Барма, Бармины: Барма, крестьянин, 1545 г., Новгород; Невер [см. Невер] Бармин, митрополичий боярин, 1378 г.; Конон Бармин, крестьянин, 1502 г., Кострома Барма – оплечье, ожерелье Барсан : Иван Григорьевич Барсан Воропанов [см. Воропанов], 1504 г.; Барсанец Прокофьевич Акинфов, 1500 г.; Барсан Гаврило Сильвестров, крестьянин, 1547 г., Двина Барсук, Барсуковы : Яков Барсук Аминев [см. Аминь], начало XV в., Кострома; Матвей Барсуков, 1565 г., Казань; Барсуковы, XVI–XVII вв., Мещера и Арзамас Бартелеманов ( Бартлемонов ) Яков Яковлевич, немчин, 1622 г., Углич; его отец получил поместье в Угличе в конце XVI в. Бартеневы см. Бортень Бартлов Григорий, немчин, 1627 г., Углич Бартушев Даниил Иванович, 1622 г., Кашин Бархат : кн. Бархат Иванович Мещерский, 1540 г., Тверь; Иван Иванович Кокорев [см. Кокорь] и Борис Алферьевич Бархат Плещеев [см. Плещей], 1566 г. [см. Аксамит] Барчиков Астат, крестьянин, 1475 г., Белоозеро Баршак и Баршаков , крестьяне, 1545 г., Новгород; Борис Баршаков, крестьянин, 1498 г., там же Барыга и Барыгины : Федор Барыга, крестьянин, 1495 г., Новгород; позже там же Барыгины; Федор Иванов Барыгин, крестьянин, 1510 г., Владимир Барык, Барыковы : Барык Князев [см. Князь], 1565 г., Коломна [Ср. Борыковы] Барышев Михаль, крестьянин, 1495 г., Новгород Барыш – прибыль, выгода Барышниковы : Савва Семенов, крестьянин, 1536 г., Бежецк; Афанасий Данилович, убит в 1580 г. под Луками Великими Баря Якутка Федоров, скотник, 1667 г., Арзамас Басалай, Басалаевы : Кузьма Федосеев Басалай, конец XV в., Суздаль; Василий Никифорович Басалай Квашнин [см. Квашня], 1528 г.; Иван Федоров Басалаев, крестьянин, 1640 г., Пошехонье Басалай – щеголь, повеса; см. Басиха Басарга, Басаргины : Тихон Басарга, старец Чудова монастыря, 1520 г., Переяславль; Василий и Семен Дмитриевичи Басаргины, вотчинники, 1543 г.; в XVI–XVII вв. Басаргины в Переяславле и Владимире; в Белеве – крестьяне Басарыга ( Басырга ): Басарыга Иванович Бабищев, середина XVI в.; Басырга Первушка [см. Первуша], тюремный сторож, 1624 г., Тотьма; Дружина [см. Дружина] Басарыга, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Горышкины : Семен, 1578 г.; Михаил Семенович, 1613 г.; XVI в. и позже Горышкины, Псков и Арзамас Горюн Шемякин [см. Шемяка], княжеский межевщик, 1524 г., Московский уезд Горюшин Федор, холоп, 1545 г., Каргополь Горюшкины : Григорий Васильев, послух в Нерехте, середина XV в.; Иван и Никифор Ивановичи, помещики, 1564 г., Новгород Горяин, Горяиновы : Горяин Сидоров, 1498 г., Москва; Горяин Леонтьевич Палицын [см. Палица] и Горяин Васильевич Исленьев [см. Исленье], середина XVI в.; другого (?–С. В.) происхождения Горяиновы в XVI в. в Муроме, Арзамасе, Пскове и Москве [см. Егуп, Кирдяпа, Клокачев, Латыня, Павлищев, Смоля, Сувор] Горяй кн. Андрей Васильевич, сын вел. кн. Василия Темного, вторая половина XV в. Горячий Игнат, крестьянин, 1627 г., Белев Горячкин Бессон [см. Безсон], крестьянин, 1590 г., Новгород Горяша Герасим, холоп, 1603 г., Новгород; Горяша Федоров, крестьянин, 1606 г., Арзамас Горяшко , крестьянин, 1545 г., Новгород Гостена , холопка, 1506 г., Муром Гостенок, Гостенков : Андрей Гостенок, посадский человек, 1586 г., Псков; Семен Тимофеев, 1570 г., Владимир Гостихин Исай, пушкарь, 1659 г., Лебедянь Гость : Поликарп Аристович Лупандин [см. Лупанда], конец XV в.; Иван Андреевич Кокорев [см. Кокорь], тогда же [см. Коведяевы] Гостюня Никитин, крестьянин, 1564 г., Новгород; Спиридон Тимофеев, посадский человек, 1638 г., Москва Готков Таскай [см. Таскай] Васильевич, 1587 г., Тула Готовцевы : Урак [см. Урак] Андреев, крестьянин, 1511 г., Москва; Иван Давидович, 1596 г., Галич Гошкуй Жирятинич [см. Жирятиничи], боярин, середина XV в., Двина Грабежевы , XV в., по родословным преданиям от Тимофея Федоровича Шевляги [см. Шевляга] Грабленые : Илья, Федор и Власий Ивановичи, помещики, 1495 г., Новгород Граворонов Данило, дьяк, 1572 г.; писец, 1584 г., Вологда Грамотин Тарасий Курбат [см. Курбат] Григорьевич, дьяк в посольстве в Польшу, 1578 г. Грач , много в XV–XVI вв. горожан и крестьян в Новгороде Граченков Иван, крестьянин, 1627 г., Белев Грачко Трофим, крестьянин, 1492 г., Переяславль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Запасшись таким орудием – знанием и людьми, Павел начал действовать против безбрачия. Формально он из федосеевства не выходил и ни к какому новому согласию не присоединялся, а только учил, что новожёнов (женатых федосеевцев) необходимо допускать на общую молитву и в полное общение, что установленные правила безбрачия не имеют силы. Для х распространения такого учения, Павел рассылал своих миссионеров во все населённые пункты федосеевства. Во многих местах это учение было принято и новожёны стали допускаться до общей молитвы. Сам Павел и его помощники неоднократно проповедовали в Москве. На Преображенском кладбище это учение не было принято. Но соединившись с Любушкиным, Павел значительно оживил уже начавшее было распадаться Любушкино согласие. Защитники безбрачия неоднократно устраивали в Преображенском форменные беседы с Павлом. Побеждая бракоборов, Павел и его помощники приобретали новых прихожан Любушкиной молельни. В начале шестидесятых годов Любушкина молельня находилась в блестящем положении. Духовным главой её, естественно, являлся Павел, настоятелем здесь был приближенный Павла, инок Александр (после иеромонах Никольского единоверческого монастыря, живший с о. Павлом в одной келье). Внешним главой был знаменитый финансист Кокорев, духовный сын о. Прокопия (после иеромонах Никольского монастыря). К молельне принадлежали несколько человек Морозовых (семья Викула Елисеева) и Гучковых. Одни уже эти имена показывают, что в шестидесятых годах брачное согласие в Преображенском было весьма сильно, как по количеству своих приверженцев, так и по качеству оных. Но реформировать федосеевское согласие и Павлу не удалось. Добывая свидетельства о необходимости и вечности брака, прусские иноки во главе с Павлом, неожиданно для самих себя, добыли также неоспоримые свидетельства о вечности и святости церкви, о вечности и святости иерархии. Эти случайно найденные свидетельства сослужили для Св. православной церкви незаменимую услугу: они Павла с сонмом ему близких привели в лоно Св. церкви. Не говоря о положительной деятельности Павла на пользу православной церкви, один уже выход из старообрядчества есть незабвенная услуга. Беспоповство, собственно описываемое брачное согласие, этим выходом Павла из старообрядчества надолго лишилось замечательнейших сил и умов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Старец Авраамий был нездоров глазами и долгое время уже ничего не видел. Десять дней пробыл он в Галактионовой пустыне, часто приходил и молился у гроба преподобного и вышел из нее совершенно здоровым. Он сказывал, что в это время многие и другие получали исцеления от своих болезней при гробе преподобного. Филимон Филинов Кокорев, дворник Кандалажского монастыря шесть лет был в расслаблении и не владел ни руками, ни ногами, так что как его положат другие, так он и лежал, не имея силы поворотиться с боку на бок. Его сын сделал ему для собирания милостыни маленькую конурку с дверцами и поставил ее на мосту у каменных городских ворот, где он постоянно и лежал, пользуясь даянием проходящих. Пробудившись раз (1 июля 1632 г.) от сна за полчаса до софийского благовеста, Филимон увидел, что дверцы келейки его отворены и услышал голос: «ложись расслабленный», а затем вскорбе другой: «встань расслабленный» и он тотчас же встал и перекрестился, радуясь своему выздоровлению и едва веря тому, что он мог встать. Оборотясь он увидел в головах своей постели образ Знамения Божией Матери и услышал еще голос: «расслабленный, иди в обитель Знамения Божией Матери и преподобного Галактиона, объяви о своем исцлении и отправь благодарственное пение». Когда голос утих, невидно стало и образа, а Филимон почувствовал себя совершенно здоровым. В церковной ограде богатого и торгового села Черевкова, находящегося на Двине в Сольвычегодском уезде, в девяти саженях от каменной Успенской церкви уже более 200 лет стоит небольшая деревенная часовня, воздвигнутая благодарными прихожанами над местом погребения их пастыря-мученива иерея Петра, еще не признанного святым церковною властью, но уже третье столетие усердно чтимого всею окрестностью как угодника Божия и чудотворца. Жаль только, что как? о многих других вологодских святых, так и о нем не дошло до нас никаких письменных памятников, кроме одного только краткого предания, сохраненного памятью благодарного народа и передаваемого как сокровище и наследство от поколения поколению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На следующий день после ареста следователь допросил священника. — Когда вы прибыли в Есеновский район? — спросил он. — В Есеновский район я прибыл в 1930 году, — ответил священник. — С какого времени вы служите священником? — Священником я служу с 1923 года по день своего ареста. — Следствие располагает материалами, что вы вели контрреволюционную агитацию, направленную против существующего строя. — Контрреволюционную агитацию против существующего строя я не вел и виновным себя не признаю. — Следствие располагает материалами, что в 1937 году вы пытались устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать откровенные показания. — Антисоветской демонстрации я не пытался устроить и виновным себя в этом не признаю. — Следствие располагает материалами и свидетельскими показаниями о вашей попытке устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать правдивые показания. — Я вторично утверждаю, что попытки с моей стороны устроить антисоветскую демонстрацию не было. — Следствие располагает материалами, что вы распускали провокационные слухи о скорой войне и гибели советской власти. — Провокационных слухов о войне и гибели советской власти я не распускал и виновным себя в этом не признаю. — Следствие располагает данными, что вы без разрешения сельсовета ходите по домам и совершаете обряды. Признаетесь в этом? — Я считаю, что для совершения обрядов в домах верующих разрешения местного сельсовета не требуется. 27 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Воронов был расстрелян 29 ноября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобномученик Виталий (Кокорев), монах Ниловой Пустыни (память 24 сентября по старому стилю) П реподобномученик Виталий родился 10 августа 1890 года в деревне Дьяково Федосеевской волости Старицкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина Ивана Кокорева. Среди крестьян в то время еще сохранялось высокое представление о служении Богу; среди возвышенейших форм этого служения считалось монашество. И поэтому сын крестьянина, окончив сельскую школу, направил свой путь в Валаамский монастырь, известный в то время своими схимниками и старцами. Здесь юноша прожил полгода, а затем, устоявшись в своей решимости избрать монашеский путь, вернулся на родину и поступил в 1912 году в число послушников Ниловой пустыни. Через некоторое время он был принят в число братии и пострижен в монашество с именем Виталий.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Евгений Кокорев 17 января 2014, 06:06 В отличии от Алекса прочёл всё. Спасибо. Сподобился в первый день в Петербурге прикоснуться, 8 часов в очереди оказались одними из счастлиейших за последнее время вокруг человеческие лица, душевные отношения. Спасибо полиции, армии, МЧС, ФСБ за хорошую организацию столь массового действа. А бесы с Эха, Дождя и других подобных выкормышей либерализма пусть беснуютс, это их прямое дело, они за это зарплату получают, как хозяин скажет так и лают. Маяк тоже, кстатим отметился, не слушаю больше их, очень бесновался М.Ковалевский, аж слюна из радио летела, его даже соведущие успокаивали. Господи прости их прегрешения и вразуми. Александр Озеров 17 января 2014, 03:01 Господу нашему - слава! Инна21 16 января 2014, 22:08 Замечательная статья! Несмотря на некоторые специальные термины, очень понятная и точно описывающая некие новые реальности. Да, очередь на поклонение сейчас становится сакральным пространством - в ней тренировка терпение и смирения, в ней усиленная молитва, в ней личная жертва (сил, времени), в ней общая молитва... Nikolai Bjorn Savchenko 16 января 2014, 21:34 Спасибо большое вам Егор!Вразуми нас всех Господи и помилуй. Алекс 16 января 2014, 21:30 Читал, читал..., но сил не хватило дочитать до середины. Невольно вспоминаешь слова Ап. Павла, сказанные им в послании к Римлянам " " Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;называя себя мудрыми, обезумели,и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - " (Рим.1:21-23). Знаю, что не опубликуете мой комментарий, но, по крайней мере, я знаю, что так же думают очень многие в России. Лариса Яковлева 16 января 2014, 19:13 Слава Богу! Россия пробуждается и Святыни Афона в России! Жаль, что живу не в Москве и не Санкт-Петербурге. Хотя в Петербурге в Новодевичьем монастыре чудесным образом была одарена Пояском Богородицы!

http://pravoslavie.ru/67597.html

В середине XIX века через Тосну прошла железная дорога. Была выстроена и железнодорожная станция. Ямщицкий промысел стал затухать. Наступил для прихожан трудный период, когда приходилось работу искать на стороне, осваивать новое железнодорожное дело, перебиваться случайными заработками. Многие стали бедствовать. В этих условиях при Казанской церкви слободы Тосны в 1869 году было создано приходское попечительство – первая благотворительная организация города, история которой насчитывает несколько десятков лет . Почетными членами попечительства стали: выдающийся экономический деятель России Василий Александрович Кокорев, имевший землю и ферму на станции Ушаки; ученый-филолог, впоследствии профессор греческой филологии Киевского императорского университета, сын тосненского священника, Павел Иванович Аландский; директор Лисинского учебного лесничества П.Е. Петров, петербургские купцы, состоятельные тосненцы… Попечители взяли на свои плечи заботы о больных, бездомных, одиноких и малоимущих прихожанах . Но главные средства по уставу Попечительства использовались на украшение храма. В эти годы в церкви было художественно устроено место для чудотворной иконы Лонгина Сотника, а сам образ с великим торжеством тосненцы перенесли Крестным ходом из упоминавшейся часовни в Казанский храм. Благодаря церковной жизни, в Тосне любовь к Богу и ближнему облекалась в конкретные дела. Здесь учились приходить на помощь друг другу в трудные годины. Здесь в школах, которым церковь оказывала поддержку, дети осваивали грамотность; под влиянием церковного искусства развивался музыкальный и художественный вкус тосненских поселян. Здесь, при Церкви Христовой, на древних традициях сострадания и милосердия воспитывались наши высоконравственные соотечественники, которые были способны жертвовать своим имуществом и жизнью ради интересов Родины. Нельзя не отметить, что слобода Тосна во второй половине XIX века стала развиваться и как дачный район. В эти годы в здании железнодорожного вокзала была установлена икона, перед которой по субботам совершались Всенощные бдения, собиравшие большое число молящихся .

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Следует заметить, что глубоко верующий Иван Кокорев, являясь старообрядцем по происхождению и духу и единоверцем по форме, в храме Воскресения Христа реализовал гигантский проект единения старой и новой церквей, осознавая главную угрозу не в официальном православии, а в нарастающем безбожии. И идея единой церкви была реализована в знаковых древнерусских символах. Композиции панно представляют собой оригинальную переработку традиционных древнерусских образцов XVII века. Главенствующая роль в них отведена линии, точно очерчивающей контуры изображений и прорисовывающей детали. Особую изысканность и лёгкость придаёт сценам характерный для модерна нежный холодный колорит, сочетающий светло-голубые, фиолетовые, изумрудно-зелёные и приглушённые красные тона. Западную стену нижнего яруса колокольни занимало панно, изображавшее " Деисус " и двенадцать апостолов в круглых медальонах. К сожалению, в 2004 году это панно, которое выглядело наиболее сохранившимся, было утрачено. Оно обрушилось. На западном портале с килевидным завершением представлены " Спас Нерукотворный " и склоняющиеся к нему святые. Самые большие композиции украшают плоскости и полукруглые ниши на южном и северном фасадах. В них помещены сцены, обычно располагавшиеся в XVII веке на своде храмов. На южном панно вверху - Господь Саваоф в сиянии. Ниже было крупное изображение Христа, по сторонам входного портала на облаках - архангелы Михаил и Гавриил, а на портале, в круглых медальонах - " Деисус " . Северную полукруглую нишу занимает композиция " Да молчит всякая плоть " , как правило, располагавшаяся на восточной стене центрального алтаря в памятниках Древней Руси. На портале в медальонах - Христос Еммануил, ангелы и отцы церкви. На вертикальных стенах над полукружиями алтаря помещены ещё три панно: " Достойно есть " , " Новозаветная Троица " и Богоматерь Оранта " . Композиционная схема каждого из них подчинена мотиву круга. Майоликовые панно Воскресенской церкви - своеобразное " эхо " наружной росписи московского Успенского собора. Восточный фасад особенно оригинален, панно как бы спрятаны под вынесёнными далеко вперёд " арками " полукружий, оказавшись, словно в киотах, разделённых между собой группами тонких колонок. Колокольня в верхних частях схожа с колокольней Ивана Великого. Раньше это сходство подчёркивалось ещё и наличием под куполом золочёной надписи в два ряда. Вместе с тем, три яруса полукруглых кокошников заимствованы у храма Василия Блаженного. Но вичугской колокольне не присущи спокойствие и статичность колокольни Ивана Великого - она будто неудержимо тянется вверх.

http://sobory.ru/article/?object=01503

Игнатий Богоносец в послании к Магнезианам. – Да кто же поставляет раскольнических попов, которые совершают богослужение по кельям и часовням? Вот я слышал, что у здешних раскольников попом – Тимофей Кокорев: кто его посвятил в попы? ведь он такой же простой мужик, как и все другие. Я знаю, Матрена Николаевна, что старообрядцы говорят, что они ни словом, ни делом никогда не исповедовали бытие Церкви без епископа; но имели ли и имеют ли они епископов, рукоположенных по правилам соборной апостольской и католической Церкви? Можно сознавать необходимость крещения, и не креститься; можно сознавать необходимость причащения, и не причащаться, как делают наши спасовцы и вообще беспоповцы; можно признавать необходимость заключаемого с благословения священника брака, и не брачиться, а жить развратно, как делают многие федосеевцы, или, как тебе известно, поступил Козлов по отношению к Ананьевой 16 . Игнатий Богоносец говорит об этом следующее: «Аще нецый епископа и нарицают, а без него вся творят, таковым речет Той, иже истинный и первый Епископ, и един по естеству Архиерей: что Мя зовете Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? таковые бо недобросовестные, но лицемеры и преступницы мне видятся» 17 . «Елицы Христовы суть, сии со епископом суть... Без епископа ничтоже творите», заповедует тот же св. отец 18 . – В «Кормчей» сказано, что влияние епископа простирается на все служение священника и вытекает из самого понятия епископской власти: епископ глава иерархии (толк. на 65 прав. св. апост. см. Кормч. л. 6 обор.), око Церкви (посл. к Белорусу, см. кн. о вере, л. 213); он посредством священников, как посредством рук, правление содевает (толк. на 55 пр. св. апост.). При таком зависимом и теснейшем отношении священника к епископу возможно ли, чтобы он совершал священные таинства, когда по правилам иерей тайноводств не действует без жертвенника, сей же через миро освящается, когда поэтому без архиерея нет жертвы, нет жертвенника (Св. Симеона Солунск. гл. 77)? Как он будет восполнять таинство крещения печатью Св. Духа, когда эта печать преподается через миро, непременно епископом освященное (см. Дионис. ареопаг. о Церковной иерархии, гл. 5, ст. 6)? Какова будет его евхаристия истинна, которая через епископа действуется, или ему же той повелит (см. Игнат. богоносца послан. к смирнянам)? Как он будет совершать разрешение грехов, когда без повеления своего епископа, пресвитеру не подобает людей связывати или разрешити (39 правило св. апост., также см «Кормчая», л. 4 обор.)? Как и где будет совершать он божественные службы, когда без повеления епископа никто из священников не должен служить, даже в домовой церкви (12 прав. перво-втор. собор. «Кормч.» л. 87, также 31 правило 6 вселен. собора «Кормч.» л. 73 обор.)?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Заглавие «Чертогон» (т. е. изгнание черта) было установлено при сокращении и стилистической переработке рассказа для сборника «Русская рознь. Очерки и рассказы (1880 и 1881)», СПб., 1881, стр. 187–202. При последней прижизненной перепечатке в собрании сочинений Лесков снова ввел целый ряд стилистических поправок. В цитированном выше письме, отвечая на какие-то замечания Суворина по поводу рассказа, Лесков после его переработки писал: «Конечно, это смазано. Как иначе быть? Делано лежа и наскоро. Я только не хотел Вам отказывать и делал как мог. Теперь и переделал, как хочется Вам. Главное: картина хлудовского кутежа, который был в прошлом году и на нем Кокорев играл. Это живо прочтется. Сказано теперь толковее, — впрочем, делайте сами что хотите, — я ведь пустого самолюбия не имею и дело ценю выше вздоров». Говоря о хлудовском кутеже, Лесков из ряда представителей московской купеческой семьи Хлудовых скорее всего имеет в виду миллионера, основателя нескольких хлопчатобумажных торговых фирм и собирателя древнерусских рукописей и книг А. И. Хлудова (1818–1882), который и является прототипом героя повести — Ильи Федосеевича. Кадетский монастырь Печатается по тексту: Н. С. Лесков, Собрание сочинений, т. 2, СПб., 1889, стр. 61-100 (в цикле «Праведники»). Впервые — «Исторический вестник», 1880, стр. 112–138. В сокращенном виде перепечатано в «Детском чтении», 1880, стр. 11–30, и полностью — в сборнике рассказов Лескова — «Три праведника и один Шерамур», 1880, стр. 82-130, изд. 2-е, СПб., 1886, стр. 81-130 (см. сноску на стр. 639). Непосредственными дополнениями к рассказу являются три статьи Лескова: «Один из трех праведников. (К портрету Андрея Петровича Боброва)» — «Исторический вестник», 1885, стр. 80–85; «Кадетский монастырь в старости. (К истории «Кадетского монастыря»)» — там же, 1885, стр. 111–131 (обработанные Лесковым воспоминания старого кадета); «О находке настоящего портрета Боброва. (Письмо в редакцию)». — «Новое время», 1889, 7 апреля, стр. 2. Из этих трех статей в настоящем издании перепечатывается только первая — включенная самим Лесковым в собрание сочинений 1889 года под заглавием: «Прибавление к рассказу о кадетском монастыре».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010