Е. Никифоров:  - А стоило бы порадоваться – результат замечательный. Все же выбрали не Ивана Грозного, не Менделеева… Н. Бурляев: - Тарковскому был нужен тот образ, через который он мог себя воплотить – художник ему был нужен. Он взял художника, его муки, его страдания, его грехи, его путь к Богу. Е. Никифоров:  - То есть это отражение переживания тогдашнего русского православного человека? Без знания церковности, но безусловно принадлежащего глубинам русского православия… А какое влияние на него оказывал отец? Н. Бурляев: - Большое! Помню, приезжал к Тарковскому, чтобы от него поехать на вокзал, оттуда на премьеру Андрея Рублева. Он мне предложил пиджак свой. Мы пошли на кухню, и он стал читать стихи поэта, которого я не знал – Арсения Тарковского. С каким упоением он читал. Коля, слушай, это гениально! Это была травма для Андрея, что отец оставил их семью, когда Андрею было года три. Потом он сам в жизни совершил то же самое, страдал, что повторяет путь отца, что оставляет страдающих людей. Е. Никифоров: - И сейчас поэзию Арсения Тарковского мало кто знает. Н. Бурляев:- Время не Тарковских сейчас… но бесов, рынка… Е. Никифоров:  - Если мы хотим от этого удалиться, время уйти в эти глубины экранного времени, которые исполнены духом света, поиска, и просто красоты. Красоты спасает мир. Это не евангельские слова, а слова Достоевского, но мы настолько приняли в русской религиозной культуре Достоевского как пророка. Никто не сомневается, что Достоевский – дар пророческий, хотя человек пребывал с нами со всеми своими страстями, недостатками, преодолевал их. Он жил как обычный человек. Преодолевая это в себе, мог создать то, что весьма нам оказалось полезным. Н. Бурляев:- Это красивая фраза у Достоевского.  Сейчас нам впору красоту спасать. Е. Никифоров:  - Как у нас сейчас с красотой дела обстоят? Что происходит в России? С одной стороны, видим массу чудесных храмов, изысканных. У нас архитектура церковная  имеет очень разнообразную традицию. Но вместе с тем, этого много. Научились копировать, иконы высокого качества. Музыка церковная – удалось восстановить школы. Некоторые добились того, что это не просто лучшие образцы церковного пения в смысле искусства, это высокодуховное пение. Что собой представляет наш светский кинематограф?

http://radonezh.ru/2023/02/09/tarkovskiy...

Ярославская архитектура – икона русского города. Сама структура города, планировка. Н. Бурляев: - Это жемчужина. Когда я сказал святейшему патриарху о том, что я его буду беспокоить, потому что происходит катастрофа с Ярославлем. И он совершенно согласился, сказав, что Ярославская область и Московская область - самый проблемный регион. Е. Никифоров:  - Московская область, которая тоже изнывает от обилия денег. И здесь мы не можем даже крыши перекрыть. Все на священников валим. Разрушала-то не Церковь, а государство! Бюджетные деньги на это должны быть выделены, нужно строить! Н. Бурляев:- Президент Ельцин обещал. Мы же правопреемники Союза, так что всё, разрушенное в те времена, мы должны восстановить и Церкви передать. Е. Никифоров:  - Что-то передали. Сравниваю с Украиной, где еще хитрее, подлее, гнуснее. Ответственность за состояние храма повешена на Церковь, а права собственности нет. Атеистический цинизм доходит до крайности. Дорогой Николай Петрович, когда будет премьера фильма о Тарковском? Н. Бурляев: - 16 марта в кинотеатре  «Октябрь». Сейчас мы готовимся. Не пропустите! Потом обещают выпустить на тысяче экранов по России. Е. Никифоров:  - Мы со своей стороны расскажем об этом. Наш слушатель – человек, для которого культура востребована. Это будущие зрители Вашего фильма. Мы к этой публике обращаемся. Никакой другой. Думаю, у фильма будет зритель. Я сам очень хотел бы посмотреть фильм. Прошло столько лет… Н. Бурляев: - Иваново детство – 1961 год… Е. Никифоров:  - Я уж не вам говорю, но мальчику этому, Коле Бурляеву. Боже, не насмотришься! Н. Бурляев: - Я считал, что плохо играю, всю жизнь считал. Только лет  пять назад привез в Канны фильм. Думал, кто туда вообще придет, кому это надо? Но я пошел, представил. Обычно фильм не гляжу, но тут решил посмотреть, как люди будут с просмотра уходить. И никто не ушел. Давно не видел я фильма этого. И как-то играет этот мальчик – я бы так не смог сейчас. Я примирился с собой. Е. Никифоров:  - Случилось. Случился мастер, сценарий, эпоха.

http://radonezh.ru/2023/02/09/tarkovskiy...

Что за этим стоит. Что это сложный и опасный процесс. Потому что как назови корабль, так он и поплывет. Л. П. Решетников: - Конечно. И так и потонет, между прочим. Е. К. Никифоров: - И имена-то это крайне важная вещь. Если мама назвала тебя во имя архистратига Михаила, он твой покровитель. А здесь что вы предлагаете? Чтобы у тебя Роза была покровительниц ей?  Л. П. Решетников: - Каждый день ее поминать что ли? Е. К. Никифоров: - ЛГБТ заодно, вместе со всем ЛГБТ сразу. Л. П. Решетников: - Но знаете, я в заключение что хотел сказать. Помните, ситуация была летом прошлого года, когда Донецкие власти решили освобожденное село Николаевка вернуть историческое, как они издеваются, конечно, над историей, имя Воровского. Даже ВоровскАя средняя школа – ну как сказать? Е. К. Никифоров: - Когда в Москву приехал, я не знал про этого Воровского. Л. П. Решетников: - Никто не знает и сейчас. Е. К. Никифоров: - Смотрю какой-то переход на улицу ВоровскУю. Боже, думаю, да что же такое! Что происходит? Почему такие странные вещи? Л. П. Решетников: - Ну тогда переименовали. Мы повозмущались немножко, но они отмахнулись – демонстративно сняли вывеску эту, повесили табличку другую, и как-то вроде успокоилось. Но вот сейчас, так как уже с лета более полугода, больше, идут бои, идут освобождения, поднимаются стяги со Спасом Нерукотворным, воины носят шевроны со Спасом Нерукотворным, отряды добровольцев называются именами святых. И вот сейчас они попробовали в массовом порядке это сделать, и видите какое возмущение повсеместное. Люди возмущены. То есть идет процесс русского национально-православного возрождения. Е. К. Никифоров: - Почему? Потому что в окопах неверующих… Л. П. Решетников: - Нет. В тылу есть, да. А в окопах нет. И вот это очень отрадный факт. Наряду с этим чисто скандальным фактом, и очень вредным фактом, есть и позитивный факт – масса людей вдруг понимает, что их опять хотят обуть, хотят обмануть. И те кто в окопах понимает, и здесь мы понимаем. Это попытка опять нас загнать в тот же тупик, из которого мы выбираемся, выбираемся, и вроде бы свет уже есть. И поэтому это отрадный факт, что масса наших людей вспомнили своих предков, свои рода, свои имена. И готовы за них сражаться, отдавать жизнь и давать отпор этим вот людям, которые, опять повторяю, кто по глупости, а кто сознательно пытается остановить этот процесс.

http://radonezh.ru/2023/02/08/chto-seych...

Даже по этим случайно взятым примерам видно, насколько неординарен был интерес составителя к истории. Об этом же свидетельствует еще один сборник, который хранится в настоящее время в Архиве Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН. Он содержит список послания Ивана Грозного в Кириллов монастырь игумену Козьме с братиею, перечень русских епархий и иерархов, перечень русских князей, доведенный до сыновей Ивана Васильевича, извлечения из летописи и др. 546 . Весьма характерно для нашего героя то, что в число статей этого сборника он включил и вышеупомянутую книгу сошного письма. Склонность к историческим штудиям и переписке книг была свойственна Матфею Никифорову и в бытность его в миру. При пострижении в 1654 году он вложил в монастырь рукописный «Судебник» – список с Судебника Ивана Грозного 1550 года. Эта рукопись имела для переписчика чисто исторический интерес. Уже существовало Соборное уложение 1649 года – новый судебный кодекс – и, конечно, зная об этом, Матфей Никифоров свою рукопись назвал «Судебник старой» 547 . Известны и другие книжные вклады Матфея Никифорова. При пострижении в Кириллов монастырь он также вложил печатные книги: «Лествица, Ефрем Сирин , Псалтырь с следованием, Псалмы Давыдовы, Часослов 548 , Трефолой на три месяца, Минея общая полная, Триодь цветная, Строй ратным людем, две книги „Грамматика” да Поучение Иосифа патриарха». Во вновь построенную церковь во имя Бориса и Глеба в селе Старом Пошехонского уезда, освященную 21 января 1666 года, Матфей Никифоров передал две книги: Полууставье писменное, в четверть, и «Службы и Жития Борису и Глебу да Кирилу чюдотворцу писмяная, в полдесть, в красной коже» 549 . В Государственном Историческом музее хранится Триодь постная, напечатанная в Москве в 1650 году 550 . Она имеет владельческую запись, из которой следует, что 1 января 1659 года келарь Кириллова монастыря Матфей Никифоров дал ее «вкладом безвыносно... за помин родителей своих в церковь Николы Чюдотворца Петровского прихода на Колкаче (вотчина Кириллова монастыря)» 551 . Упомянутый иконописный подлинник Матфей Никифоров передал георгиевскому священнику на Прислон 552 в поминанье, поскольку на последнем листе крупным полууставом он, вероятно, своей рукой написал «Род старца Матфея Никифорова». В синодике Кирилло-Белозерского монастыря под номером 24 также помещен список родных ему имен 553 , но он короче перечня из иконописного подлинника. Только оттуда мы узнаем, что в роду Матфея был схимоарх Антоний – архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря в 1637–1648 и в 1651–1652 годах 554 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В РСХД Никифоров-Волгин познакомился с Михаилом Ридигером, жителем Таллина, участником богословско-пастырских курсов, которые открыл в 1930е годы протоиерей Иоанн Богоявленский (будущий епископ Таллинский Исидор). Как свидетельствует архивная фотография, Василий Акимович был знаком и с сыном М.А. Ридигера, будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. К середине 1930х годов В.А. Никифоров-Волгин — уже известный писатель. Журнал «Иллюстрированная Россия» награждает его первой премией за рассказ «Архиерей». В таллинском издательстве «Русская книга» публикуются два сборника рассказов Никифорова-Волгина — светлая книга «Земля именинница» в 1937 году и, годом позже, трагический «Дорожный посох». Стиль произведений В.А. Никифорова-Волгина необычен — в простой, почти современный язык вплетаются «молнии слов светозарных» — возвышенные церковнославянские слова и множество полузабытых выражений из глубины народной, «деревенской» речи. Это виртуозное владение богатством русского языка не имеет ничего общего с эстетским самолюбованием; лексическое разнообразие этих рассказов сочетается с их доступностью для самого широкого читателя. Тематика творчества В.А. Никифорова-Волгина достаточно разнообразна, но о чем бы он ни писал — о детских шалостях, старинных обычаях или страшных бедствиях, каждая его строчка проникнута любовью к России — вроде бы такой близкой, но при этом бесконечно далекой и недоступной. России, которую мы потеряли. Летом 1940 года в Эстонии была установлена советская власть. Вскоре В.А. Никифоров-Волгин был арестован НКВД и отправлен по этапу в Киров. 14 декабря 1941 года Василий Акимович Никифоров был расстрелян «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Точное место его захоронения на Петелинском кладбище, где покоятся жертвы красного террора, неизвестно. Произведения В.А. Никифорова-Волгина в этом сборнике разделены на три части. К первой из них — «Ключи заветные от радости» — относятся рассказы, в которых писатель с неподражаемой искренностью и простотой говорит о первом духовном и житейском опыте ребенка. Тексты расположены не в порядке их написания, а в порядке взросления и воцерковления их юного героя.

http://azbyka.ru/fiction/kljuchi-zavetny...

В 1665 году впервые в монастырских и государственных переписях указана этническая принадлежность населения. Матфей Никифоров в ряде волостей отмечает крестьян-карел. Как явствует из текста книги, «кореляне» жили за монастырем уже в 1620-е годы 524 . Однако массовое переселение происходит в 1640–1660-е годы 525 . Матфей Никифоров указал точные даты прихода карел в вотчины Кирилло-Белозерского монастыря: 1647, 1648, 1657, 1658, 1660, 1661 годы. В вотчинах Кирилло-Белозерского монастыря «кореляне» получали землю на льготных условиях, освобождались от уплаты оброков на 3 года. После истечения льготы они, как правило, платили фиксированный денежный оброк. В 1665 году наряду с деревнями, населенными крестьянами, так же подробно и тщательно описывались села, погосты и дворы священников. И здесь мы встречаем самую неожиданную информацию, которую можно найти в вотчинных кадастрах: «у попа Феодосия Ермолаева ключа Прислонского Волока Славинского церкви Георгия Страстотерпца один из сыновек Митька – „иконник“». Интересно отметить, что значительно позже, в 1674 году, вероятно, ему была передана рукопись «иконописного подлинника», принадлежавшая Матфею Никифорову, на обороте верхней крышки которого есть запись: «Во 183-м году ноября в 21 день отдан на Прислон Егоргивскому священнику» 526 . Матфей Никифоров так же подробно описывал церковные и монастырские дворы и угодья. Часто размеры пашни и сенокосов приходских священников писец сравнивал с данными писцовой книги. Например, в деревне Баскакова Гора (Волок Славинский, ключ Старой) у попа Ивана Афанасьева по писцовым книгам «пашни 3 чети да перелогом 6 чети, а в дву по тому же; сена меж поль 20 копен» 527 . В писцовой книге 1626–1627 годов в этой деревне «поп Офонасей», т. е. отец Ивана Афанасьева. Размеры угодий по двум описаниям полностью совпадают 528 . Следовательно, Матфей Никифоров при проведении описания «справлялся» с материалами писцовой книги, копии которой, возможно, были сделаны по его инициативе в конце 1650-х – начале 1660-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.Никифоров: - Нашим слушателям и зрителям напомните вот те самые интересные фильмы, которые были у нас на фестивале и которые будут им памятны, чтобы они поняли о ком и о чем мы говорим. Т.Москвина-Ященко: - Они получали награды и на других фестивалях, это и фильм «Монастырь», и фильм «Старец Паисий и " Я,стоящий вверх ногами», который получил специальный приз жюри как игровой фильм. Это очень большая редкость, причем он получил у нас сначала на конкурсе «Вера, Надежда, Любовь» приз за лучшую экранизацию, потому что это по произведениям греческого старца Паисия, и он сумел воплотить в игровом фильме образ святого, немножечко отстранившись, перенеся действие на нашу российскую территорию, не на Афоне снимая. И это удивительное сочетание документализма, как бы правды внутренней и художественной. Об Афоне у нас еще будет фильм Мамонтова «Монах». Е.Никифоров: - Про преподобного Силуана Афонского. Об этом обязательно нужно хотя бы пару слов сказать. Т.Москвина: - Да, вот Саша снимал об афонском монахе, и Аркадий Мамонтов снимает о преподобном Силуане. И у нас на фестивале несколько фильмов о Патриархе Тихоне,  так же о святителе Филарете (Дроздове)– герой фильма «Святитель» Татьяны Новиковой. Т.Мальцева: - Обязательно посмотрите фильм «Храм», автор – Елена Чавчавадзе, режиссер –Владимир Татаринов. Это фильм о том самом храме Воскресения Христова и Новомучеников российских, который построен и освящен в этом году  в Сретенском монастыре. Е.Никифоров: - Это тоже событие этого года. Т.Мальцева: - Да, и все, кто там был, все просто потрясены самим храмом. В фильме показано, как он строился, что предполагалось и что получилось. Е.Никифоров: - Посмотрите обязательно. Спасибо большое, ждем вас всех. Спешите смотреть все эти фильмы завтра 21 ноября с 11 часов в Доме кино, это м. Белорусская, ул. Васильевская,13. Будете получать большое удовольствие и духовную пользу.   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:      

http://radonezh.ru/analytics/anons-mezhd...

А. Богатырёв: -  Есть же выражение – запомнить как Отче наш. Значит, с молоком матери впитать. Е. Никифоров: -  Верно! Вспомним еще фильм, о котором хотелось сказать. Про наших миллионеров… А. Богатырёв: -  Речь о фильме «Меценат» про Иннокентия Сибирякова. Он родился чуть не в один год с Лениным, но жизнь прожил совсем иную. В Сибири не на каторге был, но обустраивал ее церквями, университеты открывал. Е. Никифоров: -  Он был руководителем того, что сейчас называется «Норникель» – гигантской финансово-промышленной корпорации. А. Богатырёв: -  Да, был он золотопромышленником, имел разные дела, проекты. Современным людям уже привелось хлебнуть того, что предложила действительность, но стоило бы узнать, что до революции жил такой человек, который миллионы золотых рублей тратил, чтобы помогать бедным. Кто к нему ни обращался, он всем помогал. Километровые очереди к нему стояли. Можно было рядом с нищенкой увидеть генерала, который попал в беду - всем давал деньги. Пришла к нему женщина, которая собирала деньги на строительство храма, и он ей дал рубль серебряный. Она упала на колени и долго благодарила, потому что ей копеечки давали, а тут целый рубль. Он спросил, для чего она деньги собирает, она объяснила, тогда он дал 148 тысяч. Она обалдела и пошла в полицию жаловаться. Е. Никифоров: -  Не совсем жаловаться, она просто заподозрила, что на подвох похоже. А. Богатырёв: -  Открыли дело, его объявили сумасшедшим, вмешательство государя императора Александра III спасло ситуацию. А когда император умер, они уже при Николае II решили возобновить дело. Это был просто удивительный человек. Е. Никифоров: -  А потом он ушел в монахи, последние 5 лет был пострижен на Афоне, но в Андреевском скиту храм достроил, и это самый крупный и красивый храм во всей Греции. Храм великолепного вкуса в византийском стиле. Так  дорого и блистательно украшен. А. Богатырёв: -  Мы уже не можем видеть того чуда, что он создал. Там были такие иконы!? Золотые подсвечники! Когда наши монахи умерли, греки золотых потиров и прочего целую неделю вывозили.

http://fest.radonezh.ru/2024/01/23/u-men...

Е. Никифоров: Вот в этом и упрекают его, что он смалодушествовал. Не смог, слабый был, не посмел. А. Пищулин: Для того, чтобы пойти на смерть, сознавая её неизбежность, конечно, нужна не слабость, а сила. Мы это знаем по примеру православных святых. Что такое «как агнец прямо стригущего его безгласен»? Что такое пойти на это? Ведь это работа, которую человек совершает в себе, и мы себе представляем, наверное, цену этой работы. Е. Никифоров: Но  в нынешнем, по крайней мере, сознании русского общества герои другие. Полмиллиона людей замучили - не так уж и много. Что об этих мужиках, что их жалеть-то? Зато заводы построили и трубы дымели. А. Пищулин: Поэтому я и говорю, что судьба России во многом зависит от того, насколько будет усвоен урок жизни государя-императора, потому что это другая модель. Это модель служения, а не потребления. Как сказал в своё время мой отец и я это имею как завещание некое, он сказал: «Родине надо служить, а не есть её». И конечно огромное количество руководителей пожирающих страну, как личинки, они принадлежат к другому типу руководителей. Е. Никифоров: Что же нужно сделать, чтобы мы поняли, какого заступника мы имеем на небесах, какого героя мы имеем в своей национальной истории, чтобы мы поняли, что это за личность? А. Пищулин: Есть два пути, есть путь трудоёмкий – изучать факты и документы, посмотреть ту же статистику,  посмотреть реальные решения принятые им и их цену. А есть путь простой – посмотреть на эти лица, на лица этой семьи. Слава Богу, это царствование оказалось хорошо задокументировано фото- и даже кинодокументами. Мне кажется, что любой человек с сердцем и совестью, глядя в эти лица, просто посмотрев на этих людей, не может остаться бесчувственным к их обаянию во всех смыслах этого слова. Е. Никифоров: Наша церковь так горячо почитает императора, так горячо почитает Николая II не за его достижения государственные и не потому что он жертва большевиков , а потому что церковь, которая живёт верой, в которой «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5-8) и чистые разглядели в этих лицах икону своего государя. Мне кажется, это свидетельствует очень положительно о нашем духовном состоянии. Церковь -  малая закваска, но эта малая закваска, даст Бог, заквасит всё наше национальное тело.

http://radonezh.ru/analytics/esche-raz-o...

о. Андрей:  - У нас получается, как с Украиной. Да ну вас, будьте сами по себе, самостийные. Хотя бросать нельзя. Все, что было куплено кровью, трудом, молитвой, дипломатическими усилиями - это нельзя бросать, это слишком дорого далось. Помните, князь Милославский Ивану Васильевичу говорит: ты что это, царская морда, земли разбазариваешь? Земель не напасешься. Кемская волость. Нельзя ничего отдавать. Ни кусочек Курил, ни одну книжку отдать нельзя, не то, что кусок земли, город, людей. Даже артефакт нельзя. Никифоров: - Почему? о. Андрей:  - Потому что совокупная историческая память драгоценна именно в малом, как совокупность маленьких ценностей, побед, радостей. Она потом и превращается в великое панно. Мы же сразу заметим, если в мозаике будет выщерблен один камушек, один кусочек слюды выпадет из глаза Архангела, например. Никифоров: - Что и делали безбожники, когда оскверняли наши храмы - выковыривали глаза. о. Андрей:  - Отсутствие маленького кусочка или по-детски пазл.  Одного нет - картины нет. А этими пазлами являются могилы, дни памяти. В Сербии похоронен Врангель, сербы исправно служат панихиды над его прахом. И много такого в истории. Вроде маленькая вещь - ну панихида, ну Врангель, а это именно пазл огромного исторического панно. И вот так: что-то делается в Чехии, что-то в Америке, что-то в Австралии - так и складывается русский мир. Русский мир - на самом деле реальный. Это живая идея. Никифоров: - Это не выдумка политтехнологов? о. Андрей:  - Нет, нет. Они это как с «Бессмертным полком» - думали одно, а получилось другое. По-настоящему красивое, словно Волга вольная течет. А они думали красивую вещь себе сделать, а вдруг потекла река и течет, и по берегам цветут сады. Это реально все. Николай Сербский (Велимирович) говорил: «Господи, открой ты глаза этим русским, чтобы они поняли, кто они такие. Они же не знают, кто они такие!». Никифоров: - Возвращаясь к Сербии или как они говорят: Малороссия. В малом особенно видно большое. Что там именно русское можно увидеть, наблюдая сербскую жизнь?

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010