В 1870 г. он впервые заявил о себе как о церковном историке, причем сразу – очень весомо, опубликовав в «Воронежских епархиальных ведомостях» и 21–22) «Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря». Впоследствии его книга отдельными изданиями выходила трижды: два раза в Москве (1871 и 1873 гг.) и третий – в Санкт-Петербурге (1893 г.). Это последнее, наиболее полное и выверенное издание и легло в основу публикации, предлагаемой читателям. Но отец Геронтий не ограничился только историей воспитавшей его Задонской обители. В 1870 – начале 1900-х г. из-под пера о. Геронтия вышли издания, рассказывающие о других задонских монастырях (Тюнинском Богородице-Тихоновском и Тихоновском в урочище «Скит»), а также подвижниках веры и благочестия, подвизавшихся в Задонске: Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом; друге и сотаиннике св. Тихона схимонахе Митрофане; иеросхимонахах Агапите и Нафанаиле; старицах Евфимии Григорьевне и Матроне Наумовне. Отдельную книгу о. Геронтий посвятил жизнеописанию блаженной памяти архимандрита Димитрия (Григорьева), настоятеля Задонского Богородицкого монастыря, так много сделавшего для духовного и материального устроения иноческой общины. Из-под пера задонского историка-черноризца вышли и труды об обителях соседнего Ельца – Знаменской женской и Троицкой мужской. Более того, постепенно имя иеромонаха-историка становится известно далеко за пределами Воронежской епархии. И его уже специально приглашают для написания истории знаменитых монашеских обителей. Так было в связи с 500-летием Кирилло-Белозерской обители, куда иеромонах из Задонска отправился по пригласительному письму настоятеля архимандрита Никодима от 3 декабря 1896 г. А в 1899 году к о. Геронтию по случаю 100-летнего юбилея Тульской епархии обратилась уже настоятельница здешнего Каширского монастыря игумения Тихона. И летописец из Задонска с честью справился с порученным. Оба исторических описания были изданы отдельными книжками, сопровождаемыми благодарностью автору. Помимо исторических сочинений, посвященных упомянутым Кирилло-Белозерскому и Никитскому монастырям, о. Геронтий составил и издал описания Короцкого женского монастыря на родине св. Тихона Задонского , Можайского Лужецкого Ферапонтова и Волоколамского Иосифова мужских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Правда, там когда-то был мужской монастырь под тем же наименованием «Сретенский Богородицкий», имевший свою историю и самостоятельность: ибо о нем упоминается в писцовых книгах под 1676 г. В этом году черный поп (иеромонах этой обители) Зиновий написал в поданной им челобитной, что «монастырю сему Великого Государя жалования 150 четвертей, да крестьян монастырских 25 человек, да бобылей 24 6 дворов. Да в казне 10 рублей денег, да рыбной ловли на Дону плесо, а с того плеса платить оброку в год по два рубля, а прежде с того монастыря плачивали в домовую казну золотой на год по рублю» 25 . Когда именно основан монастырь Данщинский на безлюдном левом побережье Дона и кто был первый его строитель – неизвестно. Вероятно, эта иноческая обитель возникла здесь не раньше конца XV столетия в числе других монастырей, устроявшихся тут в придонском крае по распоряжению московского правительства. И быть может, что обитель эта в 1659 году подверглась нападению и разгрому от крымского хана, ибо в то же самое время татары разорили до основания и разграбили соседний с Данщинской обителью Карачунский Богородицкий монастырь, находившийся в с. Карачун Задонского уезда 26 , почему иеромонах Зиновий и напоминает тогда правительству в своей челобитной о восстановлении за Данщинским монастырем утраченного имущественного права. Но эта жалоба, как видно, осталась без последствий, отчего монастырь сей пришел в совершенный упадок и под именем «пустынка» доселе не мог изгладиться из народной памяти. Между прочим, у описателя Воронежской губернии Преосвященного Евгения, митрополита Киевского, сказано, что эта «пустынка» построена в 1690 году Московского Донского Богородицкого монастыря архимандритом Антонием, но из выше приведенной выписки о. Зиновия видно, что эта пустынь существовала ранее; может быть, архимандрит Антоний ее возобновил в 1690 году. Император Петр I в 1698 году в бытность свою в Воронеже подарил Данщинскую пустынь Воронежскому Архиерейскому дому на храмовый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы во время самой литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Количество духовенства при них можно видеть в следующей таблице 5 : .  Название монастырей Общее число монашествующей братии Белое духовенство в 1705 году 1701г. 1703 г. дьяконы дьячки пономари 5. Покровский девичий 6. Семилуцкий Спасов 7. Константиновой пустыни Спасов монастырь 8. Ельца города Троицкий мужской 9. Елецкий Задонский Богородицкий 10. Елецкий Богородицкий девичий 11. Коротоякский Вознесенский 12. Лысогорской пустыни Троицкий монастырь 13. Коротоякский Богородицкий девичий 14. Дивногорский Успенский 1 вдовый Поп казначей 15. Острогожский пятницкий девичий 16. Белоколодская преображенская пустынь 17. Усманский успенский девичий 18. Битюцкая Троицкая пустынь Из 285 поименованных в «книгах переписных» приходских церквей и монастырей 9 церквей в то время не имели «попов»: 3 попа умерло, 2 бежали [один на Дон другой – «незнамо куда» один съехал в город Романов о двух совсем ничего не отмечено, а в одной церкви – села Селявного служил причт соседней Лысогорской пустыни. При остальных 276 церквах было священников 339, из которых только 4 имели сан протопопа (в лучших городах епархии: Воронеже, Ельце, Острогожске и Землянске). Сверх того упоминаются 2 «бывших» попа и 62) и 6 вдовых попов, по-видимому, уже не служивших, так как помимо них при церквах состояли и другие попы 56, 67, 174, 244, 229), упоминается один «распоп» Козма в слободе Девице Воронежского уезда, о котором отмечено, что он «увечен, скорбен телом, гноет ранами» Количество диаконов, сравнительно с общим количеством церквей, весьма невелико: их было 34, в том числе 1 протодиакон. (До Св. Митрофана (в 1676 г.) диаконов, кроме Благовещенского собора и села Березова, в Воронежском уезде совсем не было). Дьячков и пономарей имели также далеко не все церкви: именно, дьячков было 198, не считая наемных дьячков двух церквей, количество и имена которых не указаны 206), и пономарей 65. ( до 1676 года дьячков и пономарей имели только 6 церквей г. Воронежа и 16 церквей Воронежского уезда). 84 церкви (почти 30%, а в 1676 г. почти 50%) имели только одних священников, причем 18 из них имели священников по 2. При некоторых церквах особо отмечены причетники (19) и церковники (14), т.е. не состоявшие на службе дети умерших священно-церковно-служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Мощи преп. Иоанна Сезеновского найдут упокоение в созданном им монастыре на территории Липецкой области 18.06.2007 Спустя восемь с лишним десятилетий на территорию Липецкого края вернулись мощи духовника — основателя расположенного в Лебедянском районе Сезеновского монастыря св. Иоанна Сезеновского . Как сообщили 18 июня в пресс-службе Липецкой и Елецкой епархии, мощи доставлены на временное хранение в Задонский Богородицкий мужской монастырь из села Мечнянка Ефремовского района Тульской области. Преподобный Иоанн основал Сезеновский монастырь в первой четверти XIX века, здесь он совершил много духовных подвигов и здесь же был похоронен в возрасте 47 лет. В начале 1920-х годов, когда в стране начались гонения на Церковь и массовое разрушение православных святынь, сестры монастыря спрятали мощи святого Иоанна под полом в часовне одного из сел тогдашнего Ефремовского уезда Тульской области. Теперь, когда Сезеновский женский монастырь начал возрождаться, мощи его основателя по инициативе Липецкой и Елецкой епархии решено вернуть на место прежнего упокоения. ИНТЕРФАКС-Религия/Cедмица.Ru Редакция текста от: 18.06.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3187.html

Мощи Иоанна Сезеновского найдут упокоение в созданном им монастыре на территории Липецкой области Липецк, 18 июня 2007 г. Спустя восемь с лишним десятилетий на территорию Липецкого края вернулись мощи духовника - основателя расположенного в Лебедянском районе Сезеновского монастыря Иоанна Сезеновского. Как сообщили 18 июня " Интерфаксу " в пресс-службе Липецкой и Елецкой епархии, мощи доставлены на временное хранение в Задонский Богородицкий мужской монастырь из села Мечнянка Ефремовского района Тульской области. Преподобный Иоанн основал Сезеновский монастырь в первой четверти XIX века, здесь он совершил много духовных подвигов и здесь же был похоронен в возрасте 47 лет. В начале 1920-х годов, когда в стране начались гонения на Церковь и массовое разрушение православных святынь, сестры монастыря спрятали мощи святого Иоанна под полом в часовне одного из сел тогдашнего Ефремовского уезда Тульской области. Теперь, когда Сезеновский женский монастырь начал возрождаться, мощи его основателя по инициативе Липецкой и Елецкой епархии решено вернуть на место прежнего упокоения   18 июня 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22709.html

Мощи прп. Иоанна Сезеновского найдут упокоение в созданном им монастыре в Липецкой епархии 18 июня 2007 г. 14:07 Спустя восемь с лишним десятилетий на территорию Липецкого края вернулись мощи основателя расположенного в Лебедянском районе Сезеновского монастыря преподобного Иоанна Сезеновского, Христа ради юродивого. Как сообщили в понедельник «Интерфаксу» в пресс-службе Липецкой и Елецкой епархии, мощи доставлены на временное хранение в Задонский Богородицкий мужской монастырь из села Мечнянка Ефремовского района Тульской области. Преподобный Иоанн основал Сезеновский монастырь в первой четверти XIX века, здесь он совершил много духовных подвигов и здесь же был похоронен в возрасте 47 лет. В начале 1920-х годов, когда в стране начались гонения на Церковь и массовое разрушение православных святынь, сестры монастыря спрятали мощи святого Иоанна под полом в часовне одного из сел тогдашнего Ефремовского уезда Тульской области. Теперь, когда Сезеновский женский монастырь начал возрождаться, мощи его основателя по инициативе Липецкой и Елецкой епархии решено вернуть на место прежнего упокоения. Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/259464.htm...

Тихона Задонского Серафимовская-Понетаевская Троицкая-Бирская Ягодинская-Введенская Колчеданская-Покровская Крестовоздвиженская – Иерусалимская – Флоро-Лаврская-Лукинская Марии Магдалины-Порховская Рождество-Богородицкая-Феодоровская Тихвинская-Краишевская Троицкая-Ковыляевская Троицкая-Творожковская Благовещенская-Херсонская Волгская-Владимирская Параскево-Воскресенская-Пайгармская Тихвинская-Екатеринославская Успенская-Оренбургская Троицкая-Димитриевская-Грязнухинская Благовещенская-Бежецкая Казанская-Боголюбская-Петропавловская Новоузенская-Троицкая Владычне-Покровская-Московская Вознесенская-Кинешемская Благовещенская-Сарапульская Варваринская-Сомовская Воскресенская-Знаменско-Ключищенская Иоанно-Ильинская-Псковская Дубовская-Вознесенская Покровская-Балашовская Богородицкая-Феодоровская-Ратьковская Казанская-Вышневолоцкая Иосифовская-Марьевская Каменнобродская-Троицкая Успенская-Валдайская Выксунская-Иверская Троицкая-Новая или Новографская Успенская-Богородицкая-Пермская Чагринская-Покровская Богородицкая-Казанская-Ключегорская Иоанно-Предтечевская-Леушинская Казанская-Колычевская Марии-Магдалининская-Коноплинская Покровская-Медянская Троицкая-Черемисская-Козмодемьянская Троицкая-Чуфаровская Введенская-Киевская Феодоровская-Богородице-Ахтырская Казанско-Богородицкая-Бугульминская Предтечевская-Посошковская Софийская-Тулиновская Ахтырская-Гусевская Покровская-Уральская Тихоновская-Троицкая-Задонская Воскресенская-Феодоровская- Сергиева Кутузовская Казанская-Головинская Макариева-Желтоводская-Троицкая Пановская-Троицкая Введенская-Краснинская Сергиевская-Сарайская Смоленская-Старо-Костычская Богородицкая-Лесненская Вохоновская-Мариинская Знаменско-Мариинская-Яранская Казанская-Шамординская Скорбященская-Мало-Пицкая Теклатская-Покровская БогородицкаяРождественская – Козельщинская Покровская-Быковская Севастьянова – Спасо-Преображенская-Сохотская Богородицкая-Читанская Рдейская-Богородицкая-Успенская Шелтомежская-Шестаковская Николаевская-Больше-Мажарская Орская Спасская Тихоновская-Лукояновская Троицкая-Лаишевская Александро-Невская-Акатовская Каслинская-Казанская Николо-Тихвинская-Пятницкая Троицкая-Богодуховская Покровская-Шиханская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

( Числ.24:5,6 ) От издательства Данное издание предоставляет возможность современному читателю познакомиться с книгой, вот уже около полутора веков являющейся основным пособием для тех, кто хотел бы подробнее узнать об истории Задонского Богородицкого монастыря. Это – «Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря», принадлежащее перу иеромонаха Геронтия (Кургановского) . Но, отмечая несомненные достоинства переиздаваемого церковно-краеведческого труда, следует заметить, что в общеисторической своей части он отвечает уровню науки конца XIX века, далеко еще не поставившей точки в целом ряде дискуссионных вопросов из-за недостатка материалов. С тех пор круг письменных исторических источников был заметно расширен введенными в научный оборот новыми архивными документами, многое добавили труды археологов, позволившие уточнить неясные места летописей и иных древних свидетельств. В какой-то мере сказалась и удаленность автора от столичных книжных собраний. Поэтому целый ряд утверждений о. Геронтия, содержащихся в первой главе его «Описания...», уже не вполне соответствуют современным научным взглядам. А так как они не имеют прямого отношения к тематике данной работы, то были сняты издателями. В тех же местах, где подобные утверждения встречаются в основном тексте и не могут быть удалены без нарушения стройности изложения, сделаны особые примечания. Скорректированы и ссылки о. Геронтия на архив Воронежской консистории и архив собственно монастыря. Доступные задонскому летописцу оригиналы документов после социальных переворотов и военных действий, опалявших Воронеж, где они сохранялись, в первой половине XX столетия оказались в большинстве своем утрачены. Поэтому некоторые ссылки на них сочтены издателями неактуальными. Также, в связи с тем, что издание не носит академического характера, а ставит своей задачей познакомить широкий круг современных читателей с доныне основным источником по первым трем векам истории Задонского Богородицкого монастыря, ряд лексических архаизмов, встречающихся в тексте, для лучшего восприятия приведен к современным языковым нормам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Заботясь о духовном просвещении народа, Глинская пустынь издавала духовно-нравственную литературу. Эта деятельность активизировалась в конце XIX – начале XX века, когда особенно важно было оградить народ от влияния распространявшихся сект, от различных лжеучений. Обитель издавала «Глинские листки» и «Глинские Богородицкие книжки», содержание которых было построено на материале творений святых отцов: святителя Тихона Задонского , преподобного Ефрема Сирина , преподобного аввы Дорофея и др. Эти издания пользовались большой популярностью. Их нравственное воздействие было велико. В популярном издании конца XIX – начала XX века «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» сказано: «Глинская пустынь ведет большую издательскую деятельность для народа». 16 Все глинские издания раздавались народу бесплатно. Глинская пустынь стала инициатором борьбы с сектантством в Курской епархии. В целях укрепления устоев Православия в Глинской пустыни создается миссионерский кружок. Был разработан устав кружка, выделено особое помещение для его занятий, организована большая миссионерская библиотека. В обязанность членов кружка входило ежедневное чтение поучений в храмах, беседы с народом, подготовка к изданию антисектантской литературы, которая затем раздавалась людям. Члены кружка, ежегодно развивая свою деятельность, сделали проповедование слова Божия постоянным и планомерным. По образу Глинского – в других русских монастырях также были организованы проповеднические кружки. Но Глинский кружок в XIX – начале XX века был самым многочисленным, а деятельность его, по отзывам архиереев, наиболее плодотворной. Забота о детских душах. Большое внимание уделяли Глинские иноки работе с детьми. Издавались «Глинские Богородицкие книжки» для детей, они были неотъемлемой частью фондов школьных библиотек. Дети охотно читали и перечитывали их. Глинская пустынь часто принимала паломнические группы из учащихся земских, церковноприходских школ. Дети очень любили посещать обитель. По отзывам их учителей, эти посещения «оставляли неизгладимое впечатление в сердцах учащихся, облагораживали их души, обогащали святыми воспоминаниями их детство». В обители им дарили духовные книги, иконы, картины религиозного содержания. Настоятель присылал им в гостиницу большой спектроскоп с передвигающимися картинками, изображающими святые места Палестины, что было очень интересно детям.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 1112 и 1113 годах русские князья громили половцев, и тогда, по свидетельству истории, Владимир Мономах пил золотым шлемом Дон 3 . И потом князья наши храбро и неустанно сражались с набегавшими на них чуждыми им народами, победоносно отражая тех от пределов русских; но в большинстве печальных случаев и по причине несогласия между собой они сами оставались впоследствии чрез то побежденными, в особенности от татар, и принуждены были надолго платить тем дань. С этой целью князья наши ездили с поклоном в Золотую орду татарскую, не уверенные, что возвратятся живыми. Многие там и погибали. Иго татарское с 1224 г. и в продолжение почти двухсот пятидесяти лет тяжелым бременем лежало на нашем отечестве. Памятны нам и доселе грозные имена завоевателей Руси: Батыя, Мамая, Тамерлана и других. Все они с многочисленными своими воинственными силами с востока устремлялись через Воронежское «Поле» к пределам рязанского княжества и далее к возникавшей Москве, громя и разоряя все встречавшееся на пути. Об этом ужасном минувшем времени и воинственных погромах еще свидетельствуют «сторожевые курганы, городища и маяки», во множестве раскинутые и уцелевшие доныне в степях придонских. И эти памятники древности, свидетельствующие о некогда живших здесь культурных народах и сопровождающие течение Дона в пределах Воронежской губернии, видны даже и в самом Задонском уезде. Так, «Тюнинское селище», находящееся в 7 верстах (7,4 км) к северу от г. Задонска представляет площадь около 6 квадратных верст (6,7 км2), усеянную курганами, кои, помимо стратегического своего значения, носят на себе несомненные следы «Скифского кладбища». Тут же видится не менее интересный древний памятник – место, так называемая «Донская Беседа», о которой «книга большому чертежу» говорит, что она представляет собой «каменные суды»; находится в 12 верстах (12,7 км) ниже Задонска на высоком и крутом берегу Дона 4 . Здесь на значительной высоте белеют пять громадных колонн. По мнению некоторых ученых, Донская беседа – место древнего судилища, так как у многих северных народов суд производился на высоких и открытых местах, окруженных громадными камнями, которые служили судьям седалищами (каменные суды), а один из числа их был выше остальных (каменный стол).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010