1923 – 1 «собор» обновленцев. 1925 – Незаконное провозглашение автокефалии Польской Церкви. 1925 – 2 «собор» обновленцев. 1925 – Образование Временного высшего церковного совета (ВВЦС) во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским). 1926 – Составление «Памятной записки» узников Соловецких лагерей. 1927 – Образование Временного Патриаршего Священного Синода. 1927 – Издание «Декларации» заместителем местоблюстителя и Временным Патриаршим Синодом. 1930 – Увольнение митрополита Евлогия от должности управляющего западно-европейскими приходами и назначение управляющим митрополита Елевферия. 1931–1934 – Издание «Журнала Московской Патриархии». 1935 – Упразднение Временного Патриаршего Синода. 1937, 10 октября – Расстрел патриаршего местоблюстителя священномученика Петра. 1938 – 2 Собор Русской Зарубежной Церкви в Сремских Карловцах. 1939–1940 – Возвращение в юрисдикцию Московской Патриархии епархий Прибалтики, Западной Белоруссии, Западной Украины, Северной Буковины и Бессарабии. 1943, 8 сентября – Архиерейский Собор и избрание Святейшего Патриарха Сергия. 1943 – Возобновление издания «Журнала Московской Патриархии». 1943 – Возобновление канонического общения Русской и Грузинской Православных Церквей. 1945 – Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание патриарха Алексия I. 1946 – Львовский Собор. Воссоединение униатов Галиции с Русской Православной Церковью. 1948 – Дарование автокефалии Польской Православной Церкви. 1948 – Празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Совещание глав и представителей поместных Православных Церквей. 1949 – Воссоединение закарпатских униатов с Православной Церковью в Ужгороде. 1951 – Дарование автокефалии Чехословацкой Православной Церкви. 1959 – Постановление Священного Синода об извержении из сана и отлучении от Церкви ренегатов. 1961 – Архиерейский Собор в Троице-Сергиевой лавре. Реформа приходского управления. 1970 – Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке и восстановление канонического общения с Японской Автономной Церковью

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Послевоенная церковь Осакский временный храм. Фото середины XX века 7 июня 1945 года храм и иные приходские постройки были полностью уничтожены в ходе американских бомбардировок. Уцелели лишь основа алтаря с частицей мощей мученика Мардария, колокола, и некоторые заблаговременно спрятанные священные сосуды. В течение следующих трёх лет богослужения совершались во временном здании. В апреле 1948 года прихожане построили на прежнем участке временный храм, освященный владыкой Вениамином (Басалыгой). Временная церковь с обыкновенной шиферной двускатной крышей заняла площадь в 26 цубо. При крайней стеснённости средств и условий, в послевоенный период бурно развивается деятельность приходского молодёжного кружка, хора и воскресной школы. В 1955 году возобновилась публикация приходского бюллетеня " Нанива Сэйкёо " . В декабре 1958 года приход посетил архиепископ Токийский Ириней (Бекиш), в связи с чем было решено строить новую церковь. Храм в Суйте Продав участок в центре города, община смогла построить обширный храм и дом для собраний верующих в соседнем городе Суйта. Проект составил Мии Митио, сын известного протоиерея Симеона Мии. Новый храм унаследовал алтарную частицу мощей, колокола, некоторую утварь и каменные привратные столбы от прежней церкви. В 1962 году в новую Осакскую церковь был перенесён исторический иконостас прежде находившийся в обветшавшем Токийском (бывшем Мацуямском) Никольском храме. 15 апреля 1962 года последовало торжественное освящение храма, которое возглавил архиепископ Токийский Никон (де Греве) в сослужении 11 священников и стечении более 800 мирян. Прежний временный Осакский храм был в 1963 году передан общине в Янаихара. В последующий период развивалась деятельность молодёжного кружка, хора, а также вновь составившегося общества изучения монашества. Осакский хор выпустил несколько пластинок, отразивших общеяпонский стандарт православного пения 1960-х-1970-х годов. В 1968 году Кобеская община, прежде окормлявшаяся Осакскими настоятелями, выделилась в особый приход, к которому были причтены и другие общины Хёгоской префектуры. При учреждении самостоятельной Киотоской епархии в 1970 году её фактическая штаб-квартира разместилась в приходском доме при Осакском храме. Здесь имел пребывание владыка Феодосий (Нагасима) в бытность Киотским епископом, здесь действовала епархиальная консистория, публиковался епархиальный журнал " Ниси-Нихон Сэйкёо " ( - " Западно-Японское Православие " ).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Тогда же учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. 8 декабря 1926 он был рукоположён митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сан иеродиакона. 6 марта 1927 епископом Вениамином (Федченковым) был рукоположён во иеромонаха в сербском городе Белая Церковь в юрисдикции РПЦЗ. Служил сперва помощником настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, затем в сентябре 1927—1930 — настоятелем этого храма и законоучителем корпуса. Построил и был первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви. Преподавал в Пастырской школе в 1928—1930 гг. и, одновременно, работал директором Православно-миссионерского издательства издательства. Вернувшись в 1930 году в Париж, перешёл в юрисдикцию Константинопольской Церкви. Это был Западноевропейский экзархат русских приходов, возглавляемый митрополитом Евлогием (Георгиевским). В 1932 году переехал в Берлин, где был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви.          В 1935 году был возведен в сан игумена и с 1936 года был благочинным приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии. В 1937 году возведен в достоинство архимандрита. В Германии издавал и редактировал журнал «За Церковь» и основал одноимённое православное издательство. В 1945 году вернулся в Париж, затем в 1946 году переехал в США, где перешел в юрисдикцию Северо-Американской митрополии, которая в 1970 была признана Московским Патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке. В 1946-47 годах служил настоятелем храма в Лос-Анджелесе. 11 мая 1947 года был хиротонисан в сан епископа Бруклинского и назначен викарием митрополита Феофила (Пашковского). Тогда же он работал ректором Свято-Владимирской духовной семинарии. В 1950 году был назначен руководить Сан-Францисской и Западно-Американской епархией. В сан архиепископа был возведен 1961 году. Также заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии, был активным участником экуменического движения и членом Всемирного совета церквей. Периодически вел на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». Написал множество религиозных трудов и литературных произведений в стихах и прозе, некоторые из которых были изданы в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

http://foma.ru/arxiepiskop-ioann-shaxovs...

Считаю, что вызовы времени как в США, так и конкретно в России – в принципе одни и те же, может лишь в разных градациях и выражениях, но сущность – одна. – Главный урок за годы священнического служения? Мое послевоенное поколение не знало общего страдания. И вот Господь попустил пандемию для нашего духовного укрепления… – У меня как-то с приближением 40-летия моего священства возникла мысль, что я за эти 40 лет уже столько видел, слышал и пережил, что меня особо уже ничем не удивишь. Но когда началась пандемия, я был, не скрою, объят и страхом (за близких, прихожан и духовных чад), и некоей растерянностью. Мое поколение не пережило никаких огромных потрясений глобального порядка, наша жизнь протекала после Второй мировой войны, и мы реально не знали общего страдания. И вот Господь попустил пандемию для нашего духовного укрепления, для нас это положение было в каком-то смысле «осадным». В некоторых странах крайняя мера наказания – изолятор, и вот я оказался в некоем изоляторе. И я отчетливо понял, что я многого не знаю, многого о себе не подозревал и что это, может, и есть главный урок моего священства, еще не полностью освоенный. Причем обычно мы можем дать реальную оценку явлениям и событиям только задним числом. Праздничное богослужение в часовне крепости Росс в Северной Калифорнии (фото прот. Петра Перекрестова) – Если паломник (или путешественник) из России окажется в Западно-Американской епархии, какие места вы обязательно посоветуете ему посетить? Святой мученик Петр Алеут. Икона работы Анны Маргитич – Порой Калифорнию считают весьма бездуховным и либеральным штатом, но вместе с тем из всех штатов Америки именно в Калифорнии сохранился как явный русский след, так и след христианства – даже город Лос-Анджелес назван в честь Божией Матери (полное название города Лос-Анджелеса следующее: «Поселение Девы Марии, Царицы ангелов, на реке Порсьюнкула»). В Калифорнии есть и град великомученицы Варвары, и град архангела Рафаила, и Русская речка («Славянка»), и город Севастополь. В городе Сан-Франциско жили, приезжали туда и ходили по нему не менее 12-ти канонизированных святых, в том числе священноисповедник патриарх Тихон (Беллавин), святители Николай Сербский (Велимирович), Иннокентий Московский (Вениаминов), Николай Японский (Касаткин), первомученик Иоанн Кочуров, священномученик Александр Хотовицкий и другие. В 1815 году в Сан-Франциско за отказ принять католическую веру был испанцами замучен до смерти 15-летний мученик Петр Алеут.

http://pravoslavie.ru/145509.html

Пятый день работы IV Всезарубежного Собора Священник Андрей Филлипс В пятницу 12 мая 2006 г . на заседании присутствовали 11 архиереев РПЦЗ во главе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром и 122 делегата. На утреннем заседании был оглашен протокол предыдущего рабочего дня затем был прочитан седьмой доклад Бернард Де Каро (Швейцарии) «Православное свидетельство на Западе». Докладчик вспомнил слова перешедшего из инославия в православие афонского монаха: «Быть сегодня на Западе православным означает более чем когда-либо для каждого верного – и не только для обращенного – священнослужителя, монаха, мipяhuha, стать исповедником веры, как своей жизнью, так и своим личным проникновением тайной Христа». По убеждению Де Каро, - «Только позитивным свидетельством и только Православием мы можем помочь окружающему нас мipy, без его ведома распятому врагом рода человеческого. Наш долг действовать ответственно внутри Церкви, вспоминая французскую поговорку, которую часто повторял блаженной памяти митрополит Филарет: « Noblesse oblige/Положение обязывает!» Только таким путем мы сможем обратить в дела мудрые слова одного русского священника из Франции: « Православная Церковь говорит людям не « обратитесь », но «Приидите и видите!» Первый доклад послеобеденного заседания «Задачи нашей церкви в 21-м веке» был прочитан иереем Андреем Филлипсом (Великобритания). Докладчик сказал, что на протяжении всей истории РПЦЗ ее святители, богословы и мыслители неустанно подчеркивали, что основа Зарубежной Церкви – это дух Святой Руси. Несмотря на все замечательные усилия русских школ, третье, четвертое и пятое поколение русских в рассеянии постепенно теряют русский язык. «Однако, Святая Русь по словам выступающего - может всегда существовать - она не языковой феномен, а духовный и живет она потому, что мы сохраняем свою сущность, нашу Церковь. Мы так живем благодаря нашей верности духу преподобных Стефана Пермского, Германа и Иннокентия Аляскинских, святителя Николая Японского, убиенного в Сан-Франциско мученика Петра Алеута и двух архипастырей этой Западно-Американской епархии - святителей Тихона и Иоанна. Мы это делаем, оберегая, как зеницу ока, верность духу Святой Руси, православию, преданию и независимости».

http://pravoslavie.ru/17371.html

Начиная с 1913 года, в день преставления владыки ежегодно служились панихиды, а после прославления архиепископа Николая в лике святых – молебны о становлении Православия в Японии: «Фимиам приносим тебе пред гробом твоим честным, яко да с кадилом вкупе и молитвы твоя возносятся выну ко Господу о преспеянии всяческом паствы твоея и великия Японии» (тропарь 9-й песни канона святителю Николаю Японскому). В каждом февральском номере «Вестника Японской Православной Церкви» публиковались статьи, посвященные памяти архипастыря. В 1936 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения миссионера, была выпущена юбилейная книга о святителе Николае. В этом и до настоящего дня наиболее полном издании объединены очерк епископа Сергия (Тихомирова) о последних днях жизни архипастыря, статья современника святителя, священника Петра Сибаяма и сборник проповедей владыки Николая. Однако настоящим живым памятником архиепископу Николаю стала сама Японская Православная Церковь, все эти годы сеющая семена Православия среди языков. И в этом году 11 января в Саппоро состоялась миссионерская конференция приходов Хоккайдо. В конце января миссионерский семинар прошел в приходе Иваядо, на северо-востоке острова Хонсю. В центре Японии в городе Осака 11 февраля был организован традиционный учебный семинар Западно-Японской епархии. В городе Кагосима (остров Кюсю) с 9 по 12 февраля отмечалось 130-летие возникновения прихода и 50-летие со дня возведения современного здания храма. В эти дни проводилась выставка иконописи, а 11 февраля состоялась лекция японской иконописицы Евгении Сираиси – автора икон для нескольких православных храмов Японии. В самом Токийском кафедральном соборе, знакомом каждому японцу как «храм Николай», 15 февраля была совершена праздничная всенощная, а 16 февраля – Божественная литургия. Затем у могилы святого в Янака был совершен молебен о становлении Православия в Японии. Вспоминается тропарь архипастырю: «Аще и умер еси, но жив в Господе пребываеши, чудотворя ко гробу твоему притекающим и имя твое призывающим, и по всей Японии проносиши славу Христову» (тропарь 8-й песни канона святителю Николаю Японскому).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На следующий день 50 прихожан участвовали в Божественной литургии в праздник Преображения. В конце службы хор пропел по-японски «Многая лета» отцу Герасиму, а в ответ русский монах по-русски пожелал «Благоденствие и мирное житие» настоятелю и прихожанам Нагоя. Епископ Сендайский Серафим и насельник Валаамского монастыря игумен Серафим Спустя два месяца, в октябре 2007 года, в Японию приехал еще один русский монах – духовный сын архимандрита Софрония (Сахарова), насельник Валаамского монастыря игумен Серафим. Он посетил храмы Осака и Тоёхаси, также кафедральный собор Западно-Японской епархии в городе Киото. В течение трех дней игумен Серафим общался с верующими Нагоя и Ханда. Насельник «Северного Афона» участвовал в Нагоя в богослужении в праздник святителей Московских. В Токио вместе с иеромонахом Герасимом отец Серафим молился у могилы святителя Николая Японского на кладбище Янака. Игумен Серафим побывал и в кафедральном храме Восточно-Японской епархии в Сендае и сослужил епископу Сендайскому Серафиму в Иваядо. Затем отец Серафим отправился в Хакодатэ – город, видевший зарождение Православия в Японии. Так взаимная молитва русских монахов и прихожан Японской Православной Церкви становится основой духовного общения православных христиан обеих стран. По словам иеромонаха Герасима, пример православного монашества – духовного становления в удалении от мира – призван помочь верующим Японии и в суете будничных дней пытаться достичь самого большого чуда в нашей жизни и преодолеть грех, чтобы, подобно святым подвижникам христианского благочестия, непрестанно следовать по пути духовного возрождения. Приход почти двухмиллионного Саппоро – административного и экономического центра губернаторства Хоккайдо – один из крупнейших в Японии. Во время воскресной литургии в храме бывает от 30 до 50 прихожан, а количество православных семей в городе достигает нескольких сот. В большинстве храмов Японии богослужение совершается лишь в субботние и воскресные дни. Священник Исаия был ведущим первого семинара о монашестве. В Осака его вступительная речь в преддверии основного доклада иеромонаха Герасима была посвящена собственному опыту соприкосновения с иноческой жизнью.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В составе разных юрисдикций продолжали свою работу Российские дореволюционные Духовные Миссии. Русская Духовная Миссия в Святой Земле, Китайская РДМ и РДМ в Персии (Иране) перешли в подчинение Русской Зарубежной Церкви. Японская Православная Церковь и Духовная Миссия в Корее оставались в юрисдикции Матери-Церкви (Московского Патриархата). 25 Западно-Европейский экзархат вел миссионерскую работу в основном на территории Франции и Великобритании, в результате чего там появились общины православных французов и англичан. Много сделала для распространения Православия в США и Канаде Северо-Американская митрополия Русской Православной Церкви. Особую страницу в истории русского православного зарубежья межвоенного периода представляет жизнь Русского Афона, давшего православному миру в этот период удивительных святых и подвижников, известнейший из которых – преподобный старец Силуан Афонский († 1938). Несмотря на введенные в эти годы греческими властями законы, препятствовавшие допуску новых русских послушников на Святую Гору, афонское монашество пополнилось в 1920–30-е гг. выдающимися представителями русской эмиграции. Благодаря богословским трудам архимандрита Софрония (Сахарова) († 1993), архиепископа Василия (Кривошеина) († 1985), епископа Кассиана (Безобразова) († 1965), духовное становление которых прошло на Афоне в 1920–1940-е гг., духовный опыт Афона стал более понятен православному миру. Особо строгим аскетическим подвигом подвизались на Каруле иеросхимонах, в прошлом преподаватель Казанской Духовной академии, богослов Феодосий (Харитонов) († 1937), иеросхимонах, в прошлом полковник, брат российского императорского посланника в Белграде В. Н. Штрандтман Никон († 1963) и др. Уже через пару лет после прихода нацистов к власти в Германии – в конце 1935 – начале 1936 г. – Юго-Восточная Европа оказалась в поле зрения их внешней политики. Расположенные в этом регионе государства населяли в основном православные народы – болгары, румыны, греки, сербы, черногорцы, македонцы и т. д. Национальные Православные Церкви традиционно играли большую роль в жизни балканских стран, и германский МИД в 1936–1944 гг. постоянно пытался различными способами включить их в сферу влияния III рейха. Все десять лет этот фактор оказывал заметное влияние и на нацистскую политику в отношении Русской Православной Церкви. На территории Германии в 1930-е гг. русские эмигранты составляли большую часть всех православных, и греки, болгары, сербы, румыны зачастую входили в русские приходы. Поэтому Рейхсминистерство церковных дел свою политику определенного покровительства РПЦЗ не случайно связывало с достижением влияния на Православные Церкви Балканского полуострова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более просто стоит вопрос об автономной Японской Церкви. Против такой автономии возражать невозможно, и она должна быть подтверждена Собором. Единственным возможным выходом из юрисдикционного хаоса в Западной Европе является образование там единой Автокефальнй Церкви. Некоторые, правда, считают, что ввиду недостаточной зрелости, сравнительной малочисленности, неполной укорененности православия в местной жизни Западной Европы, было бы более правильно ограничиться для первого времени автономией, отложив провозглашение автокефалии до более отдаленного будущего. С этим взглядом невозможно согласиться, так как автономия мыслится в пределах определенной Автокефальной Церкви или патриархата, под верховной юрисдикцией которого автономная Церковь состоит, а такой верховной инстанцией неизбежно станет Константинопольский патриархат с его притязаниями на первенство и на власть над диаспорой. Всякое другое решение нереалистично и о нем не стоит говорить. Но такая константинопольская юрисдикция, пусть даже не непосредственная, совершенно неприемлема для всех чад Русской Православной Церкви в рассеянии, в Западной Европе сущих, ибо мы хорошо знаем, что такое быть под греками. Скажу прямо: лучше юрисдикционный хаос, чем зависимость от греков! Лучше не только для русских, но и для западных людей, ибо все мы ежечасно видим какие препятствия греки чинят делу укрепления и распространения православия на Западе. (Их отношение к православной миссии колеблется от полного равнодушия до прямой враждебности). А что касается нас, русских, то мы готовы ради общего блага православия войти хотя и со скорбью, ибо это ослабит наши связи с Матерью-Церковью, в будущую Автокефальную Церковь в Западной Европе, но никогда не пойдем в какую бы то ни было «греческую автономию». Единственное, что еще можно мыслить, если бы удалось сговориться с Архиепископией архиепископа Георгия (Тарасова) в Париже (бывшем экзархате Константинопольской патриархии для русских) и была бы образована особая автономная область или экзархат с широкой автономией под юрисдикцией Московской Патриархии (скорее номинальной, это важно подчеркнуть), в которую мог бы войти и наш Западно-Европейский экзархат.

http://bogoslov.ru/article/4316486

В.  Журнал «Путь» Н. А. Бердяева в системе печати Русского Зарубежья//Вестник МГУ. Сер. Журналистика. — 1997. — 3. — С. 56—66. 61.  Зеньковский В. В., прот.  На пороге зрелости: Беседы с юношеством по вопросам пола. — Клин: Христианская жизнь, 2001. 62.  Зеньковский В. В., прот.  Основы христианской философии. — М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1992. 63.  Зеньковский В. В., прот.  Очерк внутренней моей биографии//Вестник РСХД. - 1962. — 66/67. - С. 8—15. 64.  Зеньковский В. В., прот.  Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Школа-Пресс, 1996. 65.  Зеньковский В. В., прот.  Из моей жизни//Вестник РСХД. — 1964. — 72/73. - С. 79—90. 66. [Из жизни Экзархата]//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. — 1955. — 23. — С. 191—192. 67. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Елевферия (Богоявленского), временно управляющего Западно-европейскими приходами РПЦ: Док-ты. из Архива ОВЦС МП//Церковь и время. — 2000. — 3(12). — С. 288—330. 68. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского) с митр. Елевферием (Богоявленским), временно управляющим Западноевропейскими приходами РПЦ, митр. Японским Сергием (Тихомировым) и еп. Вениамином (Федченковым): Док-ты из Архива ОВЦС МП//Церковь и время. — 2000. — 1 (10). — С. 303—325. 69. К 50-летию основания Трехсвятительского подворья в Париже/[Подпись: Старые прихожане храма Трех Святителей]//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. — 1980/81. — 105/108. — С. 139—146. 70.  Козырев А. П.  Философия культуры в Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже (20—30-е годы)//Рождественские чтения. 7-е: Христианство и культура. — М., 1999. — С. 72—88. 71.  Косик В. И.  Русская Церковь в Югославии (1921—1939)//Ежегодная Богословская конференция ПСБИ: Материалы, 1992—1996. — 1996. — С. 404—414. 72.  Костиков В. В.  Не будем проклинать изгнанье…: Раздел Пути и судьбы русской эмиграции. — 2-е изд., доп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010