Заимствована из грамоты Филарета, митрополита Ростовского и Ярославского, помещенной в Актах Археогр. Экспедиции т. II , 74, стр. 166–167. В Актах помещено из Сборника грамот Смутного периода, принадлежащего Императорской Публичной Библиотеке л. 390–397. Филаретом грамота получена 11-го июня. Речь патриарха Гермогена царю В. И. Шуйскому, побуждавшая его идти на Тушинского царика. 1607 г. «Великий государь, царь, и великий князь Василей Иванович всеа Русии самодержец! Молю тя, приклони ухо твое и увеждь, колико тшета и пагуба содеваетца от безумных человек держав в твоей, и почто презрел еси имо сопрозрети, той ти способствует и всемирная заступница Владычица Богородица и Московские Чудотворцы Петр, Алексий и Иона, таковое злодейство разорити, да будет ти, глаголет Господь пророком: аз возведох тя царя правды и приях, тя за руку десную, и крепих тя и престол твой правдою и крепостию и судом истинным совершен да будет. Внимать убо себе и всему стаду, в нем же ти Дух Святый и постави; яко есть воля Божия благочестивым делателем безумных человек обуздовать неразумия. И тако подобает благочестивый самодержателю, безо всякого сумнения, прося милости у всещедрого и всемилостивого в Троице славимого Бога и у Пречистые Его Матери и у Московских Чудотворцов, против такова злопа (мять) губного злодейства согнать и царство твое до конца разорити, и благодать Господня да будет с тобою, его же божественнии Ангели вселенную научиша веровати в Троицы единому Богу Отцу и Сыну и Святому Духу. Тако благодать Божия, вси твоя отступныя, посягающих на тя и на государьство твое, во овчию кротость преложил, и яко же хощет Бог, мощен бо есть обратить сердца их и к познанию своея ему благодати, и тебе великому государю подручных сотворити и хищного волка названного царьским имянем Дмитреем в руце твои предати. Та благодать Божия и тебе да спасет и избавит от лукавого многоплетейных сетей, яко ж в первыя дни спасе праведных своих: Эноха от прелести совета исполинска, и Ноя от вселенского потопа, и Авраама и Сарру жену его от Ефрофа царя сына Хеттеева, и Лота от Содомлен, и Моисея от Фароона, и Давида от Саула и Иона от кита; також и ты великий государь буди Богом спасаем и соблюдаем от такового злого совета. Господь тобе великому государю способствует угодная себе творити и врагов своих побеждати за их злокозненное похищрение».

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Переплёт кожаный. 84. Проповеди на всякую неделю. Трудами и тщанием почтеннейшего господина Севастиана Енрика, проповедника в Травтмансдорфе (1670). Полуустав XVIII века, в лист, на 390 листах., Перевод с латинского. Переплёт кожаный. 85. Труды христолюбивого архиепископа Лаврентия, зовомого Горки, Вятского и Великопермского, иже бысть соученик и брат во вторых преосвященного архиепископа Феофана Прокоповича . От жизни сей временной прейде на вечную 1735; лет от рождения своего имяше 55. Мелкая скоропись южно-русского письма XVIII века, в 4-ку, на 300 листах. Всего 40 поучений на малороссийском наречии. – Переплёт кожаный. 86. Слова панегирические, то есть похвальные, на разные праздники. Полуустав XVIII века, в лист, на 107 листах. Числом 9. С печатными заставками. – Переплёт кожаный. 87. Поучения второго периода, 7 проповедей архимандрита Авраамия на разные случаи. Полуустав конца XVIII века, в лист, на 64 листах. Переплёт кожаный. 88. Поучения третьего периода, числом 5. Скоропись XVIII века, в лист, на 58 листах. Переплёт кожаный. 89. Поучения четвёртого периода. Скоропись и полуустав XVIII века, в лист, на 134 листах. Числом 17. Переплёт кожаный. 90. Проповеди архимандрита Авраамия. Скоропись конца XVIII века, в лист, на 46 листах. Всех поучений числом 10; некоторые – автограф. – Переплёт бумажный. 91. Поучительные слова Авраамия на разные случаи. Полуустав и скоропись XVIII века, в лист, на 365 листах. Числом 54; последнее произнесено в 1780 году. Все говорены в Яковлевском монастыре. Переплёт бумажный. 92. Проповеди учеников Владимирской семинарии (ректором которой состоял Авраамий в 1762–1773 годах). Здесь имеется в числе других проповедь Феофилакта Лопатинского, произнесённая в Москве, в соборной Успенской церкви, 1 января 1722 года. 93. Проповеди учеников Владимирской семинарии. Разными почерками скоропись XVIII века; в 4-ку, на 131 листе. Переплёт бумажный. 94. Проповеди учеников Владимирской семинарии. Исправлены Авраамием. Разными почерками скоропись XVIII века, в 4-ку, на 459 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Собор 70 учеников Господа. Син. 2. (4 янв. В Акад. неверно Марелла и 70 учеников его). – в раму серебряну пр. Сергия радонежского в лето 7093 (15-). Синод. 5. 534. Мил. 201. (мн. 5 июля и 25 сент.). 15 Успение пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. 7– г. и все. М.Р. И- и все. М. 11 и 12 в. Один канон Ессмы, другой Иоанна. Стих. Германа и других Кондак Космы. Служба. (Иерон. втор. 18 янв. Конт. и Абисс. втор. 16 янв.). III. Овиновской – иконы Божией Матери в Паисиеве монастыре Костромской епархии со времен князя Василия Василиевича (1425–1462). Семигордной иконы Богоматери. В ту- монастыре могилевской епархии Празднуют и в день Сошествия св. Духа. Владимирской ростовские икона Богоматери. – в XII в. пр. Алипием печерским. Дебол. Крымской иконы Богоматери. На складе в горе – на и доднесь водою из – -гие по- У- 390. Псково-печерской иконы Божией Матери. Явилась 1472 г., вновь прославилась в 1523 году. (Сн. 7 октября). Чухломской в костром епархии, явилась в XIV в. Сн. 20 июля. Влахернской иконы Божией Матери в кв- монастыре в средней Карта-. Цилканской иконы Божией Матери в цилканском храме в Карталинии. Современна св. Нине. Ацкурской иконы Божией Матери. Принесена св. ап. Андреем первозванным – -натском соборе близ К- Гаенатской иконы Божией Матери, бывшей у св. княгине Тамары , также в Гаенатском соборе близ Кутаиса. Вифлеемской иконы Божией Матери в К- соборе в г. Тифлисе. IV. В чей же день – и Софии – Премудрости Божией. Белоз. 516 51, т. е. в Новгороде По Добо- в сей день – ей и в Москве, Вологде, То- и других местах. V. Муч. Урсикия . Вас. (14 МГр.). Муч. Лукия . Тур. (14 МГр.). Поражение – МГр. (16 августа). Пр. Левкия – С- и м- и сн. (7 апр.) Далматской иконы Богоматери. Слава пр. Бог . (15 февр. явлении). 16 I. Премежением – образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христ- Е- в Царьград в 944 г. при Константине Б-. ЧГр X-XI в. – – Петр. 43 Акад. Екл. М- 2 Греч. с- – 1–62 – – и др. М. 11 и 12 в. Служба. У нас канон – – II. В Гр. М. 450 XII – Евстафия, вероятно, со- –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1 . Вечер в четверг и день в пятницу были будничным временем, так как можно еще было что-то купить 389 , можно было работать 390 , а властям – судить (суд Синедриона на Спасителем), то есть совершать действия, недопустимые в праздник Пасхи (см.: Лев. 23: 7 ). Кроме того, традиция отпускания римлянами одного из узников в честь праздника по желанию народа («А ему и нужно было для праздника отпустить им одного [узника]» – Лк. 23: 27 ; ср.: Мф. 27: 15 ; Мк. 15: 6 ) связана с возможностью для освобожденного участвовать в празднике, в данном случае – в предстоящей пасхальной вечере. 2 . Евангелист Иоанн прямо называет день суда над Христом пятницей перед Пасхой: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый» ( Ин. 19: 14 ) – и отмечает, что религиозные руководители, когда повели Христа от Каиафы к Пилату, не вошли в резиденцию римского наместника, так как боялись оскверниться вхождением в дом язычника, что потребовало бы исполнения обрядов очищения и лишило их возможности вечером этого дня (пятницы) есть пасхальную трапезу: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху» ( Ин. 18: 28 ) 391 . Тогда возникает вопрос, не нарушил ли Господь с учениками Закон, вкушая пасху на день раньше? Но здесь следует учесть, что пасхальных агнцев приносили в жертву только в Иерусалимском храме, поэтому пасхальные приготовления апостолов за сутки до наступления календарной Пасхи могли быть осуществлены лишь с ведома первосвященника, то есть в русле общей и одобренной духовным начальством практики. И раз ученикам удалось приготовить пасхального агнца, значит, в тот год было официально разрешено принесение и вкушение пасхального агнца за день до Пасхи. Почему четверг 13-го нисана стал предпраздничным днем, точно неизвестно, но указание ап. Иоанна Богослова, что в год Страданий Христа праздник Пасхи совпал с субботой, которая из-за соединения этих двух торжеств стала «днем великим» ( Ин. 19: 31 ), дает основания для нескольких предположений. Так, вполне вероятно, что пасхальных агнцев разрешено было приносить в жертву заранее, в четверг, ради чести субботы и чтобы не отягощать наступавший в пятницу вечером субботний покой приготовлением жертв. По Закону жертвы начинали приносить около девятого часа (то есть трех часов пополудни). С учетом множества пасхальных агнцев и очень короткого времени на их принесение из-за наступавшей субботы такое увеличение предпраздничных дней было оправданно. Но это только предположения; текст Писания не дает оснований принять какое-то объяснение в качестве окончательного 392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

2. И давайте совершать это повсюду: в церкви, в пути, на корабле и за трапезой, чтобы не насыщались мы без страха [Божиего], забыв о Господе, и не впадали в суесловие, подобно ветхому народу. Ибо [этот «народ сел] есть и пить, и встал играть» ( 1Кор. 10:7 ; Исх. 32:6 ) – и был погублен. Пусть Бог не скажет о нас: «Народ сей чтит Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15:8 ; Мк. 7:6 ; Ис. 29:13 ). Трапеза, не имеющая слова Божия, подобна яслям неразумных [скотов], а праведный человек, вкушающий хлеб свой, наполняет душу свою глаголами Божиими. Ведь «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, [ исходящим из уст] Божиих» ( Мф. 4:4 ; Втор. 8:3 ) 3. Поэтому, братия, зная, какая слава и неизреченная радость ожидает праведников в День Судный, а грешников – увы! – ждет мука суровая и горестная, а также бесконечное наказание, 390 давайте поусердствуем, пока мы еще живы, посредством исповеди и покаяния во всей чистоте благоугодить Богу, ибо после смерти нет покаяния. 391 Поэтому мы должны, пока еще есть время, со слезами умолять Бога днем и ночью, чтобы Он, как Благой и Человеколюбивый, сжалился над нами и спас нас от беззаконий наших. Вопрос 27. У [одного] всечестного отца, председящего [среди прочих братий], некоторые спросили: «Почему, честнейший отец, мы полностью соблюдаем как среду, так и пятницу, [сохраняя пост в эти дни]? Ответ 1. На такой вопрос он ответил: «Как можно нам не соблюдать среду и пятницу? Потому что в один из этих дней Господь и Владыка наш пролил честную Кровь [Свою] на Животворящем Древе честного Креста, чтобы вновь даровать жизнь нашему истлевшему естеству. А в другой день иудеи держали совет против Христа (см. Мк. 14:1–2 ), и четырехчастный Крест Господень был сделан в четвертый день из дней [недели], чтобы Тот, Кто был приколочен к Кресту, спас через этот Крест четырехчастность 392 творения. 2. Чудотворения Христа – удивительны, разнообразны, божественны, но из всех них наиболее удивительным является Честной и Животворящий Крест Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

387 Ученики Иисуса Христа держались общего взгляда иудеев, что болезни и несчастия всегда посылаются Богом в наказание людям. 389 Так назван один из двух резервуаров Силоамского источника. Этот источник протекал при подошве Сионской горы и почитался священным. 390 Этими словами фарисеи хотели ослабить силу совершённого чуда и тем самым воспрепятствовать тому, чтобы в Иисуса Христа уверовал народ. К тому же клонились в данном случае и дальнейшие слова и действия фарисеев. 391 Тут нужно разуметь действительное постановление и решение иудеев отлучать от синагоги всех уверовавших в Иисуса Христа. Это отлучение состояло в том, что виновные не допускались в синагогу в течение месяца, и им запрещалось в это время иметь какое-либо общение как с домашними своими, так и с посторонними. 394 Иисус Христос называет Себя дверью овцам в том смысле, что люди только чрез веру в Него могут получить спасение, пребывая в Его Церкви. 397 и проч., – по-русски: «Потому любить Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее». 404 Законник думал, что Иисус Христос скажет какую-либо Свою заповедь, и тогда он обвинил бы Его в пренебрежении к закону Моисееву. 406 Под ближними иудеи разумели только своих единоплеменников, но Иисус Христос показал, что ближним своим должно считать всякого человека кто бы он ни был. 409 Это бывает, когда человек употребляет богатство на добрые дела и во славу Божию, а не на удовлетворение своих прихотей. 410 Обычно иудеи, приступая к какому-нибудь делу, подпоясывали свои широкие одежды. Подобно им, и последователи Иисуса Христа должны собрать все свои силы, чтобы успешнее совершать свое спасение. 412 Возмутившихся против римской власти. Пилат приказал умертвить их в самом храме, так что кровь убитых смешалась с кровью жертвенных животных. 414 Установленный Иудой Маккавеем в память возобновления Иерусалимского храма, после осквернения его Антиохом Епифаном. Этот праздник совершался в половине декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

42 ⎻]: 1. После этого тело, снятое с креста, спрятали в склепе. Но на третий день перед рассветом, когда случилось землетрясение, камень, который закрывал могилу, отвалился, и Он воскрес. В могиле же не было обнаружено ничего, кроме покровов с тела. 2. То, что Он воскреснет на третий день, уже давно предсказали пророки. Давид в 15 псалме: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». 386 То же Осия: «Это сын Мой премудрый [Hic filius meus sapiens], иначе не пребывал бы Он теперь в терзании сынов своих; и от руки ада Я вырву Его. Где суд твой, смерть, и где жало твое?» 387 Также в другом месте: «Оживит нас после через два дня, в третий день». 388 3. Отправившись после воскрешения в Галилею, Он вновь собрал Своих учеников, которых страх обратил в бегство. И дав им поручения, которые они должны были исполнить, и организовав проповедь Евангелия по всему кругу земель, вдохнул в них Дух Божий и дал им силу совершать чудеса, чтобы они трудились во спасение людей не только словом, но и деяниями. И тогда лишь в сороковой день Он возвратился к Отцу, вознесенный на облаке. 4. Это уже давно открыл пророк Даниил, сказав: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». 389 5. Также Давиде 109 псалме: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». 390 43 ⎼]: 1. Пребывая по правую руку от Господа, Он определил, что, когда придет судить мир, уничтожит врагов Своих, которые Его распяли; тогда стало очевидно, что у иудеев не остается никакой надежды, если только они не обратятся к раскаянью и, смыв с себя кровь, которой себя замарали, не станут уповать на Того, Кого отвергли. 2. Поэтому Ездра так говорит: «Эта Пасха – наш Спаситель и прибежище наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

5: «у Господа один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день» 390 . И ниже (ст. 10 той же главы послания) Апостол, говоря, что приидет «день Господень как тать ночью», и тогда «небеса с шумом приидут... земля и все дела на ней сгорят », – очевидно памятует и слова Господа нашего Иисуса Христа 391 и псалом 101, ст. 26–27, в котором говорится о земле и небе, созданных Богом: «но они погибнут, а Ты пребудешь и лета Твои не кончатся». Апостол Павел в посланиях своих неоднократно ссылается на Псалтирь, иногда не цитируя буквально, как напр. в Puмл. II, 6 , когда он говорит, что Бог воздаст каждому по делам его, но имея несомненно в мыслях стих 13-й псалма 61-го, который говорит: «Ты, Господи, воздаешь каждому по делам его». Но в большей части случаев Апостол Павел приводит псалмы буквально, очевидно как знающий наизусть весь Псалтирь и находящий в нем постоянное утешение, что он советует и христианам 392 . Апостол Павел часто употребляет псалмы как обличение против нечестивых, напр. в Puмл. III, 4 слова псалма 50, 6: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» и далее III, 11, 14, 18 – он приводит подлинные слова псалмов: 13-го, ст. 1–3; пс. 139, ст. 3; пс. 5, ст. 10; пс. 9, ст. 28 и пс. 35, ст. 2, – говорящих о тех, которые не ищут Бога, не делают добра, у которых нет страха Божия. Puмл. IV, 7–8 Ап. Павел говорит словами псалма 31, ст. 1–2: «Блаженны чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха». В главе VIII, 36 послания к Римлянам, говоря о гонениях, воздвигаемых на него и на других верующих в Господа нашего Иисуса Христа воскресшего, он, словами псалма 43, ст. 23, говорит о себе и верующих: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание " … Эту главу Апостол заканчиваем тем торжественным возгласом, который глубоко западает в душу: «Ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем». Римл. Х, 18 . Апостол Павел указывает на пророческое значение слов псалма 18-го ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

9 В соответствии с проектируемым исправлением проповеди христианской об Агнце Божием и прочей догматики христианства должна быть произведена и замена крестов (Kruzifixe) с изображе­нием мучительного распятия в церквах и на дорогах. (616). 10 Соответственно подменивается и христианское понимание личности и ее ценности: см. характерные, хотя и туманные рассуждения у Розенберга, op. cit., стр. 390–396 и далее. 12 Для расизма, как антисемитизма, характерно, что Михаил Архангел, согласно кн. пророка Даниила, есть вождь и хранитель еврейского народа, из соперничества с которым духовно и рож­дается расизм. Он не останавливается перед таким мистическим плагиатом. 13 «И четыре большие зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый, как лев, но у него крылья орлиные... и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот еще зверь второй, похожий на медведя... вот еще зверь, как барс». ( Дан. 7:4–6 ). «И вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный... и десять рогов были у него... и вот вышел между ними еще небольшой рог, и вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно». (7–9). Подобная же символика борющихся между собою зверей (овна и козла) применима к гл. 8. Тому же посвящена 13 и отчасти 17 главы Откровения Иоанна. 16 «Blutmäßig gesunde Völker den Individualismus als Maßstab nicht kennen, ebensowenig wie den Universalismus». (539). Cp. 127 ел. против «статического монизма». Ср. 391 сл. 17 Разумеется, нельзя ставить вполне знак равенства между германством и расизмом: первое обширнее и, конечно, глубже второго, последнее же есть скорее болезнь – и будем надеяться преходящая – души германства. Оно сохраняет в себе силу церковного христианства в католичестве, даже обедненном до современного протестантизма, и, хотя и подчиняется расистскому засилью, но с ним духовно не отожествляется и тем оставляет надежду на грядущий христианский ренессанс и внутреннюю победу над расизмом. 18 Как мы уже знаем, в расизме только мужчина творит бытие через Ideenbildung und Werke, женщина же есть «ewige Behüterin des Unbewußten» (p. 510), на долю которой остается, как священнейшая задача, сохранение чистоты расы. (ib.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

IX 13 . И прежде всего, Ты пожелал показать мне, как «Ты противишься гордым, смиренным же даешь благодать» 379 , и как Ты милосерд, явив людям путь смирения, ибо «Слово стало плотью и обитало среди людей» 380 . Ты доставил мне через одного человека, надутого чудовищной гордостью, некоторые книги платоников, переведенные с греческого на латинский 381 . Я прочитал там не в тех же, правда, словах, но то же самое 382 со множеством разнообразных доказательств, убеждающих в том же самом, а именно: «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог . Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» 383 . Человеческая же душа, хотя и свидетельствует о свете 384 , но сама не есть свет 385 ; Слово, Бог , – вот «истинный Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в этот мир», и был Он «в этом мире, и мир Им создан, и мир Его не познал». Того же, что Он пришел в Свое имение, и Свои Его не приняли, а тем, кто Его принял, верующим во Имя Его, дал власть быть «чадами Божиими» 386 – этого я там не прочел.   14 . Также прочел я там, что Слово, Бог, родилось 387 «не от плоти, не от крови, не от хотения мужа, не от хотения плоти», а от Бога, но что «Слово стало плотью и обитало с нами» 388 – этого я там не прочел. Я выискал, что в этих книгах на всякие лады и по-разному сказано, что Сын, обладая свойствами Отца, не полагал Себя самозванцем, считая Себя равным Богу; Он ведь по природе Своей и есть Бог 389 . Но что Он «уничижил Себя, приняв образ раба, уподобившись людям и став со виду как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной, – посему Бог и превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы перед Именем Иисуса преклонило колена всё, что на земле, на небе и в преисподней, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус пребывает в славе Отца» 390 – этого в этих книгах нет. Что раньше всех времен и над всеми временами неизменяемо пребывает Единородный Сын Твой, извечный, как и Ты, и что «от полноты Его» 391 приемлют души блаженство, и причастием мудрости, в Нем пребывающей, обновляются и умудряются – это там есть, но что «в определенное время умер Он за нечестивых, и Ты Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» 392 – этого там нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010