Отдел первый I. Местность обители до ее основания По историческим указаниям видно, что местность Воронежской губернии и, в частности, местность, занимаемая Задонским Богородицким первоклассным мужским монастырем, как и вся южная часть Европейской России, с самых отдаленных времен, точнее, со времени «Великого переселения народов» и до первой четверти XVIII столетия была приютом разным кочевым народам, которые выселялись сюда из Средней Азии, завладевали многими землями на запад и восток от Волги до Днепра, в том числе и пространством к северу от Донца до самого Дона, и располагались вниз до р. Дон степными ордами. И как в древности р. Волга не без основания считалась пределом Азии, то и р. Дон исстари почиталась с точки зрения географической границей Европейской Сарматии. По сему мнению, и местность Воронежской губернии всем своим пространством составляла тогда собой середину обеих Сарматий. Здесь, на донском бассейне, в разное время от начала IX до половины XI века, сменяя друг друга и порабощая силой каждый своего недруга, владычествовали: авары, или обры, болгары, хазары и казары, печенеги и половцы. Но в XIII веке половцы, подобно предшественникам своим хазарам и печенегам, также были разбиты и окончательно уничтожены родственным по происхождению племенем – монголами, предводительствуемыми Батыем. Сделавшись чрез меч могущественными властителями многих народов и опустошив весь северо-восток и остальную часть России, воинственные монголы раскинули кочевья свои в юго-восточных степях ее, отсюда-то они в течение 248 лет наводили ужас и господствовали над Россией. Предки наши, без сомнения, не имели тогда точных сведений обо всех этих народах. Они знали только, что то не были «словене», а племя враждебно-иноплеменное, и потому обзывали тех в общих чертах «ворогами», т.е. врагами, каковыми на самом деле и были последние в глазах первых по отношению к родной Руси. Впоследствии люди сведущие оставили нам свои сказания, из коих узнали мы, кто были эти бродячие дикие толпы, откуда они пришли, какого племени и какой веры... Узнали мы по тем же сказаниям, как нелегко было русским князьям бороться и отстаивать свои «права и волости» от напора этих разноплеменных диких пришельцев Азии, смело раскинувших свои шатры по юго-восточным степям нашей Родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

2) Епитрахиль бархатная малиноваго цвета, с окладом в три полосы узкаго злато-серебрянаго позументика, а кресты на ней из золотаго плетенья; при ней шесть кистей из краснаго шелку и частию золотых ниток, с принизками на серебряном шнурке, без подкладки. 3) Пояс кожанный. 4) Саккос парчи оранжеваго цвета с серебряными травочками обложен везде по приличным местам злато-серебряною не широкою сеткою, а около оплечья золотом широким кружевом; весь оный оклад довольно светел и мало изменился, подложен гарнитуром красным. 5) Омофор – из той же парчи, как и саккос, обложен по бокам золотым узким позументом, у концов кисти золото-шелковыя, кресты на нем шитые золотом, на которых серебряные позлащенные репейки с вставками разных камней и некоторые репейки повреждены, местами украшен половинчатым и мелким круглым жемчугом, котораго во многих местах нет, и изменил свой вид, кроме некоторых зерен. 6) Палица из бархата пунцоваго цвета, шитая золотом и серебром, посреди оной вышиты осьмиконечный крест, трость и копие золотом и поверх креста образ Знамения Божия Матери, а ниже два херувима и два серафима шитые золотом, а лица шелками, обложена вокруг золотою тесьмою без подкладки. 7) Поручи фиолетовой материи, шитые серебром, довольно крепкие. 8) Панагия серебряная позлащенная, украшенная разными каменьями, из которых некоторые выпали, на ней образ Христа Спасителя финифтяный – изображение как бы новое – при ней цепочка серебряная мелкая. 9) Крест серебряный, на нем распятие Христа Спасителя литое. Крест покрыт был плесенью. 10) Митра, бархата пунцоваго цвета, на ней четыре серебряныя позлащенныя клейма чеканной работы, с изображением четырех святителей Московских, полосы на ней, кресты и разной величины 16 звезд, украшены разными камнями, половинчатым, крупным и круглым мелким жемчугом и сребропозлащенными насыпными репейками, а вместо опушки обложена серебряным газом, а верх сей митры кончается восемью разноцветными меньшими и одними большими фиолетоваго цвета камнями. 11) В руках святителя крест деревянный, обложен вокруг серебром позлащенным; на нем распятие Христа Спасителя литое; при рукояти серебро обламанное, вероятно, в таком виде и положен был крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Криуше впадающей в Толучееву), Красноселовка, Петропавловка, Старая и Новая Меловые, Журавка, Обросимово, Осиповка, Писаревка, Константиновна (или Кантемирово), Талы, Михайловка, во всех этих слободах до 1780 года были уже церкви. В прошлом столетии населены следующие хутора (впоследствии – по постройке в них церквей слободы): Кривоносова, Марковна, Колещатый, Поповна, Могильная, Бугаева, Михайловка, Филонова, Титаренкова, Хрипун, Красноженова, Полтавская, Дедова, Дьячкова, (Дьяченкова), Полтавская, Рудня. ____   В заключение этой, кажется, неизлишним для сведения статьи представить список сел и слобод уездов Воронежской губернии по Атласу 1742 года. По означенному Атласу в прошлом столетии оказываются следующие села, имевшие церкви. В Задонском уезде: Лубны, Спасское, Ивовое, Верхний Студенец, Чернеговка, Боринский Завод, Архангельское (Скорняково), Уткино, Покровское, Грязное, Гнилуши, Введенское, Вербилово, Большой Мечок, Лозовка, Богословское, Казачье, Ксизово, Манино, Сенное, Карачун, Покровское (2-е). В Землянском уезде: Нережа, Калабино, Новое Ломачево (?), Ломачево (?), Колыбелка, Вислая Поляна, Камынино, Фомино (Негочевка), Архангельское, Голостьяново (?), Новосильское, Фощево, (вероятно Фощеватка), Ендовище, Гремячий Колодец, Перлевка, Избищи, Никольское, Старая Олыпанка, Касторное, Плоское, Горяиново, Быково, Богатырево, Озерки, Богородицкие. В Нижнедевищком уезде: Нов. Ольшанка, Верхняя Девица (Кучугуры), Турово, Ключь, Завершье, Горки. Роговое, Болотово, Вислое, Хорошилово, Дмитриевское, Городище, Шаталово, Старое и Новое Уколово, Бутырки, Петровское (последние 4 села ныне Коротоякского уезда), Красное, Истобное Знаменское, Роговатое, Синие Липяги, Меловое, Сетище, Росошки, Троицкой Мыс (?), Еленки, (?) Кочетово, Семидесятное, Петровское, Хохол, Пятницкое. (нынешнее село Вязноватка названо Предтечево, вероятно, по церкви, но предп назвашем села нет знака, свидетельствующего) о существовании в Вязноватом церкви). В Воронежском уезде: Ступино, Пчельники, Приваловка, Березово, Грязное, Подгорное, Верн.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Юговосточная часть Задонского уезда орошается р. Воронежем; этою же рекою Задонский уезд отделяется от Тамбовской губернии. Протекая по Задонскому уезду, река Воронеж принимает в себя с правой стороны реки Ольшанку, Грязновку, Ольховку с Ериловкой, Синьку, Мечок и Лазовку. Задонский уезд образовался в 1779 году; а до того времени села, вошедшие в его состав, принадлежали к уездным городам Ельцу, Лебедяни, Белоколодску и Воронежу. К Ельцу принадлежали селения западные, которые были разделены между двумя станами: Засосенским и Брусиловским; к Лебедяни-селения северовосточные, к Воронежу – юговосточные составлявшие Карачунский стан, а между Воронежским и Лебедянским уездами находился уезд Белоколодский, к которому принадлежали одна пригородная, слобода, два села нынешнего Задонского уезда (по правую сторону р. Воронежа) и три (Сошка, Богородицкая и Карамышево) по левую сторону, при образовали Задонского уезда, отошедшия к Тамбовской губернии. Населен Задонский уезд преимущественно выходцами из г. Ельца, Данкова и других ближ. городов. Служилые люди, на обязанности которых было делать разъезды по окрестным местам (для охранения от татарских набегов) с течением времени стали селиться между городами Данковым и Ельцом, составлявшим в то время сторожевую линию. К 1571 году русские сторожевые станичники стояли у Галичьих гор и Тешевского леса (близь г. Задонска) и у Кривого Бора на Польном – Воронеже; (на границе старинного Карачунского стана с Чертовицким, или понынешнему Воронежского с Задонскими). Вероятно, на этом пространстве (более 40 верст в длину и около 20 в ширину) в 1570 г. были уже поселения русских служилых людей. Поселения эти, конечно, были немногочисленны и ограничивались преимущественно правым берегом Дона, выше устья р. Сосны, как более защищенными, но потом стали появляться и на левом берегу, когда был построен (или, вернее, укреплен) г. Воронеж. Когда, таким образом, населялась северная часть уезда, подобное же движение населения было с юга из Воронежа. Окончательно Задонский уезд населился не ранее половины XVII века, когда на юго-западе от него построена была крепость Землянск, на востоке-Козлов и Сокольск (Романов) в нынешней Липецком уезде Тамбовской губернии).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Из местностей сельских и деревенских чтения хорошо организованы в 10 селах и нескольких деревнях, при чем в иных селах тоже показывались туманные картины, которые выписывались из братского склада. Слушатели являлись в громадном количестве, туманные картины обаятельно действовали на простой народ, который буквально не хотел оторвать от них глаз, в особенности от портретов Их Величеств. Лишь только раздавался первый удар церковного колокола, возвещавший о наступлении чтений, шумная жизнь в селе (с. Песьяны Покровского уезда) замирала и все спешили к училищному зданию, которое чрез пять минут наполнялось народом; содержание предложенных чтений было самое разнообразное: статьи духовно-нравственные, исторические, сельскохозяйственные; с особенным вниманием были выслушаны чтения о Московских митрополитах: Петре, Феогносте, Алексие и Филиппе, благоверных князьях Александре Невском и Михаиле Тверском. В Волынской епархии, под руководством члена совета Владимиро- Васильевского братства, протоиерея Н. Трипольского, чтения велись в г. Житомире в зале городской думы, а также под руководством священника Щеглова в зале Житомирского духовного мужского училища, Братство св. Владимирское (в г. Владимире Волынском) тоже устраивает народные чтения. В Воронежской епархии публичные чтения велись под руководством особой комиссии братства св. Митрофана и Тихона и совершались в особом зале при Воронежском Митрофаньевском монастыре по воскресным дням с 6-ти часов вечера. Чтения иллюстрировались световыми картинами. Содержание их было также весьма разнообразно: современные события (крушение царского поезда 17-го октября 1888 г.), исторические 1812 год, рассказы о севастопольцах), описание монастырей (Валаам, Соловецкая обитель), биографии, народных поэтов (Кольцов). Подобного рода чтения устраивались также в селе Шатиловке, в Задонском Богородицком монастыре, в с. Рамони Воронежского уезда, – при содействии и покровительстве принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской: местом чтения в этом селе служила школа, больница, дешевая столовая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

С классиком не поспоришь, думал раньше он. Но вот прошагал Михаил русскими путями-дорогами — и не встретил деревни Гадюкино — ни в прямом, ни в переносном смысле. Зато побывал в десятках Березовок, Липок, Ольховок, Сосновок. Имя много говорит не только о человеке. Принимая то или иное название, деревня, город словно выбирает себе судьбу. Десятками исчислялись и встреченные Киреевым села Троицкие, Спасские, Петровские, Никольские, Архангельские, Успенские… Встречались и Дураковки, Хмелевки — куда же без них, но их было мало. Зато однажды на Тамбовщине пришлось проходить ему деревню Альдию. Оказалось, что когда-то один помещик, похоронив любимую арабскую кобылу, так назвал в честь нее свою деревню. А в Тульской области он ночевал в деревне под названием Кинь-Грусть. Славное название, не правда ли? Вот и захотелось мне напоследок перечислить хотя бы названия части тех сел, деревень и городов, через которые вела дорога Киреева. Не сомневайтесь, все они есть на карте России. Степь, Троица, Летогоще, Орловка, Соколово, Желанное, Боголюбовка, Сестрички, Пески, Большие Голубочки, Поляны, Ясенки, Дубрава, Майское, Серебряные Ключи, Благодать, Ласково, Малиновка, Рябиновка, Мирный, Травнино, Муромцево, Натальинка, Загорье, Калиновка, Горки, Щегловка, Ольгинка, Сретенка, Луговка, Лермонтово, Грунин Воргол, Галичья Гора, Задонск, Сапожок, Бобров, Анна, Свобода, Беломостье, Горностаевка, Вязовик, Красное, Стрелецкое, Казачье, Дивогорье, Пухово, Колодезное, Зеленый Луг, Марьино, Софьинка, Соловьи, Коноплянка, Красивка, Соболево, Серебряное, Карион, Богословка, Свечино, Дубки, Вишневое, Варваринка, Лужки, Ухорь, Ясное, Дворяниново, Лев Толстой, Лебедянь, Перемышль, Суворов, Крапивна, Богородицк, Тюртень, Раево, Шарик, Завидное, Золотая Поляна, Зеленый Бор, Иконки, Александро-Невский, Дикое Поле, Златоустово, Солнцево, Луна, Восток, Заря, Сумерки, Рассвет, Большая Дорога, Невеличка, Казачка, Бабенка, Казачий Дюк, Красный Уголок, Наша, Соловьи, Гоголь, Баранчик, Ясная Поляна, Гоголь, Бежин Луг, Новый Свет, Мыс Доброй Надежды, Сново-Здорово… Глава сорок вторая

http://azbyka.ru/fiction/kto-uslyshit-ko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010