Уединенному образу жизни – отшельничеству противопоставляется другой вид монашеского жития – общежительный монастырь (киновия). Прообразом его, по слову древнего писателя конца IV века, преп. Иоанна Кассиана Римлянина , была первохристианская община. Сей писатель, Иоанн Кассиан († 435), сын богатых и знатных родителей, получивший прекрасное научное образование, в молодых годах отправился в Палестину, поступил в Вифлеемскую киновию (т.е. общежительный монастырь), и стал монахом. Здесь, прожив два года, он вместе с другом своим Германом решился посетить около 390 г. египетские монастыри, где в то время подвизались великие подвижники. «Посещая все славные монастыри в нижнем и верхнем Египте, они, как пчелы, собирали все лучшее, что видели в монастырских постановлениях и примерах жизни строгих подвижников, и с более просвещенными и опытными старцами входили в собеседование о разных духовных предметах». Таким образом, преп. Кассиан Римлянин сохранил для потомства свои наблюдения над жизнью монашества в раннем его развитии. Эти наблюдения для нас ценны, т. к. они отражают быт и взгляды монашества того времени. Преп. Касссиан Римлянин говорит, что: «род сей жизни», – т.е. общежительный, – «получил начало с апостольской проповедью», т. к. такого образа жизни придерживалось все множество верующих в Иерусалиме. В деяниях апостольских говорится: «У множества же верующих было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось то, в чем кто имел нужду» ( Деян. 4:32, 34–35 ). – «Такова, говорю, была тогда Церковь » и такой образ жизни теперь сохранился «весьма мало и его можно с трудом найти даже в киновиях». «После смерти Апостолов общество верующих начало охладевать, особенно среди тех, которые присоединились из иноплеменников и разных народов». К последним, «по причине их невежества в вере и застарелым обычаям языческим» еще апостолами предъявлялись минимальные требования: «чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови» ( Деян. 15:2 ). Когда же число верующих сильно возросло по причине ежедневного присоединения «из числа туземцев и пришельцев», то эта свобода, предоставленная бывшим язычникам, мало-помалу стала ослаблять совершенство Церкви Иерусалимской и охлаждать «горячность первой веры», и не только новообращенные, «но и представители Церкви уклонились от прежней строгости». «Ибо некоторые, дозволенное язычникам по немощи, почитали позволительным и для себя, и думали, что не потерпят никакого вреда и при имуществе и богатстве своем, если будут содержать веру и исповедание Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

CXVIII [Толкование псалма CXVIII] – 388 – 389; De interpellatione Iob et David [Об ответственности Иова и Давида] – после 388; Enarr. in pss. 45 – 61 [История псалмов 45 – 61] – после 388; Exameron – около 389 года; De Isaac, De bono mortis, De Iacob, De Ioseph, De patriarchis [Об Исааке, О пользе смерти, Об Иакове, Об Иосифе, О патриархах] – 389 – 390; De mysteriis [О тайнах]- около 390 года; De officiis minisrorum [Об обязанностях священнослужителей] – 390 – 391; De Helia, De Tobia, De Nabuthae [Об Илие, О Товии, О Навуфее] – после 390 года; De fuga saeculi – 391; De institutione virginis [О воспитании девы] – 391 – 392; De obitu Valentiniani [О смерти Валентиниана] – 392; Из биографии св. Амвросия мы уже знаем, что в детстве он (скорее всего под непосредственным руководством своей сестры Марцелины) получил христианское воспитание и что позже насаждённые в его христианской душе семена не должны были заглохнуть в нём, благодаря его постоянному общению с христианами (в особенности в доме Проба в Риме). Отсюда несомненно, что адвокат Амвросий обладал потребным для образованного христианина ведением касательно «своего упования» и, вероятно, мог более или менее легко и успешно ориентироваться в религиозных вопросах. 275 Но несомненно также и то, что этого ведения было слишком недостаточно для Амвросия епископа, обязанного, по его глубокому убеждению, 276 не только самому быть в курсе богословского знания, но и других научать и наставлять истинам веры – «возращать в сердцах людей слово Божие». 277 Между тем, подготовиться к новому великому служению епископа Амвросий, так неожиданно для себя занявший епископскую кафедру, конечно, не имел возможности. Создавалось чрезвычайно тягостное для св. отца положение, выход из которого был только один: заняться восполнением своего богословского образования хотя бы теперь, уже по поставлении в епископы. Св. Амвроий, действительно, энергично принялся за дело. Но едва ли он мог бы сразу же вступить здесь на верный путь, если бы на помощь ему не пришёл римский пресвитер Симплициан.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

35 Д.К.Чижевский. К проблемам литературы барокко у славян//Literamy Ваток. Bratislava, 1971. S. 17–18. 43 A.Hippisley. A Jesuit Source of Simeon Polotsky " s «Vertograd mnogotsvetnyi»//Oxford Slavonic Papers, N.S. XXVII (1994), 23–40. 45 А.И.Белецкий. Стихотворения Симеона Полоцкого на темы всеобщей истории... С. 596. Показательно, что в тех немногих случаях, когда А.И.Белецкий цитирует стихи по автографу и анализирует их («Царство мирское», «Подражание»), он оставляет в стороне тот особый тип связей между стихами, который составляет характерную особенность первоначального варианта «Вертограда». Очевидно, А.И.Белецкий воспринимал текст, содержащийся в авторской рукописи, не более, чем как соединение самостоятельных, не зависимых друг от друга стихотворений. 48 Основной корпус «Вертограда» дополнен стихами, извлеченными из более ранних рукописей, содержащих сочинения Симеона: ГИМ, Син. 731, 877; ГПБ, БАН, 16.14.24: ЦГАДА. ф. 381, 390, 1800. 49 Текст «Молитвы плачевной» содержится также в рукописи, относящейся к белсуусскому периоду творчества Симеона: ЦГАДА, ф. 381, 1800. Л. 33–33 об. 50 Эпитафия Георгию Пласковицкому имеется в рукописях ГИМ, Син. 731 (л. 126–126 об.) и ЦГАДА, ф. 381, 390 (л. 125) с параллельным текстом на польском и книжном «славенском» языках. 51 Текст стихотворения «День и нощь» есть также в рукописи ЦГАДА, ф. 381, 390. Л. 136. Ранние стихи «Око» («Аще человека око соблазняет»), «Язык» («Что есть неукротимо никими силами»), написанные в той же рукописи латиницей (Л. 113), переданы в автографе и в списках кириллицей. 52 Начиная с четвертого листа, в рукописи подряд пронумерованы 52 тетради по 8-ми листов в каждой (в тетради 34-й не хватает 4-х листов) до л. 420 включительно. Далее до л. 470 счет по тетрадям отсутствует, после чего внизу листов появляется постраничная нумерация 35-ти страниц до л. 487 – вплоть до указателя; следующая за «Реестром» тетрадь не имеет нумерации (л. 500–507), в двух других – постраничная пагинация внизу (л. 508–523 об.), с л. 524 до конца (до л. 547) – нумерация полистная.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1225 И. В. Киреевский. Собрание сочинений, т. 2. М., 1861, с. 252. Это мнение попало даже на страницы первого издания «Истории Византии» Ю. А. Кулаковского (Киев, 1910, с. 12). Во втором издании – Киев, 1913 – его уже нет. 1226 Fr. Petrarcae Epistolae de rebus familiaribus et variae. XXIV, 12; XVIII, 2 (ed. Francassetti, Florentiae, 1863, III, 302; II, 474). См. также: Φ. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 301–302; А. Н. Веселовский. Бокаччьо. Его среда и сверстники. – Собр. соч., т. 5. СПб., 1915, с. 86. 1227 Fr. Petrarcae Epistolae de rebus familiaribus et variae, XXV (ed. Francassetti, II, 369). См.: Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 303. 1228 De genealogia deorum, XV, 6. (Joannis Bocattii De genealogia deorum libri quindecim. Basileae, 1532, p. 389). См. также: М. Карелин. Ранний итальянский гуманизм и его историография. М., 1892, с. 993. 1229 De genealogia deorum, XV, 6 (Базельское издание 1532 г., с. 390 – hujus ego nullum vidi opus). 1234 Fr. Petrarcae Lettere sinili di Petrarca, V, 3 (ed. G. Francassetti, Firenze, 1869, I, 299); Lettere sinili... III, 6 (ed. G. Francassetti, Firenze, 1869, I, 73: è certamente una gran bestia). См. также: Lettere di Petrarca, ed. Francassetti, IV, 98; Bocaccio. De genealogia deorum, XV, 6 (Basileae, 1532, p. 389). См. также: A. H. Веселовский. Собрание сочинений, т. 6, Петроград, 1919, с. 364. 1235 F. Petrarcae Lettere sinili... III, 6 (ed. G. Francassetti, I, 174–175); Lettere (ed. Francassetti, IV, 98). См. также: А Н. Веселовский. Собрание сочинений, т. 6, с. 362–363. 1236 De genealogia deorum, XV, 6 (Basileae, 1532, p. 390). См. также: А. Н. Веселовский. Собрание сочинений, т. 6, с. 351–352. 1237 Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 308; Joannis Bocattii De genealogia deorum. XV, 6. Basileae, 1532, p. 390. «Leontium... ut ipse asserit, praedicti Barlaae auditorem». 1238 P. Charanis. On the Question of the Hellenization of Sicily and Southern Italy. – American Historical Review, vol. LII, 1946–1947, pp. 74–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

390); – запрещение обучать идолопоклонника ремеслу (с. 390); – приравнивание нееврея к экскрементам (сс. 47 и 48: сравн. ниже с примером 7); – «еврейке не следует помогать нееврейке при родах» (с. 390; сравн. ниже с примером 8); – запрет есть «гойскую еду» [приготовленную неевреем] и использовать без ритуального омовения посуду, купленную или взятую у нееврея (сс. 98–100); «надо следить, чтобы еврей и нееврей не жарили и не варили, ставя свою посуду рядом» (с. 121) (сравн. ниже с примерами 12–14); – «если человек взял в долг у нееврея, а тот умер, он имеет право отказаться платить его сыну, который не знает точно, брал ли этот еврей в долг у его отца» (с. 405; сравн. ниже с примером 23); – при денежных расчетах «если нееврей ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой» (с. 406; сравн. ниже с примерами 19–22); – «Запрещено предавать еврея в руки нееврея, идет ли речь о жизни еврея или о его имуществе; и неважно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами; и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано его имущество. И всякий предатель лишается доли в будущем мире» (с. 408; сравн. ниже с примерами 25–26); – «Заповедь требует от каждого человека любить каждого, кто принадлежит к еврейскому народу, как собственное свое тело... И поэтому нужно рассказывать про евреев хорошее и жалеть их деньги, как он жалеет собственные деньги и заботится о собственном почете» (с. 81)... Во вступлении к этой книге председатель Исполнительного Комитета КЕРООР пишет, что «Талмуд – непревзойденный памятник еврейского гения», а данная подборка его поведенческой морали, «Кицур Шульхан Арух» – «хрестоматия еврейской цивилизации нашего времени... Эта книга вам совершенно необходима. Вы можете поступать так, как в ней написано, и быть уверенными, что выполнили волю Всевышнего ». В книге «Гиюр – путь в еврейство. Антология: история, философия, галаха. Составитель Арье Стриковский, издана в Москве – Иерусалиме в 2001 г.» сообщаются следующие сведения о псевдоиудейских экстремистских вероучениях: «Мы должны признать, что принципиальное отношение галахи к нарушителям весьма строго и нетерпимо.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

7. " Die geistige Seele hat von Natur nicht nur die Kraft das animalische Leben des Korpers vollkommen zu vergeistigen und zu durchherrschen oder die infirmitas carnis aufzuheben und sich von der Notwendigkeit sie zu dulden, zu befreien. Auch fur ihr geistiges Leben selbst ergiebt sich aus der Verbindung mit dem corruptibeln und passibeln Korper eine gewisse von Haus aus ihr anhaftende Unvollkommenheit und Schwache, oder eine infirmitas mentis " [ " Наделенная духом душа имеет от природы не только способность всецело одухотворять и возглавлять животную жизнь тела или преодолевать немощь плоти и освобождаться от необходимости терпеть ее. Равным образом из-за связи с телом, подверженным порче и страданию, духовная жизнь оборачивается для души каким-то изначально присущим ей несовершенством и бессилием, или немощью рассудка " ] (Ibidem, 227). 8. Ср.: Пс.8:6. - Изд. 9. См.: Притч.8:31. - Изд. 10. Ibidem, 234. 11. Это явствует, например, из осужденного Католической церковью propositio 21 [предложения 21]: humanae naturae sublimatio et exaltatio in consortium divinae naturae debita fuit integritati primae conditionis, et proinde naturalis dicenda est et non supernaturalis [величие и возвышение человеческой природы до соучастия в природе Божественной обязано было [этим] неповрежденности первоначального [своего] состояния и потому должно быть сочтено природным, а не сверхприродным]. 12. Denzinger. Enchiridon Symbolorum, 1001 Sqq [Денцингер. Собрание вероопределений, 1001 сл.]. 13. A veritate catholica eos aberrasse asserimus, qui docent Dei sapientiam et bonitatem exegisse, ut homini gratiam sanctificantem a concupiscentia aut immortalitatem corporis conferre; vel qui asserant immunitatem a consupiscentia necessarie pertinere ad ipsius hominis ideam seu naturam; denique qui dona Adamo collata propterea solum supernaturalia vocanda esse dicunt, quod homini a Deo creante et non ab homine sibi ipsi collata sunt [Объявляем, что уклонились от кафолической истины те, кто учит Божию премудрость и благость отвергнуть, дабы [самому] человеку приписать благодать, очищающую от похотения, или бессмертие тела; равно как и те, кто утверждает, будто неподверженность похотению составляет непременную принадлежность идеи, или природы, самого человека; и, наконец, те, кто говорит, будто предоставленные Адаму дары лишь потому должны называться сверхприродными, что не сам себе человек предоставил их, но сотворивший его Бог] (Simar. Lehrbuch der Dogmatik, 86,89. S.390-391,409 [Зимар. Учебник догматики, 86,89. С.390-391,409]).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Харитон, брошенный в яму извести, кончается. Рукописные и печатные в греч. минеях (по 6 песни канона) стишные прологи имеют довольно вариантов; в некоторых есть такие сказания, которых в других нет, напр. сказание о пр. Петре в Атрое 13 сент. найдено нами только в Петровом не стишном и в стишном славянском, в хлудов. сербской минее 144, и не найдено в других стишных греческих и славянских прологах; в славянском в России стишном найдено несколько сказаний, коих доселе не найдено в греческих известных прологах, ни у самого Никодима; о них будет ниже. В расположении памятей также есть разности в стишных прологах, памяти переносятся из одного дня и месяца в другие. Но эти варианты незначительны. Есть другая редакция в собственном смысле сего слова — редакция пространнейшая: в синод. библиотеке есть греч. пергаменный пролог 369), относимый Маттеем к XIII, а преосв. Саввою к IIV веку: в нем довольно сказаний частию новых, частию пространнейших, чем в прологе 390) 1295 года и других; для примера возьмем часть месяца сентября; пространнейшие сказания в нем: 1 сент. о пр. Симеоне столпнике, 4 о муч. Вавиле, 6 об архистратиге Михаиле, 9 о муч. Севериане, 10 о мучч. Минодоре и дружине, 12 о св. Автономе, 17 о мучч. Вере, Надежде и Любви; новые сказания: 2 сентября о пр. Феоктисте, 14 о Плакилле, супруге Феодосия царя; такова пропорция сказаний, отличных от 1 редакции или новых; большая часть их вошла в печатный синаксарь святогорца Никодима, тогда как в греческих печатных минеях принята редакция первая, более краткая.     Кто автор стишного пролога? Несправедливо Фабриций и преосв. Филарет черниговский автором стишного пролога считают Христофора митиленского, патрикия и судью Пафлогонии, которому принадлежит весьма краткий стишной месяцеслов. В рукописных стишных прологах ему ясно приписываются одни стихи. так в греч. прологе, вышеописанном 369, на первой странице ясно говорится, что только стихословия сложены Христофором патрикием. Судя по древнейшим прологам 390 1295 г. и подобным ему должно заключать, что Христофором написано огромное число стихов и немногие прибавлены после него древнейшим его святым, напр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Здесь следует теперь заметить следующее. Книга De Пое и книга De Abraham отделяются друг от друга, как то видно из характера их изложения и из различного отношения в них св. Амвросия к Филону, промежутком в несколько лет. 179 Ясно, что в Амвросиевой работе последовательных жизнеописаний патриархов (De Abraham I, 1, 1) произошёл перерыв, вызванный, как нужно думать, с одной стороны желанием св. Амвросия поскорее исполнить поручение императора Грациана написать трактат о вере, а, с другой – обострившейся после смерти Грациана борьбой св. отца с арианством. Liber de patriarchis (De Abraham, De Isaac u mecho связанная с нею De bono mortis, De Iacob, De Ioseph, De benedictio nibus patriarcharum или просто De patriarchis) написаны одна вскоре после другой, за исключением De Abracham. Ко времени написания книги De Ioseph св. Амвросий уже закончил книги De Abracham, De Isaac и De Iacob. 180 Книга De bono mortis, как видно из её начальных строк, есть продолжение книги De Ioseph, почему в некоторых рукописях титулуется, как вторая книга De Ioseph. 181 К какому же времени нужно относить их написание? Мауриновцы относят их к 387 году; им следует Kellner, 182 а также отчасти Ihm (исключение делается для книги De Isaac, написание которой отодвигается за 388 год). 183 Schenkl стоит за более продолжительный период их появления, именно: 387 – 390 годы, 184 a Rauschen утверждает, что эти произведения написаны не раньше 389 года. 185 Наиболее вероятными нам представляются даты двух последних учёных. Исходным пунктом для определения времени появления этих творений служит место (6. 33 – 35) из De Ioseph, в котором св. Амвросий говорит об умерщвлении, по приказанию императора Юстиниана, евнуха Каллигония, за два года до этого (в 385 году) грозившего смертью миланскому епископу. Следовательно, Каллигоний был умерщвлён в 387 году, откуда ясно, что книга De Ioseph не могла появиться раньше 387 года. Далее, в De Isaac 4. 17 мы находим указание на Expositio in psalmum CXVIII, каковое толкование написано, как увидим ниже, в 388 – 389 годах, откуда следует, что De Isaac и прочие из этой категории творения написаны не раньше 388 года, – всего вероятнее в 389 – 390 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

ДОБРО. Источник добра един Бог . I, 400. Победа добра над злом всегда возможна. III, 105, 106. Нужна осторожность, чтобы не прилепиться к добру мнимому, вместо истинного. I, 54. Каждый должен делать добро по возможности. III, 91. Поощрять других к добру есть долг каждого христианина. 133, 134 и сл. Средства и случаи поощрять других к добру. 87, 136, 137. ДОБРОДЕТЕЛЬ есть руководительница наша на пути жизни. II, 272, 273. Удаление от тяжких преступлений не есть еще добродетель. 538. Сокровенность – черта истинной добродетели. I, 512, 515. Сокровенность добродетели не препятствует прославлению Бога чрез оную. 513. Добродетель страждущая не остается без награды. III, 265. ДОЛГИ. Многочисленность и виды долгов наших Богу. I, 280–283. III, 369. ДУХ СВЯТЫЙ вездесущий и вся исполняющий. I, 180. Сошествие Его на Апостолов существенно сопряжено с делом нашего спасения. 163. Что означают видимые действия, в которых является Дух Святый? III, 559. Исполнение человека Духом Святым – великое таинство. I, 164. Дух Святый всегда близок к человеку. 173. Действия Его в душе человека. 166, 167. ДУША – для человека дороже всего мира. I, 344. Потребность души стремиться к Богу. III, 210. Что значит погубить душу? II, 191. Состояние душ по смерти. II, 302. ДЕВСТВО. Что такое девство как подвиг? I, 389. В чем состоит девство сердца? 391. Девство младенчества не есть еще добродетель. 389. Удаление от брака есть низший степень девства. 390. Высокое достоинство девства. 388. Мир ветхозаветный не понимал оного. 384, 385. Девство есть состояние равноангельское, 387; жертва Богу. II, 314. Цель оного – угождение Богу. I, 390. Оно вожделенно для всех. 388. Хотя не для всех закон, но говорить о нем должно ко всем, 392, 393. Средства к сохранению девства духовного. 391. Изречение Златоуста о девстве. 392. ДЕЛА. Без добрых дел бесполезны и богопознание, и вера, и действия Духа. I, 465, 466. Добрые дела имеют большую силу убеждения, нежели слово. III , 88. И малые люди посредством оных могут стать светом и примером для других. 89, 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В ходе боевых действий дополнительно введено 12 дивизий, 6 бригад и управление 18-й армии. Продолжительность операции – 15 суток. Ширина фронта боевых действий – 600–700 км. Глубина отхода советских войск – 300–350 км. Среднесуточные потери – 16–106 чел. Опубликовано в: «Гриф секретности снят...», с. 164. 644. Потери личного состава Красной Армии в стратегической оборонительной операции Заполярье и Карелии (29 июня–10 октября 1941 г.) Наименование объединений и сроки их участия в операции Боевой состав и численность войск к началу операции Потери личного состава в операции, чел. Количество соединений Численность чел. Безвозвратные Санитарные Северный фронт (29.6–23.8. 41 г.) сд – 8 тд – 1 сбр – 1 УР – 7 358 390 Карельский фронт (23.8–10.10.41 г.) 7-я отдельная армия (25.9–10.10.41 г.) Боевой состав, численность и потери учтены в сведениях Северного и Карельского фронтов Часть сил Северного флота и Беломорская военная флотилия (1.9–1.10.41 г.) дивизий – 9 бригад – 1 УР – 7 358 390 135713 В ходе боевых действий дополнительно введено 10 дивизий, 5 бригад и Беломорская военная флотилия. Продолжительность операции – 104 суток. Ширина фронта боевых действий – 800 км. Глубина отхода советских войск – 50–150 км. Среднесуточные потери – 1 305 чел. Опубликовано в: «Гриф секретности снят...», с. 165. 645. Потери личного состава Красной Армии в Киевской стратегической оборонительной операции (7 июля–26 сентября 1941 г.) Наименование объединений и сроки их участия в операции Боевой состав и численность войск к началу операции Потери личного состава в операции, чел. Количество соединений Численность чел. Безвозвратные Санитарные Юго-Западный фронт (весь период) сд – 96 кд – 1 мд – 4 тд – 13 вдбр – 6 УР – 12 627 000 531 471 585 598 21-я армия Центрального фронта (10.8–30.8.41 г.) 6-я и 12-я армии Южного фронта (20.8–26.9.41 г.) Часть сил Пинской военной флотилии (10.8–20.9.41 г.) дивизий – 44 бригад – 6 УР – 12 627 000 616304 700544 В ходе боевых действий дополнительно введены 21-я армия Центрального фронта, 6-я и 12-я армии Южного фронта, 37-я, 38-я и 40-я армии, созданные в составе Юго-Западного фронта, всего 28 дивизий и 4 бригады.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010