Никифоров: - А вы не спросили, а у них-то когда? У них больше шансов. о. Андрей:  - Они понимают, что их царь в мире ничего не решит. А наш решит, если не все, то многое. У нас есть Большой Театр, великий балет, великая драматургия, Чехов со Станиславским, ядерные ракеты, нефть, газ, Северный морской путь - все есть. У них нет ничего, только ракия, хлеб свежий такой, и мамины песни, и святая Церковь. Никифоров: - Они держатся традицией. Во всем мире традиции вымываются, в частности -песни народные уже и не поют. А у них там, на Балканах, в Сербии еще жив этот традиционный уклад? о. Андрей:  - Трудно сказать. Наверное, да, хотя цивилизация уничтожает все. Помните, у Леонтьева книжка была «Средний европеец как орудие всемирного разрушения». Одно название книги чего стоит! Ее можно и не читать - в одном названии он все объяснил. Средний европеец в котелке с тросточкой, усиками, бонжур, мерси, позвольте, разрешите.. .Тот, что утром пьет кофе с круассаном, читает газету, интересуется политическими новостями, выкуривает сигару и никогда не ходит в Церковь, мечтает о свободе, прогрессе, любви, жалеет кошек и собак, не надевает меховую шубу, потому что ему лису жалко. Такой средний европеец, оружие всемирного разрушения, потому что он все уничтожает. Никифоров: - Каким образом? о. Андрей:  - Постепенно серость эта культурная, такая приличная зализанная, безвкусная серость, как Иов праведный спрашивал - есть ли вкус в яичном белке? Нет. Едят и пресное без соли. Вот и этот пресный одинаковый, стандартный человечек, у которого внутри пожар - Чернобыль, но он снаружи зашит сотней одежек, культурный, спокойный, у него нет метафизических вопросов. То - есть смерть, жизнь, вечная жизнь, страшный суд, совесть, Христос, ад, диавол, люди, ангелы - это его вообще не интересует. Чернобыль. Никифоров: - Вот этот средний человечек - или, скорее, среди этих средних человечков на Западе был создан сериал «Чернобыль», который сейчас прогремел по всему миру. Показал, что мир небезразличен к этой теме Чернобыля. Мы 30 лет даже не подходили к художественному осмыслению. Была только документалистика.

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

Е.Никифоров: - А вот в Германии в Трире находится Хитона Господень, и, насколько я знаю, в средневековые годы в Германии был туда, как Вы сказали, «млечный путь»... прот. В.Цыпин: - Да, их так называли тогда. Е.Никифоров: - Я видел его своими глазами: громадные мосты через реки, странноприемные дома - целая инфраструктура. Но сейчас там только паломники «Радонежа» прот. В.Цыпин: - А вот другой пример, пример несколько другого, может быть, курьезного характера. Помню свой разговор с одним из клириков знаменитого Кельнского собора, где мощи Трех Волхвов, обычно на Западе их называют «тремя Царями», которые пришли поклониться новорожденному Младенцу Христу. Известно, что западная традиция каждого из них снабдила именем, которое в священных книгах нам не известно. На вопрос к клирику этого храма: «Он лично считает эти мощи подлинными?». Ответ был: «Конечно, нет, но это объект почитания, и пусть он остается таким». Е.Никифоров: - На самом деле, как я понимаю, не столь это важно. Важно, что прославлен и царевич Алексей, и княжна Мария. Будут ли эти мощи сейчас обретены и признаны Церковью, или через какое-то время, для почитания и молитвы к этим святым и, соответственно, благодатной помощи от них, думаю, мало что изменится.  Прот. В.Цыпин: - Да, но это не значит, что можно вопрос о подлинности этих останков считать совершенно ничего не значащим. Не можем мы остаться в стороне от того, чтобы заключение, сделанное по их поводу, оценить так или иначе. Оценить как достоверное или вызывающее крайнее недоверие, или это останется в некотором подвешенном состоянии. Выводы будут, что очень похоже, но полной, совершенной уверенности не будет определенно. Е.Никифоров: - Современная журналистика, которая большей частью нецерковна и даже, можно сказать, антицерковна, считает, что Церковь подвержена политической конъюнктуре. Некоторые из членов Комиссии  Немцова (не буду их называть), мне говорили, что все всё прекрасно и тогда понимали, просто тогда была внутрицерковная борьба. Сейчас ситуация изменилась, и все будет хорошо. Насколько Церковь склонна, по Вашему ощущению, тогда и сейчас, и вообще  подвергаться политической конъюнктуре?

http://radonezh.ru/analytics/kakovym-bud...

Е.Никифоров: -  Для нас колокола не чисто техническое изобретение, как громадный мегафон для сбора верующих на богослужение. Техническое задание превратилось в настоящее тончайшее искусство. И. Коновалов: -  Выверенное веками. Колокола на колокольни собирались столетиями. Например, в Троице-Сергиевой Лавре мне принадлежит честь реализовать проект создания трех колоколов. Первые колокола там датируются 1420 годом, а последние были куплены в 1908 году. Голос к голосу - несколько веков собирали в Лавру уникальный инструмент. Е.Никифоров: -  Чтобы выбрать, слух должен быть музыкальнейший. И. Коновалов: -  Обязательно. Это явственно мы знаем от тех, кто обладал таким слухом и некоторыми музыкальными познаниями. Среди таких - царь Алексей Михайлович. В его царствование происходит отливка самых тяжелых и самых благозвучных колоколов, причем кратно: 2000, 1000, 500 пудов. Тут можно вспомнить и оставшийся Новодевичий монастырь, где действовал уже не царь, но его дочь Софья. Это Звенигород, куда недавно привезли новый колокол. Ростов Великий. Это не абы что, но гармоничное сочетание колоколов в подборе. Е.Никифоров: -  Кроме красоты звучания, к колоколам относились как к некоему мистическому инструменту. Ставили плашки Петри - микробы погибали. Я с радостью в это верил. Есть правда в этом? И. Коновалов: -  Конечно. В 1991 году «микробы» сами собой погибли, те, что с флагами красными ходили, по крайней мере, уменьшились в размерах. А перед собой вы видите экспонат, который с 1994 года не знает, что такое поликлиника по поводу гриппа, ангины. С тех пор как я начал звонить в Данилове, как его еще называют монастырь во имя святых отец семи Вселенских Соборов, как он и был основан при Иване Васильевиче в 1561 году, не знаю что такое простуды, а до того осаждал поликлиники. Е.Никифоров: -  Когда начинали лить колокола, потребность была огромна. Храмы восстанавливались, требовались колокола повсюду. Самое простое было сослаться на Афон, где било даже до сих пор присутствует. Традиция – кто ее будет менять. А вот в Москве стали многие стараться делать любые колокола, лишь бы продать. Предложений было много. А сейчас что в осадке? Сколько колокольных мастерских, которым можно доверять?

http://radonezh.ru/2023/10/09/sosudy-zve...

Никифоров: Научите, батюшка. Потому что сегодня мы получили информацию, если бы я 20 лет не занимался православным просвещением, то можно было бы впасть в ужасное уныние. Сегодня православным школам Москвы отказали в государственном финансировании, даже подушно. Всем негосударственным школам в этом отказано Ну, негосударственные школы – это ладно. Это большое явление. Но нас то (православных школ – ред.) меньше 20 школ в Москве! Мы посчитали, сколько там учится детей. Если собрать всех вместе – это примерно столько, сколько в одной московской школе! Иеромонах Филипп: Вы привели пример со школой. А есть тема приютов. Есть тема социальной работы церкви, которая сегодня не получает государственной поддержки. Никифоров: Почему такая дискриминация? Иеромонах Филипп: Мне кажется, это наследие советского времени. Все-таки еще продолжает влиять представление о религии как о неком враге государства, общества, что нельзя пускать в социальную сферу, вот они придут и заполнят все собою. Более того, часто звучит, что " у нас светское государство, церковь отделена от государства, поэтому мы не хотят иметь дело с религиозными организациями " . Вспомните, как давно говорят на тему социального партнерства религиозных организаций и государства, что давно уже назрел комплекс законодательных мер, которые бы позволяли государству платить бюджетные деньги на конкретные социально значимые проекты церкви. Почему сегодня, если монастырь занимается беспризорными детьми, он не имеет права получать никаких государственных дотаций? Никифоров: В школах " секспросвет " возможен и нужен даже, а " Закон Божий " – нельзя. Мы, конечно, должны будем обратиться к Святейшему Патриарху, потому как мы потеряем все школы. 70 процентов от бюджетного финансирования для православных школ. Если это все будет принято, то все. Иеромонах Филипп: Это же граждане России! Никифоров: Это гибель маленьких очажков, в которых воспитываются в благочестии и мудрости наши дети. В заключение хотел бы сказать, что Святейший Патриарх обратился со словами поддержки к Сильвио Берлускони и сказал, что " европейская демократия не должна поощрять христианофобию, уподобляясь богоборческим режимам прошлого " . К сожалению, мы знаем, что принесли режимы прошлого, и любое безбожие ведет к одному.

http://religare.ru/2_70832_1_21.html

Ибо краткое изложение, указавши день посвящения и прочее того же рода, продолжает так: „Действие совершалось почти таким образом. Во-первых, произносились молитвы по Англиканской литургии. Во-вторых, предлагалось слово к народу о достоинстве и обязанностях епископа. В-третьих, когда вышеназванный Иоанн преклонил колена, все вышесказанные лже-епископы возложили руки на главу и плечи, говоря: Accipe Spiritum Sanctum, et memento, ut suscites gratiam, quae in te est per manuum impositionem, non enim accepimus spiritum timoris, sed virtutis dilectionis et sobrietatis. В-четвёртых, по совершении немногих молитв благодарственных, действие окончилось“. Следует форма декрета, которая в первой своей части довольно отличается от той формы, которую предлагает Ле-Кьень, хотя и не противоречит ей. Экземпляр краткого изложения и декрета, опубликованного Есткортом, вышел из Священной Канцелярии 2 апреля 1852 года и засвидетельствован Ангелом Аргенти, нотарием сей Свя- Рассудительный читатель отметит, прежде всего, что здесь указуется только форма посвящения епископского, между тем Гордон в петиции своей излагал (хотя и ложно) только форму поставления пресвитеров. Отсюда является вопрос: считала ли Священная Канцелярия слова Иоанна Гордона о поставлении пресвитеров истинными или нет? Если она верила в их истинность, то приговор её, опирающийся на такой лжи, ничтожен; если считала лживыми, то отчего не поведала обстоятельнее о той форме? Во-вторых, он усмотрит, что форма, здесь указанная, не есть та, которая была в употреблении в 1688 году, по кр. м. в Англии, но прежняя, то есть форма 1550 и 1552 годов. Ибо она не имеет слов, прибавленных в 1662 году „ad officium et opus episcopi in ecclesia Dei quod jam tibi committitur et cet“. Говорится о словах, что они произнесены были всеми посвятителями. Далее, столь небрежно сообщена была форма, что написано gratiam вместо gratiam Dei и non enim accepimus вместо non enim dedit nobis Deus ( 2Тим.1:7 по Св. Иерониму). И при этом, в-третьих, описание действия на самом деле не согласно ни с теми книгами (т. е. чиновниками 1550 и 1552 годов), ни с позднейшей (т. е. 1662 г.). Ибо нигде в чиновниках наших не предписывается возложение рук на плечи; и многое проходится молчанием, как напр. представление, испытание, гимн „Veni Creator“. Что же говорится в кратком изложении в-четвёртых, отнюдь не есть истинно. Ибо после слов Accipe Spiritum Sanctum и дальнейших следует вручение Святой Библии с второй повелительной формой „Attende lectioni, exhortationi et doctrinae, et cet. Затем совершается Святое Причащение. Наконец в 1550 и 1552 годах следовала только одна молитва (Super hunc famulum tuum, quaesumus, Pater misericors), а в 1662 году присоединена была другая (Actiones nostras) вместе с благословением (Pax Dei quae exsuperat). „Небольшого же числа молитв благодарственных“ нет нигде. Далее „concio“ (речь) не предписывается в книгах 1550 и 1552 годов, но в первый раз является в чиновнике 1662 года, хотя вероятно,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Шелудяк Гридя [см. Гридя], холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Шелудяковы , крестьяне, 1624 г., Курмыш; 1638 г., Москва Шелутков Первуша [см. Первуша], посадский человек Шелуха см. Шалуха Шелухина Марья, холопка, 1603 г., Новгород Шелыга, Шелыгин : Иван Шелыга, земский целовальник на Белоозере, 1559 г.; Дмитрий Шелыгин, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Шелыгин Белка [см. Белка], 1550 г., Пошехонье Шелыга, шалыга, шолога – плешь, темя, маковка, вершина горы, посох с загнутым концом (Даль) [Ср. Шелога] Шелябуга Алексей Васильев, крестьянин, 1612 г., Арзамас Шеляко Григорий, крестьянин, 1627 г., Белев Шеляпин Герасим, крестьянин, 1640 г., Устюг Шемарин Стеня [см. Стеня], крестьянин, 1628 г., Белев Шемаук Лев Михайлович Темирязев [см. Темирязев], 1577 г., Коломна Шемела ( Шепела ) Васильев, царский конюх, 1573 г. [Ср. Шепела] Шемерденов Кузьма, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Шемет Григорьевич Мотякин [см. Мотякин, Шеремет], 1551 г.; Шемет Юрьевич Воейков [см. Воейковы], 1550 г., Ржева; у него сын Нелюб [см. Нелюб] Шеметов; Шемет, слуга Терехова Рязанского монастыря, 1583 г. [см. Игошкин] Шемяка кн. Дмитрий Юрьевич, умер в 1453 г.; кн. Александр Андреевич Шаховской [см. Шаховские], вторая половина XV в.; кн. Дмитрий Давыдович Гагарин [см. Гагара], 1550 г.; кн. Иван Васильевич Пронский, боярин, умер в 1550 г. [см. Бохов, Горюн, Долгово-Сабуров, Огорелка] Шенур см. Шонур Шеншин Беляй [см. Беляй], посадский человек, 1585 г., Псков; Шеншины, помещики, XVI в. и позже Мценск [см. Умай] Шепела Осипович Овинов [см. Овин], боярин, XV в., Новгород Ср. чепела – сковородник (Даль) [Ср. Шемела] Шепель, Шепелев : Шепель, крестьянин, 1499 г., Владимир; Петр Юрьевич Шепель, по родословным преданиям жил в конце XIV в.; от него – Шепелевы; Ошурок [см. Ошурок] Иванович Шепелев, 1538 г., Кострома; Степан Григорьев Шепелев, 1566 г. Шепель, чепель – железная лопатка для очистки пеньки от кострыки (Даль) [Ср. Чепель] Шеплин Яков, москвич из Кадашевской слободы, 1638 г. Шептяк Карабанов, начало XVI в., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

—697— Последние читаются с неизбежными вариантами, но без существенных отличий от текста, известного по Стоглаву. Из вопросов перенумерованы только 30; остальные 7 идут без нумерации. Затем следуют царские предложения о земских делах, начинающиеся так: „Говорити перед государем, и перед митрополитом, и перед владыки, и перед всеми боляры дияку... Отец мой, Макарий митрополит, и архиепископы, и епископы, и князи, и бояре. Наряжался есми х Казани“ и т. д. Жданов говорит, что всё это списано, по-видимому, Евфимием с подлинника, полученного от самого арх. Феодосия, присутствовавшего на Стоглавом соборе; что Феодосий свой список царских посланий и вопросов получил или сделал, без сомнения, во время самого собора, тотчас после которого удалился в Волоколамск. Всё это, по Жданову, придаёт особенную цену Евфимиеву списку. Вопросы о земских делах, читающиеся в р. Евфимия и отсутствующие в Стоглаве, следующие: о местничестве, о более справедливой развёрстке поместий между служилыми людьми, о том, как поставить в тягло избывшие его новые слободы, о корчмах, о пошлинах по дорогам и на мостах, о заведении вотчинных книг, о записи даваемых поместий в книги; о вдовых боярынях, о Наганских гостях и послах. Поход на Казань, о котором упоминается в рукописи, был совершён осенью и зимой 1549–1550 г.; в Москву царь вернулся 23 марта 1550 г. Таким образом, заседание, где рассматривались указанные земские дела, происходило после марта 1550 г. Сопоставляя предложение р. Евфимия: „Да у монастырей, и у князей и у бояр слободы внове починены, и где были старые, извечные слободы, государьская подать и зямская тягль изгибла, и вперед как тому быть? И взрите в дедовы и в баткове в уставные книги, каков был указ слободам, инобы так и ныне учинити“ с 98-ой гл. Стоглава, Жданов говорит: „В начале главы помечено, что об этом приговоре митрополит рассуждал с царём в сентябре 7059 (1550) года, то есть, ещё до открытия Стоглавого собора. Внесение этого до-соборного рассуждения указывает на то, что собор 1551 г., не сделав никакого нового постановления о слободах, припомнил только преж-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вып. 4. С. 577). В ст. 91 Судебника 1550 г. предписывалось вывести «торговых людей» при участии жителей посада из городских владений мон-рей, где теперь разрешалось жить только нищим. Это решение встретило сильное сопротивление, и уже 15 сент. 1550 г., после встречи митрополита и царя, было принято решение, по сути отменявшее ст. 91 Судебника (гл. 98 Стоглава). За Церковью были сохранены старые слободы с проживавшим в них населением «по старине», а новые слободы должны были «тянути з гороцкими людми во всякое тягло», люди, поселившиеся в них после писцового описания, должны были вернуться в посад. Церковь также принимала на себя обязательство «новых слобод не ставити и дворов новых в старых слободах не прибавливать». И в данном случае речь идет о компромиссе, достигнутом ценой взаимных уступок. Интересы Церкви затрагивала и ст. 43 Судебника 1550 г., которой предписывалось не выдавать новых тарханных грамот, освобождавших владения от уплаты основных гос. налогов, «а старые грамоты тарханные поимати у всех». Установление это не было направлено специально против Церкви, но многие церковные учреждения были обладателями таких грамот. Постановления ст. 43 Судебника были реализованы во время пересмотра жалованных грамот в мае 1551 г.; большинство податных освобождений сопровождалось теперь формулой «опричь ямских денег, и посошные службы, и тамги». Такие ограничения распространялись, напр., на все владения Троице-Сергиева мон-ря. От уплаты налогов были освобождены владения архиерейских домов (была подтверждена тарханная грамота 1538 г. Коломенскому епископу на слободы в Коломне) и Иосифова Волоколамского мон-ря, к-рому были подтверждены все тарханные грамоты Василия III (это самое раннее свидетельство особого расположения И. В. к обители). Ряд почитаемых обителей, как, напр., Кириллов Белозерский и Соловецкий в честь Преображения Господня мон-ри, сохранили в 1551 г. право беспошлинной торговли солью, но в сер. 50-х гг. XVI в. они это право утратили. Серьезно затронула интересы Церкви еще одна мера, предусмотренная проектом реформ 1550 г.,- отправка писцов для проведения нового податного описания, с к-рым следует связывать введение новой единицы обложения - «большой сохи».

http://pravenc.ru/text/469782.html

Почему «Радонеж»? Почему мы решили так назваться?  Братство или общество преподобного Серия -это звучало бы тяжеловесно. Тогда, в 90-е, вызвало бы большое отторжение. Антирелигиозная пропаганда шла вовсю и давала о себе знать. Во всяком случае, обращаться в государственные органы было бы даже бессмысленно.  А. Простокишин: - А сказали бы: пропаганда власти... Е. К. Никифоров: - Нет, это не пропаганда, а устоявшиеся советские атеистические стереотипы. Поэтому братство наше назвали «Радонеж». Возникло оно из небольшой группы близких друзей, чад отца Амвросия Юрасова. Эти люди, почти все выросли большей частью в нерелигиозных семьях. Многие из них потом крестили своих родителей. И это процесс абсолютно мистический. Это не связанно с конъюнктурой, с идеологическим самоопределением. Я чувствовал, что нас Господь ведет. И каждый раз по принципу «это - не это» отбрасывалось то, что не соответствовало внутреннему камертону, который представлялся Духом, Богом. Многие же до этого прошли через восточные медитации, мудрость Востока.  А. Простокишин: - Тогда это было модно.  Е. К. Никифоров: - Это единственное, что было понятно! Это было просто. Проще, чем православие. Иногда говорят о миссии. А я приду к неграм на остров, как я их зацеплю?  А. Простокишин: - Бубен и харе  Кришна! Е. К. Никифоров: - Отец Олег Стеняев был в Индии.  Как-то он сел у знаменитого красного Форда в центре Дели, это грандиозная крепость, вроде нашего Кремля. Взял бубен и стал бить в него и кричать: харе Иисус!  Моментально вокруг него собралась толпа.  Отец Олег не знал языка, но хотел привлечь людей хоть такой проповедью.  Я считаю, что это странный атавизм, когда мы отпеваем какого-нибудь человека, мало имеющего отношение к Церкви, и батюшка говорит: «несомненно, исповедовавший Троичность Божества». Формула есть формула, надо над любым это читать. А спроси православных, что есть Троица – скажут, конечно, но мало.  А помните это дореволюционное заблуждение, когда под Троицей понимали Господа Иисуса Христа, Матерь Божию и святителя Николая? Таких сейчас нет, конечно. Громадная интеллектуальная работа была проделана человечеством, чтобы так сформулировать. А преподобный Сергий понимал эту проблему, в его распоряжении была средневековая Россия, еще совершенно не просвещенная Духом Святым или всеобщей грамотностью. А он проповедовал Троицу. Он был певец святой Троицы. Его ученик Андрей Рублев воплотил в красках учение преподобного о Троице, троичности бытия, которое заключается не в Ветхозаветном сюжете, что шли три путника, сели, тут Авраам и Сарра, бытовой сюжет, принес-унес.  Нет Авраама и Сарры на этой иконе вообще - причем здесь они и Пресвятая Троица - учение о Божестве?

http://radonezh.ru/2021/04/20/trudno-pov...

 В ближайший год-два будет завершено написание необходимых электронных курсов, и в целом ряде семинарий она будет введена и постепенно заменит заочное образование. Думаю, это значимый прорыв, который послужит делу повышения богословской квалификации наших клириков.  Не могу не сказать, что при личном подвижническом участии главы факультета санкт-петербургской духовной академии Елены Михайловны Гундяевой  осуществлен прорыв в регентском образовании. Сейчас начинают выпускаться молодые, одаренные девушки, которые придут на смену старым кадрам в регентском служении.  Е.Никифоров: - Последний мой вопрос - перестройка в системе духовных школ оказалась болезненной для некоторых из них, особенно то что связано с Московской духовной академией и Сретенской семинарией. Какие Вы видите здесь проблемы?  Прот. Максим Козлов: - Идея находится в развитии, становлении. Священноначалием поставлены задачи. Разумно избежать дублирования, когда один профессор в двух-трех семинариях читает один курс. Один и тот же профиль магистратуры реализуется в двух или трех семинариях. Надо увеличить взаимодействие, правильно определить подбор студентов и на бакалавриат, и на магистратуру, сделать так, чтобы лучшие стороны каждой школы могли стать доступными для всего нашего студенчества. Е.Никифоров: - За этот час я понял одно: Вам предстоят грандиозные труды, задачи масштабные, дай Вам Бог сил и здоровья, чтобы это осуществить, и наша Церковь засияла, как светоч премудрости всему миру.  Прот. Максим Козлов: - Поступательные и уверенные процессы развития духовного образования будут продолжаться, и сейчас уже ситуация несопоставима с тем, что было 12-15 и тем более- 20 лет назад. В будущем развитие этой системы принесет свои добрые плоды.  Е.Никифоров: - Спасибо, отец Максим!  Прот. Максим Козлов: - Рад совместной работе! Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2020/01/28/22-02 Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:      

http://radonezh.ru/2020/01/24/processy-r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010