18 [Приселковъ. С. 389], со ссылкой на Воскресенскую летопись, где действительно содержится чтение «попомъ» [ПСРЛ VII: 65]. 20 Высказана в ходе обсуждения предварительной версии настоящей статьи на научном семинаре Лаборатории лингвосемиотических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» 30 октября 2017 г. 22 Такая интерпретация допущена, наряду с мыслью об особом статусе этого благословения, в статье: [Гвозденко. С. 28]. 23 См. также: Bartnicki М. Wladca i poddani w historiografii ruskiej XI–XIII wieku. Lublin, 2015. S. 125–130. 24 Тем более, что Константину были, конечно же, хорошо известны византийские чины поставления светских сановников, с церковными молитвами (сохранившимися в Евхологиях) и осенениями поставляемых знаком креста. 25 В поздней Воскресенской летописи под 1158 годом дополнительно упоминаются поставления Васильца на Переяславль и Косму на Галич [ПСРЛ VII: 66], но эти сведения недостоверны, вопреки [Приселковъ. С. 390], так как в действительности Косма был поставлен в епископы еще в 1143 году [ПСРЛ II: 314]. 27 Морозов Ф. Антиминс 1149 (6657) года//Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. Т. 11. СПб., 1915. С. 197–209; см. также [Успенский, 1998. С. 277–278, прим. 31]. Аргументы против подлинности антиминса, высказанные в статье: Заграевский С.В. Вопрос подлинности антиминса XII века из Николо-Дворищенского собора//Материалы XVIII международной краеведческой конференции (19 апреля 2013 года). Владимир, 2014. С. 179–189, несостоятельны (а именно: «архиепископом» Новгородский иерарх называется и ранее; летописная статья не обязана сообщать о всех действиях Нифонта во Владимиро-Суздальской земле; слова «повелением епископа ростовского Не[сте]ра» означают лишь санкцию местного епископа на освящение антиминса в его епархии более высоким по статусу иерархом; рассуждения о «пренебрежимо малой» вероятности попадания «некой жидкости (скорее всего, воды)» только на три места надписи, каждое из которых занимает «не более 3% площади плата», являются натянутыми, поскольку, во-первых, 3x3% – это не так уж и мало, а во-вторых, значительная часть площади плата не заполнена надписями, и попавшая на эти места вода могла просто не оставить никаких следов; наконец, утверждения автора о практике использования антиминсов, опирающиеся на трехтомный популярный словарь «Христианство», попросту неверны, что легко увидеть, обратившись к специальной литературе по истории антиминсов – работам прот. К. Никольского , И. Петридиса, И. Гошева, Я. Иццо).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Из формулярного списка о службе архитектора В.А. Дорогулина 384. Русское богоугодное заведение в Иерусалиме. Из воспоминаний писателя-паломника В.К. Каминского 385. Общий обзор расходам по консульской части, сделанным с 1 го января 1860 года по 1 е января 1864 года для временного призрения русских поклонников в Палестине (Иерусалим и Яффа) 386. Объявление консула А.Н. Карцова об открытии Дворянского приюта 387. Освящение храма Св. Царицы Александры и открытие Русских построек. Из дневника В.К. Каминского 388. Отчет главного строителя М.И. Эппингера О сумме, израсходованной на постройки, возведенные, согласно высочайше одобренным проектам, близ Яффских ворот г. Иерусалима, с начатия работ по 1 мая 1864 г. 389. Пояснительная записка архитектора М.И. Эппингера о возведенных русских постройках, согласно высочайше одобренным проектам, близ Яффских ворот Иерусалима 390. Приложение к пояснительной записке архитектора М.И. Эппингера 391. Журнал технического строительного комитета Морского Министерства 392. Отчет Б.П. Мансурова по бюджету Палестинского Комитета 393. Общий свод расходов Палестинского Комитета с 1858 по 1864 год, произведенных как в Палестине, так и в России Несостоявшийся проект строительства храма в Бет-Сахуре (1859) 394. Письмо Б.П. Мансурова посланнику в Константинополе князю А.Б. Лобанову-Ростовскому 395. Письмо Б.П. Мансурова к патриарху Иерусалимскому Кириллу II 396. Письмо Министра иностранных дел князя А.М. Горчакова к посланнику в Константинополе князю А.Б. Лобанову-Ростовскому 397. Рескрипт великого князя Константина Николаевича на имя митрополита Петры Аравийской Мелетия 398. Отношение Азиатского департамента МИД к посланнику в Константинополе князю А.Б. Лобанову-Ростовскому «Дело о куполе». Русско-французский проект совместной реконструкции купола Храма Гроба Господня (1861–1870) 399. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А. Н. Муравьеву 400. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А. Н. Муравьеву 401. Из письма архиепископа Фаворского Иерофея к А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Где в Ростове могла находиться такая мастерская? В литературе высказывались предположения о возможности существования крупной мастерской резчиков при дворе ростовского архиепископа, или же при монастыре 390 . Обратившись к синодикам XVIIbeka ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, мы трижды находим упоминание рода Салмана – крестешника 391 . Салман – имя редкое в наших краях, созвучное с восточным «салма» (=татарское кушанье) 392 . Вряд ли такое совпадение имени, рода занятий, времени и места бытования можно назвать случайным. Нам уже известно имя инока Исайи, выполнившего в 1562 году знаменитые резные врата для одного из приделов Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря. Теперь мы можем назвать имя еще одного великолепного мастера, чья связь с этим монастырем подтверждается документально 393 . В заключение следует отметить, что многие наши выводы носят предварительный, предположительный характер и нуждаются в дополнительных доказательствах. Однако не подлежит сомнению, что перед нами ценнейший памятник древнерусского искусства второй половины XVIbeka, представляющий огромный интерес как с точки зрения художественной, так и с точки зрения его исторической значимости. Л. Б. Сукина. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря Среди дошедших до нашего времени древнерусских выносных и запрестольных крестов встречаются памятники, история которых овеяна легендами об их «корсунском» происхождении. В фондах Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится такое редкое произведение русского декоративно-прикладного искусства – запрестольный крест из собора святителя Николая местного Никольского монастыря 394 . Он поступил в музей в 1923 году, после закрытия обители, и в каталожной карточке значится как «крест корсунский четырехконечный, дубовый, византийской формы XVI–XVIIbb.». С такой же аннотацией и датировкой крест экспонировался на постоянной музейной выставке «церковных ценностей» с 1923 по 1926 годы. В то же время среди служителей церкви и некоторых краеведов сложилось и до сих пор бытует мнение, что данный памятник является одной из древнейших святынь Ростова-Ярославской епархии, связанной с первыми веками христианства на Руси, едва ли не подлинником «корсунского дела». Эта точка зрения и по сей день остается весьма распространенной в связи с тем, что крест долгое время оставался вне поля зрения специалистов. В данной статье мы попытаемся восстановить историю появления креста в Переславле-Залесском, уточнить его датировку и дать краткую характеристику художественных особенностей памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

190. (1812). Диоптра Филиппа философа с прибавлениями, полууст., напис. 1418 года, в четверть, 390 листов, заглавная заставка из перевитых кругов. л. 1. Предсловие Михаила Пселлоса книге глаголемей Диоптра, нашии же яаыком нарицается Зерцало. Нач. Луче есть малое праведнику паче богатства грешных многа. Это вторая половина предисловия, как видно из последних 4-х сиисков, а первая, помещенная в конце книги между припиской переводчика и послесловием писца, нач. Елма всех творец и исписатель, иже богодохновенная писания списаша. л. 2. Стиси Констянтина некоего Ивеста о книзе глаголемей Диоптра, сиречь Зерцало. В конце анаграмма (см. 171) и Списателеви стиси, отвещателни яве яко спротивляющимся. л. 2 об. Диоптра: Плачеве и рыданиа инока грешна и странна имиже спирашеся к души своей. Сочинена в 1095 г. (см. л. 119 об.), разделена на 5 слов или бесед души с плотию. В заключение послесловие сочинителя, к коему переводчик или переписчик присовокупил: Словеса убо писаная придоша в конець, уму же да не будеть когда приати конець. В любителех душепитателных словес кое убо когда будеть благых насыщение? В остальных 4-х списках за сим следует еще послесловие переводчика, в коем он говорит, что книгу сию глаголемую елинскою речию Диоптра нашею же, рекше рускою речию, Зерцало 193 вм. рускою написано ростовскою) перевел по просьбе друга своего Зиновия. Вероятно на основании одинакого чтения с 193 ростовскою вм. рускою в Оп. рукоп. гр. Толст. отд. 1 7 прибавлено, что Диоптра переведена в Ростове. Прибавления, встречавшиеся в предыд. рукописях: л. 208. Блаженаго Афанасиа, архиеп. александрьскаго, к Антиоху князю, о многых и нужных взисканиих, иже в священных писаниих недоуменых и должных всеми христианы ведомым быти. Нач. Первие убо веровавше и крестившеся в Троицю единосущную. л. 251. Ответы Варсонофия Великого. Нач. Ответ великого старца Варсануфиа к Иоанну, каменю спадшю на нозе его и многу тому подвигшю болезнь и печаль. л. 271. Св. Василиа, епискупа амасийскаго, послание к некоему иноку впадшу в отчаание. Сбрание от лет царьскых. Нач. Увы мне, что имам писати тебе, и что помысля на триех путех поверженный!

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Казна-же монастырская хотя иногда может быть и довольная, однако и от твоего показания явствует ей быть первейшей казне государевой, а по сем церковной. Иосиф Бингам, оканчивая тетрадь 1-ю о древностях церковных, признает и крепко утверждает, яко от самых апостольских времен избирали на архиерейство ово аскетов, безженно живущих, ово женатых с таким обязательством, дабы на архиерейском степени детей не плодили. Хотя убо нынешнее наше монашество, как и христанство, не в меру слабейшее противу церкви первенствующая, однако тунеядством называтися не может; понеже как христианство , так и монашество дело воплощения Господня, и сам Христос первейший монах, Богородица же, Дева Богу во вся освященна и отлученна, чий образец, когда не монашества?... От монашества також происходит архиерейство, главизна христианства... За монахами також места святыя, чудотворныя, чудесами и чудотворцами – наипаче монахами – от Бога прославленный, на которых от древних боголюбцев и наипаче российских самодержцев домы Божии воздвижены ради жертвы безкровныя. ... Не токмо преосвященнаго Стефана, но и других архиереев песиим языком касаешися, во время императрицы Анны по напрасному оклеветанию пострадавших, от которых един и ныне остался и при своей чести обретается. 390 А по тому же образцу и другие бы в чести своей были, ежелиб судьбами Божиими, как и ты сказываеши, изгнание и заточение стражда, жизни своей не окончали. С таковой-же кончины ты посмеваешися и, будто бы с Богом говорил и суд Вышняго в точности узнал, утверждаеши, яко таковая их кончина за прилежание о тиранстве папежском судом Вышняго постигла. Но по образцу оставшаго в живых архиерея, бывшаго воронежскаго, можешь и прочиих всякосовестно признать и засвидетельствовать, что столько к ним вяжется, сколько до мертваго голос. Или сия твоя клевета к преосвященному Георгию Дашкову, будто бы он после смерти императора Петра Великаго епископом ростовским сделан? А он, за живота его величества, имянным монаршим указом, в лавре троицкой будучи архимандритом, определен и произведен ростовским архиереем, и в гневе монаршем Петра Великаго никогда не бывал, но в милости особенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

л. 456 об. Мес. тогоже 30, память препод. отца нашего Александра сверскаго, новаго чюдотворца. После л. 459 см. 443 и далес. л. 451. Мес. тогоже (окт.) 28, св. великомученицы Парасковгии, нареченныя Пятницы. После сего листа см. 436 и далее. Срав. выше л. 84. л. 441 об. Мес. тогоже 28, память св. отца нашего Арсениа, архиеп. сербьскаго. После л. 412см. 428 и далее. л. 433 об. Мес. тогоже 29, преставление препод. отца нашего Аврамиа, архимандрита Богоявленскаго, ростовскаго чюдотворца. После л. 435 см. л. 422 и далее. л. 427 об. Мес. тогоже (ноября) 17, препод. отца нашего Никона, ученика св. Сергиа. После л. 427 с.м. 415 и далее. В сей службе двух листов недостает. л. 418 об. Мес. тогоже 28, иже в святых отца нашего Иакова, архиеп. ростовскаго чюдотворца. После л. 421см. 407 и далее. л. 410. Мес. генваря 12, препод. отца нашего Павла комелскаго. После л. 414 см. 399. л. 400. Мес. тогоже 11, препод. отца нашего Михаила, клонскаго чюдотворца. После л. 406 см. 391–398 и 384. Между последними одного недостает. л. 384. Мес. марта 2, преставление св. отца нашего епископа Арсениа тверскаго. После л. 390 см. 375 и далее. л. 378. Мес. апреля 17, препод. отца нашего Зосимы началника, игумена честныа обители соловецкиа, и препод. Саватиа преже бывша жителя тогоже соловецкаго острова. После л. 383 см. 346 и далее. л. 349. В тойже день, препод. отца Саватиа преже бывша жителя того соловецкаго. л. 354. Мес. апреля 25, память иже во святых отца нашего Стефана епископа пермьскаго. л. 364. Мес. маия 1, преставление препод. отца нашего игумена Пахнотия, новаго чюдотворца, рекомый боровскаго. л. 371. Мес. маиа 2, принесение мощем св. мученику Бориса и Глеба. Паремии отличны от положенных под 24 июля, см. 116. После л. 374 см. 511 и далее. л. 516. Мес. ноября 5, преставление иже во святых отца нашего Ионы, архиеп. ноугородцкаго, новаго чюдотворца. л. 525. Мес. ноября 23, успение В. Князя Александра Ярославича володимерскаго и ноугородцкаго всея Руси Самодержца, новаго чюдотворца. За сим припись та же, какая показана в след. 624 л. 148.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

XVI. Когда нет надежды достичь лучшего, именно, возобновления иерусалимского храма одними православными, надобно стараться, по крайней мере, не допустить худшего, именно, падения купола на святыню Гроба Господня и на головы православным, и для сего изыскивается и предлагается средняя мера. Печ. по изд.: Филарет (Дроздов) , митрополит Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. С. 390–394. 409. Письмо директора Азиатского департамента МИД Н.П. Игнатьева к посланнику в Константинополе князю А.Б. Лобанову-Ростовскому С.-Петербург 29 января 1862 г. Подлинник Хотел я было, любезнейший князь Алексей Борисович, переговорить с Вами подробно о поднятых ныне в Иерусалиме вопросах касательно святых мест, но, прочитав письмо к Вам князя Александра Михайловича , вижу, что он так ясно и положительно изложил взгляд свой, что мне для исполнения поручения князя-министра и избежания вместе с тем повторений остается дополнить сказанное только незначительными подробностями местными. Обновление купола над часовнею Святого Гроба не представляет с точки зрения политической и гуманитарной особенных затруднений, но, однако же, это один из самых важных и щекотливых вопросов, относящихся до святых мест, и подал уже однажды повод к casus belli; на Востоке, совершенно наперекор Западу, религиозные вопросы имеют первостепенное значение, и политические соображения должны часто с ними сообразовываться. Не надобно также терять из виду, что по понятиям, существующим на Востоке и имеющим даже юридическое значение в Иерусалиме, – обновить какую-либо святыню значит приобресть ее во владение. Вот почему такое важное значение в сущности могут иметь для нас споры по сему предмету между различными вероисповеданиями враждующими, взаимные притязания которых могут издали казаться мелкими и ничтожными. При обновлении купола нельзя не быть особенно осторожным, потому что в Иерусалиме самая святыня Гроба Господня считается по праву принадлежащею тем, кто владеет главным куполом. До Крымской войны оба исповедания решились лучше предоставить султану обновление купола, чтобы не было перевеса ни на той, ни на другой стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

189 В числе их упоминаются, кроме Алексея Сыромятникова, жившие в Стародубских слободах Авраамий и Алексей. 190 Обратившийся от раскола Андрей Иоаннов, произведенный в сан протоиерея, пользовался особенным благоволением митрополита за его труды в увещании и обращении раскольников. 191 Полная повесть сия в рукописи хранится в библиотеке Валаамского монастыря, а в извлечении напечатана отдельно книжкою в 16-ю долю 1798 года в Москов. синод. типографии и Андреем Иоанновым не один раз в С. Петербурге с 1794 года в конце книги: «Полное историческое известие о древних стригольниках». Из описания Румянцева музея Востокова стр. 622 и 623 видно, что в 1776 году преосв. Гавриилу и епископу Ростовскому Самуилу поручено было рассмотреть запросы обратившегося из раскола Угличского купца Феодора Кочурихина к Феодосиеву согласию. Запросы одобрены ими, как толос истинного благочестия. 192 Замечательно, что в доме Кукина на его счет было совершаемо поминовение по митр. Гавриилу. У дочери сего купца хранятся некоторые книги за подписом м. Гавриила, и есть два рецепта касательно зубной и глазной боли, составленные митрополитом. 193 Раскол, обличаемый своей истор. 1854 г. изд. 2, стр. 349–390. Истор. русск. раскола преосв. Макария стр. 356–358 и 363, сказано, что раскольники, по совету Гавриила, подали прошение в св. синод о том, чтобы им в монастыри на первый раз дарованы были два православных иеромонаха с иеродиаконом, которые бы совершали службы по старопечатным книгам. Св. синод определил взять этих иеромонахов и иеродиаконов из Тихвинского монастыря, и они вскоре отправлены были на Иргиз. 194 См. письма Потемкина преосв. Гавриилу и самого Гавриила к Новгород-Северскому епископу Иллариону в приложениях под 15 и 16. 195 В рукописи Виталия находится 7 писем от старцев Слободского Успенского монастыря, адресованных на имя Гавриила между 1781 и 1787 годами. 197 Письмо в рукописи Виталия: оно напечатано в книге «Раскол, обличаемый своею историей, стр. 363–365. Старание преосв. Гавриила об искоренении раскола в других епархиях, видно, между прочим, из письма его к строителю Саровской пустыни Пахомию в прилож. под 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

А возведен на двор митрополичь месяца февраля 6 в четверток мясопустныя недели; а съверъшен бысть митрополитьм на превысокий престол Великиа Росиа того же месяца 9, в неделю мясопустную; а на поставлении его бяше Макарий, архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова и епископи Акакий Тферский, Иона Рязанский, Васьян Коломенскый, Досифей Сарьский, Алексий Вологотский» 383 . В «Актах Археографической экспедиции» опубликован довольно подробный Чин поставления митрополита Иоасафа 384 . Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом «повольную» грамоту митрополиту Иоасафу 385 . Интронизация митрополита Иоасафа была в феврале, а в первые три воскресенья марта он поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539) 386 ; настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543) 387 ; наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого; 1539–1555) 388 . К области литургико-иерархической деятельности митрополита Иоасафа следует отнести поставление им в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря «Исака Собаку», который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком 389 . Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: «Отпиши де мне, что Исакова ересь» 390 . Как отмечается, «заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела» 391 . Одним из первых актов, рассмотренных святителем Иоасафом, является подтверждение им прежних льгот Иосифо-Волоколамскому монастырю при игумене Нифонте (1522–1543). «А подписана лета 7047-го, июня в 12 день. И подписал митрополичий дъяк Матвей Корятнев» 392 . При митрополите Иоасафе в Москву в 1540 г. для поклонения приносились из Ржева «образ Пречистые царици Богородици Девици Марии Одигитриа, да на поле у Пречистыа образ святитель Христов Никола, да другая икона Крест честный. И всретоша чюдотворныа иконы с кресты пресвященный митрополит Иоасаф со всем освященным събором» 393 . Перед этим митрополит Иоасаф соборне рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон 394 . На этом месте в память сретения чудотворного образа был затем построен храм. С этих образов впоследствии писались копии; в честь Оковецкой, или Ржевской, иконы было установлено празднование 8 июля. Традиционно в Москве в дни сретения чудотворных икон совершались крестные хода. «К храмам, поставленным у западного края города [Москвы – а. М.] направлялись крестные ходы в дни празднований ржевским иконам 29 ноября, “к Пятнице Ржевской в Чертолье” и 11 июля» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Александр называется пятым по Петре мученике, тогда как он был в самом деле не пятый, а второй, или первый по Ахилле, преемнике Петра (Oriens Christ. III. 390. 392. 1046). Наконец, в повести упоминаются такие отцы церкви, которые в самом деле жили гораздо позже, в IV и V веке. Очевидно, повесть сочинена была уже позже и притом таким автором, который нетвердо знал подробности церковной истории и писал, не справившись с ними. Впрочем, для нас этот вопрос не представляет непосредственной важности: когда бы эта повесть ни была составлена, к нам она перешла не ранее того времени, когда мы в состоянии были принять и усвоить ее, да и значение ее не в исторической древности подлинника, а в ее содержании; и самый подлинник не столько важен для нас, сколько перевод, ибо нашими предками читался последний. Рукописная повесть о Нифонте сохранялась в харатейном списке, в листе, составленном в XIII веке и хранящемся в библиотеке Троицко-Сергиевской Лавры. Он писан крупным, четким уставом, блестящими, но несколько побледневшими от времени чернилами. В начале рукописи несколько недостающих листов заменено позднейшим списком на бумаге. На последнем листе означено: когда и где, и кем писана была эта рукопись: «Господи помози рабом своим Иоанну и Алексию, написавшема книгы сия, и где соут помяткы, исправя чтите. В лето 6723 кончана быша книгы сия месяца мая в 21 день на память святаго мученика Иеремиа в граде Ростове, при князе при Василце, при сыну Костянтиноне, а внуце Всеволожи. Святии апостолы, пророцы, мученицы, святый Нифонте, помози господину Василку и мене грешна раба своего Кирила избави в день судный от вечныя муки». По всему вероятию, Кирил, здесь упоминаемый, есть Кирил ростовский: о нем свидетельствует летопись, что он собирал писания и распространял их. В первой половине XIII века был, так сказать, золотой век книжной образованности в ростовско-суздальской земле. Образованность, в начале воспитанная на киевской почве, должна была выступить из южной Руси, потрясенной Половцами и междоусобиями, и нашла себе на короткое время приют на востоке, пока оттуда не была вытеснена татарским нашествием. Памятниками этой эпохи было несколько переводных сочинений; там была переведена и Диоптра, древнейший список которой хранится в Публичной библиотеке и где также указано, что она была списана в Ростове. Самая летопись этого края, составляющая продолжение первоначальной летописи по Лаврентьевскому списку, отличается велеречием и риторикою, которые показывают близкое усвоение византийских приемов письменности. Повесть о Нифонте в переводе есть произведение из ростовской эпохи. Трудно решить, была ли она в ростовской земле переведена или, быть может, только там переписана; неизвестно, чем были Иоанн и Алексей, переводчиками или списчиками. Должно думать, что изготовивши рукопись в том виде, в каком она дошла до нас, они поднесли ее Кирилу, который собственноручно сделал на ней надпись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010