Присовокупляем здесь ещё несколько досточестных названий, относящихся к должности проповедника пастыря, и выражающих характер его: а) Название пророка, не в том смысле, чтоб ему усвоялась способность прорекать будущее, а в том, что он обязан изрекать пред лицом человечества такие истины, коим можно научиться только от Духа Божия; что он должен иметь чистое познание о вещах Божественных, и, как бы вдохновенный, провещавать оные народу (Ср. Мф.13:51 ; Мк.6:4 ; Лк.4:24 ; Ин.4:44 ); и что по примеру других Пророков, коих Св. Григорий Нисский именует проповедниками покаяния Τς πιστροφς διδσκαλοι (orat. de poeniten. tom. II. pag. 167), обязан проповедовать покаяние и обращение к Богу. б) Название отца духовного – Πατρ πνευματικς Злат. Бесед. XLVIII, т. V. Он же говорит: non tantum id patrem facit, si gignat, sed etiam, si bene instituat. (Hom. Tom. V. Hom. XI. pag. 53. см. также 1Кор.4:15 ; Гал.4:19 ; Φлм.1:10). в) Название пастыря – Ποιρν ( Еф.4:11 ); в сем отношении слушатели представляются под образом овец, Религия прекрасной и небесной пажитью, истинами которой проповедник должен питать души людей и защищать от нравственных зверей; pastores, говорит Св. Златоуст о Апостолах, quia lupos abegerunt, et pecora conservarunt (Tom. V. Hom. CXLIII). г) Название слуги Божия, строителя тайн Божиих, сотрудника Божия ( 1Кор.3:5, 9, 4:1 ). Св. Павел, называя себя и других Апостолов, соработниками Богу, насаждающими и напаяющими ( 1Кор.3:6–9 ), представляет человечество под живописным изображением нивы Божией: вы нива Божия; – и вместе виноградного сада, так прекрасно описанного в притчах Спасителя и у Пророка Исаии (Ср. 1Кор.3:9 ; Ис.5:1–7 ; Иер.2:21 ; Исх.15:17 ; Мф.21:33 ; Мк.12:1 ; Лк.:20:9). д) В переносном значении проповедники называются светом мира ( Мф.5:14 ). Блаженный Макарий, рассуждая об указанном месте, человечество или мир представляет единым огромным тёмным телом, a Апостолов очами этого тела: quemadmodum, говорит он в 1-й беседе своей, oculi sunt lumen corporis, qui si sani fuerint, totum corpus lucidum esm; si vero quidpiam incidat, ut obtenebrescant, universum corpus tenebrosum est: sic et Apostoli constituti sunt, velum oculi et lumen totius mundi.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Во Христе чуждый Его индивидуальности нравственно отрицательный организм (μοωμα σαρκς μαρτας) не простирается на Его индивидуальную σρξ – физическое тело. Вот почему смерть личного тела Христова и имела искупительное значение по отношению к греху. Вот почему апостол и называет плоть Христову средством примирения людей с Богом ( Кол.1:21–22 ), завесой, открывшей святилище небесное ( Евр.10:19–20 ). Какое отношение «плоти» к Прославленному Христу? Христос страдал ею, был распят в немощи ( 2Кор.5:16 ), но жив силой Божьей, восстал по Духу святыни ( Рим.1:3 ); Его превознёс Бог за уничижение ( Флм.2:7–8 ). Плоти в смысле физического тела теперь у Христа нет, как не будет его у воскресших праведников ( 1Кор.15:50 ). Это была та часть Его человеческой природы, которая невозвратно была отдана в жертву греху и за грех . Вот почему апостол и называет дни земной жизни Господа «днями плоти» (μραι τς σαρκς Евр.5:7 ). Но он вовсе не отрицает тела в воскресшем Христе и приписывает ему, можно думать ( 1Кор.15:48 ; ср. 15:42–44, ср. Еф.5:30 ) тело бессмертное, прославленное и духовное. О прославленном Христе апостол говорит: 2Кор.5:16 «Отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем». Христос пережил два момента жизни – до начала искупительного подвига и после его. В первый момент можно было знать Христа «по плоти» как частного обыкновенного, земного человека (ср. Флм.2:7 ). Но начиная с момента смерти человечество Христа как бы расширяется. Умирая за всех, Христос умер как греховный общечеловек ( 2Кор.5:14 ). Но Христос воскрес ( 2Кор.5:15 ) и воскрес Он как Представитель прославленного человечества, начальник новой твари, которая в Нём ( 2Кор.5:17 ). Здесь человечество Христа также расширяется. Он второй Адам, небесный, образ Которого будут носить прославленные люди ( 1Кор.15:45–49 ). Поскольку же это прославление человека начинается здесь на земле, он должен стремиться к мистическому единению со Христом (ср. Рим.8:9–11 ). Итак, σρξ в христологии апостола Павла имеет следующие значения: относительно воплощения – тело физическое и человеческая природа, совершенно подобная нашей; в искуплении – человеческая греховность, конкретно проявившаяся в воспринявшей её метафизической личности Христа, и индивидуальная Христова плоть умирающая за эту греховность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Веруем, что в Церкви есть Евангельские Таинства, числом семь. Ни менее, ни блее сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число Таинств сверх седми выдумано неразумными еретиками. Седмеричное же число Таинств утверждается на Священном Писании, равно как и прочие догматы православной Веры. И во-первых: Святое Крещение предал нам Господь в сих словах : " Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа " (Мф. 28, 19); " Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет " (Мк. 16, 16). Таинство Святого Мира, или Святого Миропомазания также основывается на словах Спасителя: " Вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше " (Лк. 24, 49), каковою силою Апостолы и облеклись по сошествии на них Святого Духа. Сила сия сообщается посредством таинства Миропомазания, о котором рассуждает и Апостол Павел (2 Кор. 1, 21-22), а яснее Дионисий Ареопагит. Священство основывается на следующих словах: " Сие творите в Мое воспоминание " (1 Кор. 11, 24); также еще: " Еже аще свяжете на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесах " (Мф. 16, 19). Бескровная Жертва - на следующих: " Примите, ядите: сие есть тело Мое; пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета " (1 Кор. 11, 24-25); " Аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе " (Иоан. 6, 53). Таинство брака имеет основание в словах самого Бога, сказанных о нем в Ветхом Завете (Быт. 2, 4); каковые слова подтвердил и Иисус Христос, говоря: " Еже Бог сочета, человек да не разлучает " (Мф. 19, 16). Апостол Павел брак называет великою тайною (Еф. 5, 32). Покаяние, с которым соединяется таинственная исповедь, утрведжается на сих словах Писания: " Им же отпустите грехи, отпустятся им; и им же держите, держатся " (Иоан. 20, 23); также: " Аще не покаетеся, вси такожде погибнете " (Лк. 13, 3). О таинстве Святого елея, или молитвованном Елее, кпоминает Евангетисл Марк, яснее свидетельствует брат Божий (5, 14-15).

http://sedmitza.ru/lib/text/443634/

Но идея о Христе Искупителе в евангелии от Луки раскрывается далеко не с тою степенью полноты и ясности, какую можно бы предполагать в евангелии ап. Павла. Правда, в евангелии от Луки мы встречаем термины «λτρωσις» (1:68) и «λυτροσθαι» (24:21); в нем даже чаще, чем в других евангелиях, упоминается о том, что Иисус Христос имел пострадать и умереть (9:31, 13:33 не имеют параллельных мест): но, как показывает 24:21, λυτροσθαι (а вероятно также и λτρωσις) не имеет того смысла, какой имеет λτρωσις Евр.9:12 и πολυτ- ρσεως Рим.3:24–25 ; Еф.1;7 ; Кол.1:14 , а цель ожидающих Христа страданий, а в уяснении ее и состоит догмат об искуплении, в евангелии от Луки высказывается только при установлении евхаристии, потому что слова Христовы: «Сын человеческий пришел для того..., чтобы отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ) в евангелии от Луки опущены. Учение о Церкви излагается ап. Павлом с замечательною полнотою (в послании к Ефессянам и Колоссянам). Отлучая от Церкви, предавая сатане коринфского кровосмесника ( 1Кор.5:5 ) и Именея и Александра ( 1Тим.1:20 ), ап. Павел очевидно пользуется властию, данною представителям Церкви ( Ин.20:22–23 ; Мф.16:18–19, 18:15–20 ). Предписывая Титу «отвращаться еретика, после первого и второго вразумления (3, 10)», ап. Павел только применяет к частному случаю данное Церкви право ( Мф.18:15 и сл.). И между тем, в евангелии от Луки нет ни одного изречения о правах Церкви; слово «κκλησα» тоже не встречается. Но в частностях, в отдельных мыслях и выражениях, между посланиями ап. Павла и евангелием от Луки весьма много сходного. 1 . Так, приводимое в послании к Тимофею (5:18) место из Писания: «трудящийся достоин своей награды» читается буквально (с прибавлением только στ) в Лк.10:7 (в Мф.10:10 вместо του μισθο читается τς τροφς). 2 . Лк.10:8 . «Если придете в какой город, и примут вас; ешьте, что вам предложат (σθετε τ παρατιθμενα μν)». 1Kop.10:27. «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти: то все, предлагаемое вам, ешьте (παντ παρατιθμενονμν σθετε), без всякого исследования, для спокойствия совести». Вероятно, столь сходные по выражению изречения сходны и по смыслу: едва ли ст. 8 евангелия повторяет лишь то, что сказано и доказано в ст. 7.; в 8 ст. речь идет скорее о том же вопросе, которого ап. Павел касается в Кол.2:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Освящение и новая жизнь во Христе. Если Павел знал, что человек спасается только верой, он знал и то, что спасающая вера не остается одинока: она влечет за собой добрые дела, которые свидетельствуют о ее жизненности. Чтобы оправдание было не просто юридической фикцией, оно должно приводить к тому, что Павел называет освящением через единство с живым Христом ( Рим.6:1–19 1Кор.1:2, 30:6:11 ). Христиане могут победить грех , ибо они во Христе, и Христос в них ( Гал.2:19–20 ; Кол.1:27 ). Эта идея снова и снова появляется в Павловых посланиях, где он использует выражение «во Христе» (или «во Христе Иисусе», «в Господе») более ста раз. Все человеческие отношения и земные события преображаются для того, кто «во Христе Иисусе» ( 2Кор.5:15–17 ). Нечистоты следует остерегаться как осквернения «храма Божьего» и оскорбления Духа Святого ( 1Кор.6:19 : 1Сол.4:8 ). Обязанности перед семьей и государством не снимаются с христиан, но обретают более глубокий смысл и новую святость ( Рим 12:1–13:10 ). Разрабатывая значение благовестил для этики, Павел говорит вещи, очень похожие на те, которые говорил Иисус. Оба, к примеру, считали любовь исполнением Закона; оба не требовали скрупулезного соблюдения внешних правил, но подчеркивали великие принципы милосердия и справедливости. Вместо того чтобы сохранять мелочность и формализм, характерные для значительной части тогдашнего фарисейства (см. выше, главу 2, раздел 2.1), Павел пишет о «любви, радости, мире, долготерпении, доброте, милосердии, вере, кротости и воздержании» ( Гал.5:22–23 ); он советует читателям: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» ( Рим.12:14 ). Это напоминает учение и пример Иисуса. Церковь . Павел не только подчеркивал индивидуальный аспект новой жизни во Христе, но и глубоко учитывал ее совместный аспект. Церковь – это община верующих, которые составляют единое тело во Христе ( Рим.12:5 ). Все члены тела – глаза, уши, руки, ноги – нуждаются друг в друге и вместе составляют Тело Христово, чьи дары и жизнетворное присутствие передаются отдельным членам Церкви ( 1Кор.12:12–31 ). Говоря о Церкви, Павел использует также образ здания, которое служит храмом Божьим ( Еф.2:21 ); отдельные же верующие суть строительные блоки, занимающие каждый свое место и способствующие росту и полноте целого ( 1Кор.3:10–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

«Ныне суд миру ныне и князь сего мира извергается вон» (ср.: Ин. 12:31). Называется не князем твари и всех людей, но князем мира. Так как извергается вон, то ясно, что он не вечной сущности и что лишен власти. Каким образом извергнут был вон, это изъясняет Иоанн: «вот, — говорит, — Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1: 29). Князем же называется в том же смысле, в каком говорится: «боги народов не суть боги» (ср.: Пс. 95:5), и: «ваша брань и битва не против плоти и крови, но против властей, начальств и мироправителей тьмы сей, которые под небом» (ср.: Еф. 6:12), и как говорит: «ум которых ослепил бог мира сего, дабы не уверовали» (ср.: 2 Кор. 4:4). В таком же смысле говорится: «князь мира сего извергается вон». Также и в другом месте сказано: «бог их чрево их, и слава в сраме своем» (ср.: Флп. 3:19). «Мы слышали из закона, что Христос живет вовек» (Ин. 12:34). То же содержится и в следующих изречениях: «не отнимется скипетр, пока не придет Тот, Кому принадлежит он» (ср.: Быт. 49:10), и: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог, такого, как я; Его слушайте» (ср.: Втор. 18: 18). «Ты же говоришь, что должно быть вознесену Сыну Человеческому» (Ин. 12:34). То есть, (слова) этого места они понимают о будущем конце мира, поскольку говорят, что может быть только одно пришествие. Или о всех пророках сказали: «мы слышали из закона», как (сказано) и следующее: «как написано в законе их: что возненавидели Меня напрасно» (ср.: Ин. 15:25), — каковое написано у Давида: «ненавистью неправедно возненавидели Меня» (ср.: Пс. 24:19), и: «грешники, возненавидевшие меня напрасно» (ср.: Пс. 34:19) [в словах: «мы слышали из закона», — под «законом» можно разуметь и пророков, как показывает это приведенный пример (Ин. 15:25)]. Где царь, там и царство. Посему говорит: «Царство Божие в сердце вашем» (ср.: Лк. 17:21). Не должно, — говорит, — исчислять Царство днями, потому что они наблюдали времена и сроки, в которые, по их мнению, надлежало явиться Христу. Ведь молва о Нем возникла уже тридцать лет тому назад, и слухи о Нем умножились по причине рождества Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

И в Новом Завете Бог, как перво-истина и абсолютная святость, есть совершенный свет а всякий духовный свет разумного творения есть только отражение абсолютного света, составляющего божественное существо (ср. Еф.5:8 ; 1Фес.5:5 ; 1Пет.2:9 ), равно как и всякий физический свет во внешней природе есть только символ вечного первосвета Бога ( Иак.1:17 ; Пс.104:2 ). Но и здесь свет получил также мессианское значение: Евангелист Матфей относит ко Христу пророчество Исаии в IX, 12 ( Мф.4:15 ), и Праведный Симеон, принимая на руки Богомладенца, пророчески говорит о Нем: «видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (φς ες ποκλυψιν θνν), и славу людей твоих Израиля» ( Лк.2:30–32 ). Несомненно мессианское значение φς имеет и в Евангелии Иоанна. Спаситель говорит о Себе: «Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» ( Ин.8:12 ; cp. Ин.9:5 ). «Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет» ( Ин.12:46 ). «Еще мало время свет в вас есть: ходите, Дóндеже свет имате, да, тма вас не имет, и ходяй во тме не весть, камо идет. Дóндеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете» ( Ин.12:35–36 ; cp. Ин.1:4–5, 3:19–21 ; 1Ин.2:8, 11 ). Называя Себя светом, Спаситель тем самым ясно и открыто провозглашает Себя Мессией. Это видно и из связи речи, в какой сказаны приведенные слова, и из сильно оттененной необходимости веровать во свет. В таком смысле понимали наименование светом и фарисеи, когда возражали Спасителю: «Ты о Себе Сам свидетельствуеши: свидетельство Твое несть истинно» ( Ин.8:13 ). Каково же содержание понятия φς? Свету – φς – у Апостола Иоанна всюду противопоставляется тьма – σκοτα, σκτος ( Ин.1:4–5 , cp. 9, 3:19–21, 8:12, 12:35; 1Ин.1:5, 2:8, 11 ). Если рассмотреть места писаний Апостола Иоанна, где говорится о тьме, как противоположной свету, и сопоставить их между собою, то ясно будет, что тьма является господствующим и одушевляющим принципом мира, отчужденного от Бога и не имеющего участия в божественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Более подробные и точные правила существуют в православной церкви относительно качества пищи постящихся: только известный род пищи предписывает церковь употреблять своим членам во время поста. В этом последнем пункте православные значительно расходятся с протестантами, которые, если признают отчасти время и количество употребляемой в пост пищи, то совершенно отрицают ее качество (848–850). В положительной части трактата содержится учение о следующих предметах: 1) пост заповедан человеку Богом и своим основанием имеет Слово Божие; 2) церковь Христова имеет власть издавать законы и правила о постах; 3) о постах православной церкви: св. Четыредесятнице, четырех годичных постах, о качестве постных яств и о посте в среду и пятницу (851–852). (Гл. I). Первое положение доказывается прежде всего свидетельствами св. Писания Ветхого и Нового Завета. Из них можно видеть, что пост заповедан человеку Самим Богом в раю ( Быт.2:16–17 ): его требовал Господь от грешников, как внешнего выражения их раскаяния и обращения к Богу (Иол. 2:12, 15–16); пост почитался Ветхозаветными праведниками за высокую добродетель вместе с молитвою и милостынею ( Тов.12:8 ). (Гл. II). В Новом Завете И. Христос разъяснил характер истинного христианского поста ( Мф.6:16 ), предрек время, когда Его последователи будут поститься ( Мф.9:14–15 ; Мк.2:18–20 ; Лк.5:33–35 ), указал на силу поста против злых духов ( Мф.17:21 ; Мк.9:29 ) и заповедал христианам тесный и скорбный путь к царствию Божию ( Мф.7:13–14 ; Лк.13:24 ). Св. Апостолы также предписывали уверовавшим во Христа воздерживаться от неблагочиния, плотоугодия, пиянства ( Рим.13:13–14 ; Еф.5:18 ; Кол.3:5 ) и убеждали пребывать в посте ( 1Кор.7:5 ; 1Кор.6:4–5, 11:27 ), в бодрствовании и трезвости (Сол.5:6; 1Пет.1:13, 5:8 ; – 853 а –855 а ). (Гл. III). Кроме приведенных свидетельств о посте Слово Божие представляет для нашего научения и назидания многочисленные примеры постившихся людей как во времена церкви иудейской, так и христианской. Так, в Ветхом Завете постились: Моисей ( Исх.24:18, 34:28 ), св. Царь Давид ( 2Цар.3:35, 12:16 ; Пс.31:13, 108:24 ), пророк Илия ( 3Цар.19:8 ), Неемия (1:4), Иудифь (8:6), Есфирь (4:14), пророк Даниил (10:2–3), Ниневитяне ( Ион.3:5 ; Мф.12:41 ). В каких-либо важных случаях общественной жизни постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 ; 1Цар.7:6, 31:13 ; 2Пар.20:3 ; Иер.36:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Примеч. 2. С Лютером согласно отвергли седмиричное число Таинств и прочие секты протестантские. Глубоко вразумительно поучают, как о числе Таинств, так и о их значении православные Патриархи Восточные в известном своем Послании к Английскому клиру: «Веруем, что в Церкви есть Евангельские Таинства седмь. Ни менее, ни более сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число Таинств сверх седми выдумано неразумными еретиками. Седмиричное же число Таинств утверждается на Священном Писании, равно как и прочие догматы Православной Веры. И во-первых: Святое Крещение предал нам Господь в сих словах: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ); иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет вери, осужден будет ( Мк.16:16 ) Таинство Святого Мира, или Святого Миропомазания также основывается на словах Спасителя: ви же сидите во граде Иералимсте, дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ), каковою силою Апостолы и облеклись по сошествии на них Святого Духа. Сила сия сообщается посредством Таинства Миропомазания, о котором рассуждает и Апостол Павел ( 2Кор.1:21, 22 ), а яснее Дионисий Ареопагит . Священство основывается на следующих словах: сие творите в Мое воспоминание ( 1Кор.11:24 ); (по сей-то – дополним – тесной связи Таинства священства с Таинством причащения можно ли веровать в действенность последнего в общине христиан отвергших Таинство Священства)? также: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Мф.18:18 , также 16:19). Бескровная жертва на следующих: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета ( 1Кор.11:24, 25 ); аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Таинство Брака имеет основание в словах Самого Бога, сказанных о нем в Ветхом Завете ( Быт.2:24 ), каковые слова подтвердил и Иисус Христос, говоря: еже Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). Апостол Павел называет брак великою тайною ( Еф.5:32 ). Покаяние, с которым соединяется таинственная исповедь, утверждается на сих словах Писания: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся ( Ин.20:23 ); также: аще не покаетися, вси такожде погибнете ( Лк.13:3 ). О таинстве Святого Елея, или о молитвованном Елее упоминает Евангелист Марк, яснее свидетельствует брат Божий (Ик.5:14, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Всеобщий суд Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Ин.5:22, 27-29 ; Мф.16:27, 7:21-13, 11:22, 24, 35, 41-42, 13:37-43, 19:28-30, 24:30, 25:31-46 . Деян.17:31 . Иуд. 14-15 . 2Кор.5:10 . Рим.2:5-7, 14:10 . 1Кор.4:5 . Еф.6:8 . Кол.3:24-25 . 2Сол.1:6-10 . 2Тим.4:1 . Откр.20:11-15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Мф.25:31-46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей…). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия — и на самих даже падших ангелов ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и “день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, — скажет Сын Человеческий в день суда… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт.25:41-46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется “геенной” (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:43-46 , также 45–49). Там будет плачь и скрежет зубов — не раз повторял Спаситель о геенне ( Мф.8:12 и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр.19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: “грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу” (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010