На вопрос же о том, как приобрести это нелукавое и незлобивое благоразумие ответим так. Кто может, тот пусть приобретет ее опытами жизни своей в процессе преодоления посылаемых от Бога искушений, ибо муж не искушен, не искусен есть ( Сир. 34, 10 ; Рим. 1, 28 ) и понимающие то, что «мы более опытными становимся в искушениях», 389 постоянно взывают: «Искуси меня, Господи, и испытай меня» ( Пс. 25:2 ). Если же у кого недостает на это мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему ( Иак. 1:5 ), как далась она Соломону ( 2Пар. 1:9–12 ), так как Повелевший иметь мудрость змеиную в сочетании с простотой голубиной, не может не сообщить ее просящим у Него, ибо, как Сам Он претерпел от лукавого все его хитрые приражения и тем быв искушен, очевидно может и искушаемым помочь ( Евр. 2:18 ), только просящий пусть просить с верою, нимало не сомневаясь ( Иак. 1:6 ). Аминь. 2017 О дисциплинировании (Владимирской иконы – 21/3 июня) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вновь собрались мы здесь, братья и сестры, для прославления Божией Матери, исполняя на деле пророчество Предтечи Господня Иоанна, пророчествовавшему об этом еще во чреве матери своей. Те пророчественные слова Елизаветы к Марии, которые мы слышали из Евангелия за вечерним богослужением, были, как говорят Отцы 390 , словами не Елизаветы, а ее утробного младенца. Услышав приветствие Марии, шестимесячный младенец взыграл во чреве Елизаветы и исполнившись Духа Святаго, начал пророчествовать, используя для этого уста своей матери. Поистине удивителен тот факт, что Иоанн еще будучи во чреве сподобился дара пророчества, хотя неудивительно, что он взыграл, ощутив в себе действие благодати Божией, ибо известно, что еще во утробе матери ребенок чрезвычайно чувствителен ко всяким воздействия как внешним, так и внутренним. И не случайно еще издревле от чревоносящей матери требовалось следить не только за состоянием своего тела, но и за состоянием своего сердца, изгоняя из него греховные чувства и насаждая в нем чувства добрые. Иначе говоря, от матери требовалось дисциплинировать свое сердце, дисциплинируя через это ребенка, находящегося под сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Не думаем, чтобы Ему необходимо было свидетельствовать это о Себе или перечислять что-либо из подобающего Ему, но делается это ради большего искусства речи. Словами, что Он знает Отца и слово Его соблюдает, показывает, что Иудеи мыслили противное тому, что Он Сам, по Его утверждению, имеет, то есть не знают Бога и не считают нужным соблюдать слово Его. Иначе они весьма охотно приняли бы Предвозвещённого Моисеем и пророками. Так и у нас подобный образ речи считается благородным и прекрасным, хотя и имеющий силу обличения и незаметно показывающий кому-либо, в чём состоят его пороки, но предупреждающий при этом ярость против изобличения. Так, например, какой-либо благоприличный и превосходный в других отношениях человек для порицания вора или пьяницы может сказать: Я человек благопристойный, не воровал чужого и не пьянствовал никогда. Мы не станем конечно думать чтобы такой человек через это сам свидетельствовал и говорил о себе, но он порицает за противоположные этим свойства. Поэтому то и Господь наш Иисус Христос говорил так, именно что Он знает Отца и соблюдает слово Его, с другой стороны и в то же время указывая нечестивым иудеям на то, что они не знают Бога, не держат слова Его и не удостаивают совсем никакого соблюдения свыше им определённый закон. Если же надо и другим образом понимать эти слова и более тонко изъяснить косвенно выраженное здесь, то можем кроме того сказать вот что. Знает —390— Сын Своего Отца, имея не такое знание, какое есть и у нас, но свойственное Богу и невыразимое. Как рождённый от человека человек знает природу своего родителя не через научение от другого кого-либо, но из того, что он есть сам (из своей собственной природы): так и Сын знает Своего Отца из того, что Он (сын) есть (из Своей природы), и соблюдает слово Его, то есть сохраняет в Себе во всём пределе (объёме) всё Его существо. Термин „слово“ здесь означает предел (объём). Так слово человеческое, то есть предел (определение, объём понятия) существа его – животное словесное (разумное), смертное, обладающее умом и наукой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но потом Я вновь вернусь к народам и изберу их, и все они будут призывать имя Бога и служить Ему в единой вере и приносить Ему жертвы повсюду” 386 , – и еще: “О сыны Израилевы, нет у Меня к вам благоволения, и жертвоприношений от рук ваших Я не приму, ибо от востока солнца до запада между народами велико [будет] имя Мое, прославляемое и восхваляемое. И во всяком месте будут возжигать фимиам и приносить имени Моему жертвы чистые” 387 , – и еще: “Ненавидит душа Моя субботы и новомесячия их, они сделались бременем для Меня 388 . В тот день Я упраздню все субботы и от Сиона дам избранным новый закон, отличный от того, который Я дал рабу Моему Моисею на горе Хорив в день великого собрания” 389 . (60) Новый же закон, данный Богом язычникам в Сионе через нас, учеников, таков: взамен обрезания – крещение, взамен субботы – воскресенье, взамен жертвоприношения животных – хлеб и вино, взамен молитвы лицом к храму – Восток, и взамен возмездия – милость. (61) Бог поступил так с вами из-за вашего нечестия, потому что вы пренебрегали именем Его и оскверняли жертвенники Его, в чем обличили вас уста пророка Исаии 390 . Вот почему Бог сказал: “Я не приму покаяния вашего и не возвращу вам милости” 391 . Вот почему послал Он Исаию-пророка к сынам Израилевым предупредить их: “Слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не узрите. Ослепли очи ваши, ожесточились сердца ваши, и оглохли уши ваши, а потому вы не обратитесь ко Мне, чтобы Я простил вас”. И сказал пророк: “Доколе, о Господи?” – [и] сказал Бог: “До тех пор, пока не опустеет, оставшись невозделанной, земля и не исчезнет имя ее” 392 . И еще Он уподобил вас жителям Содома и Гоморры, которых Он поразил огнем и потоплением: “Слушайте слово Божие, князья содомские, внимайте закону Господню, люди гоморрские, жертвоприношения ваши, ваши праздники и субботы возненавидела душа Моя, Я не желаю их от вас. Не топчите дворы Мои и не умножайте молитвы свои ко Мне, потому что Я не приму их от вас, поскольку руки ваши полны крови” 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О воскрешённом теле сказано, что оно «духовное» и что оно – «дух животворящий», потому что источник его бытия принадлежит сфере духовного, а не потому, чтобы его субстанция была нематериальной. Сверхъестественное воскрешённое тело Христа – «с неба», так же как естественное тело Адама – «из земли» ( 1Кор. 15:47 ). Но точно так же, как у первого человека, «из земли», была нематериальная душа, у второго человека, «с неба», есть материальное тело. Кем мы будем. На стих 1Ин. 3:2 ссылаются, доказывая, что воскрешённое тело будет отличаться от физического тела. Иоанн пишет: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ). Когда Иоанн говорит, что не знает, кем мы будем, он имеет в виду наш статус на небесах, а не природу воскрешённого тела. Ибо он сопоставляет это с нашим земным статусом в качестве «детей Божиих», указывая, что не знает, какой более высокий статус мы могли бы приобрести на небесах. Но он знает, что мы будем подобны Христу. Павел говорит то же самое в Флп. 3:21 – Бог силою Своею «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу [soma] Его» ( Флп. 3:21 ). В 1 Иоанна апостол также утверждает, что у Иисуса поныне есть тело из «плоти» [sarx] на небесах. «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). Употребление перфектной формы («пришедшего») указывает на действие в прошлом, последствия которого длятся в настоящем. То есть Иисус в прошлом пришёл во плоти и по-прежнему пребывает во плоти после Воскресения. То же самое подтверждается настоящим временем в 2Ин. 1:7 Иисус пребывает на небесах во плоти. Действительно, Иисус вернётся в том же самом физическом теле, в котором был вознесён ( Деян. 1:10–11 ), с физическими шрамами от ран и всеми другими признаками ( Отк. 1:7 ). Заблуждения относительно тела Христа . Существует два общих аспекта заблуждений при использовании библейского материала для обоснования того тезиса, что Иисус не воскрес в сущностно физическом теле. Один из них сводится к тому, что атрибуты воскрешённого тела путают с его деятельностью. Ни в одном из ясных текстов, касающихся физической природы воскрешённого тела, не сказано, что Иисус в какой-то момент лишался физического тела (Harris, From Grave to Glory, 390). Ни один из этих стихов даже не описывает, каким было воскрешённое тело. Речь идёт только о том, что оно способно было делать. Например, оно способно было проникать через твёрдые предметы, внезапно появляться и внезапно исчезать. Но тот факт, что тело Иисуса способно было проникать через твёрдые предметы, не в большей степени доказывает его нематериальность, чем Его шествие по водам доказывает, что ноги у Него были из бальзовой древесины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

По принципу: день за год. 4:9–17 В течение 390 дней рацион его должен быть предельно скудным, иносказательно указывая на крайний недостаток продовольствия в период грядущей осады Иерусалима. Иезекиилю позволено избежать осквернения пищи, однако его соплеменникам не удастся избежать этого, когда Израиль будет жить в изгнании среди враждебных ему народов. 5:1–4 Пророк получил повеление обрить голову и сбрить бороду. После окончания срока изображения осады (т. е. лежания на боку) он должен сжечь одну треть сбритых волос в городе, другую изрубить ножом за городом, а оставшуюся треть развеять по ветру. Некоторое количество волос должно быть завязано в его одежде, при этом часть их нужно будет затем сжечь. 5:5–17 Иерусалим отступил от закона Божьего, поэтому Бог заявляет: «Я против тебя, Иерусалим, и произведу среди тебя суд. За все твои мерзости, за идолослужение третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними. И совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя. Я сделаю тебя пустынею и поруганием среди народов». Примечания. 3:23 «Слава Господня» – как ее узрел Иезекииль ранее (см.: 1:28). 25 «Возложат на тебя узы» (ср.: 4:8): Иезекииль был связан веревками, представляя зримый образ узника. 4:1 «Кирпич» – глиняные таблички (из сырой глины), которые использовались для письма. 3 «Железная доска» – как бы железная стена, изображавшая осаду города. 5 «Триста девяносто дней» – часто рассматриваются как продолжительность плена Иуды (в течение одного поколения, т. е. ок. 40 лет) с 586 по 536 г. до н. э. и Израиля (ок. 150 лет) с 734 по 580 г. до н. э. (в Септуагинте указана суммарная цифра 190 лет). Это объяснение нельзя считать вполне удовлетворительным. Возможно, правильнее принимать эти цифры за указание не на продолжительность изгнания, а на глубину порока: неверность Израиля примерно в десять раз тяжелее, чем неверность Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Предсказание пр. Иоиля состоит из двух пророчеств: пророчества об излиянии Святого Духа на всякую плоть (ст. 28–29; Евр.3:1–2 ) и пророчества о великом дне Господне (ст. 30–32; Евр.3:3–5 ). Рассмотрим сначала, когда должно полагать исполнение первого пророчества. Излияние Святого Духа, т. е. обильное ниспослание даров Его, пророками усвоивалось всегда Мессианскому времени (ср. Ис.32:15, 54:13 ; Иер.31:33 и сл.; Иез.36:26 и сл.; Зах.12:10 ). Правда, и в Ветхом Завете дар пророчества подавался некоторым лицам, но такое подаяние Духа Святого, – только немногим избранным, никогда не рассматривалось как излияние Духа, т. е. как исполнение пророчества Иоиля. Последнее могло исполниться только тогда, когда Сын Божий – Христос Иисус совершил Свое дело спасения человечества, т. е. после Его страдания, смерти, воскресения и вознесения на небо. До этого же времени Дух Святой еще не изливался на верующих, потому что, как говорит св. Иоанн, „Иисус еще не был прославлен“ (7:39). Но такое отношение пророчества Иоиля только к Мессианскому времени указывают и начальные слова: , „после сего“, или, как, вместо этого, говорит ап. Петр; „ν σχταις μραις“. Такие выражения пророки употребляют всегда для обозначения Мессианского времени. Наконец, как мог бы говорить св. Петр об исполнении слов Иоиля в день Пятидесятницы, если бы они исполнились уже ранее? Итак, несомнительно, что рассматриваемое нами пророчество нельзя относить к каким-либо событиям Ветхого Завета 390 . Но, с другой стороны, невозможно допустить и того, что это пророчество в событии сошествия Св. Духа на апостолов исполнилось совершенно. Напротив, это событие есть только начало такого исполнения. Это открывается из речи же ап. Петра. Указавши на исполнение пророчества Иоиля, он после того, как слушающий его народ обратился к апостолам с вопросом: „что же нам делать, мужи братия?“ (ст. 37) – говорит: „покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним (α πσι τος ες μαρν), кого ни призовет Господь Бог наш (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Приведенные библейские выдержки свидетельствуют, что смирение представляет особенную самоуничиженную и вместе с тем покаянную настроенность всей души человека. От самоуничиженного сознания и чувства своей полной нищеты пред Богом 388 душа восходит к успокоению в Господе 389 , или к благодатному смирению. Так как человек обнаруживает свою сокровенную жизнь умом, волей и чувством, то Библия не обходит вниманием отражение смирения в каждой душевной силе. Она характеризует это отражение с идейной насыщенностью и пламенным чувством. Смиренномудрие Ум человека склоняется к смирению мыслями о величии Бога и ничтожества пред Ним грешной человеческой личности. Хранение таких мыслей делает человека смиренномудренно ходящим пред Богом, делает ищущим Его наподобие дитяти, отнятого от груди матери, и умудряемым свыше познанием Таин Божиих 390 . В смиренном самосознании евангельский блудный сын говорил приточному отцу: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим« 391 . Мытарь взывал молитвенно: »Боже! Будь милостив ко мне грешнику» 392 . Смиренное самосознание исторгло из уст Авраама слова: «Я прах и пепел« 393 . Оно же побудило царя Давида называть себя мертвым псом... и блохою 394 и на обидные слова своего врага Семея кротко отвечать: »Может быть, Господь призрит на уничижение мое» 395 . Святые апостолы Христовы вменяли христианам в непременную обязанность всегда хранить смиренный образ мыслей. «Не высокомудрствуйте, – внушали они им, – но последуйте смиренным; не мечтайте о себе« 396 . »Все... подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " 397 . В смиренномудрие облекаются благодаря непрестанной покаянной молитве к Богу, а также снисхождением друг к другу, взаимным прощением жалоб, удержанием ума от суждений о том, чего человек не видел 398 , слышанием умилительной проповеди Евангелия 399 и др. Смиренный строй мыслей, вследствие единства душевной жизни, сказывается на чувствовании сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Примером может служить авва Арсений Великий . Так, когда авва Марк сказал ему: «Почему ты бегаешь от нас?», старец отвечал ему: «Бог видит, что я люблю вас, но я не могу быть вместе и с Богом, и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми» 390 Итак, молчание бывает разное: один молчит потому, что по смирению не считает себя достойным говорить, а другой – потому что не считает других достойными его слушать. Один молчанием хочет прославиться у Бога, а другой посредством того же самого дела ставит себе цель прославиться у людей и сойти у них за мудрого. Таким образом, бывает и безрассудное, бесовское молчание 391 Оно иногда заставляет человека, вместо долготерпения к немощам ближнего, требующим поучить его в чем-то не раз и не два, говорить самому себе: «Ты и раз, и десять раз уже говорил брату, оставь его, пусть он делает, как хочет, а ты отложи попечение, как сказали отцы...» Таковым отвечает св. Варсонофий Великий: «...от тебя так далеко эта мера (духовного возраста), как небо от земли. Хочешь ли удостовериться в этом? Вспомни, что Господь сказал о деревьях: каковы они, такие приносят и плоды. Рассмотри же, что происходит из молчания, внушаемого тебе диаволом? – Смущение и гнев... Ясно покажу тебе, что долготерпение твое не по Богу: ты собираешь несколько дней, а потом в один день истощаешь мешец свой, и он остается пустым. Долготерпение же по Богу вовсе ничего не говорит до самого конца. А ты, господин мой, брат, подобен властителю: вместо того, чтобы дать рабу своему один удар в ланиту, объяснить ему проступки его и помириться с ним, терпишь несколько дней, а потом вдруг наносишь брату один удар, который быть может для него убийственным, и берешь (на себя) душу его» 392 4. Как приобретается молчание? С великим трудом 393 «Сперва будем принуждать себя к молчанию, – говорит великий молчальник св. Исаак Сирин , – и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию... Не думай, брат, что, – как рассказывают о чудном Арсении, когда посетили его отцы и братия, приходившие видеть его, а он сидел с ними молча и в молчании отпускал их от себя, – все это делал он совершенно по воле и что вначале не принуждал себя к этому» 394

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Слово 18. О Никодиме и о крещении (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 83–85) 1 . Когда Господь и Спас наш открывал разными знамениями и чудесами силу Своей божественной природы, то »пришел, – сказано, – к Нему ночью Никодим, начальник иудейский, и сказал Ему: “Мы знаем , что Ты-учитель , пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог”» 384 . Этот Никодим, начальник иудеев, желал прийти к Господу, но боялся натолкнуться на иудеев и потому пришел к Господу не днем, а ночью, ибо еще находился в ночи неведения, в неверии иудеев. Его сердце еще не было освещено Солнцем правды, Христом, ведь он не познал еще света истины. Поэтому в Евангелии есть такие слова Господа: «Кто ходит днем, тот не спотыкается. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света мира сего с ним» 385 . Всегда ходит днем тот, кто следует за Христом, вечным Светом. Такому не препятствует наступление ночи, ибо в сердце его всегда есть Свет истины; а тот, кто не знает истинного света Христова, даже если он ходит днем, постоянно пребывает в ночи. И поскольку Никодим еще находился в неведении иудеев, то справедливо сказано о нем, что он пришел к Господу ночью. И сам смысл текста показывает, что Никодим еще был тогда в ночи неведения. Он сказал Господу: «Мы знаем, что Ты – учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» 386 . Он думал, что это один из учителей, тогда как это был Сам Основатель небесного учения. Он удивлялся Его чудесным знамениям, тогда как по этим знамениям он должен был признать в Нем Господа величия, ибо столько великих чудесных знамений не может совершить никто, кроме одного Бога. Впрочем, хотя Никодим и пришел к Господу в ночное время, однако не ушел без благодати света, ведь он пришел к Богу, Который есть истинный свет. 2 .  Господь, чтобы наполнить его сердце светом нового рождения, сказал ему: «Должно вам родиться заново» 387 . Но поскольку Никодим был еще не способен вполне познать благодать этого великого рождения, то ответил: «Как это может быть? 388 Неужели может человек, будучи стар, войти в утробу матери своей и родиться заново?» 389 . Тогда Он прямо ответил ему: «Если кто не родится от воды и, Духа Святого, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» 390 . Тем самым Господь с ясностью открыл Никодиму, что существует два рождения: одно земное, другое – небесное, одно плотское, другое – духовное. И еще показал, что духовное намного больше плотского, сказав: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Три Апостола начали тогда, по обыкновенно своему, благовествовать Иудеям в их синагоге; но те до того упорствовали и злословили, что Павел отрясши одежды свои, сказал им: «кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». Он оставил синагогу и пришел к язычнику, чтущему Бога, именем Титу Иусту, дом которого был подле синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. Самыми знатнейшими между ними были Крисп, Гани и дом Стефана, они крещены были самим Павлом, 389 а прочих крестили его спутники, потому что: «Христос послал меня, говорит он, не крестить, а благовествовать». Большая часть верующих в Коринфе были люди незнатные 390 к слабому пониманию которых, был принужден Павел приспособлять свои поучения. К дому Стефанову следует также причислить Фортуната и Ахаика, которых сам Павел называет начатками Ахаии 391 и которые были поддержкой новой христианской общины. Тогда Господь явился Павлу в видении и сказал: «Не бойся, но говори и не умолкай; ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в сем городе», и Павел оставался там год и шесть месяцев. Иудеи, по обыкновению своему, однако, попытались преследовать его, схватили и привели перед судилище Галлюна, тогдашнего проконсула Ахаии; но едва Павел открыл уста, как Галлюн сказал обвинителям: «Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах, и о законе вашем, то разбирайтесь сами, я не хочу быть судьей в этом» и прогнал их. А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем и Галлион ни мало не беспокоился о том. Во время пребывания своего в Коринфе, Павел написал два послания, которые сохранились и уважаются как существенная часть писаний Нового Завета. Они писаны к Фессоланийцам от имени Павла, Силуана 392 и Тимофея. Церковь Фессалонийская при самом основании своем отличалась верой, любовью и упованием своим на Иисуса Христа; 393 и тогда же получила полное учреждение Церкви. Так называет ее сам Апостол 394 от которого получила она пастырей и предстоятелей. 395 Члены же её до того отличались добродетелями, что стали образцом для уверовавших в Македонии и Ахаии. 396 Церковь эта сделалась средоточием, из которого вера распространялась по окрестным городам, и во всей Церкви христианской удивлялись ревности, с какой; фессалонийцы оставили поклонение идолам, чтобы служить. Богу живому и нетленному. 397 Но Иудеи, преследовавшие Павла, не оставили в покое также и учеников его, а потому Апостол пишет им: «Вы, братия, сделались подражателями Церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудеи, потому что и вы тоже претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». 398

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010