Румянцевская публичная библиотека – будущая главная библиотека страны – начала свою жизнь в составе Румянцевского музея в июле 1862 года. С первых же пор она стала не только получать обязательный экземпляр всех книг, печатавшихся в России, но и заимела право хранить книги, запрещенные цензурой. Первый читальный зал на 20 мест изначально располагался в бывшем манежном флигеле, так как главное здание было занято музеем. Посетить библиотеку можно было в рабочие дни с 10 до 4 часов, то есть в течение светового дня, потому что газовое освещение провели позднее. Начиналась библиотека с книжной коллекции Румянцева в 28 512 томов и пожертвований Императорской библиотеки, а в 1917 году ее фонд составлял уже свыше 1 миллиона 200 тысяч книг, хотя до 1913 года казенные деньги на комплектование не отпускались. Здесь тоже первую скрипку играли меценаты. Александр II выкупил у министра просвещения А.С. Норова его библиотеку с подлинными рукописями Джордано Бруно и преподнес ее «Румянцевке». Сюда же передали библиотеку императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. Фонды пополнялись из Эрмитажных собраний, из Императорской библиотеки. Распоряжением святителя Филарета из московской Синодальной типографии прислали дубликаты славянских старопечатных книг. Здесь же оказалась и библиотека П.Я. Чаадаева. В «Румянцевку» многие передавали свои домашние библиотеки, как это сделали Солдатенков и Кокорев, да и сами авторы считали за честь дарить этой библиотеке свои книги. Пополнял ее фонды и знаменитый русский философ Н.Ф. Федоров, прозванный «московским Сократом». Он работал здесь «дежурным при читальном зале» на протяжение 25 лет, снискав славу «гениального» или, по выражению Льва Толстого, «идеального библиотекаря». Именно в читальном зале «Румянцевки» художник Л. Пастернак составил набросок его известного портрета. Федоров, идеолог русского космизма, прославился аскетическим образом жизни: по костюму его принимали за лакея и нередко оделяли двугривенным. Питаясь чаем с двумя калачами в день и ходя на работу пешком с Мещанской, он на свое жалование покупал для библиотеки недостающие редкие книги, вроде сочинений Спинозы на французском языке, и сам подбирал читателю нужную литературу. Лев Толстой, который 40 лет был читателем Румянцевской библиотеки, беседовал с Федоровым за чаем, но однажды, указав на книжные шкафы, с вызовом предложил «все это сжечь», после чего Федоров порвал с ним отношения и назвал «поддельным христианином». Конечно же, философ бывал и в стенах домового Никольского храма.

http://pravoslavie.ru/3852.html

Игум. Дамаскин (Орловский), М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ (Алексей Трофимович Коротков); † 1918), инок, мч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (Игошкин Иван Иванович; 1888-1959), архимандрит, прписп. (пам. 5 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/293441.html

До 1842 года скопцы вновь образовавшейся „подвижной инвалидной 95-й роты“ не обнаруживали ничего особенно предосудительного; по-видимому даже фанатизм их мало-по-малу начал утихать. В этом же году из среды скопцов второго взвода выдвинулись два фанатика: Басюков Флор и Кокорев Иван, которые начали возбуждать умы прочих скопцов скорым пришествием „царя израильского Петра III“, имеющим придти, по их словам, в 1845 году. Мысль, поданная Басюковым и Кокоревым, мгновенно пронеслась по всему второму взводу и была принята скопцами с необыкновенною радостью и восторгом, при которых они готовы были даже умереть за своего грядущего царя. Управлявший скопцами полковник Брусилов опасался вредных последствий от такой проповеди для всей роты, и для предотвращения опасности полагал удалить Басюкова в дом сумасшедших, а Кокорева – в Сибирь на поселение. Опасения отчасти уже начали оправдываться. Вероятно, около этого времени, последовало от сорока трех скопцов второго взвода первое письмо к майору Пышкину. В нем скопцы излагают весьма подробно главнейший догмат своего сумасбродного учения об искупителе Петре III и его скором пришествии. „Об вере нашей и секте, так начинается это письмо, известно царю Николаю Павловичу, и кого мы признаем царем израильским, что он нас будет судить и всю вселенную и всех царей и королей, и будет он нас верных своих детушек и неверных скопцов пред всеми царями и королями в Москве, и которого мы признаем своим отцем и царем израильским, он есть Петр Третий, что царствовал в 1762 г., в том же году и скрылся от престола, пошел страдать по России“... Далее излагается известная история о том, как мнимый Петр III предлагал императору Павлу I „свое дело“, как он был принят императором Александром I, как его сослали в Суздаль, как потом Николай Павлович рассылал в Петербурге „афишки“, извещавшие о кончине в 1832 году их искупителя, хотя эта кончина на самом деле была выдумкою и ложью, так как искупитель их жив еще и теперь, чему они, скопцы, верят всею душою. Изложив, таким образом, то, что составляет, так сказать, душу их секты, скопцы заключают свое письмо: „что касается, мы брили себе лбы, и для того, как скопища нам миновать нельзя было, так и нельзя было оставить, чтобы не брить лбы, по нашему закону 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

2]. Так считали современники Иннокентия Сибирякова в начале XX века, так воспринимаем, спустя столетие, подвиг его жизни и мы. Ведь как тогда, так и сейчас наука, образование, духовная и светская культура России нуждаются в благосклонном внимании не только государства, но и частных предпринимателей, важнейшим делом которых является сегодня следование традициям благотворительности, выработанным многовековыми усилиями русского купечества. Примеров в прошлом можно найти множество: Кокорев, Чижов, Рукавишников, Мамонтов, Третьяков, Морозов… И среди них – Иннокентий Михайлович Сибиряков. Эти люди остаются в исторической памяти России не потому, что были крупными откупщиками, а исключительно благодаря своей благотворительной деятельности. За щедрость и доброту, жертвенность и отзывчивость остаются они в памяти благодарных потомков. Их наследникам – современным предпринимателям – предстоит исполнить завет, прозвучавший век назад в словах, обращенных к памяти схимонаха Иннокентия (Сибирякова): «Твоя широкая благотворительность, любвеобильный благодетель, да послужит образцом для всех капиталистов жить на благо обездоленных судьбой и просвещение России». Здесь представлена электронная версия книги с авторскими изменениями и уточнениями. Список условных сокращений БСЭ – Большая Советская Энциклопедия РГАЛИ – Российский Государственный архив литературы и искусства РГИА – Российский Государственный исторический архив РО ИРЛИ – Рукописный отдел Института русской литературы ЦГИА СПб – Центральный Государственный исторический архив Санкт-Петербурга Список литературы 1. Аксаков И.С. Письмо к издателю по поводу предыдущей статьи//Русский архив. 1873. 2. Аксаков К.С. О современном человеке//Русь. 1883. 3. Аксаков К.С. О современном человеке//Русь. 1883. 4. Аксаков К.С. Полн. собр. соч.: В 3 т. М., 1861. Т. 1: Сочинения исторические. 5. Аксаков К.С. Полн. собр. соч.: В 3 т. М., 1875. 6. Алексий, схиигумен. Воспоминания старца-основателя и первого строителя Свято-Троицкого Никольского Уссурийского монастыря, что на крайнем востоке Сибири в Приморской области.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Образы искажены до предела. Таким искусством можно только ужасаться.  Импрессионизм очень разнообразен. Он может быть и прекрасным, и ужасным. Я рада, что мне удалось обнаружить такое необычное и странное искусство. Так и в жизни бывает. Ниши мимолетные впечатления наполнены разным.  Кокорев Егор, 8 класс Святые места, которые я посетил летом.  Этим летом я был в двух Православных странах – Греции и России. В Греции я был в монастрях Святая Лавра, мега Спилео, Кесарьяни; видел множество небольших церквей; а главное, был в соборе ап. Андрея в патрахх, где он принял мученическую смерть, где ханятся его честная глава и перст. Этот собор – самый большой в Греции, а вообще на Балканах уступает лишь собору в Белграде.  Но, к сожалению, современные греки – не слишком верующий народ, и переполнения в храмах нет.  Зато в России, на севере, в Архангельской области храмов наоборот очень мало, приходится служить в часовнях. Народ там вполне богомольный, но его там так мало зимой. Пятнадцать человек в деревне – это много. Да, а еще я был в старинной барочной церкви в Вороново. Судя по настоятелям, похороненным за алтарем, она не закрывалась! Ну, а в целом – хорошее лето, спасибо за внимание. Закревская Даша, 7 класс Оптина пустынь.  Оптина пустынь – широко известный монастырь Русской православной церкви. Расположен недалеко от города Козельска. От Козельска до Оптиной около двух километров. Дорога пересекает реку Жиздру и идет вдоль монастырской рощи. В 1832-1839 годах вокруг монастырях была построена невысокая ограда и четыре «наугольные» башни. В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря – Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере – церковь Марии Египетской, на юге – Казанская церковь, на востоке – Владимирская, а на западе – храм преображения Господня.  За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. Вход в скит для мирян закрыт. По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве – Макарий. До XVIII века материальное состояние монастыря было тяжелым. Но в конце XVII века обстановка изменилась. В 1812 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся пустынники.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/334...

2000 г. Соч.: Письма из заключения старца Зосимовой пустыни и Высоко-Петровского мон-ря//АиО. 1997. 1(12). С. 90-133. Арх.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 19182, 25255; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-77067. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 225; Жизнеописание схиархим. Игнатия (Лебедева). М., 1998; За Христа пострадавшие. С. 385-386; Игнатия (Пузик), мон. Старчество в годы гонений: Прмч. Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001; ЖНИР: Моск. [Т. 2]: Июнь-авг. С. 268-285. Игум. Дамаскин (Орловский), А. Л. Беглов Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРАСИМ (Мочалов Григорий Игнатьевич; 1870-1937), иером., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРАСИМ (Сухов Герасим Федотович; 1866-1937), иером., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ († авг. 1918), прмч. (пам. 25 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря ЕВТИХИЙ (Качур Евфимий Викторович; 1891-1937), игум., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/293439.html

С того времени, как началось возобновление собора, казанская икона Божией Матери перенесена была в Николаевский собор и здесь находилась в течение двух лет. В настоящее время, с обновлением и освящением Казанского собора, чудотворная икона Богоматери находится в этом последнем, по левую сторону царских врат. Священник А.Вознесенский. Статья с сайта: 2 ноября 2012 года , в канун праздника иконы Казанской Божией Матери, на соборной площади города Вязники был отслужен молебен на строительство колокольни Казанского собора. Каменный Собор в честь иконы Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери был построен в 1670-74 годах. Вместе с собором была выстроена колокольня. В 1929 году колокольня была разрушена. Чуть позже та же судьба постигла и сам собор. Восстанавливать ансамбль Казанского собора решили с восстановления его колокольни. До начала работ провели наружные археологические раскопки, определили точное место, где некогда стояла колокольня, ее габариты, составили проектно-сметную документацию. В 2006 году вязниковским меценатом, предпринимателем М.Ю. Вительсом были изысканы 40 свай и забиты под фундамент будущей колокольни. Это стал первый и самый большой вклад.После этого строительство колокольни было заморожено. В апреле 2008 года был создан попечительский совет по строительству колокольни, задачей которого стало изыскание и сбор денежных пожертвований, как от предпринимателей, предприятий, так и от граждан города, области и зарубежья. Заказчиком строительства колокольни является приход Кресто-Воздвиженского храма г. Вязники. Был подготовлен проект строительства колокольни, согласно которому это будет здание, состоящие из двух ярусов и звонницы. Звонницу завершает купол, на котором будет установлен позолоченный крест. Общая высота колокольни составит 39 метров. Колокольня будет построена точно в том месте, где до этого 256 лет стояла прежняя колокольня. Именно здесь состоялся молебен о призвании помощи Святаго Духа на всякое благое дело, возглавил который благочинный Вязниковского района протоиерей Владимир. Ему сослужили: его сын протоирей Сергий Соловьев, благочинный Юрьев-Польского района, а также священник Кресто-Воздвиженского храма протоиерей Андрей Шабанов, диакон Алексий Кокорев. Вместе со священством молились глава района Владимир Лопухов и глава города Роман Кавинов, жители города Вязники. По завершении молебна, каждый из присутствующих мог положить свой камень в стену часовни.

http://sobory.ru/article/?object=48635

Кокова, Коковкин – распространено в XV–XVII вв. Кокова – палка с корневищем, набалдашник, резное украшение на коньке избы; коковка – веретено с пряжей (Даль) Коковинский Осип Андреевич, 1613 г., Вязьма Коковцев Семен Яковлевич, 1582 г., Новгород Коковыршин Никифор, подьячий, 1638 г., Москва Кокоев Афанасий, крестьянин, 1564 г., Олонец Кокора, Кокорин : кн. Иван Иванович Кокора Елецкий, вторая половина XV в.; Карп Кокорин, крестьянин, 1625 г., Кострома Кокора, кокорь – брус с корневищем или с коленом для постройки судов Кокорь, Кокорев : Андрей Борисович Кокорь Синего-Кобылин [см. Синий, Кобыла], конец XV в.; от него – Кокоревы [см. Бархат, Башлык, Гость, Колос, Цыпля] Кокотов Михаил, крестьянин, 1571 г., Новгород Кокош Федор, посельский вел. кн. Ивана в Московском уезде, вторая половина XV в. Кокош – петух Кокошилов Иван Афанасьевич, патриарший дьяк, 1648 г. Кокошило – забияка, драчун; ср. раскокошить Кокошка, Кокошкин : Василий Васильевич Кокошка Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], вторая половина XV в.; от него – Кокошкины [см. Неупокой] Кокошка, кокуй, кокошник – женский головной убор Кокшак Иванов, крестьянин, 1564 г., Обонежье Кокша – кокора, карга Кокшар , крестьянин, конец XV в., Новгород; Иван Кокшар Чураков [см. Чурак], крестьянин, 1526 г., Белоозеро Колачев Михаил, убит в 1485 г. в казанском походе; Исаак Михайлович, убит в 1552 г. [см. Слых] Колвашев Яков, посадский человек, 1624 г., Гороховец Колвецкий Семен Тимофеевич, царский ключник, 1551 г., Нижний Новгород Колган , крестьянин, 1545 г., Новгород Калган – простая посуда, ведро, ковш, телячья кормушка (Даль) Колдунов Андрей, подьячий, 1613 г., Москва Колединский Иван Григорьевич, начало XVI в. Фамилия от села Коледина в Старицком уезде Колемин Григорий и Тиша Дмитриевичи, 1521 г., Рязань Колесников Иван, посадский человек, 1624 г., Вязьма Колеснина Федор, посол в Орду, 1328 г., Новгород Колзак, Колзаковы : Михаил Колзак, первая четверть XV в.; от него – Колзаковы; Родислав [см. Родислав] и Булат [см. Булат] Васильевичи Колзаковы, 1550 г., Кашин; Василий Борисович, дьяк, казненный в 1548 г. [см. Рахманин]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С. п. из Осташкова мощей прп. Нила Столобенского. Крестный ход из Осташкова в обитель 9 июля, а также крестный ход на о-ве Столбном вокруг обители стали с этого времени ежегодными. С 90-х гг. XX в. ведется полномасштабная реставрация архитектурного ансамбля Н. С. п. (к 2018 в стадии завершения). В 2003 г. при раскопках в склепе под Богоявленским собором была обретена глава свт. Нектария (Теляшина). В 90-х гг. XX - нач. XXI в. к лику святых были причислены митр. исп. Николай (Могилёвский) и иером. Петр (Козлов) , преподобномученики мон. Виталий (Кокорев) , иером. Владимир (Загреба) и схим. Дионисий (Петушков) , в разное время входившие в братию пустыни. Пострижеником Н. С. п. был архим. прмч. Сергий (Зайцев) - последний настоятель Зилантова мон-ря в Казани (см. Казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь ). После смерти 2 мая 2010 г. архим. Вассиана наместником Н. С. п. постановлением Синода от 31 мая 2010 г. утвержден архим. Аркадий (Губанов). Священноархимандритом Н. С. п. является митр. Тверской и Кашинский. В июле 2011 г. открыты и освящены ризница и музей «Наследие преподобного Нила». В музее - неск. отделов, в которых собраны иконы, скульптура, предметы прикладного искусства, книги, также есть отдел, посвященный истории мон-ря в советский период. В фондах музея хранятся произведения XVI - нач. XXI в. Особенность музея состоит в том, что в нем широко представлены иконы и скульптура Осташковской художественной школы, а также работы тверских иконописцев, в т. ч. уникальная коллекция икон и скульптурных изображений прп. Нила Столобенского. В пользование обители передано ок. 300 га земли, в т. ч. территория о-ва Столбного (ок. 10 га), где организовано монастырское хозяйство, а также земли у деревень Светлица и Старые Поля (7 га сенокоса). Неподалеку от о-ва Столбного Н. С. п. отведена небольшая часть оз. Селигер, где братия занимается рыбной ловлей, в дер. Рылово Селижаровского р-на находится монастырская пасека. В 1991 г. Н. С. п. были переданы земли Оковецкого источника в Селижаровском р-не, началось его возрождение, возведена ц.

http://pravenc.ru/text/2577653.html

Близится трехсотлетний юбилей и поселения Тосно, и строительства первой церкви в нем. И наш долг, живущих ныне в этом богоспасаемом граде, к 2015 году возродить духовную святыню и почтить память основателей города, отметив место их захоронения Поклонным Крестом. Такие кресты (или часовни) устанавливаются в памятных местах по древней русской традиции, сложившейся в нашем Отечестве еще в домонгольское время. Живая историческая память – вот что нужно сегодня и нам, и нашим детям и внукам. «Тосненский вестник» Собрату Какая синева – без высоты? Какое Рождество – без обещанья? Родился Бог, a, это значит, ты – Любимейшее Божие созданье. Родился Бог. И Бог позвал тебя Не на Голгофу, нет! – к Любви и Свету! Но только отрекаясь от себя, Пройдешь и ты за Ним дорогу эту. Мужайся брат! И с радостью возьми На Рождество у бедной колыбели Твой крест простой и больше не томи Своей души безвольем и бездельем. Она свята. Её удел – высок – И в ней сокрыты ангельские свойства. Её найти пришел на землю Бог – Не уклонись от этого сыновства. Неси Младенцу сердце и мечты, Одолевай и скорби и страданья, Желай самозабвенной высоты – И сбудется Небес обетованье! Пастырь добрый Каждый прихожанин Казанской церкви в Тосно, лично знавший священника Петра Гаврилюка, может сказать об этом незабвенном батюшке – пастырь добрый. Доброта, отзывчивость, сердечное участие в заботах и тяготах людей – вот главные черты, характеризующие его душевный склад. Отец Петр преставился в 2001 году, но память о нем живет в сердцах прихожан, что отражается в их поминальных записках, синодиках и молитвах. В 2008 году отцу Петру исполнилось бы пятьдесят лет со дня рождения. Автобиография, написанная собственноручно о. Петром в 1994 году, занимает чуть больше полстраницы. В марте 1994 года батюшка Петр, к тому времени уже отслуживший в Тосно почти четыре года, писал о себе, что он родился 3 июня 1958 года в селе Новый Кокорев Кременецкого района Тернопольской области. Родителей будущего священника звали Семен Григорьевич и Анна Павловна. Малая родина отца Петра прилегает к форпосту Православия в западно-украинском крае – Свято-Успенской Почаевской лавре.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010