Ловцы. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В дворцовом с. Ловцы в 1744 г. была освящена каменная церковь в честь Воскресения Христова с приделами: во имя пророка Илии и ап. Луки. В 1827-1843 гг. взамен разобранного каменного храма сооружена существующая каменная церковь с теми же приделами. Строилась она на средства прихожан. Трапезная часть с престолами в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя ап. Луки построена позднее, освящена в 1873 г. Четырехстолпный пятикупольный храм, с массивным световым барабаном, принадлежит к соборному типу. Тонко проработанная, простая архитектура представляет хороший образец провинциальной классической школы. В храмовый комплекс в Ловцах входит и стоящая отдельно, неподалеку колокольня, выстроенная не позднее XVIII в. в формах, близких к допетровскому зодчеству. Квадратное двухэтажное основание здания несет восьмигранный столп, разделенный карнизом на два яруса. В настоящее время она без верха, но есть все основания предполагать, что завершение было шатровым. Внешнее убранство скупо и торжественно. I. История В 22 км от районного города Луховицы и 150 км от Москвы на левом берегу Оки в селе Ловцы на возвышенном месте стоит величественный храм с рядом отдельно стоящей колокольней. Они составляют комплекс разновременных построек. Свое название село Ловцы получило от рыбной ловли, которой занимались жители. На месте теперешних пойменных лугов, по преданию, в старину рос вековой лес, а чуть более ста лет назад - по словам старожилов - стоял еще дровяной лес из ольхи, липы, березы, дуба, верб, ветлы и пр. История этого края уносит нас в далекое прошлое. Из выписки с писцовых книг 1674–1678 г. Артемона Жадовского с. Ловцы названо " селом дворцовым " , жители которого " ловят рыбу на обиход великаго государя в реке Оке… " . Право жителей села на рыбную ловлю подтверждены в 1712 г. грамотой Петра I. В 1762 г. село было пожаловано Екатериной II участникам дворцового переворота, вознесшего ее на вершину власти, – Измайловского полка капитану Александру Рославлеву и Михаилу Ласунскому " за отменную и всем вероподанным известную службу, верность и усердие к Ея Императорскому Величеству и Отечеству " . Они как " заговорщики первого разряда получили по 600 душ или взамен их 24000 рублей и 2000 рублей пенсии " (Е.Дашкова, Записки). В 1884 году в селе проживало 3202 человека.

http://sobory.ru/article/?object=15722

Храм Троицы Живоначальной (1765) был возведён до начала строительства зданий основного усадебного комплекса. Его архитектура связана с московскими памятниками середины XVIII столетия. Барокко здесь очень умеренное, графичное и плоское. Велико искушение отнести этот незаурядный памятник к творчеству К. И. Бланка, который много строил для графа И. Л. Воронцова, родного дяди княгини Е. Р. Дашковой, как в его подмосковном Воронове, так и в Москве. Сравнительный анализ форм даёт много аналогий с постройками этого интересного мастера, но объёмно-плановая композиция Троицкой церкви обладает целым рядом оригинальных особенностей. В её архитектуре использована, хотя и в переработанном виде, композиция вотчинных храмов рубежа XVII-XVIII вв. - восьмерик на сложном ярусе основания, лишь тяготеющего к двухосно-симметричному варианту плана. К бесстолпному помещению церкви, восточные углы которого скошены, с востока примыкает прямоугольный алтарь с характерным полукруглым выступом, с севера и юга - два симметричных придела, с запада - двухстолпная трапезная и колокольня в четыре руса. Основным декоративным мотивом в обработке фасадов храма служат пилястры на углах раскрепованные, на приделах образующие портики с фронтонами. Пилястры и частично стены первого яруса колокольни рустованы. Почти скульптурный характер придаёт церкви многократно повторенная креповка углов. Троицкая церковь была, по-видимому, единственным в усадьбе зданием в стиле барокко. Остальные многочисленные постройки ансамбля, окружённые обширным английским парком, были классицистическими. 27 октября 1805 года Дашкова начала писать в Троицком свои мемуары - знаменитые " Записки " . Через три года после окончания работы над " Записками " (1810) княгиня Екатерина Романовна Дашкова умирает в своём московском доме на Никитской улице. Тело, после отпевания в церкви Малого Вознесения, привозят в Троицкое и здесь предают земле в левом приделе церкви. Из книги: М. Дунаев, Ф. Разумовский " В среднем течении Оки " . - Москва, " Искусство " , 1982

http://sobory.ru/article/?object=04780

Май прошел – так себе, между других дел. Но 1-го июня приказано было «Маркелла и Савватия выслать в С. Петербург для изследования без замедления, а как явятся, то следование произвесть не отменно и потом доложить Синоду». Маркелл прибыл в С.-Петербург 20-го июня. В Синоде приготовили и зашнуровали огромные тетради для записки допросов и журналов заседаний. Феофан предчувствовал, что, при его тогдашнем положении, следование к добру не поведет и, как человек весьма наблюдательный, заметил, что Маркелла употребляют против него орудием, обнадежив всякими милостями, Дашков с товарищами. 1-го июля был первый допрос Маркеллу – шли кой-какие формальности, не затрагивавшие самой сущности дела. Но на другой день, 2-го июля, Феофан сдал его в Преображенскую канцелярию. Нельзя не сознаться в хитрости этого маневра. Мы не приводим вполне доношения его Тайной канцелярии, потому что оно уже напечатано, 280 но укажем на главные пункты его. Феофан писал, что архимандрит Маркелл, прибывши в Петербург для ответа по сделанному на него доносу о похищении церковного имущества, несколько дней казался веселым, говоря, что у него есть оправдание. Потом несколько дней к нему не являлся и, наконец, пришел 29-го июня в восьмом часу вечера в страшном испуге и, отвед его в сторону, говорил, что затевается что-то страшное, что в прошлый понедельник (27-го июня), какой-то солдат, преображенского или семеновского полка, увидя его на улице на петербургском острове, жестоко грозился и говорил: будем де вас, Феодосовщину за то, что ругаете и одираете св. иконы, с вашими начальниками, скоро губить, и наказывал, чтоб он (Родышевский) помнил то крепко. Те же угрозы повторились и на другой день, 28 июня, при чем солдат прибавил: «вот скоро дождемся колокола и будет вам». Феофан старался его успокоить, но встревоженный Маркелл ничего не слушал и уговаривал его (Феофана), чтобы он не выходил ни куда, даже и в церковь к обедни, а уехал бы куда-нибудь на острова. Вместе с этим он сообщил ему, Феофану, такое странное мнение, о котором он здесь и не пишет, а скажет разве на словах. После того Маркелл ушел и скрылся не известно куда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

См., напр.: Размолодин М. Л . Русский вопрос в идеологии черной сотни. С. 310-319. Законотворчество думских фракций. 1906-1917 гг.: Документы и материалы. М., 2006. С. 82-86. Отметим, что эта инициатива правых встретила тогда заметное сопротивление со стороны владельцев питейных заведений. В фонде члена Государственного совета графа И. И. Воронцова-Дашкова отложилось обращение от «Общества владельцев питейных заведений трактирного промысла, торгующих крепкими спиртными напитками в городе С.-Петербурге и его пригородах», в котором авторы просили членов Гос. Совета заблокировать думский законопроект, поскольку он, по их подсчетам, не считая местных и храмовых праздников, запрещал торговлю спиртным 92 дня в году. Такое положение дел должно было разорить питейный бизнес, а между тем, заверяли авторы записки, питейные заведения для народа «необходимы», т. к. являются «не столько местами потребления крепких напитков, сколько местами общения». «Нет никаких оснований запрещать населению в течение более полугода употреблять за едой вне дома крепкие напитки», - резюмировали владельцы питейных заведений, указывая членам Гос. Совета на то, что закон убьет «целую отрасль отечественной торговли». Требование же правых депутатов, указывали они, «находится в полном противоречии с требованием жизни и ее внутренним укладом в России». Но чтобы их протест совсем уж не выглядел как поощрение народного пьянства, авторы записки предлагали свою меру борьбы с алкоголизмом: постепенное понижение крепости водки до 30-25° (ОР РГБ. Ф. 58/II. Картон 43. Ед. хр. 4/5. Л. 3-7). Подобные проекты «борьбы с пьянством», составленные пивоварами, владельцами винно-водочных заводов и торговцами горячительными напитками, направлялись правым членам Государственного совета и в годы войны. См.: РГАДА. Ф. 1412. Оп. 2. Д. 53. Л. 18-28. Голицын-Муравлин Д. П. Исконный враг русского народа. Харьков, 1914. С. 2. РГАДА. Ф. 1412. Оп. 2. Д. 53. Л. 25. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917. М., 2001. С. 335. Голицын-Муравлин Д. П. Исконный враг русского народа. С. 3.

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/10/...

46. „Рече безумец в сердце своем несть бог!“ — Неточная цитата из Псалтыри (Пс. 13, ст. 1; пс. 52, ст. 2). 47. Тот как был, так и в ноги: „Верую, кричит, и крещенье принимаю“. — Пародируются те места преимущественно мученических житий, где благодаря чудесам святых язычники с необыкновенной легкостью обращаются в христианство, восклицают „веруем“ и принимают крещение. См., например, апокрифическое „Никитине мучение“, где это общее место житийного рассказа повторяется многократно (Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т. 2. С. 119). 48. Княгиня Дашкова была восприемницей, а Потемкин крестным отцом…— Екатерина Романовна Дашкова (1743–1810) — ближайшая помощница Екатерины II в дворцовом перевороте 1762 г. Была в ее царствование президентом Российской академии. Живя за границей, встречалась со знаменитыми людьми, в том числе Дидро и Вольтером. См.: Дашкова Е. Записки. 1743–1810/Подгот. текста, статья и коммент. Г. Н. Моисеевой. Л., 1985. Достоевский, по-видимому, был знаком с изданием: Записки княгини Е. Р. Дашковой, писанные ею самой. Пер. с англ. Лондон, 1859. Переводу „Записок“ в этом издании предшествовало предисловие А. И. Герцена, которое ранее было опубликовано в „Полярной звезде на 1857 год“ (кн. 3) в виде развернутой статьи, безусловно известной Достоевскому. Григорий Александрович Потемкин (1739–1791) — русский военный и государственный деятель, фаворит Екатерины II. 49. „Блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы, тебя питавшие сосцы особенно!“ — Слова Федора Павловича опошляют смысл евангельского текста. Ср.: Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 27. 50. Учитель! — повергся он вдруг на колени, — что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? — Повторяются слова, обращенные к Христу и названные в Евангелии искушением. См.: Евангелие от Луки, гл. 10, ст. 25; гл. 18, ст. 18; от Марка, гл. 10, ст. 17; от Матфея, гл. 19, ст. 16. 51. Воистину ложь есмь и отец лжи! Впрочем, кажется, не отец лжи, это я всё в текстах сбиваюсь, ну хоть сын лжи, и того будет довольно. — Ср. слова Христа, сказанные о дьяволе: „он лжец и отец лжи“ (Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 44). „Ошибка“ и поправка героя в равной степени знаменательны: они косвенно характеризуют не только Федора Павловича, но и Ивана, так как слова „отец лжи“ по отношению к Федору Павловичу в серьезном своем значении нацелены на Ивана.

http://predanie.ru/book/68775-bratya-kar...

…припоминая себе слова французской девицы Шарлот Кордай д " Армон, как она в предказненном письме своемписала…— Лесков цитирует письмо Шарлотты Корде (Corday d " Armont). (1769–1793) — убийцы Марата — к Барбару, написанное в день казни. 79 Схоронил мою благотворительницу Марфу Андревну Плодомасову. — Здесь у Лескова ошибка: в 1850 году, к которому он относит смерть Марфы Андревны, ей должно было быть около 125 лет, так как в середине 1770-х годов ей было уже не менее 50 лет (см. «Старые годы в селе Плодомасове» — т. 3 наст. изд.). 80 «Колокол» господина Искандера. — Герцен стал издавать еженедельную газету «Колокол» в Лондоне с 1 июля 1857 года. У Лескова здесь ошибка: Туберозов не мог читать «Колокол» в мае 1857 года. 81 Читал «Записки» госпожи Дашковой и о Павле Петровиче: всё заграничного издания. — «Записки» княгини Е. Р. Дашковой были впервые в русском переводе напечатаны Герценом в 1859 году, но Туберозов мог читать в «Полярной звезде на 1857 год» подробное изложение ее записок, сделанное Герценом: «Княгиня Екатерина Романовна Дашкова» (см. А. И. Герцен. Полное собрание сочинений и писем, П., 1919, т. VIII, стр. 429–484). О Павле I много материалов было напечатано Герценом в «Историческом сборнике», кн. 2, 1861. 82 …о Петре…— По-видимому, Туберозов не согласен был с общей отрицательной оценкой личности Петра I, которую дает в своих «Записках» Е. Р. Дашкова. 83 «живота просише у тебе» — просил у тебя жизни (псалом 20). 84 Богослов — ученик старшего класса духовной семинарии. 85 Исход Израилев — переселение евреев из Египта в Палестину, о котором рассказывается в одной из библейских легенд. 86 Ксендзы по Литве учредили общества трезвости… — Первые общества трезвости в России появились в 1858 году на территории нынешней Литовской ССР и Западной Белоруссии. В центральных губерниях России общества трезвости стали появляться в следующем 1859 году. 87 Говорил бы по мысли Кирилла Белозерского…— Кирилл (1337–1427) основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Туберозов цитирует его послание князю Андрею Можайскому: «И ты, господине, внимай себе, чтобы корчмы в твоей вотчине не было; зане же, господине, то велика пагуба душам: крестьяне ся, господине, пропивают, а души гибнут» (см. С. Шевырев. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь, М., 1850, ч, 1, стр. 152–153). 88

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

В составе Ин-та российской истории РАН существует Центр по изучению религий, первенствующее место в работах к-рого занимают проблемы истории РПЦ. Центр активно сотрудничает с духовными академиями, Российским православным ун-том Иоанна Богослова и ПСТБИ, регулярно проводит совместные научные конференции, издает сборники научных трудов. В 1988 г. образован Научный совет по истории РПЦ при Президиуме РАН. В 1991 г. при Ин-те этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН образована Проблемная группа по изучению истории рус. Православия. Президенты и директора АН: Л. Л. Блюментрост (1725-1733), Г. К. фон Кейзерлинг (1733-1734), И. А. Корф (1734-1740), К. фон Бреверн (1740-1741), К. Г. Разумовский (1746-1798) (в период пребывания его за границей в 1766-1798 гг. его замещали директора Российской академии по изучению рус. языка и словесности - В. Г. Орлов (1766-1774), С. Г. Домашнев (1775-1783), Е. Р. Дашкова (1783-1796), П. П. Бакунин (1796-1798)), А. Л. фон Николаи (1798-1803), Н. Н. Новосильцов (1803-1810), С. С. Уваров (1818-1855), Д. Н. Блудов (1855-1864), Ф. П. Литке (1864-1882), Д. А. Толстой (1882-1889), вел. кн. Константин Константинович (1889-1915), А. П. Карпинский (1917-1936), В. Л. Комаров (1936-1945), С. И. Вавилов (1945-1951), А. Н. Несмеянов (1951-1961), М. В. Келдыш (1961-1975), А. П. Александров (1975-1986), Г. И. Марчук (1986-1991), Ю. С. Осипов (с 1991). (В 1741-1746, 1810-1817 и 1915-1917 президентов АН не было.) Издания АН: с 1728 г. при АН издавались «Санкт-Петербургские ведомости», научно-популярные «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к Ведомостям», в 1757-1764 гг.- «Ежемесячные сочинения» АН. Основные периодические издания: Commentarii Academiae scientiarum imperiali (1728-1751. 14 t.), Novi commentarii Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1749-1776. 20 t.), Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1778-1786), Nova Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1787-1806. 15 t.), далее ежегодные бюллетени АН - «Bulletin scientifique», «Mémoires» (1809-1897), «Труды» (1821-1823. 2 ч.), «Чтения» (1831. Кн. 1), «Ученые записки» (1852-1855. 3 т.), «Записки» (1862-1895. 75 т.; в 1894-1930 - изд. по отд-ниям) и «Известия АН», «Вестник Академии наук СССР», «Доклады Академии наук СССР» и «Известия», издаваемые ее отд-ниями. АН издает ок. 200 научных и 7 научно-популярных журналов.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Книге предшествует обзор русских путешествий во св. землю, VII – XCII стр. Здесь Муравьев упоминает и частию приводит отрывки из путешествий Даниила, Евфросинии, Зосимы, Василия-гостя, Коробейникова, Гагары, Суханова, Игнатьева, Барского, Плещеева, Мелетия, Вишняковых, Бронникова, Икскуля (художника) и Дашкова с Воробьевым. При 4-м издании приведены были: критический обзор Проскинитария Суханова, и записки иерусалимского монаха Анфима, секретаря и библиотекаря иерусалимской патриархии, о пределах патриаршего престола. Отрывки из сочинения Муравьева помещались во всех наших хрестоматиях и в Журнале для чтения воспит. военно-уч. заведений (1836, т. III, 403 и 1844, т. L, стр. 48). Рецензии: Моск. Телегр. 1832, т. III, стр. 525–541, окончания не было; Телеск. 1832, ч. XI, стр. 244–254. См. о нем еще «Письма м. Филарета к А.Н. М. Киев, 1869, предисловие. Заметим еще его же «Прощальную песнь паломника», предшествовавшую его путешествию, – в Моск. Телегр. 1830, т. XXXI, стр. 314–316. 63) В отрывках из книги «Очерки Бородинского сражения», Ф. Глинки, 1839 г., (напечат. в «Историч. Хрестоматии Галахова», т. 2, Спб, 1864) находим подстрочное примечание (стр. 487), что «граф Остерман предпринял и совершил огромное путешествие по Востоку: видел Иерусалим, проехал Сирию и обозрел многие земли Оттоманской империи. Его сопровождали ученые и художники, для пользы науки и просвещения». Не к тому ли времени это относится, когда путешествовали В. П. Давыдов и К. П. Брюллов (1832)? Но какие же были другие плоды этого путешествия, кроме известной книги Давыдова: «Путевые записки, веденные… в 1835 году», Спб. 1840, 2 тома. 64) Путешествие по св. земле в 1835 году А. С. Норова , две части, в б. 8-ку; в 1-й – IV, 2, 334 и 8, во 2-й 309, 2 и 28 стр., с тремя планами, 9 картинами и чертежами в тексте, Спб. 1838. Издание 2-е, дополненное, Спб. 1844, 2 части, с 12 гравюрами на стали, 2 планами, картою и еще неизданным изображением внутренности вертепа Гроба Господня. Цена 5 р. 75 коп. (Смирд. 13646, библиот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на значительное ухудшение здоровья, в кон. 80-х гг. XVIII в. М. довел до конца начатое им строительство нового здания ун-та и храма. В 1784 г. архиеп. Московский и Калужский Платон (Левшин) отказался благословить устройство храма до утверждения университетских штатов. В 1790 г. М. сообщил митр. Платону, что «конфирмованный» план университетских строений предполагает и наличие храма. Лишь 5 апр. 1791 г. университетская церковь была освящена на новом месте во имя мц. Татианы. Открытие ун-та состоялось 23 авг. 1793 г. После смерти М. были опубликованы «Стихи на кончину… Мелиссино» от Московского ун-та (М., 1795) и «Печальная песнь на кончину… Мелиссино от воспитанников Благородного при университете пенсиона» М. Л. Магницкого (М., 1795), первоначально напечатанные в «Московских ведомостях» в марте 1795 г. Отпевание в приходской ц. прп. Сергия Радонежского (не сохр.) на Б. Дмитровке, близ университета, возглавлял митр. Платон. С уважением и благодарностью М. вспоминали П. С. Кайсаров (К портретам господ кураторов университета... М., 1798), И. М. Долгоруков в посвящении к сб. «Бытие сердца моего» (М., 1818. Ч. 1). По свидетельству учившегося в ун-те литератора И. Ф. Тимковского, М. «был добр и любил науки», часто повторял лат. фразу: «Qui proficit in litteris et deficit in moribus, plus deficit quam profici» (Кто богатеет в науках и скудеет в нравственности, тот больше скудеет, чем богатеет) (Записки И. Ф. Тимковского//РА. 1874. Кн. 1. 6. Стб. 1433), к-рая отвечала его воззрениям на науку и образование. Д. И. Фонвизин отмечал, что М. и его супруга «имели смотрение за нами, как за детьми своими» ( Фонвизин. 1989. С. 303). Кнг. Дашкова характеризовала М. как «человека очень образованного, всегда любезного в обхождении, с чудесным характером» (Записки кнг. Е. Р. Дашковой. М., 1991. С. 140). М. владел имением Константиново (Константиновское) Бронницкого у. Московской губ. (ныне Воскресенский р-н Московской обл.; сохранился только парк). В 1797 г. П. В. Мелиссино в память о муже построила в усадьбе на берегу р. Москвы ц. во имя Св. Троицы с приделами в честь Успения Пресв. Богородицы и Рождества св. Иоанна Предтечи, под алтарем которой и был погребен М., а затем и его вдова (Рус. провинциальный некрополь/Сост.: В. В. Шереметевский. М., 1914. Т. 1. С. 540). Имение перешло к А. М. Пушкину, в доме к-рого проживала вдова М. Пушкин дослужился до чина действительного статского советника и был похоронен у Троицкого храма (надгробие частично сохр.). Церковь была закрыта в 1934 г., возвращена приходу в 1990 г., к 2017 г. будет восстановлена.

http://pravenc.ru/text/2562888.html

Сначала Еропкин попытался подействовать уговорами, но в ответ ему полетели камни. Тогда Еропкин приказал стрелять холостыми зарядами; увидев, что народ это не устрашило, приказал зарядить картечью». «Усмирение» продолжалось два дня (подробнее см.: Пыляев. Старая Москва, с. 36). Подавлением «чумного бунта» командовал Г. Г. Орлов, который «собрал тогда несколько солдат Великолуцкого полку…» (Бантыш-Каменский Д. Н. Жизнь преосвященного Амвросия…, с. 61). Андреевская лента — один из знаков ордена Андрея Первозванного в виде голубой ленты, носимой через правое плечо (право носить ленту давалось только с получением одного из высших орденов). … орден св. Екатерины. — Белый крест на пурпуровом фоне в руке святой великомученицы Екатерины, а в центре креста другой, меньший крест в лучах. Орден был учрежден Петром I для своей жены. Им награждались дамы императорской фамилии и иностранные принцессы. Исключения могли быть сделаны только для лиц, оказавших «чрезвычайную» услугу государству. Так, Петр III наградил им свою фаворитку Е. Р. Воронцову; а Екатерина II пожаловала его Е. Р. Дашковой (см. об этом: Дашкова, Записки, с. 51–61). Знаки ордена — большие и малые кресты (отличались друг от друга только размерами). … цугом в шорах.. . — Выезжать в таком экипаже разрешалось лишь лицам, принадлежащим к I—V классам. … князь Тюфякин Петр Иванович (1769–1845), действительный камергер и директор императорских театров. Сергей Васильевич… был где-то потом посланником и все больше жил за границей)… — Камергер С. В. Салтыков (род. 1726) был посланником в Гамбурге (с. 1755 г.), Париже (с 1762 г.) и в Дрездене. Он был одним из первых фаворитов будущей Екатерины II (тогда супруги наследника), и она сама назвала его в своих «Записках» отцом своего сына Павла, родившегося в 1754 г. «Записки Екатерины II», впервые напечатанные в Лондоне в 1859 г., несмотря на строжайший запрет, ходили в России в списках уже в 1830е гг. (подробнее см. в предисловии А. И. Герцена к лондонскому изданию «Записок…» — Герцен, т.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010