Евгений Никифоров: - Дорогой отец Александр, я вам очень признателен за сегодняшний рассказ об этом замечательном человеке, с такой удивительной судьбой: разбойники, путешествия, в 30 лет епископ, совершает замечательные, назидательные чудеса, пишет чудесные стихи. Я хотел в заключение нашей программы, чтобы Вы закончили каким-нибудь сочинением, которое характеризует этого человека как личность. Протоиерей Александр Шабанов: - Есть гимн кельтского христианства, называется: " Олений крик " . Там есть такие строчки: «Я восстаю сегодня силою небес и солнечным светом, лунным сиянием, блеском огня, дыханием ветра, глубинами моря, твердию земли, крепостью скал. Я иду с Богом в этот час». Евгений Никифоров: - Замечательно. Мне кажется, что это из образцов церковной поэзии, разве что псалмы Давидовы такой поэтической красоты и вместе с тем - духовности. Спасибо большое. Мне очень приятно, что святой Патрик входит в нашу жизнь. Для наших братьев и сестер достаточно авторитета владыки Иоанна (Максимовича). Протоиерей Александр Шабанов: - Митрополита Антония. Евгений Никифоров: - Отца Серафима Роуза, который был ревнителем. Все они были глубоко почитаемыми православными людьми. Их авторитет освящает имя святого Патрика и дает ему дорогу в нашу церковную и духовную жизнь. Мы сегодня говорили о святителе Патрике, который принадлежит V веку нашей эры, ещё неразделенной нашей Церкви, святом с «острова святых», с зеленого острова - Ирландии. Который почитается, как оказывается, во всем мире, и, в частности, нашими православными собратьями - греками и Зарубежной Церковью уже давно. Это сертификат качества, подтверждающий, что святой Патрик - православного вероисповедования. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

Он более гипотетический. Известно, что в Константинополе законности нашей автокефалии не признавали, однако общение не разрывали. Православные греки находились в зависимости от материальной помощи, которую им оказывала Москва, и отчасти от Москвы была и некая защита. В конце столетия стало великое европейское государство - Московская Русь. Конечно, несоизмеримое в то время по своим масштабам с Османской империей, но, тем не менее, весьма веское. Е.К.Никифоров: - А Константинополь смирился с тем, что Москва де-факто получила автокефалию, или были сомнения, возмущения, претензии? о. Владислав : - Просто не признавали. Не заостряли эту тему. Но каждый раз, когда возникал вопрос, то говорили, что это незаконно, что нельзя ставить первого епископа без благословения Константинополя. Это, кстати, обнаружилось во время суда и преследования преподобного Максима Грека. Статьей обвинения, ему предъявлявшейся, было непризнание нашей автокефалии. Е.К.Никифоров: - То есть, рана давнишняя? о. Владислав : - Да, но она была уврачевана окончательно, когда в 1589 году после долгих и трудных переговоров была издана Уложенная грамота об образовании Московского Патриаршего престола. Вот тогда в Константинополе сочли русскую Церковь получившей автокефалию из Константинополя. Некоторые наши церковные историки весь этот период от 1448 до 1589 года считают промежуточным: как бы еще не до конца автокефальная, но уже по факту таковая. Так это выражено в самой авторитетной и подробной истории Церкви у Митрополита Макария. Е.К.Никифоров: - Если не церковно-исторически, то канонически претензия Константинополя на такое первенство чести и власти, как оказывается, все-таки имеет основание? о. Владислав : - Первенство чести никогда не оспаривалось, разумеется, после того, как произошел разрыв с Римом. Поэтому вопрос об объеме власти, полномочий, прерогатив Константинополя не стоял, пока Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата. Хотя она и обладала неформальной фактически широкой автономией ввиду удаленности, большой территории, значительного населения. Она была во всем иной, чем обычные греческие митрополии там, на территории самой Византийской империи. Но, тем не менее, она входила в Константинопольский Патриархат. Вопрос о власти, собственно, не стоял. Власть из Константинополя была реальностью, которая была канонически правомерна. Вопрос был об объеме этой власти. Но это уже технические или частные темы. А с тех пор, как мы стали автокефальной Церковью, как и другие подобные, мы признаем первенство чести Константинополя, но это только первенство чести. Из которого вытекает предстояние перед престолом при совместном Богослужении первоиерархов - первое место занимает Константинополь, при подписании актов и, очевидно, на совещаниях председательство. Но другие православные Церкви не поддерживают далеко идущих претензий Константинополя и никаких властных полномочий, вытекающих из первенства, не признают.

http://radonezh.ru/2018/06/04/predostavl...

о. Андрей:  - Это наши те города советские, в которых есть парикмахерские, детские садики, клубы, кафе и рестораны, больницы, школы, стадионы - инфраструктурно там есть все. Но там нет церкви. Потому что это новый город. Как наш Обнинск. Потом там уже проросли цветы сквозь асфальт. Это интересный момент, он в фильме не прозвучал. Никифоров: - А мы-то знаем, что там недалеко в старом селе церковь Илии пророка. Чудо, но в этой церкви не было радиации. Кругом громадный фон, а внутри нет, минимальный. о. Андрей:  -. В храме во имя Преподобного Агапита я служил настоятелем 10 лет. Он лежит там, в киевских пещерах, ожидает воскресения мертвых. Убитые радиацией зерна клали ему на руку, два-три зернышка, они оживали и прорастали. Совершенно уничтоженные сверхдозами радиации, прорастали и оживали на руках святого. Благодать Божия лечит человека. Можно пить вино, водку и йод от радиации, а можно и йод глотать, и Богу молиться. И оно вместе даст эффект. Там много простых полесских сел, там церкви были. И сейчас там живут так называемые «самоселы».. Никифоров: - Для меня это тоже явный символ. Сначала взорвался Чернобыль, а потом и сама страна. И Путин говорит, что это главная геополитическая катастрофа. о. Андрей:  - Это же не шутки. Устоявшаяся страна, огромная территория, и когда ты начинаешь делиться  - это по сердцам проходит. Делятся семьи, страны. Жившие бок о бок люди начинают вспоминать, что один грузин, а второй армянин, и так далее, начинается дробление на тысячи разных народностей. А потом вспоминают исторические обиды, предъявляют счета за прошлое. Обостренное пробуждение национального самосознания. Это настоящая катастрофа. Грузия. Никифоров: - Сейчас в Грузии что происходит? Народ-то маленький. 3,5 миллиона всего лишь. Четверть Москвы, даже меньше. Вдруг такие крики, столько эмоций из-за того, что кто-то сел не в то кресло! Оказывается, что депутат Гаврилов не имеет вины в этом. Его посадила пригласившая сторона, по протоколу, который заранее был согласован, сесть на место спикера грузинского парламента. И вдруг волна ненависти. Мало того, грузинский национализм.

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

Гудзяк во время второго майдана откровенно призывал «прйми дух Майдану». Е.Никифоров: Там все были в эйфории и восторге. Р.Калинчук: Лукавый всегда дает подмену. Природа не терпит пустоты. Уходит одно, должно прийти второе, хоть суррогатное. Если нет аскетического чувства, то будет дано эмоциональное – прими дух майдана. Мы-то знаем, кто первый в истории бунтарь. Е.Никифоров: Наша революция приобретала культурные формы люциферианства. Я видел в одном из городов Сибири в одном дворе прямо из земли громадная рука с факелом. Ясно, что рука не подвижника Христова, а огонь геенский. Символы все эти очень значимы. Сатанизм не просто страшилка, а продукт, который распространяют цивильные люди, в пиджачках, вежливые, образованные. Говорить с ними конечно невозможно, на простые вещи ответить они уже не могут. Р.Калинчук: Говорить с ними можно. Образованные люди. Гудзяк умеет интересно сплетать мысли. Глава униатов Шевчук очень улыбчивый, знает 8 языков, сам тембр речи имеет ласкательный. Конечно, если человек не тверд в ере, то звучит это очень искусительно. Тот же   Шевчук году в 2019 сказал, что Церковь должна заниматься воспитанием сознательного избирателя (!). Е.Никифоров: С их точки зрения Церковь - социальный институт. Они масштабно занимаются различной гуманитарной помочью, делами милосердия, мать Тереза мечется по Индии. Дела добрые, но они призваны воспитывать милующее сердце. Если это для других задач, то придет обмирщение. У нас тоже есть риск такого. Мы все этого очень боимся, что Церковь будет служить не Богу, а государству, подменит социальные институты, вместо того, чтобы выполнять главное – вести человеку ко спасению. Аскетическая практика покоится на жертве. Человек своим временем, близкими, эмоциями жертвует, отказывается от чего-то, чтобы стяжать Царствие Небесное. Р.Калинчук: Надо уточнить то, о чем писал апостол Павел. Он говорил, что евреи имеют ревность, но не по уму. Человек существо такое, которое любую религию сведет к правилам. Куда повернуться, где встать, можно ли накануне усекновения варить борщ – капуста ведь напоминает голову...

http://radonezh.ru/2023/07/17/uniatstvo-...

Е.Никифоров: - Это «YMKA-Press» издание? Ю.Кублановский: - Да. Накат этой литературы открывавший мне по-новому, и часто и впервой, русское мировоззрение, каким оно было в Серебряный век и параллельно советская жизнь и культурная жизнь, которая, несмотря на десятилетия советского террора, корнями уходила в Россию, в русскую культуру. Это жизнь была многоспектральная, когда это стихотворение было написано. Так бы я сказал. В чем-то даже эта жизнь вызывает ностальгию, потому что тогда было более четкое ощущение противника, которым было атеистическое государство, не дававшее вспоминать о растрелянных и замученных, не дававшее свободно молиться. Особенно в провинции интеллигент не мог лишний раз в церковь зайти или легально крестить своего ребенка - были бы неприятности на службе. Е.Никифоров: - Вон Ратушинскую, поэтессу, посадили в 80х! Ю.Кублановский: - Ирочка, да, замечательная. Е.Никифоров: - «За религиозную поэзию» - так и было написано в приговоре. Ю.Кублановский: - Поразительно. Она скончалась пару лет назад. Я был на ее отпевании. Это удивительный был чистый человек, так же как Валерий Сендеров, тоже уже покойный. Поколение наше, которое жило духовным сопротивлением коммунистическому режиму уже сходит на нет. Я сейчас с большим личным чувством посмотрел фильм Андрея Смирнова «Иностранец», который как раз о зарождении диссидентства и о первых выходах из лагерей, 56-57 год. Знаете, Ахматова говорила, что вот начнут выходить из лагерей зеки и «сейчас две России посмотрят дуг другу в глаза – та, что сажала, и та, что сидела». В этом фильме это и происходит. Это фильм с душой, сердцем сделанный. Это сейчас очень редко, чтобы в произведении искусства - в киноленте, стихотворении, прозе, почувствовать биение живого теплого сердца автора. Этого нет. Мы жили именно этим. Мы жили во внутренней горячности, жажде справедливости. Сейчас, к сожалению, поостыл народ. Хоть трудно было жить, писать, а публиковаться невозможно, были в той жизни свои плюсы, которые помогали сформовать и сформировать характер и мировоззрение.

http://radonezh.ru/2019/12/30/my-zhili-v...

Василия Стрельцова. В 1834 году (или в конце 1833) Михаил Никифоров принимает фамилию Сокольский, которой и заверяет все документы последующих лет. Интересен тип записи, которой священник завершал метрику на каждого родившегося: «Молитвословил, имя нарек и крещение совершил священник Михаил Никифоров Сокольский». 2. Диакон Стефан Стефанов. 3. Дьячки: Михаил Никифоров (упомянут в 1830 г.), Михаил Капитонов (упомянут в 1827-1835гг.). 4. Пономари: Герасим Петров (1827-1833), Николай Григорьев (упомянут в 1835 году). В 1849 г. радением нового священника Василия Стрельцова на выркинскрм погосте возводится ныне существующий каменный Богородицерождественский храм с приделами Св. Николая Чудотворца и Обретения главы Св. Иоанна Предтечи (что, опять же, ставит под сомнение существование Крестовоздвиженского придела в старой деревянной церкви, проданной затем в Дубровку, а еще впоследствии времени - в Кабаново; кроме того, некоторые источники утверждают, что Иоанновский придел был освящен в память Усекновения головы Иоанна Предтечи: этот вопрос, к сожалению, также пока остается открытым). Именно в этот период Дубровка и Зуево образовывают самостоятельный приход. Копия самого старого документа, подписанного новым священником и хранящаяся в архиве автора, датируется 1865 годом. О построенном им храме имеются следующие интересные свидетельства. Автором проекта называют П. А. Елецкого. Десятипудовый язык для нового колокола на новую же колокольню в одиночку занес по лестнице крестьянин деревни Федорово Федор Иванович Ванцинов – богатырь по прозванию «Наковальня». Плохо сохранившиеся метрические книги 1870-х годов позволяют восстановить штат данной церкви за этот период: 1. Священник Василий Стрельцов. Самая поздняя из обнаруженных его записей датируется 1878 годом. 2. Диакон Тимофей Смирнов. 3. Исполняющий должность псаломщика Евгений Никольский (упоминается с 1874 года – это наиболее ранняя запись о его служении: именно он станет отцом прославленного в сонме новомучеников священника Василия Никольского, благочинного, настоятеля Богородицерождественского Зуевского собора).

http://sobory.ru/article/?object=06322

Е.Никифоров: - Много существует благочестивых преданий и о том, что Сталин исповедовался у него или у других иерархов нашей Церкви, что он был крипто-христианином. И об иконе, с которой он сам, Сталин, летал вокруг Москвы на самолете. Или кто-то по его приказу летал с иконой вокруг Москвы. Есть ли какие-то документы, известные исторической науке, церковной исторической науке? Хотя бы достоверные отзывы, подтверждающие этот факт? прот. В.Цыпин: - Документов, я  думаю, нет или, по крайней мере, они не известны, если не считать документами воспоминания с чужих слов. Дальше этого, по-моему, ничего не идет. Е.Никифоров: - Нашему-то православному сознанию достаточно, если есть  не пустые болтуны и сочинители. Есть ли такое предание из уст людей, которым можно доверять? прот. В.Цыпин: - Но они ведь говорят, что слышали, и только о том, что им  самим рассказывали. А дальше требуется проверить, насколько это достоверно. Я тоже слышал такую историю, поэтому могу сказать: «я слышал такую историю». Я мог бы дистанцироваться и сказать: «я слышал» или: «вот что я слышал». Поэтому некоторый скепсис к оценке сказанного не означает негативной оценки к тем, кто подобную информацию сообщает, публикует. Просто у каждого своя степень доверчивости.  Е.Никифоров: - Давайте вернемся к этой теме, она очень интересная. Но сначала ответим на телефонный звонок. – Я - Ольга из Москвы, хочу вас поблагодарить, за Ваше служение на Радонеже. Первый вопрос-предложение: могло бы наше священноначалие благословить крестные ходы или полеты вокруг Москвы и Московской области, по границам РФ, с чудотворными иконами Богородицы? С Владимирской, в первую очередь, затем -  святыми Царственными мучениками и иконами наших прославленных воинов?  Второй вопрос: скажите, батюшка, можно внести такое новшество (оно не совсем новшество, потому что на Пасху такое практикуется) - сначала читается  Евангелие на службе на церковнославянском языке, а потом для тех, кто стоит вдалеке и не слышит, или пришел вновь и не понимает Евангелие, перечитывать Евангелие на русском, можно даже в микрофон, чтобы все слышали?

http://radonezh.ru/analytics/kakovym-bud...

Евгений Никифоров: - А как сейчас? Разработана ли православная иконография? Протоиерей Александр Шабанов: - Вы знаете, я слежу последние 20 лет, у нас здесь, в России пишут очень хорошие иконы. Неплохое решение лика святого Патрика. Я должен сказать, что большая работа относительно кельтских, ирландских святых проводится благодаря трудам протоиерея Михаила Насонова. Это настоятель нашего Патриаршего подворья в Дублине - храма Петра и Павла. Там шикарный иконостас. Разные варианты изображения и Патрика, и Бригитты, и Коломбы, малых и немалых кельтских святых. Я думаю, что после события 9 марта с. г. количество икон Патрика и их вариантов должно увеличиться. Евгений Никифоров: - А как вы думаете, с чем было связано такое решение? Вроде бы у нас множество мучеников, мы прославляли их в течение всех 25 лет церковной свободы. Столько своих святых русских и признанных православных! Протоиерей Александр Шабанов: - Мне сложно отвечать, что я не хочу гадать. У меня есть предположение, что, может быть, это следствие встречи святейшего Патриарха и папы Франциска под теплым гаванским солнцем. Было намечено, что мы будем сотрудничать - я помню эти документы - в развитии исторических, культурных исследований. Может быть, это сыграло роль? Может быть, внутри самой церковной полноты наблюдалось все более частное обращение к этим святым, к Патрику, по крайней мере. Знаете, что я вам хочу сказать, я, когда анализировал - вдруг понял, что это впервые в истории русской, той которая является наследницей российской православной Церкви событие, когда мы сами, не глядя на греков, антиохийцев или кого-то ещё, приняли в свои святцы святых принадлежавших временам до раскола, западных святых. До этого подобного ведь не было, мы никого не принимали. Может, мы смотрим, что делала Зарубежная Церковь и как бы дублируем - нет, вряд ли мы дублируем, по крайней мере, учитываем опыт зарубежной Церкви, и поэтому включили в наши святцы. Евгений Никифоров: - Зарубежная Церковь сделала это раньше. Протоиерей Александр Шабанов: - Да. Я говорю, что доклад Иоанна Максимовича состоялся в 1952 году, а потом уже святые были внесены в святцы. Я помню, что в 90-х годах был издан на английском языке свято - Германовский календарь в Платине. Кстати, отец Серафим Роуз - один из первых авторов, через которых мы узнали этих западных святых. По моему, в 1991 году кто-то репринтом издал его брошюрку «По стопам святого Мартина Турского и Патрика Ирландского». Уже тут было такое откровение.

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

-Батюшка, Вам известно что-нибудь о явлении Божией Матери Митрополиту гор Ливанских Илии во время его молитвы у себя в пещере? Перед началом II Мировой войны, когда Гитлер напал на Советский Союз, ему было велено передать Сталину не сдавать Ленинград и Сталинград. Хотел узнать, можно ли  ему  установить праздник по поводу этих событий? Е.Никифоров: - Простите, кому праздник? – Митрополиту гор Ливанских Илии. Е.Никифоров: - То есть, канонизировать его? – Нет, не канонизовать, но, видимо, как-то учесть это … Е.Никифоров: -  Т.е. Вы считаете, что его святость доказана, и она настолько велика, что это надо внести в церковный    календарь? – Думаю, что да, бои были ожесточенные… прот. В.Цыпин: - Конечно, об этом были публикации. Известно, что митрополит Илия был большим другом Русской Православной Церкви и, очевидно -  другом России во времена, предшествовавшие войне. Он сострадал гонимой Русской Церкви. Но когда началась война и вопрос встал о существовании самого православного русского народа -  он горячо сочувствовал нашему государству и  молился о его победе. Что касается его конкретной переписки с руководством нашей страны, мне тут точно ничего неизвестно. И из тех публикаций, которые мне знакомы, я думаю, с полной очевидностью  ничего определенного не вытекает. Можно так сказать: да, возможно каким-то образом с кем-то он обсуждал эту тему, но что он ее обсуждал с высшим руководством нашей страны - в этом можно сомневаться. Возможно, его высказывания были переданы в Москву, но приезжал он в нашу страну, когда победа в войне уже была одержана, и его встречали в высшей степени дружелюбно. Это относилось не только к нашему священноначалию, представители государственной власти также выразили к нему дружелюбное отношение. Всё это является косвенным основанием, чтобы увидеть, что он был более других архипастырей братских Церквей причастен к тому, что тогда происходило. Но подтвердить, что по его совету, его настоянию были совершены определенные действия – Например, самолет с иконой облетал Москву, у нас нет твердых оснований. Я не очень представляю, о каком празднике может идти речь, но если Вы полагаете, что митрополит гор Ливанских Илия может почитаться среди святых, то это не прямое дело нашей Русской Православной Церкви, он принадлежал к Антиохийскому  Патриархату.

http://radonezh.ru/analytics/kakovym-bud...

Никифоров: Я сам, не будучи священником, из чувства оскорбленной справедливости я всегда ужасно возмущаюсь. Вот смотрите, все вы, братья и сестры, хотите, чтобы ваш пастырь был образованнейшим человеком, начитанным светской литературой, чтобы он был культурным человеком, имел светское образование, чтобы он был подготовлен церковно. Каждая книга сейчас стоит минимум 200-500 рублей. У священника много детей. Платите ему соответственно. Иеромонах Филипп: Понимаете, человек хочет, чтобы священник уделял ему время на исповеди, чтобы он приходил к нему домой... Никифоров: А своим детям дать высшее образование или нормальное образование он не может. Иеромонах Филипп: Поэтому здесь важно понимать, что нужно помочь священнику тоже обустроить свой быт, чтобы у батюшки не болела голова о том, как он должен прийти, кого накормить, кому чего достать и так далее. Если священник об этом не думает, и прихожане сами об этом заботятся, потому что батюшка, конечно, сам не будет просить. Для священника очень неловко просить. Люди должны сами видеть и интересоваться, что происходит с их пастырем. А у нас только его могут нагружать заботами, записками. Помолитесь, батюшка, поговорите. Это все складывается в ручеек и огромную нагрузку для священника. Я этого никогда не скажу своим прихожанам, потому что это неправильно. Я ради этого и пришел, и стал священником – чтобы служить и никому не жаловаться на это. Я поэтому сейчас и говорю людям о том, как они должны относиться к своим пастырям. Смотрите, больше интересуйтесь их болью, проблемами. Не доводите батюшку до инфарктов, а вовремя помогайте, сами проявляйте эту заботу. Эту любовь тоже нужно проявлять. Никифоров: У нас есть звонок. Вы в эфире, мы слушаем вас. Слушатель: У нас наступило такое время: с одной стороны, благодатное, с другой стороны, столько напастей. Потому что боятся нас враги антихристовы. Надо любить это время и пользоваться моментом, молиться Богу и держаться за него. Почему произошла революция? Потому что много народа надеялись на свои деньги, нас свои счета в банках, на то, что они грамотные. Нам нужно вместе держаться. Имеете возможность – принесите в церковь. Дающему Бог даст в пять раз больше. Богоотступление – это очень страшное чувство, никому не посоветую. Врагу даже не посоветую, как от Бога отступать!

http://religare.ru/2_70832_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010