284. В телеграмме идет речь о болезни А. III в декабре 1883 года, от ушиба руки при падении из саней (см. NoNo 300, 301, 302, 316, 319, 320). 285. Важанов Василий Борисович был протопресвитером придворного и военного духовенства и духовником царской семьи. Он скончался в июле 1883 года. Елагин остров, в устье Невы, в Петербурге. 286. Доклад Победоносцева и резолюция императора Александра III о спектаклях в великом посту (ср. NoNo 272, 62,74,286, 325 и 326). 287. Письмо Победоносцева к графу Д. А. Толстому, министру внутренних дел, по поводу самоубийства Макова Л. С. (см. No 123). Письмо предсмертное сообщил Победоносцеву Кокорев Василий Александрович, из старообрядцев поморцев, разбогатевший на винных откупах, основатель Волжско-Камзкого Банка. Писал статьи о прговае в «Русском Вестнике» и «Русском Архиве». Евреинов Александр Григорьевич – первоприсутствующий в межевом департаменте сената, начавший службу при Нессельроде, министре Николая I. Климов Николай Федорович, чиновник департамента полиции, Барыков Федор Лаврентьевич, управляющий земским отделом и Токарев Владимир Николаевич, член совета министра,– все трое чиновники министерства внутренних дел. 288. Священник И. Наумович за свои русофильские убеждения испытал жестокие преследования австрийских властей. О вручении ему и другим лицам секретного пособия русского правительства см. ниже NoNo 328–330. Бежав из Австрии, Наумович проживал в России. Известны его рассказы из народной жизни Галиции (ср. No 273). 289. Доклад Победоносцева по делу ликвидации Общества Добровольного Флота (см. NoNo 275 и 276). В Правлении Общества председательствовал Победоносцев. Бахтин В. В. – инспектор Общества (см. No 1). Веселаго Феодосий Федорович, председатель ученого комитета, и Головачев Дмитрий Захарович, контр-адмирал,– оба служили в морском министерстве. 291. Проект манифеста по поводу освящения храма Христа Спасителя в Москве, предложенный Победоносцевым. 292. В письме к графу Д. А. Толстому, министру внутренних дел Победоносцев выдвигает кандидатом на место командующего войсками одесского военного округа Иосифа Владимировича Гурко, героя Турецкой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В 1812 году все деревянные здания на Софийской набережной сгорели и постепенно заменялись каменными. XIX век словно вдохнул в эту замосквореченскую местность новую жизнь. В 1836-1840-х годах появилась первая каменная набережная, причем строили ее те самые инженеры Н.И.Яниш и А.И.Дельвиг, которые занимались устройством московского водопровода и городских фонтанов. В 1860-х годах здесь появилось Кокоревское подворье: в одном здании находились самая большая в то время гостиница и одновременно торговые склады. Подворье устроил известный московский делец Василий Кокорев для купцов, которые размещали в складах свои товары, сами селились в «нумерах», где обычно заключали сделки, а в Софийский храм ходили молиться об удаче в делах. Рядом стоял бахрушинский благотворительный дом бесплатных квартир для бедных вдов с детьми и курсисток. Преобразилась, приукрасилась, обновилась и Софийская церковь. В 1862-1868 г.г. по красной линии набережной архитектор Н.И.Козловский (автор Всехскорбященской церкви на Калитниковском кладбище) построил новую шатровую колокольню в русско-византийском стиле, ставшую архитектурной достопримечательностью и символом Софийской церкви, загороженной домами. Колокольня была стилизована под старину, а именно под XVII век, — время построения каменной церкви. В колокольне же была освящена надвратная придельная церковь во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Тогда сахарозаводчик Харитоненко дал на нее средства, поскольку от чудотворного образа чудесно исцелилась его дочь, страдавшая болезнью ног. Другой Харитоненко, магнат и миллионер Павел Иванович в конце XIX века выстроил поблизости великолепный особняк с роскошным видом на Кремль, откуда, по легенде, были видны все купола кремлевских церквей. Сам Анри Матисс рисовал из его окна панораму Кремля. После революции дом передали английскому посольству. Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию.

http://pravoslavie.ru/352.html

Кокорев с увлечением собирал предметы быта, народного искусства. С середины 1850-х гг. собирал также картины русских и иностранных художников, построив в 1861 г. для своею собрания специальное здание. Художественная галерея Кокорева стала первым в Москве общедоступным художественным музеем. Здесь было представлено более 500 картин, включая произведения Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, A.A. Иванова, А.М. Матвеева, O.A. Кипренского. Впоследствии коллекция была распродана с аукциона: одна часть русского собрания была приобретена П.М. Третьяковым и составила значительный вклад в будущую Третьяковскую галерею, другая – императором Александром III и произведения ее легли в основу коллекции Русского музея. Картины западноевропейских художников оказались в коллекции Д.П. Боткина. Благодаря стараниям наследников В.А. Кокорева в Санкт-Петербурге был построен великолепный храм Знамения на Тверской улице (1907), немало средств жертвовали они на постройку других старообрядческих храмов, на содержание старейших общин России – Преображенской в Москве и Гребенщиковской в Риге. Известным ценителем и собирателем старопечатных книг и рукописей был владелец Егорьевской мануфактуры Алексей Иванович Хлудов (1818–1882). В его книжном собрании насчитывалось до 360 рукописей, часть из которых написана на пергаменте, самые ранние датировались XIII-XIV вв. Собрание книг церковной печати насчитывало 575 единиц. Среди редчайших образцов коллекции – «Творения Иоанна Дамаскина » в переводе князя А. Курбского с собственноручными его заметками, Псалтырь 1212 г., Евангелие 1323 г. Однако самой настоящей жемчужиной хлудовского собрания является известная византологам всего мира «Хлудовская Псалтырь», греческий памятник X-XI вв. Доступ к книгам и рукописям этого собрания получали все желающие. Еще при жизни Алексей Иванович жертвовал отдельные рукописи музеям. Согласно завещанию, вся коллекция книг, икон и рукописей перешла в Никольский единоверческий монастырь в Москве. В 1917 г., когда монастырь был закрыт, часть хлудовского собрания перешла в Государственный Исторический музей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Он родился в Вологде в семье купца средней руки из Солигалича (Костромской губернии). Научившись грамоте у старообрядческих начетчиков, всю жизнь занимался самообразованием. Помогая отцу, который был сидельцем в питейных домах, приобрел опытность по винному делу и занялся винными откупами. В конце 1840-х гг. перебрался в Петербург и сблизился с министром финансов М.П. Вронченко, которому предложил реформировать откупную систему, переведя ее на комиссионерскую основу. Предложения его были одобрены, и вскоре Кокорев стал, по словам С.И. Мамонтова, «откупщицким царем». К началу 1860-х гг. состояние его доходило до 7 млн. рублей. Накопленные благодаря откупам капиталы Кокорев заставил «работать» в целом ряде других отраслей экономики: принимал активное участие в строительстве Московско-Курской железной дороги, по его инициативе была построена Уральская горнозаводская железная дорога, создано телеграфное агентство. Кокорев был одним из пионеров освоения нефтяной промышленности, которая по тем временам была делом новым и рискованным. В 1857 г. он создал в Суроканах завод по производству из нефти осветительного газа, организовал Закаспийское торговое товарищество, а затем Бакинское нефтяное общество. Когда состояние его пошатнулось, Кокорев основал в 1870 г. Волжско-Камский банк, который занимался финансированием нефтяной, мукомольной промышленности, страховых и транспортных компаний. Главная контора банка располагалась в Петербурге, 20 филиалов банк имел по всей стране. К созданию банка Кокорев привлек многих отечественных предпринимателей: A.A. и Т.С. Морозовых, Г.И. Хлудова, К.Т. Солдатенкова, С.И. Четверикова, Х.Л. Нобеля. Часть своих капиталов Кокорев вкладывал в гостиничный бизнес – в Москве на Софийской набережной была построена крупная трехэтажная гостиница («Кокоревское подворье») с великолепным видом на Кремль и комфортабельными номерами. Вместе с тем В.Л. Кокорев был известным общественным деятелем: в 1858–1859 гг. был товарищем (заместителем) московского городского головы Е.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Гучкова, в 1866–1869 гг. состоял гласным Московской городской думы, а в 1870–1873 гг. – кандидатом в выборные Московского Биржевого комитета. В 1882 г. Кокорев выступил инициатором создания в Москве нового вида транспорта – конно-железных дорог («конки»), просуществовавших до начала 1910-х гг., т.е. до появления трамвая. В.А. Кокорев одним из первых в России публично выступал за отмену крепостного права. В середине 1850-х гг. сошелся со славянофилами. На «политических обедах», которые проходили в его доме, бывали И.К. Бабст, А.И. Кошелев, братья И.С. и К.С. Аксаковы, Н.Ф. Павлов, A.A. Фет, JI.H. Толстой. Кокорев выступал и как незаурядный публицист, оказывал материальную поддержку таким изданиям, как «Русская беседа» и «Русский вестник». В своем произведении «Экономические провалы по воспоминаниям с 1837 г.» он писал: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами отечества и засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой, и познать в своих людях свою силу». В произведении «Миллиард в тумане» (1859) Кокорев приветствовал грядущее освобождение крестьян, призывая поддержать его всем сословиям России, а купечеству организовать специальный банк для выкупных операций. Подобно другим крупным представителям старообрядческого купечества, Кокорев занимался и благотворительностью, особенно в сфере просвещения и искусства. В Макарьеве (Костромская губерния) он построил училище для мещанских и крестьянских детей. В 1884 г. недалеко от Вышнего Волочка (Тверская губерния), в живописном местечке на берегу озера Мстино на его средства была построена «Академическая дача» – целый комплекс построек, предназначенных для проживания и творчества «недостаточных студентов» Академии художеств. Кокорев неоднократно оказывал материальную помощь ряду талантливых русских художников в России и за границей. Его считают одним из создателей так называемою русского стиля в искусстве. В этом стиле построена его загородная усадьба, отделан дом в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

– Какие у вас, церковников, были разговоры о конституции, займе и о положении в колхозах? – О конституции я слышал, что люди довольны конституцией. О займе я разговаривал лишь с уполномоченным при подписке на заем. О колхозах велся разговор, что нынче хороший урожай и колхозники этим довольны . Чтобы склонить обвиняемого к самооговору, следователь устроил очную ставку монаха Виталия с председателем колхоза, который сказал, что в марте 1936 года, зайдя в здание церковной сторожки, он застал здесь заседание двадцатки. – Обвиняемый Кокорев, вы признаете, что в марте 1936 года в сторожке хвошнянской церкви было нелегальное сборище церковников, на котором вы присутствовали и вели антисоветскую пропаганду? – спросил следователь. – В марте 1936 года никакого нелегального сборища в сторожке церкви не было, на собраниях я не присутствовал и антисоветской агитацией там не занимался. – Свидетель, скажите, – обратился следователь к председателю колхоза, – в августе 1936 года на нелегальном сборище был Кокорев или нет, что там обсуждали? – В августе 1936 года я зашел в сторожку и в повышенном тоне сказал: " Зачем собрались в рабочее время? " Александров, бывший кулак, заявил: " А какое вам дело до нас, нечего здесь ходить, вы работаете за трудодни, но ничего не получаете, а мы, где хотим, там и работаем, и купим себе хлеба, торговля свободная " . Я предложил им разойтись, так как они собрались в рабочее время и отвлекают колхозников; через несколько минут они разошлись. – Вы, обвиняемый Кокорев, были на сборище в сторожке церкви в августе 1936 года, где Александров выступал с антисоветскими выражениями, споря с вошедшим председателем колхоза? – В августе 1936 года на нелегальном сборище в сторожке церкви я не был ни разу и не помню, было ли такое собрание, где бы Александров и другие присутствовали и их разогнал председатель колхоза . Были вызваны и другие свидетели, среди них староста храма, но они обвинений, выставленных следователем, не подтвердили. 9 сентября следствие было закончено, и 3 октября Тройка НКВД приговорила монаха Виталия к расстрелу. Он был расстрелян 7 октября 1937 года .

http://fond.ru/kalendar/938/vitaliy/

Ужасно и удивительно. Какая тайна скрывается за этой смертью ? И не безумие ли воображать, что смерть эта избавит семью от позора – если он ожидал позора? Удивительно еще вот что. Кокорев, который знает Макова 15 лет, говорит, что у него ничего нет в сущности и что он всегда нуждался. Деньги (не спросил сколько) заняты им у Кокорева в бытность М. товарищем министра. Кокорев же познакомился с Маковым у старика Евреинова (нессельродовского), который был близок с Маковым и устраивал последний (второй) брак его. Каждую неделю по понедельникам Маков обедал у Евреинова. Маков вел самую скромную жизнь, домашнюю, даже, правильнее сказать, кабинетную. Никого не принимал – никто, со крайней мере из круга мне известного, не знал семьи его. В карты он не играл. При скромном образе жизни должна была у него оставаться немалая и экономия от больших окладов содержания, и за всем тем он, говорят, нуждался. Но у него везде были какие-то подозрительные связи – интимные отношения с Климовым, Барыковым, Токаревым. Рассказывали, что у них нечто вроде компании для приобретения земель в Западном крае. Я спрашивал Кокорева, что за женщина жена Макова. Кокорев, подумав, отвечал: «Как Вам сказать, женщина прежде всего жадная и грубого права». Еще подробность, или лучше сказать, сплетня. Я как-то слыхал от Баранова подозрение, что будто бы в семье Макова что-то неладно в политическом отношении. Была будто бы у него какая-то гувернантка, бывшая в сношении с нигилистами и в чем-то заподозренная. Душевно преданный К. Победоносцев. 2 марта 1883 года. 288 . Конфиденциальное. Господину директору хозяйственного управления. Минувшего февраля в 13 день государь император, по всеподданнейшему докладу моему, всемилостивейше соизволил: из показанных в смете св. синода сумм 2 т. руб., на известное его Величеству употребление, выдать, через меня, тысячу в негласное пособие русскому священнику о. Ивану Наумовичу, проживающему в Австрийской империи, в Галиции. Посему поручаю Вам означенную тысячу рублей доставить ко мне, для негласной отсылки по назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

805 Кокорев Василий Александрович (1817–1889) –предприниматель и меценат, почётный член Академии художеств (1889). Обширная деловая деятельность Кокорева охватывала и Ближний Восток, что особо интересовало и Игнатьева, и его корреспондента. В Персии с 1850 г. действовал созданный Кокоревым Московский торговый дом, получивший право приобретать казённое железо и медь с уральских заводов по себестоимости. В 1857 году Кокорев участвовал в создании «Закаспийского торгового товарищества» (совместно с бароном Н.Е. Торнау, Н.А. Новосельским, купцами И.Ф. Мамонтовым и П.А. Медынцевым), принимал участие в создании Волго-Донской железной дороги (1858); Товарищества Московско-Курской железной дороги (1871); Общества Уральской железной дороги (1874), содействовал учреждению Русского Общества Пароходства и Торговли (1856). Отличался последовательной патриотической позицией: по окончании Крымской войны, в феврале 1856 г., организовал грандиозное чествование черноморских моряков, приехавших в Москву, перед Русско-турецкой войной 1877–1878 гг. сыграл решающую роль в финансировании и экипировке военной миссии генерала Черняева на Балканах. 806 Очевидно, Игнатьев имеет в виду архимандрита Гавриила (Джибару), основателя «русской» школы в Бейруте. См. о нем выше, примеч. 296 к документу 190. 809 О русском консуле в Иерусалиме Василии Федоровиче Кожевникове см. выше, примеч. 291 к документу 182. 810 О драгомане посольства в Константинополе Михаиле Константиновиче Ону см. выше, примеч. 349 к документу 223. 814 Речь идет о присоединении России к конвенции о признании Турцией права за иностранцами на приобретение земельных участков, что было наиболее актуально для архимандрита Антонина с его многочисленными уже к тому времени земельными приобретениями. 816 Иванов – сотрудник посольства в Константинополе. 3 сентября 1865 архимандрит Антонин посетил его в Смирне на пути в Иерусалим. «Жаль бедного старика, – читаем в его дневнике. – Говорит, что на 1500, а по истинной ценности на 1200 р. пенсии нет никакой возможности жить, воспитывая малых детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Кто же были эти ушедшие? Веровали ли они в загробную жизнь? Если веровали, то куда они хотели «убежать» от своих личных скорбей? Для верующего ясно, что и в могилу понесёт он всё то, что чувствует в душе своей. От самого себя не убежишь! А если не веровали, то зачем же, зачем так стремились они лечь в морозную землю! Жизнь дана на несколько десятков лет – и успели бы они ещё належаться истлевшими в могиле! Почему же не изжить до конца тот срок, который дан, когда тысячи примеров свидетельствуют о том, что люди, покушавшиеся на самоубийство, потом делались счастливейшими людьми... Самоубийство вообще, а в наше время в особенности, – это безумие и грех! Если «пуста жизнь», идите в армию, поступайте в лазареты, отдайте свои силы на служение несчастным беженцам. Всюду нужда в людях. Всюду горе. Всюду ждут помощи и утешения. He умирать, а жить, жить теперь надо всем сердцем своим и всею душою своею! Мысли вслух 8 Однажды император Николай Павлович спросил в шутку знаменитого «дельца» Кокорева 9 : – Почему бы тебе не взять на откуп литературу? – He читают запоем, Ваше Величество! – быстро ответил Кокорев. Если бы Кокорев дожил до «пинкертоновской» литературы, он не сказал бы это. Если бы он видел, как расхватывают безграмотные книжечки «для народа» по деревням, – он призадумался бы. He читают запоем? Читают! Да ещё самый отвратительный «литературный денатурат» 10 . Потому что хорошее «литературное вино» – для господ. Для посетителей «перворазрядных» ресторанов! Надо сказать, что вообще мы «запойные». В этом главная и коренная причина нашей слабости. Строительство жизни требует постоянного, терпеливого и упорного напряжения сил. А у нас «тяп-ляп» – и обязательно, чтобы вышел «корабль». Если же «корабля» сразу не получается, то: – Убирайтесь все к чорту! И заваливается человек на боковую. И дремлет до новой «встряски». До нового «запоя». До нового «тяп-ляп»... А там опять та же история... Человек – «животное общественное»! Личные и общественные потребности – должны получать в его жизни полное удовлетворение. Тогда только он может быть «счастлив». Но такая «полнота жизни» не сваливается с неба. Её надо создать.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Сужект — соединение слов: сюжет и субъект. 255 Бинамид — вместо: динамит. 256 Цивильные — штатские, невоенные. 257 Патлатый — косматый. 258 Геральдический козерог — горный козел, изображаемый на гербах. 259 …«счастья он не ищет и не от счастия бежит» — не совсем точная цитата из стихотворения Лермонтова «Парус». 260 …цвета гаванна — табачного цвета. 261 Allegro udiratto. — «Udiratto» — соединение итальянского «moderato» с русским «удирать». Allegro moderato — название умеренно быстрого темпа в музыке. 262 Шульер — вместо: шулер. 263 …посадили его в подводную тюрьму, а он из-под воды ушел. — Ср. «Некуда», кн. II, гл. 20 (наст. изд., т. 2, стр. 426–427). 264 …в поверхностную комиссию графу Лорис-Меликову. — Граф Лорис-Меликов, Михаил Тариелович (1825–1888) — генерал и видный администратор либерального направления. В 1880 году — главный начальник Верховной распорядительной комиссии, в 1880–1881 годах — министр внутренних дел. «Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия» была организована для борьбы с террористами, ей были временно подчинены все органы политической полиции. 265 …мушкетного пороху…— Мушкет — старинное тяжелое ружье крупного калибра. 266 «Православное воображение» — вместо «Православное обозрение» (религиозный журнал, издававшийся в Москве с 1860 по 1891 год). 267 Черняев, Михаил Григорьевич (1828–1898) — генерал, участник завоевания Средней Азии. Под его командованием был взят в 1865 году Ташкент. В 1876 году — главнокомандующий сербской армией в войне с Турцией. 268 …чтобы он болгарам от Кокорева пятьсот рублей отвез…— Кокорев, Василий Александрович (1817–1889) — купец и промышленник, миллионер, разбогатевший на торговле водкой, либеральный публицист и оратор. Борьба болгар против турок за национальную независимость вызывала большое сочувствие в русском обществе. Кокорев в 1876 году послал восставшим болгарам через генерала Черняева пятьсот рублей. 269 Светиль — соединение слов: фитиль и светить. 270

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010