Е. Никифоров: Как африканцы реализуют в своей жизни православие? о. Георгий: Думаю, как и мы. Через молитву, изучение Писания, жизни по воле Божией. Им намного сложнее, чем нам, их толком греки не учили. Задачи, которые стоят перед нами – помочь им больше узнать о вере православной. Мы этим и занимаемся. Мне из одной страны рассказывали, что там теперь так говорят: если хотите бисквиты получить, идите в греческую Церковь, а если хотите узнать о вере – идите в русскую. Мы пока только в начале пути, предстоит еще многое, но наш упор на знания о вере, практике благочестия, если они стали православными, их право быть таковыми должно быть полным. Греки туда принесли не православие, а что-то обрезанное, огрызок какой-то. Е. Никифоров: А в результате что? о. Георгий: Исповеди нет в принципе, а ведь это ключевой момент духовной жизни. Священники не знают, как исповедовать, верующие не знают, как исповедоваться. Этого нет! Служб кроме Литургии нет, вечерних служб нет, всего разнообразия богослужебной традиции нет, научения в вере нет, катехизической литературы нет, любой духовной литературы нет. Богослужебные тексты они перевели да, кое-что сделали. Но кроме этого я там ничего не видел, никто из отцов и не видел, чтобы греки там что-то делали на этой ниве. А люди не знают своей веры, не имеют возможности очиститься в таинстве покаяния, и конечно они ничего не чувствуют, поэтому отток такой большой там из православия. Храмы пустые, текучка огромная, отток большой. Е. Никифоров: Не получится, что вы предлагаете нашим священникам и прихожанам некоторые избыточные требования? о. Георгий: Конечно, если мы говорим о священниках, которым придется переучиваться, это будет нелегко. Любой привык служить так, как привык. Но в основном они понимают, что это необходимость, займет какое-то время, не случится мгновенно. Наш экзархат существует полтора года, и за это время уже 215 приходов, больше 200 священников. Не сказать, что мы совсем медленно движемся. Е. Никифоров: Судя по протестантским приходам в Америке, они могут выдержать богослужение, только пританцовывая, распевая. Это желание двигаться здесь то же? Или все же это миф на американской почве?

http://radonezh.ru/2023/08/25/pravoslavi...

Е. Никифоров: - А в семье ведь тоже нужно быть большим дипломатом. о. Игорь: - Семья – это главное поле применения дипломатии. Думаю, студенты МГИМО понимают, что такое элита, и прикладывают к учёбе неимоверные усилия. Это огромный труд. Ты можешь родиться в элитной семье, но если не будешь трудиться, то не станешь элитой. У тебя останутся манеры, ты будешь вести себя подобающим образом, шаркать ножкой и кланяться, правильно держать приборы. Внешние атрибуты у тебя будут, но элита — это не только внешнее, но и богатый внутренний мир. Для этого каждый должен трудиться. Е. Никифоров: - А как насчёт игры в гольф? Ведь за игрой в гольф встречаются люди состоятельные, влиятельные. Дипломату нужно там быть, чтобы находиться в обществе равных и устанавливать какие-то связи. Учат ли гольфу до сих пор?  о. Игорь: - Вопрос интересный, но я пока с этим не сталкивался. Вы меня заинтересовали, обязательно узнаю. Е. Никифоров: - А теннис? о. Игорь: - В МГИМО отличная спортивная площадка и открытое поле во дворе, этому уделяется пристальное внимание. Здесь и правила хорошего тона. Но думаю, что гольф — это что-то вроде домашнего задания, когда человек должен осваивать какие-то вещи сам. Е. Никифоров: - Гольф – это дорогое удовольствие. Даже членство в клубе является дорогим. В Подмосковье много предложений, но стоит это всё немало. Вопрос: - По телеканалу «Спас» показывали освящение собора Александра Невского в Волгограде. Патриарх освещал антиминс. Откуда в современном мире берутся мощи для антиминсов? Неужели их бесконечно дробят? о. Игорь: - Без антиминса не служится Литургия. Антиминс — это плат, который символизирует положение во гроб Спасителя. Туда вшивается частичка мощей мучеников, а не просто святых. Служить именно на мощах мучеников – это древняя традиция. В катакомбах это был естественный момент, а теперь частицы мощей раздаются по храмам. Мощи берутся от новомучеников. Допустим, в нашем храме Александра Невского при МГИМО в антиминсе вшиты мощи мученика Владимира Четверина. Это новомученик, наш современник. Есть люди, которые ещё могли застать его. XX век нам даровал большое количество новомучеников и множество прославленных святых. Частицы их мощей зашиваются в антиминс, и на них мы служим.

http://radonezh.ru/2021/10/18/k-800-leti...

М.Клименко: - Это сам Собор архиепископии русских приходов Западной Европы, эта архиепископия на особых началах, полуавтономных, назовем это так, находится в юрисдикции Константинопольской Патриархии. Е.Никифоров: - А Свято-Сергиевский Парижский институт? М.Клименко: - Он является учреждением этой архиепископии со всеми вытекающими последствиями. Более того, мне сейчас не очень понятно, когда мы говорим о том, как быть дальше... С Афоном мы более - менее разобрались, картина несколько прояснилась. Е.Никифоров: - Мне стало понятно и, надеюсь, нашим слушателям тоже. М.Клименко: - Мне теперь не очень понятно вот такое, например.  У нас треть Греции -  о чем Вы начали говорить, и мы сейчас разовьем эту мысль -  находится  в прямой или косвенной юрисдикции Константинополя. Что это значит? Греция в нынешних своих границах сформировалась как государство в 1947 году. Е.Никифоров: - Вчера. М.Клименко: - Позавчера, скажем так. А впервые появилась на мировой сцене как независимое государство -  в 1830 году. То есть процесс формирования занял больше ста лет. Первое, что сделал тогдашний греческий правитель Отто Виттельсбах, а он был католик, баварец, даже не грек, поскольку ему нужно было доказать неподчинение Церкви православной в своем королевстве, греческом патриарху, который был во враждебном государстве - Османской империи, Стамбуле -  он объявил своим указом автокефалию Элладской Церкви. Королевским указом. Примерно, как Петр упразднил патриаршество императорским указом, так и баварский король-католик Отто Виленбах объявил об автокефалии. Е.Никифоров: - На канонах не заморачивался, так же, как и Порошенко, как я понимаю. М.Клименко: - Совершенно верно. Один в один. Конечно, Константинополь остальные православные церкви этой автокефалии не признали и на протяжении 30 с лишним лет. Видите, сколько исторических параллелей, все происходит примерно по одному сценарию. Элладская Церковь в границах тогдашнего греческого королевства, которое было как маленькое королевство из сказок. Оно  находилось в схизме, пока не пришло понимание того, что этот вопрос надо как-то урегулировать. Король и иерархи пошли на поклон к тогдашнему Патриарху в Константинополе. И как-то мирно в 50-е годы, то есть почти через 30 лет, урегулировали этот вопрос с Элладской Церковью,  в границах того государства была дарована автокефалия. Затем греческое государство прирастало территориями, но не епархиями. И все, что вошло в состав Греции уже после 50-го года, когда была дана автокефалия Церкви Греческого государства в конкретных границах, от А до Я -  все это Константинополь оставил за собой! И сейчас мы имеем интересную картину, что можно перейти речку вброд и попасть внутри двух деревень из одной юрисдикции в другую. Или на пароме полчаса ты попадаешь на остров  - и узнаешь, что это остров Константинопольской Патриархии.

http://radonezh.ru/2018/10/23/zachem-rva...

А теперь он смог оттуда уехать. И он возвращается как раз после заключения Брестского мира, он возвращается домой в Киев, на Украину, которая по итогам опять того же Брестского мира стала тогда, вот отделилась от России, от Российской империи, и стала таким германским протекторатом фактически. Вот отсюда гетман, отсюда немцы, которые там присутствуют и так далее. И вот когда он возвращается в Киев, у него как бы появляется желание жить, потому что он снова оказывается в своем родном доме, на этой прекрасной улице. На Андреевском спуске. ,Е. К. Никифоров: - Самая красивая улица Киева… А. Н. Варламов: - Да, это чудесная улица, правда, красивая улица, прекрасная… Подол там. Ну, в общем, это супер. Е. К. Никифоров: - С этой церковью Андреевской восхитительной. А. Н. Варламов: - Да, да, да, Андреевской. Вот братья, сестры, друзья, и у него как бы появляется стимул жить. И он благодаря этому, происходит чудо, он просто избавляется от этой наркотической зависимости, больше к ней никогда не возвращается и работает в Киеве. Е. К. Никифоров: - Там еще женщины помогли. А. Н. Варламов: - Там на самом деле парадоксальным образом помог второй муж его матери. Потому что когда мама Булгакова, когда умер его отец, было горе в семье, ему было 16 лет тогда, Михаилу Афанасьевичу, то мама второй раз вышла замуж. И Булгаков очень ревниво естественно относился к этому человеку, к отчиму. Это был лечащий врач как раз ее мужа, Афанасия Ивановича. Но именно тот человек, к которому Булгаков обратился за помощью, он умолял: «только не кладите меня в больницу». Он был врач, но при этом больниц не любил. «Спасите меня». И тот действительно его спас. Он стал ему вместо морфия давать дистиллированную воду. На самом деле так легко от наркотика не лечатся. Так бы всех вылечили. Но Булгаков понимал, что если он сам себя не уговорит, что это способ. Я говорил с врачами, видимо, давал маленькую дозу морфия туда, потом уменьшал, уменьшал и так в общем вылечил. Е. К. Никифоров: - Вы думаете, он или ему уменьшали? А.

http://radonezh.ru/2023/02/17/mihail-afa...

Е.Никифоров: А как сейчас отец? Он всё-таки пожилой человек и уже прекратил пить. Он чувствует ответственность за судьбу твоего брата? За то, что испортил своей жене  значительную часть жизни? Вообще -  как он осмысливает свою жизнь? В.Николаев: - Как вам сказать? Честно и откровенно? Е.Никифоров: - Да, мы так и беседуем, чего ж нам скрывать? Тут, думаю,  наши слушатели понимают, что мы все -  профессоры, академики, епископы, священники, сантехники - братья и сестры,   в прямом смысле слова.  Разница между нами невелика. Я знаю, великие доктора наук спивались. И брендовые люди нашей культуры спивались. Мы знаем из истории музыки Мусоргский - образец такого пьяницы, запойного алкоголика, совершенно гениальный человек -  ладно, это XIX век. И в наше время есть  люди такие, масса талантливых людей, и это касается всех нас. Поэтому здесь уж нечего стесняться, это про всех нас говорится. В.Николаев: - Я думаю, что у моего отца было в этом плане.  Пытался я однажды в этом направлении с ним поговорить. Когда у нас разговор пошел на повышенных тонах, когда речь зашла о моем брате, о матери - мне показалось, что чувства стыда он не ощущает, к сожалению. Е.Никифоров: А почему? В.Николаев: У него всегда появляется слезливость, желание выпросить жалость к себе. Я ему пытался объяснить: папа, ты же помнишь эти моменты. Ведь была реальная возможность моего брата в этом плане приостановить. Он сразу уходил от ответа. Не дано человеку сказать: «каюсь». Е.Никифоров: А он вообще-то  православный человек, крещеный? В.Николаев: Православным он стал, потому что я крестил их, как говорится, сам. Я приехал, когда учился уже на 3-м курсе военного училища. Родители против крещения   особого протеста не высказывали, но    нужно было моё влияние. Я просто их взял, посадил в машину, привез в соседнюю деревню и силой воли своей заставил окреститься в церкви. Вот это крещение сказалось даже не столько на  отце, сколько на том, что моя мама, будучи уже очень больным человеком, стала легче переносить страшную физическую боль облучения.

http://radonezh.ru/text/viktor-nikolaev-...

Евгений Никифоров: - Как люди-то остались живы? Израэль Шамир: - Люди погибли в огромных количествах. После этого собрались силами и стали всё выстраивать. А северные и южные корейцы - они очень большие патриоты или даже националисты. Вот русские всегда жили рядом с нерусскими, тут тебе мордва, финны, поляки и ещё много кто. Всегда кто-то есть. А корейцы жили только среди корейцев. Эта страна - самая моноэтническая страна мира, как Япония. Только Япония - острова, а эти без островов. Вот такая странная вещь - у них возникает мощный импульс к тоталитарной жизни, огромному согласию.  Они все согласны. На юге - так, на севере - этак. Шведы тоже абсолютно согласны между собой. У японцев то же самое, они говорят: тот, кто высовывается - это гвоздь, по которому будут бить молотком. Евгений Никифоров: - Хотя там демократия, которая не лишает свободы? Израэль Шамир: - Моноэтничность способствует тому, что люди мыслят в унисон. Так что я не скажу, что это хорошо или плохо. Евгений Никифоров: - Я хотел бы, чтобы мы из этих суровых мест вернулись в наши палестины. Потому что Ближний Восток -это центр мира. Мне кажется, те процессы, которые сейчас происходят в Сирии, в Палестине, в Ираке – это главное, что происходит в мире. Что там ожидать в связи с тем, что сейчас политический вектор резко изменился? Израэль Шамир: - Больше всего меня беспокоит то, что происходит с моим любимым архиепископом Феодосием. Это единственный палестинский иерарх в Иерусалимской Церкви. 200 лет тому назад Иерусалимскую Церковь захватили греческие иерархи. Когда-то они правили и Русской Церковью, это было при Владимире Красное Солнышко. А в Иерусалимской Церкви и в Сирийской Церкви, тоже пришли к власти греки и никого другого уже не пускали. Такой у них был принцип действия. Затем в Сирии эту проблему решили тем, что взяли всех епископов-греков, посадили на корабль и отправили в Грецию. Евгений Никифоров: - А правильно ли говорят, что это в значительной степени естественно, потому что арабы со своим культом семьи не принимали монашества?  Поэтому и епископат не мог народиться? 

http://radonezh.ru/analytics/cheloveches...

Крест в Кремле. Программа посвящена прошедшему на прошлой неделе восстановлению в стенах Московского Кремля Памятного Креста Великому князю Сергею Александровичу Романову. 25.05.2017 10:37:59 Евгений Константинович Никифоров Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/05/16/22-00.html Евгений Никифоров: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона Евгений Никифоров. Сегодня мы будем говорить о событии, которое для меня лично является важнейшим за 25 лет деятельности " Радонежа " . Хотя мы и гимназии открывали и паломническую службу, и т.д. В  передаче вместе со мной участвуют Владислав Александрович Кононов, исполнительный директор Российского военно-исторического общества, и генеральный директор «Артпроекта» Евгений Егорович Королев. Е.Е. Королёв: - Здравствуйте! В.А. Кононов: - Здравствуйте! Евгений Никифоров: - Последнюю часть этого проекта, о котором мы сейчас будем говорить, они осуществляли во главе с Анной Витальевной Громовой. Это наш известный автор, человек, который занимается памятью Великого князя Сергея Александровича Романова. Многие смотрели, наверное, по телевизору восстановление в Кремле громадного 6-метрового бронзового креста,  посвященного памяти Великого князя. Крест стоит на месте убиения его террористом Каляевым. Но Каляевские улицы есть  по всей стране, а о Великом князе не знает никто. Хотя Великий князь был созидатель, а Каляев - убийца и разрушитель, нигилист,  напрямую террорист, и никак иначе его не назовешь. Почему 25 лет? Потому что именно 25 лет тому назад к нам обратились археологи Кремля и рассказали, как  они щупами прощупывали Ивановскую площадь  - и вдруг обнаружили пустоты. Стали смотреть, а оказалось, что Чудов монастырь снесли, а крипта Преподобного Сергея Радонежского полностью осталась. И мы с Дмитрием Гришиным, нашим замечательным историком стали бегать по кабинетам, писать письма, исторические справки. В результате я написал письмо Ельцину. Ельцин быстро отреагировал, буквально через неделю я получаю письмо. Вместе со Станкевичем он назначил нас быть председателями общественной  государственной комиссии по увековечению памяти Великого князя.

http://radonezh.ru/text/krest-v-kremle-p...

Украина. Никифоров: - Очевидно, что среди этой грызни, мелкой, подлой и корыстной, как оказалось, стоит глыбой, скалой Украинская Православная Церковь во главе с митрополитом Онуфрием. о. Андрей:  - Вообще украинская церковь, как никто, доказала верность Иисусу Христу и Церкви православной, Матери Божьей и всем святым как Украинская Православная Церковь. Она совершила чудо. Это длящееся чудо. Мы все боялись, что многие соблазнятся и уйдут в раскол. Никифоров: - Мы думали: ну, половина, ну треть, но отпадут. Ни одного! о. Андрей:  - Да, да, такая монументальная верность. У людей ясно проснулось экклезиологическое сознание. У нас отняли политические трибуны, нас не пускают на телевизор, нам не дают говорить вслух все, что мы думаем, но у нас есть Господь, молитвы, Литургия, свой Предстоятель, братство верных людей разных народов, Россия и прочее. Они церковным образом исповедуют веру. Это исповедники Церкви. Это такая красота! Потом, когда отдалится история - мы увидим это сияние этого исповедничества. Без богословия особенного, философских рассуждений, без драк, оружия, войны. Христос Господь, Церковь едина, сердце знает, где Церковь, а где не Церковь. Это важно! Когда человек сердцем знает. Человека можно обмануть, но сердце не обманешь. Никифоров: - А тут те же клобуки, те же панагии. о. Андрей:  - Да они в Софрино все покупают. Эти злодеи. Никифоров: - Но ведь различение духов – высочайший дар. о. Андрей:  - Духовный дар. Нужно понимать, где есть Дух Святой. Господи, помилуй, а где Его нет? Это простая бабка знает, простой тракторист. Это маленький мальчик знает, который три книжки в жизни прочитал и говорит, что вот то - Церква, а то- нет. Я знаю. Как ты знаешь? Откуда знаешь? Там не Церква, там клоуны, там кино снимают. Цацки понадевали на себя, гомосексуалисты, блудницы эти все. Это кино и разврат. Вавилон! А там Церква, там Христос, Святые Тайны, законные пастыри. Откуда у них это, у детей простых, это богословское знание? Без Духа Святого не разберешься. Тут икона, там икона, и здесь и там кадят одним и тем же ладаном. Но там что-то по-другому он пахнет. И эти злодеи тоже знают, что они злодеи. Как человек, который согрешил и привык грешить. Знает, что привык, но не может вырваться. Как епископ Гедеон рассказывал. Ему звонил раскольный епископ и говорит: пришли мне ладана. « А что, у тебя разве ладана нет?» - «Ну, хоть что-то будет каноническое». Они знают это все прекрасно.

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

Никифоров: -  В юности ты смотришь вперед. отец Александр: -  И не думаешь об этом. Е. Никифоров: -  Естественно, а зачем тогда об этом думать? Жизнь прекрасная, благоухающая, еще столько развития. Но с какого-то момента время идет вспять. Ты уже знаешь, что жизнь человеческая 70 лет, аще в силах 80 лет.  отец Александр: -  А больше их – труд и болезнь. Е. Никифоров: -  Все мы, перешедшие рубеж, понимаем, что это чистая правда. Сколько осталось, если тебе 60? Нужно поспешить, не растратить время. У тебя всё уже произошло, ты уже всё знаешь про устройство микрокосмоса, про семью, детей. Игрушки-то тебе зачем? У тебя есть реальные дети, которых надо реально воспитывать, кормить, просвещать, вводить в мир. Загоскин не просто дал поток великолепной фантазии, там же по-настоящему достоверное повествование, поучительное. отец Александр: -  Для меня чтение художественных книг по истории имеет очень важное значение. Первые книги мне подсовывала моя учительница в школе, потому что понимала, что не потяну вузовские учебники, но она тем предопределила мою профессиональную подготовку - я пошел на истфак. Я ей благодарен. Я сам не был человеком верующим в 15 лет. Она до школы была экскурсоводом в музее Ленина, но при этом достоверность, честность, принятие своей истории какая она есть, научило ее дать мне книжки. А это открыло уже мне дорогу. Е. Никифоров: -  Возвращаясь снова к теме разговора, хотелось немного сказать о том, как много параллелей в истории. Немцы, которые совершили столько ужасов в Великой Отечественной, которым бы стоило помолчать сейчас в разговорах о России, снова наступают на те же грабли. Поляки – стали гиеной Европы вновь. Иррациональная такая ненависть к русским, которую хорошо показывает Загоскин, снова повторяется. Славянское же общее тело! Нет, заматерелая ненависть к православию. отец Александр: -  Давайте обратимся к фигуре покойного папы Иоанна Павла II. Поляк, христианин, славянин. А говорит он, что Россия представляет собой огромное поле для евангелизации, потому что она фактически не крещена.

http://radonezh.ru/2024/04/12/o-romane-y...

Е.Никифоров: И эта честность зарабатывалась в течение длительного времени, они не подводили своих слушателей и своих читателей. А сейчас что происходит? Сейчас соврать, что плюнуть. Поэтому, во-первых, надо воздерживаться и, во-вторых, проверять источники. Я всегда спрашиваю, а где источник, особенно когда начинается клевета на Церковь, я говорю: «Все хорошо, я понимаю ваш праведный пафос, но где ваши источники информации? Откуда вы это взяли?» И большинство из этих источников, даже у тех, кто эксплуатирует православную тему, абсолютно недостоверны, там слова правды нет. И на это часто попадаются не просто обыватели, а серьезные, толковые профессиональные люди. Поэтому православные СМИ отличаются от неправославных тем, что они служат правде. Правда – это основа нашей веры. Мы служим истине – вот наша вера. Первые журналисты, кто это? Это апостолы. Апостолы были первыми журналистами. И задача православного журналиста – это уподобиться апостолам. Там и методы, кстати, все есть. К.Ковалев-Случевский: - Истина одна, а правды много. Е.Никифоров: Нет, мне кажется, что это умозаключение ради красного словца. К.Ковалев-Случевский: - Вполне вероятно. Е.Никифоров: Не очень это все убедительно. «Правда и истина сретостеся». Так что там, где правда, там и истина. К.Ковалев-Случевский: - Язык православных средств массовой информации отличается или должен отличаться от светских программ? Все-таки мы разговариваем по-другому. Е.Никифоров: И хорошо, тут двойственность. Потому что мы же не говорим на церковно-славянском языке, надо избегать любых сложностей, это неприлично по отношению к своим слушателям, которые просто тебя не поймут. Если ты хочешь что-то сказать, а мы служители слова, то есть мы передаем смыслы. Если мы хотим передать смыслы, то мы должны говорить на языке, который понятен нашим слушателям. Если мы начинаем имитировать некую псевдоцерковность, это недопустимо. Нужно понимать слушателя. И в церкви на службе тоже не бубнить, а говорить, разговаривать со своими прихожанами. Даже когда канон в храме читают, большинство даже не понимают, что читают. Здесь нужно быть осторожными, на нас ответственность за то время, которое мы тратим на людей и люди на нас. И мы должны бережно донести слово Божие, а не превратить в словесный, информационный шум.

http://radonezh.ru/2022/10/27/pravoslavn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010