За огненную ревность и силу духа Господь дал ему с братом его прозвание – воанергес – сыны грома ( Мк 3:17 ). Но под ближайшим влиянием Господа это духовное настроение его перешло в состояние глубокой до самоотвержения любви, кротости и нежности, так что он был Апостолом любви по преимуществу. – По вознесении Господа и после первой Пятидесятницы Иоанн вместе с Петром ревностно проповедовал Евангелие Христово в Иерусалиме ( Деян. 3:4 ), где он, по преданию, в своём доме должен был пещись о Пресвятой Деве, Матери Господа, порученной ему со креста ( Ин 19:26–27 ), до самой её смерти (в 48-м году). Вместе с Петром он действовал в Самарии для утверждения там Церкви ( Деян. 8 ), потом опять является действующим в Иерусалиме как один из столпов старейшей Церкви ( Гал 2:9 ); затем переселяется в Малую Азию и избирает местом своего пребывания и апостольской деятельности Ефес. Когда Иоанн переселился в Ефес, точно неизвестно, но, кажется, надобно считать за несомненное, что это случилось в то время, когда св. Ап. Павел уже оставил Малую Азию как постоянный круг своей апостольской деятельности (около 58 г.), даже, может быть, около времени смерти Павла (в 67-м или 68-м г.), или и после неё. Из Ефеса Иоанн сослан был на некоторое время в заточение на остров Патмос, где получил откровение, записанное в его Апокалипсисе. Точно неизвестно, по приказанию какого императора и когда это последовало; вероятно, по приказанию Нерона, в самом конце его царствования. Возвратившись из заточения, Иоанн долго жил в Ефесе, утверждая и распространяя церковь Христову, и умер там, в глубокой старости уже во времена императора римского Траяна 27 . 2. Время и место, обстоятельства и цель написания Евангелия Евангелие от Иоанна написано после первых трёх Евангелий, когда сии последние были уже распространены в среде обществ христианских. Об этом есть ясные свидетельства Иринея, Климента Алекс., Оригена, Евсевия, Иеронима и др. 28 Затем, есть свидетельства, что Иоанн написал своё Евангелие в глубокой старости, при императоре римском Домициане 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Заключая настоящее сообщение, смею надеяться, что Хлудовский сборник обратит на себя внимание Общества Любителей Древней Письменности в двух отношениях: во-первых, как единственный лицевой список Хождения Даниила Паломника и во-вторых, как любопытный образец иллюстрации повести об Александре Македонском, важный для истории русской живописи и для истории нашего древнего быта. Приложение I. Оглавление лицевых изображений хлудовского сборника 249 1. Осень (л. 1). 2. Зима (л. 1 об.). 3. Весна (л. 2). 4. Лето (л. 2 об.). 5. Град Ефес, в нем же гроб Иоанна Богослова и седмь отрок пещера. Град Ефес (л. 10 об.). 6. Церковь Воскресение Господа Бога и Спаса нашего непокрытый верх и столп Давидов (л. 13 об.). 7. Церковь Святая Святых (л. 20 об.). 8. Вифания град (л. 22 об.). 9. Святый камень, Елеонская гора (л. 24). 10. Гора Сионская (л. 32). 11. Святый град Вифлеом, в нем же церковь Рождество Христово (л. 33). 12. Святый дуб Мамврийский (л 37). 13. Стоит жена Лотова столпом каменным (л. 41). 14. Град Тивериада (л. 49 об.). 15. Гора Фаворьская, на ней же церковь Преображение Господне (л. 51 об.). 16. Град Назареф (л. 54). 17. Святая гора Афонская (л. 65). 18. Сей старец молится Богу дабы ему показал Бог зверем исход души преподобного и грешного (л. 66 об.). 19. Исход души преподобного (л. 67). 20. Исход души грешного (л. 67). 21. Рождение великого царя Александра (л. 62). 22. Нектанав волхв прииде ко царицы Алемпиаде в видении бога своего Аммона (л. 62 об.). 23. Приведши девица Нектанава волхва ко Алемпиаде царице (л. 75 об ). 24. Филиппу царю явися бог Аммон во сне во образе льва с рогом златым, Александрову руку нося (л. 77 об.). 25. Филипп во град Македонию прииде и срете его Александр, бе отрок и целова его (л. 78 об.). 26. Царь Филип дает Александра сына своего великому Аристотелю учити мировым письменем (л. 79). 27. Царица Алимпиада Александра сына своего дает Нектанаву на учение грамоте (л. 80). 28. Александр Нектанава волхва рину з горы з Геонского камени, близь царского судища (л. 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

кафолической или вселенской Церкви, которую и поставил быть нашею наставницею в делах веры и которая не может в этом случае погрешать, будучи, по выражению апостола, «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15). Отчего вселенская Церковь не может погрешать в делах веры? Оттого, что Глава Церкви, постоянно ей присущая, есть сам Господь Иисус, который руководит ею и предохраняет ее от всякого заблуждения (Ефес. 1:22—23); оттого, что в Церкви обитает сам Дух Святый, Дух истины, который и наставляет ее на всякую истину (Иоан. 14:16. 26). Орудиями, чрез которыя Христова Церковь преподает людям свое непогрешительное учение, служат пастыри и учители, которые для того и поставляются Иисусом Христом, «да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней лщения» (Ефес. 4:14). Вследствие такого устройства Церкви, во все времена, как только возникала какая-либо ересь, взоры всех верующих обращались к пастырям и учителям Церкви; предстоятели Церкви — епископы, когда находили нужным, собирались на вселенские Соборы, общим голосом обличали ереси и определяли, как должно веровать христианам. И определения вселенских Соборов считались голосом самой истины, самого Иисуса Христа и Духа Святаго. Эти-то определения доселе остаются неизменным основанием и руководством для всего учения св. православной Церкви.    Будем же, братие, твердо и неуклонно держаться учения нашей духовной Матери — св. православной Церкви; будем с живою верою принимать сердцем и исповедать устами все, что она преподает нам, на основании откровения, об истинном Боге и посланном Им Иисусе Христе, чтобы мы достигли живота вечнаго. В случаях каких-либо недоумений о предметах веры, будем обращаться к пастырям и учителям Церкви, законно поставленным, и да отвратим навсегда слух наш от самозванных учителей и пастырей, которые, уклонившись от православной Церкви в ереси или расколы, позволяют себе толковать Слово Божие по своему произволу, и, будучи сами слепцами, увлекают и других несчастных слепцов к вечной погибели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

Лютеране говорят: «нет в Свящ. Писании ни заповеди, ни обетования, ни примера на то, чтобы мы прнзывали святых умерших». Напрасно. Пример для призывания святых отшедших из здешней жизни читаем в 1 Паралипом. гл. 29, ст. 18, где Давид Царь воспоминает отшедших из жизни сей праведников для подкрепления молитвы своей, точно также как и ныне православная Церковь призывает Христа Истинного Бога нашего молитвами Пречистые Его Матери и всех святых (см. Простран. Христ. Катех. в изъяснении 9-го Члена). Святые – не мертвы. И Бог наш – несть Бог мертвых, но Бог живых; ecu бо Тому живи суть ( Мф.22:32 ). Церковь Бога жива небесная и земная есть единое и нераздельное тело Христово ( Ефес.1:23; 4:4; 5:30 ). Бывший Иерусалим, к которому принадлежат святые, есть мать всем нам ( Гал.4:26 ). Мы имеем тот же со святыми город небесный Иерусалим. В тот же город записаны на небесах сущий и пребывающий во веки, которого и святые желали пламенно. Несмы странни и пришельци, но сожители есмы святым и приснии Богу, назданные на основании Апостол и пророк сущу, краеугольну Самому Иисусу Христу ( Ефес.2:19, 20 . Евр.12:22 ). Из Священного Писания мы видим, что святые, блаженствуя на небе, принимают участие в судьбе членов Церкви воинствующей вообще, и в судьбе тех или других членов ее в частности ( Иер.15:1, 5 , 2Пет.1:15 . Апок.5:8; 6:10; 8:3, 4 . Дан.10:11 . Зах.1:12 . Тов.12:12 . Мф.18:10 ). Так всегда и исповедовала Церковь, зная и по опытам, что святые принимают участие в судьбе христиан, и знают молитвы их, возносимые в тайне сердец. Как же нам, много согрешающим пред Богом ( Иак.3:2 ), а между тем имеющим таких соучастников в судьбе нашей, молитва которых много может ко благосердию Владыки ( Иак.5:16–18 ), не молиться им о сообщении нам плодов сего соучастия, или о не оставлении нас оным соучастием? И Лютеране исповедуют, что каждый член Церкви Христовой, живя на земле, может просить предстательства у святых, живущих на земле. За чем же утверждают они, что каждый член Христовой же Церкви, живущий на земле, не может просить предстательства у святых, торжествующих на небе, когда те и другие суть сожителие друг друга и приснии Богу ( Еф.2:19 )? и сколь близкие сожители! Вы приступили, – говорит христианам бож.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Но поскольку, по слову св. Иринея Лионского, в Себе Самой, в Своей личности Богородица Дева представляла все ветхозаветное человечество, всех потомков павшего Адама, то можно сказать, что в Ней человечество разворачивается своим сердцем, всей своей любовью к Своему Творцу, Который умалил Себя ради нашего спасения даже до беззащитного Младенца, вручающего Себя материнской любви сотворенного Им и отвергшего Его человека. И не только ветхое человечество приводится к Богу через Пресвятую Богородицу. Также и Новозаветная Церковь приходит в единение с Богом и собирается в Церковь, «которая есть Тело Христово» (Ефес. 1:23), не иначе как через Святое Причастие Телу и Крови нашего Спасителя. Но, как пишет свт. Феофан Затворник, «мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых – тех самых, которые, в Воплощении, приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в Воплощении, совершившемся в час Благовещения, положено основание таинству Тела и Крови... Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы» [xxv] . Поэтому, как уже было сказано, подлинность богоматеринских личных отношений между Богородицей Девой и Богомладенцем Христом является тем связующим началом между «Невестой» (Откр. 21:2; Гал. 4:26) – Церковью Христовой, «которая есть Тело Его» (Ефес. 1:23), воспринятое от Пречистой Богородицы Девы, и Ее, по образному евангельскому слову, Небесным «Женихом» (Матф. 9:15) – Господом Иисусом Христом. Здесь открывается удивительная связь между Богородицей Девой и Церковью – Невестой Христовой. «Мать Церковь и Матерь Божия, – как пишет прот. Георгий Флоровский, – вместе дают рождение новой жизни…» [xxvi] Поэтому Пресвятая Дева Богородица при таком богословском взгляде на Нее предстает уже не только Божией Матерью, но и Матерью всех христиан, возрожденных к вечной жизни в Боге в центральном Таинстве Церкви – Святой Евхаристии. Поэтому Церковь, поставляя Деву Марию выше всех разумных и свободных творений Божиих, в своем молитвенном обращении к Ней просит Ее уже не молить Бога о нас, как других святых, а своим прошением «Пресвятая Богородица спаси нас» утверждает Ее неповторимое и уникальное положение в Творении быть не только истинной Богородицей, но и действительной Матерью рода христианского, который в своем единстве составляет Тело Христово, но не иначе как через приобщение Телу и Крови Спасителя, воспринятому Им от Его земной Родительницы.

http://bogoslov.ru/article/2227674

От жизни человека естественного обратимся к благодатной любви христианской. Если душевное и отчасти телесное естество матери, сохраняя личность и свободу, отождествляется отчасти с естеством детей, то о духовном отце, или обручнике Церкви еще с большим правом можно сказать: " и будут двое - священник и Церковь - одна плоть (Ефес. 5, 31), не двое, но одна плоть (Матф. 19, 6). Теснейшее единство в любви духовной обусловливается большей простотой и единством жизненного содержания, которое так сложно в области естественного существования, так как простирается на все области телесных, душевных и общественных потребностей. Напротив, в жизни духовной все стремится к одному: Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2, 2). Любить духовно - значит любить во Христе (Ин. 17, 26 и мн. др.), находить свое единство с ближними во Христе как общем средоточии жизни каждого из нас. Христианин есть едино со Христом: не он сам живет, но живет в нем Христос (Гал. 2, 20); во Христе, в Его любви он пребывает, как ветвь на лозе (Ин. 15, 5, 9); в нем Христова обитель (Ин. 14, 23). Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Фил. 1, 21), - так христианин исповедует перенесение во Христа всех своих жизненных целей и чувств и вместе с тем полное освобождение от природного себялюбия: он сделался в буквальном смысле причастником Божеского (Христова) естества (2 Петр. 1, 4). Другой апостол о единстве благодатного естества Христовой Церкви говорит: Он есть мир наш, соделавший из обоих одно, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом (Ефес. 2, 14 - 17). Когда Господь в прощальной молитве уподоблял будущее единство христиан единству Отца и Сына, то разумел, конечно, не единство личности, как пантеисты 17 , а единство многих личностей по естеству. Естественное единство предполагает не только взаимное подобие деятельности многих лиц (ибо тогда догмат Троицы означал бы троебожие), но и единство или тождество жизненного содержания многих лиц, единство воли, единство как известную реальную силу, действующую в каждой личности 18 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2329...

Поэтому Пресвятая Дева Мария, возлюбив Бога всем своим сердцем и душой, и разумом, и крепостью, когда посвятила всю Свою жизнь и Себя Саму своему Творцу, и получила в дар Его Сына, Воплотившегося от Неё, то жила уже только Им и для Него, осуществляя в Себе тот образ бытия, к которому человек и призван, будучи сотворённым по образу Триипостасного Бога. Но поскольку, по слову св. Иринея Лионского, в Себе Самой, в Своей личности Богородица Дева представляла все ветхозаветное человечество, всех потомков павшего Адама, то можно сказать, что в Ней человечество разворачивается своим сердцем, всей своей любовью к Своему Творцу, Который умалил Себя ради нашего спасения даже до беззащитного Младенца, вручающего Себя материнской любви сотворённого Им и отвергшего Его человека. И не только ветхое человечество приводится к Богу через Пресвятую Богородицу. Также и Новозаветная Церковь приходит в единение с Богом и собирается в Церковь, «которая есть Тело Христово» (Ефес. 1:23) не иначе, как через Святое Причастие Телу и Крови нашего Спасителя. Но, как пишет свт. Феофан Затворник, «мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых – тех самых, которые, в Воплощении, приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в Воплощении, совершившемся в час Благовещения, положено основание таинству Тела и Крови... Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы» . Поэтому, как уже было сказано, подлинность богоматеринских личных отношений между Богородицей Девой и Богомладенцем Христом является тем связующим началом между «Невестой» (Откр. 21:2; Гал. 4:26) – Церковью Христовой, «которая есть Тело Его» (Ефес. 1:23), воспринятое от Пречистой Богородицы Девы, и Её, по образному евангельскому слову, Небесным «Женихом» (Матф. 9:15) – Господом Иисусом Христом. Здесь открывается удивительная связь между Богородицей Девой и Церковью – Невестой Христовой. «Мать Церковь и Матерь Божия, – как пишет прот. Георгий Флоровский, – вместе дают рождение новой жизни…» . Поэтому Пресвятая Дева Богородица, при таком богословском взгляде на Неё, предстаёт уже не только Божией Матерью, но и Матерью всех христиан, возрождённых к вечной жизни в Боге в центральном Таинстве Церкви – Святой Евхаристии.

http://bogoslov.ru/article/3570072

Уже и здесь они заявили о себе значительною деятельностью и стали известны всей общине; позднее ап. Павел в 1-м послании к коринфянам посылает туда особо сердечное приветствие от них ( 1Кор.16:19 ). Из Коринфа они сопутствовали апостолу в Ефес, откуда Павел, не смотря на просьбы их, тотчас отправился в Иерусалим ( Деян.18:19–20 ), оставив зародившуюся общину на попечении этой пары. И она оправдала его ожидания. В отсутствии Павла в Ефес пришёл Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в писаниях. Он уже был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Акила и Прискилла приняли его к себе и точнее объяснили ему путь Господень ( Деян.18:24–26 ). Что в этом замечательном событии Прискилле принадлежит передовое место, видно уже из того, что она здесь названа по имени, и на этом основании Иоанн Златоуст в своём перифразе книги Деяний именно Прискилле приписывает это дело 2189 . Она „точнее (ιβατεον) объяснила ему путь Господень – эта фраза предполагает более или менее продолжительное собеседование... Какими же широкими познаниями и какой глубокой верой должна была обладать эта женщина, если она умела раскрыть пути Господни и убедить такого философски образованного и выдающегося мужа, как Аполлос! Когда Аполлос вознамерился отправиться в Ахаию, то Прискилла и Акила предпослали ему письмо к коринфским христианам, чтобы расположить их к хорошему приёму новообращённого. Заметим, что это их благовестнические труды в Ефесе имели место несколько раньше, чем ап. Павел явился сюда с подробной проповедью. – Из Ефеса они ушли в Рим и здесь также предвосхитили дело ап. Павла. Когда он писал своё послание к Римлянам, он ещё не был в Риме; —403— и только ещё намеревался туда прийти, но там Акила и Прискилла, которых он приветствует в послании, успели приобрести домашнюю церковь (16, 3). При своём посещении Рима, он уже не застал их здесь; они действовали снова на востоке в обществе Тимофея, в послании к которому он и приветствует их, ставя Прискиллу опять на первом месте (2, 4, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) Не закрывайте руки своей для ближнего. Господь воздаст сторицей. Если разломите хлеб свой нищему, он увеличится в ваших руках. 3) Дадите им вы ясти (ст. 16). Обязанность наша, по примеру Господа, заботиться о доставлении удовлетворения потребностей наших ближних, духовных и телесных. 4) При благословении Божием малое и скудное делается великим и преизбыточествующим (ст. 17, 19, 20). 5) Пример Христа, очень часто уединявшегося для молитвы (ст. 22, 23), как побуждение нас к усердной и постоянной молитве ( Мф.6:5, 6 ). 9-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 59, гл. 14, ст. 22–34; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 128, гл. 3, ст. 9–17). 1) Жизнь – море бурное. Волны – грехи заливают нас. Нам кажется, что мы гибнем. Будем крепко держаться за Господа... Держась за руки Его, мы не утонем. 2) Не бойтесь! Не бойтесь смущений житейских, не бойтесь страхов и страданий. Знайте, что в тяжелую минуту придет Он со Своею помощью. 3) Сопоставление жизни человеческой с бушующим морем (ст. 24). В нашей жизни мы встречаем постоянно опасности, но они страшны и губительны только тогда, когда нас оставляет Господь (ст. 22, 24); затем, когда в бедах мы не прибегаем тот же час за помощью с молитвою и раскаянием к Богу (ст. 26, 30) и, наконец, тогда, если кто решается оставить корабль, или Церковь (ст. 29, 30) или же теряет веру и надежду (ст. 31). 4) Верующие – Божий храм, Божие строение, Божия нива (ст. 9, 16). Любвеобильность и человеколюбие Господа в этих образах и наименованиях людей. 5) «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» (ст. 16). а) Высокое достоинство нашей души ( Мф.6:25, 16:26 ; Мк.8:36, 37 ; Лк.9:25 ); б) Грех пренебрежения своею душою ( Мк.8:36 ); в) Счастье и радость души, в которой живет Святой Дух ( Рим.14:17 ; Ефес.5:9 ); г) Горе души, покинутой Святым Духом ( Мф.21:19 ; Ин.13:27 ; Лк.11:26 ; Рим.1:28 ; 1Цар.16:14, 15 ; Ис.63:10 ; Иерем.15:6). 6) Великая кара Божия на соблазнителей и растлителей души человеческой (ст. 17; Мф.18:6, 7 ; 2Петр.2:13 ; Рим.1:24–26 ). Увещание удаляться от соблазнителей ( 2Кор.6:14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Приведем еще один стих из книги Бытие: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19, 24 ). Здесь написано о том, что одновременно действовали два Господа. Ветхий Завет: Быт.1:1 – сотворил Бог… (Элохим – переводится, как «Боги», множественное число); Быт.1:26 – сотворим... по ...Нашему... (множественное число); Быт.2:4–3:23 – Господь Бог… (Яхве-Элохим – переводится как «Сущий – Боги», первое слово – единственное число, второе – множественное число); Быт.3:22 – как один из Нас... (множественное число); Быт.11:6–7 – сойдем же и смешаем... (множественное число глаголов); Быт.18:1–3 – (Три ангела, но одно обращение Авраама); Быт.19:24 – …пролил Господь… от Господа с неба… (действуют два Господа); Числ.6:24–26 – (Тройное благословение); Ис.6:3 – (Тройное славословие); Пс.32:6 – (Слово и Дух); Пс.2:7 – (Сын); Пс.109:3 – Прежде денницы...; Пс.142:10 – (Дух); Ис.48:16 – (Дух); Иер.10:10 – А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Тройное упоминание); Ис.43:14 – Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев... (Тройное упоминание); Ис.46.9–11 .– Мой совет состоится... (совет может быть только между несколькими лицами). Новый Завет: Мф.28:19 – Во имя (одно имя ко Всем трем, а не имена!) Отца и Сына и Святаго Духа... (Трое); 2Кор.13:13 – Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами... (Трое); 1Петр.1:2 – по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа... (Трое); 1Ин.5:7 – (Трое, но только в латинских рукописях); Ефес.4:6 – Над всеми, чрез всех, во всех... (Трое); Ин.1:14;1:18;3:16 и др.– Единородный... (единый по природе с Отцом); Евр.1:1–14;5:5 – Сын мой, ...родил я... (единый по природе с Отцом); Ин.14:16–17 – Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... (Трое); Ин.14:26 – Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Трое); Ин.15:26 – Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010