Противъ еретиковъ, отвергающихъ законъ и Пророковъ. Глаголавшаго Пророки. якоже глагола устами святыхъ сущихъ отъ века Пророкъ Его, отъ врагъ нашихъ (Лук. 1, 70–71). Богородица: якоже глагола ко отцемъ нашимъ и проч. (Лук. 1, 55). Въ о семъ вси Пророцы свидетельствуютъ греховъ именемъ Его всякому верующему въ онь (Деян. 10, 43). Также: егоже подобаетъ небеси убо даже до летъ всехъ, яже глагола Богъ усты всехъ святыхъ Своихъ Пророкъ отъ века (Деян. 3, 21). Въ Давидъ рече Духомъ Святымъ: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Марк. 12, 3. 6). Въ и помолившимся имъ, подвижеся место, идеже бяху собрани, и исполнишася вси Духа Свята, и глаголаху слово со (Деян. 4, 31). Въ книге Числъ: егда же препочи Духъ на нихъ, и пророчествоваша… въ полце (Числ. 11, 25–26). Противъ говорящихъ, что ветхозаветное противно евангельскому, и не принимающихъ пророческихъ Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. Павелъ: сотворивый обоя едино (Ефес. 2, 14). Единъ Господь, едина вера, едино (Ефес. 4, 15). святая… (Евр. 3, 1). Наздани бывше на Апостолъ и Пророкъ, сущу краеугольну самому Христу (Ефес. 2, 20). Вы есте тело Христово и уди отъ части (1 Кор. 12, 27). Овыхъ убо положи Богъ въ Церкви первее Апостоловъ, второе Пророковъ, учителей (1 Кор. 12, 28). Да Церковь (1 Кор. 14, 3). Вы храмъ есте (1 Кор. 3, 16). Яже къ Церкве просите (1 Кор. 14, 12). Сущу краеугольну самому Христу… о Немже и вы созидаетеся (Ефес. 2, 20–21). Той есть Глава телу Церкве (Кол. 1, 18). Притомъ, какъ семь соборныхъ названы такъ потому, что были написаны ко всемъ вернымъ: такъ и совокупность всехъ православныхъ названа въ символе соборною Противъ богомиловъ и всехъ нечестивцевъ, не принимающихъ, или не уважающихъ Исповедую едино во греховъ. Павелъ: исповедалъ еси доброе (1 Тим. 6, 12). Сердцемъ бо веруется въ правду, усты же исповедуется во (Рим. 10, 10). Единъ Господь, едина вера, едино (Ефес. 4, 5). Да крестится въ васъ во греховъ (Деян. 2, 38). Въ крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Матф. 28, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

1Сол. 1, 10 ; Иак. 5, 7; 8 ; 2Петр. 1, 16; 3, 4. 10; 12 ; 1Кор. 4. 5; 15, 23 ; 2Кор. 7, 7 ; 1Сол. 2, 19; 3, 13; 4, 15; 5, 2. 23 ; 2Сол. 2, 1. 8 ; Мф. 24, 44 ; Апок. 3, 11; 4, 8; 22, 12. 20 ), Его царствию не будет конца ( Лук. 1, 33 ); И в Духа Святаго ( Мф. 28, 19; 3, 16 ; Марк. 1, 10 ; Лук. 3, 21 ; Ин. 1, 32 ; Мф. 1, 18. 20; 12, 28. 32 ; Марк. 3, 28 . Лук. 12, 10 . Мф. 10, 20 . Лук. 12, 12 ; Ин. 14, 16. 17. 26; 15, 26; 16, 7–15; 20, 22 ; 1Петр. 1, 12; 4, 14 ; 2Петр. 1, 21 ; 1Ин. 3, 24, 4, 13; 5, 6. 7 ; Иуд. 1, 20 ; Апок. 2. 7, 12. 17. 29; 3, 6. 13. 22; 14. 13; ; Kop. 2, 10. 11. 12. 13. 14; 3, 16; 6, 11. 17. 19; 7, 40; 8, 6; 12, 3. 8. 9. 11. 13; 14, 2; 2 Kop. 5, 5; 6, 6; 13, 13; Галат. 3, 5; 4, 6 ; Ефес. 3, 5; 4, 4; 30 ; Филип. 1, 19. 27 ; 1Сол. 4, 8 ; 1Тим. 3, 16; 4, 1 ; Тит. 3, 5 ; Евр. 2, 4; 3, 7; 6, 4; 9, 14; 10, 15 ), Господа животворящаго (2 Kop. 3, 17; Деян. 5, 3. 4 ; Рим. 4, 17; 8, 11 ; 1Кор. 15, 45 ), Иже от Отца исходящаго ( Ин. 15 ), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима ( Мф. 28, 19 ; 1Ин. 5, 7 ; Мф. 3, 16–17 ), глаголавшаго пророки ( 2Петр. 1, 21 ; 1Петр. 1, 10. 11 ). Во едину святую, соборную и апостольскую церковь ( Мф. 16, 18; 18, 17 ; 1Пет. 2, 4–8; 1 Кор, 3, 10–12; 12, 28; 14, 4. 12; Ефес. 1, 22; 5, 23. 25–27; 4, 10–13 ; 2Кор. 6, 16; 8, 1 .; Филип. 3, 6 ; Колос. 1. 18. 24 ; 2Сол. 2, 4 ; 1Тим. 3, 15 и др.)... Исповедуем едино крещение во оставление грехов ( Ин. 3, 3. 4 ; Мф. 28, 19 ; Марк 16, 16 ; Деян. 2, 38; 10, 47. 48 ; Ефес. 4, 5 ; 1Петр. 3, 21 ; Рим. 6, 3. 4 ; 1Кор. 12, 13 ; Галат. 3, 27 ; Колос. 2, 12 ). Чаем воскресения мертвых ( Мф. 22, 32 : Марк 12, 26 ; Лук. 20, 37 ; Ин. 5, 25; 28, 11, 25–26 .; 6, 40, 54; Рим. 6, 5 ; 1Кор. 15, 12. 13. 21. 42 ; Филип. 3, 11 ; Евр. 6, 2; 11, 19, 35 ) и жизни будущаго века ( Ин. 3, 16; 36; 4, 14 ; Ефес. 1, 21; 2, 7 ; Евр. 6, 5 ; Рим. 2, 7. 5, 21; 6, 2; 7, 10 ; Гал. 6, 8 ; 1Тим. 4, 8 ; Евр. 7, 16 ; 1Ин. 1, 2; 2, 25; 3, 14; 5, 11; 13, 20 и мн. др.). Проверив указанные нами цитаты, читатель, конечно, сам увидит, что Никейский символ веры не только вполне согласен с учением новозаветного Откровения, но даже изложен словами и изречениями новозаветных писаний; поэтому, когда Толстой утверждает, что нагорная проповедь несоединима с Никейским символом веры , то этим он утверждает уже и то, что нагорная проповедь Спасителя находится в непримиримом противоречии со всем новозаветным Откровением, с учением Иисуса Христа и апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Исполнив весь замысел о нашем спасении,/и то что на земле соединив с небесным,/вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш,/совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно/и взывая любящим Тебя:/“Я – с вами и никто – против вас!” Вместо прокимна песнь отцев, глас 4: Прокимен, глас 4, песнь отцов Благословен еси, Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено Имя Твое во веки.  Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших,/и хвально и прославлено имя Твоё вовеки.  Стих: Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами.    Дан 3:26 , 27А Деяния святых Апостолов, зачало 44 Во дни оны, суди Павел мимо ити Ефес, яко да не будет ему закоснети во Асии, тщаше бо ся, аще возможно будет, в день Пятьдесятный быти во Иерусалиме. От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры церковныя. И якоже приидоша к нему, рече к ним: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею. Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада: И от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики вслед себе. Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас. И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех. Сребра или злата или риз ни единаго возжелах. Сами весте, яко требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии. Вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко Сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати. И сия рек, преклонь колена своя, со всеми ими помолися. В те дни Павел рассудил миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.    Деян 20:16–18А; 28–36

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

«Строго говоря, все послания ап. Павла были циркулярными. Это вытекает, например, из указания Кол. 4, 16. Апостол распоряжается, чтобы Послание к Колоссянам было прочитано в Лаодикии, а Послание к Лаодикийцам — в Колоссах. Послание, писанное к одной церкви, читалось и в других церквах. Только таким образом и мог составиться сборник посланий ап. Павла и получить общецерковное значение. Если все послания ап. Павла были циркулярными, то послание, обращенное к ефесской церкви, не могло не быть им по преимуществу перед всеми другими» . Мы уже неоднократно отмечали большое значение ефесской церкви во времена раннего христианства, — значение, постепенно утраченное ею в последующие века. Оно определялось прежде всего культурным, политическим и экономическим статусом самого Ефеса, малоазийского города с богатой историей. В каждом из геополитических регионов обширной Римской империи был свой подобный центр: Александрия в Египте, Антиохия (или Кесария) в Сирии, Коринф (или Афины) в Греции, Рим в Италии. Ефес был своего рода римской столицей Малой Азии. Почти все перечисленные города, включая Ефес, были морскими портами. В раннехристианской же икумене роль Ефеса огромна, если не подавляюща , и вполне сравнима с ролью столичной римской церкви. Если первоначальная авторитетная иерусалимская (иудео-христианская) матерь-церковь довольно быстро стала переживать большие трудности в силу того, например, что все более и более затрудненным, а вскоре и невозможным стало существование иудейства в Палестине (особенно во II веке после подавления римлянами очередного иудейского восстания), то именно Рим и Ефес стали теми центрами, где аккумулировалось христианское Предание и собирались или даже составлялись апостольские писания. Канон Нового Завета во многом определился значением именно этих центров (см. § 26). Ефес напрямую связан и с ап. Павлом, который пробыл там в общей сложности довольно долго во время своих 2-го и 3-го миссионерских путешествий, и с ап. Иоанном Богословом, который по преданию (II век) проживал там последние годы своей жизни и составлял свои писания (некоторое время проведя в ссылке на острове Патмос). Будет уместным напомнить, что III-й Вселенский собор (431-й год), который исповедал Пресвятую Деву Марию Богородицей (Qeoto/koj), состоялся тоже в Ефесе .

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

23-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 38, гл. 8, ст. 26–39; Апост. к Ефесянам, зач. 220, гл. 2, ст. 4–10). 1) Все темы 5-ой недели по Пятидесятнице (см. ст. 31–32). 2) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина приносить Богу благодарение по получении от Него какого-либо благодеяния и рассказывать всем безбоязненно о чудесах Божиих (ст. 39; Лк.17:15, 16 ). 3) Какого человека можно назвать мертвым при жизни? Грешника, который умер для добрых дел. Раскаявшийся же грешник, напротив, человек воскресший ( Ефес.2:5, 6 ). Из апостольского чтения ( Ефес.2:8, 9 ). Не следует гордиться добрыми делами: это действует в нас благодать Божия, а не мы. Кроме того, если мы видим свое доброе, то, значит, мы не видим бездны злого в себе; а следовательно, зрение наше помрачено и душа потемнела. Мы так далеки от Святого Образа Иисуса Христа, Которому должны подражать, что наше добро – ничто, ничтожная тень. «Мы – рабы неключимые». 24-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 39, гл. 8, ст. 41–56; Апостол к Ефесянам, зач. 221, гл. 2, ст. 14–22). 1) Какую веру и надежду мы должны иметь на Бога, чтобы могли ожидать от Него себе помощи (ст. 41, 42, 44, 48)? Пример веры Иаира (ст. 41, 42). Пример веры кровоточивой жены (ст. 44, 48). 2) Касайтесь риз Господних. Ризы Божии – храм, святое богослужение, святое слово. Они хранят в себе силу исцеления. 3) Напоминание слушателям о том, что не должно стыдиться в болезнях как тела, так и души, обращаться за помощью (ст. 45, 47). Стыдиться же следует творить грех. 4) Христос примирил нас с Богом. Посему будем иметь мир со всеми людьми (ст. 17; Рим.12:18–21 ; Кол.3:12–14 ; Ефес.4:26 ; Пс.132:1–3 ). Будем миротворцами. Тот, кто сеет вражду, от диавола. Не передавайте злых речей ближнего о ближнем. Гасите вражду и свою и чужую в начале. Упустишь огонь – не потушишь. 5) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина стремиться к совершенству, к добродетели, чтобы сделаться достойным жилищем Святого Духа (ст. 21, 22; Мф.5:48 ; 1Кор.9:24, 25 ; Флп.3:12–14 ; Сол.4:3–5, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Тогда Господь в видении ночью сказал Павлу: – «не бойся, но говори и не умолкай; Я с тобою, и никто не сделает тебе зла: потому что в этом городе много людей, которые будут Моими». – И он пробыл там год и шесть месяцев, и образовал знаменитую церковь из Иудеев и язычников. Оттуда он поплыл в Сирию; и чрез Ефес, Кесарию и Иерусалим, который посетил теперь в четвертый раз, чтобы во время праздника повидаться с церковью, наконец, возвратился в Антиохию. 4. Третье апостольское путешествие святого Павла, окончившееся его узничеством и отправлением в Рим (Деян. 18:23; 19–26) Через несколько времени, святой Павел снова отправился в путь. Обозревши церкви Галатийскую и Фригийскую, он прибыл в Ефес. Здесь он нашел двенадцать учеников, крещенных от Иоанна, которые даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Павел сказал, что Иоанн крестил только крещением покаяния, внушая веровать в Грядущего за ним, то есть, во Христа Иисуса. Услыхавши это, они крестились во имя Господа Иисуса; и когда Павел возложил на них руки, Дух Святый сошел на них, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Сначала Павел три месяца проповедовал в синагоге; но, так как некоторые не верили и хулили учение Господне, он стал проповедовать в училище какого-то Тиранна. Это продолжалось два года; так что все жители Малой Азии, посещавшие Ефес, Иудеи и Еллины, могли слышать проповедь о Господе Иисусе. Много и чудес творил Бог руками Павла; так, что даже платки и опоясания, бывшие на теле его, носили к больным, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из Иудейских заклинателей, ходивших по селениям, над одержимыми от злых духов, стали употреблять имя Господа Иисуса. Так, семеро братьев, сыновья Иудейского первосвященника, раз, заклинали бесноватого такими словами: «заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». Только злой дух отвечал им на это: «Иисуса я знаю; и Павел мне известен: да вы то кто?» И бесноватый, бросившись на них, одолел их; так, что они, обнаженные и избитые, выбежали из того дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Хронология событий: Главы: Годы по Дионисию: Явления Иисуса Христа в течение 40 дней и вознесение Его 1:1–13 Избрание Матфея 1:14–26 Сошествие Святого Духа и обращение 3000 человек 2:1–41 Исцеление Апостолом Петром хромого и проповедь Апостола Петра 3:1–26 Первое гонение па Апостолов от синедриона, заключение, освобождение 4:1–31 Наказание Анании и Сапфиры 5:1–11 Второе гонение. Чудесное освобождение из темницы. Допрос Апостолов. Совет Гамалиила 5:17–42 Поставление 7-ми диаконов Убиение Стефана и гонение на христиан 60. 38. Гонение от Савла Проповедь диакона Филиппа в Самарии, отправление туда Апостолов Петра и Иоанна. Симон волхв 8:5–25 Обращение Филиппом евнуха 8:26–40 Обращение Савла 9:1–19 Проповедь Савла в Дамаске 9:20–22 Возвращение его из Аравии в Дамаск и удаление в Иерусалим 9:23–26 Удаление Савла в Кесарию и Тир 9:27–30 Путешествие Петра в Лидду (исцеление Енея), в Иоппию (воскрешение Тавифы) 9:31–43 39–43. Путешествие его в Кесарию и обращение Корнилия сотника 10:1–48 Возвращение его в Иерусалим, нападки на него и оправдание 11:1–18 Проповедь Варнавы и Савла в Финикии, Кипре и Антиохии Сирской 11:19–26 Пророчество Агава о голоде 11:27–28 Гонение Агриппы. Кончина Иакова Зеведеева. Заключение Петра и чудесное освобождение его 12:1–17 Путешествие Варнавы и Савла из Антиохии в Иерусалим с милостынею и возвращение 11:29–30 12:25 Первое Апостольское путешествие Павла к язычникам – в Кипр и Малую Азию и возвращение в Антиохию 12–14 гл. 45–51. Разлука Варнавы с Павлом 15:36–39 Второе Апостольское путешествие Павла к язычникам – в Сирию и Малую Азию 15:40–41 16:1–6 53–54. – из Троады в Македонию 16:8–11 Апостол Павел в Филиппах 16:12–40 – » в Солуни 17:1–9 – » в Верии 17:10–14 – » в Афинах 17:15–34 – » в Коринфе 18:1–18 Обратное путешествие в Ефес, Кесарию, Иерусалим и Антиохию 18:19–22 Третье Апостольское путешествие Павла в Ефес и Ахаию 18:19–28 Пребывание в Ефесе 3 года 19:1–40 Путешествие из Ефеса в Македонию и Ахаию 20:1–2 58–59. Обратное путешествие из Греции в Иерусалим 20:3 21:1–16 Последнее пребывание Павла в Иерусалиме, возмущение против него, умысел убить его 21:17–40 22 и 23 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

»Вы все сыны Божии по вере во Христа Иисуса». «Ибо, все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», «все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:26–28 ). «Вышний Иерусалим свободен, он матерь всем нам» (4: 26). " Каждому из нас дана благодать, по мере дара Христова» ( Ефес.4:7 ). «Не оскорбляйте Св. Духа Божия, которым вы запечатлены» (ст. 30). «Бог благоволил показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» ( Кол.1: 27, 28 ). Вы все сыны света, и сыны дня... итак не будем спать, как и прочие» ( 1Фес.5:5, 6 ). «Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаются от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ). «Все сие производит один Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (12:11). «Для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры», и т. д. ( Ефес.4:12, 13 ). «Посему отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (ст. 25). «Мужья любите своих жен... потому что мы члены Его Тела». " Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (гл. 5, 28, 30, 33). «Каждого из вас, как отец детей своих, мы просили поступать достойно Бога призвавшего вас» (Фес.2:11, 12). «Ибо воля Божия есть освящение ваше... чтобы каждый из вас умел соблюдать... ибо призвал вас Бог не к нечистоте, но к святости... Который и дал нам Духа Своего Святого» (4, 3, 4, 7, 8). «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев», и т. д. ( Иак.1:18, 19 ). «Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны... зная, что к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет.3:8, 9 ). Присоединим к сказанному свидетельство Св. Иоанна: «И от полноты Его, все мы приняли» ( Ин.1:16 ). Наконец, по словам Спасителя ( Мф.25:15 ), дается талант по его силе и что Он каждому тоже дает свое дело " ( Мк.13:34 ) и ни один человек не иначе может делать свое дело, как если он имеет для того право и средства. И наконец, соответственно всему этому, ап. Павел дает повеление Ефесским пресвитерам внимать всему стаду, в котором Дух Святый поставил их блюстителями, пасти Церковь Господа, очевидно, подразумевая, что все стадо есть Церковь Божия ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

II, 1 ν τ συμπληροσϑαι τν μραν τς πεντηκοστς 764–765. II,6 τατης φωνς 765. II, 1–7 на кого сошел Дух Святый Май (5. ж) 232–233. II, 46 и 5, 42 κατ οκον Апр. 765. III, 19 νψυξις ibid III, 19–21 толкование всего места (5, е) Май 227–232. III, 26 ν τ ποστρφειν Апр. 765. IV, 5 ρχοντες 760. IV, 13 νϑρωποι γρμματοι 760–761. IV, 19–20 и V, 29 в связи с Мф.22:15–21 ; Рим.13:1–10 ср. 1Пет.2:13–20 и 1Тим.2:2–4 (5. б) 769–770 и приложение Июль – Август, особенно стр. 511–513. Дeяh. V, 1–11 толкование (5. г) Май 222–226 X, 34–35 толкование ср. 1Тим.4:10 ; Рим.11:26 ; Мф.7:11, 21–27 (5. д) 226–227 XIV, 11–18 Апостол Павел понимал ликаонцев и ликаонцы – Апостола Апр. 761 XV, 6 ср. 12 и др. πλϑος 765. XV, 20. 29 связь πορνεα с языческим культом. Ibid. XV-я глава Деян. – Апостольский собор стр. 770–771 (5. в) и приложение 2-е, стр. 239 Май. Термин стр. 765 Апр. Мф.1:16 Июль – Август 496 примеч. Мф.5:27–32 , – XIX, 3–15. Ефес.5:23–33 , – 1Кор.7:10–11 стр. 495. Мф.5:37, 38–39. 500 , – Мф.12:15, 505–506 , – 1Пет.2:13–14 ср. III 13 – 510–511, – 1Ин.5:19 – 489, – Рим.13:1 – 10 – 506–510, – 1Кор.15:47 – 492, – Ефес.6:12 – 489. Троицкий В.А. Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету 1755 : [Пробная лекция]//Богословский вестник 1911. Т. 2. 7/8. С. 493–526 (4-я пагин.) —493— Что было, то и есть, а что есть, то и будет. Нет ничего нового под солнцем! Что сказал еще ветхозаветный мудрец. И ученые мудрецы всех времен и народов повторяют обыкновенно истину: «история учит», или, как говорил один из наших отечественных историков, «она есть изъяснение настоящего и пример для будущего» (Карамзин), а люди простые и благочестивые добавляют при этом еще и слова Давидова псалма: «помянух дни древния и поучихся» (142 5 ). В дальнейших строках мы будем говорить о том, что было во втором веке, но это только потому, что в некотором отношении второй век может быть изъяснением века девятнадцатого и примером для века двадцатого. Что может быть наиболее интересно для представителей богословской науки во втором веке? Наиболее интересна и наиболее важна та напряженная борьба, которую вела христианская Церковь с гностицизмом; ведь в этой борьбе и зародилась богословская наука.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но случилось так, что непредвиденные затруднения (голод в Антиохии, возбужденное состояние народа, вызывавшее опасение бунта) воспрепятствовали восточным отправиться во время, а испорченная дождями дорога замедлила их путь, так что они прибыли в Ефес не к 7 июня, а лишь 26-го. Впрочем, к 20 июня установились письменные сношения между отцами, находившимися в Ефесе, и приближавшимися восточными. Иоанн в письме просил Кирилла подождать 5–6 дней, но на словах было прибавлено подателем: «если я еще умедлю, то приступайте к делу», что Кирилл понял как желание Иоанна – не присутствовать при осуждении Нестория. Прибыв 26 июня в Ефес и узнав, что еще 22 собор открыт под председательством Кирилла и Несторий уже низложен, Иоанн антиохийский с окружавшими его восточными отнесся к этому, как к вопиющему беззаконию (iniquitas, нарушение канонов), сам составил свой соборик, conciliabulum, и в тот же день объявил Кирилла и Мемнона (без всяких канонических формальностей) лишенными сана, а отцов собора (Ефесского под председательством Кирилла) отлученными впредь до раскаяния 49 . б) Посредничество государя принимали охотно обе стороны. К сожалению, Феодосий II при всех своих добрых намерениях (он желал церковного суда, свободного от вмешательства светской власти) не обладал тою силою воли и тем пониманием дела, какие требовались от такого посредника. Поэтому он допустил немало ошибок, возмутивших еще более мир церкви. αα) В своей sacra, объявлявшей собор, он не выяснил 1) ни своей точки зрения на положение дела, 2) ни своего отношения к римскому собору, 3) ни того, кто должен руководить внешним ходом собора, и 4) не дал категоричных разъяснений относительно состава собора. 1) Феодосий, как и естественно, находился под влиянием Нестория и смотрел на дело глазами последнего. В своей секретной грамоте к Кириллу он прямо называл его (не Нестория) виновником церковной смуты и вызывал на собор почти как подсудимого. Это была точка зрения Нестория и восточных. Кирилл, как и всякий, знал, какое огромное значение при дворе имеет августа Пульхерия, сестра императора, и послал свои разъяснения не только императору Феодосию, но и августам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010