Тимофею, который потом писал против него ответ, порицая и Халкидонский Собор, и послание (епископа) Льва. Копии с этих писем сохраняются в так называемом сборнике окружных посланий. Но я пропустил их, чтобы не обременить ими настоящего труда. Епископы и других городов пребывали также верными сделанным в Халкидоне постановлениям и единогласно осуждали рукоположение Тимофея. Один только Амфилохий Сидский, писав послание к царю, хотя также сильно взывал против рукоположения Тимофея, однако не принимал и Халкидонского Собора. Это дело равным образом вошло в труд ритора Захарии, который в свое сочинение внес и самое письмо Амфилохия. О том же предмете и блаженной памяти Симеон писал два послания – одно автократору Льву, а другое антиохийскому епископу Василию. Из них последнее, как более краткое, я внесу в свою историю. Оно состоит в следующем: «Господину моему, честнейшему и святейшему, боголюбивому архиепископу Василию – грешный и смиренный Симеон желает здравия о Господе. Благовременно ныне, владыко сказать: благословен Бог , не отвергший нашей молитвы и не отнявший милосердия своего от нас грешных. Получив письмо вашей именитости, я подивился ревности и благочестию возлюбленного Богом царя нашего, его любви к святым отцам и к содержимой ими вере, которую он показывал и показывает. И этот дар не от нас, как говорит и святой Апостол, но от Бога, который, по вашим молитвам, внушил ему сию заботливость.» Потом немного ниже: «В следствие сего и я, смиренный и нижайший, выродок монахов, объявил его царскому величеству свое мнение касательно веры шестисот тридцати собиравшихся в Халкидоне святых отцов, – объявил, основываясь и утверждаясь на той самой вере, которая внушена была им Святым Духом. Ибо если Спаситель присутствует и там, где собираются два или три во имя Его; то как возможно, чтобы при столь великом собрании столь великих святых отцов, вовсе не было с ними Святого Духа?». Потом через несколько мыслей: «И так укрепляйся и мужествуй за истинное благочестие, как некогда Иисус Навин, раб Господний, мужествовал за народ израильский. Приветствуй от меня весь подчиненный твоей святости благоговейный клир, также благословенный и верный народ».

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

P. 86; Petrus der Iberer. 1895. S. 35; Oros. Apol. 6, 7). Архимандрит, к-рый по рангу приравнивался к епископу, должен был заведовать всеми делами мон-рей на территории ИПЦ и быть постоянным представителем монашеских общин при архиепископе. Введением этой должности укреплялись одновременно и связи монахов с Иерусалимским престолом и устанавливалась система централизованного управления делами монашества. Время возникновения этого поста неизвестно, но следует предполагать, что скорее всего он был учрежден И. По просьбе прп. Евфимия Великого ок. 425 г. И. крестил Аспебета, одного из вождей араб. племени, кочевавшего по территории Вост. Палестины, дал ему имя Петр и посвятил в епископский сан для «поселений сарацин» (παρεμβολ - лагеря бедуинов в районе совр. Бир-эз-Зарраа, восточнее Иерусалима). По предположениям ряда совр. исследователей, посвящение епископа для арабов могло быть со стороны И. нарушением прав юрисдикции как Кесарии Палестинской, так и митрополий провинции Аравия (см.: Honigmann. 1950. P. 219-221). Несмотря на возможность возникновения такого конфликта, источники V в. не сообщают о нем. Время смерти И. определяется лишь приблизительно. В Житии прп. Саввы Освященного прп. Кирилла Скифопольского есть указание на то, что не позднее июля 458 г. Иерусалимский престол уже занимал преемник И. патриарх Анастасий I ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 12. S. 95). По дню памяти И. дата его смерти обычно определяется как 2 июля. Отношение к И. развивалось по-разному в правосл. и монофизитской традиции. У авторов-монофизитов кон. V-VI в. И. стал символом нечестия и предательства. Он неоднократно упоминается в Житии Петра Ивера и «Плерофориях» Иоанна Руфа (Petrus der Iberer. 1895; Johannes Rufus. 1982), в Церковной истории Псевдо-Захарии Ритора ( Zach. Rhet. Hist. eccl.), Житии Диоскора ( Nau. 1903). Как правило, авторы приводят ряд эпизодов, в которых монофизиты Петр Ивер, Диоскор и др. пытались убедить И. в истинности своей веры либо заклеймить его как вероотступника. Эти эпизоды часто носят анекдотический характер, особенно в изложении истории Вселенских Соборов.

http://pravenc.ru/text/1237733.html

   Дидим из Александрии, ослепший в юном возрасте и потому не получивший даже начальных знаний, проявил такие удивительные способности, что изучил в совершенстве диалектику и даже геометрию, науки, для которых особенно необходимо зрение. Он написал много книг, вызывающих восхищение: комментарии ко всем псалмам, к Евангелиям от Матфея и Иоанна, «О доктринах», также две книги «Против ариан» и одну книгу «О Святом Духе», которую я перевел на латинский язык, восемнадцать томов об Исайе, три адресованные мне книги комментариев к Осии, пять книг «О Захарии», написанные по моей просьбе, а также коммен- тарии к Иову и много других произведений, одно лишь перечисление которых составит целую книгу. Он жив и уже оставил позади свой восемьдесят третий год. Оптат.    Оптат Африканский, епископ Милевийский, в годы правления императоров Валентиниана и Валента, защищая католиков, написал шесть книг против клеветы сторонников Доната, утверждая, что преступление донатистов ошибочно приписывается приверженцам католицизма. Акилий Север.    Акилий Север из Испании из семьи того Севера, кому адресованы две книги «Посланий Лактанция», написал книгу, в которой перемежаются проза и стихи. Она представляет собой нечто вроде путеводителя по всей его жизни. Он назвал ее «Бедствие, или Испытание». Умер при Валентиниане. Кирилл Иерусалимский.    Кирилл, епископ Иерусалимский, не раз изгнанный церковью и в конце концов принятый ею, руководил епархией в течение восьми лет подряд при Феодосии. Сохранились некоторые его лекции по катехизису, написанные в молодости. Евзой.    Евзой, будучи молодым человеком, вместе с Григорием, епископом Назианзинским, получил образование у Теспесия, ритора из Кесарии, затем, став епископом этого города, с большими трудностями пытался восстановить сильно пострадавшую библиотеку, собранную Оригеном и Памфилом. В конце концов, в годы правления императора Феодосия он был отлучен от церкви. Многие из его трактатов широко известны, читаются, и любой желающий может с ними познакомиться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В договоре, заключенном Феодосием Младшим с царем Бахрамом V, обе державы обязывались не возводить новых укреплений поблизости от границы, а за охрану кавказских проходов империя должна была платить персам по пяти кентенариев золота в год. Внутренние смуты и тяжкие войны с ефталитами ослабили Персию, византийский двор прекратил платежи, и Анастасий в своем отказе Каваду мог сослаться на то, что его предшественник ничего не платил персам. По смерти Анастасия Кавад предъявил Юстину требование платы за охрану проходов, но столь же безуспешно. На границах обеих держав опять происходили взаимные набеги. Персидские арабы делали время от времени вторжения в сирийские области, а римляне отвечали на них набегами в персидскую Армению и грабежами в окрестностях Нисибина. Во время одного из набегов попали в плен два римских вождя, Тимострат, брат Руфина, и Иоанн. Авраам, отец дипломатического агента времени Юстиниана по сношениям с востоком, Нонна, ездил к Аламундару по поручению Юстина и выкупил пленников. 53 Дворы обменивались посольствами, и царь Кавад сам предложил назначить уполномоченных для выяснения пограничных затруднений. – Таково сообщение Захарии Ритора. 54 Прокопий дополняет наши сведения о тогдашних отношениях к Персии сообщением о других мотивах, какие были у Кавада, когда он искал сближения с империей. Как все персидские цари, он имел много сыновей от разных жен. Право первородства не соблюдалось в Персии и высшая знать имела особые права при решении вопроса о престолонаследии по смерти царя. Кавад не любил своего старшего сына Каоса и хотел отстранить его от престола. Второй его сын, Зам, был слеп на один глаз и, по старым обычаям, тем самым лишался права на престол. Третий сын, Хосров, рожденный от брака с сестрой аспебеда, пользовался большой любовью отца, и Кавад хотел обеспечить ему преемство своего трона. Так как Зам был человек храбрый и уже пользовался большой популярностью в народе, то Кавад опасался, что он, по его смерти, поднимет восстание. Желая усилить шансы Хосрова, Кавад отправил к Юстину посла с просьбой, чтобы император усыновил его (521 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

В то время как одни Слова восхваляют халкидонское учение против Нестория и Евтиха, другие пропитаны монофизитством. По этой причине, уже с древности, с тем чтобы разрешить эту загадку, допускалось, что было несколько, почти современных друг другу, сирийских авторов с именем «Исаак Антиохийский». Уже Иаков Эдесский (ум. 708), монофизит, различал трех Исааков, а именно: 1). Исаака, родившегося в Амиде, который был учеником св. Ефрема, пришедшим в Рим в начале V в., а затем ставшим пресвитером в Амиде; 2). Исаака Антиохийского «Великого», уроженца Эдессы, который пришел во времена Петра Кнафея в Антиохию и вступил в догматические споры. Он и был автором вышеупомянутой поэмы; 3). Исаака Антиохийского, также уроженца Эдессы, который первоначально был приверженцем монофизитства, но, в конце концов, стал православным. Его обращение свершилось при Асклепии (после 522). Отметим относительно Исаака Амидского, что его Слово встречается у Захарии Ритора (ум. до 553). Следовательно, можно допустить его авторство применительно к светской римской песне, а также вероятно, и «Слова о царском граде», то есть Константинополе, которое содержится в рукописи Brit Mus. Add. 14591, написанной в VI в., а согласно конъектуре, в 441 г. Весьма маловероятно, что этот Исаак Амидский был учеником св. Ефрема. Также нет ни одного аргумента в доказательство его монофизитства. Ему скорее можно приписать православные «Слова». Кроме того, без сомнения, Исаак Антиохийский является, скорее, одним с ним лицом, чем двумя, т. е. монофизитом, который жил во второй половине V в. и, вероятно, к концу жизни, в начале VI в., стал православным. Геннадий написал об Исааке Антиохийском, эдесском пресвитере, который умер в 461 г., а в 459 г. составил элегию по поводу землетрясения в Антиохии. Он боролся с несторианами и евтихианами. Не является ли этот человек одним и тем же лицом с упомянутым Исааком Амидским? Издания. lingerìe Ρ. Monumenta syriaca. Vol. 1. Oeniponti, 1869. P. 13−20; Idem. Chrestomathia syriaca. Romae, 1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Евагрий придерживается в изложении ставших уже традиционными схем, поменяв лишь проблему, лежавшую в основе событий. Если его предшественники Сократ, Созомен и Феодорит концентрировались на триадологии, то во времена Евагрия наибольший практический интерес представляли христологические споры, коим он и посвящает основное внимание, оперируя аналогиями в отношении как исторических периодов (от Константина до Феодосия Юнейшего и от последнего до Маврикия), так и действующих лиц, и их судеб (Ария и Нестория, например). В случае расхождений источников Евагрий, для объективности, приводит различные мнения; так, описывая гибель мелькитского патриарха Александрийского Протерия (Hist. eccl. 2, 8), историк лаконично сообщает версию монофизитов Иоанна Руфа и Захарии Ритора (Протерий был убит каким-то римским солдатом), а также мнение православных египетских епископов и александрийского клира в виде обширных фрагментов из их послания римскому папе Льву I (Протерия растерзали монофизиты по наущению Тимофея Элура), не настаивая прямо на справедливости той или иной точки зрения (хотя ортодоксальная позиция в той подробной ее конфигурации, в какой она приведена в «Истории», явно указывает на личные предпочтения автора). Говоря о событиях и людях, Евагрий не упускает из поля зрения значимые вехи в области развития церковного искусства (например, он специально пишет о церкви Св. Софии в Константинополе). Он полностью разделяет идеи своего окружения и своего времени. Так, в своей защите политики Константина Великого Евагрий доходит до отрицания факта убийства по приказу императора его старшего сына Криспа и второй жены Флавии Фаусты, этого Криспа оклеветавшей (Hist. eccl. 3, 40–41). Вместе с тем по количеству описаний различных диковин, легенд и невероятных событий Евагрий превосходит даже Созомена; например, именно Евагрию мир обязан информацией о крови из тела св. Евфимии из вифинского Халкидона, которую время от времени собирали губкой («в той гробнице с левой стороны есть небольшое отверстие, закрывающееся маленькой дверцей. В это отверстие до самых святых останков впускают длинный железный прут, с привязанной к концу губкой, и, повернув там губку, извлекают ее вместе с прутом полную крови и кровяных печенок. Как скоро народ усматривает это – тотчас поклоняется Богу и славословит Его. Износимое посредством губки бывает в таком множестве, что с изобилием раздается и благочестивым царям, и всем собравшимся иереям, и всему сошедшемуся народу; даже высылается желающим верным по всей поднебесной; и те кровавые печенки постоянно сохраняются, и всесвятая кровь никогда не изменяет своего вида. Это богочестно совершается не в какое-нибудь определенное время, но тогда, когда содействует к тому жизнь предстоятеля и непорочность нравов. Говорят, что, если управляет Церковью муж благообразный и известный своими добродетелями, это чудо бывает весьма часто; а как скоро он не таков – подобные божественные знамения являются редко»; см.: Hist. eccl. 2, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЗАТВОРНИЧЕСТВО особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве 661-666 666-669 669-670 670-677 ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА сочинение об истории Вост. Церкви и Византийской империи, написанное в сер. VI в. на сир. языке; имя подлинного автора неизвестно 677-678 678-679 ЗАХАРИЯ ветхозаветный пророк (пам. 8 февр. и в Неделю праотец), предпоследний в ряду 12 малых пророков 679-680 680-686 686-688 ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) 688-689 689-690 ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 690-691 691-692 ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) 692-693 ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) 693-695 695-696 ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель 696-699 699-700 ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) 700-701 701-702 702-703 703-704 704-706 ЗАХАРЬИНА Нина Борисовна (род. 30.08.1961, Ленинград), музыковед, исследователь рус. церковного пения ЗАХВАТ один из специфических терминов, используемый в крюковых записях рус. безлинейного многоголосия 708-710 ЗАХИРИТЫ последователи правовой школы (мазхаба) Дауда бен Али аль-Исфахани по прозвищу аз-Захири (ум. в 883) 711-712 712-713

http://pravenc.ru/vol/xix.html

Малоазийские изделия VI в. входят в состав большого клада (ок. 60 предметов) церковного серебра, найденного в 1963 г. в Юж. Турции, у дер. Кумлуджа (древняя Коридалла), близ Антальи. Только на 1/3 предметов из этого клада имеются клейма времени имп. Юстина II (565-578), свидетельствующие об их столичном происхождении. В посвятительных надписях упомянуты ц. Св. Сион и сир. еп. Евтихиан, о деятельности к-рого повествует хроника Захарии Ритора. В М. Азии Св. Сионом называлась главная церковь мон-ря, расположенного к северо-востоку от Мир Ликийских. Храм был основан в VI в. 3 церковными иерархами, соименными знаменитому покровителю Мир - свт. Николаю Чудотворцу. Мон-рь был известен как один из важных центров паломничества и потому мог получить столь значительные подношения, к-рые включали дискосы, лампадофоры и книжные оклады к-польского, малоазийского, и сир. происхождения. С егип. Александрией связано появление таких сцен, как «Ипполит и Федра», «Измерение подъема уровня воды в Ниле», «Борьба орла и оленя со змеями» - мотивы, восходящие к иллюстрациям «Физиолога», греч. оригинал к-рого был создан в Александрии. Хотя крупнейшие города Средиземноморья были эллинизированы, христианство столкнулось здесь с местными, подчас очень древними культами, нек-рые выражения к-рых по духу и по форме были созвучны христ. представлениям. К ним относится образ Богоматери Млекопитательницы (Галактотрофусы), сопоставимый с егип. богиней Исидой, кормящей Гора (напр., на фреске в Саккаре (до 640), на коптских стелах V-VI вв.). Сложившийся как иконный тип на егип. почве, извод «Млекопитательницы» получил затем общеимп. признание, в частности был широко представлен на вислых свинцовых печатях (моливдовулах). Стиль изображений на литургической утвари, потирах, дискосах, лампадах, крестах, окладах священных книг в ранневизант. время в значительной степени вырабатывался мастерами-среброделами Сиро-Палестинского региона. Характерным примером могут служить изображения на потирах и кадилах, посвященные, согласно греч.

http://pravenc.ru/text/387113.html

(напр., фон Брейденбах). В период Реформации в Европе и в связи с захватом Св. земли турками-османами (1516) число паломников к святыням уменьшилось. Тем не менее сохранилось значительное число описаний паломничеств на Св. землю, составленных в XVI-XVIII вв., напр. Мартина фон Баумгартена (1507-1508), Николая Христофора Радзивилла Сиротки (1582-1584), Жана Буше (1615), Джорджа Сандиса (1615), Генри Мондрела (1697) и мн. др. По своей форме они ближе не к средневек. И., а к запискам путешественников и географическим трактатам Нового времени. Римские И. Первые сведения о христ. паломничествах в Рим относятся к кон. II - нач. III в. (равноап. Аверкий Иерапольский, Ориген ), но широкое распространение они получили в IV-V вв. в связи с почитанием св. рим. мучеников. Первые упоминания о христ. памятниках Рима встречаются в кратком компендиуме Полемия Сильвия «Что есть в Риме» (Quae sint Romae) (ок. 449) и у Захарии Ритора в Бревиарии (1-я пол. VI в.; составлен на основе несохранившегося лат. оригинала). С VI-VII вв. появляются тексты, посвященные христ. святыням Рима и окрестностей. При папе свт. Григории I Великом (590-604) некий Иоанн привез из Рима в дар лангобардской кор. Теоделинде (589-626) 14 пузырьков с «елеем от святых» (olea de sanctorum; вероятно, это было масло из лампад, горевших у гробниц мучеников). К каждому пузырьку прилагалась пояснительная записка (pittacium), кроме того, на отдельном папирусном листе были перечислены имена всех этих святых с местами их упокоения, гл. обр. пригородные рим. мартирии, за исключением ц. во имя мучеников Иоанна и Павла на холме Целий ( Valentini, Zucchetti. 1940-1953. Vol. 2. P. 36-47; CPL, N 2334) (в наст. время пузырьки, пояснительные записки и каталог хранятся в музее собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца, Сев. Италия). В форме И. был выполнен «Перечень церквей города Рима» (Notitia ecclesiarum urbis Romae// Valentini, Zucchetti. 1940-1953. Vol. 2. P. 72-99; CPL, N 2336) (между 625 и 649). В нем описан маршрут по Риму, начиная от ц.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Основной труд Евагрия — «Церковная история» в 6 книгах — охватывает период времени с 431 по 593 г. . Хорошо разбирающийся как в трудах церковных, так и светских историков, Евагрий все же сам подчеркивает, что продолжает традиции церковных авторов — Сократа, Евсевия Памфила, Созомена и Феодорита Киррского. К их сочинениям непосредственно примыкает его «Церковная история». Главными источниками Евагрия были сочинения Иоанна Малалы и Захарии Ритора , утраченные труды Приска Панийского и Евстафия Епифанийского, а также все произведения Прокопия. В отличие от других церковных писателей, Евагрий очень добросовестен в использовании и подборе источников, к которым проявляет критическое отношение . В зависимости от политической и религиозной направленности исторических сочинений он дает положительную или отрицательную оценку тому или иному автору. Захария Ритор и особенно Зосим, отклонившийся от «истинной» веры, находятся у него в явной опале. Евагрий резко осуждает Зосима за его язычество и «клевету» на правоверного императора Константина. Он вступает в острую полемику с Зосимом по поводу оценки личности этого правителя и значения христианства для Римской империи. Напротив, Евагрий чрезвычайно похвально отзывается об Евстафии Епифанийском, Приске Панийском и Иоанне Малале. Кроме трудов своих предшественников-историков, Евагрий широко привлекает различные документы: окружные послания императоров и патриархов по церковным вопросам, акты церковных соборов, письма и многое другое. Он использовал также и рассказы современников, и собственный опыт. Особенно ценны его сведения по истории Сирии, в частности Антиохии, основанные не только на сирийских источниках, но и на личных наблюдениях . В тех частях своего труда, где Евагрий пишет о светских сюжетах, он во многом подражает стилю и языку Фукидида, хотя далек от рабского копирования великого историка . По своим религиозно-философским взглядам Евагрий был строго ортодоксальным христианином, считавшим своей обязанностью борьбу против всех и всяческих еретических течений и отступлений от «правой» веры . Он горячий защитник Халкидонского собора, осуждающий Ария, Нестория, Евтихия, монофиситов. Евагрий верит в провидение и вместе с тем придает большое значение в ходе исторических событий случайности.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010