Сейчас важно Церкви, не боясь этой темы, начинать миссионерски с ней работать, с паствой своей. Это хороший вызов нашему миссионерству и проповеди. Е.Никифоров: Владыка, а Вы как думаете? Это чтобы замазать всю правду, успокоить, примирить народ с этим или рассказать всю правду? Митр. Иоанн: Естественно, предупрежден - значит вооружен. Как говорили в Советском Союзе, знание – сила. Человек, который понимает, что происходит, а он имеет право понимать и знать, какие технические средства к нему применяются. Упоминали же мы о проблемах, которые стали столь актуальными в период пандемии именно с точки зрения цифровизации. Мало кто знает, что вы подходите к подъезду и видите камеру. Зачем она? Сканирует лицо ваше. Вся Москва этими камерами пронизана. Этот искусственный интеллект уже работал задолго до пандемии. Не думаю, что открою секрет, у нас полиция сейчас на кражу машин почти не выезжает, потому что камер столько, что движение каждой машины они могут проследить, не выходя из кабинета. Это тоже искусственный интеллект, который использовался задолго до пандемии. Есть и много других аспектов, но пугать не хочется. Е.Никифоров: Наша задача как раз немножечко напугать, рассказать, какие вызовы существуют, и как с ними быть. Митр. Иоанн: А быть с ними просто. Главный вопрос здесь – кто регулирует использование этих технических средств. Какие у меня права? С одной стороны, я могу согласиться использовать искусственный интеллект. Распознавание лица, переводчики – все это искусственный интеллект. Алгоритм этот используется уже везде. Уверен, что и у вас на радиостанции есть программы, которые используют искусственный интеллект. Вопрос, есть ли у меня доступ к этому знанию. Упоминали мы Китай. Там рядовому человеку не дают возможности узнать, куда это идет. Мы, как люди, обязаны и имеем право понимать, куда наши данные уходят, кто несет за это ответственность. Е.Никифоров: Китай - громадный человековейник. Отношения между людьми очень регламентированы. Каждый человек – высокоразвитый биоробот.

http://radonezh.ru/2022/11/17/strahi-cif...

Удинского пригорода: Спасской церкви протопоп Иван Софронов, священник Иван (сын его), дьячок Федор Поздышин с братом своим Никитой, пономарь Терентий Корелин; Богородской церкви поп Иван Никифоров с сыном Иваном, дьячок Иван Суворов с сыном Андреем, пономарь Василий Секыстин. Ильинского острогу Богоявленской церкви священник Даниил Иванов, дьякон Василий Петров, дьячок Родион Нетесов, пономарь Никита Жданов, сторож Сидор Голуушкин. Баргузинского острогу Преображенской церкви священник Михаил Прокопьев с сыном своим пономарем Стефаном, дьячок Алексей Калсин, трапезник Трофим Калсин; Кабанского острогу Рождественской церкви священник Иван Петров, дьячок Иван Голев, пономарь Семен Саватеев, сторож Василий Константинов; Колесниковской Богородской церкви поп Петр Федоров, пономарь Гаврило Куклин, трапезник Василий Дубынин. Кударинской Благовещенской церкви поп Алексей Федоров, пономарь Игнатий Рупышев, трапезник Федор Афанасьев. Тресковской Архангельской церкви поп Иов Васильев (Зырянов), дьячок Устин Григорьев, пономарь Иван Кузнецов. Чикойской Петропавловской церкви поп Иван Васильев, дьячок Тимофей Ягодкин, пономарь Федор Армин. Хилоцкой Богородской церкви поп Каллиник Иванов с детьми своими Данилой, Александром, Парфеном, дьячок Прокопий Немчинов. Нерчинского дистрикта: Читинского острогу Архангельской церкви протопоп Маркиан Григорьев, сторож Никифор Ивановых; Нижнего острогу Сретенской церкви поп Леонтий Михайлов Малышев, дьячок Алексей Малышев, священнический сын Семен Малышев. Урульгинской Николаевской церкви поп Сила Никифоров, дьячок Иван Григорьев, пономарь Стефан Никифоров, сторож Никифор Корелиных. Городищенской Введенской церкви поп Козьма Михайлов, дьячок Федор Рогачев, пономарь Никита Попов. Удинской Николаевской церкви поп Афанасий, дьячок Петр, пономарь Алексей, трапезник Даниил. Нерчинской Воскресенской церкви протопоп Даниил Иванов, священник Иван Петров, дьякон Семен Иванов (Кабаков), пономарь Федор Стуков, сторож Кирило Кириллов Змахов. Серебряных заводов Петропавловской церкви священник Яков (Бурцов-Белобородов), дьячок Федор, пономарь Семен, сторож Федор Болотов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е. К. Никифоров: - Да сейчас какой подарок пропаганде украинской. Л. П. Решетников: - Конечно. Е. К. Никифоров: - То, что все ненавидели и русские, и украинцы. То есть они сейчас видят опять-таки, «мы же вам говорили, что русские», как они называли, «орки». Вот орки пришли со своими этими коммунистическими именами опять и будут там опять устраивать коммунистическую власть с голодоморами, со всем этим ужасом. А они же на Украине все это педалировали, все негативные стороны коммунистической власти на Украине. И как они будут относиться? Лучшего подарка украинской пропаганде нет. И поэтому вы верно говорите, что Владимир Владимирович дал несколько очень простых и ясных ориентиров. Денацификация, демилитаризация, ну а дальше уже развитие этого всего. А что эти-то предлагают? На самом деле они приходят с тем, что начинают заниматься рекоммунизацией и ресоветизацией. Что вызывает в людях отторжение и ощущение обмана. Ну конечно, уехало там миллион, смылось из России – Бог с ними. Так сказать, бывает всякое – мусор слетает куда ему и положено. Но у нас же произошло то, что нигде произойти не могло. Такое количество волонтеров отправилось. Им что объяснили вначале вот этих всех событий? Им же не объяснили концепцию до конца. За что они вообще-то. Но они интуитивно поняли… Л. П. Решетников: - Поняли, да. Е. К. Никифоров: - Что они сражаются за русскую идею, за русскую мысль, за русскую идентичность. То есть в данном случае не сверху им сказали, что вы за идентичность русскую сражаетесь, а люди поняли, за что они идут умирать. Они пошли сражаться за русский мир, а им говорят, нет, это, на самом деле, наше коммунистическое светлое будущее. Мы опять будем отстаивать. Вот же. Ощущается как предательство, как прямой обман. Люди проливают свою кровь, им сказали одно: вы прольете кровь за это – они сказали – да, мы согласны за это пролить кровь, а подставляют им совсем другие потом. Да вы нас просто обманули. Л. П. Решетников: - Наш фонд «Наследие», некоммерческий фонд, который работает с 2011 года, патронирует сводную казачью бригаду «Дон» имени Архистратига Михаила.

http://radonezh.ru/2023/02/08/chto-seych...

 « Исповедь» блаженного Августина - помните это место, где он встречается с мальчиком на берегу моря, и мальчик вычерпывает воду в лунку? Спрашивает Августин: «Что ты делаешь?» - Мальчик ответил: «Я хочу перелить океан в эту ямку». Августин говорит: «Это невозможно». А мальчик - это ангел - отвечает ему: « Так же невозможно узнать тайну Святой Троицы». Августин тогда писал о Троице. А Патрик, говоря о Троице, срывает трилистник, ирландский клевер и говорит: «Вот смотрите, вот троица. Один цветок, но три листка. Каждый листок - неотъемлемая часть этого цветка. Вот это Троица». Вот такая простота, наглядность и поэтичность подкупает людей. Евгений Никифоров: - Подкупала, простите меня. По 300 человек рукополагал в епископы. Монастыри - основа, это же нужно особое призвание - идти в монастырь! Протоиерей Александр Шабанов: - Ирландский монастырь того времени - конечно, это не русская традиция и не восточная, но всё равно монастырь есть монастырь. Какие-то вещи достаточно жесткие, аскетические там заявлены были. Потому что в ирландских монастырях люди не только книжки читали, писали, переписывали, но была ещё и серьезная аскеза. Я подготовил в конце 2016 года и поместил на сайте Тверской Митрополии книжку, посвященную ирландским уставам VIII века. Там есть очень жесткие вещи. Евгений Никифоров: - А сейчас что-то от этой традиции в Ирландии осталось? Протоиерей Александр Шабанов: - Нет. Ирландия после разделения Церквей стала сугубо католической страной. Осталась память, вот что самое главное. Память о наших святых. И эта память сыграла определенную историко-культурную роль, когда ирландцы в середине XIX века начали переселяться в США, в Австралию, Новую Зеландию. Они привозили с собой своих святых. Отсюда все парады. Евгений Никифоров: - Теперь про парады, потому что парады как раз и смущают наших верующих. Говорят: вот, ещё Великий пост, память Патрика назначена на 17-ое число, нас опять заставят ходить ирландскими парадами. В общем, это карнавал, в конечном счете, своеобразный, с обычаем пить пиво. Там говорят: вот, он пиво варил.

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

Е. Никифоров: -  В чем суть идеологии наполеоновской империи? П.В. Мультатули: - Идеология заключалась в полном уничтожении христианства. То, что он заключал конкордат с католической церковью - это был не более чем спектакль, чтобы скрыть свою богоборческую сущность. Во Франции, как и в России, король в мировоззрении народа был «Le Roi Tres Chretien» (наихристианнейший король). Он во время коронации получал святое миро от Бога по примеру еврейских царей, а не от Папы Римского. У нас говорили: венчание на царство, помазание. И у французов это называлось «le sacre» (помазание»). А у Наполеона ничего подобного не было. В соборе Парижской Богоматери были убраны все христианские символы. Само венчание Наполеона происходило на западе, Папа Римский сидел на востоке, он не принимал никакого участия в коронации. Наполеон не причащался, также, как и его супруга Жозефина. Став императором, Наполеон методично разрушал христианские церкви по всей Европе, и конечно, во Франции. Вспомним, что творила его «Великая» армия в московских церквах, какие глумления над святынями ее солдаты там совершали! Во Франции Sainme Chapelle (Святая Часовня), где хранился Терновый Венец Спасителя -  одно из самых красивых церковных зданий во Франции, была спасена от полного разрушения наполеоновскими властями только входом в Париж русской армии в 1814 г. Наполеон разрушал церкви и монастыри в Италии, его солдаты глумились на Корфу над мощами преподобного Спиридона Тримифунтского, все католические и православные страны пережили надругательство над мощами святых. Е. Никифоров: - Это именно при Наполеоне? П.В. Мультатули: - Именно при нём. Это шло, конечно, от Французской революции. При Робеспьере культивировалось поклонение Высшему Существу, богине Изиде, Собор Парижской Богоматери был превращен в храм Высшего Существа. Е. Никифоров: - А у всех в головах другая картинка. При Наполеоне как раз была чуть ли не контрреволюция. П.В. Мультатули: - Это как у нас говорят про Сталина, что он контрреволюционер. Нет, это продолжение старого иными методами. Наполеон сам говорил, что несет знамя революции, он всюду утверждал идеи революции. Он нигде никогда не отменил “Liberté, Égalité, Fraternité” («Свобода, Равенство и Братство») – главный девиз революции. Он нигде не изменил своего отношения ни к Церкви, ни к христианству, ни к подлинной христианской монархии. Александр I понимал уже с 1802 года, с кем он имеет дело. После убийства герцога Энгиенского стало ясно, что Бонапарт не остановится ни перед чем. Отсюда поход русской армии в попытке его уничтожить еще в 1805 году, пока он только формировался как сила. К сожалению, тогда сделать это не получилось.

http://radonezh.ru/2021/12/30/aleksandr-...

Е. Никифоров: - Для начала нужно их крестить. А. Фоменко: - Это проблема, да. Но сейчас и крещеный может не читать ничего про христианский взгляд на экономику. В ограде русской Церкви так ли было много тех, кто писал об экономике? Е. Никифоров: - Разве что о. Сергий Булгаков? А. Фоменко: - Разве что. И всё. А внутри римо-католической Церкви в 19 веке чего только не написали, не обсудили. «Римо-католическая экономическая доктрина Церкви» – это такой том страниц 300. У нас ничего нет и не было. Думаю, причина тому – поздно пришедший к нам капитализм, идеологическая опасность которого не осознавалась. Потом сразу коммунизм, который это просто все срезал. А потом нам было не до этого. Нужно было срочно сдавать госэкзамен по научному атеизму. Какая христианская экономика? После уже, слава Богу, мы от этого отошли, но заняться христианской, или просто этической, экономической наукой – большая задача, которой занимаются лишь на уровне конкретных энтузиастов, но не государства. Е. Никифоров: - Сейчас в течение нашего эфира мы пытаемся не только понять, как все устроено, но и как нам быть. Опять могут вбросить что-то, заставить нас носить маски, сидеть по домам, атомизироваться друг от друга, не давать выйти в храм, дистанционно жертвовать на свечку, дозировать количество виртуальных денег, которые тебе будут выдавать. А. Фоменко: - Мы уже сейчас столкнулись с тем, что люди после ковидного опыта, которым говорили, что в храм ходить необязательно, уже не так ходят в храмы, как раньше. За эти два года постоянной пропаганды люди впитали, что это необязательно. Есть, дескать, обстоятельства непреодолимой силы. Помню, один из иерархов церкви на вопрос об эпидемиях прошлых столетий, и о противостоянии им, сказал: мы сделаем все, чтобы вы не заразились, даже принимая Причастие. Было ведь? Но были и места, где всё вообще было как-то по-своему. Болгария та же: в 2020 году церкви были открыты, но службы шли на улице. Когда к болгарскому премьеру, к тому, который отказался от «Южного потока», журналисты приставали с вопросами, почему он не закроет храмы, он отвечал, что – не можем: «Церковь 500 лет спасала нас от османов», и советовал обращаться к Путриарху и Синоду. В Грузии в 2020 году – храмы были открыты на Пасху, только про это в новостях нигде узнать было нельзя. В больших храмах службы шли как обычно, в маленьких – на улице. Это было решение их Синода. А к государству тоже приставали, но оно кивало на Церковь – пусть сама решает.

http://radonezh.ru/2023/04/06/k-2025-god...

О.Николай Соколов: Да. Потом они приглашали на концерты. Образцова приглашала в консерваторию. Там у нее было свое место. Патриарх приходил. Всегда ходил в подряснике, панагию когда одевал, когда нет. Охраны никогда не было. Охрана была только на выезде в Троице-Сергиеву Лавру, и когда по Москве было трудно проехать. А так - иподьякон или референт рядом - и все. Е.Никифоров: Как власть к нему относилась, и как он ко власти? О.Николай Соколов: По Евангелию. Что всякая власть от Бога. Потому что он прекрасно знал, кто у власти стоит, что за властью стоит. И старался, чтобы между властью и ним были добрые человеческие отношения. Характерный пример. Вот, мы сейчас празднуем Пасху. Небольшой пример. Вот, канун Страстной Пятницы. Вся Патриархия - в запахах куличей, пасх, все уже готово, но еще не освящено. Все стоит. И Святейший вызывает и дает мне список, дежурную машину и: «вот по этим адресам развезти куличи и пасхи». Я беру и еду. Там меня уже ждут. Громыко, Косыгин, например. Я приезжаю к ним домой. Самих этих господ я не вижу. Встречает их охрана или кто-то из домашней прислуги. Я говорю: «Вам привет от Сергея Михалыча». Они говорят: «О, как радостно, что он о нас вспомнил. Спасибо большое!» Е.Никифоров: То - есть отношение было положительное. О.Николай Соколов: Да. И они тоже иногда передавали конвертики с благодарностью в ответ. То- есть, отношения были. Не было такого антагонизма, неприязни, которые, скажем, могли бы быть у антицерковной власти и Патриарха. Слишком много он всего пережил. Поэтому в его деятельности Патриарха уже не было места ни досаде, ни злобе, ни ненависти. Он спокойно смотрел на все. Е.Никифоров: А что он пережил? О.Николай Соколов: Ну, во-первых, были и гонения, и тюрьма была, и ссылка была. Все было. Это сказалось на его здоровье. Воспоминания были. Он иногда ел, как когда-то в лагере. Тарелочку вылижет, чтобы ничего не осталось. Это было видно по некоторым моментам, и потом то, что он был замкнутый человек внутри себя. Он мало кому говорил об этих периодах жизни. И что-то мы узнали уже после его смерти. Когда стали доступны какие-то вещи. Они хранили характерные штрихи его жизни. Как-то он рассказывал, когда у нас дома сидел. В свое время, до войны еще, уже был закрыт Данилов монастырь, один из последних в Москве. Он тогда был иеромонахом и жил на квартире у одной монахини, бабушки, в районе Киевского вокзала. И кормился тем, что ткал одеяла. Потом бабушка шла и продавала их на рынке, и этим они кормились. Однажды что-то надо было зашить, он раз сразу – дай сюда, моментально нитку вставил, и было видно, что его рукам это привычно.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/06/protoi...

Евгений Никифоров: - Сколько ему было в то время, 22? Протоиерей Александр Шабанов: - 23 года. В 30 он становится священником. В Галлии попадает на остров Лерин. Для православных этот остров должен кое-что значить, потому что на этом острове подвязался святой Викентий Леринский. Это один из тех отцов Церкви, который в V веке высказал богословскую идею о согласии отцов. Считал, что в отношении главных догматов отцы должны согласовывать свои мнения между собой. Евгений Никифоров: - А Галлия - это Франция. Протоиерей Александр Шабанов: - Да, Галлия - это Франция. Остров Лерин находится в 8 километрах или милях морских от Канн. Вообще этот остров связан с Мартином Турским. По одному из текстов мать святого Патрика была дальней родственницей Мартина Турского. И он ещё связан с Иоанном Крестьянином. Этот остров, несмотря на его географическое положение, каким-то образом связывается с восточным, сирийским, египетским монашеством. Это традиции восточной аскезы. Потом, когда Патрик приезжает в Ирландию, возвращается с Лерина, он ещё заезжает домой. Потом он получает странным образом письма из Ирландии, где ирландцы зовут его приехать. Евгений Никифоров: - Т. е. у него было общение. В Ирландии он общался с христианами. Протоиерей Александр Шабанов: - Были христиане, совсем немного. Научная историографическая литература говорит, что Патрик был не первый проповедник. Но те миссии, которые были до него: миссия Палладия - в частности, упоминаемая в " Исповеди " , в житии Патрика - не завершились успехом. Поэтому Патрик получает епископский сан. И отправляется в Ирландию. На самом деле после Патрика будет жить святитель Григорий, Папа Римский Двоеслов, чью литургию мы Великим постом совершаем по средам и пятницам. Там он начинает проповедовать, и его проповедь удивительна, она сопряжена с чудесами разного рода. Более того, мы становимся свидетелями жестких эмоциональных столкновений с ирландскими языческими королями. Там каскад чудес, разного рода удивительных событий, которые перекликаются с богатой кельтской мифологией. Потому что - в христианской агиографии, кроме кельтской, я не помню случаев, когда люди превращались бы в животных. А в рассказах из жития Патрика, есть такие удивительные случаи.

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

У микрофона Евгений Никифоров. Сегодня в студии на ваши вопросы будет отвечать протоиерей Максим Козлов. 05.02.2014 13:50:23 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие братья и сестры, у микрофона Евгений Никифоров. Сегодня в студии на ваши вопросы будет отвечать протоиерей Максим Козлов. - Отец Максим, сейчас Святки, в мире разлита сладость Христовой любви. В мир пришел Богомладенец, но если включишь, грешным делом, телевизор – пойдет гигантский поток негатива: убивают, взрывают, подрывают! Сколько чудовищной мерзости подают как новости светской жизни! Да и в нашей, христианской, среде - иногда кажется, что люди интересуются, прежде всего, плохим. И складывается ощущение, что в мире все настолько скверно, что уже и конец близок. - Да, дорогой Евгений Константинович, можно начать с простого совета: «Не читайте советских газет до завтрака». - Это, как говорил профессор Преображенский, из известного фильма и пьесы. - Да, а можно вспомнить и старца Силуана. В его жизни был такой эпизод. Однажды он сидел в трапезной монастыря, пришел эконом, стал рассказывать о новых изобретениях, о том, о сем. Что он периодически читает газеты, и это побуждает его к более искренней, более адресной молитве за тех людей, которые в миру страдают и претерпевают. Монахи стали обмениваться мнениями, а преподобный Силуан молчал, молчал, а уже уходя с трапезы, сказал коротко: «Нам это не надо». И автор его жития, архимандрит Софроний, поясняет, что старцу для того, чтобы иметь сердечную молитву за мир, было достаточно знать, что этот мир лежит во зле. Что мир страждет, нуждается в божественной любви, в искуплении. А не просто знать новости о том, что произошло на минувшей неделе. Но мы не живем, конечно, как преподобный Силуан, даже если минимизируем включения компьютера и телеящика. Все равно, нас, так или иначе, затрагивают происходящие вокруг события. И мы должны учиться на протяжении всей жизни пользоваться тем добрым советом, который, вслед за сонмом святых отцов, повторял известный подвижник нашего времени Паисий Святогорец.

http://radonezh.ru/text/u-mikrofona-evge...

Евгений Никифоров: – А как такое стало таким возможным для сегодняшних журналистов " Вашингтон пост " ? Всё-таки попасть в эти газеты, в газеты очень крупные, с большим финансированием, с традициями. Всё-таки попасть туда на работу мог не всякий... Дмитрий Бабич: – Всегда было трудно. Евгений Никифоров: – Просто нужно было показать некое умение писать, думать, говорить, анализировать. Дмитрий Бабич: – Ездить надо было по всему миру. Евгений Никифоров: – Это как они могли опуститься до этого? Как вообще произошла деградация? Дмитрий Бабич: – Этот процесс начался не при Обаме. Он начался в 90-е годы при президенте Билле Клинтоне, когда происходила концентрация прессы в руках шести крупных концернов в США. Что далеко ходить, у нас что-то подобное было. Разгромили газету " Известия " в конце девяностых с умнейшими людьми. Как и я в те годы, они имели самые западнические либеральные убеждения. Вот их и накормили капитализмом – полными ложками. Они хотели частную прессу, они хотели независимость от государства. Вот их и взяли огромные бизнес-гиганты – " Лукойл " и другие. Взяли – и сломали им хребет. Полностью поменяли и состав редакции и политику редакционную несколько раз меняли. То же самое произошло с " Нью-Йорк Таймс " и " Вашингтон Пост " . Вот почему я считаю, что необходим христианский взгляд. Понимаете, полностью свободной прессы нет нигде и не может быть. Даже когда пишете школьную стенгазету, вы думаете, как не обидеть одноклассника Петю и как не обидеть учительницу Юлию Владимировну. Значит, вы не совсем свободны. Свобода прессы – это что такое? Это знаете, как кривая обратной пропорциональности. Она все время стремиться к оси Х – к полной свободе, но она её никогда не достигает. Но тем не менее в России есть издания консервативные, поддерживающие Путина и его идеологию. Это сегодняшние " Известия " . Есть издания, защищающие консервативный вариант культурных ценностей, – это " Литературная газета " . Такие издания поддерживают и Церковь – делая осознанный выбор. Вот на них – наши надежды.

http://religare.ru/2_111295.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010