Затевает торговым людям напрасные посылки, велит выбрать нарочитых людей 20 или 30 и скажет службу на тундру, откуда им не воротиться, и те люди, одолжив свои головы последними долгами, от него откупаются деньгами. Исказил царский наказ и держал его в съезжей избе, а настоящий наказ скрывал у себя». Кокорев, с своей стороны, доносил на Андрея Палицына, что он держит корчму, пьянством других разоряет и сам пьянствует. Один священник, духовный отец Палицына, доносил на Кокорева; другой доносил на Палицына и на отца его духовного, обвинял их в содомских делах, воровских заводах и Богомерзких словах. Палицын доносил, что Кокорев ходит в город и в церковь нарядным воровским обычаем, носят перед ним меч оберучный, как перед Расстригою, а люди его все перед ним с пищалями, саблями и со всяким оружием, как перед курфюрстом немецким ходят; чины у него учреждены большие; холопей своих зовет – иного дворецким, другого казначеем, иных стольниками. Когда Кокорев пойдет в баню, то перед баню приходят к нему здороваться складчики его и советчики и попы, и на них смотря, боясь его безмерного страха, всяких чинов люди ходят перед баню челом ему ударить; и когда жена Кокорева пойдет в баню, то велит всем женщинам посадским приходить челом себе ударить. Если у кокоревских людей умрет ребенок, то всех посадских женщин загоняют и велят над ребенком плакать. На кого Кокорев накинется неделом, посадит в тюрьму или на правеже велит мучить, и те люди последние свои животишки относят к жене Кокорева, а приводит их поп Сосна и всем людям говорит: кто хочет беды избыть, тот бы шел ко всемирной заступнице, которая что захочет, то и сделает, хотя от виселицы отнимет. Дело дошло до того, что оба воеводы вступили друг с другом в явную войну: Кокорев с своими советниками и стрельцами начал стрелять из города в посад, где сидел Палицын, и несколько человек было побито; а Кокорев в свое оправдание говорил, что он стрелял вследствие приступа к городу Андрея Палицына и его соумышленников. Кроме притеснений от воевод и приказных людей жители городов и областей много страдали от разбоев, которых, как мы видели, было много и прежде, а теперь должно было быть еще больше после недавних смут и козацкого господства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

К.Т. Солдатенков, представитель одной из наиболее известных в России старообрядческих фамилий, был крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ. Свою большую библиотеку и ценное собрание картин («огромная коллекция, где было не мало самых прекрасных образцов Русской живописи, как, например, эскиз картины «Явление Христа народу» А. А. Иванова ) Козьма Терентьевич Солдатенков завещал московскому Румянцевскому музею. Но его главным вкладом в Русскую культуру была издательская деятельность. Целая серия изданий была посвящена классикам экономической науки, для чего делались специальные переводы. Эта серия носила название «Щепкинской библиотеки», по имени М.П. Щепкина, ближайшего сотрудника Солдатенкова по издательской работе. Владелец подмосковного имения Кунцево, К. Солдатенков много средств выделял на благотворительную деятельность, в частности, на постройку городской больницы. Другой старообрядец-поморец В.А. Кокорев – один из видных представителей Русского делового мира XIX столетия, Русский самородок, человек «большого калибра» и «игры ума». «В Русской истории, – пишет П. Бурышкин, – он останется яркой фигурой человека, который хорошо знал нужды России и ее народный характер, угадывал ее потребности и подчас находил нужное решение». В.А. Кокорев был «одним из пионеров Русской нефтяной промышленности, создав ещё в 1875 году, в Сураханах, завод для извлечения из нефти осветительного масла и закавказское торговое товарищество, а впоследствии – Бакинское нефтяное общество. Он организует Волжско-Камский банк, сразу занявший видное место в Русском финансовом мире; утверждает Северное страховое общество; строит в Москве знаменитое Кокоревское подворье, где имеется и гостиница, и торговые склады... участвует в создании Русского Общества пароходства и торговли». 985 Кокорев был также собирателем картин, часть которых впоследствии приобрел П.М. Третьяков для своей галереи. Фамилия старообрядцев Хлудовых занималась хлопковой торговлей и хлопчатобумажной промышленностью. Один из основателей Кноповской кренгольмской мануфактуры, А.И. Хлудов известен также как коллекционер древних Русских рукописей и старопечатных книг, среди которых были и очень ценные. Хлудовская библиотека старинных рукописей (до 430 экз.) и старопечатных книг (до 624 экз.) поступила после кончины владельца, согласно его желанию, в Никольский Единоверческий монастырь в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— В марте 1936 года никакого нелегального сборища в сторожке церкви не было, на собраниях я не присутствовал и антисоветской агитацией там не занимался. — Свидетель, скажите, — обратился следователь к председателю колхоза, — в августе 1936 года на нелегальном сборище был Кокорев или нет, что там обсуждали? — В августе 1936 года я зашел в сторожку и в повышенном тоне сказал:«Зачем собрались в рабочее время?«Александров, бывший кулак, заявил:«А какое вам дело до нас, нечего здесь ходить, вы работаете за трудодни, но ничего не получаете, а мы, где хотим, там и работаем, и купим себе хлеба, торговля свободная». Я предложил им разойтись, так как они собрались в рабочее время и отвлекают колхозников; через несколько минут они разошлись. — Вы, обвиняемый Кокорев, были на сборище в сторожке церкви в августе 1936 года, где Александров выступал с антисоветскими выражениями, споря с вошедшим председателем колхоза? — В августе 1936 года на нелегальном сборище в сторожке церкви я не был ни разу и не помню, было ли такое собрание, где бы Александров и другие присутствовали и их разогнал председатель колхоза. Были вызваны и другие свидетели, среди них староста храма, но они обвинений, выставленных следователем, не подтвердили. 9 сентября следствие было закончено, и 3 октября Тройка НКВД приговорила монаха Виталия к расстрелу. Он был расстрелян 7 октября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Владимир (Чекалов) (память 18 сентября по старому стилю) С вященномученик Владимир родился 10 июля 1880 года в селе Пухлино Кимрского уезда Тверской губернии в семье священника Дмитрия Чекалова. Владимир окончил Духовную семинарию и был призван в армию, где служил в чине прапорщика; в 1904 году был уволен в запас. В 1908 году Владимир Дмитриевич был рукоположен в сан диакона, а затем в сан священника и до конца жизни служил в храмах Тверской епархии.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

И. Смирнов тем не менее счел возможным присовокупить к своим непосредственным впечатлениям об «отшельнике Феодоре» услышанный им в Петербурге «нелепый» и «невероятный» рассказ «о мнимой смерти императора Александра Павловича». Но помилуйте, зачем же самому помещать «нелепый» и «невероятный» рассказ в журнал, да еще рядом с воспоминаниями о старце Феодоре?! Сообщил же он буквально следующее: «Во время пребывания своего в Таганроге император, осматривая со своим лейб-медиком Виллие военный лазарет, нашел там умирающего солдата, весьма схожего с императором. Этот солдат был доставлен во дворец и выдан за Александра Павловича, который удалился как простой странник. Солдат же по смерти был похоронен как император. Виллие же, как главный деятель этой подмены, награжден был огромною суммою денег, на которую будто бы и выстроена была клиника Виллие» 251 . Весьма существенны свидетельства Василия Александровича Кокорева (1817–1889), советника коммерции, учредителя Закаспийского торгового товарищества (1857). С.Ф. Хромов был хорошо знаком с Кокоревым. Г. Василия подчеркнул в своей книге, что именно от В.А. Кокорева (а не от Хромова) стало известно, что Хромов приезжал в Петербург с письмами от Феодора Кузьмича к императору Александру Николаевичу. Письма были «наставительного содержания». В.А. Кокорев «через одного дворцового служителя доставил эти письма прямо в кабинет Государя» 252 . Василий Александрович Кокорев передавал также рассказ Хромова о реакции старца на сообщение о беседе Александра I с Наполеоном. С.Ф. Хромов читал вслух своему знакомому книгу, где рассказывалось об этой беседе. Живший в это время у Хромова Феодор Кузьмич подал голос из боковушки, где он молился: «Никогда я этого не говорил ему» 253 . Эта группа источников – отдельные свидетельства – существенно пополнилась в конце XIX – начале XX в. в связи с целенаправленным (хотя и малыми силами) сбором материалов о Феодоре Кузьмиче на местах его жительства. Такой сбор проводился в этот период сна чала по инициативе, исходившей из самых высоких кругов Петербурга, потом – по замыслу почитателей старца из Томска. Каждая из этих ситуаций заслуживает того, чтобы остановиться на ней специально.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кокорев Василий Александрович (1817–1889) — крупный откупщик, публицист, общественный деятель. Кокорев Василий Александрович (1817–1889) — крупный откупщик, публицист, общественный деятель. Имеется в виду граф Сергей Сергеевич Шереметев (1821–1884). Имеется в виду граф Сергей Сергеевич Шереметев (1821–1884). Пшенорушка — мельница для перемола пшена. Пшенорушка — мельница для перемола пшена. Молокане — христианская секта в России, основанная в конце XVIII b., отрицающая церковь и церковную иерархию, богослужебные обряды православия. Моления они совершают в молельных домах под руководством пресвитеров, с пением библейских текстов. Молокане — христианская секта в России, основанная в конце XVIII b., отрицающая церковь и церковную иерархию, богослужебные обряды православия. Моления они совершают в молельных домах под руководством пресвитеров, с пением библейских текстов. Ковторадзев Николай Николаевич — коллежский асессор, столоначальник в Департаменте уделов. Ковторадзев Николай Николаевич — коллежский асессор, столоначальник в Департаменте уделов. Чихачев Платон Александрович (1812–1892) — член-учредитель Русского географического общества, почетный член С.-Петербургского минералогического общества, путешественник. Вместе с отрядом В. А. Перовского совершил поход в Хиву (1839–1840). Чихачев Платон Александрович (1812–1892) — член-учредитель Русского географического общества, почетный член С.-Петербургского минералогического общества, путешественник. Вместе с отрядом В. А. Перовского совершил поход в Хиву (1839–1840). Имеется в виду Александр Петрович Чихачев, который в 1808 г. в чине половника Преображенского полка был уволен «к статским делам статским советники» (История лейб-гвардии Преображенского полка. СПб., 1883. Т. 4. С. 241). Имеется в виду Александр Петрович Чихачев, который в 1808 г. в чине половника Преображенского полка был уволен «к статским делам статским советники» (История лейб-гвардии Преображенского полка. СПб., 1883. Т. 4. С. 241). Приписывая Платону Александровичу Чихачеву описание Алтайского края французском языке и другие труды на французском и немецком языках, Кабещтов путает его с братом — Петром Александровичем Чихачевым (1808–1890), знаменитым исследователем Алтая и Малой Азии, автором книг: «Voyage scientifique L’Altan Oriental et les parties adjacentes de la frontmre de Chine» (Paris, 1845), «Asie Mineure, description physique, statistique et archeologique de cette contrie» (Paris, 1853 1869) и ряда статей на немецком языке (см.: Русский биографический словарь. Том «Чаадаев — Швитков». СПб., 1905. С. 415–418). Описание похода В. А. Перовского в Хиву, в котором принимал участие Платон Чихачев, опубликовано не было.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Заметное место в сибирской жизни старца занимала переписка. Члены томского кружка, собравшие свидетельства многих сибиряков, определили переписку Феодора Кузьмича как обширную, но утверждали при этом, что он скрывал не только письменные принадлежности, но и свой почерк 926 . Из источников вырисовываются три вида сибирских писем Александра Благословенного. 1 . Письма частного характера. О таковых, например к барону Д.Е. Остен-Сакену, свидетельствовали, как было показано выше, сын и внук последнего 927 . Н.Г. Мещеринов сообщал о «трех пакетах переписки с Феодором Кузьмичем разных лиц», которые остались после него и были доставлены вице-губернатором Западной Сибири Григорием Баклашиным и чиновником Касаговским в Омск генерал-губернатору Григорию Мещеринову осенью 1881 г. Последний направил их императору Александру III. Это были, разумеется, ответы адресатов старца. Из них многие были из Новгорода. Николай Григорьевич Мещеринов (он юношей присутствовал при этом привозе вещей Феодора Кузьмича) запомнил также, что значительная часть писем была на английском языке 928 . 2 . Ходатайства по делам разных лиц, обращавшихся к Феодору Кузьмичу в сложных обстоятельствах 929 . 3 . Письма царской семье. Эти письма были двух родов. Одни передавались относительно открыто и содержали текст «наставительного содержания». О таких свидетельствовал В.А. Кокорев: С.Ф. Хромов Приезжал в Петербург с письмами от Феодора Кузьмича к императору Александру II, и В.А. Кокорев «через одного дворцового служителя доставил эти письма прямо в кабинет Государя» 930 . По-видимому, такого рода письма Александр Благословенный писал в качестве старца Феодора, стремившегося сообщить нечто важное Правящему государю. Это стало возможно, судя по известным источникам, лишь в томский период, в силу активности Семена Феофановича и широты его связей, в том числе столичных. Не исключено, что некоторые действия властей в Сибири были предприняты «по подсказке» Феодора Кузьмича. Более откровенно такая «подсказка» могла звучать во втором виде переписки с правящим государем – шифрованной. Как уже говорилось, зафиксированы утверждения разных лиц о существовании шифрованной переписки Феодора Кузьмича с императором Николаем I и попытках ее расшифровки 931 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

Основным бедствием жителей Тосно всегда были пожары. Тосненский храм сгорал дважды в XVIII веке и один раз в XIXм. На берегу Смоляного ручья Казанская каменная церковь была выстроена в первой половине XVIII века. Последнее каменное здание тосненской церкви построено в 1818 г., а колокольня возведена в 1821 г. Именно это здание подверглось перестройке в безбожные времена в ХХ веке. С тосненским приходом связаны многие звучные имена России, носители которых проживали в окрестных усадьбах и были прихожанами храма Казанской иконы Божией Матери. Многие из них являлись почетными членами созданного при церкви в 1869 году приходского Попечительства. История этой первой в Тосно благотворительной организации насчитывает несколько десятков лет. Из видных прихожан Тосненской церкви разных периодов ее истории можно назвать первого математика России, воспитателя императора Александра I, Николая Васильевича Верещагина; специалиста по античной филологии и истории, профессора Киевского университета Павла Ивановича Аландского, родившегося в Тосно в семье священника, и др. Среди жертвователей на храм были император Петр II, миллионер и крупный экономический деятель России Василий Александрович Кокорев, владельцы окрестных усадеб, купцы, чиновники… А уж кто только не перебывал в тосненском храме, будучи здесь проездом, начиная от русских царей и церковных иерархов, в том числе и причисленных к лику святых, и заканчивая знаменитостями самых разнообразных областей русской жизни и разных эпох отечественной истории! Ведь далеко не все русские знаменитости имели личного кучера, а потому порой подолгу просиживали на ямских станциях, в ожидании свободного возницы. А куда можно было пойти в Тосненском Яму в ту пору? Конечно, в церковь, которая в Тосне всегда изобиловала иконами древнего письма, и убранство которой было очень красивым и благолепным: церковь имела два придела; иконостас центрального придела насчитывал 4 ряда и заключал в себе более 20 икон, а всего в церкви их насчитывалось более 80-ти!

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Гросул В.Я. Истоки трех русских революций//Отечественная история. 1997. 6. С. 3454. См. также: Фомин А. О понижении цен на земледельческие произведения в России. СПб., 1829. Кокорев В.А. Экономические провалы. М., 2005. С. 3940. См. Ермаков А.В. Финансовая политика России во второй четверти XIX века и проблема русского золота//Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. 1. С. 103108. Кеппен А. Драгоценные металлы, их потребление и производительность//Горный журнал. 1880. Т. 1. Кн. 2. С. 240271.   Данилевский В.В. Русское золото. М., 1959. С. 257. Табл. 38.   Россия. Энциклопедический словарь. СПб., 1898. С. 301302 и Табл. VIII; Михалевский Ф.И. Золото как денежный товар. М., 1937. С. 179; Хромов П.А. Экономическое развитие России в XIXXX веках. М., 1950. С. 434438. Табл. 1; Данилевский В.В. Русское золото. М., 1959; Ламин В.А. Золотой след Сибири. Новосибирск, 2002.   Исключение составляют, пожалуй, лишь некоторые намеки В.В. Данилевского. «До середины XIX века Россия стала для мирового рынка основным поставщиком всемирных денег, пишет он. Подготавливая Крымскую войну, Пальмерстон и другие главные организаторы ее отлично знали, что если на долю царской России в сороковых годах XIX века приходилось более 40% мировой добычи золота, то уже в 1852 году империя Николая I давала всего лишь 8,9%» См.: Данилевский В.В. Русское золото. С. 257258. Та же общественная востребованность ссыльных декабристов в Восточной Сибири, вероятно, не в последнюю очередь связана с резким увеличением добычи золота в регионе в 18301840-х годах, спровоцировавшим столь же резкий рост материального благосостояния, а потом и культурных запросов местной элиты.   Пик этого кризиса «перепроизводства населения» (к слову сказать, в конце концов спровоцировавшего революционный взрыв начала ХХ века) был еще далеко, но уже его первые последствия привели к тому, что на смену старым сословно-авторитарным стереотипам социального поведения пришли инстинкты толпы. Наступавший «век масс» требовал качественно иных управленческих технологий, умело сочетавших репрессивное подавление и пропаганду.

http://pravoslavie.ru/28830.html

См. также: Протоиерей Константин Островский , член Московской епархиальной комиссии по канонизации святых, председатель Епархиального отдела по реставрации и строительству (Московская область), благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии, настоятель Успенского храма города Красногорска. Как говорить просто о сложном? Отклик на поднятую в 2008, С.17-52/номере журнала «Фома» тему российских новомучеников ХХ века//Фома. - – ноябрь 2008. – С.126. – (рубрика « Отклики »). ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.41-52. (на заставке – «Тайная вечеря». Графика Елены Черкасовой) Ортодоксия: Сергей Худиев . Любовь важнее всего. Но какая? Рисунки Екатерины Гавриловой//Фома. - – октябрь 2008. – С.43-46. – (рубрика « Ортодоксия»). Читаем Писание: Марина Журинская . Об отречении Петра . Фото Владимира Ештокина. Ил.: «Отречение святого Петра». Харменс ван Рейн Рембрандт, 1660//Фома. - – октябрь 2008. – С.47. – (рубрика « Читаем Писание »). Реклама : С.48. Вопрос – ответ: Священник Андрей Сыркин , настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Черкасские Тишки Харьковской области (Украина). Тихая радость прощения . Фото из архива автора//Фома. – – октябрь 2008. – С.49. – (рубрика « Вопрос – ответ »). Числа: Октябрь (рассказы о новомучениках российских, дни памяти которых отмечаются в октябре)/Подготовила Екатерина Мутовина. Фото Александра Сенцова/Фотохроника ТАСС///Фома. - (66) – октябрь 2008. – С.50-51. – (рубрика « Числа »). Представлены: Преподобномученик Виталий ( Кокорев ) – 7 октября . – С.50; В 1912 году поступил в братство Ниловой пустыни. Когда обитель была разогнана, монах Виталий перешел в Ново-Соловецкую пустынь близ Осташкова (Тверская область), а после уничтожения и этого монастыря продолжил вести иноческую жизнь в миру. Осужден по сфабрикованному обвинению, приговорен к пяти годам дальневосточных лагерей. Вернулся домой лишь в 1935 году. В 1937-м вновь арестован и приговорен к смертной казни. 7 октября 1937 года расстрелян в Осташковской тюрьме. Погребен в неизвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-66-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010